Представление Счетной палаты РФ от 5 июня 2015 г. N ПР 09-119/09-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год" на объектах: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (082) (далее - Минсельхоз России), федеральное государственное бюджетное учреждение "Специализированный центр учета в агропромышленном комплексе" (далее - ФГБУ "Спеццентручет в АПК"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области" (далее - ФГБУ "Управление "Самарамелиоводхоз") по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Минсельхозом России допущено ненадлежащее осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации: не обеспечена результативность использования бюджетных средств, направленных на строительство капитальных объектов, из-за несвоевременного ввода в эксплуатацию которых стоимость незавершенного строительства возросла на 5 007 613,7 тыс. рублей (по отношению к 2013 году) и по состоянию на 1 января 2015 года составила 28 210 460,6 тыс. рублей.
2. Не обеспечен контроль за своевременной уплатой ФГУП части чистой прибыли в федеральный бюджет в сумме 10,5 тыс, рублей (с задержкой более 9 месяцев), предусмотренный пунктом 10 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий".
3. Приказ Минсельхоза России от 28 июня 2011 г. N 204 не соответствовал требованиям Порядка составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденного приказом Минфина России от 9 декабря 2013 г. N 117н, в части формирования прогноза кассовых выплат по расходам федерального бюджета на текущий финансовый год с помесячной детализацией и прогноза кассовых выплат по расходам федерального бюджета на очередной месяц с детализацией по рабочим дням по расходам действующих федеральных целевых программ, предусмотренных Минсельхозу России сводной бюджетной росписью федерального бюджета.
4. Правила предоставления в 2014 году из федерального бюджета субсидии федеральному государственному унитарному предприятию "Управление служебными зданиями" при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации", утвержденные приказом Минсельхоза России от 21 февраля 2014 г. N 54, не соответствовали требованиям пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части отсутствия в них положений об условиях предоставления субсидий, порядка их предоставления и возврата получателем в текущем финансовом году остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию.
5. Минсельхозом России не эффективно осуществлялся контроль за выполнением государственного задания, предусмотренный пунктом 17 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, а также контроль за целевым использованием средств субсидии на иные цели, предусмотренный пунктом 23 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим свою деятельность в области сельского хозяйства и прикладных научных исследований в области национальной экономики, на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденных приказом Минсельхоза России от 11 марта 2014 г. N 67.
Подведомственным Минсельхозу России ФГБУ "Управление "Самарамелиоводхоз" в 2014 году были допущены следующие нарушения:
ФГБУ "Управление "Самарамелиоводхоз" осуществлена оплата по контракту от 15 августа 2014 г. N 0342100002514000063-0164688-01 в размере 2 895,5 тыс. рублей СПК "Водник" за счет средств, выделенных на противопаводковые мероприятия, за выполненные работы на левобережном канале Ветлянского водохранилища, тогда как указанные работы были произведены силами Нефтегорского филиала ФГБУ "Управление "Самарамелиоводхоз";
ФГБУ "Управление "Самарамелиоводхоз" перечислило подрядчику - ООО "СПМУ-ПЕНЕТРОН" в рамках договора подряда от 28 июня 2013 г. N 13/67 (с учетом дополнительных соглашений) 370 247,9 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 142 768,4 тыс. рублей, в 2014 году - 227 479,5 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 июля 2014 г. договор от 28 июня 2013 г. N 13/67 между ФГБУ "Управление "Самарамелиоводхоз" и ООО "СПМУ-ПЕНЕТРОН" признан недействительным. Средства федерального бюджета в размере 63 104,6 тыс. рублей подрядчиком не возвращены и в течение 5-ти месяцев находятся в хозяйственном обороте ООО "СПМУ-ПЕНЕТРОН".
6. В нарушение статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не обеспечена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки, принадлежащие ФГБУ "Управление "Самарамелиоводхоз", а также на объекты недвижимого имущества (трубопроводы - 72,1 км, каналы - 600,4 км, плотины - 5 единиц и прочее недвижимое имущество), общей балансовой стоимостью 8 485 821,1 тыс. рублей.
Кроме того, отсутствует государственная регистрация вещных прав учреждения на вышеуказанное недвижимое имущество.
