Межгосударственный стандарт ГОСТ 32216-2013
"Специальный железнодорожный подвижной состав. Общие технические требования"
(введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1466-ст)
28 марта 2017 г.
Special railway rolling stock. General technical requirements
Дата введения - 1 июня 2014 г.
Введен впервые
Приказом Росстандарта от 28 марта 2017 г. N 202-ст в настоящий ГОСТ внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2017 г.
Текст ГОСТа будет актуализирован после официального опубликования указанных изменений в ИУС "Национальные стандарты"
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на специальный железнодорожный подвижной состав и устанавливает общие технические требования к нему.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 12.1.003-2014 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.007.3-75 Система стандартов безопасности труда. Электротехнические устройства на напряжение свыше 1000 В. Требования безопасности
ГОСТ 12.2.056-81 Система стандартов безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности
ГОСТ 12.2.058-81 Система стандартов безопасности труда. Краны грузоподъемные. Требования к цветовому обозначению частей крана, опасных при эксплуатации
ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки
ГОСТ 481-80 Паронит и прокладки из него. Технические условия
ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия
ГОСТ 1050-2013 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия
ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия
ГОСТ 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия
ГОСТ 3475-81 Устройство автосцепное подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Установочные размеры
ГОСТ 7392-2014 Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия
ГОСТ 8479-70 Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия
ГОСТ 8733-74 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные и теплодеформированные. Технические требования
ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования
ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 9246-2013 Тележки двухосные трехэлементные грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
ГОСТ 10150-2014 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия
ГОСТ 10393-2014 Компрессоры, агрегаты компрессорные с электрическим приводом и установки компрессорные с электрическим приводом для железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия
ГОСТ 10791-2011 Колеса цельнокатаные. Технические условия
ГОСТ 11928-83 Системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты автоматизированных дизелей и газовых двигателей. Общие технические условия
ГОСТ 12971-67 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры
ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 17411-91 Гидроприводы объемные. Общие технические требования
ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам
ГОСТ 18460-91 Пневмоприводы. Общие технические требования
ГОСТ 19281-2014 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия
ГОСТ 21752-76 Система "Человек-машина". Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования
ГОСТ 21753-76 Система "Человек-машина". Рычаги управления. Общие эргономические требования
ГОСТ 22483-2012 (ЕС 60228:2004) Жилы проводящие для кабелей, проводов и шнуров";
ГОСТ 22613-77 Система "Человек-машина". Выключатели и переключатели поворотные. Общие эргономические требования
ГОСТ 22614-77 Система "Человек-машина". Выключатели и переключатели клавишные и кнопочные. Общие эргономические требования
ГОСТ 22615-77 Система "Человек-машина". Выключатели и переключатели типа "Тумблер". Общие эргономические требования
ГОСТ 23852-79 Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративным свойствам
ГОСТ 27331-87 Пожарная техника. Классификация пожаров
ГОСТ 29205-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от электротранспорта. Нормы и методы испытаний
ГОСТ 31846-2012 Специальный подвижной состав. Требования к прочности несущих конструкций и динамическим качествам
ГОСТ 32206-2013 Специальный железнодорожный подвижной состав. Внешний шум. Нормы и методы определения
ГОСТ 32210-2013 Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов специального железнодорожного подвижного состава. Нормы и методы определения
ГОСТ 32202-2013 Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава. Требования к качеству
ГОСТ 32565-2013 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия
ГОСТ 33321-2015 Железнодорожный подвижной состав. Устройства акустические сигнальные. Общие технические условия
ГОСТ 33326-2015 Кабели и провода для подвижного состава железнодорожного транспорта. Общие технические условия
ГОСТ 33330-2015 Кресло машиниста (оператора) железнодорожного подвижного состава. Технические условия
ГОСТ 33436.3-1-2015 (IEC 62236-3-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-1. Железнодорожный подвижной состав. Требования и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Общие технические требования
3.1 Конструктивные требования
3.1.1 Специальный железнодорожный подвижной состав (далее - СЖПС) разрабатывают и изготавливают в климатическом исполнении У по ГОСТ 15150.
Технологическое оборудование, устанавливаемое вне кузова, должно иметь исполнение У1 по ГОСТ 15150.
Оборудование, устанавливаемое в кабине машиниста, должно иметь исполнение У3 по ГОСТ 15150.
3.1.2 Конструкция и оборудование СЖПС должны обеспечивать его работоспособность на несмерзшемся балласте при максимальной высоте над уровнем моря 1200 м.
3.1.3 Для оборудования, расположенного на открытом воздухе (силовых кабелей, электродвигателей, гидромоторов, вентиляционных отверстий и прочего оборудования) должны быть предусмотрены конструктивные решения по его защите от внешних климатических факторов.
Пункт 3.1.4 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.1.4 СЖПС должен быть оборудован автосцепками с поглощающими аппаратами и межвагонными соединительными рукавами в соответствии с требованиями ГОСТ 3475.
По согласованию с Заказчиком СЖПС оборудуют автосцепками без поглощающего аппарата.
Пункт 3.1.5 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.1.5 СЖПС должен быть оборудован двумя акустическими сигнальными устройствами - большой громкости (тифонами) и малой громкости (свистками), соответствующими требованиям ГОСТ 33321.
Пункт 3.1.6 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.1.6 СЖПС должен быть оборудован:
- устройствами управления, контроля;
- кабинами управления;
- установками кондиционирования воздуха: принудительной вентиляцией, отоплением и охлаждением в помещениях размещения обслуживающего персонала;
- подкузовным освещением и освещением рабочих зон;
- элементами наружного освещения и сигнализации;
- системой громкоговорящей связи (оповещения);
- радиосвязью на коротких волнах (KB диапазон) и на ультракоротких волнах (УКВ диапазон);
- сигнализацией о возникновении пожара в помещениях СЖПС (кроме СЖПС без кабины управления).
Подпункт 3.1.6.1 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.1.6.1 Самоходные СЖПС дополнительно должны быть оборудованы:
- системами безопасности движения;
- системой измерения количества и контроля расхода топлива;
- системами автоматического пожаротушения в дизельном помещении;
- прожектором;
- стеклоочистителями лобовых окон.
3.1.7 Детали, которые при неисправности могут упасть на путь и повлиять на безопасность движения, должны иметь предохранительные устройства, рассчитанные на двукратный вес предохраняемого элемента.
Максимальные расчетные напряжения в предохранительных устройствах не должны превышать предел текучести материала.
3.1.8 Электротехнические изделия, устанавливаемые на СЖПС, должны быть рассчитаны для работы в условиях эксплуатации при воздействии механических факторов внешней среды в части вибрационных и ударных нагрузок по ГОСТ 17516.1.
