Определение Верховного Суда РФ от 2 ноября 2015 г. N 308-ЭС15-13624
Судья Верховного Суда Российской Федерации Киселева О.В.,
изучив кассационную жалобу некоммерческой организации "Адвокатская палата Республики Северная Осетия - Алания" (г. Владикавказ) на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.01.2015, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.07.2015 по делу N А61-3191/2014, установил:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с исковым заявлением к некоммерческой организации "Адвокатская палата Республики Северная Осетия - Алания" (далее - адвокатская палата) о признании права федеральной собственности на нежилые помещения административного здания (литера а1): помещения N 2, 3, 5-8 и часть помещения N 1 площадью 90 кв. м, расположенные по адресу: г. Беслан, ул. Нартовская, 13, и истребовании указанного имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, администрация местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация) и Управление Судебного департамента в Республике Северная Осетия - Алания (далее - судебный департамент).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.01.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.07.2015, прекращена (аннулирована) запись от 03.02.2011 N 15-15-03/019/2011-096 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности адвокатской палаты на нежилые помещения административного здания (литера а1): помещения N 2, 3, 5-8 и часть помещения N 1 площадью 90 кв. м, расположенные по адресу: г. Беслан, ул. Нартовская, 13. На указанные помещения признано право федеральной собственности. Суд обязал адвокатскую палату освободить данные помещения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, обжалуемые судебные акты вынесены с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами не дано должной оценки доводам адвокатской палаты.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Между тем, таких оснований по результатам изучения судебных актов, принятых по делу, и доводов кассационной жалобы заявителя не установлено.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 12, 218, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришли к выводу о том что, земельный участок по ул. Нартовская, 13 в г. Беслане площадью 0,34 га и расположенное на нем здание Правобережного районного суда, являются федеральной собственностью, единственными законными правообладателями которого выступают территориальное управление и Правобережный районный суд.
Судами установлено, что постановлением главы местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания от 19.08.1998 N 424, за Народным судом Правобережного района в постоянное пользование закреплен земельный участок площадью 0,34 га по фактическому пользованию и разрешено строительство административного здания.
Постановлением главы местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания от 18.05.2001 N 433 председателю президиума коллегии адвокатов Республики Северная Осетия - Алания разрешено строительство пристройки (кабинетов) к народному суду.
Постановлением главы местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания от 01.07.2002 N 541 начальнику судебного департамента разрешено строительство пристройки к зданию народного суда (количество этажей - 2).
Постановлением главы местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания от 28.01.2003 N 70 из землепользования Правобережного районного суда изъят земельный участок площадью 82 кв. м (пункт 1) и пунктом 2 за адвокатской палатой закреплен в собственность земельный участок с имеющейся долей строения площадью 82 кв. м на первом этаже двухэтажного здания.
Как указано судами, из содержания постановления от 28.01.2003 N 70 следует, что, оно принято в соответствии с пунктом 5 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и Законом Республики Северная Осетия - Алания "Об установлении цены земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений". Однако, по состоянию на 28.01.2003 (дата принятия постановления) адвокатская палата не являлась собственником здания, строения или сооружения на земельном участке площадью 82 кв. м, находящемся в землепользовании Правобережного районного суда.
Решением суда от 13.12.2007 по делу N А61-1732/2007 за адвокатской палатой признано право собственности на административное здание (литера а1) общей площадью 90 кв. м, расположенное по адресу: г. Беслан, ул. Нартовская, 13.
28 августа 2013 года территориальное управление в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой на решение от 13.12.2007.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 решение от 13.12.2007 отменено, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.02.2014 определение от 16.10.2013 и постановление от 27.11.2013 отменены, производство по апелляционной жалобе территориального управления прекращено. При этом суд кассационной инстанции указал, что территориальное управление не лишено возможности обратиться в арбитражный суд с самостоятельным иском.
Территориальное управление подало заявление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции, однако в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано.
При изложенных обстоятельствах, руководствуясь положениями постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суды указали, что администрация не вправе распоряжаться земельным участком, на котором расположено здание суда и принимать в отношении него решения о размещении объектов недвижимого имущества, а адвокатская палата не могла приобрести право собственности на спорные строения, поскольку они возводились на земельном участке, который незаконно изъят из землепользования суда.
Поскольку наличие зарегистрированного права собственности адвокатской палаты на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, нарушает права собственника земельного участка, с учетом того, что строительство пристройки осуществлено судебным департаментом, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Мнение заявителя о необходимости исчисления срока исковой давности с момента регистрации права является ошибочным, поскольку сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Довод заявителя об отсутствии зарегистрированного права федеральной собственности на рассматриваемый земельный участок не может подтверждать наличия у администрации полномочий на распоряжение указанным участком.
Позиция заявителя по существу сводится к несогласию с оценкой доказательств и установленных судами обстоятельств.
Разрешение вопросов, связанных с фактическими обстоятельствами дела, и переоценка доказательств находятся за пределами полномочий кассационной инстанции.
При вынесении обжалуемых судебных актов нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, не допущено, нормы материального права применены правильно.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать некоммерческой организации "Адвокатская палата Республики Северная Осетия - Алания" (г. Владикавказ) в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Киселева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 2 ноября 2015 г. N 308-ЭС15-13624
Текст определения официально опубликован не был