Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
1. Судебная практика
В Думу ежегодно для анализа поступает обобщенная информация о практике применения мировыми судьями законов города Москвы. Гражданские, административные и уголовные дела изучаются в целях выявления наиболее актуальных городских проблем, достаточности и полноты законодательного регулирования, качества московских законов с точки зрения правоприменителей - судей и граждан.
Так, по результатам обобщения Московским городским судом практики правоприменения за первое полугодие 2014 года мировыми судьями города Москвы законы города Москвы использовались при рассмотрении 19037 дел (из них - 18809 гражданских и 228 административных).
Как показывает практика последних лет, наибольшее число дел (15633) рассматривается с применением Закона города Москвы "О транспортном налоге". Указанный налог является региональным, в связи с чем субъект РФ определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты. Закон применяется судебными органами при взыскании сумм недоимок по транспортному налогу в бюджет города. 2 335 дел рассмотрены мировыми судьями с применением Закона города Москвы "О ставках налога на имущество физических лиц", что соответствует аналогичным данным за 2013, 2012 и 2011 годы. Нормы Закона города Москвы "О земельном налоге" применялись мировыми судьями при рассмотрении 400 дел.
В первом полугодии истекшего года отмечен рост количества гражданских дел, по которым применялось законодательство города Москвы, на 43,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Вместе с тем на 61% снизилось количество дел об административных правонарушениях, рассмотренных с применением законов города Москвы. Как указывается в обобщении Московского городского суда, "неясных вопросов у мировых судей города Москвы при применении законов города Москвы не возникло".
В 181 случае судами применялись нормы Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", как правило, это дела о взыскании управляющими компаниями задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
КоАП Москвы применялся судебными органами при рассмотрении 205 дел.
Так, мировыми судьями судебных участков района Солнцево и Бутырского района города Москвы рассмотрены дела о привлечении граждан к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.13 КоАП Москвы, за размещение объявлений и иных информационных материалов вне специально отведенных для этого мест, то есть за расклеивание объявлений. Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей. Также граждане привлекались к административной ответственности в связи с самовольным проникновением в производственные помещения и на огражденную территорию метрополитена и Московской монорельсовой транспортной системы, назойливое приставание к гражданам в общественных местах и др.
Закон города Москвы от 11 июня 2008 года N 22 "О легковом такси в городе Москве" (далее - Закон города Москвы N 22) применялся при рассмотрении 23 дел, в частности, при рассмотрении дела о привлечении гражданина к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), то есть за частный извоз. Мировой судья района Аэропорт города Москвы в решении указал, что согласно части 3 статьи 1 Закона города Москвы N 22 перевозчиком пассажиров может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие разрешение на осуществление таксомоторных перевозок.
В 10 случаях применялся Закон города Москвы "О прожиточном минимуме в городе Москве", согласно которому прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Это положение использовалось мировым судьей судебного участка района Чертаново Северное города Москвы для определения размера алиментов, взысканных на содержание несовершеннолетних детей, с последующей индексацией суммы пропорционально росту величины прожиточного минимума.
2. Прокурорский надзор
Прокуратура города Москвы на постоянной основе осуществляет анализ состояния законности и правопорядка особенно в социально значимых сферах, а также анализ работы органов прокуратуры, иных государственных органов по их укреплению. Практика правоприменения московского законодательства и актов прокурорского реагирования на факты его нарушения ежегодно обобщается и учитывается при подготовке доклада.
Так, в 2014 году органами прокуратуры опротестовано распоряжение об утверждении Положения об управе района Южное Медведково как нарушающее Устав города Москвы. Согласно статье 46 Устава города Москвы управы осуществляют в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории района. Положение об управе района города Москвы утверждено постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы". Утверждение положения об управе конкретного района законодательством не предусмотрено и в полномочия районной управы не входит.
Администрации муниципальных округов Северное Тушино и Южное Тушино допустили нарушение положений Закона города Москвы от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в городе Москве", применив к сотрудникам законодательно не предусмотренное дисциплинарное взыскание - устное замечание.
В ходе прокурорских проверок выявляются многочисленные нарушения управляющими организациями требований части 3 статьи 5 Закона города Москвы от 13 ноября 1996 года N 30 "Об установлении нормативов по эксплуатации жилищного фонда в городе Москве и контроле за их соблюдением" в части несоблюдения нормативов по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий (ненадлежащее их содержание, размещение строительных материалов в подвальных помещениях, наличие неисправных осветительных приборов). Останкинская межрайонная прокуратура внесла 5 управляющим организациям представления об устранении нарушений законодательства, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности*(33).