Пункт 3.1.9 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.1.9 Площадки, ступеньки, поручни и лестницы СЖПС должны соответствовать требованиям, установленным в таблице А.1 приложения А.
3.1.10 Исключен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
Подраздел 3.2 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.2 Требования к дизелю
Дизели, устанавливаемые на СЖПС, должны соответствовать требованиям ГОСТ 10150.
3.3 Требования к электрооборудованию
Пункт 3.3.1 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.3.1 Электрооборудование СЖПС должно соответствовать требованиям национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт:
- безопасности по воздействию на человека по ГОСТ 12.2.007.0;
- безопасности конструкции электротехнических устройств по ГОСТ 12.2.007.3.
3.3.2 Питание электрических цепей управления, освещения, радиосвязи, системы безопасности движения, зарядки аккумуляторных батарей, датчиков контроля параметров силовой установки должно осуществляться постоянным током с напряжением 24 В.
3.3.3 Питание двигателей электроприводов насосов, привода рабочих органов, охлаждающих агрегатов, компрессоров должно осуществляться трехфазным переменным током с напряжением 380 В.
3.3.4 Отопление и охлаждение кабин, освещение рабочих зон, питание розеток для подключения портативного компьютера должно осуществляться однофазным переменным током с напряжением 220 В (при наличии в конструкции СПС соответствующих генераторов).
3.3.5 Климатическое исполнение проводов и кабелей в зависимости от места их расположения должно соответствовать категории размещения 1 (без воздействия солнечной радиации) и категории размещения 2 по ГОСТ 15150.
Пункт 3.3.6 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.3.6 Провода и кабели должны соответствовать требованиям ГОСТ 33326.
3.3.7 Провода и кабели должны быть стойкими к воздействию дизельного топлива, масел, солнечного излучения и влаги.
3.3.8 В жгутах проводов цепей управления, соединяющих пары разнесенных сборочных единиц (электрошкафы, пульты, розетки), должны быть предусмотрены резервные провода, не менее двух и не более 10% в жгуте.
3.3.9 Ящики (шкафы) с электрической аппаратурой, устанавливаемые в кузовах, должны иметь степень защиты, обеспечиваемую оболочками, не ниже IP21 по ГОСТ 14254.
3.3.10 Шкафы с электрической аппаратурой, расположенные снаружи, должны иметь степень защиты, обеспечиваемую оболочками, не ниже IP65 по ГОСТ 14254.
3.3.11 Электрический монтаж и размещение электрооборудования в шкафах, ящиках и пультах должен производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.056.
3.3.12 Расстояние от токоведущих частей до сетчатых защитных ограждений внутри кузова и размеры ячеек сетчатого ограждения должны быть не менее установленных в ГОСТ 12.2.056.
3.3.13 Провода и кабели должны иметь не ниже пятого класса гибкости токопроводящей жилы по ГОСТ 22483. Допускается применение монтажных проводов сечением до 2,5 мм с классом гибкости токопроводящей жилы не ниже третьего.
3.3.14 В цепях управления между клеммными рейками, блоками, панелями и штепсельными разъемами должны быть предусмотрены резервные провода, составляющие не менее 3% от общего числа соединительных проводов.
3.3.15 Для защиты силового электрооборудования от перегрузок, возникающих в работе, и токов короткого замыкания в электрической схеме СПС должны быть применены быстродействующие выключатели.
3.3.16 Прокладку силовых кабелей по секциям с технологическим оборудованием следует производить в трубах по ГОСТ 3262, металлорукавах или желобах: трубы должны быть механически закреплены на раме и заземлены. На лобовых листах секций должны размещаться коробки с разъемами. Степень защиты коробки, обеспечиваемая оболочками, должна быть не ниже IP 65 по ГОСТ 14254. Для защиты проводов, жгутов и кабелей в местах их выхода на торцах труб должны быть установлены втулки из негорючей пластмассы или резины.
3.3.17 В местах установки предохранителей, электроизмерительных приборов и электрических аппаратов должны быть надписи, указывающие их обозначение на электрической схеме.
3.3.18 Электрические схемы СЖПС должны обеспечивать возможность проверки правильности срабатывания аппаратов без подачи на них напряжения силовых цепей.
3.4 Требования к тормозному и пневматическому оборудованию
Пункт 3.4.1 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.4.1 Самоходный СЖПС должен быть оборудован следующими типами тормозов:
- автоматическим пневматическим;
- вспомогательным пневматическим прямодействующим;
- ручным стояночным.
Несамоходный СЖПС должен быть оборудован следующими типами тормозов:
- автоматическим пневматическим;
- ручным стояночным.
Подраздел 3.4 дополнен пунктом 3.4.1а с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.4.1а Тормоза других типов (электрические, дисковые, рельсовые, гидравлические, стояночные автоматические) и противоюзные устройства на СЖПС устанавливают по требованию Заказчика.
3.4.2 Требования к поршневым компрессорам для пневматических тормозных систем - по ГОСТ 10393.
Пункт 3.4.3 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.4.3 Пневмоприводы должны соответствовать требованиям ГОСТ 18460.
3.4.4 Пневматическая система должна быть оборудована:
- устройствами для осушения сжатого воздуха или устройствами для отделения, сбора и удаления сконденсировавшейся влаги;
- разобщительными кранами для отключения элементов при их неисправности.
Дополнительно в пневматической системе могут быть установлены фильтры перед элементами особо чувствительными к загрязнению.
3.4.5 Конструкция рычажной передачи тормоза и экипажной части должна исключать возможность сползания колодок с поверхности катания колес на фаску и за наружный торец бандажа. Допускается выход тормозных колодок за наружную поверхность бандажа в эксплуатации не более 10 мм.
3.4.6 Трубопровод тормозной магистрали должен быть смонтирован без видимых невооруженным глазом провисаний по отношению к горизонтальной плоскости, проходящей через оси концевых кранов. Соединение трубопроводов рекомендуется выполнять при помощи соединительной арматуры для безрезьбовых труб.
3.4.7 Качество сжатого воздуха, поступающего в тормозную систему после блока очистки и осушки сжатого воздуха, должно соответствовать ГОСТ 32202.
3.4.8 Давление в главных резервуарах при автоматическом возобновлении работы компрессора и его отключении регулятором должно быть в пределах от 0,75 до 0,9 МПа.
3.4.9 Расход воздуха на собственные нужды блока осушки воздуха должен составлять не более 15% от количества осушенного и очищенного воздуха.
3.4.10 На СЖПС по согласованию с Заказчиком допускается управление тормозами с выносного пульта управления, если такой пульт предусмотрен конструкцией СЖПС.
