Решение Суда по интеллектуальным правам от 21 сентября 2015 г. по делу N СИП-845/2014
Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 21 сентября 2015 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующий - Булгаков Д. А.,
судьи - Кручинина Н. А., Васильева Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Увайской О.А.,
рассмотрел в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Интернет Медиа Группа" (Русаковская ул., д. 12, корп. 1, пом. 3, офис 23, Москва, 107140, ОГРН 1127746423188) к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый знак "Русский хит" (ул. Крылатская 5, ком. 37, Москва, 121552, ОГРН 5147746142760)
о досрочном прекращении правовой охраны товарных знаков.
К участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, 123995, ОГРН 1047730015200), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт промышленной собственности" (Бережковская наб., 30 корп. 1, Москва, 123995, ОГРН 1027739154343), Анисахаров А.В. (Москва).
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Интернет Медиа Группа" - Исяев С.А. (по доверенности от 16.10.2014), Анисахаров А.В. (генеральный директор);
от общества с ограниченной ответственностью "Торговый знак "Русский хит" - Колесов Е.В. (по доверенности от 25.05.2015);
от Анисахарова А.В. - Анисахаров А.В. (паспорт).
Суд по интеллектуальным правам установил:
общество с ограниченной ответственностью "Интернет Медиа Группа" (далее - общество "Интернет Медиа Группа") обратилось в Суд по интеллектуальным правам с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Торговый знак "Русский хит" (далее - ЗАО "Торговый знак "Русский хит") о досрочном прекращении правовой охраны товарных знаков по свидетельствам Российской Федерации N 421241, дата регистрации 25.10.2010, в отношении 35-го класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ); N 319200 дата регистрации 10.01.2007, в отношении 35-го класса МКТУ; N 315629, дата регистрации 24.10.2006, в отношении 35, 38, 41-го классов МКТУ; N 290470, дата регистрации 10.06.2005, в отношении 35, 38, 41-го классов МКТУ; N 285662, дата регистрации 31.03.2005, в отношении 38, 41-го классов МКТУ; N 252795, дата регистрации 12.08.2003, в отношении 35, 38, 41-го классов МКТУ; N 208480, дата регистрации 25.01.2002, в отношении 35, 41-го классов МКТУ; N 221479, дата регистрации 17.09.2002, в отношении 35, 38, 41-го классов МКТУ.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт промышленной собственности" (далее - ФИПС), Анисахаров А.В.
Определением суда от 27.01.2015 произведена замена ненадлежащего ответчика - ЗАО "Торговый знак "Русский хит" на общество с ограниченной ответственностью "Торговый знак "Русский хит" (далее - общество "Торговый знак "Русский хит").
Общество "Интернет Медиа Группа" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования, просило суд досрочно прекратить правовую охрану товарных знаков по свидетельствам Российской Федерации:
N 421241 в отношении услуг 35-го класса МКТУ, а именно: "аренда площадей для размещения рекламы; радиореклама; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации; прокат рекламных материалов";
N 319200 - в отношении услуг 35-го класса МКТУ, а именно: "реклама";
N 315629 - в отношении услуг 35, 38, 41 классов МКТУ, а именно:
35-го "аренда площадей для размещения рекламы; прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации, прокат рекламных материалов, радиореклама"; 38-го "агентства печати новостей; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; радиовещание"; 41-го "дискотеки; информация по вопросам развлечений; клубы культурно-просветительные и развлекательные; клубы-кафе ночные; монтирование теле- и радиопрограмм; прокат радио- и телевизионных приемников; радиопередачи развлекательные; развлечение гостей; служба новостей";
N 290470 в отношении услуг 35, 38, 41 классов МКТУ, а именно:
35-го "аренда площадей для размещения рекламы; прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; радиореклама";
38-го "агентства печати новостей; радиовещание", 41-го "Дискотеки; информация по вопросам развлечений; клубы культурно-просветительные и развлекательные; клубы-кафе ночные; монтирование теле- и радиопрограмм; прокат радио- и телевизионных приемников; радиопередачи развлекательные; развлечение гостей; служба новостей";
N 285662 в отношении услуг 38, 41 классов МКТУ, а именно:
38-го "агентства печати новостей"; 41-го "дискотеки; информация по вопросам развлечений; клубы культурно-просветительные и развлекательные; клубы-кафе ночные; монтирование теле- и радиопрограмм; прокат радио- и телевизионных приемников; радиопередачи развлекательные; развлечение гостей; служба новостей";
N 252795 в отношении услуг 38, 41 классов МКТУ, а именно:
38-го "связь"; 41-го "развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий";
N 208480 - в отношении услуг 35, 41 классов МКТУ, а именно:
35-го "реклама"; 41-го "развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий";
N 221479 - в отношении услуг 35, 38, 41 классов МКТУ, а именно:
35-го "реклама"; 38-го "связь"; 41-го "развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий".
Уточнение иска принято судом.
В судебном заседании представитель истца настаивал на заявленных требованиях. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании, письменных пояснениях указывал, что истец занимается оказанием услуг по организации радиотрансляций, подготовке и проведению в эфире развлекательных радиопрограмм, конкурсов, шоу, организацией и проведением развлекательных мероприятий (дискотеки, концерты и тому подобное).
Также заинтересованность истца в заявленных суду исковых требованиях, объясняется тем, что 15.03.2013 истцом подана в Роспатент заявка N 2013708476 на регистрацию комбинированного товарного знака "РАДИО РУССКИЙ ХИТ" в отношении услуг 35, 38, 41-го классов МКТУ, а именно: 35-го "радиореклама; аренда площадей для размещения рекламы"; 38-го "радиовещание; агентства печати новостей; передача сообщений; связь спутниковая"; 41-го "радиопередачи развлекательные; дискотеки; служба новостей; монтирование теле - и радиопрограмм".
По мнению истца, вышеназванные заявленные им в Роспатент классы (услуги), являются однородными с услугами, в отношении которых предоставлена правовая охрана товарным знакам по свидетельствам N 421241, 319200, 315629, 290470, 285662, 252795, 208480, 221479, зарегистрированным, в том числе в отношении 35, 38, 41-го классов МКТУ. Наличие данных оспариваемых товарных знаков препятствует регистрации заявленного в Роспатент обозначения истца, что подтверждается уведомлением от 03.06.2014 Роспатента о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства.
Представитель ответчика в судебном заседании, отзыве возражал против удовлетворения требований, ссылался на отсутствие заинтересованности истца.
Указывал, что истец не представил ни одного документа в подтверждение своей заинтересованности в досрочном прекращении правовой охраны товарных знаков N 421241, N 319200, N 315629, N 290470, N 285662, N 252795, N 208480, N 221479 в отношении заявленных услуг.
Третье лицо - Анисахаров А.В., просил суд удовлетворить требования истца, полностью поддерживая заявленные истцом доводы в обоснование иска.
Роспатент, ФИПС своих представителей в суд не направили, надлежаще извещены.
