Представление Счетной палаты Российской Федерации от 4 марта 2015 г. N ПР 04-21/04-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2014 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных средств и федерального имущества, выделенных федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации" на оказание образовательных услуг в сфере международных отношений", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Пунктом 4 раздела I и пунктом 58 раздела V Устава предусмотрено, что Дипломатическая академия в своей деятельности руководствуется договором между МИДом России и Дипакадемией. Однако с 1 января 2011 года норма, предусматривающая заключение данного договора, утратила силу (Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ).
2. В нарушение положений Устава, предусматривающего право Дипакадемии вступать и объединятся в ассоциации (союзы), Дипакадемия с 6 марта 2012 года является учредителем Некоммерческого партнерства "Ассоциация выпускников Дипломатической академии МИД России".
3. В нарушение требований части 2 статьи 29 Закона "Об образовании в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" Дипакадемия не разместила на своем официальном сайте Отчет о результатах самообследования.
4. Концепция развития Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации на период до 2017 года, утвержденная Министром иностранных дел Российской Федерации 24 декабря 2007 года, не актуализирована с учетом изменений законодательства в области высшего образования в Российской Федерации.
5. Дипакадемией проекты планов финансово-хозяйственной деятельности представлялись в МИД России на согласование и утверждение с нарушением срока, установленного приказом МИД России от 8 сентября 2010 г. N 15809, от 2 до 3 месяцев.
6. Дипакадемией в нарушение приказов МИД России от 5 декабря 2011 г. N 22061 и от 5 мая 2014 г. N 6656 не соблюдался порядок подготовки проектов государственных заданий на стадии формирования бюджетных ассигнований для включения в законопроект о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
7. Дипакадемией не выполнены в полном объеме государственные задания по отдельным государственным услугам: за 2012 год - в объеме 90 единиц (13,7%), за 2013 год - 142 единиц (19,4%). По итогам деятельности Дипакадемии общий остаток неиспользованных средств субсидий на выполнение государственного задания за 2012-2013 годы составил 76 562,4 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2015 года остаток неиспользованных средств по целевым субсидиям, предоставленным на капитальный ремонт зданий Дипакадемии в 2013-2014 годах составил 75 975,0 тыс. рублей (70,6%), что свидетельствует о низком качестве планирования, договорной и исполнительной дисциплины.
8. Дипакадемия в нарушение приказа МИД России от 5 декабря 2011 г. N 22061 и государственных заданий в проверяемом периоде не представляла в МИД России ежеквартальную отчетность о ходе выполнения государственного задания.
9. Годовая отчетность Дипакадемии об исполнении государственных заданий за 2012 и 2013 годы не содержала показателей, характеризующих качество исполнения государственных услуг.
10. Дипакадемией в нарушение приказа МИД России от 15 февраля 2012 г. N 2029 не издавался локальный нормативный акт об определении среднего уровня оплаты профессорско-преподавательского состава и преподавательского состава, необходимый для расчета нормативных затрат на оплату труда указанного персонала.
11. В нарушение пункта 6 Правил совершенствования стипендиального обеспечения студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. N 945 "О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования", решения о повышении стипендий принимались стипендиальной комиссией Дипакадемии, а не Ученым советом с участием представителей органов студенческого самоуправления.
12. 3а 2012-2013 годы планируемые значения не достигнуты по 6 целевым показателям эффективности деятельности Дипакадемии, утвержденным приказом МИД России от 2 апреля 2012 г. N 4343.
13. Дипакадемия в соответствии с Планом мероприятий в сфере образования МИД России в 2013-2014 годах не выполнила мероприятия: по разработке и внедрению механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками Дипакадемии; по поэтапному повышению заработной платы профессорско-преподавательскому составу, а также не достигнуты целевые показатели деятельности Дипакадемии, установленные на 2013 год.
14. Критерии, утвержденные Положением о порядке установления стимулирующих выплат (надбавок и доплат) и о премировании (установлении поощрительных выплат) Дипакадемии, не имеют конкретных измеримых параметров, что говорит об их недостаточной проработке, а их применение носит формальный характер.
