Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Внимание КС РФ привлек один из вопросов местного значения городского округа.

Речь идет о таком вопросе, как организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Как указал заявитель, норма, регулирующая такой вопрос, является неопределенной.

Это позволяет возлагать на органы местного самоуправления городского округа обязанность ликвидировать несанкционированные свалки бытовых и промышленных отходов на расположенных на его территории участках любых форм собственности.

Причем это касается и лесных участков в составе земель лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности.

Подобное допускается несмотря на то, что данные органы власти не несут бремя содержания этой собственности и не наделены полномочиями по осуществлению охраны и защиты лесов.

КС РФ счел норму конституционной и пояснил следующее.

По своему смыслу это положение не предполагает, что на органы местного самоуправления городских округов возлагается указанная обязанность без наделения их соответствующими госполномочиями.

Т. е. данные органы местного самоуправления не обязаны лишь в силу такой нормы ликвидировать за счет средств местного бюджета упомянутые свалки отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда (расположенных на территории округов).

Действующее правовое регулирование не предусматривает, что органы местного самоуправления должны принимать меры, направленные на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, которые располагаются на его территории, но не находятся в его собственности.

Если такому органу власти не переданы соответствующие госполномочия, обращенное к нему требование провести организационные мероприятия и нести затраты на очистку лесных участков, входящих в состав лесного фонда, от загрязнения отходами производства и потребления не имеет конституционного обоснования.

При этом КС РФ подчеркнул, что федеральный законодатель может конкретизировать организационно-правовой механизм обеспечения очистки земель от загрязнения отходами применительно к участию в данных отношениях органов местного самоуправления.

Непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования составляет содержательную характеристику вопросов местного значения.

Поэтому, определяя компетенцию муниципалитетов в области обращения с отходами, законодатель, в частности, может учесть видовую принадлежность соответствующих отходов в т. ч. как являющихся результатом жизнедеятельности местного сообщества.


Постановление Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ"


Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования


Текст Постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 октября 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 октября 2015 г. N 42 ст. 5858, в "Российской газете" от 26 октября 2015 г. N 241, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2016 г., N 1