Нарушения норм ГрК Москвы выявлены Пресненской межрайонной прокуратурой в ходе проверки по факту проведения строительных работ обществом с ограниченной ответственностью "П...Т...". Общество осуществляло работы, носящие признак реконструкции, без оформления разрешения Мосстройнадзора*(34).
Как и в прошлом году, органы прокуратуры продолжают выявлять нарушения Закона города Москвы от 1 октября 2008 года N 46 "О занятости населения в городе Москве" в части несоблюдения сроков предоставления в государственные учреждения службы занятости населения информации о работниках, увольняемых в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников. Двухмесячный, а в случаях массового высвобождения работников - трехмесячный, срок нарушен ГКУ ЦСО Люблино, ГБОУ СОШ N 641, ГБУ "Жилищник района Т...", обществами с ограниченной ответственностью "И..." и "С...с", ФКУ СИЗО-6 УФСИН по городу Москве. Руководителям организаций внесены представления об устранении нарушений законодательства.
Тушинская межрайонная прокуратура выявила нарушение требований части 15 статьи 12 Закона города Москвы от 11 ноября 2009 года N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве". Размер заработной платы работников общества с ограниченной ответственностью "С..." был ниже минимального размера оплаты труда в городе Москве.
Также ею были выявлены нарушения статьи 8 Закона города Москвы от 5 июля 2006 года N 35 "Об энергосбережении в городе Москве" при проверке ГБУ "ЕИРЦ города Москвы" в части обеспечения эксплуатации, сохранности и проверки приборов учета электроэнергии по адресу: проезд Досфлота, д. 3.
До сих пор выявляются нарушения Закона города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" со стороны образовательных организаций, что привело к внесению представления и возбуждению дела об административном правонарушении в отношении ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет путей сообщения".
Прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах выявлены нарушения статей 2 и 9 Закона города Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в части отсутствия у хозяйствующих субъектов планов (инструкций) действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их согласований с арендодателями и территориальными подразделениями ГУ МЧС России по Москве*(35).
Органами прокуратуры в 2014 году также выявлялись нарушения законов города Москвы от 23 ноября 2005 года N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", от 4 июля 2007 года N 31 "О городских почвах", от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", от 30 ноября 2005 года N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве", от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры".
В ходе проводимых проверок прокурорами активно использовались полномочия по привлечению правонарушителей к административной ответственности, установленной КоАП Москвы. Наибольшее количество дел возбуждалось в связи с совершением административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования и в области благоустройства города.
Межрайонная природоохранная прокуратура также осуществляла мониторинг правоприменительной практики законов города Москвы в сфере охраны окружающей среды. В ходе надзорной деятельности за истекший год выявлено 19 нарушений Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", внесены представления об устранении нарушений законодательства. В основном меры прокурорского реагирования принимались по фактам самовольного занятия и нецелевого использования земельных участков, находящихся в границах ООПТ.
Характерным нарушением положений Закона города Москвы "Об отходах производства и потребления в городе Москве" является непредоставление в установленный срок сведений, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы. По данной категории правонарушений внесено 3 представления. В истекшем году органами прокуратуры возбуждено 14 дел об административных правонарушениях по статье 4.36 КоАП Москвы за нарушение порядка ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы*(36).
3. Главное управление Минюста России по Москве
С учетом полномочий, возложенных на Главное управление Минюста России по Москве согласно Положению о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (приказ Минюста России от 21 мая 2009 года N 146), к его компетенции относится, в частности, обеспечение исполнения на территории субъекта РФ Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства РФ, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России; проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов субъекта РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам; участие в пределах компетенции в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъекта РФ; подготовка обзоров нормотворчества субъекта РФ в соответствующей сфере правоотношений; проведение в установленном порядке мониторинга применения нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поступающие в Думу результаты системной работы Главного управления Минюста России по Москве по проведению обзоров федерального и регионального законодательства, мониторинга нормотворчества и применения нормативных правовых актов в соответствующей сфере правоотношений позволяют выявлять пробелы в правовом регулировании.
