Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2015 г. N ПР 12-143/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведена внешняя проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год в Министерстве здравоохранения Российской Федерации, по результатам которой выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Минздравом России не выполнены полномочия по обеспечению результативности использования бюджетных средств, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.1. Освоены (подтверждены актами выполненных строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ) бюджетные средства, выделенные в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП), в сумме 10 348 451,7 тыс. рублей, что составило 48,4% выделенных лимитов бюджетных обязательств. По программной части ФАИП освоено 68,2% выделенных лимитов бюджетных обязательств, по непрограммной части - 45,4%.
1.2. В 2014 году из 11-ти объектов, включению в непрограммную часть ФАИП на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и ввод которых в эксплуатацию запланирован на 2014 год, не были введены в эксплуатацию девять объектов капитального строительства, общая сумма кассовых расходов федерального бюджета по которым составила 4 051 024,4 тыс. рублей.
Кроме того, на настоящий момент не введен 1 объект, срок ввода которого был предусмотрен в 2012 году, и 8 объектов, подлежащих вводу в 2013 году.
1.3. В 2014 году было предусмотрено завершение проектных и изыскательских работ по четырем объектам ФАИП, однако положительное заключение Главгосэкспертизы получено по двум объектам. Не завершены работы по двум объектам, общая сумма кассовых расходов федерального бюджета по которым составила 116 940,4 тыс. рублей. Не разработана проектно-сметная документация, срок сдачи которой определен на 2012 год, по объекту "строительство детского реабилитационно-восстановительного центра, г. Подольск, Московская область" (затраты на ее разработку за период с 2012 по 2014 год составили 85 200,0 тыс. рублей).
Отсутствие утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации создает риски несвоевременного начала выполнения строительно-монтажных работ, и, как следствие, риски нарушения сроков ввода в эксплуатацию объектов здравоохранения.
2. В доход бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с заключенными соглашениями о предоставлении в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства, не включенных в федеральные целевые программы, Минздравом России перечислены средства федерального бюджета в сумме 789 421,5 тыс. рублей. Вместе с тем, следует отметить низкий процент освоения в 2014 году указанных средств - всего 25,8%, или 203 990,2 тыс. рублей.
3. Минздравом России не осуществлялся надлежащий контроль за выполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации условий соглашений о предоставлении субсидий в части обеспечения финансирования строительства объектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в установленном объеме, а также в части достижения показателей результативности предоставления субсидии.
3.1. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансирование строительства и реконструкции объектов, не включенных в федеральные целевые программы, в 2014 году составило 322 938,3 тыс. рублей, или 53,9% объемов финансирования, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий.
При этом следует отметить, что из 6-и соглашений, заключенных в 2014 году Минздравом России с субъектами Российской Федерации, не выполнены условия 4-х соглашений (от 12 сентября 2014 г. N 034 и N 035 с Орловской областью; от 12 сентября 2014 г. N 032 с Омской областью; от 29 декабря 2014 г. N 069 с Саратовской областью) в части финансирования объектов капитального строительства за счет средств бюджетов субъектов, причем по 2-м соглашениям средства бюджетов субъектов (Орловская и Саратовская области) для строительства объектов здравоохранения вообще не привлекались.
3.2. В 2014 году Минздрав России в рамках трех федеральных целевых программ (далее - ФЦП) заключил соглашения на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации. Однако условия соглашения в части ввода в эксплуатацию объектов полностью выполнены только по ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы".
Так, анализ исполнения соглашений показал, что из 4-х объектов, предусмотренных в 2014 году к вводу в эксплуатацию, введены только 2 объекта. Не введены в эксплуатацию 5 объектов, предусмотренных к вводу в 2013 году. По другим строящимся объектам фактическая техническая готовность не достигла плановых значений, установленных соглашениями.
3.3. Сводной бюджетной росписью Минздраву России на 2014 год доведены бюджетные назначения по 10-и федеральным целевым программам в сумме 3 232 765,3 тыс. рублей. Исполненные назначения составили 3 132 836,1 тыс. рублей, или 96,9% от бюджетных назначений. Не освоены бюджетные назначения в общей сумме 99 929,2 тыс. рублей по 5-и ФЦП, уровень неосвоения средств составил от 5,2% до 82,1%.
Анализ представленных Минздравом России данных о достижении целевых индикаторов и показателей реализации федеральных целевых программ показал, что в 2014 году по ряду из них не достигнуты плановые значения.
