Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2015 г. N 51-КГ15-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова В.С. и Фролкиной С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2015 г. гражданское дело по иску прокурора Красногорского района Алтайского края в интересах Куликова Г.A. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 6 о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение
по кассационной жалобе заместителя управляющего Государственным учреждением - Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Карташовой С.Б. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 14 октября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 10 февраля 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., выслушав объяснения представителей Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Маслаковой О.Ю. и Кравченко Е.С., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Красногорского района Алтайского края (далее - прокурор Красногорского района) обратился в суд с иском в интересах Куликова Г.А. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Алтайское региональное отделение ФСС РФ), Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Алтайское региональное отделение ФСС РФ филиал N 6, региональное отделение Фонда) о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
В обоснование требований прокурор Красногорского района, действующий в интересах Куликова Г.А., ссылался на то, что Куликов Г.А. является инвалидом II группы по общему заболеванию. Согласно справкам краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красногорская центральная районная больница" от 16 марта 2012 г. N 5, от 5 марта 2013 г. N 21, от 10 сентября 2013 г. N 81, от 12 марта 2014 г. N 9, от 12 сентября 2014 г. N 52 у Куликова Г.А. имеются медицинские показания для получения санаторно-курортной путевки.
20 марта 2012 г. Куликов Г.А. обратился в региональное отделение Фонда с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Однако в 2012 году путевка на санаторно-курортное лечение Куликову Г.А. предоставлена не была, в связи с чем он обратился с заявлением в прокуратуру Красногорского района.
По обращению Куликова Г.А. в связи с непредоставлением ему ГУ - Алтайским региональным отделением ФСС РФ путевки на санаторно-курортное лечение прокуратурой Красногорского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что Куликов Г.А., имеющий медицинские показания и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, выполнил все необходимые условия для получения санаторно-курортной путевки, однако путевку в 2013 году он не получил.
По мнению прокурора Красногорского района, региональным отделением Фонда нарушено право Куликова Г.А., предусмотренное Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". В связи с этим прокурор Красногорского района просил возложить на ГУ - Алтайское региональное отделение ФСС РФ обязанность предоставить Куликову Г.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 14 октября 2014 г. исковые требования прокурора Красногорского района, действующего в интересах Куликова Г.А., удовлетворены. На ГУ - Алтайское региональное отделение ФСС РФ возложена обязанность предоставить Куликову Г.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 10 февраля 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе заместителя управляющего ГУ - Алтайским региональным отделением ФСС РФ Карташовой С.Б. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы заместителя управляющего ГУ - Алтайским региональным отделением ФСС РФ судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 7 августа 2015 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 12 ноября 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации истец Куликов Г.А., надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился, о причинах неявки не сообщил. На основании ст. 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судом первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Куликов Г.А. является инвалидом II группы по общему заболеванию.
Согласно справкам краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красногорская центральная районная больница" от 16 марта 2012 г. N 5, от 5 марта 2013 г. N 21, от 10 сентября 2013 г. N 81, от 12 марта 2014 г. N 9, от 12 сентября 2014 г. N 52 у Куликова Г.А. имеются медицинские показания для получения санаторно-курортной путевки.
20 марта 2012 г. Куликов Г.А. обратился в региональное отделение Фонда с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, которое зарегистрировано 20 марта 2012 г.
В 2012 году путевка на санаторно-курортное лечение Куликову Г.А. предоставлена не была, в связи с чем он обратился с заявлением в прокуратуру Красногорского района с просьбой оказать содействие в получении путевки на санаторно-курортное лечение.
Прокурор Красногорского района в интересах Куликова Г.А. 6 августа 2014 г. обратился с исковым заявлением к ГУ - Алтайскому региональному отделению ФСС РФ о возложении обязанности предоставить Куликову Г.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
Разрешая спор и удовлетворяя исковое заявление прокурора, действовавшего в интересах Куликова Г.А., суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и исходил из того, что Куликов Г.А., своевременно обратившийся к ответчику с заявлением о получении путёвки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение в 2012 году и ему не может быть в этом отказано, в связи с чем суд обязал региональное отделение Фонда предоставить Куликову Г.А. путёвку на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
При этом суд также указал на то, что такие обстоятельства, как недостаточное финансирование регионального отделения Фонда на приобретение путёвок на санаторно-курортное лечение из средств федерального бюджета и большое количество лиц в регионе, имеющих право на такую социальную услугу, как санаторно-курортное лечение, не могут являться основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций о нарушении права Куликова Г.А. на получение путёвки на санаторно-курортное лечение за 2012 год и об обязании по этой причине ответчика предоставить ему путёвку на санаторно-курортное лечение за 2012 год без учёта установленной в крае очерёдности обеспечения граждан путёвками на санаторно-курортное лечение ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определённые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путём предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путёвок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включённые в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путёвок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключённых между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путёвки по форме N 070/у-04, утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256.
Справка для получения путёвки действительна, как указано в её тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 г.
Заявление о предоставлении путёвки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подаётся гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путёвки и справки для получения путёвки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путёвки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утверждён Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путёвки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путёвки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путёвок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счёт денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп. 4, 11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объём необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путёвками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчёта объёма средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2013 году, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 637н, установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 928,7 руб.; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1452,9 руб.; в 2014 году - для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей- инвалидов в размере, не превышающем 976,3 руб., для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей-инвалидов, - 1527,2 руб. (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 750н).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных приказов).
Путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счёт и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведённых нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объёмы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путёвки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путёвки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очерёдности обеспечения граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путёвками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путёвок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путёвки на санаторно-курортное лечение, подтвердив своё право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путёвкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на её предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путёвок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришёл к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком Куликову Г.А. путёвки на санаторно-курортное лечение в 2012 году следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Принимая решение, обязывающее ГУ - Алтайское региональное отделение ФСС РФ предоставить Куликову Г.А. путёвку на санаторно-курортное лечение за 2012 год, суд не принял во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Алтайскому краю, заявления которых о предоставлении путёвки были зарегистрированы ранее обращения Куликова Г.А. в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
Заявление Куликова Г.А. от 20 марта 2012 г. о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение в 2012 году было рассмотрено региональным отделением Фонда в установленном законом порядке, 20 марта 2012 г. он был принят на учёт для обеспечения санаторно-курортным лечением.
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Куликову Г.А. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
С учётом приведённых обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу судебные постановления, которыми на ГУ - Алтайское региональное отделение ФСС РФ возложена обязанность предоставить Куликову Г.А. путёвку на санаторно-курортное лечение за 2012 год на основании справки лечебного учреждения по профилю его заболевания без учета установленной в крае очерёдности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, нельзя признать законными. Они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов регионального отделения Фонда, что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Красногорского района, действующего в интересах Куликова Г.А., не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку судебными инстанциями допущена существенная ошибка в применении норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 14 октября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 10 февраля 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Красногорского района Алтайского края, действующего в интересах Куликова Г.А. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 6 о возложении обязанности предоставить Куликову Г.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 году.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Фролкина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2015 г. N 51-КГ15-11
Текст определения официально опубликован не был