3.5 Требования к гидравлическому оборудованию
Пункт 3.5.1 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.5.1 Гидроприводы, гидросистемы и входящие в их состав гидроустройства (далее - гидросистемы) должны соответствовать требованиям ГОСТ 17411. Конструкция гидросистемы должна исключать возможность попадания масла на настил рабочих площадок, обмотки электрических машин, электропровода, приборы, оборудование и на балластную призму.
3.5.2 Гидросистемы должны быть оснащены устройствами аварийного отключения, обеспечивающими самофиксирование рабочих органов в выключенном состоянии. При наличии нескольких пультов управления каждый пульт должен быть оснащен устройством для аварийного отключения, блокировки, исключающим возможность одновременного управления от различных пультов, и сигнализацией, указывающей использованное для выключения системы аварийное устройство.
3.5.3 Исключен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.5.4 Гидросистемы СЖПС должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими:
- очистку рабочей жидкости в процессе эксплуатации;
- контроль уровня и температуры рабочей жидкости в гидробаке;
- защиту гидросистемы от перегрузки давлением свыше максимального;
- заправку и слив рабочей жидкости;
- охлаждение рабочей жидкости;
- контроль степени засоренности системы и очистки жидкости;
- отключение привода насоса(ов) при падении уровня жидкости в гидробаке ниже допустимого;
- выпуск воздуха из мест возможного скопления;
- диагностирование технического состояния.
3.5.5 Гидросистема должна обеспечивать отсутствие утечек жидкости при максимальном давлении или при давлении не ниже 1,25 ( - номинальное давление гидросистемы), если максимальное давление не установлено в технических условиях на конкретный тип СЖПС.
3.5.6 Система управления гидросистемой должна быть спроектирована так, чтобы воспрепятствовать непреднамеренным опасным движениям, недопустимой последовательности функций приводов. Возле органов управления должны быть расположены мнемонические символы (обозначения) с указанием направления движения выходных звеньев гидросистемы при различных положениях органов управления. Если требуется управление со стороны оператора двумя руками, то необходимо исключить возможность одновременного управления одной рукой несколькими устройствами.
3.5.7 Управляемые вручную гидросистемы должны быть расположены на СЖПС так, чтобы действия для оператора были безопасны, а гидросистемы защищены от непреднамеренного включения и выключения.
3.5.8 Используемые в гидросистеме измерительные устройства должны быть защищены от инерционных нагрузок, ударов, вибрации и механических воздействий, соответствовать схемам соединений и измерений, а также диапазону измеряемых параметров.
3.5.9 На шкале или корпусе манометра, постоянно показывающего давление в одной точке гидросистемы, должна быть нанесена красная метка, соответствующая наибольшему или наименьшему давлению, допускаемому в этой точке гидросистемы.
3.5.10 Показывающие (стрелочные) манометры должны иметь демпфирующие устройства для правильного считывания информации.
3.5.11 На СЖПС трубопроводы должны быть размещены с наименьшими протяженностью, числом изгибов и пересечений, при этом необходимо предусматривать технологическую и термическую компенсацию. Гидролинии должны быть выполнены так, чтобы исключалось использование их в качестве ступенек или лестницы. Жесткие и гибкие гидролинии должны быть проложены так, чтобы они были защищены от любого вида повреждения и не нарушали рабочий процесс.
3.5.12 При размещении на СЖПС гидролинии должны быть исключены трение, скручивание, недопустимые перегибы и напряжения рукавов при перемещении СЖПС. Соединения трубопроводов и рукавов должны быть доступны для наружного осмотра, ремонта и замены.
3.5.13 Элементы крепления трубопроводов должны быть установлены вне зоны сварных стыков трубопроводов и не должны создавать опасности электролитической коррозии.
3.5.14 Допускается применять трубы с антикоррозийным внутренним покрытием, а соединения трубопроводов - с врезным кольцом. Контакт трубопроводов с элементами конструкции, а также друг с другом вне мест креплений не допускается.
3.5.15 Конструкция гидропривода должна обеспечивать движение СЖПС в транспортном и рабочем режимах.
3.5.16 Гидросистемы должны иметь места, оборудованные для установки датчиков диагностирования системы.
3.6 Требования к экипажной и механической частям
Пункт 3.6.1 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.6.1 Конструкция экипажной части СЖПС должна соответствовать требованиям ГОСТ 31846.
3.6.2 Механическая часть СЖПС должна отвечать условиям достаточной статической прочности, устойчивости и сопротивления усталости при наиболее невыгодном возможном сочетании действующих сил:
- отстатической весовой нагрузки;
- возникающих при движении на прямых и при прохождении кривых участков пути различных радиусов с критическими скоростями и при давлении ветра на боковые стенки кузова 490 Па;
- от действия других сил:
а) приложенных вдоль продольной оси автосцепки для СЖПС с собственной массой:
- до 30 т - продольная сила сжатия должна быть равна их удвоенной силе тяжести;
- от 30 до 70 т - кН;
- от 70 до 100 т - от минус 1500 до 1000 кН;
- свыше 100 т - от минус 2500 до 2000 кН;
б) возникающих при подъеме СЖПС (секции) с полным комплектом оборудования при помощи четырех домкратов или подъемного крана;
в) возникающих при опускании колесной пары;
г) возникающих при подъеме секции за один конец;
д) возникающих при подъеме тележки, сошедшей с рельсов.
3.6.3 Лобовая часть кузова СЖПС (кабина машиниста) должна быть рассчитана на воздействие равномерно распределенной по ширине подоконной части кабины продольной нагрузки до 150 кН.
3.6.4 Рамы СЖПС должны быть оборудованы устройствами для подъема надтележечного строения домкратами, а также выдерживать подъем одной стороны СЖПС с тележкой за лобовой брус или ударно-тяговые приборы.
3.6.5 Рамы СЖПС должны иметь усиленные участки, позволяющие производить в этих местах его подъемку домкратами.
3.6.6 Колеса СЖПС должны соответствовать ГОСТ 10791.
3.6.7 Все металлические части СЖПС, кроме внутренних полостей замкнутых сварных конструкций и резервуаров, внутренних поверхностей труб, внутренних полостей пневматических аппаратов, поверхностей трения, соответствующих ГОСТ 9219, должны быть защищены от коррозии лакокрасочными, полимерными или металлическими антикоррозийными покрытиями. Внутренняя поверхность труб пневматической и гидравлической систем должна подвергаться химической очистке методом травления с последующим пассивированием.
3.6.8 На экипажной и механической частях должны быть предусмотрены места для установки датчиков диагностирования систем СЖПС.
3.7 Требования к устройствам управления и контроля
3.7.1 В системе управления СЖПС должны быть предусмотрены меры по защите от несанкционированных и ошибочных действий машиниста и операторов технологического оборудования, способных привести к аварийным ситуациям. На пультах машиниста и оператора должны быть предусмотрены устройства блокировок органов управления.
