Постановление Верховного Суда РФ от 27 августа 2015 г. N 53-АД15-7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу защитника Оськина А.В., действующего на основании ордера в интересах Мухитдинова А.А.,
на вступившие в законную силу постановление судьи Кировского районного суда г. Красноярска от 13 декабря 2013 г., решение судьи Красноярского краевого суда от 23 января 2014 г. и постановление председателя Красноярского краевого суда от 18 июля 2014 г.,
вынесенные в отношении Мухитдинова А.А.
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Кировского районного суда г. Красноярска от 13 декабря 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Красноярского краевого суда от 23 января 2014 г. и постановлением председателя Красноярского краевого суда от 18 июля 2014 г., Мухитдинов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Оськин А.В. просит изменить постановления, вынесенные в отношении Мухитдинова А.А. по настоящему делу об административном правонарушении, исключив из них указание на назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы защитника Оськина А.В. позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Исходя из положений данной нормы, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 12 декабря 2013 г. в 14:00 часов при проведении оперативно-профилактического мероприятия сотрудниками ОУФМС России по Красноярскому краю в Кировском районе г. Красноярска по адресу: г. Красноярск, ул. Павлова, 46 выявлен прибывший на территорию Российской Федерации 24 февраля 2014 г. гражданин Республики ... Мухитдинов А.А., который в нарушение установленного режима пребывания (проживания) находится на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, и уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания (с 21 мая 2013 г.).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1), рапортом (л.д. 2), копиями паспорта Мухитдинова А.А., уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, миграционной карты (л.д. 3-6), сведениями АС ЦБДУИГ ФМС России (л.д. 7-15), которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное Мухитдиновым А.А. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Мухитдинова А.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем имеются основания изменения состоявшихся по делу постановлений в части назначенного Мухитдинову А.А. административного наказания.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В ходе производства по делу с момента составления протокола об административном правонарушении Мухитдинов А.А. заявлял, что он состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации, которая находится на восьмом месяце беременности, и имеет малолетних детей.
В настоящей жалобе защитник приводит те же обстоятельства, указывая, что на территории Российской Федерации постоянно проживают супруга Мухитдинова А.А. К. и его сын М. родившийся ... г., которые являются гражданами Российской Федерации.
Супруга Мухитдинова А.А. - многодетная мать, отец ее старших детей лишен родительских прав, до выдворения с территории Российской Федерации Мухитдинов А.А. проживал совместно с К. и ее детьми от первого брака, заботился о них и обеспечивал все необходимые условия жизни.
Имеющимися в материалах дела документами подтверждено, что 13 марта 2013 г. между Мухитдиновым А.А. и гражданкой Российской Федерации К. заключен брак (копия свидетельства о заключении брака ... N ... выдано Территориальным ОЗАТС Красноярского края по Свердловскому району г. Красноярска, копия паспорта К. выдан 28 февраля 2007 г. Управлением внутренних дел г. Абакана Республики Хакасия) (л.д. 17, 38).
К настоящей жалобе приложена копия свидетельства о рождении М. родившегося ... февраля 2014 г. ... N ... выдано Территориальным ОЗАТС Красноярского края по Советскому району г. Красноярска).
Иные обстоятельства, на которые ссылался Мухитдинов А.А. в ходе производства по делу и указано защитником в настоящей жалобе, подтверждены имеющимися в материалах дела и представленными при подаче данной жалобы копиями документов. В их числе копии свидетельств о рождении детей К. от первого брака, справка о составе семьи, копия решения судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 октября 2012 г., вступившего в законную силу 17 ноября 2012 г., о лишении прежнего мужа К. родительских прав в отношении двух несовершеннолетних детей.
Содержание названного решения указывает на то, что уже на момент 2012 года Мухитдинов А.А. проживал совместно с К. и ее детьми от первого брака. Это зафиксировано, в частности, в акте обследования жилищно-бытовых условий семьи К. проведенного органом опеки и попечительства. Из указанного акта также следует, что отношения в семье доброжелательные и благоприятные, все необходимое имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Мухитдинова А.А. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей Кировского районного суда г. Красноярска установлено не было, ранее Мухитдинов А.А. к административной ответственности не привлекался, вину признал, в содеянном раскаялся.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Мухитдинову А.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, постановление судьи Кировского районного суда г. Красноярска от 13 декабря 2013 г., решение судьи Красноярского краевого суда от 23 января 2014 г. и постановление председателя Красноярского краевого суда от 18 июля 2014 г. подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение Мухитдинову А.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу защитника Оськина А.В., действующего на основании ордера в интересах Мухитдинова А.А., удовлетворить.
Постановление судьи Кировского районного суда г. Красноярска от 13 декабря 2013 г., решение судьи Красноярского краевого суда от 23 января 2014 г. и постановление председателя Красноярского краевого суда от 18 июля 2014 г., вынесенные в отношении Мухитдинова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из них указание на назначение Мухитдинову А.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 27 августа 2015 г. N 53-АД15-7
Текст постановления официально опубликован не был