Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Работа по приведению законодательства города Москвы в соответствие с федеральным законодательством в 2009-2014 годах
Разграничение предметов ведения и полномочий федеральных и региональных органов государственной власти обусловило необходимость существенного реформирования законодательства города Москвы, первоначальное становление которого проходило в непростых правовых, социально-политических и экономических условиях.
Многие вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, не были законодательно урегулированы на федеральном уровне на момент принятия значительного числа законов города Москвы. В дальнейшем такое опережающее регулирование привело к появлению противоречий между нормами городских законов и активно развивающимся федеральным законодательством. В связи с этим по мере формирования системы законодательства Российской Федерации многие московские законы были признаны утратившими силу или кардинально пересмотрены, что нашло отражение в законотворческой деятельности Думы второго, третьего и четвертого созывов.
Дума пятого созыва была избрана в октябре 2009 года, и сразу же наметилась тенденция к изменению основных приоритетов и направлений деятельности комиссий Думы и создаваемых при них экспертных советов. Все больше внимания стало уделяться различным аспектам мониторинга законодательства и правоприменительной практики, выявлению пробелов правового регулирования, а также сфер, требующих законодательной регламентации.
Мониторинг законодательства города Москвы предусматривает комплексную и плановую деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации в целях совершенствования законотворчества, которую Дума осуществляет в пределах своих полномочий как самостоятельно, так и совместно с органами государственной власти города Москвы, а также с привлечением общественных объединений, научных организаций, граждан. В рамках мониторинга проводится анализ правоприменительной практики законов города Москвы, основанный на актах прокурорского реагирования, судебных решениях, рекомендациях иных органов в отношении правовых актов города.
Одним из направлений мониторинга является своевременное приведение законодательства города Москвы в соответствие с федеральным. Всего с октября 2009 года Думой пятого созыва был принят 331 закон города Москвы, из них порядка 160 законов предусматривало в том числе приведение городского законодательства в соответствие с федеральным законодательством.
В правовом мониторинге по-прежнему ключевое место занимает судебная практика рассмотрения законов города Москвы, поскольку недостаточно проработанные правовые дефиниции приводят к тому, что соответствующий закон или не применяется, или его положения по-разному толкуются различными судами. За все годы работы Думы было признано противоречащими федеральному законодательству 36 законов города Москвы: 5 - в целом, 31 - частично. Заявителями в судах выступали граждане, юридические лица и органы прокуратуры.
Всего за период работы Думы пятого созыва в судах общей юрисдикции и арбитражных судах было обжаловано 50 законов города Москвы, рассмотрено - 34, в том числе по заявлениям Прокуратуры города Москвы - 3.
По итогам рассмотрения дел были признаны противоречащими федеральному законодательству 6 законов города Москвы.
В 2014 году в суды предъявлено 7 заявлений об оспаривании законов города Москвы (необходимо отметить, что эти законы приняты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (статьи 72 и 76 Конституции РФ).
В 2013 году предметом рассмотрения Московского городского суда были 7 законов города Москвы. Все дела рассмотрены, противоречащими федеральному законодательству признаны только нормы Закона города Москвы от 24 октября 2012 года N 51 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях". По трем делам производство прекращено.
В 2012 году судами было рассмотрено 6 дел. Противоречащими федеральному законодательству признаны только нормы КоАП Москвы. Принятие в целях исполнения решения суда Закона города Москвы от 12 декабря 2012 года N 65 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" было инициировано Прокурором города Москвы.
В 2011 году судами было рассмотрено 8 дел. Противоречащими федеральному законодательству были признаны нормы только Закона города Москвы от 21 марта 2007 года N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы". В 2012 году указанный Закон города Москвы приведен в соответствие согласно вступившему в силу решению суда. Кроме того, в 2011 году 7 законов города Москвы были приведены в соответствие с федеральным законодательством с учетом заключений Минюста России и 1 - по акту реагирования Прокурора города Москвы.
