Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта
1. Общие положения
1. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - оценка уязвимости) осуществляется в соответствии с пунктом 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
2. Оценка уязвимости проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) или транспортного средства (далее - ТС) от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ/ТС.
3. Предметом оценки уязвимости является исследование возможных способов (путей) реализации потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства в отношении ОТИ/ТС.
4. Порядок проведения оценки уязвимости установлен приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87 "Об утверждении порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
5. Оценка уязвимости проводится организациями, определенными пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - организации), с учетом настоящих методических рекомендаций.
6. Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.
7. Результаты оценки уязвимости используются для разработки плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ/ТС.
8. При изменении нормативных правовых документов регламентирующих процесс оценки уязвимости, накоплении соответствующего опыта проведения, рассмотрения и утверждения оценок уязвимости методические рекомендации могут изменяться и дополняться.
9. При подготовке настоящих Методических рекомендаций использованы рекомендованный Минтрансом России отчет о НИР "Разработка модели антитеррористической защищенности объектов транспорта", а также отчеты о проведенных Росморречфлотом работах на темы: "Разработка методик категорирования и проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта", "Разработка типовых научно обоснованных отчета с результатами проведенной оценки уязвимости и плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства морского и внутреннего водного транспорта на основе утвержденных Минтрансом России "Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" и "Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" и "Разработка научного обоснования повышения эффективности и оптимизации физической защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта с учетом их оснащения инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности и охраны на основе действующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации".
2. Нормативные ссылки
1. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
2. Федеральный закон от 08.11.2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
3. Постановление Совета Министров СССР от 02.11.1979 г. N 975 "О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2005 г. N 690 "Об утверждении Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 746 "О реализации положений главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года N 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)".
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 289 "Об утверждении правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 N 1653-р "Об утверждении Перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности".
9. Распоряжение Минтранса России от 10.06.2005 г. N ИЛ-62-р "О мерах по обеспечению защищенности опасных и критически важных для национальной безопасности объектов транспортного комплекса России от террористических проявлений и угроз техногенного характера".
10. Распоряжение Росморречфлота от 06.07.2005 г. N ВР-187-р "О мерах по организации антитеррористической защищенности судоходных гидротехнических сооружений".
11. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 27 "О Порядке ведения Реестра аккредитованных организаций на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
12. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 5 марта 2010 г. N 52/112/134 "Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
13. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2010 г. N 34 "Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
14. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 87 "Об утверждении порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
15. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 41 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта".
3. Определения и принятые сокращения
Акт незаконного вмешательства (АНВ) - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Группа быстрого реагирования подразделения транспортной безопасности (ГБР) - заранее сформированная из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенная группа людей, круглосуточно выполняющая свои обязанности по реагированию на несанкционированное проникновение в зону безопасности или на/в критический объект, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) - совокупность инженерных сооружений и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в целях защиты от актов незаконного вмешательства.
Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (КЭ) - строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.
Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
Модель нарушителя - совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства.
Обеспечение транспортной безопасности (ОТБ) - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) - технологический комплекс, включающий в себя внутренние водные пути, морские и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (для целей настоящих методических рекомендаций).
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Подразделения транспортной безопасности (ПТБ) - подразделения субъектов транспортной инфраструктуры (служба авиационной, морской безопасности), а также подразделения государственных и/или коммерческих предприятий, привлеченные на законном основании для осуществления функций по охране объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от акта незаконного вмешательства.
Силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, подразделения транспортной безопасности, персонал, непосредственно принимающий участие в обеспечении транспортной безопасности.
Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства - специально оборудованное помещение (место), из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности.
Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Транспортные средства (ТС) - суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, в значениях, устанавливаемых Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.
Уровень безопасности - степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
4. Общий методический подход к проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта
4.1 Проведение оценки уязвимости ОТИ/ТС:
Этап N 1 Изучение технических и технологических характеристик ОТИ/ТС, организации эксплуатации (порядка функционирования)
1) Общая характеристика ОТИ/ТС
2) Описание ОТИ/ТС
3) Организация эксплуатации (порядок функционирования) ОТИ/ТС
4) Определение границ ОТИ/ТС, на которые должна распространяться система мер по обеспечению транспортной безопасности (зона свободного доступа, зона транспортной безопасности, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, технологический сектор зоны транспортной безопасности), и перечня критических элементов
Этап N 2 Изучение системы принятых на ОТИ/ТС мер по защите от АНВ
1) Организационная система
Здесь и далее по тексту нумерация приводится в соответствии с источником
3) Инженерно-техническая система обеспечения транспортной безопасности
3) Силы обеспечения транспортной безопасности
4) Определение соответствия системы принятых на ОТИ/ТС мер по защите от АНВ предъявляемым требованиям по обеспечению транспортной безопасности.
Этап N 3 Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ/ТС с использованием "модели нарушителя"
1) Анализ целей нарушителей, возможные способы реализации угроз в отношении критических элементов и последствий по степени опасности;
2) Анализ угроз по степени опасности;
3) Разработка модели нарушителя;
4) Определение эффективности действующей системы обеспечения безопасности ОТИ/ТС (данные определяются с помощью компьютерного моделирования и практических учений);
5) Выводы по оценке уязвимости ОТИ/ТС при существующей системе обеспечения транспортной безопасности. Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ/ТС применительно к модели нарушителя. Определение степени защищенности ОТИ/ТС.