В 2014 году Главным управлением Минюста России по Москве проводились обзоры федерального и регионального законодательства в сферах порядка ведения регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственной гражданской службы, противодействия коррупции, профилактики экстремизма, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, образования.
В 2014 году в Думу поступило 14 экспертных заключений Главного управления Минюста России по Москве, и по итогам их рассмотрения приняты следующие законы города Москвы:
от 5 февраля 2014 года N 6 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 28 февраля 2007 года N 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве";
от 16 июля 2014 года N 44 "О внесении изменения в статью 17 Закона города Москвы от 28 февраля 2007 года N 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве";
от 24 декабря 2014 года N 65 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 28 февраля 2007 года N 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве";
от 30 апреля 2014 года N 21 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" и Закон города Москвы от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в городе Москве";
от 10 декабря 2014 года N 60 "О внесении изменений в статью 8 Закона города Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статью 1.1 Закона города Москвы от 4 октября 2006 года N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве".
В остальных случаях приняты решения частично согласиться, учесть замечания или принять их к сведению.
4. КСП Москвы
КСП Москвы является органом внешнего государственного финансового контроля. Результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий представляются Думе и Мэру Москвы, городское сообщество также информируется о деятельности КСП Москвы.
В поле зрения аудиторов КСП Москвы находятся вопросы правомерности и обоснованности составления проектов бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, а также результативности и эффективности их исполнения; правомерности и эффективности управления собственностью города Москвы; оценки влияния расходов бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы на социально-экономическое развитие города Москвы; исполнения бюджетов муниципальных образований, получающих межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты из бюджета города Москвы.
Результаты мониторинга КСП Москвы используются при подготовке ежегодного доклада о состоянии законодательства.
В ходе проведения контрольных мероприятий в 2014 году КСП Москвы также выявлены пробелы нормативного регулирования в сфере образования в городе Москве в части установления единого подхода к порядку отнесения учащихся школ к льготным категориям при организации предоставления им услуг питания.
Указывается на отсутствие в городе Москве правового акта о культуре, предусмотренного основами законодательства о культуре, не урегулирована деятельность клубных учреждений, не регламентирована в полном объеме деятельность музеев города Москвы*(37).
По результатам проверки правомерности и эффективности использования средств бюджета города Москвы по подпрограмме "Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия" Государственной программы города Москвы "Культура Москвы 2012-2016 гг." предложено внести на рассмотрение Думы изменения в Закон города Москвы от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры"*(38).
5. Контроль за исполнением законов города Москвы, проводимый в рамках деятельности Думы, депутатов и комиссий Думы
Неотъемлемой частью деятельности Думы, ее структурных подразделений и депутатов является контроль за исполнением московского законодательства. Он осуществляется путем организации и проведения заседаний круглых столов, депутатских и общественных слушаний, направления депутатских запросов. Данная деятельность позволяет осуществлять постоянный и квалифицированный мониторинг эффективности правового регулирования, выявлять правовые пробелы, своевременно вносить и оперативно принимать необходимые законы и изменения в них, обеспечивать их неукоснительное исполнение.
В 2014 году состоялось 37 заседаний круглых столов различной тематики, 4 раза проводились депутатские слушания. Особое внимание, как и в предыдущие годы, депутатское сообщество уделяет вопросам социальной сферы и экологии. Депутаты Думы шестого созыва продолжили обсуждение экологических проблем города, уделив внимание экологической политике предприятий, расположенных на территории Москвы, экологическому образованию и необходимости сохранения от застройки зеленых зон города.
Жилищные проблемы москвичей также привлекли пристальное внимание депутатов Думы, представителей исполнительной власти города и общественности. В поле зрения попали вопросы правового регулирования строительства жилого фонда социального (некоммерческого) и коммерческого найма с применением форм государственно-частного партнерства, проблемы сохранения жилой, историко-архитектурной и промышленной инфраструктур района Филевский парк, соблюдение прав жителей при переводе жилых помещений в нежилые в многоквартирных домах, проблемы молодых семей в Москве: медицинское обслуживание, дошкольные учреждения, жилищные условия. Проблемы молодого поколения москвичей также поднимались в рамках круглого стола на тему "О чем молчит молодежь".