Дело рассмотрено на основании положений статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Роспатента, ФИПСа.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) товарный знак по заявке N 2009710113 с приоритетом от 08.05.2009 зарегистрирован Роспатентом 25.10.2010 за N 421241 в отношении товаров 29, 30, 32 и услуг 35, 43-го классов МКТУ на имя ЗАО "Торговый знак "Русский Хит".
Согласно сведениям Госреестра товарный знак по заявке N 2005727747 с приоритетом от 31.10.2005 зарегистрирован Роспатентом 10.01.2007 за N 319200 в отношении товаров 29, 30 и услуг 35-го классов МКТУ на имя ЗАО "Торговый знак "Русский Хит".
Согласно сведениям Госреестра товарный знак по заявке N 2005700043 с приоритетом от 12.01.2005 зарегистрирован Роспатентом 24.10.2006 года за N 315629 в отношении товаров 05, 16, 29-34 и услуг 35, 38, 41, 43-го классов МКТУ на имя ЗАО "Торговый знак "Русский Хит".
Согласно сведениям Госреестра товарный знак по заявке N 2003721012 с приоритетом от 28.10.2003 зарегистрирован Роспатентом 10.06.2005 за N 290470 в отношении товаров 01-34 и услуг 35-45 классов МКТУ на имя ЗАО "Торговый знак "Русский Хит".
Согласно сведениям Госреестра товарный знак по заявке N 2003702644 с приоритетом от 11.02.2003 зарегистрирован Роспатентом 31.03.2005 за N 285662 в отношении товаров 03, 16 и услуг 38, 41, 43-го классов МКТУ на имя ЗАО "Торговый знак "Русский Хит".
Согласно сведениям Госреестра товарный знак по заявке N 2001715148 с приоритетом от 23.05.2001 зарегистрирован Роспатентом 12.08.2003 за N 252795 в отношении товаров 01, 02, 04, 06-20, 22-24, 26, 28 и услуг 35-39, 41 классов МКТУ на имя О.О. Тетерина.
Согласно сведениям Госреестра товарный знак по заявке N 99713300 с Риоригетом от 24.08.1999 зарегистрирован Роспатентом 17.09.2002 за N 221479 в отношении услуг 35, 38, 41 классов МКТУ на имя О.О. Тетерина.
Согласно сведениям Госреестра товарный знак по заявке N 99716462 с приоритетом от 12.10.1999 зарегистрирован Роспатентом 25.01.2002 за N 208480 в отношении товаров 01-34 и услуг 35, 37, 39-42 классов МКТУ на имя О.О. Тетерина.
В дальнейшем оспариваемые товарные знаки по свидетельствам Российской Федерации N 252795, 221479, 208480 неоднократно уступались. В результате договора об отчуждении исключительного права на товарные знаки, зарегистрированного Роспатентом 19.03.2004 за N 33211, право на товарные знаки по свидетельствам NN 252795, 221479, 208480 в отношении всех товаров и услуг перешло ЗАО "Торговый знак "Русский хит".
Обращаясь в суд, истец указал, что согласно Уставу общества "Интернет Медиа Группа" и Уставу редакции средства массовой информации (далее - СМИ), представленной выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), истец осуществляет коммерческую деятельность непосредственно связанную с оказанием услуг по организации радиотрансляций, подготовке и проведению в эфире развлекательных радиопрограмм, конкурсов, шоу, организацией и проведением развлекательных мероприятий (дискотеки, концерты и тому подобное). Истец является учредителем средства массовой информации "Радио Русский Хит" от 01.07.2013, обладает лицензией на осуществление радиовещания N 25364 от 14.05.2014.
При этом название СМИ тождественно словесному элементу обозначения, заявленного истцом в Роспатент на регистрацию в качестве товарного знака.
Истец предоставил подтверждение того, что доменные имена "радиорусскийхит.рф"; "ррх.рф"; "RUSHIT.PRO"; "RUHIT.PRO" принадлежат Анисахарову Алексею Викторовичу (третьему лицу в настоящем деле), который в свою очередь, является генеральным директором истца - общества "Интернет Медиа Группа".
Истец считает, что вышеназванные доменные имена по своей фонетике имеют сходство до степени смешения с заявленным истцом в Роспатент на регистрацию в качестве товарного знака обозначением, предназначенным для освещения деятельности истца. Кроме того, обществом "Интернет Медиа Группа" заключен ряд гражданско-правовых договоров, которые в свою очередь являются дополнительным подтверждением его заинтересованности, доказательств оказания им услуг иным третьим лицам:
договор N Р-РРХ-001-01 от 01.04.2014, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Бекас" ("Вещатель"), согласно которому, редакция Радиоканала (истца) предоставляет Вещателю в городе Анапа (Краснодарский край), право выходить в эфир радиоканала "Радио Русский Хит";
договор СП/0177/2581-РВ от 01.04.2014, заключенный с общероссийской общественной организацией "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности", предметом которого является выплата Вещателем (истцом) вознаграждения за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326 Гражданского договора (далее - ГК РФ)) начиная с 01.04.2014. За сообщение в эфир или по кабелю фонограмм истец выплачивает правообладателям вознаграждение в порядке и на условиях определенных данным договором.
предварительный договор N Р-РРХ-001-02 от 01.08.2014, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью ТРК "СУПЕРМЕДИА" ("Вещатель"), согласно которому редакция Радиоканала (Истец) предоставляет Вещателю в г. Канск (Красноярский край), право выходить в эфир радиоканала "Радио Русский Хит";
договор N 40/12 от 01.09.2012, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "БиТуЭль" и договор N 57/12 от 22.10.2012, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "ВЕСТА-ТОРГ". По указанным договорам исполнитель (истец), принимает на себя обязательства по оказанию следующих услуг: размещение рекламных материалов в сети Интернет посредством сетевых изданий ("Радио Русский Хит");
договор о совместной деятельности по организации мероприятий N 03/2014 от 02.06.2014 года, согласно которому в рамках совместного сотрудничества, в целях совместной организации и проведения культурно-массовых мероприятий (организации и проведения концертных программ, шоу, дискотек и выступление артистов);
договор N 1/11-12 от 01.11.2012 с индивидуальным предпринимателем Фусяш А.А. (далее - ИП Фусяш А.А.), согласно которому исполнитель (ИП Фусяш А.А.) обязуется оказать рекламные услуги по размещению информации о Заказчике (ООО "ИМГ") на сайте www.in-radio.ru.
8 и 12 июня 2014 года в Москве при поддержке правительства Москвы проводились Спартакиады национально-культурных объединений и землячеств города Москва и народов Москвы, информационным партнером которых выступал истец.
Проведение указанных спартакиад освещались истцом в эфире, что подтверждается использованием регистрируемого в качестве товарного знака истцом обозначения на билбордах.
Истец принимал участие в качестве информационного партнера в IV Международном фестивале "Казачья станица - Москва", который проводился 13.09.2014 в Москве на территории Олимпийского комплекса "Лужники" и им проводилось освещение данного события в эфире.