Этап N 4 Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ/ТС
1) Определение рекомендаций по организационной системе
2) Определение рекомендаций по ИТСОТБ
3) Определение рекомендаций по силам обеспечения транспортной безопасности
В процессе проведения оценки уязвимости определяются способы достижения нарушителями наиболее опасных для функционирования ОТИ/ТС целей и рассчитывается вероятность пресечения акта незаконного вмешательства нарушителей действиями сил обеспечения транспортной безопасности и/или подразделений специальных служб и правоохранительных органов.
Формируемая модель нарушителя является исходным данным для оценки уязвимости ОТИ/ТС и оценки эффективности ИТСОТБ.
5. Сбор исходных данных
Рабочей группе представляются следующие документы:
1. Внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ/ТС, в том числе:
- положение (устав) подразделений транспортной безопасности ОТИ/ТС субъекта транспортной инфраструктуры (при наличии таких подразделений);
- организационно-штатная структура управления в субъекте транспортной инфраструктуры;
- номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ/ТС;
- номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ/ТС;
- номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ/ТС;
- положение (инструкция) о внутриобъектовом режиме на ОТИ/ТС;
- порядок выявления и распознавания физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ/ТС, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для свободного перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ/ТС;
- порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению или совершения АНВ в отношении ОТИ/ТС;
- порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ/ТС, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку совершения или совершения АНВ в отношении ОТИ/ТС;
- порядок информирования Росморречфлота и уполномоченных подразделений ФСБ России, МВД России, а также территориальных управлений Ространснадзора о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ/ТС;
- порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней угрозы и уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию;
- порядок функционирования ИТСОТБ, включая порядок передачи данных с таких систем уполномоченным подразделениям ФСБ России, МВД России, а также в территориальные управления Ространснадзора (далее - порядок передачи данных с инженерно-технических систем).
2. Техническая документация:
- схема генерального плана с подробной спецификацией объектов в печатном или электронном виде;
- копии технических паспортов ОТИ/ТС, его объектов и сооружений, их балансовой стоимости;
- копии проектной и рабочей документации отдельных элементов, документации инженерных сооружений и технических средств обеспечения транспортной безопасности, коммуникаций, энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, кондиционирования, вентиляции, газообеспечения, других систем жизнеобеспечения;
- документация систем электроснабжения, связи и оповещения;
- документы, определяющие порядок и состав технологических операций;
- копии документов, определяющих функциональные особенности элементов ОТИ/ТС (назначение зданий, сооружений, внутренних помещений, оборудования, а также технологических и технических характеристик, режимов работы и эксплуатации);
- отчеты об оценке охраны и планы охраны (при наличии);
- договор аренды земельного участка - свидетельство на право собственности со всеми приложениями (кадастровым планом);
- штатное расписание персонала ОТИ/ТС;
- копии лицензий на виды деятельности;
- копии свидетельств об обучении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности;
- копии лицензий юридических лиц, осуществляющих обеспечение охранных услуг;
- образцы действующих на ОТИ/ТС пропусков;
- должностные инструкции сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности;
- табели постов охраны.
Рабочая группа, проводящая оценку уязвимости, собирает необходимую информацию по следующим направлениям:
- географические, топологические, этнические характеристики района расположения ОТИ, стоянки и плавания ТС;
- климатические условия в регионе, опасные природные явления;
- инфраструктура ОТИ/ТС, перечень зданий, сооружений ОТИ, технологического оборудования, их балансовая стоимость;
- основные характеристики ОТИ/ТС; особенности технологического процесса и эксплуатации;
- расположение наиболее значимых объектов вблизи ОТИ/ТС;
- характеристика существующей организационной системы мер по обеспечению транспортной безопасности и ИТСОТБ;
- состав, оснащение и временные показатели прибытия представителей ФОИВ, задействованных в ОТБ ОТИ/ТС.
6. Требования к организациям и составу исполнителей работ по проведению оценки уязвимости
Оценка уязвимости ОТИ/ТС проводится представителями специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности (далее - специализированные организации), имеющих аккредитацию компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности на проведение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
Перед проведением работ по оценке уязвимости формируется рабочая группа, состоящая из специалистов, имеющих соответствующую форму допуска к информации. Из числа представителей специализированной организации назначается руководитель рабочей группы.
В рабочую группу по оценке уязвимости могут включаться сотрудники и/или эксперты ОТИ/ТС, сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, другие эксперты и консультанты. Разработчики ИТСОТБ могут быть привлечены в качестве консультантов.
Число участников рабочей группы, а также необходимость в привлечении экспертов и консультантов определяется масштабом ОТИ/ТС и необходимостью анализа соответствующих вопросов безопасности ОТИ/ТС. Количество членов рабочей группы не может быть менее 3 (трех) человек.