3.7.2 По требованию Заказчика на СЖПС могут быть установлены системы диагностики: дизельной установки, трансмиссии, ходовых тележек, гидро- и пневмосистемы и рабочих органов.
3.8 Требования к совместимости с инфраструктурой
3.8.1 Конструкция СЖПС при выполнении рабочих операций должна исключать повреждение элементов инфраструктуры рабочими органами.
Пункт 3.8.2 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.8.2 Конструкция СЖПС должна обеспечивать его эксплуатацию на участках с верхним строением пути из рельсов Р50, Р65, Р75 в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт*(12), и щебеночным балластом по ГОСТ 7392 со скоростями движения:
- в прямых участках - с конструкционной скоростью;
- в кривых участках пути с радиусами, в которых при конструкционной скорости не превышается непогашенное ускорение 0,7 - с конструкционной скоростью;
- в кривых участках пути с радиусами, при которых максимальная скорость ограничивается непогашенным ускорением при максимальном возвышении наружного рельса 150 мм - со скоростями, соответствующими непогашенному ускорению 0,7 ;
- в стрелочных переводах - 40 км/ч;
- в кривых участках пути станционных путей радиусом до 125 м - 10 км/ч.
- S-образные кривые наименьшим радиусом 170 м без прямой вставки:
а) для самоходного СЖПС - 50 км/ч;
б) для несамоходного СЖПС - 45 км/ч;
- закрестовинные кривые стрелочных переводов радиусом 200 м со скоростью 40 км/ч и радиусом 300 м со скоростью 50 км/ч.
3.8.3 Показатели воздействия СЖПС на путь должны соответствовать следующим значениям:
- напряжение в кромках подошвы остряков стрелочных переводов не должно превышать 275 МПа;
- отношение максимальной горизонтальной нагрузки, действующей на подкладки, к средней вертикальной нагрузке на подкладку, определяющее поперечную устойчивость к сдвигу рельсо-шпальной решетки, не должно превышать для щебеночного балласта - 1,4 и для гравийного и песчаного балласта - 1,1;
- боковые силы, действующие от колеса на рельс, по условию предупреждения недопустимого уширения колеи при раздельных промежуточных скреплениях, не должны превышать 0,5 осевой нагрузки СЖПС в прямых и кривых участках и на стрелочных переводах.
Показатели СЖПС не должны превышать указанных значений по воздействию на путь при продольных сжимающих силах на автосцепках до 500 кН при торможении.
3.8.4 Выход отдельных частей СЖПС за пределы габарита в сторону междупутья при ее работе не должен превышать 1950 мм от оси пути.
Пункт 3.8.5 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.8.5 Уровень радиопомех, создаваемых машинами, не должен превышать значений, установленных в ГОСТ 33436.3-1-2015.
3.9 Требования эргономики, безопасности труда, санитарно-гигиенические
3.9.1 Допустимые значения усилий на ручных органах управления и эргономические требования к органам управления должны соответствовать требованиям:
- к маховикам управления, штурвалам и рулевым колесам - по ГОСТ 21752;
- к рычагам управления - по ГОСТ 21753.
Пункт 3.9.2 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.9.2 Кабины управления СЖПС, служебные и бытовые помещения должны быть оснащены установками кондиционирования воздуха.
Пункт 3.9.3 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.9.3 Внутренние габариты кабины управления, просветы окон, размеры высоты пульта и кресла должны создавать условия управления процессом в положении "сидя" и "стоя" (с учетом характеристик антропометрических признаков от 5 до 95 перцентилей) для лиц ростом от 1650 до 1900 мм в соответствии с санитарными правилами и нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт.
3.9.4 Исключен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.9.5 Выключатели и переключатели поворотные должны соответствовать требованиям ГОСТ 22613, клавишные и кнопочные - ГОСТ 22614, выключатели и переключатели типа "тумблер" - ГОСТ 22615.
3.9.6 Видеодисплейный терминал и электронно-вычислительная техника должны быть оборудованы системой виброзащиты и антибликовой защитой.
Пункт 3.9.7 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.9.7 Остекление окон кабин управления должно выполняться с учетом санитарных правил и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт, с применением безопасного, полированного, механически прочного стекла по ГОСТ 32565.
Для защиты от солнечного излучения должны быть предусмотрены регулируемые шторки.
Пункт 3.9.8 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.9.8 Конструктивные параметры кресла оператора (машиниста) и его помощника должны соответствовать требованиям ГОСТ 33330.
3.9.9 Исключен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
Пункт 3.9.10 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.9.10 Санитарно-бытовое оснащение СЖПС должны соответствовать требованиям санитарных правил и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
3.10 Требования к сырью, материалам, покупным изделиям
3.10.1 Для изготовления несущих сварных элементов экипажной и механической частей СЖПС рекомендуется применять малоуглеродистые или низколегированные спокойные стали следующих марок: Ст3 по ГОСТ 380, сталь 20 по ГОСТ 1050, стали 09Г2,09Г2Д, 09Г2С, 09Г2СД, 10ХСНД по ГОСТ 19281.
В остальных элементах конструкции по согласованию с Заказчиком допускается применение других марок сталей по ГОСТ 380, ГОСТ 1050 и ГОСТ 19281.
3.10.2 Применение сталей других марок для изготовления несущих элементов экипажной и механической частей СЖПС допускается по согласованию с Заказчиком.
Для литых несущих конструкций рекомендуется применять литейные стали с содержанием углерода не более 0,23%.
3.10.3 Для тонкостенной обшивки кузова допускается применение коррозионнестойкой и низколегированной стали, а также малоуглеродистой стали, в том числе кипящей.
3.10.4 Поковки должны соответствовать ГОСТ 8479.
3.10.5 Стальные отливки деталей должны соответствовать ГОСТ 977.
3.10.6 Трубы трубопроводов гидравлических систем должны изготавливаться из стали марки 10 по ГОСТ 1050 и марки 20 по ГОСТ 8733.
3.10.7 Прокладки из паронита должны соответствовать требованиям ГОСТ 481.
3.10.8 Все покупные изделия и оборудование, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, должны иметь документы о соответствии установленным требованиям.
3.10.9 Материалы, используемые в изготовлении СЖПС, должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения.
Раздел 3 дополнен подразделом 3.11 с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
3.11 Требования к окрашиванию
3.11.1 Для обозначения поверхностей, конструкций, узлов и элементов оборудования СЖПС, которые могут служить источниками опасности для людей, при окрашивании применяют сигнальные цвета в соответствии с ГОСТ 12.4.026.