7. Минсельхозом России как ответственным исполнителем Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - Госпрограмма 25) и Государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" (далее - Госпрограмма 26) не выполнен ряд требований, предусмотренных Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства от 2 августа 2010 г. N 588 (далее - Порядок) и Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690 (далее - Методические указания):
7.1. в нарушение пункта 96 Методических указаний не осуществлена оценка эффективности реализации Госпрограммы 25 на основе методики оценки ее эффективности согласно приложению N 2 к Методическим указаниям;
7.2. в нарушение срока, установленного пунктом 31 Порядка, годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Госпрограммы 25 направлен в Минэкономразвития России 5 марта 2015 года, повторно - 25 марта 2015 года;
7.3. на портале государственных программ в годовом отчете Минсельхоза России о ходе реализации и оценке эффективности Госпрограммы 25 в разделе 2 "Результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий в разрезе подпрограмм государственной программы и результаты реализации мероприятий федеральных целевых программ" подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" отсутствуют данные о результатах реализации ведомственных целевых программ, как не предусмотренные данной подпрограммой. В то же время приказами Минсельхоза России в 2011 - 2013 годах утверждено 6 отраслевых и ведомственных целевых программ направленных на развитие подотрасли животноводства. Отсутствие факторного анализа степени влияния реализации ведомственных и отраслевых программ на данную подпрограмму не позволяет в соответствии с Методическими указаниями оценить Госпрограмму 25 как соответствующую удовлетворительному уровню эффективности;
7.4. Минсельхоз России как ответственный исполнитель Госпрограммы 26:
не направлял годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Госпрограммы в Минэкономразвития России;
в нарушение пункта 39 Порядка не размещал годовой отчет на официальном сайте в сети Интернет;
не осуществлял надлежащий контроль за реализацией соисполнителем - Росрыболовством основных мероприятий Госпрограммы;
7.5. из 10 Государственных программ Российской Федерации, по которым Минсельхоз России в 2014 году являлся участником и соисполнителем не были выполнены показатели (индикаторы) по 3 Госпрограммам, а по 5-ти из них показатели не устанавливались.
8. Минсельхозом России были нарушены положения приказа Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н в части отнесения расходов федерального бюджета на коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), а именно, расходы, связанные с оказанием услуг по обеспечению сохранности имущества, абонентской платы за радиоточки и местной телефонной связи в общей сумме 14 634,5 тыс. рублей отнесены на КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", тогда как должны быть отнесены на КОСГУ 226 "Прочие работы и услуги" - расходы по обеспечению сохранности имущества (на ведомственную охрану) в сумме 11 681,6 тыс. рублей и на КОСГУ 221 "Услуги связи" - абонентская плата за радиоточки (102,9 тыс. рублей) и услуги местной телефонной связи (2 850,0 тыс. рублей).
9. Контрольным мероприятием установлено, что в нарушение пункта 3.1.1 договора о предоставлении субсидии от 21 июля 2014 г, N 1179/7, заключенного между министерством и ФГУП "УСЗ", Минсельхоз России перечислил предприятию субсидии на общую сумму 8 862,2 тыс. рублей (платежными поручениями от 15 октября 2014 г. N 575570 и N 575725) на расчетный счет ФГУП "УСЗ" N 30101810800000000777, открытый в АКБ "Росевробанк", который не был предусмотрен в договоре.
10. Минсельхозом России, в нарушение пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также условий предоставления субсидий, установленных в договоре о предоставлении субсидий от 21 июля 2014 г. N 1179/7, заключенном между министерством и ФГУП "УСЗ", в отсутствие правовых оснований осуществлено перечисление остатков средств субсидии в сумме 325 718,22 тыс. рублей с лицевого счета Минсельхоза России на счет N 30101810200000000111 в ОАО "Россельхозбанк" без документального подтверждения фактически выполненных работ.
11. Минсельхозом России допущено ненадлежащее осуществление полномочий, предусмотренных подпунктом 9 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования государственных заданий на осуществление услуг (работ) федеральными государственными бюджетными учреждениями (далее - ФГБУ) и полномочия по контролю за выполнением государственных заданий, предусмотренные Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671:
11.1. Минсельхозом России в нарушение пункта 4 приказа Минсельхоза России от 22 января 2014 г. N 17 "Об утверждении формы отчета о результатах деятельности федерального государственного учреждения об использовании закрепленного за ним имущества" (далее - приказ N 17), не согласованы отчеты о результатах деятельности федерального государственного учреждения об использовании закрепленного за ним имущества 21 федерального государственного бюджетного учреждения (далее - ФГБУ).
Часть государственных заданий для ФГБУ Минсельхозом России утверждена без указания даты их утверждения, что не позволяет установить соблюдение, установленных пунктом 3 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, сроков их утверждения;
11.2. рядом подведомственных Минсельхозу России ФГБУ, в нарушение пункта 7 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н, не были размещены информация о бухгалтерской отчетности, о результатах контрольных мероприятий, проведенных в отношении учреждения, планы финансово-хозяйственной деятельности за 2014 год;
11.3. сроки первого в текущем финансовом году перечисления в ФГБУ субсидии на выполнение государственного задания были определены графиками к соглашениям, заключенным между Минсельхозом России и ФГБУ, с нарушением приказа Минфина России от 29 октября 2010 года N 138н, Минэкономразвития России N 528, устанавливающего срок первого в текущем финансовом году перечисления субсидии не позднее одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов";
11.4. при определении объема финансового обеспечения выполнения государственных заданий не в полной мере выполнялись требования Порядка определения нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденного приказом Минсельхоза России от 4 февраля 2011 г. N 29.