7. Виды ОТИ/ТС морского и речного транспорта. Типизация ОТИ/ТС
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" для целей оценки уязвимости выделяются следующие виды объектов Росморречфлота:
- внутренние водные пути;
- вокзальные комплексы;
- морские порты;
- речные порты;
- портовые средства;
- судоходные гидротехнические сооружения;
- объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
- суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, в значениях, устанавливаемых Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
8. Рекомендации по проведению работ по оценке уязвимости ОТИ/ТС
Оценка уязвимости проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры.
Предметом оценки уязвимости является исследование возможных способов (путей) реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в отношении ОТИ/ТС, а также принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер по защите ОТИ/ТС от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами проведения оценки уязвимости, каждая из которых решается на соответствующем этапе (перечень мероприятий), являются:
8.1 Изучение технических и технологических характеристик ОТИ/ТС, организации эксплуатации (порядка функционирования)
Общая характеристика ОТИ/ТС
Изучение
Таблица 1
Описание ОТИ/ТС
Организация эксплуатации (порядок функционирования) ОТИ/ТС
Определение границ зон свободного доступа, зон транспортной безопасности, перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, технологического сектора зоны транспортной безопасности и перечня критических элементов
8.2. Изучение системы принятых на ОТИ/ТС мер по защите от АНВ
Количественная оценка выполнения требований по обеспечению транспортной безопасности осуществляется по четырехбалльной системе:
- 1 балл - "необязательно", проставляется в случае, если данная характеристика полностью не соответствует требованиям транспортной безопасности;
- 2 балла - "вероятно", проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем 30% от предъявляемых требований транспортной безопасности;
- 3 балла - "скорее всего", проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем 60% от предъявляемых требований транспортной безопасности;
- 4 балла - "почти в каждом случае", проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем 90% от предъявляемых требований транспортной безопасности.
Организационная система
Таблица 2
N |
Оцениваемые элементы |
Количественная оценка 1 - необязательно 2 - вероятно 3 - скорее всего 4 - почти в каждом случае |
Изучение
| ||
8.2.1 |
Охранная организация (учреждение), персонал которой осуществляет охрану ОТИ/ТС, порядок взаимодействия с соответствующими структурами МВД, ФСБ, МЧС России и другими органами государственной власти |
|
8.2.2 |
Полнота разработки и исполнения внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ/ТС: - положение (устав) подразделений транспортной безопасности ОТИ/ТС субъекта транспортной инфраструктуры (при наличии таких подразделений); - организационно-штатная структура управления в субъекте транспортной инфраструктуры; - номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ/ТС; - номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ/ТС; - положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ/ТС; - порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ/ТС, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для свободного перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ/ТС, (далее - досмотр в целях транспортной безопасности); - порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных ИТСОТБ, осуществляемых для выявления подготовки к совершению или совершения АНВ в отношении ОТИ/ТС; - порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ/ТС на подготовку совершения или совершение АНВ в отношении ОТИ/ТС; - порядок информирования Росморречфлота и уполномоченных подразделений ФОИВ о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ; - порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней угрозы и уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию; - порядок функционирования ИТСОТБ, включая порядок передачи данных с таких систем уполномоченным подразделениям ФОИВ |
|
8.2.3 |
Организация информирования в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ/ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на нем какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ/ТС, в части, их касающейся, включая запрещение: - прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска; - перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам; - проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ/ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения; - совершения АНВ в отношении ОТИ/ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ/ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий |
|
8.2.4 |
Организация ограничения доступа к сведениям о результатах проведенной оценки уязвимости ОТИ/ТС и планам обеспечения транспортной безопасности ОТИ/ТС, в соответствии с законодательством Российской Федерации |
|
8.2.5 |
Установление в целях обеспечения транспортной безопасности: - конфигурации и границ территории ОТИ/ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (зона свободного доступа ОТИ/ТС); - конфигурации и границ территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ/ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (зона транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ/ТС; - конфигурации и границ участков зоны транспортной безопасности ОТИ/ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (перевозочный сектор зоны транспортной безопасности); - конфигурации и границ участков зоны транспортной безопасности ОТИ/ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (технологический сектор зоны транспортной безопасности); - схемы размещения и состава оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ/ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ/ТС |
|
8.2.6 |
Выделение на ОТИ/ТС помещения для управления инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности |
|
8.2.7 |
Полнота и качество отработки указаний и распоряжений компетентного органа (согласно нормативно-правовых актов) |
|
8.2.8 |
Организация анализа статистической информации по АНВ в отношении типовых объектов (Принимаемые меры - корректура Модели нарушителя) |
|
8.2.9 |
Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ/ТС в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры |
|
8.2.10 |
Установление единых видов пропусков, действительных для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ/ТС, а также правил их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии с требованиями приказа N 41 от 08.02.2011 г. |
|
8.2.11 |
Существующий порядок досмотра персонала, посторонних лиц, и транспорта по зонам и секторам транспортной безопасности |
|
8.2.12 |
План обеспечения безопасности, схема организации охраны объекта, регламент и инструкции по вопросам обеспечения безопасности, планов на случай кризисных ситуаций, а также чрезвычайных ситуаций, связанных с АНВ в деятельность ОТИ/ТС |
|
8.2.13 |
Регламентирующие документы и вопросы взаимодействия с уполномоченными подразделениями ФОИВ в области обеспечения безопасности объекта |
|
8.2.14 |
Порядок обеспечения устойчивости жизнеобеспечения ОТИ/ТС, защиты хранения и передачи информации |
|
8.2.15 |
Функциональные обязанности персонала ОТИ/ТС, в том числе подразделений обеспечения транспортной безопасности, их штатной численностью |
|
8.2.16 |
Информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ/ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ/ТС, в части их касающейся, включая запрещение: - прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска; - перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным путевым, проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам; - проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ/ТС, а также о перечне таких предметов и веществ; - совершения АНВ в отношении ОТИ/ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ/ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий |
|
Обследование
| ||
8.2.18 |
Обследование (включая фотографирование важных участков и элементов) ОТИ/ТС и прилегающей территории/акватории (расчистка от деревьев и кустарников, рубежи инженерных сооружений, укрытия для сил охраны, наличие предупредительных табличек, решетки на входных/выходных отверстиях), путей подъезда и подхода, коммуникаций, ограждения (целостность, заглубление в землю, высота) и т.д. |
|
8.2.19 |
Обследование (включая фотографирование важных участков) контрольно-пропускных пунктов (постов) обеспечения транспортной безопасности, мест въезда/выезда и стоянки транспорта, входа/выхода людей, ближайших зданий и сооружений, их предназначение, выявление естественных препятствий и возможных укрытий потенциальных нарушителей |
|
8.2.20 |
Обследование мест размещения средств связи, средств сбора и обработки информации, аудио- и видеозаписи |
|
8.2.21 |
Определение соответствия организационной системы предъявляемым требованиям по обеспечению транспортной безопасности |
|
Инженерно-техническая система обеспечения транспортной безопасности
Изучение
Таблица 3
Обследование
Силы обеспечения транспортной безопасности
Изучение
Таблица 4
Обследование
8.2.48 |
Обследование постов и маршрутов патрулирования, а также состояния технической оснащенности и вооружения (специальные средства и техника, автотранспорт и другие транспортные средства, система и средства связи), помещений (инженерное оборудование, АРМы ПУ ИТСОТБ, места хранения оружия и боеприпасов, помещения для личного состава, гаражи для автотранспорта, служебные собаки и их содержание, СКУД) |
|
8.2.49 |
Практические действия личного состава при получении сигнала тревоги |
|
8.2.50 |
Определение фактического выполнения требований пропускного режима (контроля), силами охраны |
|
8.2.51 |
Определение фактической реализации организационных, технических мероприятий с использованием имеющихся инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности и реагирования сил обеспечения транспортной безопасности по разным сценариям путем учебной, практической отработки акта незаконного вмешательства с фото (видео) документированием |
|
8.2.52 |
Составление Акта обследования, где выполняется описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на ОТИ/ТС по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности |
|
8.2.53 |
Определение соответствия сил охраны предъявляемым требованиям по обеспечению транспортной безопасности |
|
8.2.54 Определение соответствия системы принятых на ОТИ/ТС мер по защите от АНВ предъявляемым требованиям по обеспечению транспортной безопасности.
Степень соответствия определяется из суммарных оценок составляющих системы обеспечения транспортной безопасности:
- организационной системы;
- инженерно-технической системы;
- сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ/ТС.
При определении оценки (степени) соответствия системы принятых на ОТИ/ТС мер по защите от АНВ Требованиям по обеспечению транспортной безопасности за единицу принимается ее соответствие в полном объеме Требованиям по обеспечению транспортной безопасности.
Степень соответствия организационной системы по обеспечению транспортной безопасности ОТИ/ТС Требованиям по обеспечению транспортной безопасности (Ром) определяется по формуле:
, где
n - количество выставленных оценок, - сумма выставленных оценок.
Степень соответствия инженерно-технической системы обеспечения транспортной безопасности ОТИ/ТС Требованиям по обеспечению транспортной безопасности (Pитс) определяется по формуле:
, где
n - количество выставленных оценок, - сумма выставленных оценок.
Степень соответствия сил обеспечения транспортной безопасности предъявляемым Требованиям по обеспечению транспортной безопасности (Pсотб) определяется по формуле:
, где
n - количество выставленных оценок, - сумма выставленных оценок
Степень соответствия системы принятых мер по защите от АНВ Требованиям по обеспечению транспортной безопасности (Рс) определяется по формуле:
Критерии соответствия системы обеспечения ТБ ОТИ/ТС категорий 1-4 указаны в таблице:
Категория ОТИ/ТС |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
8.3 Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ/ТС с использованием "модели нарушителя"
8.3.1 Анализ целей нарушителей, возможные способы реализации угроз в отношении критических элементов и последствий по степени опасности
Определение целей (КЭ ОТИ/ТС), подлежащих защите, направлено на максимальное снижение сложности и стоимости системы ОТБ, которая должна защищать как можно меньшее число элементов, обеспечивая при этом высокую эффективность и безопасность ОТИ/ТС.
Перечень объектов (КЭ) воздействия нарушителей определялся исходя из аналитических данных, количественных показателей и статистических данных.