3.11.2 Поверхности составных частей, выступающих в рабочем состоянии за габарит СЖПС, должны быть целиком окрашены лакокрасочными покрытиями (ЛКП) желтого сигнального цвета или иметь чередующиеся наклонные под углом от 45° до 60° полосы желтого сигнального и черного контрастного цветов. Полосы должны быть одинаковой ширины размером от 30 до 150 мм.
3.11.3 Требования к цветовому обозначению частей кранов СЖПС, опасных при эксплуатации, - по ГОСТ 12.2.058.
3.11.4 Наружные металлические поверхности кузова СЖПС должны быть загрунтованы, зашпатлеваны, повторно загрунтованы и окрашены эмалью в два слоя.
Цвета ЛКП выбирают по международной цветовой картотеке RAL в соответствии с ГОСТ 23852 и дизайн-проектом на СЖПС, согласованным с Заказчиком железнодорожного подвижного состава.
3.11.5 На лобовых поверхностях рамы СЖПС должны быть нанесены отделочные флуоресцентные полосы шириной 220-250 мм. Комплексные флуоресцентные системы покрытий должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1а.
Таблица 1а
Номера комплексных схем |
Грунтовка |
Шпатлевка |
Эмаль, база |
Лак |
Комплексная толщина покрытия, мкм |
||||||
Наименование |
Толщина одного слоя, мкм |
Число слоев |
Наименование |
Толщина одного слоя, мкм |
Число слоев |
Наименование |
Толщина одного слоя, мкм |
Число слоев |
|||
I Система покрытий с долговечными материалами на органической основе | |||||||||||
1 |
ЯрЛИсоат 071 белая акриловая однокомпонентная по ЯрЛИсоат 0293 ЖТ акрилуретановая двухкомпонентная |
20- 25 |
2 |
- |
ЯрЛИсоат 554 дневная флуоресцентная акриловая однокомпонентная |
20- 23 |
3 |
ЯрЛИсоат 1102 акрилуретановый двухкомпонентный |
17- 25 |
2 |
170-209 |
35- 40 |
1 |
||||||||||
2 |
Сольватик ЗГ20 (Solvatic ZG20) белая полиуретановая двухкомпонентная по Сольватик ЗГ80 (Solvatic ZG80) эпоксидная двухкомпонентная |
40- 50 |
2 |
- |
Сольватик КМ 10 (Solvatic КМ 10) флуоресцентная акриловая однокомпонентная |
50- 60 |
2 |
Сольватик ЗД55 (Solvatic ZD55) полиуретано-вый двухкомпонентный |
50- 60 |
2 |
210-250 |
70- 80 |
2 |
||||||||||
II Система покрытий с материалами на органической основе | |||||||||||
3 |
ЯрЛИ АС-071 белая акриловая однокомпонентная по ЯрЛИ ЭФ-065 эпоксиэфирная однокомпонентная |
20- 25 |
2 |
- |
ЯрЛИсоат 554 дневная флуоресцентная акриловая однокомпонентная |
20- 23 |
3 |
ЯрЛИ АС-528 акриловый однокомпонентный |
23- 25 |
2 |
170-199 |
24- 30 |
1 |
|
3.11.6 Внешний вид ЛКП окрашенных изделий должен соответствовать следующим классам покрытий по ГОСТ 9.032:
- V класс - для лобовых и боковых стен кабин, будок, капотов, кузовов путевых машин, для оборудования и остальных помещений путевых машин, а также путевых механизмов, оборудования и путевого инструмента;
- VII класс - для рамы экипажной части и подрамного оборудования, унифицированного съемного оборудования, для литых корпусных деталей СЖПС;
- IV класс - внутри кабин управления СЖПС;
- VI класс - для остальных частей СЖПС.
3.11.7 Срок службы ЛКП наружных и внутренних поверхностей СЖПС должен быть не менее:
- 12 лет- при использовании двухкомпонентных систем покрытий повышенной долговечности;
- 6 лет - при использовании однокомпонентных систем покрытий;
- 3 года - при использовании на ходовой части.
4 Требования безопасности
4.1 Общие требования
Пункт 4.1.1 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
4.1.1 СЖПС должен соответствовать следующим требованиям:
- допустимые уровни шума, общие требования к защите от шума на рабочих местах - по ГОСТ 12.1.003;
- пожарная безопасность - по ГОСТ 12.1.004;
- пожаровзрывоопасность веществ и материалов - по ГОСТ 12.1.044;
- применение цветов сигнальных, знаков безопасности и разметки сигнальной - по национальным стандартам и нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт*(18).
Пункт 4.1.2 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
4.1.2 Функциональная работоспособность системы безопасности в транспортном и рабочем режимах для самоходных СЖПС при работе без помощника машиниста должна быть обеспечена:
- наличием в кабине машиниста индикации сигналов, соответствующей показаниям путевых светофоров;
- наличием индикации скорости движения;
- автостопным торможением при превышении допустимой скорости движения и после проезда светофора с запрещающим сигналом без предварительной остановки;
- выключением тяги при автостопном торможении;
- системой контроля бдительности машиниста;
- исключением возможности движения при выключенной системе безопасности;
- исключением самопроизвольного (несанкционированного) движения при включенной системе безопасности.
4.1.3 Технологическое оборудование СЖПС в транспортном положении должно иметь устройства, предохраняющие от падения деталей на путь.
4.1.4 Конструкция СЖПС должна обеспечивать их работу под контактной сетью без снятия напряжения.
4.1.5 При изготовлении СЖПС применяют нетоксичные и трудногорючие материалы по ГОСТ 12.1.044.
4.1.6 Все деревянные детали должны быть обработаны антипиренами по ГОСТ 12.2.056.
4.1.7 Для предотвращения образования источников возгорания на СЖПС должны быть предусмотрены:
- защитное отключение электрических цепей при их перегрузке;
- установка и расположение нагревательных приборов в кабинах машиниста в соответствии с ГОСТ 12.2.056.
4.1.8 СЖПС должен быть оборудован системой аварийной остановки, предусматривающей включение экстренного торможения, остановку дизеля и, если это предусмотрено конструкцией, подачу песка под первую колесную пару (при скорости менее 10 км/ч подача песка должна быть прекращена).
4.1.9 Конструкция СЖПС должна обеспечивать возможность обслуживания его составных частей в процессе эксплуатации без выхода на крышу.
4.1.10 Наружные лестницы на крышу должны закрываться запираемыми на замок щитами, с предупредительной надписью "Остерегайся контактного провода".
4.1.11 На аккумуляторном ящике должна быть надпись - "24 V".
4.1.12 Аварийно-предупредительная сигнализация и защита дизеля должны соответствовать ГОСТ 11928.
4.1.13 СЖПС должен быть оборудован устройствами для перевода СЖПС из рабочего положения в транспортное в аварийных ситуациях.