Так, по ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" из 4 показателей плановое значение достигнуто только по 1 показателю;
по ФЦП "Юг России (2014-2020 годы)" из семи субъектов Северо-Кавказского федерального округа только тремя достигнут показатель обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями на 10 тыс. человек населения; одним субъектом достигнут показатель обеспеченности больничными койками на 10 тыс. человек населения; в трех субъектах показатель младенческой смертности ниже установленного;
по ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" по 2-м установленным показателям плановое значение не достигнуто.
4. Анализ достигнутого на конец 2014 года уровня средней заработной платы медицинских работников показал, что средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг, а также среднего медицинского (фармацевтического) персонала в Российской Федерации превысила установленные целевые показатели отношения средней заработной платы медицинских работников и средней заработной платы в субъектах на 8,5% и 5,9% соответственно.
Однако по итогам 2014 года средняя заработная плата младшего медицинского персонала в Российской Федерации не достигла целевого показателя (97,1%).
5. В нарушение пункта 5 Положения о проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 1214 (далее - Положение), Минздравом России не утверждена методика мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака и не установлен порядок предоставления сведений (информации) в рамках проведения мониторинга и оценки эффективности.
Разработка мероприятий по противодействию потреблению табака, в том числе в рамках федеральных целевых программ охраны и укрепления здоровья граждан и государственной программы развития здравоохранения, а также информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, предусмотренные пунктом 12 Положения, Минздравом России не осуществлялись.
6. В нарушение пункта 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Минздравом России утверждено государственное задание на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов ГБОУ ВПО "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова" Минздрава России (далее - ПСПбГМУ им. И.П. Павлова) по государственной услуге "Первичная медико-санитарная помощь", при этом данный вид деятельности не предусмотрен уставом данного учреждения,
7. Минздравом России государственные задания на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов сформированы на основании ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденного приказом Минздрава России от 29 декабря 2012 г. N 1763н (далее - Перечень).
При этом Перечень не предусматривал разделение специализированной медицинской помощи по условиям ее оказания в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, что не соответствовало части 2 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и привело к отсутствию определения условий оказания специализированной медицинской помощи в государственных заданиях на 2014 год.
8. В нарушение пункта 5 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, Минздравом России:
не были сформированы новые государственные задания подведомственным учреждениям, соответствующие ведомственному перечню, утвержденному приказом Минздрава России от 24 декабря 2013 г. N 1058н, и предусматривающие разделение государственных услуг по оказанию специализированной медицинской помощи в зависимости от условий ее оказания: в стационарных условиях и в условиях дневного стационара;
не было произведено уменьшение объема субсидии, предоставленной из федерального бюджета ПСПбГМУ им. И.П. Павлова на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, несмотря на внесение
изменений в государственное задание на 2014 год в части исключения государственной услуги "Реализация основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета (заочная форма обучения)" (8 физических лиц), а также 9 государственных работ по выполнению фундаментальных научных исследований по 16 темам.
9. Средства, утвержденные Минздраву России Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" и сводной бюджетной росписью по разделу 07 "Образование", подразделу 0708 "Прикладные научные исследования в области образования" перечислены на выполнение фундаментальных научных исследований в области образования в соответствии с утвержденным Минздравом России 20 декабря 2013 года Государственным заданием ПСПбГМУ им. И.П. Павлова на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, что имеет признаки нецелевого использования средств федерального бюджета Минздравом России в сумме 86 759,7 тыс. рублей.
10. В нарушение приказа Минфина России от 25 декабря 2013 г. N 137н "О Порядке представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований" Минздравом России без осуществления расчета потребности в средствах на стипендиальное обеспечение в 2014 году для ПСПбГМУ им. И.П. Павлова выделен завышенный объем субсидии на стипендиальное обеспечение студентов, интернов, ординаторов, аспирантов и докторантов, в результате чего 58 285,8 тыс. рублей, или 24% выделенных для стипендиального фонда средств, возвращены в федеральный бюджет.
11. Минздравом России не обеспечено выполнение полномочий по соблюдению получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, предусмотренных подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и не обеспечен контроль за выполнением федеральными бюджетными учреждениями государственных заданий в соответствии с пунктом 17 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственник учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671.
Государственное задание в 2014 году не выполнили 48 подведомственных Минздраву России учреждений.
При невыполнении государственного задания учреждениями сверх нормативов финансовых затрат в 2014 году израсходовано 304 554,1 тыс. рублей, что является неэффективным расходованием средств субсидии.
12. В нарушение пункта 19 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Минздравом России в течение 2014 года допускались случаи превышения установленного размера субсидии, подлежащего перечислению в течение I квартала (26,7%, 28,0% годового размера субсидии при установленном размере до 25%), первого полугодия (50,9%, 57,3% при установленных 50%) и 9 месяцев (от 75,5% до 83,9% при установленных 75%).