Год выборов в Думу не мог обойтись без обсуждения соответствующих вопросов. Так, в формате круглого стола прошли тематические заседания "Избирательная система в Москве. Исторический опыт и современность" и "Зачем каждый раз перед выборами меняется Избирательный кодекс города Москвы, и почему за привлечение жителей к участию в выборах на стороне власти управы районов будут тратить средства бюджета города Москвы?".
Кроме того, в Думе обсуждались проблемы единого государственного экзамена, правовой реализации программы "Ярмарки выходного дня", сохранения Шуховской башни и архитектурного наследия Москвы, формат и направления сотрудничества представительных органов власти и правозащитных организаций, подводились итоги работы проекта "Народный контроль Северо-Западного административного округа города Москвы" за 2013 год, проходили памятные мероприятия, посвященные 80-летию Ю.А. Гагарина, и др.
В Московском Доме ветеранов (пенсионеров) войн и Вооруженных Сил состоялся круглый стол в рамках совместного заседания комиссии по социальной политике и трудовым отношениям и Департамента социальной защиты населения города Москвы, предметом обсуждения которого стал проект закона города Москвы "О внесении изменений в Закон города Москвы от 9 июля 2008 года N 34 "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве".
В формате депутатских слушаний прошло обсуждение вопросов совершенствования работы и развития инфраструктуры Московского метрополитена и раздельного сбора отходов.
Особое внимание депутатское сообщество уделило проблеме распространения наркотиков и спайсов в городе, а также в рамках совместного заседания комиссий по безопасности, по законодательству, регламенту, правилам и процедурам, по здравоохранению и охране общественного здоровья и по физической культуре, спорту и молодежной политике состоялись депутатские слушания о запрете розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории города Москвы.
6. Молодежная палата (Молодежный парламент)
Постановлением Думы от 19 ноября 2014 года N 314 "О внесении изменений в постановление Московской городской Думы от 27 сентября 2006 года N 265 "О Молодежной палате (Молодежном парламенте) при Московской городской Думе" уточнен порядок формирования Молодежной палаты (Молодежного парламента).
В связи с изменением порядка выборов депутатов Думы организовано представительство политических партий в Молодежной палате в следующем порядке: по 1 представителю от политических партий, выдвинувших кандидатов в депутаты Думы, которые были зарегистрированы в соответствии с законодательством, но по результатам выборов не получили необходимого для избрания депутатами Думы количества голосов избирателей.
Остальные места по политической квоте в Молодежной палате (Молодежном парламенте) получили представители от политических партий, представленных в Думе, пропорционально количеству избранных депутатов, выдвинутых соответствующей партией.
Отказ от предоставления мест в Молодежной палате (Молодежном парламенте) только представителям фракций обусловлен необходимостью организации представительства в ней и тех партий, которые не образовали фракцию в Московской городской Думе.
Общее количество представителей политических партий в Молодежной палате (Молодежном парламенте) составляет 15 человек.
Квоты для представителей политических партий в Молодежной палате (Молодежном парламенте) будут распределены в следующем порядке:
по одному представителю от шести партий, кандидаты от которых по итогам выборов депутатов Думы не набрали необходимого для избрания в Думу количества голосов избирателей ("Социал-демократическая партия России", "Гражданская Платформа", "Российская экологическая партия "Зеленые", "Гражданская Сила", "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ);
по одному представителю от партий, от которых в Думу по итогам выборов было избрано по одному депутату (ЛДПР - Либерально-демократическая партия России, ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА");
два представителя от политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" и пять представителей от Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (пропорционально избранному от данных партий количеству депутатов).
До принятия постановления Думы "О внесении изменений в постановление Московской городской Думы от 27 сентября 2006 года N 265 "О Молодежной палате (Молодежном парламенте) при Московской городской Думе" был установлен трехмесячный срок формирования Молодежной палаты (Молодежного парламента) со дня первого заседания в правомочном составе Думы нового созыва. Таким образом, Молодежную палату (Молодежный парламент) при Думе шестого созыва необходимо было сформировать не позднее 24 декабря 2014 года.
Молодежное парламентское сообщество города Москвы обратилось в Думу с просьбой увеличить срок формирования Молодежной палаты (Молодежного парламента) для более детальной проработки вопросов о ее формировании, форматах работы и выдвижении наиболее достойных кандидатов. Поэтому постановлением Думы право назначения даты первого заседания и срока формирования состава Молодежной палаты (Молодежного парламента) при Думе очередного созыва было закреплено за комиссией по организации работы Думы.