15. Положение об учетной политике Дипакадемии не соответствует требованиям пунктов 6 и 7 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
16. Дипакадемией промежуточная бухгалтерская отчетность и бухгалтерская отчетность за 2012-2013 годы представлялась в МИД России с нарушением сроков от 1 до 9 дней.
17. В нарушение требований статьи 32 Закона "О некоммерческих организациях" и приказа Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н Дипакадемией не представлена через официальный сайт в сети Интернет информация о государственных (муниципальных) заданиях на 2013 год и планах финансово-хозяйственной деятельности за 2012-2014 годы, об операциях с целевыми средствами из бюджета, о годовой бухгалтерской отчетности за 2012-2013 годы, о результатах деятельности об использовании имущества в 2012 - 2013 годах, о контрольных мероприятиях и их результатах, о лицензиях, об аккредитации.
18. В нарушение пункта 5 приказа МИД России от 8 сентября 2010 г. N 15808 на момент проведения контрольного мероприятия не утвержден Перечень платных услуг (работ) по основным видам деятельности учреждения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункта 5 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности подведомственных Министерству иностранных дел Российской Федерации федеральных бюджетных учреждений, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержденного приказом МИДа"
19. При проверке выполнения государственных контрактов от 9 апреля 2012 г. N 1-КАД/2012 и от 17 апреля 2013 г. N 1-ДК/2013 на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих МИД России установлено, что акты сдачи-приемки оказанных услуг были подписаны в полном объеме без учета данных об отчисленных слушателях. В результате МИДом России были перечислены Дипакадемии денежные средства за неоказанные образовательные услуги в сумме 97,0 тыс. рублей.
20. В нарушение требований, регламентированных в примечании к форме плана-графика размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ), утвержденной приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н, планы-графики на 2012 и 2013 годы не содержали дату их утверждения, а при изменении условий размещения заказов в 2012 и 2013 годах (по предусмотренным в примечании основаниям), планы-графики не корректировались.
21. В нарушение пункта 14.1 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" допускалось размещение в течение квартала у единственного поставщика заказов на поставки одноименных товаров на сумму, превышающую 400,0 тысяч рублей.
22. Закупка электронно-вычислительной техники по договорам от 15 апреля 2014 N 35; от 29 апреля 2014 г. N 17/04-14; от 18 августа 2014 г. N 18/08-12; от 29 августа 2014 г. N 2908-22; от 10 сентября 2014 г. N 79; от 11 сентября 2014 г. N 11/09-32 осуществлена у единственного поставщика с нарушением пункта 5.5 Положения, устанавливающего обязанность осуществления закупки данных товаров только в электронной форме. Кроме того, дробление объектов одноименной закупки на несколько закупок с последующим заключением договоров с единственным поставщиком содержит признаки преднамеренного ухода от проведения конкурентных процедур;
23. За Дипакадемией на праве оперативного управления закреплены здания, являющиеся федеральной собственностью, общей площадью 13 510,1 кв.м, что на 3 097,0 кв. м меньше данных БТИ, или 18,6% подлежащих учету объектов недвижимости. Изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с уточнением данных БТИ по указанным объектам не вносились.
24. Из 81 квартиры, переданной Дипакадемии на основании распоряжений ТУ Росимущества в г. Москве от 1 апреля 2013 г. N 230 и от 11 марта 2014 г. N 183, предназначенной для организации общежития слушателей, только 70 квартир приняты по актам приема-передачи и поставлены на забалансовый учет. Право оперативного управления Дипакадемии на указанные квартиры не зарегистрировано, сведения в реестр федерального имущества не внесены.
25. В нарушение части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, Дипакадемией неправомерно использовались жилые помещения общей площадью 3 988,9 кв. м, расположенные в жилом здании по адресу: г. Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 9, корпус 6, не отнесенные к специализированному жилищному фонду, в качестве общежитий.
26. В нарушение положения статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 не учтены на балансе Дипакадемии и не включены в реестр федерального имущества сооружения общей площадью 65,8 кв. метров.