Прокурором города Москвы в 2011 году было предъявлено заявление, в котором он просил признать часть 1 статьи 11 Закона города Москвы от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве" противоречащей федеральному законодательству. Решением Московского городского суда от 13 апреля 2011 года оспариваемая Прокурором города Москвы норма была признана противоречащей федеральному законодательству и не действующей с момента вступления решения суда в законную силу. Однако определением Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2011 года решение Московского городского суда было отменено и вынесено новое решение об отказе в удовлетворении требований Прокурора города Москвы.
За IV квартал 2009 года и 2010 год в судах было рассмотрено 6 городских законов, из которых 2 были приведены в соответствие с федеральным законодательством. По итогам рассмотрения судами в 2010 году нормы законов города Москвы и постановлений Думы не были признаны противоречащими федеральному законодательству.
В целях организации проведения мониторинга правоприменения московского законодательства и реагирования на выявленные факты его нарушения Прокуратурой города Москвы начиная с 2010 года была организована на постоянной основе работа по систематическому анализу и изучению прокурорской и правоприменительной практики.
Реализуя полномочия, предоставленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), за период деятельности Думы пятого созыва Прокуратура города Москвы внесла в Думу 11 представлений и протестов на законы города Москвы, в том числе 5 требований об устранении коррупциогенных факторов в законах города Москвы, 4 из которых были Думой и комиссиями Думы учтены, в том числе внесены изменения в 2 закона города Москвы. Всего комиссиями Думы были приняты к сведению 8 представлений и протестов и отклонены 3.
Прокуратурой города Москвы постоянно проводится надзор за соблюдением не только федерального законодательства, но и законодательства города Москвы. Результаты надзорной деятельности, выявленные нарушения анализируются, обобщаются и служат источником информации для мониторинга состояния и применения законов города Москвы.
Прокуратура города Москвы также осуществляет постоянный надзор за соответствием законодательства города федеральному законодательству. Необходимые меры в соответствии с возложенными полномочиями принимаются еще на стадии рассмотрения законопроектов (в форме заключений на них), что снижает количество актов реагирования органов прокуратуры на уже принятые и вступившие в силу законы.
В этих же целях Прокурором города Москвы было реализовано предоставленное ему право законодательной инициативы в Думе. Например, 13 июля 2011 года был принят Закон города Москвы N 35 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в целях приведения их в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации", а 14 декабря 2011 года - Закон города Москвы N 64 "О признании утратившими силу отдельных законов города Москвы, регулирующих вопросы размещения объектов игорного бизнеса на территории города Москвы, и внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях". Оба закона были инициированы Прокурором города Москвы.
В ходе работы по актуализации законодательства города Москвы также учитывались поступившие в Думу заключения Минюста России, например, при разработке Закона города Москвы от 12 декабря 2012 N 66 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 4 октября 2006 года N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве", в котором расширен перечень лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, а также определены формы такой помощи.
В соответствии с полномочиями, возложенными на Главное управление Минюста России по Москве, им постоянно проводятся обзоры и мониторинг нормотворчества и применения нормативных правовых актов в соответствующей сфере правоотношений, в ходе которых осуществляется анализ федерального и московского законодательства, полномочий Российской Федерации и города Москвы, изучается наличие пробелов в правовом регулировании.
По результатам проведения юридической экспертизы законов города Москвы в Думу было внесено 42 экспертных заключения. Комиссиями Думы рассмотрено и принято к сведению 36 экспертных заключений, отклонено - 3 (в связи с установленной законностью правовых актов города Москвы). По итогам рассмотрения поступивших экспертных заключений в соответствие с федеральным законодательством приведено 22 закона города Москвы.
Так, в 2010 году в Думу поступило 4 экспертных заключения, по результатам рассмотрения которых было принято 2 закона города Москвы, направленных на приведение законодательства города Москвы в соответствие с федеральным законодательством, в 2011 году - 13 экспертных заключений, в том числе на Избирательный кодекс города Москвы, законы города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве" и др. По итогам рассмотрения поступивших экспертных заключений в соответствие с федеральным законодательством приведено 7 законов города Москвы, остальные заключения рассмотрены и приняты к сведению (учтены).