Истец являлся участником проводимых торжеств и мероприятий, приуроченных к празднованию "Дня города Москвы", а также истцом было запланировано участие в книжном фестивале, проводимом департаментом культуры правительства Москвы в Кузьминках.
Приведенные выше доказательства и доводы, по мнению истца, свидетельствуют о том, что он осуществляет деятельность, относящуюся к оказанию услуг по организации радиотрансляций, подготовке и проведению в эфире развлекательных радиопрограмм, конкурсов, шоу, организацией и проведением развлекательных мероприятий (дискотеки, концерты и тому подобное), имеет реальное намерение использовать в своей деятельности обозначение "РАДИО РУССКИЙ ХИТ", в настоящее время активно использует его и, как следствие, нуждается в его правовой охране, для чего им была подана в Роспатент на регистрацию в качестве товарного знака заявка N 2013708476.
С учётом вышеизложенного, ссылаясь на свою заинтересованность в досрочном прекращении правовой охраны указанных товарных знаков в отношении уточненного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перечня услуг и на неиспользование указанных товарных знаков в отношении обозначенных услуг правообладателем в течение трех лет, предшествующих дате подачи заявления, общество "Интернет Медиа Группа" обратилась с настоящим исковым заявлением в суд.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился, указал на отсутствие заинтересованности истца, пояснил, что истец не представил доказательств, подтверждающих осуществление истцом услуги 35-го класса МКТУ "аренда площадей для размещения рекламы, прокат рекламных материалов" указанную в свидетельствах Российской Федерации N 421241, N 315629, N 290470, поясняя, что все представленные истцом материалы касаются рекламы на радио и в сети Интернет.
Также ответчик считает, что истцом не представлены какие-либо доказательства того, что он выпускает печатные новости в газетах, журналах и других печатных средствах массовой информации, и, соответственно, является лицом, заинтересованным в досрочном прекращении товарных знаков в отношении услуги 38-го класса МКТУ "агентства печати новостей" по свидетельствам Российской Федерации N 315629, N 290470, N 285662, поскольку истец не является лицом, выпускающим печатные издания.
По мнению ответчика, истцом в отношении оспариваемой истцом услуги 38-го класса МКТУ "связь" по свидетельствам Российской Федерации N 252795, N 208480, N 221479 не представлено каких-либо доказательств того, что он является организацией связи или предоставляет услуги по обслуживанию средств общения людей на расстоянии. Согласно пункту 32 статьи 2 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ, услуги связи - это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (связь - "совокупность учреждений, обслуживающих людей какими-нибудь средствами общения на расстоянии (телеграф, почта, телефон, радио; офиц.). Народный Комиссариат связи. Работники связи. Он работает в связи или по связи") и, таким образом, предполагают обслуживание в сфере общения людей на расстоянии при помощи технических средств (телефон, телеграф, факс, почта). Из представленных истцом документов, в частности, договора N Р-РРХ-001-02 от 09.01.2015, предварительных договоров N Р-РРХ-001-01 от 01.04.2014, N Р-РРХ-001-02 от 01.08.2014 следует, что фактически деятельность по организации связи (вещанию радиопрограмм) осуществлялась не истцом, а другими лицами.
Ответчик указал, что истец не имеет законного интереса, требуя досрочного прекращения правовой охраны спорных товарных знаков в отношении услуги 41-го класса МКТУ "дискотеки, клубы культурно-просветительские и развлекательные, клубы-кафе ночные, прокат радио- и телевизионных приемников, развлечение гостей" по свидетельствам Российской Федерации N 315629, N 290470, N 285662, поскольку из представленных истцом документов не следует, что он оказывает услуги кафе и ночных клубов, либо осуществляет прокат радио- и телевизионных приемников. Фактически представленные истцом документы (договор о совместной деятельности по организации мероприятий N 03/2014, фотографии) свидетельствуют о размещении рекламы истца, то есть об оказании услуг истцу, а не об оказании истцом каких-либо услуг.
По мнению ответчика, истец не занимается оказанием услуги 41-го класса МКТУ "организация спортивных и культурно-просветительских мероприятий" по свидетельствам Российской Федерации N 208480, N 221479, поскольку представленные истцом документы (благодарственные письма, фотографии) свидетельствуют о том, что организация мероприятий, в которых принимает участие истец, осуществляется другими лицами (Префект ЮВАО г. Москвы, Генеральный директор ГБУК г. Москвы "ЦБС ЮВАО").
Таким образом, ответчик полагает, что истцом не осуществляется деятельность, относящаяся к оспариваемым истцом услугам. Поэтому истец не является лицом, заинтересованным в досрочном прекращении правовой охраны товарных знаков в отношении услуг 35-го класса МКТУ: "аренда площадей для размещения рекламы, прокат рекламных материалов", 38-го класса МКТУ: "агентства печати новостей, связь", 41-го класса МКТУ "дискотеки, клубы культурно-просветительские и развлекательные, клубы-кафе ночные, прокат радио- и телевизионных приемников, развлечение гостей, организация спортивных и культурно-просветительских мероприятий".
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению полностью, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 1486 ГК РФ, правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд по истечении указанных трех лет при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался.
Для целей настоящей статьи использованием товарного знака признается его использование правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора в соответствии со статьей 1489 этого кодекса, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, при условии, что использование товарного знака осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 1484 указанного кодекса, за исключением случаев, когда соответствующие действия не связаны непосредственно с введением товара в гражданский оборот, а также использование товарного знака с изменением его отдельных элементов, не меняющим существа товарного знака и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку (пункт 2 той же статьи).
В силу пункта 2 статьи 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг;
на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Исходя из положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 12 и 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации иск о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть заявлен только заинтересованным лицом.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 01.03.2011 N 14503/10, к заинтересованным лицам могут быть отнесены производители однородных товаров, в отношении которых (или однородных им) подано заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, имеющие реальное намерение использовать спорное обозначение в своей деятельности и осуществившие необходимые подготовительные действия к такому использованию, в частности, лицо, подающее заявку на регистрацию тождественного или сходного обозначения.
Заинтересованным лицом в прекращении правовой охраны товарного знака является лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются соответствующим правом на товарный знак.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.09.2013 N 5793/13, заинтересованным можно считать лицо, подавшее заявку на регистрацию тождественного или сходного товарного знака, а также обладающее исключительным правом на фирменное наименование, когда собственно наименование юридического лица (часть фирменного наименования) также тождественно или сходно до степени смешения с товарным знаком, в отношении которого подано заявление о досрочном прекращении правовой охраны, и это лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, аналогичную деятельности правообладателя.
