Представление Счетной палаты РФ от 8 июня 2015 г. N ПР 07-132/07-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год" в Федеральной службе исполнения наказаний, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. ФСИН России как главным распорядителем бюджетных средств не выполнены полномочия по утверждению перечня подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств, установленные подпунктом 2 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), что привело к неисполнению требования статьи 38.1 Бюджетного кодекса, устанавливающей, что главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.
2. ФСИН России распоряжением от 30 декабря 2008 г. N 458-р "О формировании перечня подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств" наделила в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 158 Бюджетного кодекса территориальные органы ФСИН России и учреждения непосредственного подчинения ФСИН России отдельными бюджетными полномочиями по формированию перечня подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств. Перечень подведомственных территориальных органов ФСИН России утвержден приказом ФСИН России от 18 января 2005 г. N 2 "Об организационных вопросах по территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - Перечень). В связи с созданием Управления ФСИН России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (приказ ФСИН России от 28 марта 2014 г. N 147) изменения в Перечень не внесены. В результате отдельные бюджетные полномочия, установленные пунктом 4 части 2 статьи 158 Бюджетного кодекса, на вновь созданное управление ФСИН России не распространялось, тем самым не соблюден принцип подведомственности расходов бюджетов, установленный статьей 38.1 Бюджетного кодекса.
3. На 1 января 2014 года объем незавершенного строительства объектов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) составлял 15 499 357,3 тыс. рублей, по итогам года увеличился на 4 533 692,5 тыс. рублей и составил на 1 января 2015 года - 20 033 049,8 тыс. рублей, в том числе: по ФЦП "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)" - 18 867 434,6 тыс. рублей, ФЦП "Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)" -276 822,4 тыс. рублей, по непрограммной части ФАЙЛ - 747 593,2 тыс. рублей, по объектам незавершенного строительства, переданным от МВД России - 141 199,6 тыс. рублей. Одной из основных причин роста объемов незавершенного строительства является приостановка финансирования 162 объектов строительства и реконструкции ФЦП и, как следствие, перенос сроков их ввода в эксплуатацию и списания капитальных затрат.
4. В нарушение части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в части выполнения условий заключенных государственных контрактов на строительно-монтажные работы территориальные органы ФСИН России (по Воронежской области, Краснодарскому краю и Красноярскому краю) осуществили выплату авансов сверх установленного этими контрактами 30% размера аванса. Работы по государственным контрактам по состоянию на 1 января 2015 года в полном объеме не исполнены.
Кроме того, территориальными управлениями ФСИН России заключены 10 государственных контрактов на экспертизу проектно-сметной документации на условиях 100% авансирования, работы по которым также не исполнены. Таким образом, на 1 января 2015 года по указанным контрактам образовалась дебиторская задолженность по выплаченным авансам в общей сумме 459 552,6 тыс. рублей.
5. В ходе исполнения государственного оборонного заказа 2014 года ФСИН России уменьшены расходы, предназначенные на продовольственное обеспечение учреждений и органов УИС в сумме 3 105 334,4 тыс. рублей и прикладные научные исследования в сумме 3 090,8 тыс. рублей, которые были перераспределены и направлены на приобретение вооружения, военной и специальной техники, а также на иные расходы УИС. Данный факт свидетельствует о некачественном бюджетном планировании ФСИН России и наличии "скрытых резервов" при формировании федерального бюджета на 2014 год в сумме 3 108 425,2 тыс. рублей.
6. В нарушение пункта 12.1 Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденного приказом Росстата 18 сентября 2013 г. N374, в 2014 году в графе 16 "Закупки малого объема" статистической формы N 1-контракт федеральным казенным учреждением "Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУ ЦГИЖБО ФСИН России) не отражалась информация о закупках малого объема, в том числе сведения по авансовым отчетам в количестве 73 ед. на общую сумму 1 388,4 тыс. рублей в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
7. В нарушение пункта 7 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" федеральное казенное учреждение "Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России) заключило государственный контракт с ООО "Микс Строй" на поставку 19 комплектов серверов локально-вычислительных сетей на общую сумму 3 058,2 тыс. рублей, при этом данное количество вычислительной техники не было предусмотрено квотами обязательных поставок важнейших видов материально-технических ресурсов, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2014 г. N 1062-34. Государственный контракт расторгнут по соглашению сторон без осуществления поставки и оплаты оборудования.
8. В нарушение пункта 11 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ территориальными органами и подведомственными учреждениями ФСИН России без проведения конкурентных процедур (с единственным поставщиком) заключены государственные контракты на поставку товаров (выполнение работ и оказание услуг) для нужд УИС на общую сумму 10 487,9 тыс. рублей. Указанные госконтракты заключены с единственным поставщиком неправомерно, поскольку товары (работы, услуги) не включены в перечень товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1292.
9. Объем дебиторской задолженности в 2014 году вырос на 45,1% и составил на 1 января 2015 года 1 945 585,2 тыс. рублей, в том числе объем просроченной дебиторской задолженности составил 45 842,9 тыс. рублей. Соотношение объема дебиторской задолженности к кассовым расходам составило 0,6%. Одной из основных причин роста дебиторской задолженности является неосвоение подрядными организациями авансовых платежей по заключенным территориальными органами ФСИН России контрактам на строительство объектов.
10. В нарушение части 2 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ и пункта 6 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. N544/18н, ФКУ ЦГИЖБО ФСИН России не внесло 50 изменений в установленную форму плана-графика на общую сумму 286 618,3 тыс. рублей, тем самым исказив данные по объемам закупок.