Определение критических элементов (КЭ ОТИ/ТС) с учетом аналитических данных:
а) анализ возможных вариантов полного или частичного прекращения функционирования ОТИ/ТС;
б) анализ причин полного или частичного прекращения функционирования ОТИ/ТС;
в) анализ возможных отказов систем, устройств, приборов, оборудования и неисправностей на ОТИ/ТС, связанных с техническим и технологическим процессами на аналогичных объектах в прошлом, а также вызванные ими последствия;
г) определение режима работы ОТИ/ТС с указание задействованных систем, персонала и оборудования в разных режимах работы;
д) определение систем и их компонентов, неисправность которых может привести к прекращению функционирования ОТИ/ТС;
е) определение перечня неисправностей систем, которые могут вызвать прекращение функционирование ОТИ/ТС;
ж) ожидаемый ущерб.
Определение КЭ по количественным значениям показателей целей на ОТИ/ТС (для каждой угрозы) вводятся оценочные значения по степеням#:
Результаты показателей целей можно посмотреть в таблице 5 и на диаграмме 1.
Оценочные значения по степеням |
"Необязательно" |
1 |
"Вероятно" |
2 |
|
"Скорее всего" |
3 |
|
"Почти в каждом случае" |
4 |
- 1 балл - "необязательно", проставляется в случае, если данная характеристика полностью не соответствует требованиям транспортной безопасности;
- 2 балла - "вероятно", проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем 30% от предъявляемых требований транспортной безопасности;
- 3 балла - "скорее всего", проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем 60% от предъявляемых требований транспортной безопасности;
- 4 балла - "почти в каждом случае", проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем 90% от предъявляемых требований транспортной безопасности.
Таблица 5
N |
Потенциальны угрозы |
Критические элементы |
|||
КЭ 1 |
КЭ 2 |
КЭ 3 |
КЭ 4 |
||
1 |
Угроза захвата |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Угроза взрыва |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Угроза размещения или попытка размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Угроза поражения опасными веществами |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Угроза захвата критического элемента |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Угроза взрыва критического элемента |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе взрывных устройств |
3 |
4 |
3 |
2 |
8 |
Угроза блокирования |
1 |
3 |
1 |
1 |
9 |
Угроза хищения |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
Показатель угрозы |
11 |
14 |
12 |
11 |
Пример:
Вывод: В ходе проведенной оценки уязвимости ОТИ/ТС были определены цели, по которым потенциальные нарушители могут воздействовать в ходе реализации возможных угроз. Наиболее вероятными целями нарушителей на ОТИ/ТС и маршрутами движения к ним являются:
- КЭ N 1 - вероятными действиями нарушителей является угроза размещения или попытки размещения взрывного устройства.
- КЭ N 2 - вероятными действиями нарушителей является угроза размещения или попытки размещения взрывного устройства, хищение и угроза блокирования.
- КЭ N 3 - вероятными действиями нарушителей является угроза размещения или попытки размещения взрывного устройства и угроза блокирования.
- КЭ N 4 - вероятными действиями нарушителей является угроза размещения или попытки размещения взрывного устройства.
8.3.2 Анализ угроз по степени опасности
В соответствии с приказом Минтранса РФ, ФСБ России, МВД РФ от 5 марта 2010 N 52/112/134 "Об утверждении перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" установлены следующие потенциальные угрозы:
1. Угроза захвата - возможность захвата ОТИ/ТС, установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
2. Угроза взрыва - возможность разрушения ОТИ/ТС или нанесения ему, путем взрыва (обстрела).
3. Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ/ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) - возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТИ/ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить ОТИ/ТС, нанести ему и/или здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждения.
4. Угроза поражения опасными веществами - возможность загрязнения опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
5. Угроза захвата критического элемента ОТИ/ТС - возможность захвата критического элемента ОТИ/ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
6. Угроза взрыва критического элемента ОТИ/ТС - возможность разрушения критического элемента ОТИ/ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ/ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
7. Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ/ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) - возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ/ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент ОТИ/ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ/ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
8. Угроза блокирования - возможность создания препятствия, ограничивающего функционирование ОТИ/ТС, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
9. Угроза хищения - возможность совершения хищения элементов ОТИ/ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Перечень потенциальных угроз определяется по количественным показателям и статистическим данным.
Для определения количественных показателей угрозы на каждом критическом элементе ОТИ/ТС вводятся оценочные значения по степеням:
Оценочные значения по степеням |
"Необязательно" |
1 |
"Вероятно" |
2 |
|
"Скорее всего" |
3 |
|
"Почти в каждом случае" |
4 |
- 1 балл - "необязательно", проставляется в случае, если данная характеристика полностью не соответствует требованиям транспортной безопасности;
- 2 балла - "вероятно", проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем 30% от предъявляемых требований транспортной безопасности;
- 3 балла - "скорее всего", проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем 60% от предъявляемых требований транспортной безопасности;
- 4 балла - "почти в каждом случае", проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем 90% от предъявляемых требований транспортной безопасности.
На основании статистических данных и количественных оценок проводится анализ потенциальных угроз для каждого критического элемента ОТИ/ТС, а затем отсев.