13. Имели место факты нарушения Минздравом России условий предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), выразившегося в несоблюдении сроков перечисления субсидий, установленных соответствующими соглашениями о порядке и условиях предоставления субсидии: нарушение сроков составило от 1 - 3 дней до 45 дней. По данным фактам составлено 10 протоколов об административном правонарушении, которые направлены в Росфиннадзор.
14. Минздравом России не принят ряд нормативных правовых актов в части обеспечения граждан лекарственными препаратами, определенных Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской федерации от 19 июня 2012 г. N 608;
порядок обеспечения бесплатными медикаментами для лечения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях;
порядок изготовления в медицинских организациях радиофармацевтических лекарственных препаратов для медицинского применения;
порядок представления отчета о результатах клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения;
нормативы для расчета потребности в наркотических и психотропных лекарственных средствах, предназначенных для медицинского применения;
порядок отпуска медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики.
15. В нарушение подпункта "а" пункта 5 Правил государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 865, при государственной регистрации предельных отпускных цен на лекарственные препараты ЖНВЛП Минздрав России не осуществлял проверку полноты представленных в соответствии с пунктом 4 Правил документов и содержащихся в них сведений.
16. Из 82 показателей государственной программы на дату составления Минздравом России отчета достигнуты плановые значения 68 показателей, плановые значения не достигнуты по 14 показателям, в том числе: смертность от всех причин (на 1000 населения), смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения), смертность от новообразований (на 100 тыс. населения), обеспеченность врачами (на 10 тысяч населения), заболеваемость острым вирусным гепатитом В (на 100 тыс. населения) и другие.
17. Не были достигнуты целевые показатели использования субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации: Правительством г. Москвы по соглашению ВМП-СУ-60/14 в сумме 318 806,6 тыс. рублей; Правительством Свердловской области по соглашению ВМП-СУ-52/14 в сумме 156115,8 тыс. рублей; Правительством Тюменской области по соглашению ВМП-СУ-56/14 в сумме 91 314,2 тыс. рублей.
18. Правительством г. Москвы не были достигнуты целевые показатели использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в сумме 447 642,0 тыс. рублей по соглашению 176/О-2014-1164 от 17 марта 2014 года.
19. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" рядом подведомственных Минздраву России организаций не зарегистрированы вещные права в отношении 1 670 зданий, строений, сооружений, нежилых помещений (27% от общего количества объектов) и 169 земельных участков (17% от общего количества участков).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" предлагается:
1. Принять меры по обеспечению ввода в эксплуатацию объектов федеральной адресной инвестиционной программы, не введенных в 2012-2014 годах, а также по завершению проектных и изыскательских работ по объектам федеральной адресной инвестиционной программы, получение положительных заключений Главгосэкспертизы по которым планировалось в 2012 - 2014 годах.
2. Обеспечить представление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации и документов, необходимых для осуществления контроля за выполнением ими условий соглашений о предоставлении субсидий в 2015 году в части обеспечения в полном объеме финансирования строительства объектов, а также выполнения мероприятий Государственной программы "Развитие здравоохранения" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, достижения показателей результативности использования субсидий.
3. Принять меры по исполнению требований распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы" в части достижения индикативных значений соотношения средней заработной платы работников медицинских организаций в отношении врачей, среднего и младшего медицинского персонала.
4. Утвердить методику мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, установить порядок предоставления сведений (информации) в рамках проведения мониторинга и оценки эффективности.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Усилить контроль за выполнением подведомственными учреждениями государственного задания.
5. Обеспечить в 2015 году своевременное перечисление субсидий в соответствии с условиями и порядком, предусмотренными соглашениями о предоставлении субсидий, и в соответствии с установленным постановлением Правительства Российской Федерации размером субсидии, подлежащим перечислению в каждом квартале.
6. Утвердить нормативные правовые акты в части обеспечения граждан лекарственными препаратами в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608.
7. Принять организационные меры по исполнению подведомственными Минздраву России организациями нормативных правовых актов в части государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
8. Рассмотреть вопрос о возврате бюджетных средств в доход федерального бюджета в сумме 86 759,7 тыс, рублей, перечисленных ГБОУ ВПО "ПСПбГМУ им. И.П. Павлова" Минздрава России на выполнение фундаментальных исследований в рамках государственного задания на 2014 год.
9. Принять меры дисциплинарного воздействия к лицам, допустившим указанные выше нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 мая 2015 г. N 25К (1036).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации по пунктам предложений 2 - 9 в течение 30 дней со дня его получения, а по пункту предложений 1 - в течение 180 дней со дня получения представления.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2015 г. N ПР 12-143/12-03
Текст представления официально опубликован не был