4.1.14 Конструкция СЖПС должна обеспечивать:
- безопасность обслуживающего персонала при монтаже, подготовке к работе, эксплуатации, техобслуживании и ремонте;
- защиту электро- и гидроприборов, электропроводов и гидравлических труб от механических повреждений.
4.2 Требования к показателям динамики и воздействия на путь
Пункт 4.2.1 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
4.2.1 Показатели, определяющие допустимые скорости движения на типовых конструкциях пути в прямых, кривых участках и по стрелочным переводам, должны соответствовать следующим величинам:
- рамные силы по отношению к статической нагрузке от колесной пары на рельсы не должны превышать:
а) при щебеночном балласте - 0,4;
б) при гравийном и песчаном балласте - 0,3;
- коэффициент вертикальной динамики не должен превышать:
а) для самоходного СЖПС - 0,5;
б) для несамоходного СЖПС - 0,7;
- коэффициент конструктивного запаса рессорного подвешивания должен быть не менее:
а) для самоходного СЖПС - 1,6 (1,4 - для второй ступени рессорного подвешивания);
б) для несамоходного СЖПС - 1,8 (1,4 - для второй ступени рессорного подвешивания);
- коэффициент запаса устойчивости колеса от вкатывания на головку рельса должен быть не менее 1,5;
- вертикальные ускорения кузова (главной рамы) самоходного СЖПС не должны превышать 5 , несамоходного - 7 ;
- горизонтальные ускорения кузова (главной рамы) не должны быть более:
а) для самоходного СЖПС - 4 ;
б) для несамоходного СЖПС - 4,5 ;
- напряжение в наружной и внутренней кромках подошвы рельсов типа Р50 и тяжелее не должно превышать 240 МПа;
- напряжение в шпале под подкладкой не должно превышать 2,2 МПа.
4.2.2 Параметры развески СЖПС должны соответствовать следующим величинам:
- отклонение фактического значения массы СЖПС от проектного значения не должны превышать 3%;
- разность нагрузок по колесам колесной пары не должна превышать:
а) для самоходного СЖПС, кроме применяющего в конструкции экипажной части тележки типа ЦНИИ-Х3 (моделей 18-100, 18-101, 18-102, 18-502, 18-9800) по ГОСТ 9246 - 4%;
б) для самоходного и несамоходного СЖПС, применяющих в конструкции экипажной части тележки типа ЦНИИ-Х3 (моделей 18-100, 18-101, 18-102, 18-502, 18-9800) по ГОСТ 9246, допускаемое поперечное смещение центра тяжести груза, определяющее разность нагрузки на колеса колесной пары - в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Допускаемое поперечное смещение центра тяжести груза
Нормативное значение показателя | |||||||||
Масса груза, т |
Высота общего центра тяжести вагона с грузом над уровнем верха головки рельса (далее - УВГР), м |
Допускаемое поперечное смещение центра тяжести груза* в вагоне **, мм |
Масса груза, тс |
Высота общего центра тяжести вагона с грузом над УВГР, м |
Допускаемое поперечное смещение центра тяжести груза* в вагоне **, мм |
||||
До 10,0 |
До 1,2 |
620 |
До 55,0 |
До 1,5 |
220 |
||||
1,5 |
550 |
||||||||
2,0 |
410 |
||||||||
30,0 |
До 1,2 |
550 |
67,0 |
До 1,5 |
180 |
||||
1,5 |
450 |
2,0 |
140 |
||||||
2,0 |
350 |
2,3 |
120 |
||||||
50,0 |
До 1,2 |
350 |
Свыше 67,0 |
До 2,3 |
100 |
||||
1,5 |
280 |
||||||||
2,0 |
250 |
||||||||
2,3 |
200 |
||||||||
* СЖПС рассматривают в виде "платформы" - главной рамы с настилом, автосцепным и тормозным оборудованием и тележками, общий центр тяжести, которой не имеет поперечного и продольного смещений, с "грузом" - металлоконструкциями и функциональным оборудованием и собственно грузом, который может загружаться и транспортироваться СЖПС. ** Для промежуточных значений массы груза и высоте центра тяжести допускаемые смещения определяются линейной интерполяцией. |
4.2.3 Разность нагрузок по приводным осям в одной тележке не должна превышать 3%.
4.3 Требования к показателям прочности несущих элементов конструкции и экипажной части, элементов крепления рабочих органов, характеристикам тяговой трансмиссии
4.3.1 Напряжения по отношению к пределу текучести материала должны быть не более:
- в главной раме:
а) в транспортном режиме под действием продольной и вертикальной нагрузок - 0,9;
б) в рабочем режиме - 0,65;
- в раме тележки в рабочем режиме - 0,55;
- в элементах крепления от сил тяжести и сил инерции в продольном направлении (при сцепках) - 0,9;
- в элементах крепления от нагрузок в рабочем режиме:
а) при статическом нагружении - 0,9;
б) при циклическом нагружении - 0,65.
Пункт 4.3.2 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
4.3.2 Коэффициент запаса сопротивления усталости для различных элементов СЖПС должен быть не менее:
- для главной рамы СЖПС:
а) в транспортном режиме -1,5;
б) в рабочем режиме - 1,3;
- для рамы тележки в транспортном и рабочем режимах - 1,5;
- для элементов крепления:
а) в рабочем режиме (при циклическом нагружении) - 1,3;
б) в транспортном режиме - 1,5.
4.3.3 Допустимая предельная частота вращения карданного вала по отношению к критической не должна превышать 0,7.
4.3.4 Углы установки карданных валов в трансмиссиях не должны превышать 8 градусов.
4.4 Требования к тормозным показателям
Пункт 4.4.1 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
4.4.1 Тормозной путь СЖПС с конструкционной скоростью при экстренном торможении автоматическим тормозом на площадке (уклон 0) и сухих рельсах не должен превышать значений, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
Конструкционная скорость, км/ч |
Тормозной путь, м |
|
Самоходный СЖПС |
Несамоходный СЖПС |
|
До 60 включ. |
410 |
460 |
Св. 60 " 70 включ. |
565 |
630 |
" 70 " 80 " |
755 |
830 |
" 80 " 90 " |
760 |
850 |
" 90 " 100 " |
795 |
890 |
" 100 " 120 " |
1085 |
1210 |
" 120 " 140 " |
1320 |
1470 |
" 140 " 160 " |
1565 |
1565 |
4.4.2 Исключен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
Пункт 4.4.3 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
4.4.3 Величина уклона, на котором СЖПС на базе грузовых вагонных платформ при полностью загруженном состоянии удерживается стояночным тормозом при усилии не более 350 Н, приложенном к маховику (рычагу), должна быть не менее 30, для остального СЖПС - не менее 40.