27. В нарушение статей 8, 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в 2012 и 2013 годах стоимость земельных участков в бухгалтерском учете не соответствовала их кадастровой стоимости, тем самым не была обеспечена достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности Дипакадемии.
28. Дипакадемией предоставлялись в аренду помещения до государственной регистрации договора аренды (в некоторых случаях до полугода), что является нарушением пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому договор аренды, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
29. По истечении сроков договоров аренды, заключенных Дипакадемией с арендаторами, договоры продлевались с нарушением порядка, установленного статьей 17.1 Закона "О защите конкуренции", согласно которому договор аренды в отношении государственного имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. Установление размера арендной платы производилось без учета оценки рыночной стоимости объекта.
30. Возмещение затрат Дипакадемии за предоставление тепловой энергии, холодной воды и водоотведения ГУ МВД России по г. Москве производилось в конце отчетного года, в связи с этим отвлекались значительные собственные средства Дипакадемии при ежемесячных расчетах с поставщиками данных услуг. Договор Дипакадемией на возмещение расходов на отпуск тепловой энергии, холодной воды и водоотведения в 2014 году по состоянию на 1 декабря 2014 года с ГУ МВД России по г. Москве не был заключен.
31. Списанная в 2011 году с учета как нереальная к взысканию задолженность по арендной плате в сумме 4 098,5 тыс. рублей по договору от 1 декабря 2007 г. N 204/ДА не отражена на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" для наблюдения в течение пяти лет за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
32. Перечень особо ценного движимого имущества Дипакадемии, утвержденный приказом МИД России от 28 февраля 2011 г. N 2563, на общую сумму 20 400,0 тыс. рублей не отражает фактический объем и стоимость указанного имущества на момент проверки. Согласно данным бухгалтерского учета Дипакадемии стоимость особо ценного движимого имущества по состоянию на 1 октября 2014 года составляет 75 554,55 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации" предлагается следующее:
1. Пункт 4 раздела I и пункт 58 раздела V Устава, в части организации деятельности Дипакадемии на основании договора с МИДом России привести в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Подготовить и направить в МИД России:
обращение об участии Дипакадемии в составе учредителей Некоммерческого партнерства "Ассоциация выпускников Дипломатической академии МИД России";
предложения по внесению изменения в пункт 8 Устава в части установления права Дипакадемии выступать учредителем некоммерческого партнерства.
3. Разместить на официальном сайте Дипакадемии Отчет о результатах самообследования.
4. Подготовить и представить предложения в МИД России по актуализации Концепции развития Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации на период до 2017 года, утвержденной Министром иностранных дел Российской Федерации 24 декабря 2007 года.
5. Обеспечить выполнение установленных МИДом России показателей государственного задания на 2015 год и предоставление соответствующей отчетности.
6. Осуществить возврат МИД России средств в сумме 97,0 тыс. рублей по государственным контрактам от 9 апреля 2012 г. N 1-КАД/2012 и от 17 апреля 2013 г. N 1-ДК/2013 на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих.
7. Обеспечить в 2015 году завершение мероприятий по проведению капитального ремонта объектов Дипакадемии за счет остатка средств целевых субсидий в сумме 75 975,0 тыс. рублей, предоставленных Дипакадемии в 2013 - 2014 годах и разрешенных МИДом России к использованию в 2015 году.
8. Представлять в МИД России ежеквартальную отчетность за 2015 год о ходе выполнения государственного задания с учетом показателей, характеризующих качество выполнения государственных услуг (работ).
9. Обеспечить соблюдение пункта 6 Правил совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. N 945 "О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования" при принятии решения о повышении стипендий. Решения об определении размера стипендий, принятые в 2014 году, привести в соответствие с указанными Правилами.
10. Принять меры по выполнению показателей эффективности деятельности Дипакадемии, установленные приказом МИД России от 2 апреля 2012 г. N 4343, а также мероприятий и показателей в части Дипакадемии, предусмотренных Планом мероприятий по реализации "дорожной карты" изменений в сфере образования и науки в отношении подведомственных федеральных государственных учреждений и соответствующих категорий работников Министерства иностранных дел Российской Федерации, утвержденного приказом МИД России от 8 июля 2013 N 11686 (далее - "дорожная карта").