В подтверждение своей заинтересованности истец представил:
свидетельство о государственной регистрации общества "Интернет Медиа Группа";
распечатку из государственного реестра поданной в Роспатент заявки N 2013708476 от 15.03.2013 на товарный знак "РАДИО РУССКИЙ ХИТ";
распечатка из государственного реестра зарегистрированных товарных знаков по свидетельствам Российской Федерации N 421241, 319200, 315629, 290470, 285662, 252795, 208480, 221479;
копию Устава общества "Интернет Медиа Группа" и Устава СМИ Радиоканал "Радио Русский Хит";
выписку из ЕГРЮЛ в отношении общества "Интернет Медиа Группа";
копию свидетельства СМИ "Радио Русский Хит" общества "Интернет Медиа Группа";
копию лицензии на осуществление радиовещания обществом "Интернет Медиа Группа";
копию свидетельств на доменные имена: "радиорусскийхит.рф"; "ррх.рф"; "RUSHIT.PRO"; "RUHIT.PRO";
копию приказа о назначении генерального директора общества "Интернет Медиа Группа";
копию договора N Р-РРХ-001-01, заключенного с ООО "Бекас";
копию договора СП/0177/2581-РВ, заключенного с ВОИС;
копию договора N Р-РРХ-001-02 от 01.08.2014, заключенного с ООО ТРК "СУПЕР-МЕДИА";
копию договора N 40/12 от 01.09.2012, заключенного с ООО "БиТуЭль"; копию договора N 57/12 от 22.10.2012, заключенного с ООО "ВЕСТА-ТОРГ";
копию договора N 03/2014 от 02.06.2014, заключенного с ООО "Юлия Иванова";
копию договора N 1/11-12 от 01.11.2012 с ИП Фусяш А.А.;
копию Пресс-релиза "Спартакиада народов Москвы", копии билбордов "Спартакиады".
Суд считает, что истец представил документы, свидетельствующие об использовании и о реальных возможностях, приготовлениях и его намерениях использовать заявленное обозначение "РАДИО РУССКИЙ ХИТ" в отношении вышеуказанных услуг 35, 38, 41-го классов МКТУ, в силу следующего.
Истец представил доказательства того, что он осуществляет хозяйственную деятельность в сфере оказания услуг по организации радиотрансляций, подготовке и проведению в эфире развлекательных радиопрограмм, конкурсов, шоу, организацией и проведением развлекательных мероприятий (дискотеки, концерты и тому подобные мероприятия).
Истец является учредителем СМИ "Радио Русский Хит" от 01.07.2013, обладает лицензией на осуществление радиовещания N 25364 от 14.05.2014.
Истец предоставил подтверждение того, что доменные имена "радиорусскийхит.рф"; "ррх.рф"; "RUSHIT.PRO"; "RUHIT.PRO" принадлежат Анисахарову А.В. (третьему лицу в настоящем деле), который в свою очередь, является генеральным директором истца - общества "Интернет Медиа Группа".
Истцом 15.03.2013 подана заявка N 2013708476 в Роспатент на регистрацию комбинированного товарного знака "РАДИО РУССКИЙ ХИТ" в отношении услуг 35, 38, 41-го классов МКТУ, а именно:
35-го "радиореклама; аренда площадей для размещения рекламы"; 38-го "радиовещание; агентства печати новостей; передача сообщений"; 41-го "радиопередачи развлекательные; дискотеки; служба новостей; монтирование теле - и радиопрограмм".
Устав истца и Устав редакции СМИ общества "Интернет Медиа Группа" свидетельствует о том, что истец осуществляет коммерческую деятельность, непосредственно связанную с оказанием услуг по организации радиотрансляций, подготовке и проведению в эфире развлекательных радиопрограмм, конкурсов, шоу, организацией и проведением развлекательных мероприятий (дискотеки, концерты и иные подобного рода мероприятия).
В свидетельстве от 01.07.2013 о регистрации СМИ истца указана примерная тематика и (или) специализация: "развлекательная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе".
Представленная истцом в материалы дела копия лицензии на осуществление радиовещания от 14.05.2014: общий объем вещания в неделю 168 часов, ежедневно (круглосуточно), численность населения 14 300 тыс. человек.
Имеющиеся в распоряжении и пользовании истца доменные имена: "радиорусскийхит.рф"; "ррх.рф"; "RUSHIT.PRO"; "RUHIT.PRO", принадлежащие Анисахарову Алексею Викторовичу, генеральному директору истца - общества "Интернет Медиа Группа", позволяют освещать деятельность истца в сети Интеренет, а также осуществлять вещательную, рекламную, новостную и развлекательную деятельность и осуществлять данного рода услуги, как самостоятельно, так и в отношении иных третьих лиц, на основе заключаемых с ними гражданских-правовых договоров.
Заключенный истцом договор с ВОИС, позволяет истцу осуществлять легитимную возможность вещательной и новостной деятельности, монтирования радиопрограмм.
Суд соглашается с доводом истца о том, что его заинтересованность в досрочном прекращении правовой охраны спорных товарных знаков в отношении услуги 35-го класса МКТУ, а именно "Радиореклама", доказывают следующие документы:
Договор с ООО "БиТуЭль", согласно которому исполнитель (истец), принимает на себя обязательства по оказанию услуг: "размещение рекламных материалов в сети Интернет посредством сетевых изданий, а именно размещение роликов 30 секундных в отношении Бренда: "ВиваВайб" в сети интернет на "Радио Русский Хит".
Указанный договор исполнен, что подтверждается, представленными в материалы дела платежными поручениями и актами N 2 и 3.
Договор с ООО "ВЕСТА-ТОРГ", согласно которому исполнитель (истец), принимает на себя обязательства по оказанию следующих услуг: "размещение рекламных материалов в сети Интернет посредством сетевых изданий на "Радио Русский Хит", в том числе изготовление (производство) ролика". Данный договор исполнен, что подтверждается, представленными в материалы дела копиями счетов, платежных поручений и актов о выполненных работах, выпиской из лицевого счета о получении от контрагента оплаты по договору на расчетный счет истца.
Договор о совместной деятельности по организации мероприятий N 03/2014, согласно которому, в рамках совместного сотрудничества, в целях совместной организации и проведения культурно-массовых мероприятий (организации и проведения концертных программ, шоу, дискотек и выступления Артистов), истец обязуется в рекламных целях, использовать обозначение "РАДИО РУССКИЙ ХИТ", обеспечить информационную поддержку проводимых мероприятий по средствам рекламы, анонсов и освещения процесса, в том числе радиореклама, в случае необходимости предоставить Стороне 1 площади под размещение рекламы, проведение промо-акций, распространение рекламных материалов и сувенирной продукции, приуроченной к проводимым Мероприятиям.
По мнению суда, указанные доказательства свидетельствуют о том, что истец предпринял подготовительные действия для оказания услуги 35-го класса МКТУ "радиореклама" и ее оказывает.
Факт того, что истцом предприняты подготовительные действия для оказания услуги 35-го класса МКТУ "аренда площадей для размещения рекламы", доказывают следующие документы.