11. В нарушение частей 3 и 4 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ поставщиком ООО "Микс Строй" представлена в ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России банковская гарантия для заключения государственного контракта с нарушением установленного законом срока ее действия. Несмотря на данное нарушение ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России заключило государственный контракт от 17 декабря 2014 г. N 0373100065014000076-0018326-04, который не был исполнен и не обеспечен банковской гарантией в сумме 926,7 тыс. рублей (30% начальной (максимальной) цены контракта).
12. В нарушение распоряжения ФСИН России от 11 ноября 2010 г. N 254-р "О формировании базы данных основных фондов уголовно-исполнительной системы в автоматизированной системе "Учет основных фондов УИС" в главной бухгалтерии финансово-экономического управления ФСИН России не обеспечено внедрение и эксплуатация автоматизированной системы "Учет основных фондов УИС".
Расхождение данных, сформированных ФСИН России посредством программного средства для сбора, обработки и анализа данных по форме ЖКХ-2 "Отчет о наличии и движении основных средств учреждений и органов УИС" и автоматизированной системы "Учет основных фондов УИС" по объектам недвижимого имущества составляет 13 557 объектов балансовой стоимостью 57 704 412,2 тыс. рублей.
13. В нарушение статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации ФСИН России и ее подведомственными учреждениями и предприятиями не обеспечена государственная регистрация прав оперативного управления и хозяйственного ведения на 8 311 объектов недвижимого имущества, общей площадью 3 509,7 тыс. кв. метров и права постоянного (бессрочного) пользования на 919 земельных участков общей площадью 8 962 012,2 тыс. кв. метра. Кроме того, на 16 617 объектов недвижимого имущества общей площадью 6 555,2 тыс. кв. метра не зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
14. В нарушение пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, ФСИН России, ее территориальными органами и подведомственными организациями не предоставлены сведения для внесения в реестр федерального имущества 1 747 объектов, из них 338 объектов находятся в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий ФСИН России (далее - ФГУП ФСИН России).
15. В нарушение Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, внутренний финансовый аудит во ФСИН России не организован.
На момент проверки приказ ФСИН России о внутреннем финансовом аудите не утвержден. Правовой акт, обеспечивающий создание структурного подразделения внутреннего финансового аудита и (или) наделяющего должностных лиц, работников ФСИН России, полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, не разработан.
16. В нарушение пункта 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 (далее - Правила, утвержденные постановлением N 228), ФСИН России в 2013 и 2014 годах часть прибыли предприятий, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, утверждала в программах деятельности предприятий в размере от 1 до 2% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В результате в программах деятельности ФГУП ФСИН России плановые показатели части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2014 и 2015 годах, были занижены в части прибыли 2013 года - по 30 предприятиям на общую сумму 255 931,5 тыс. рублей, а в части прибыли 2014 года - по 27 предприятиям на общую сумму 186 960,3 тыс. рублей, что свидетельствует о некачественном планировании ФСИН России, как учредителем, деятельности подведомственных предприятий.
17. В нарушение статьи 51 Бюджетного кодекса и пункта 6 Правил, утвержденных постановлением N 228, в 2014 году по итогам деятельности ФГУП ФСИН России за 2013 год в доход федерального бюджета не поступила часть их прибыли, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в сумме 104148,1 тыс. рублей. Причиной данного нарушения явилось неправомерное решение Комиссии ФСИН России по анализу эффективности деятельности ФГУП ФСИН России о перечислении в доход федерального бюджета части прибыли ФГУП в размере 2% от чистой прибыли при установленной пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением N 228, норме отчисления "не менее 25 процентов".
18. Размер уставного фонда ФГУП "Вологодское ФСИН России" и ФГУП "Заполярное ФСИН России" составляет менее пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия, что противоречит требованиям пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
19. В нарушение пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет учреждений, их обособленных (структурных) подразделений без прав юридического лица, осуществляющих полномочия по ведению бюджетного учета, и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденный распоряжением ФСИН России от 16 ноября 2010 г. N 260-р (далее - Порядок ведения бюджетных смет), разработан без учета Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н (пункт 6 раздела II), предусматривающих формирование казенными учреждениями проектов бюджетных смет на очередной финансовый год. В результате формирование казенными учреждениями ФСИН России проектов бюджетных смет на очередной финансовый год не осуществлялось, обоснования (расчеты) плановых сметных показателей к бюджетным сметам не прилагались.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" ФСИН России предлагается:
1. Утвердить перечень подведомственных главному распорядителю распорядителей и получателей бюджетных средств.
2. Принять необходимые меры:
2.1. по повышению качества бюджетного планирования государственного оборонного заказа в части бюджетных ассигнований на продовольственное обеспечение учреждений УИС с учетом фактической численности лиц, содержащихся под стражей.
2.2. по сокращению дебиторской задолженности в части незавершенного строительства;
2.3. по устранению имеющихся недостатков в организации работы по учету федерального имущества, в том числе активизировать работу по предоставлению в Росимущество сведений об объектах недвижимого имущества для внесения в реестр федерального имущества и по приведению в соответствие данных аналитического учета федерального имущества с данными ежегодной инвентаризации и бухгалтерского учета.
3. Разработать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок организации и осуществления внутреннего финансового аудита (приказ об утверждении порядка организации внутреннего финансового аудита).
4. Привести Порядок ведения бюджетных смет в соответствие с требованиями пункта 6 раздела II "Общие требования к составлению смет" приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н.
5. Программы деятельности ФГУП ФСИН России привести в соответствие с требованиями пункта 6 Правил, утвержденных постановлением N 228.
6. Привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях законодательства Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 мая 2015 г. N 24К (1035).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации по пунктам 1, 2.1, 3 - 6 предложений в течение 30 дней со дня его получения, а по пунктам 2.2, 2.3 предложений в течение 90 дней со дня его получения.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 8 июня 2015 г. N ПР 07-132/07-02
Текст представления официально опубликован не был