Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 марта 2015 г. N 305-ЭС14-4115 Суд отменил ранее принятые судебные постановления и отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, поскольку третейские соглашения о передаче в третейские суды споров, возникающих из контрактов, заключенных на основании законодательства о размещении заказов, являются недействительными; при этом рассмотрение таких споров третейскими судами и исполнение решений третейских судов, вынесенных в результате рассмотрения таких споров, нарушают основополагающие принципы российского права

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Предприниматель просил выдать исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда о взыскании неустойки. Она была начислена на остаток задолженности по муниципальному контракту, полученной им в порядке цессии и взысканной в его пользу другим решением третейского суда.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказала в выдаче исполнительного листа, руководствуясь следующим.

Спор между сторонами возник при исполнении муниципального контракта, содержащего третейскую оговорку. Контракт заключен в соответствии с Законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Следует отметить, что этот закон утратил силу с 1 января 2014 г. С указанной даты действует Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ споры из контрактов, заключаемых в соответствии с Законом о размещении заказов, не могут рассматриваться третейскими судами.

Третейские суды не обладают компетенцией на рассмотрение споров, связанных как с заключением указанных контрактов, так и с их изменением, исполнением, расторжением и недействительностью.

Включая в проект контракта заведомо недействительное условие о рассмотрении связанных с ним споров в конкретном третейском суде, от которого победитель размещения заказа не может отказаться, заказчик нарушает закон. Немотивированный выбор заказчиком и внесение им в проект контракта конкретного постоянного действующего третейского суда не способствует прозрачности и противодействию коррупции, обеспечивает такому третейскому суду необоснованные преференции.

Принципы третейского разбирательства не позволяют обеспечить цели, для достижения которых вводилась система размещения заказов.

Рассмотрение споров третейскими судами увеличивает издержки сторон за счет третейского сбора и гонорара третейских судей, что не отвечает цели экономии бюджетных средств.

Таким образом, споры, возникающие из контрактов, заключенных на основании Закона о размещении заказов, являются неарбитрабильными. А третейские соглашения о передаче подобных споров в третейские суды - недействительными. Рассмотрение таких споров третейскими судами и исполнение решений третейских судов, вынесенных в результате рассмотрения таких споров, нарушает основополагающие принципы российского права (противодействие коррупции, обеспечение конкуренции).


Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 марта 2015 г. N 305-ЭС14-4115


Текст определения официально опубликован не был