Договор о совместной деятельности по организации мероприятий N 03/2014, согласно которому в рамках совместного сотрудничества, в целях совместной организации и проведения культурно-массовых мероприятий (организации и проведения концертных программ, шоу, дискотек и выступление Артистов) истец обязуется в рекламных целях, использовать обозначение "РАДИО РУССКИЙ ХИТ", обеспечить информационную поддержку проводимых мероприятий по средствам рекламы, анонсов и освещения процесса, в том числе радиореклама, в случае необходимости предоставить площади под размещение рекламы, проведение промо-акций, распространение рекламных материалов и сувенирной продукции, приуроченной к проводимым Мероприятиям.
По мнению суда, свидетельством предпринятых истцом подготовительных действий для оказания услуги 38-го класса МКТУ, а именно "Радиовещание", являются следующие документы.
Предварительный Договор N Р-РРХ-001-01 с обществом с ограниченной ответственностью "Бекас" ("Вещатель") от 01.04.2014, согласно которому редакция радиоканала (истец) предоставляет Вещателю в г. Анапа (Краснодарский край), право выходить в эфир радиоканала "Радио Русский Хит".
Предварительный договор N Р-РРХ-001-02 от 01.08.2014 и основной договор от 09.01.2015 с обществом с ограниченной ответственностью ТРК "СУПЕР-МЕДИА" ("Вещатель") от 01.08.2014, согласно которому редакция радиоканала (истец) предоставляет Вещателю в г. Канск (Красноярский край), право выходить в эфир радиоканала "Радио Русский Хит".
Документы о том, что 08 и 12 июня 2014 года в Москве, при поддержке правительства Москвы, проводились Спартакиады национально-культурных объединений и землячеств города Москвы и народов Москвы, информационным партнером которых являлся истец, а также проведение которых, освещались истцом в прямом эфире, что подтверждается использованием регистрируемого в качестве товарного знака истцом обозначения на билбордах.
Документы о том, что 08 и 12 июня 2014 года в Москве, при поддержке правительства Москвы, проводились Спартакиады национально-культурных объединений и землячеств города Москвы и народов Москвы, информационным партнером которых также являлся истец.
Проведение вышеуказанных мероприятий, освещались истцом в прямом эфире, что подтверждается использованием регистрируемого в качестве товарного знака истцом обозначения на билбордах.
Благодарственное письмо от руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы за информационное освещение спортивного мероприятия "Спартакиада-2013" и "Спартакиада- 2014".
Кроме того истец принимал участие в качестве информационного партнера в IV Международном фестивале "Казачья станица - Москва", который проводился 13 сентября 2014 года в Москве на территории Олимпийского комплекса "Лужники".
Истцом проводилось освещение данного события в эфире. Кроме того, истец являлся участником проведения торжеств и мероприятий, приуроченных к празднованию "Дня города Москвы".
На сайте истца "rushit.pro" непрерывно ведется новостная лента о музыкальной индустрии, которая обновляется в режиме реального времени.
Информационные материалы, посвященные исполнителям издательства и необходимые для публикации в виде новостей на различные сайты истца, предоставляются обществом с ограниченной ответственностью "Первое Музыкальное Издательство", о чем свидетельствует информационное письмо, копия которого представлена истцом в материалы настоящего дела.
При этом суд соглашается с доводом истца о том, что по своей сути услуга 38-го класса МКТУ, а именно "передача сообщений", является однородной услуге "радиовещание", так как "радиовещание" - представляет собой передачу информации, в том числе сообщений, при помощи радио-волн.
Толковый словарь Ожегова дает следующее определение радиовещанию - одно из основных средств массовой информации передача сообщений, литературных, музыкальных и других программ по радио.
Так как при радиотрансляции радиослушатели направляют сообщения для того, чтобы их озвучили в прямом эфире. В связи с этим она может быть отнесена к совокупности услуг, оказываемых при радиовещании.
Суд считает, что истец доказал осуществление им услуги 41-го класса МКТУ, а именно "радиопередачи развлекательные", представив следующие документы.
Копию письма общества с ограниченной ответственностью ТРК "СУПЕР-МЕДИА", подтверждающего, что обществом "Интернет Медиа Группа" смонтирована радиопередача, радиопрограмма для ретрансляции. Данная услуга оказывалась в силу положений договора от 09.01.2015 обществом с ограниченной ответственностью ТРК "СУПЕР-МЕДИА".
Суд соглашается с доводом истца о том, что доказательством оказания истцом услуги 41-го класса МКТУ, а именно "монтирование теле - и радиопрограмм", являются следующие документы.
Копия письма общества с ограниченной ответственностью ТРК "СУПЕР-МЕДИА", подтверждающего, что истцом была смонтирована радиопередача, радиопрограмма для ретрансляции. Данная услуга оказывалась в соответствии с договором от 09.01.2015 с ООО ТРК "СУПЕР-МЕДИА".
Договор с обществом с ограниченной ответственностью "ВЕСТА-ТОРГ", согласно которому исполнитель (истец), принял на себя обязательства по оказанию следующих услуг: размещение рекламных материалов в сети Интернет посредством сетевых изданий на "Радио Русский Хит", в том числе изготовление (производство ролика). Данный договор исполнен, что подтверждается копиями счетов, платежными поручениями и актами о выполненных работах. Истцом представлена выписку из лицевого счета о получения им оплаты на свой расчетный счет.
Проведение истцом подготовительных мероприятий для осуществления оказания услуги 41-го класса МКТУ, а именно "дискотеки", доказывает следующий документ.
Договор о совместной деятельности по организации мероприятий N 03/2014, согласно которому в рамках совместного сотрудничества в целях совместной организации и проведения культурно-массовых мероприятий (организации и проведения концертных программ, шоу, дискотек и выступление Артистов) истец обязуется в рекламных целях, использовать обозначение "Радио Русский Хит", обеспечить информационную поддержку проводимых мероприятий по средствам рекламы, анонсов и освещения процесса, в том числе радиореклама, в случае необходимости предоставить площади под размещение рекламы, проведение промо-акций, распространение рекламных материалов и сувенирной продукции, приуроченной к проводимым Мероприятиям.
Оказание истцом услуги 41-го класса МКТУ, а именно "агентство печати новостей", подтверждают следующие доказательства.
Документы о том, что 8 и 12 июня 2014 года в Москве при поддержке правительства Москвы проводились Спартакиады национально-культурных объединений и землячеств города Москвы и народов Москвы, информационным партнером которых являлся истец, а также проведение которых, освещались им в прямом эфире, что подтверждается использованием регистрируемого в качестве товарного знака истцом обозначения на билбордах.
Благодарственное письмо от руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы за информационное освещение спортивного мероприятия "Спартакиада-2013" и "Спартакиада- 2014".
Информационно-новостное освещение истцом IV Международного фестиваля "Казачья станица - Москва", который проводился 13.09.2014 в Москве на территории Олимпийского комплекса "Лужники", а также участие информационно-новостном освещении проведения торжеств и мероприятий, приуроченных к празднованию "Дня города Москвы".