4.5 Требования к показателям (характеристикам) тормозной системы
4.5.1 Плотность тормозной сети (снижение зарядного давления) для одной секции (вагона) или секций (вагонов) с единой тормозной магистралью (далее - ТМ), ограниченной концевыми разобщительными кранами, не должна превышать:
- для самоходного СЖПС - 20 кПа за 1 мин или 50 кПа за 2,5 мин;
- для несамоходного СЖПС - 10 кПа за 5 мин.
4.5.2 Плотность тормозных цилиндров (далее - ТЦ) (снижение давления) не должна превышать:
- для самоходного СЖПС при давлении 400 кПа - 20 кПа за 1 мин;
- для несамоходного СЖПС при давлении от 140 до 180 кПа - 10 кПа за 3 мин.
Пункт 4.5.3 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
4.5.3 Показатели функционирования пневматического тормоза самоходного СЖПС должны соответствовать следующим параметрам:
- показатели работы крана тормоза самоходного СЖПС:
а) плотность уравнительного резервуара (далее - УР) (снижение зарядного давления 500 кПа), не должна превышать 10 кПа за 3 мин;
б) время служебной разрядки ТМ с 500 до 400 кПа должно быть в пределах от 4 до 5 с;
в) время экстренной разрядки ТМ с 500 до 100 кПа должно быть не более 3 с;
г) время ликвидации сверхзарядного давления УР с 600 до 580 кПа должно быть в пределах от 80 до 110 с;
- показатели работы крана вспомогательного тормоза:
а) предельное давление в ТЦ должно быть в пределах от 380 до 400 кПа;
б) время наполнения ТЦ от 0 до 350 кПа должно быть не более 4 с;
в) время отпуска ТЦ с 350 кПа должно быть не более 13 с;
- время разрядки ТМ комбинированным краном, стоп-краном с 500 до 100 кПа не должно превышать 3 с;
- показатели работы воздухораспределителя (далее - BP) должны иметь следующие значения:
а) чувствительность к торможению самоходного СЖПС должна быть в пределах от 50 до 80 кПа, для несамоходного СЖПС - от 50 до 60 кПа;
б) отсутствие самоотпуска должно быть не менее 5 мин;
в) чувствительность к отпуску должна определяться отходом колодок от колес;
- в конструкции тормозного оборудования должно быть предусмотрено автоматическое торможение СЖПС при саморасцепе секций (в системе многих единиц и в составе комплексов).
4.7 Требования к показателям безопасности работы электрооборудования
Электрическое сопротивление защитного заземления должно быть не более 0,1 Ом и соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.030.
4.8 Требования к устройствам безопасности
СЖПС должен быть оборудован:
- сигнализаторами аварийно-предупредительной сигнализации, которые должны подавать мигающий сигнал оранжевого цвета;
- аварийной сигнализацией, которая должна подавать сигнал непрерывного свечения на пультах управления в кабине машиниста. Сигнальные лампы должны иметь колпачки красного цвета с рассеивающей поверхностью.
4.9 Требования к показателям эргономики, безопасности труда, санитарно-гигиеническим и охраны здоровья
4.9.1 СЖПС должен быть оснащен системами и устройствами защиты, обеспечивающими:
- блокировку, исключающую возможность одновременного управления СЖПС в рабочем режиме с основного и выносного пультов управления;
- централизованное отключение электрических цепей в аварийных ситуациях;
- оснащенность и функционирование по предназначению устройств экстренного выключения силовой установки в соответствии с ГОСТ 12.2.003.
4.9.2 СЖПС должен соответствовать следующим эргономическим требованиям:
- общая компоновка (форма и геометрические параметры) - по таблице А.1 (приложение А);
- планировка, конструкция и компоновка рабочих мест в кабине управления движением по таблице А.2 (приложение А);
- планировка, конструкция и компоновка рабочих мест в кабине управления технологическим процессом по таблице А.3 (приложение А).
4.9.3 Уровни искусственной освещенности в помещениях СЖПС - по таблице А.4 (приложение А).
4.9.4 Виброакустические показатели СЖПС должны соответствовать следующим требованиям:
- предельно допустимые уровни звука и звукового давления в октавных полосах частот на рабочих местах и местах размещения обслуживающего персонала - по таблице А.5 (приложение А);
- предельно допустимые уровни инфразвука на рабочих местах и местах размещения обслуживающего персонала - по таблице А.6 (приложение А);
- предельно допустимые среднеквадратические значения виброускорений на рабочих местах и местах размещения обслуживающего персонала на самоходных СЖПС (пол, сиденье) в транспортном режиме работы - по таблице А.7 (приложение А);
- предельно допустимые среднеквадратические значения виброускорений на рабочих местах и местах размещения обслуживающего персонала на самоходных СЖПС (пол, сиденье) в транпортно-технологическом режиме работы - по таблице А.8 (приложение А);
- предельно допустимые среднеквадратические значения виброускорений на местах размещения обслуживающего персонала на самоходных СЖПС (пол, сиденье) в бытовых помещениях - по таблице А.9 (приложение А).
4.9.5 Параметры микроклимата СЖПС должны соответствовать следующим требованиям:
- параметры микроклимата в кабинах управления - по таблице А.10 (приложение А);
- параметры микроклимата в служебных помещениях (операторская) - по таблице А.11 (приложение А);
- параметры микроклимата в служебных помещениях (мастерская) - по таблице А.12 (приложение А);
- параметры микроклимата в бытовых помещениях - по таблице А.13 (приложение А).
4.9.6 Характеристики теплоизоляционных свойств ограждений помещений - по таблице А.14 (приложение А).
4.9.7 Параметры, определяющие эффективность системы подогрева помещений - по таблице А.15 (приложение А).
4.9.8 Параметры, определяющие эффективность системы охлаждения помещений - по таблице А.16 (приложение А).
4.9.9 Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений на рабочих местах - по таблице А.17 (приложение А).
4.9.10 Количество наружного воздуха, подаваемое в помещение - по таблице А.18 (приложение А).
4.9.11 Уровни вредных веществ и запыленности в воздушной среде помещений должны соответствовать требованиям санитарных правил*(19) и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
4.9.12 Уровень загрязнения воздушной среды продуктами деструкции полимерных материалов при температуре воздуха от 20°С до 40°С должен соответствовать требованиям национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт*(19).
4.9.13 Подпор воздуха (избыточное давление) в помещении должен быть не менее 15 Па.
4.10 Требования пожарной безопасности
4.10.1 СЖПС должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в соответствии с приложением Б.
Подраздел 4.10 дополнен пунктом 4.10.2 с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
4.10.2 Концентрация водорода в местах расположения аккумуляторной батареи должна быть ниже 4% (объемных).