Аналогичная работа продолжалась и в 2012-2014 годах. С учетом заключения Минюста России (в 2012 году поступило 4 экспертных заключения) были внесены изменения в 2 закона города Москвы. В 2013 году поступило 13 экспертных заключений, по итогам их рассмотрения принят Закон города Москвы от 19 июня 2013 года N 32 "О потребительской корзине в городе Москве", внесены изменения в законы города Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы", от 22 ноября 1995 года N 24 "О порядке внесения и рассмотрения депутатского запроса", от 4 июня 1997 года N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве", от 15 мая 2002 года N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве". В 2014 году за период работы Думы пятого созыва было внесено 9 экспертных заключений, по результатам рассмотрения которых было принято 6 правовых актов, направленных на приведение законов города Москвы в соответствие с федеральным законодательством.
За рассматриваемый период наметилась тенденция к сокращению количества законов города Москвы, внесение изменений в которые было вызвано решениями судов, инициировано Прокуратурой города Москвы или Минюстом России. Основная работа по приведению городского законодательства в соответствие с федеральным осуществлялась депутатами Думы по предложениям, вносимым Мэром Москвы, профильными комиссиями Думы, фракциями в Думе, другими субъектами законодательной инициативы. Важная роль в данном процессе отводилась подготовительной работе, осуществляемой в рамках деятельности по мониторингу законодательства города Москвы.
В IV квартале 2009 года в соответствие с федеральным законодательством было приведено 9 законов города Москвы, в 2010 году - 24, 2011 году - 40, 2012 году - 27; 2013 году - 24; 2014 году - 23.
За время работы Думы пятого созыва больше всего изменилось законодательство, регулирующее организацию государственной власти и местного самоуправления, а также вопросы избирательного права (84% от общего числа принятых законов). Соответственно и наибольшее количество законов города Москвы, направленных на приведение городского законодательства в соответствие с федеральным, принято в данной сфере.
Модернизация политических институтов, обеспечивающая условия для всестороннего обновления жизни общества, обусловила реформирование сферы государственного управления, и, как следствие, совершенствование правового обеспечения государственного строительства. В этой связи в соответствие с меняющимся федеральным законодательством были приведены Устав города Москвы, а также другие законы города Москвы в сфере государственного строительства.
В рамках реализации норм федерального законодательства в Устав города Москвы внесены поправки, которые:
установили численность депутатов Думы в количестве 45 человек и срок, на который они избираются, - 5 лет*(1);
закрепили положение о том, что Мэр Москвы ежегодно представляет в Думу отчет о результатах деятельности Правительства Москвы, в том числе по вопросам, поставленным Думой*(2);
уточнили основания роспуска Думы, ограничения и запреты для Мэра Москвы, порядок вступления в силу нормативных правовых актов Мэра Москвы, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, правовые основы деятельности полиции в городе Москве, а также установили гарантии открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления*(3).
Поправка в статью 119 Конституции РФ обусловила внесение соответствующих поправок в статьи 34, 35, 41 и 52 Устава города Москвы. Указанной нормой установлено, что Прокурор города Москвы назначается Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с Думой и Мэром Москвы.
В связи с изменением порядка наделения полномочиями членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ*(4) депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, наделенный полномочиями члена Совета Федерации, в случае, если все депутаты данного органа избраны по одномандатным избирательным округам, вправе совмещать осуществление полномочий члена Совета Федерации и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Соответствующие изменения оперативно были внесены в Закон города Москвы "О статусе депутата Московской городской Думы".
Избирательное право является важнейшим элементом правовой системы государства, регулирующим общественные отношения, связанные с выборами в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ избирательное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Регионам предоставлено право принимать правовые акты по вопросам организации и проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий).
Изменение федерального законодательства, регулирующего вопросы организации выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, обусловило принятие Избирательного кодекса города Москвы, который определил вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесенные федеральным законодательством к ведению города Москвы.
В соответствии с действующей редакцией Избирательного кодекса города Москвы выборы депутатов Думы проводятся по одномандатным избирательным округам, Мэра Москвы - по городскому избирательному округу. Документом закреплено положение о самостоятельном участии политических партий в выборах в органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления, а также уточнены нормы, касающиеся процедуры регистрации кандидатов и муниципальных списков кандидатов.
