Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2015 г. N 81-АПГ15-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е., Горчаковой Е.В.,
при секретаре Макаровой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Кемеровский молочный комбинат" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 13 апреля 2015 г., которым заявление открытого акционерного общества "Кемеровский молочный комбинат" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество (далее ОАО) "Кемеровский молочный комбинат" обратилось в суд с заявлением, с учетом уточнения требований, об установлении кадастровой стоимости в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 54, с кадастровым номером 42:24:0201003:92, общей площадью 65832 кв.м, в размере, равном его рыночной стоимости 24216 000 рублей, определенной по состоянию на 4 октября 2010 года. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что использует данный земельный участок по договору аренды. Кадастровая стоимость земельного участка, на основании которой рассчитывается размер арендной платы, значительно превышает размер его рыночной стоимости и нарушает его права как арендатора.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра по Кемеровской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кемеровской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Кемеровской области), комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Коллегия администрации Кемеровской области.
Кемеровским областным судом 13 апреля 2015 года постановлено решение об удовлетворении заявления. Установлена кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 54, с кадастровым номером 42:24:0201003:92, общей площадью 65832 кв.м, в размере, равном его рыночной стоимости 24216 000 рублей, определенной по состоянию на 4 октября 2010 г.
В апелляционной жалобе комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области просит об отмене указанного решения, как незаконного, и о принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления. По мнению заявителя жалобы, при вынесении решения судом допущены нарушения норм материального права и норм процессуального права. Так, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц суду надлежало привлечь администрацию г. Кемерово и главу г. Кемерово, поскольку снижение кадастровой стоимости отражается на объеме поступлений в бюджет г. Кемерово, затрагивая интересы распорядителей бюджетных средств и исполнителей, однако ходатайство о привлечении к участию в деле указанных лиц судом удовлетворено не было; дана не полная оценка отчету об оценке рыночной стоимости (объекты сравнения невозможно идентифицировать, отсутствуют кадастровые номера, не произведена корректировка на имущественные права).
Извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Кемеровской области и Управление Росреестра по Кемеровской области, комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Коллегия администрации Кемеровской области, ОАО "Кемеровский молочный комбинат" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. От Управления Росреестра по Кемеровской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что ОАО "Кемеровский молочный комбинат" является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, и рыночная стоимость объекта недвижимости определена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере оценочной деятельности. Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Статьёй 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункты 1, 5).
Статьёй 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определённой стоимости, является отчёт об оценке объекта (далее - отчёт).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим законом, признаётся достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчёта проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок её проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО "Кемеровский молочный комбинат" на основании договора аренды от 15 декабря 2010 года N 09-12-Э/10 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:92, общей площадью 65832 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 54.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 25 ноября 2005 года.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 1 января 2007 года (государственный контракт от 29 июня 2007 года N 140) были утверждены постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520-па.
Кадастровая стоимость данного земельного участка была определена на основании акта об утверждении кадастровой стоимости земельного участка от 4 октября 2010 года в размере 381 614 937,60 руб., внесена в государственный кадастр недвижимости 4 октября 2010 года.
Рыночная стоимость указанного земельного участка установлена по состоянию на 4 октября 2010 года на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка от 3 марта 2015 года N OH/KK-KMR-145/15-12, составленного специалистом - оценщиком ООО "Инфо-Консалт" Т., и составила 24 216 000 рублей.
НП Саморегулируемой организацией оценщиков "Южно-сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов" подготовлено экспертное заключение от 4 марта 2015 года о соответствии вышеуказанного отчёта оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Суд дал оценку вышеуказанному отчету от 3 марта 2015 года N OH/KK-KMR-145/15-12, который выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и соответствует федеральным стандартам оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 256, "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 254, "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 611.
Оценщик провел анализ рынка в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта, составил анализ рынка земельных участков под размещение аналогичных объектов. По результатам анализа определена информация по всем ценообразующим факторам, используемая при определении рыночной стоимости объекта оценки. При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал метод сравнительного подхода с обоснованием своих выводов. Отчет содержит все разделы, предусмотренные пунктом 8 ФСО N 3, используемая в нем информация отвечает требованиям раздела IV ФСО N 3, порядок проведения оценки земельного участка соответствует положениям ФСО N 7.
По результатам проверки отчёта от 3 марта 2015 года N OH/KK-KMR-145/15-12 об определении рыночной стоимости земельного участка на соответствие требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки подготовлено положительное экспертное заключение, которое, в свою очередь, соответствует требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности и федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июля 2011 года N 328.
Доказательств того, что рыночная стоимость данного объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчёте оценщика и экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется. Участвующие в деле лица о назначении и проведении судебной оценочной экспертизы не просили.
Доводы апелляционной жалобы о непривлечении судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц администрации г. Кемерово и Главы г. Кемерово, а также о несоответствии отчета об оценке рыночной стоимости требованиям законодательства, являются необоснованными и не могут повлечь отмену решения суда.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заинтересованным лицом по этим делам выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки. Вместе с тем в зависимости от конкретных обстоятельств, суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Кемерово, в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из изложенного судом правильно определен состав заинтересованных по делу лиц. При этом обжалуемым судебным постановлением не разрешался вопрос о правах и обязанностях органа местного самоуправления.
При рассмотрении данного дела судом не допущено нарушений норм материального и норм процессуального права, в том числе и тех, которые предусмотрены законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ).
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, оснований для отмены судебного постановления Судебная коллегия не имеет.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Кемеровского областного суда от 13 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2015 г. N 81-АПГ15-11
Текст определения официально опубликован не был