Показатели угроз на критических элементах ОТИ/ТС определяются как сумма оценочных значений по степеням в соответствии с каждой потенциальной угрозой.
Результаты показателей угроз приведены в таблице 6 и на диаграмме 2.
Таблица 6
N |
Потенциальны угрозы |
Критические элементы |
Показатель угрозы |
|||
КЭ 1 |
КЭ 2 |
КЭ 3 |
КЭ 4 |
|||
1 |
Угроза захвата |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
2 |
Угроза взрыва |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
3 |
Угроза размещения или попытка размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
4 |
Угроза поражения опасными веществами |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
5 |
Угроза захвата критического элемента |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
6 |
Угроза взрыва критического элемента |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
7 |
Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе взрывных устройств |
3 |
4 |
4 |
2 |
13 |
8 |
Угроза блокирования |
1 |
3 |
1 |
1 |
6 |
9 |
Угроза хищения |
1 |
2 |
1 |
1 |
5 |
Пример:
Вывод: Исходя из проведенного обследования ОТИ/ТС и анализа статистических материалов и количественной оценки по проведению АНВ в деятельность объектов транспортной инфраструктуры, к данному объекту возможно применение следующих потенциальных угроз:
- "Угроза размещения или попытка размещения на критическом элементе взрывного устройства";
- "Угроза блокирования";
- "Угроза хищения".
8.3.3 Разработка модели нарушителя
Модель нарушителя представляет собой совокупность качественных и количественных характеристик нарушителя. Модель нарушителя складывается из следующих составляющих:
- типы нарушителей, которые могут воздействовать на ОТИ/ТС;
- возможное количество нарушителей;
- цели, которые могут преследовать нарушители, мотивация действий нарушителей;
- используемые транспортные средства, оснащение, вооружение, инструменты, принадлежности, и т.п.;
- возможный уровень осведомлённости о предприятии (организации), его критических элементах и системе защиты;
- уровень технической квалификации и подготовленности к совершению противоправных акций;
- тактика и сценарии возможных действий нарушителей, описывающих последовательность (алгоритм) и способы действий групп и отдельных нарушителей.
Модели нарушителей определяются по количественным показателям и статистическим данным.
Для определения количественных значений показателей типов нарушителей на ОТИ/ТС (для определенной угрозы) вводятся оценочные значения по степеням:
Оценочные значения по степеням |
"Необязательно" |
1 |
"Вероятно" |
2 |
|
"Скорее всего" |
3 |
|
"Почти в каждом случае" |
4 |
- 1 балл - "необязательно", проставляется в случае, если данная характеристика полностью не соответствует требованиям транспортной безопасности;
- 2 балла - "вероятно", проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем 30% от предъявляемых требований транспортной безопасности;
- 3 балла - "скорее всего", проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем 60% от предъявляемых требований транспортной безопасности;
- 4 балла - "почти в каждом случае", проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем 90% от предъявляемых требований транспортной безопасности.
Результаты показателей нарушителей приведены в таблице 7 и диаграмме 3
Пример:
Таблица 7
Характеристика нарушителя |
Степень значимости и вероятность проявления для совершения АНВ |
|||||||||||||||
Блокирование |
Хищение |
Размещение на КЭ ВУ |
||||||||||||||
Тип нарушителя*(1) |
|
Внутренний |
Внешний |
Комбинированный |
Внутренний |
Внешний |
Комбинированный |
Внутренний |
Внешний |
Комбинированный |
||||||
Одиночный |
Групповой |
Одиночный |
Групповой |
Одиночный |
Групповой |
Одиночный |
Групповой |
Одиночный |
Групповой |
Одиночный |
Групповой |
|||||
Тактика действий*(6) |
Открытое нападение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скрытое проникновение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обманное проникновение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Осведомленность*(5) |
О целях и мотивах совершения АНВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень осведомленности о ТС |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оснащенность*(3) |
Наличие вспомогательных технических средств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие специальной техники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие стрелкового вооружения и/или СВУ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие тяжелого оружия, оружия массового поражения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовленность*(4) |
Владение техническими средствами и оружием |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовленное физическое состояние |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Устойчивое психологическое состояние |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатель значимости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
1. Тип нарушителя
- Внешний одиночный - лицо, которое может находиться на ОТИ/ТС, не входящее в состав персонала (экипажа) ОТИ/ТС и не имеющие права доступа на территорию критического элемента ОТИ/ТС
- Внешний групповой - террористические группы (в том числе международные, внутригосударственные, региональные и пр.)
- Внутренний одиночный - персонал ОТИ/ТС и другие лица, имеющие допуск в/на критические элементы ОТИ/ТС без сопровождения, оказывающий помощь внешнему нарушителю, находясь внутри ОТИ/ТС (критического элемента).
- Внутренний групповой - диверсионные группы (в том числе представители спецслужб иностранных государств, агенты, внедренные на ОТИ/ТС)
- Комбинированный - внешний и внутренний нарушители, действуют совместно (в сговоре)
- Представители протестных движений (в том числе представители международных экологических организаций, местное население и пр.).