Согласно Положению о Молодежной палате (Молодежном парламенте) полномочия членов Молодежной палаты (Молодежного парламента) предыдущего созыва прекращаются с момента открытия первого заседания Молодежной палаты (Молодежного парламента) нового созыва. Таким образом, полномочия членов Молодежной палаты (Молодежного парламента) при Думе пятого созыва в настоящее время сохранены и будут прекращены с момента открытия первого заседания Молодежной палаты (Молодежного парламента) при Думе шестого созыва.
7. Общественный консультативный совет политических партий при Московской городской Думе
Общественный консультативный совет политических партий при Московской городской Думе (далее - Совет) создан в 2010 году в целях обеспечения дополнительных условий для учета существующих в обществе политических взглядов. Политические партии, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке и участвовавшие в выборах в Думу пятого и последующих созывов, получили парламентскую площадку для консультаций по широкому кругу общественно значимых вопросов и обеспечения взаимодействия с органами государственной власти города Москвы. Совет является совещательным органом при Думе и осуществляет свою деятельность на общественных началах.
В соответствии с постановлением Думы о создании Совета*(39) основными его функциями являются подготовка заключений на проекты правовых актов, внесенных в Думу и подготовленных для внесения в Думу; подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства города Москвы; подготовка предложений по вопросам, отнесенным к компетенции Думы. В истекшем году Совет работал в полном составе - 14 человек, то есть по два представителя от московских региональных отделений партий: "ЕДИНАЯ РОССИЯ", КПРФ, ЛДПР, "ПАТРИОТЫ РОССИИ", "ЯБЛОКО", СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и "ПРАВОЕ ДЕЛО".
В 2014 году было проведено 7 заседаний Совета, рассмотрено 22 вопроса, подготовлено и внесено в Думу в установленном порядке 50 изменений в отдельные законы города Москвы, 12 из которых были учтены.
Кроме того, были подготовлены и внесены пакеты поправок к законопроектам "О благоустройстве в городе Москве" и "Об обеспечении открытости информации и общественном контроле в сферах благоустройства, жилищных и коммунальных услуг".
Советом рассмотрен проект закона "О внесении изменений в Закон города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы". Внесены предложения по защите прав инвалидов - владельцев автомобильного транспорта на предоставление мест для размещения автомобилей вблизи места жительства.
В процессе работы были подготовлены предложения по внесению изменений в Закон города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест", а также предложения по совершенствованию законодательства в сфере ЖКХ, в частности практики лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Подготовлены рекомендации Правительству Москвы по реализации подпрограммы "Театры, концертные организации и учреждения кинофикации" Государственной программы города Москвы "Культура Москвы 2012-2016 гг." и по порядку формирования детско-юношеского репертуара в московских театрах и других учреждениях культуры.
Важный аспект работы Совета - регулярное конструктивное взаимодействие с органами исполнительной власти города. В этой работе принимали участие Мэр Москвы, заместители Мэра Москвы, руководители департаментов города, руководители Главного управления МВД России по городу Москве, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В заседаниях Совета принимал участие советник-посланник Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации В.В. Колтович.
По итогам работы Совета в прошедшем созыве можно сделать вывод, что компетентность и активная позиция его членов позволили ему стать важным инструментом дополнительного учета существующих в обществе политических взглядов.
8. Органы исполнительной власти города Москвы
Органами исполнительной власти города Москвы в тесном взаимодействии с депутатским корпусом ведется системная работа по приведению законов города Москвы в соответствие с федеральным законодательством. В 2014 году подготовлены изменения в Закон города Москвы N 34, новая редакция Закона города Москвы от 17 марта 2010 года N 7 "Об охране здоровья в городе Москве", а также изменения в отдельные законы города Москвы в связи с принятием Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка"*(40).
В рамках реализации права законодательной инициативы Мэром Москвы в 2014 году внесено в Думу 27 проектов законов города Москвы, 26 из них приняты. Заседания комиссий, рабочих групп, круглых столов и депутатские слушания Думы не обходились без активного участия первых лиц органов исполнительной власти города. Обсуждение законодательных инициатив и общественно значимых явлений Москвы привлекло внимание большого количества государственных гражданских служащих и должностных лиц.
9. Работа с обращениями граждан, привлечение населения города Москвы и общественных объединений жителей к процессу законотворчества
Право гражданина обратиться лично, а также направить индивидуальное и коллективное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в статье 33 Конституции РФ.