На сайте истца "rushit.pro" непрерывно ведется новостная лента о музыкальной индустрии обновляемая в режиме реального времени, что по сути, представляет собой "агентство печати новостей".
Как указывалось, информационные материалы, посвященные исполнителям издательства и необходимые для публикации в виде новостей на сайты истца, предоставляет общество с ограниченной ответственностью "Первое Музыкальное Издательство".
По мнению суда, вышеуказанные доказательства свидетельствуют о том, что истец, осуществляет деятельность, относящуюся к оказанию услуг, указанных в просительной части уточненного в порядке статьи 49 Арбитражного суда Российской Федерации искового заявления, имеет реальное намерение и ресурсы использовать в своей деятельности обозначение "радио РУССКИЙ ХИТ", и учитывая представленные документы уже активно использует его и, как следствие, нуждается в его правовой охране на территории России.
Кроме того, согласно статье 2 Соглашения о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15.06.1957, вступившего в силу для СССР с 26.06.1971, принятая классификация не связывает страны ни в отношении определения объема охраны товарного знака, ни в отношении признания знаков обслуживания. Классификация не имеет влияния на оценку однородности товаров и услуг.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32 (далее - Правила) обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Так как в заявке N 2013708476, поданной истцом в Роспатент на регистрацию комбинированного товарного знака содержится словесный элемент "радио РУССКИЙ ХИТ", причем, словосочетание "РУССКИЙ ХИТ", занимает в данном обозначении центральное положение, является запоминающимся, доминирующим элементом, а оспариваемые истцом товарные знаки, также содержат словосочетание "РУССКИЙ ХИТ" и данный элемент во всех названных товарных знаках занимает центральное место; очевидно, что он является фонетически тождественным словесному элементу "РУССКИЙ ХИТ" в заявленном на регистрацию в Роспатент истцом обозначении и все сравниваемые обозначения (оспариваемые товарные знаки и обозначение поданное истцом на регистрацию в Роспатент) являются сходными между собой до степени смещения.
В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, утвержденных приказом Роспатента от 31.12.2009 N 198 (далее - Методические рекомендации), для установления однородности товаров (услуг) могут приниматься во внимание такие обстоятельства, как, в частности, род (вид) товаров, их потребительские свойства и функциональное назначение (объем и цель применения), вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия их реализации (в том числе общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей, традиционный или преимущественный уклад использования товаров и другие признаки.
Вывод об однородности услуг делается по результатам анализа по перечисленным признакам в их совокупности в том случае, если услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения.
Признаки однородности товаров (услуг) подразделяются на основные и вспомогательные. К основным признакам относятся: род (вид) товаров; назначение товаров; вид материала, из которого изготовлены товары. Остальные признаки относятся к вспомогательным.
Чаще всего основанием для признания услуг однородными является их принадлежность к одной и той же родовой или видовой группе. При определении однородности услуг с учетом их назначения целесообразно принимать во внимание область применения услуг и цель применения (пункты 3.1.1 - 3.1.2 Методических рекомендаций).
При этом необходимо учитывать, что степень однородности услуг тесно связана со степенью сходства обозначений, предназначенных для их маркировки. Чем сильнее сходство, тем выше опасность смешения и, следовательно, шире диапазон товаров, которые могут рассматриваться как однородные (пункт 3.6 Методических рекомендаций).
Таким образом, общество "Интернет Медиа Группа" в подтверждение осуществления подготовительных действий к использованию соответствующего обозначения на территории Российской Федерации, представило копию поданной в Роспатент заявки на регистрацию комбинированного товарного знака "РАДИО РУССКИЙ ХИТ", как доказательства предпринятых действий, направленных на преодоление препятствий для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака для индивидуализации определенного перечня услуг истца.
При этом суд исходит из сходства до степени смешения товарных знаков и однородности услуг (35, 38, 41-го классов МКТУ), указанных в заявке истца, поданной им в Роспатент, на регистрацию товарного знака, услугам (35, 38, 41-го классов МКТУ), в том числе, в отношении которых за ответчиком зарегистрированы оспариваемые товарные знаки.
Суд полагает, что услуги 35-го "радиореклама; аренда площадей для размещения рекламы"; 38-го "радиовещание; агентства печати новостей; передача сообщений"; 41-го "радиопередачи развлекательные; дискотеки; служба новостей; монтирование теле - и радиопрограмм", указанные в заявке истца, поданной им в Роспатент, на регистрацию комбинированного товарного знака "РАДИО РУССКИЙ ХИТ", являются взаимодополняемыми и однородными услугам (35, 38, 41-го классов МКТУ), в отношении которых за ответчиком зарегистрированы оспариваемые товарные знаки, а именно:
35-го "аренда площадей для размещения рекламы; прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации, прокат рекламных материалов, радиореклама";
38-го "связь; агентства печати новостей; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; радиовещание";
41-го "дискотеки; информация по вопросам развлечений; клубы культурно-просветительные и развлекательные; клубы-кафе ночные; монтирование теле- и радиопрограмм; прокат радио- и телевизионных приемников; радиопередачи развлекательные; развлечение гостей; служба новостей",
ввиду единой природы их назначения, а также возникновения угрозы отнесения потребителями названных услуг к одному и тому же источнику их происхождения, поскольку вышеназванные услуги имеют сходные характеристики по потребительским свойствам и функциональному назначению (объем оказания услуг и цель их предоставления).
Суд учитывает традиционность их использования в радио-вещательной и Интернет-деятельности в качестве сопутствующих услуг при ведении радио и Интернет трансляций, Интернет Медиа бизнеса, условия их использования (при информационном сопровождении и медиа освещении различного рода развлекательных, музыкальных, рекламных и иных подобного рода мероприятий, проводимых государственными, муниципальными и бизнес структурами при оказании им соответствующих услуг), их функциональное назначение (создание комфортных условий, способствующих и образующих атмосферу, которая позволяет легко, приятно, в развлекательной манере воспринимать информацию, в том числе рекламного характера; обеспечивать информационную поддержку проводимым мероприятиям для широкого круга потребителей, различных социальных категорий и возрастных групп). Общий для них круг потребителей свидетельствуют об однородности названных вышеперечисленных услуг.
Так в Интернет Медиа бизнесе для формирования у потребителя услуг интернет и радиовещательной сети с определенным фирменным наименованием особого, высокого (эксклюзивного) качества предоставления информационных, рекламных услуг предоставляется значительный (расширенный) перечень данных услуг. Причем услуги предоставляется в их различной комбинации, объеме, в зависимости от потребностей конкретных потребителей нуждающихся в них.
При этом чем обширнее и разнообразнее перечень таких услуг, тем больше шансов того, что именно данный собственник Интернет Медиа бизнеса заинтересует потенциального клиента.
Определенному количеству потребителей Интернет Медиа услуг важно при нахождении и/или проведении мероприятий обязательное наличие, кроме самих по себе услуг по их информационному обеспечению, также целый спектр сопутствующих услуг рекламного, развлекательного, информационного и новостного характера.