2. Социально-экономическая и политическая обстановка в районе (регионе):
- Проведение антитеррористической операции
- Проведение крупного форума (политического, экономического, спортивного)
- Социально-экономическая обстановка (невыплата зарплат, отсутствие рабочих мест)
3. Оснащенность:
- в целях получения содействия внутренних нарушителей при решении различных задач - финансовыми средствами для подкупа персонала ОТИ/ТС;
- в целях ускорения перемещения - транспортными средствами (летательные аппараты, автомобили, плавсредства), специальными инструментами, снаряжением, приспособлением для преодоления преград
- в целях затруднения обнаружения - специальной техникой, воздействующей на управляющие системы, компьютерные и электрические сети, техническими средствами связи; специальными средствами, воздействующими на операторов ИТСОТБ (химические вещества, генераторы электромагнитных воздействий)
- в целях причинения ущерба - средствами дистанционного поражения целей, взрывчатыми веществами, оружием и др.
4. Подготовленность
а) физическая подготовленность нарушителя по перемещению (бег), преодолению барьеров и движение в зданиях (транспортных средствах) описывается тремя качественными уровнями:
- слабая подготовка
- средняя подготовка
- профессионал
б) уровень технической подготовленности нарушителя к совершению акта незаконного вмешательства:
- низкая - нарушитель прошел курс начальной подготовки с использованием общих схем
- средняя - прошел подготовку на ОТИ/ТС (полномасштабном макете ОТИ/ТС), существенно отличающемся от оригинала. Практический опыт проведения диверсионно-террористических акций
- высокая (профессионал) - нарушитель прошел подготовку (тренировку) на аналогичном объекте или его полномасштабном макете и имеет опыт в проведении аналогичных диверсионно-террористических акций.
5. Осведомленность нарушителя об особенностях ОТИ/ТС, его критических элементах, об организации системы охраны и физических принципах функционирования ИТСОТБ подразделяется на:
- высокую (знает практически все об ОТИ/ТС и ИТСОТБ, критических элементах);
- среднюю (знает сравнительно много об ОТИ/ТС, но не знает его уязвимых мест, недостаточно знаний об ИТСОТБ, значимости критических элементов объекта и точных местах их нахождения);
- низкую (имеет общее представление о назначении ОТИ/ТС и ИТСОТБ, но практически ничего не знает об уязвимых местах ОТИ/ТС, значимости и местах нахождения его критических элементов).
6. Тактика действий:
- обманная - проникновение к избранному элементу благодаря созданию видимости санкционированности действий путем использования поддельных документов, ключей, идентификаторов личности и т.п (при этом необходимо рассматривать вариант при котором внешние нарушители действуют в сговоре с внутренними);
- скрытое проникновение к критическому элементу ОТИ/ТС;
- силовое нападение на ОТИ/ТС с применением насилия по отношению к людям и (или) повреждением инженерно-технической системы обеспечения транспортной безопасности, разрушением критического элемента и отход;
- комбинированный (внешний и внутренний нарушители, действуют совместно (в сговоре)).
Пример:
Вывод: Из результатов анализа статистических данных и количественной оценки моделей нарушителей можно сделать вывод, что наиболее вероятнее для реализации "Угрозы размещения или попытки размещения на критическом элементе ВУ" определен тип нарушителя - Внешний групповой нарушитель - (2-4 человека). Группа профессиональных нарушителей, действующих скрытно. Проникновение на территорию объекта нарушители будут осуществлять после сбора необходимой информации о нем, используя любое необходимое оборудование или путем обмана персонала охраны. Могут быть вооружены холодным и огнестрельным оружием (наиболее вероятно - пистолеты или малогабаритное автоматическое оружие), а также иметь при себе взрывные устройства при реализации действий, связанных с нанесением материального (финансового) ущерба. Насильственные действия в отношении персонала ОТИ/ТС и сил охраны могут предпринять в случае своего обнаружения и невозможности достижения цели скрытным способом. Уровень навыков преодоления системы охраны - средний.
Время, необходимое для действий на месте расположения цели - 7-10 мин.
Для "Угрозы блокирования" - совершение блокирования групповым внешним нарушителем КЭ определен тип нарушителя - Внешний групповой нарушитель - (5-8 человек) хорошо подготовлен и обучен способам проникновения на охраняемые ОТИ/ТС. Готовится к проникновению на охраняемый ОТИ/ТС и заранее изучает возможные пути проникновения. В совершенстве знает систему охраны и уязвимые места ОТИ/ТС, может иметь в своем распоряжении необходимые финансовые и технические ресурсы для подготовки и осуществления АНВ на охраняемом ОТИ/ТС. Способен разработать и реализовать проект нейтрализации его системы охраны, проникновения на ОТИ/ТС. Применяет специальные методы, средства и приспособления для совершения несанкционированных действий. Может быть вооружен холодным или огнестрельным оружием, а также иметь при себе взрывные устройства для реализации действий, связанных с нанесением материального (финансового) ущерба. Может задействовать автомобиль, начиненный взрывчатыми веществами или организовать массовое ДТП.