Реализовать данное право москвичи могут на личном приеме депутата, который проводится в Приемной Думы либо в окружных приемных. Работа с избирателями является одной из форм депутатской деятельности, предусмотренных Законом города Москвы "О статусе депутата Московской городской Думы". Письменное обращение (предложение, заявление, жалобу) можно направить по почте, факсимильной связью или в форме электронного документа через официальный сайт Думы, а также принести непосредственно в Думу.
Анализ вопросов, поставленных в обращениях граждан и юридических лиц, позволяет выявить наиболее актуальные для города проблемы, а также пробелы правового регулирования в конкретных нормативных правовых актах или сферах законодательства, определить качество и проработанность правовых актов.
В 2014 году в Думу поступило свыше 18,7 тыс. обращений граждан, представителей организаций, предприятий и учреждений, из них по информационным каналам и через интернет-сайт - 5124 обращения, что на 35% больше прошлогодних показателей. В целом это связано с внедрением информационных технологий в жизнь москвичей и совершенствованием работы официального сайта Думы.
В истекшем году сохранилась тенденция к увеличению доли коллективных обращений (2011 год - 9,5%, 2012 год - 11%, 2013 год - 12,1%, 2014 год - 13,8%). Как правило, коллективные обращения поступали от представителей инициативных групп жителей одного микрорайона, двора, дома, от представителей трудовых коллективов.
Обращения граждан в Думу в 2014 году чаще всего касались вопросов: ЖКХ и благоустройства; защиты прав граждан, законности и правопорядка; законотворчества и деятельности Думы; жилищной политики; градостроительной политики и землепользования; социального и пенсионного обеспечения; транспорта и дорожного хозяйства; образования и молодежной политики; здравоохранения и охраны общественного здоровья.
По вопросам законотворчества и деятельности Думы за истекший год поступило 2549 обращений (в 2013 году - 2118 обращений). Более половины обращений (1403) содержали предложения о внесении изменений в действующее законодательство.
Большинство предложений касалось изменений Закона города Москвы "О транспортном налоге" в части сохранения налоговых льгот для водителей автомобилей мощностью свыше 200 л.с., приобретенных до принятия Закона города Москвы от 14 ноября 2012 года N 55 "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Закона города Москвы от 9 июля 2008 года N 33 "О транспортном налоге". Кроме того, предлагалось установить для льготных категорий граждан, имеющих автомобили мощностью свыше 200 л.с., дифференцированные налоговые ставки с учетом класса автомобиля, стоимости, года приобретения (выпуска) (около 100 обращений).
Москвичи предлагали включить в Закон города Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" положения, касающиеся предоставления права пенсионерам на бесплатный проезд в электропоездах пригородного сообщения, а также осуществления денежных выплат льготным категориям граждан по всем имеющимся основаниям (более 70 обращений).
Закон города Москвы N 29, по мнению заявителей, нуждается в корректировке в части увеличения учетной нормы площади жилого помещения с 10 до 12 кв. метров; признания жителей квартир коммунального заселения нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от учетной нормы (более 50 обращений).
Предложения в Закон города Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве" касались увеличения продолжительности установленного данным Законом понятия "ночное время" в выходные и праздничные дни и ограничения шумовых работ в дневное время (более 40 обращений).
Кроме того, предлагалось внести изменения в Закон города Москвы от 11 июля 2012 года N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы" в части изменения порядка принятия градостроительных решений и в КоАП Москвы в части усиления ответственности за выгул животных вне отведенных для этих целей мест.
В 61 обращении указывалось на неисполнение или ненадлежащее исполнение ГрК Москвы (подготовка и проведение публичных слушаний без информационного оповещения жителей, проведение публичных слушаний в неприспособленных помещениях, несоблюдение регламента собраний, нарушения в оформлении протоколов собраний, предоставление документации на слушания не в полном объеме) и Закона города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве" (отказ школ заключать договоры с родителями, выбравшими семейное образование; выплата денежных средств родителям, осуществляющим домашнее образование детей (семейное образование), не в полном объеме).
Тематика, поднимаемые вопросы и результаты рассмотрения обращений граждан обобщаются в справках о правоприменительной практике законов города Москвы и учитываются при составлении ежегодного доклада о состоянии законодательства города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.