При этом часто вышеназванные услуги важно иметь возможность предоставлять потребителям в кафе и/или клубах, в том числе в ночное время.
Кому-то из потребителей Интернет Медиа услуг важно обязательное предоставление при проведении мероприятий, наличие таких услуг, "дискотеки; развлечение гостей; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; прокат рекламных материалов, радиореклама".
При этом возможна и такая ситуация, когда все оспариваемые названные услуги будут востребованы одной и той же группой потребителей одновременно.
При этом для качественной реализации вышеуказанных услуг и их поведения до потребителя, необходимо осуществление услуги "прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации; аренда площадей для размещения рекламы; связь; агентства печати новостей; передача сообщений; информация по вопросам развлечений; служба новостей; клубы культурно-просветительные и развлекательные", которые являются взаимодополняемыми названным услугам.
Так как продвижению на рынке Интернет Медиа бизнеса услуг по организации развлекательных и культурно-просветительских услуг, сопутствует, дополняет и традиционно обеспечивается предоставлением таких рекламных услуг, как в сети Интернет, так и в иных местах: билборды и/или иные рекламные пространства и /или площади, а также передача и печать новостей в Интернет пространстве, бумажных носителях, передавая различного рода сообщения и изображения с использованием компьютера, используя аудио и/или визуальные средства передачи сигналов и доведения их до рядовых потребителей подобного рода услуг.
При этом исключение каких-либо видов услуг из перечня, в отношении которого истец просит суд досрочного прекращения правовой охраны спорных товарных знаков, учитывая критерии их взаимодополняемости, функционального назначения, может привести к сужению объема предоставляемых Интернет Медиа структурой потребителю услуг (снижения определенного уровня сервиса по количеству возможного количества развлекательных, рекламных, информационно-новостных, связных и Интернет услуг), а следовательно, и формированием мнения потребителя о невозможности получения полного комплекса различных услуг, что свидетельствует о более низком (негативном) уровне сервиса такой Интернет Медиа структуры (организации) в сравнении с аналогичным перечнем услуг иных подобных Медиа холдингов.
Истец позиционирует себя, как Интернет Медиа холдинг, предоставляющий на территории Российской Федерации широчайший перечень информационных, рекламных, развлекательных, Интернет-медийных услуг с высоким уровнем их качества, заработавший авторитет у российских потребителей. Поэтому желает получить возможность предоставления широчайшего перечня Интернет Медиа услуг на территории России.
Для этих целей истцом подана заявка в Роспатент для получения соответствующей правовой охраны в отношении широкого перечня Интернет Медиа услуг (радиовещание: радиопередачи развлекательные; дискотеки; Служба новостей; радиореклама; монтирование теле- и радиопрограмм; аренда площадей для размещения рекламы; Агентства печати новостей; связь спутниковая; передача сообщений" в Российской Федерации.
Кроме того, сложившееся в обществе представление у потребителей Интернет Медиа услуг о взаимодополняемости сравниваемых услуг при их потреблении свидетельствует об их общем (целостном) восприятии значительным кругом потребителей.
Оценивая указанные доказательства согласно положений пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не только в отдельности, но и в их совокупности, взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что общество "Интернет Медиа Группа" подтвердило наличие заинтересованности в предъявлении требований о досрочном прекращении правовой охраны товарных знаков ответчика в отношении заявленных в суд услуг 35, 38, 41-го классов МКТУ.
С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу об однородности услуг 35-го "радиореклама; аренда площадей для размещения рекламы"; 38-го "радиовещание; агентства печати новостей; передача сообщений"; 41-го "радиопередачи развлекательные; дискотеки; служба новостей; монтирование теле - и радиопрограмм", указанных в заявке истца, поданной им в Роспатент, на регистрацию комбинированного товарного знака "РАДИО РУССКИЙ ХИТ", услугам (35, 38, 41-го классов МКТУ), в отношении которых за ответчиком зарегистрированы оспариваемые товарные знаки, а именно:
35-го "аренда площадей для размещения рекламы; прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации, прокат рекламных материалов, радиореклама";
38-го "связь; агентства печати новостей; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; радиовещание";
41-го "дискотеки; информация по вопросам развлечений; клубы культурно-просветительные и развлекательные; клубы-кафе ночные; монтирование теле- и радиопрограмм; прокат радио- и телевизионных приемников; радиопередачи развлекательные; развлечение гостей; служба новостей",
как услугам оказываемым в сфере Интернет Медиа бизнеса.
Таким образом, истец имеет реальное намерение использовать в гражданском обороте в части оказания услуг 35, 38, 41-го классов МКТУ обозначение, сходное до степени смешения с товарными знаками ответчика.
В силу положений пункта 3 статьи 1486 ГК РФ бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что для целей этой статьи использованием товарного знака признается его использование правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора в соответствии со статьей 1489 указанного Кодекса, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, при условии, что использование товарного знака осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 1484 этого Кодекса, за исключением случаев, когда соответствующие действия не связаны непосредственно с введением товара в гражданский оборот, а также использование товарного знака с изменением его отдельных элементов, не влияющим на его различительную способность и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку.
Статьей 5C (1) Парижской конвенции об охране промышленной собственности, статьями 15, 19 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности предусмотрено, что если в стране использование зарегистрированного знака является обязательным, регистрация может быть аннулирована лишь по истечении справедливого срока (не менее трех лет) и только тогда, когда заинтересованное лицо не представит доказательств, оправдывающих причины его бездействия.
Как отмечается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 N 393-О, законодатель, установив возможность досрочного прекращения регистрации товарного знака в связи с его неиспользованием в течение определенного срока, рассматривает ее как антимонопольный инструмент, лишая правообладателя легальной монополии (исключительного права) в отношении зарегистрированного им в установленном порядке обозначения.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями, истец указал, что спорные товарные знаки не используется ответчиком в течение последних трех лет, в связи с чем, правовая охрана товарных знаков подлежит досрочному прекращению.
Исходя из даты подачи искового заявления о досрочном прекращении действия правовой охраны спорных товарных знаков (29.09.2014), период времени, в отношении которого правообладателем должно быть доказано использование спорного товарного знака в отношении услуг 35, 38, 41-го классов МКТУ, исчисляется с 29.09.2011 по 28.09.2014 включительно.