В связи с тем, что Федеральным законом от 2 мая 2012 года N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" введены процедуры выборов и отзыва высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), были внесены поправки в Устав города Москвы и изменения в Избирательный кодекс города Москвы.
Порядок выборов Мэра Москвы установлен Избирательным кодексом города Москвы. В соответствии с изменениями установлено, что кандидаты на должность Мэра Москвы выдвигаются как политическими партиями или их региональными отделениями в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", так и в порядке самовыдвижения.
На реализацию этих новелл, а также других требований федерального законодательства направлены законы города Москвы:
от 27 июня 2012 года N 29 "О внесении поправок в статьи 35, 36, 40 и 42 Устава города Москвы";
от 27 июня 2012 года N 33 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы";
от 19 декабря 2012 года N 68 "О внесении изменений в статью 8 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" и в статью 4 Закона города Москвы от 19 ноября 2003 года N 74 "О должностных знаках Мэра Москвы и Председателя Московской городской Думы";
от 26 декабря 2012 года N 76 "О порядке отзыва Мэра Москвы";
от 29 мая 2013 года N 26 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" и Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии";
от 7 мая 2014 года N 23 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" и Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии".
Кроме того, в соответствии с федеральными требованиями были скорректированы порядок и сроки образования избирательных округов по выборам в органы государственной власти города Москвы, а также порядок утверждения новой схемы избирательных округов по выборам депутатов Думы, депутатов представительных органов местного самоуправления, уточнены порядок и сроки образования избирательных участков, определен день окончания срока, на который избираются органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов*(5).
Следует отметить, что большая работа по приведению законодательства города Москвы в сфере государственного и муниципального управления в соответствие с федеральным законодательством была проведена на завершающем этапе законотворческой деятельности депутатов Думы пятого созыва в 2014 году, результаты которой отражены в разделе II настоящего доклада.
В связи с введением на федеральном уровне*(6) запрета отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами соответствующие ограничения были установлены для кандидатов на должность Мэра Москвы, кандидатов в депутаты Думы.
Законы города Москвы от 2 ноября 2011 года N 50 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" в части уточнения положений о выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований в городе Москве" и от 27 июня 2012 года N 33 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" приняты в целях уточнения и приведения положений Избирательного кодекса города Москвы, касающихся порядка проведения выборов в органы местного самоуправления, в соответствие с федеральным законодательством*(7).
Необходимость согласования терминологии законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах с налоговым законодательством Российской Федерации в части, касающейся бесплатного предоставления эфирного времени, обусловила принятие Закона города Москвы от 26 мая 2010 года N 24 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы". В нем признана утратившей силу статья о порядке досрочного голосования на выборах органов местного самоуправления*(8). В результате ряд граждан, которые в силу уважительных причин не могут проголосовать непосредственно в день выборов, лишились возможности участвовать в конкретном голосовании.
Учитывая, что референдум и свободные выборы являются в России высшим непосредственным выражением власти народа (часть третья статьи 3 Конституции РФ), государство должно создавать условия для реализации избирательных прав граждан без каких-либо необоснованных ограничений. Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением от 15 апреля 2014 года N 11-П признал не соответствующим Конституции РФ пункт 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в той мере, в какой он ограничивает избирательные права граждан, которые в день голосования по уважительной причине не могут прибыть на избирательный участок.
В качестве гарантий реализации активного избирательного права, одной из которых является возможность досрочного голосования, Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 23 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" и Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" право граждан на досрочное голосование было восстановлено.
Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.
Принципы организации местного самоуправления в столице определены Уставом города Москвы и получили дальнейшее развитие в целом ряде городских нормативных правовых актов, базовым из которых является Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (далее - Закон города Москвы N 56), в который постоянно вносятся изменения, в том числе в целях приведения его в соответствие с федеральным законодательством.