11. В целях достижения целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, предусмотреть в Плане мероприятий ФГБОУ "Дипломатическая академия МИД России", направленных на повышение эффективности в сфере образования и науки меры по повышению оплаты труда профессорско-преподавательскому составу Дипакадемии в динамике, определенной "дорожной картой".
12. В Положении о порядке установления стимулирующих выплат (надбавок и доплат) и о премировании (установлении поощрительных выплат) работников Дипакадемии установить конкретные измеримые величины критериев стимулирующих выплат (надбавок и доплат) и премирования (установлении поощрительных выплат) работникам Дипакадемии в соответствии с требованиями Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р.
13. Положение об учетной политике Дипакадемии привести в соответствие с требованиями пунктов 6 и 7 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
14. В соответствии с требованиями части 3.5 статьи 32 Закона "О некоммерческих организациях" и приказа Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н разместить на официальном сайте в сети Интернет информацию за 2014 год и текущий период 2015 года о государственных (муниципальных) заданиях и планах финансово-хозяйственной деятельности, об операциях с целевыми средствами из бюджета, о годовой бухгалтерской отчетности, о результатах деятельности об использовании имущества, о контрольных мероприятиях и их результатах, о лицензиях, об аккредитации.
15. В соответствии с требованиями пункта 5 приказа МИД России от 8 сентября 2010 г. N 15808 утвердить Перечень платных услуг (работ) по основным видам деятельности Дипакадемии.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункта 5 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности подведомственных Министерству иностранных дел Российской Федерации федеральных бюджетных учреждений, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержденного приказом МИДа"
16. Подготовить предложения по внесению изменений в Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГБОУ "Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации", утвержденное приказом МИД России от 11.02.2014 г. N 1990 (далее - Положение) и направить в МИД России.
Принять меры к должностным лицам, допустившим размещение заказов у единственного поставщика с нарушением пункта 5.5 Положения, устанавливающего обязанность осуществления закупки данных товаров только в электронной форме.
17. В связи с уточнением данных БТИ в отношении размера площади зданий Дипакадемии подготовить уточненные сведения для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
18. Принять по актам приема-передачи 11 квартир, переданных Дипакадемии под общежитие слушателей, в соответствии с распоряжением ТУ Росимущества в г. Москве от 11 марта 2014 г. N 183, направить в установленном порядке документы для регистрации права оперативного управления, и внесения сведений в реестр федерального имущества в отношении указанного имущества.
19. Направить в установленном порядке документы для регистрации права оперативного управления и внесения сведений в реестр федерального имущества в отношении 70 квартир, переданных Дипакадемии под общежитие слушателей в соответствии с распоряжением ТУ Росимущества в г. Москве от 1 апреля 2013 г. N 230.
20. Подготовить и направить в установленном порядке документы для принятия решения об отнесении квартир, предназначенных под общежитие, к специализированному жилищному фонду.
21. Поставить на баланс Дипакадемии сооружения общей площадью 65,8 кв. метров и внести соответствующие сведения в реестр федерального имущества.
22. Заключить договор на возмещение расходов с ГУ МВД России по г. Москве на 2015 год с учетом ежемесячных расчетов за отпуск тепловой энергии, холодной воды и водоотведения.
23. Восстановить в бухгалтерском учете списанную непогашенную задолженность по арендной плате в сумме 4 098,50 тыс. рублей для наблюдения в течение пяти лет за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
24. Провести служебные проверки по каждому из указанных случаев нарушения требований нормативных правовых актов, неисполнения (ненадлежащего исполнения) или превышения должностными лицами установленных полномочий.
25. Принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 февраля 2015 г. N 5К(1016).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации до 1 сентября 2015 года.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты Российской Федерации от 4 марта 2015 г. N ПР 04-21/04-01
Текст представления официально опубликован не был