Определение Верховного Суда РФ от 18 января 2016 г. N 305-ЭС15-17976
Судья Верховного Суда Российской Федерации Букина И.А.,
изучив кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России", ответчик) на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.03.2015, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.10.2015 по делу N А40-100445/2014, установил:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" о взыскании неустойки по государственному контракту от 20.12.2010 N 2/2010 в размере 306 000 897,95 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.03.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015, с ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" в пользу Минобороны России взыскана неустойка в размере 53 527 339,47 руб. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.10.2015 указанные судебные акты изменены. Неустойка в размере 53 527 339,47 руб. взыскана с ответчика в доход федерального бюджета.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ответчик просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем, таких оснований по результатам изучения состоявшихся по делу судебных актов и доводов кассационной жалобы не установлено.
Частично удовлетворяя исковые требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные по делу доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 431, 716, 719 Гражданского кодекса Российской Федерации, констатировали нарушение ответчиком сроков сдачи работ, предусмотренных государственным контрактом, в связи с чем пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика неустойки, произведя ее расчет от стоимости невыполненных работ в размере 178 409 597,44 руб., отметив отсутствие оснований для снижения подлежащей взысканию неустойки.
Арбитражный суд округа с выводами судов нижестоящих инстанций о наличии оснований для взыскания с ответчика неустойки согласился, однако отметил, что поскольку работы по контракту осуществляются исключительно за счет бюджетных средств, то неустойка по государственным контрактам должна зачисляться в федеральный бюджет, в связи с чем изменил судебные акты в этой части.
Довод кассационной жалобы о том, что поскольку суд округа не согласился с мотивами судов в отклонении доводов ответчика о том, что правоотношения сторон по возведению тех же объектов осуществляются по условиям иного контракта (от 11.01.2011 N 1/2011), то дело должно было быть направленно на новое рассмотрение в суд первой инстанции, подлежит отклонению.
В своем постановлении суд округа отметил, что спорный контракт является действующим.
При наличии действующего контракта от 20.12.2010 N 2/2010 на возведение объектов специального назначения у ответчика имеются соответствующие обязательства, нарушение срока выполнения которых возлагает на ответчика обязанность по уплате неустойки, на что и было указанно судом округа.
Доводы, которые бы свидетельствовали о наличии в обжалуемых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, не приведены, в связи с чем, основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании отсутствуют. По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве
На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Букина И.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 18 января 2016 г. N 305-ЭС15-17976 по делу N А40-100445/2014
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12073/15
04.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-81114/19
07.10.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12073/15
09.06.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19705/15
19.03.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-100445/14