Ответчик в отзыве на иск указал, что он занимается производством Радиопрограммы "Русский хит", которая выходит в эфир с 1998 года и приложил в обоснование данного довода следующие доказательства: авторское описание "Радиопрограммы "Русский хит"; свидетельство Российского Авторского Общества N 3547 от 17.05.1999 о депонировании произведения - авторского описания радиопрограммы под названием "Русский Хит" на отечественном радио"; свидетельство Российского Авторского Общества N 3431 от 18.02.1999 о депонировании произведения - авторского описания радиопрограммы, вещающей музыкальные композиции российского и зарубежного производства под названием "Радиопрограмма "РУССКИЙ ХИТ"; эфирная справка общества с ограниченной ответственностью "Радио "Станция"; свидетельство о государственной регистрации СМИ "Русский народный хит" от 15.03.1999; свидетельство о государственной регистрации СМИ "Русский Хит 71 и 3" N 77-1010 от 06.08.1999; свидетельство о государственной регистрации СМИ "Русский Хит 103 и 4" N 77-1017 от 06.08.1999; свидетельство о государственной регистрации СМИ "Русский хит на отечественном "Радио" N 77-801 от 22.04.1999; свидетельство о государственной регистрации СМИ "Русский Хит 107 и 8" N 77-801 от 02.03.1999; авторский договор N 1 от 04.09.2003, в соответствии с которым Тетерин Олег Олегович передает ЗАО "НПО Альтернатива" имущественные права на использование эскизов символьно-графического логотипа товарного знака "Русский Хит", созданного 06.09.1996 и зарегистрированной РАО за N 3540 от 19.05.1999; авторский договор N 2 от 04.09.2003, в соответствии с которым Тетерин Олег Олегович передает ЗАО "НПО Альтернатива" имущественные права на использование авторского описания радиопрограммы под названием "Радиопрограмма "РУССКИЙ ХИТ", созданной 06.09.1996 и зарегистрированной РАО за N 3431 от 18.02.1999; авторский договор N 3 от 04.09.2003, в соответствии с которым Тетерин Олег Олегович передает ЗАО "НПО Альтернатива" имущественные права на использование авторского описания радиопрограммы под названием "Русский хит на отечественном радио", изданной 15.04.1999 г. и зарегистрированной РАО за N 3547 от 17.05.1999; договор о передаче исключительных имущественных прав N 01/04 от 29.03.2004, в соответствии с которым ЗАО "НПО Альтернатива" передает ЗАО "Торговый знак "Русский хит" имущественные права на использование эскизов символьно-графического логотипа товарного знака "Русский Хит", созданного 06.09.1996 и зарегистрированной РАО за N 3540 т 19.05.1999; договор о передаче исключительных имущественных прав N 02/04 от 29.03.2004, в соответствии с которым ЗАО "НПО Альтернатива" передает ЗАО "Торговый знак "Русский хит" имущественные права на использование авторского описания радиопрограммы под названием "Радиопрограмма "РУССКИЙ ХИТ", созданной 06.09.1996 и зарегистрированной РАО за N 3431 от 18.02.1999; договор о передаче исключительных имущественных прав N 03/04 от 29.03.2004, в соответствии с которым ЗАО "НПО Альтернатива" передает ЗАО "Торговый знак "Русский хит" имущественные права на использование авторского описания радиопрограммы под названием "Русский хит на отечественном радио", созданной 15.04.1999 и зарегистрированной РАО за N 3547 от 17.05.1999
По мнению ответчика, вышеперечисленные доказательства подтверждают наличие авторских прав ответчика на радиопрограмму "Русский хит" и использование им оспариваемых товарных знаков "РУССКИЙ ХИТ" по свидетельствам Российской Федерации N 421241, N 319200, N 315629, N 290470, N 85662, N 252795, N 208480, N 221479.
Между тем, суд считает, что ни один из представленных ответчиком в материалы дела документов не является доказательством использования оспариваемых товарных знаков ответчиком в отношении указанного в уточненном иске услуг 35, 38, 41-го классов МКТУ.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
При этом ответчик не указал причин и не представил доказательств в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уважительности причин не возможности использования оспариваемых товарных знаков на территории Российской Федерации в спорный период.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Лица участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу изложенных обстоятельств, Суд по интеллектуальным правам признает заявленные исковые требования о досрочном прекращении правовой охраны спорных товарных знаков в отношении заявленных услуг 35, 38, 41-го классов МКТУ, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
требования общества с ограниченной ответственностью "Интернет Медиа Группа" удовлетворить полностью.
Досрочно прекратить правовую охрану товарных знаков по свидетельствам Российской федерации:
- N 421241 - в отношении услуг 35-го класса МКТУ, а именно: аренда площадей для размещения рекламы; радиореклама; реклама;
реклама интерактивная в компьютерной сети; прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации; прокат рекламных материалов;
- N 319200 - в отношении услуг 35-го класса МКТУ, а именно: реклама;
- N 315629 - в отношении услуг 35, 38, 41 классов МКТУ, а именно:
35-го - аренда площадей для размещения рекламы; прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации, прокат рекламных материалов, радиореклама;
38-го - агентства печати новостей; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; радиовещание;
41-го - дискотеки; информация по вопросам развлечений; клубы культурно-просветительные и развлекательные; клубы-кафе ночные; монтирование теле- и радиопрограмм; прокат радио- и телевизионных приемников; радиопередачи развлекательные; развлечение гостей; служба новостей;
- N 290470 - в отношении услуг 35, 38, 41 классов МКТУ, а именно:
35-го - аренда площадей для размещения рекламы; прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; радиореклама;
38-го - агентства печати новостей; радиовещание;
41-го - Дискотеки; информация по вопросам развлечений; клубы культурно-просветительные и развлекательные; клубы-кафе ночные; монтирование теле- и радиопрограмм; прокат радио- и телевизионных приемников; радиопередачи развлекательные; развлечение гостей; служба новостей;
- N 285662 - в отношении услуг 38, 41 классов МКТУ, а именно:
38-го - агентства печати новостей;
41-го - дискотеки; информация по вопросам развлечений; клубы культурно-просветительные и развлекательные; клубы-кафе ночные; монтирование теле- и радиопрограмм; прокат радио- и телевизионных приемников; радиопередачи развлекательные; развлечение гостей; служба новостей;
- N 252795 - в отношении услуг 38, 41 классов МКТУ, а именно:
38-го - связь;
41-го - развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий;
- N 208480 - в отношении услуг 35, 41 классов МКТУ, а именно:
35-го - реклама;
41-го - развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий;
- N 221479 - в отношении услуг 35, 38, 41 классов МКТУ, а именно:
35-го - реклама;
38-го - связь;
41-го - развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Торговый знак "Русский хит" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Интернет Медиа Группа" 32 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в президиум Суда по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.А. Булгаков |
Судья |
Н.А. Кручинина |
Судья |
Т.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда по интеллектуальным правам от 21 сентября 2015 г. по делу N СИП-845/2014
Текст решения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2015 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-845/2014
26.08.2015 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-845/2014
29.07.2015 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-845/2014
26.06.2015 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-845/2014
18.06.2015 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-845/2014
03.06.2015 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-845/2014
20.05.2015 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-845/2014
19.05.2015 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-845/2014
15.04.2015 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-845/2014
18.02.2015 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-845/2014
21.01.2015 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-845/2014
24.11.2014 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-845/2014
27.10.2014 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-845/2014
06.10.2014 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-845/2014