Изменения федерального законодательства*(9) и необходимость совершенствования нормативного регулирования деятельности органов местного самоуправления обусловили принятие Закона города Москвы от 26 мая 2010 года N 25 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве". На основании изменения Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) расширены полномочия органов государственной власти города Москвы в области местного самоуправления, в частности по установлению гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; предоставлению межбюджетных трансфертов, в том числе субсидий, дотаций, субвенций местным бюджетам в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы; законодательному регулированию муниципальной службы; организации и ведению Регистра муниципальных нормативных правовых актов города Москвы. Предусмотрено участие муниципальной власти в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования.
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ определена необходимость проведения публичных слушаний по проекту устава муниципального образования и правовому акту о внесении изменений в данный устав.
Статья, предусматривающая право жителей города на обращение в органы местного самоуправления, приведена в соответствие со вступившим в силу 2 ноября 2006 года Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В дальнейшем в целях организации работы по обеспечению межнационального согласия на территориях городских округов и поселений в городе Москве Закон города Москвы от 30 апреля 2014 года N 21 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" и Закон города Москвы от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" внес изменения в части ответственности глав муниципальных образований за допущение массового нарушения государственных гарантий прав граждан, а также установил соответствующие требования к служебному поведению муниципальных служащих, предусмотренных федеральным законодательством*(10).
Помимо этого, данный Закон города Москвы снизил квалификационные требования к стажу муниципальной службы, гражданской службы или стажу работы по специальности до одного года для лиц, которые получили дипломы специалиста или магистра с отличием и изъявили желание занимать ведущие должности муниципальной службы в течение трех лет со дня выдачи диплома*(11).
В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) и Федеральный закон N 131-ФЗ в части назначения членов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования принят Закон города Москвы от 16 июля 2014 года N 41 "О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" и статью 20 Закона города Москвы от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в городе Москве". В соответствии с новыми требованиями половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - Мэром Москвы.
В целях приведения городских законов в сфере местного самоуправление в соответствие с требованиями бюджетного законодательства также были внесены изменения в законы города Москвы, регулирующие наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы в части порядка использования межбюджетных трансфертов*(12).
В дальнейшем в связи с прекращением осуществления муниципальными образованиями отдельных переданных полномочий (58 полномочий прекращены с 1 мая 2013 года и еще 51 - с 1 апреля 2014 года), которые теперь осуществляются органами исполнительной власти города Москвы, произошло изменение объема субвенций, предоставляемых соответствующим местным бюджетам из бюджета города Москвы. Согласно бюджетному законодательству изменение объемов субвенций возможно только путем внесения изменений в закон о бюджете города Москвы.
В целях совершенствования бюджетного процесса, обеспечения системности при планировании финансовых средств для муниципальных образований и исключения возможного субъективного подхода при их выделении порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов (дотаций, субвенций, субсидий) бюджетам муниципальных образований теперь устанавливаются законами города Москвы. Также конкретизированы цели и условия предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета города. В частности, предусмотрено, что субсидии бюджетам муниципальных образований из бюджета города предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований по реализации ими отдельных расходных обязательств.
Необходимость приведения законодательства города Москвы в соответствие с федеральным законодательством обусловила принятие Закона города Москвы от 25 ноября 2009 года N 9 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве", который установил гарантии осуществления полномочий выборных лиц и порядок их предоставления, финансовое обеспечение деятельности выборных лиц.
В связи с реформированием на федеральном уровне системы государственного надзора и муниципального контроля были приняты законы города Москвы от 25 апреля 2012 года N 14 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 3 июня 2009 года N 17 "О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве" и от 26 декабря 2012 года N 72 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" и статьи 7 и 23 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", которые в частности закрепили разграничение контрольных полномочий между органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления городских округов и поселений.
В экспертном заключении Главного управления Минюста России по Москве от 4 июля 2011 года отмечалось, что отдельные положения статьи 6 Закона города Москвы "О порядке ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов города Москвы" вступают в противоречие с федеральным законодательством*(13), согласно которому право предложить органу местного самоуправления привести в соответствие с федеральным законодательством изданные им правовые акты имеет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. В целях устранения указанного несоответствия принят Закон города Москвы от 19 октября 2011 года N 46 "О внесении изменений в статью 6 Закона города Москвы от 22 октября 2008 года N 49 "О порядке ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов города Москвы".