Так, нормативные затраты по основным статьям расходов рассчитывались в основном методом деления предусмотренного финансирования на соответствующий финансовый год на объемные показатели государственных заданий. В связи с этим, величина стоимости единицы одной и той же услуги, рассчитанная для одного вида бюджетного учреждения кратно превышала величину нормативных затрат на единицу услуги (работы) для другого вида бюджетного учреждения;
11.5. выборочный анализ данных отчетов о результатах деятельности бюджетных учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества, составленных в соответствии с приказом N 17 в части выполнения государственного задания по 5 работам и одной услуге, включенных в государственные задания разного вида бюджетных учреждений, показал, что фактическое использование субсидии на выполнение каждой работы меньше ее доведенного объема, тогда как фактическое значение объема выполненной работы превысило плановое значение объема работ, утвержденное в государственном задании.
Данные факты свидетельствуют о неудовлетворительном качестве планирования государственного задания, результатом которого является заниженный показатель по объему выполненных работ с завышенным объемом его финансового обеспечения, а также об отсутствии со стороны департаментов Минсельхоза России контроля за достоверностью отчетности, представленной подведомственными ФГБУ.
12. Базовый перечень государственных и муниципальных услуг и работ утвержден Минсельхозом России 14 ноября 2014 года, т.е. с нарушением пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 г. N 151, устанавливающего требование об утверждении указанного перечня до 1 июля 2014 года;
13. Минсельхозом России не в полной мере выполнялись положения постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 и приказа Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - приказ N 49):
13.1 Минсельхозом в 2014 году не осуществлялся внутренний финансовый аудит, предусмотренный Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением N 193;
13.2 в отсутствие председателя рабочей комиссии по инвентаризации расчетов Минсельхозом России проведена инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами в нарушение пункта 2.3. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом N 49 (в редакции приказа Минфина России от 8 ноября 2010 г. N 142н).
14. Минсельхозом России при осуществлении государственных закупок допускались нарушения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ):
14.1. не выполнено требование части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, в части осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок;
14.2. размещение на официальном сайте "www.zakupki.gov.ru" плана-графика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного Минсельхозом России 26 февраля 2014 года, произведено Минсельхозом России с нарушением на 56 дней срока, установленного пунктом 5 порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного совместным приказом Минэкономразвития России и Федеральным казначейством от 27 декабря 2011 г. N 761/20н и пунктом 5 особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, предусматривающих размещение плана-графика на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.
15. Не выполнено требование пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных казенных учреждений", в части утверждения до 31 декабря 2014 года нормативных затрат на обеспечение функций Минсельхоза России.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству сельского хозяйства Российской Федерации предлагается следующее:
1. Принять меры по организации внутреннего финансового аудита в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
2. Обеспечить выполнение требования пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных казенных учреждений", в части утверждения в 2015 году нормативных затрат на обеспечение функций Минсельхоза России.
3. Принять меры, способствующие возврату средств федерального бюджета в сумме 63 104,6 тыс. рублей, перечисленных ФГБУ "Управление "Самарамелиоводхоз" ООО "СПМУ-ПЕНЕТРОН" за невыполненные работы по договору (с учетом дополнительных соглашений), а также в связи с признанием этого договора недействительным.
4. Обеспечить возврат ФГУП "УСЗ" неправомерно перечисленных средств федерального бюджета в сумме 325 718,22 тыс. рублей.
5. Организовать проведение мониторинга выполнения работ ФГБУ по противопаводковым мероприятиям, с целью определения обоснованности их проведения в 2014 году. Проработать вопрос о включении в соглашения на предоставление субсидий на иные цели (противопаводковые мероприятия) наименований гидротехнических сооружений на которых эти мероприятия будут проводиться.
6. Провести комплексную оценку результатов освоения бюджетных средств, представленных в 2014 году подведомственным учреждениям на капитальное строительство, включая анализ эффективности осуществленных расходов.
7. Привести приказ Минсельхоза России от 28 июня 2011 г. N 204 в соответствие с Порядком составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденным приказом Минфина России от 9 декабря 2013 г. N 117н.
8. Обеспечить направление необходимой документации в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с целью государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, принадлежащие ФГБУ "Управление "Самарамелиоводхоз", а также на иные объекты недвижимого имущества учреждения.
9. Провести по установленным фактам нарушений служебные проверки, по результатам которых привлечь к ответственности виновных должностных лиц.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 мая 2015 г. N 22К (1033).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня его получения.
Аудитор |
Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 5 июня 2015 г. N ПР 09-119/09-02
Текст представления официально опубликован не был