4.11 Требования экологической безопасности
4.11.1 Максимальный уровень внешнего шума СЖПС не должен превышать значений, установленных в ГОСТ 32206:
- 84 дБЛ - для СЖПС с конструкционной скоростью от 60 до 100 км/ч при движении самоходом со скоростью 2/3 конструкционной скорости км/ч, при работе силовой установки в режиме тяги с реализацией номинальной мощности или в составе поезда со скоростью 2/3 конструкционной СЖПС;
- 78 дБЛ - для СЖПС с конструкционной скоростью от 40 до 50 км/ч при движении самоходом со скоростью 2/3 конструкционной скорости км/ч, при работе силовой установки в режиме тяги с реализацией номинальной мощности или в составе поезда со скоростью 2/3 конструкционной СЖПС;
- 84 дБЛ - для СЖПС в технологическом режиме.
4.11.2 Значения дымности отработавших газов и выбросов вредных веществ с отработавшими газами СЖПС должны соответствовать требованиям, установленным в ГОСТ 32210.
4.12 Требования к показателям безопасности труда в зоне действия рабочих органов
СЖПС должен быть оснащен:
- защитой от самопроизвольного опускания рабочих органов на путь;
- механизмами экстренной остановки СЖПС и рабочих органов в аварийных ситуациях;
- кнопками для аварийной остановки рабочих органов и СЖПС с основного (дублирующего) пульта управления;
- связью членов экипажа, находящихся вне кабины, с рабочей кабиной и с машинистом тягового модуля;
- связью с машинистом тяговой единицы;
- предохранительными клапанами для ограничения максимального давления в гидравлических и пневматических системах;
- устройствами приведения рабочих органов в транспортное положение при аварийных ситуациях;
- манометрами в гидро- и пневмосистемах;
- защитой гидравлических рукавов от перетирания;
- защитой штоков гидроцилиндров от воздействия балласта;
- упорами, ограничивающими передвижение рабочих органов в крайних положениях;
- защитными кожухами на активных щетках для очистки рельсовых скреплений;
- защитой от попадания балласта под колесные пары;
- механизмами автоматического отключения привода передвижения рабочих органов в крайних положениях;
- механизмами отключения привода движения СЖПС при перегрузках.
5 Комплектность
Пункт 5.1 изменен с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
5.1 В комплект поставки СЖПС должны входить:
- комплект запасных частей, инструмента и приспособлений, а также материалы в соответствии с утвержденной ведомостью запасных частей, инструмента и принадлежностей;
- комплект эксплуатационной документации в соответствии с ГОСТ 2.601: руководство по эксплуатации и формуляр, а также иные документы, установленные в договоре на поставку.
5.2 По согласованию с Заказчиком, с СЖПС могут поставляться комплект ремонтной документации и запасные части в соответствии с нормами запчастей.
6 Маркировка
6.1 Каждый СЖПС должен быть снабжен табличками по ГОСТ 12971.
В табличке должны содержаться следующие данные:
- наименование и (или) товарный знак завода-изготовителя;
- наименование или условное обозначение СЖПС;
- дата выпуска;
- порядковый номер СЖПС (согласно нумерации завода-изготовителя).
6.2 На СЖПС должны быть нанесены надписи и знаки в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов по технической эксплуатации железных дорог, действующих на территории государства, принявшего стандарт*(20).
6.3 На раме СЖПС должна быть прикреплена табличка по ГОСТ 12971 с наименованием и/или изображением товарного знака завода-изготовителя, с указанием наименования или условного обозначения СЖПС, порядкового номера СЖПС (согласно нумерации завода-изготовителя) и даты выпуска, обозначены места строповки при погрузке СЖПС на подвижной состав, а также нанесены следующие знаки и надписи в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов по технической эксплуатации железных дорог, действующих на территории государства, принявшего стандарт*(20):
- масса в тоннах;
- "При маневрах не толкать";
- "С горок не спускать";
- "Транспортная скорость ... км/ч";
- знак установки домкрата;
- знак подшипника качения.
7 Хранение
7.1 СЖПС должен поставляться без упаковки в законсервированном состоянии на срок не менее шести месяцев.
На окнах СЖПС должна быть предусмотрена возможность установки защитных щитов.
7.2 Эксплуатационная документация, запасные части, инструмент, приспособления и комплекты должны укладываться в дощатые ящики по ГОСТ 2991 и размещаться в кабинах СЖПС.
7.3 Консервация СЖПС, а также его составных частей, запчастей, инструмента и приспособлений должна производиться по ГОСТ 9.014.
7.4 Условия транспортирования и хранения в части воздействия климатических факторов должны соответствовать группе 7 (Ж1) по ГОСТ 15150.
7.5 Хранение СЖПС должно соответствовать условиям категории 6 по ГОСТ 15150.
______________________________
*(1) Исключена с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
*(2) Исключена с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
*(3) Исключена с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
*(4) Исключена с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
*(5) Исключена с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
*(6) Исключена с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
*(7) Исключена с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
*(8) Исключена с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
*(9) Исключена с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
*(10) Исключена с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
*(11) Исключена с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
*(12) На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51685-2013 "Рельсы железнодорожные. Общие технические условия"
*(13) Исключена с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
*(14) Исключена с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
*(15) Исключена с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
*(16) Исключена с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
*(17) Исключена с 1 июня 2017 г. - Изменение N 1
*(18) На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний".
*(19) На территории Российской Федерации действуют ГН 2.2.5.1313-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны".
*(20) На территории Российской Федерации действуют ЦРБ-756 "Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" и "Альбом знаков и надписей на путевых СПС, дрезинах и специальных вагонах путевого хозяйства МПС".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32216-2013 "Специальный железнодорожный подвижной состав. Общие технические требования" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1466-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Москва, Стандартинформ, 2014 г.
Дата введения - 1 июня 2014 г.
1 Подготовлен Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)
2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 июня 2013 г. N 57-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по MK (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан |
AZ |
Азстандарт |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Молдова |
MD |
Молдова-Стандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1466-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32216-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2014 г.
5 Пункты 3.1.1, 3.1.4, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.8, 3.1.9, 3.3.12, 3.4.1, 3.6.4, 3.6.5, 3.7.1, 3.8.4, 3.8.5, 3.9.7, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.5-4.1.7, 4.2.1-4.2.3, 4.3.1-4.3.4, 4.4.1, 4.4.3, 4.5.1-4.5.3, 4.6, 4.7, 4.9, 4.10.1, 4.10.2, 4.11, 6.2 настоящего стандарта могут быть использованы для подтверждения соответствия требованиям безопасности, установленным нормативно-правовыми актами в области технического регулирования
6 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 53978-2010
7 Введен впервые
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 1, введено приказом Росстандарта от 28 марта 2017 г. N 202-ст
Изменения вступают в силу с 1 июня 2017 г.