На совершенствование законодательства города Москвы в сфере борьбы с коррупцией и приведение его в соответствие с федеральным законодательством направлены следующие законы города Москвы:
от 4 апреля 2012 года N 7 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (изменены 8 законов города Москвы в части уточнения обязанностей, ограничений и запретов для государственных служащих, а также ужесточения ответственности за их нарушение);
от 15 февраля 2012 года N 5 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" (на депутатов Думы возложена обязанность ежегодно предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также создана комиссия Думы по контролю за достоверностью указанных сведений);
от 29 января 2014 года N 4 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 26 января 2005 года N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" (направлен на создание условий для более эффективного применения профилактических антикоррупционных норм).
Законом города Москвы от 15 мая 2013 года N 21 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в целях обеспечения контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности города Москвы, и иных лиц их доходам" законодательство города Москвы о гражданской и муниципальной службе приведено в соответствие с федеральными законами от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и от 3 декабря 2012 года N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Данным Законом города Москвы установлены правовые основы осуществления контроля за соответствием доходам расходов лиц, замещающих государственные должности города Москвы, муниципальные должности на постоянной основе, должности государственной гражданской и муниципальной службы.
Кроме того, Законом города Москвы от 24 апреля 2013 года N 20 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" установлена обязанность депутатов предоставлять информацию о своих расходах, о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает общий доход супругов за три последних года, предшествующих совершению сделки. Депутат Думы также должен представить информацию, откуда были взяты средства на дорогостоящие покупки. Указанная информация публикуется на официальном сайте Думы.
В целях приведения законодательства о государственной гражданской службе города Москвы в соответствие с изменившимся федеральным законодательством*(14) приняты законы города Москвы:
от 30 ноября 2011 года N 57 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 26 января 2005 года N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" (введено положение о квалификационном экзамене для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы на определенный срок полномочий, за исключением гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Мэром Москвы);
от 8 июня 2011 года N 24 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 26 января 2005 года N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" и Закон города Москвы от 15 июля 2005 года N 43 "О государственных должностях города Москвы" (введены положения, определяющие порядок присвоения и сохранения классных чинов, изменен предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе - до 60 лет*(15)).
Признается утратившей силу норма, по которой конкурс не проводится при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Москвы. Указанное положение в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2009 года N 2-П противоречит пункту 2 части 2 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", допуская его расширительное толкование.
Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 295-ФЗ "О внесении изменений в статьи 22 и 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Законом города Москвы от 15 мая 2013 года N 21 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в целях обеспечения контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности города Москвы, и иных лиц их доходам" внесены изменения в статьи 18 и 37 Закона города Москвы "О государственной гражданской службе города Москвы" в части формирования конкурсной и аттестационной комиссий в органе исполнительной власти города Москвы с участием представителей общественных советов, создаваемых при таком органе. Указанные изменения позволили реализовать предусмотренные федеральным законодательством положения, направленные на повышение объективности и прозрачности механизмов конкурсного отбора лиц для замещения должностей государственной гражданской службы города Москвы, а также проведения аттестации государственных гражданских служащих города Москвы.
Благодаря усилиям московских парламентариев период 2009-2014 годов стал одним из самых значительных в развитии столичного бюджетного и налогового законодательства. Так, были скорректированы законы города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц" (утратил силу Законом города Москвы от 19 ноября 2014 года N 51), от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге", от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", от 9 июля 2008 года N 33 "О транспортном налоге". С учетом изменений НК РФ в городе Москве был разработан и принят Закон города Москвы от 31 октября 2012 года N 53 "О патентной системе налогообложения", расширивший сферу действия патентной системы до 65 видов предпринимательской деятельности.
Закон города Москвы от 19 декабря 2012 года N 67 "О подведомственности дел об административных правонарушениях в бюджетно-финансовой сфере и о должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (утратил силу Законом города Москвы от 11 декабря 2013 года N 67) разработан в целях обеспечения применения мер административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства при использовании средств бюджета города Москвы, средств бюджетов муниципальных образований.
