Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-О "По запросу Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда о проверке конституционности пункта 6 статьи 2 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", статьи 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", пункта 1 приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и пункта..."

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривался ряд норм, касающихся в т. ч. приватизации жилищного фонда.

По мнению заявителя (суда), положения неконституционны.

На практике они допускают ситуацию, когда право муниципальной собственности возникает не только на объекты жилищного фонда, находившегося в ведении госпредприятия.

Так, данное право возникает также и на объекты незавершенного строительства - недостроенные дома, включенные в план приватизации госпредприятия и лишь впоследствии (после завершения процедуры приватизации госпредприятия) принятые в эксплуатацию в качестве объектов жилищного фонда.

Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил в т. ч. следующее.

В муниципальной собственности, как особой разновидности публичной собственности, должно находиться то имущество, которое требуется для решения задач, возложенных на местное самоуправление.

Муниципальный жилищный фонд как часть муниципального имущества предназначен, в конечном счете, для использования в целях решения задач, связанных с вопросами местного значения.

Поэтому запрет на приватизацию юрлицами объектов жилищного фонда, находящихся на балансе госпредприятий, учитывает публичные интересы, связанные с реализацией органами местного самоуправления возложенных на них задач в жилищной сфере.

Также это обеспечивает защиту жилищных и имущественных прав граждан, включая право на приватизацию жилья государственного и муниципального жилищного фонда.

Относительно понятия "жилищный фонд", толкование которого, по мнению заявителя, на практике позволяет признавать таковым объекты незавершенного строительства - недостроенные дома.

Закон об основах федеральной жилищной политики определяет жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности.

При этом суды при оценке правомерности возникновения права как муниципальной, так и частной собственности на объект жилищного фонда (его принадлежности), должны разрешить определенный круг вопросов.

В число таких вопросов входит не только исследование всех значимых для дела обстоятельств процесса преобразования в АО госпредприятия, построившего упомянутый объект, но и установление правового режима спорных жилых помещений на момент предоставления их гражданам на условиях найма.


Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-О "По запросу Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда о проверке конституционности пункта 6 статьи 2 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", статьи 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", пункта 1 приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и пункта 5 раздела I Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа"


Текст Определения официально опубликован не был