Организация бюджетного процесса в городе Москве регулируется БК РФ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" (далее - Закон N 39), другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, правовыми актами органов местного самоуправления.
Закон города Москвы от 13 июля 2011 года N 33 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" был призван реализовать принятые на федеральном уровне решения по реформированию бюджетной системы, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов*(16). В результате инвентаризации норм действующего в городе Москве законодательства о бюджетном процессе на предмет их соответствия федеральному бюджетному законодательству были внесены существенные изменения в Закон города Москвы N 39.
В частности, был обеспечен переход к программно-целевому методу планирования бюджета города Москвы. На основании норм БК РФ Закон города Москвы N 39 был дополнен статьей "Дорожный фонд города Москвы".
В соответствии положением БК РФ, устанавливающим право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов РФ*(17), Закон города Москвы от 16 июля 2014 года N 43 "О внесении изменений в статьи 31 и 32 Закона города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" наделил комиссии Думы полномочиями по рассмотрению проектов государственных программ города Москвы, вступающих в силу с начала очередного финансового года.
Для реализации принятых на федеральном уровне решений по изменению отдельных статей БК РФ и повышения качества правового регулирования бюджетных правоотношений Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и признании утратившими силу отдельных законов (положений законов) города Москвы" были устранены внутренние противоречия, содержащиеся в Законе города Москвы N 39. Также был признан утратившим силу Закон города Москвы от 14 ноября 2007 года N 43 "О государственном долге города Москвы", нормы которого противоречили положениям федерального законодательства.
В соответствии с нормами федерального законодательства были внесены изменения в отдельные законы города Москвы, регулирующие социальную сферу. В частности, Закон города Москвы от 4 апреля 2012 года N 6 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 марта 2008 года N 11 "Об охране труда в городе Москве" устранил несоответствие отдельных норм указанного Закона города Москвы федеральному законодательству и создал правовую основу для перехода к управлению профессиональными рисками в области охраны труда в городе Москве. Также законами города Москвы от 11 января 2012 года N 1 "О внесении изменений в статью 30 Закона города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве" и от 26 декабря 2012 года N 71 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве" были внесены изменения, расширившие перечень получателей государственной поддержки и касающиеся организации физкультурно-спортивной работы.
Закон города Москвы от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве" принят в связи с вступлением в силу федеральных законов от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и от 24 апреля 2008 года N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Данный Закон города Москвы определяет основные задачи в сфере опеки и попечительства в городе Москве, а также полномочия органов исполнительной власти города Москвы в данной сфере.
В целях приведения законодательства города Москвы в соответствие с федеральным были приняты законы города Москвы и в других сферах жизнедеятельности города:
от 11 ноября 2009 года N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве";
от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы";
от 5 октября 2011 года N 44 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения";
от 26 октября 2011 года N 47 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции";
от 7 декабря 2011 года N 61 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы";
от 25 января 2012 года N 4 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 июля 2006 года N 38 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями";
от 11 апреля 2012 года N 12 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" и статью 8 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений";
от 16 мая 2012 года N 19 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 17 декабря 2008 года N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы";
от 11 июля 2012 года N 41 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 27 марта 2002 года N 17 "О Московской торгово-промышленной палате";
от 21 ноября 2012 года N 58 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
от 26 декабря 2012 года N 74 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 июня 2008 года N 22 "О такси в городе Москве";
от 30 октября 2013 года N 56 "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве";
от 6 ноября 2013 года N 60 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа";
от 11 декабря 2013 года N 69 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве".
Следует отметить, что вопросы, отнесенные Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, законодательство города Москвы регулирует только в той части, в которой они не урегулированы или разрешены к регулированию федеральными законами. Поэтому не только качественная, но и количественная характеристика законодательства города Москвы в значительной степени зависит от состояния федерального законодательства, а московские законы отражают содержание федеральных законодательных актов, включая и недостатки некоторых из них.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.