Для "Угрозы хищения" - хищение оборудования, обеспечивающего функционирование ОТИ/ТС или систем обеспечения транспортной безопасности определен тип нарушителя - Внешний групповой нарушитель (2 - 3 человека) не очень хорошо подготовлен и обучен способам проникновения на охраняемые ОТИ/ТС. Готовится к проникновению на охраняемый ОТИ/ТС и заранее изучает возможные пути проникновения. Систему охраны знает слабо. Может иметь в своем распоряжении необходимые технические ресурсы для подготовки и осуществления АНВ на охраняемом ОТИ/ТС. Может быть вооружен холодным оружием.
8.3.4 Определение эффективности действующей системы обеспечения безопасности ОТИ/ТС (данные определяются с помощью компьютерного моделирования и практических учений)
Моделирование существующей системы охраны ОТИ/ТС
Цель - количественно оценить эффективность системы обеспечения транспортной безопасности ОТИ/ТС с учетом возможных действий нарушителя.
Моделирование включает в себя способы реализации угроз, наиболее вероятные тактики нарушителя, наиболее вероятные маршруты движения для достижения целей.
В рассматриваемой модели входные параметры определяются такими функциями, как:
- вероятность обнаружения нарушителя;
- вероятность и величина, характеризующая время задержки продвижения нарушителя;
- время выдвижения сил обеспечения транспортной безопасности.
Параметры функции обнаружения вводятся в модель в виде вероятностей того, что эта функция будет выполнена успешно. Параметры задержки и реакции сил охраны представляются как среднее время и стандартные отклонения для каждого элемента.
В качестве основного показателя эффективности системы ОТБ принимается вероятность пресечения действий нарушителей в случае их реализации по сценарию, обеспечивающему им максимальную вероятность успеха.
- вероятность обнаружения системой обеспечения транспортной безопасности;
Pоз = Pо х Pз - вероятность обнаружения и задержки;
Pз = вероятность задержки нарушителей системой физических барьеров на заданное время (определяется экспертным путем).
Критерии оценки эффективности системы обеспечения ТБ ОТИ/ТС категорий 1-4 указаны в таблице:
Категория ОТИ/ТС |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
Результаты расчета вероятности пресечения действий нарушителей при существующей системе охраны объекта представлены в таблице 8.
Таблица 8
Критические элементы ОТИ/ТС: |
Вероятность пресечения АНВ |
КЭ 1 |
0,41 |
КЭ 2 |
0,2 |
КЭ 3 |
0,32 |
В результате эффективность существующей системы обеспечения транспортной безопасности ОТИ/ТС составляет 0,31.
Анализ результатов моделирования существующей системы обеспечения транспортной безопасности ОТИ/ТС позволяет сделать вывод о недостаточной защищенности объекта. Система охраны не обеспечивает выполнение предъявляемых требований к уровню защищенности ОТИ/ТС. Это объясняется тем, что существующая на объекте система обеспечения транспортной безопасности не способна обеспечить необходимую вероятность обнаружения нарушителей для их последующей нейтрализации силами реагирования ввиду отсутствия периметровых и объектовых технических средств охраны, системы телевизионного наблюдения.
8.3.5 Выводы по оценке уязвимости ОТИ/ТС при существующей системе обеспечения транспортной безопасности
При существующей системе обеспечения транспортной безопасности. Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя. Определение степени защищенности ОТИ/ТС.
Таблица 9
Объект транспортной инфраструктуры |
Перечень критических элементов c указанием уязвимых мест |
Проектная (базовая) угроза в отношении конкретного критического элемента |
Сценарий реализации проектной (базовой) угрозы в отношении конкретного критического элемента |
Последствия реализации проектной (базовой) угрозы для каждого критического элемента |
Последствия реализации проектной (базовой) угрозы в отношении критического элемента, в целом для ОТИ/ТС |
Перегрузочный терминал ЗАО "Торговый порт" |
Причалы для грузовых операций (три причала) |
Размещение или попытка размещения на критическом элементе взрывного устройства |
Скрытное проникновение через периметр с суши или со стороны акватории групповым внешним нарушителем, составом 2-3 человека, хорошо технически оснащенным, осведомленным и подготовленным |
полное или частичное разрушение КЭ |
- жертвы (погибших и раненых) среди персонала ОТИ/ТС; - большой материальный ущерб, причиненный ОТИ/ТС, персоналу ОТИ/ТС; - нарушение нормального функционирования ОТИ/ТС на длительный срок; - ухудшение экономических показателей деятельности ОТИ/ТС |
Хищение оборудования, материальных средств и иного имущества |
Обманное проникновение одиночным внутренним нарушителем из числа персонала или охраны ПС |
Нарушение нормального функционирования КЭ |
Материальный ущерб, Нарушение нормального функционирования ОТИ/ТС |
||
Береговые объекты причалов |
Размещение или попытка размещения на критическом элементе взрывного устройства |
Скрытное проникновение через периметр с суши или со стороны акватории групповым внешним нарушителем, составом 2-3 человека, хорошо технически оснащенным и осведомленным |
полное или частичное разрушение КЭ |
- жертвы (погибших и раненых) среди персонала ОТИ/ТС - нарушение нормального функционирования ОТИ/ТС на длительный срок; - ухудшение экономических показателей деятельности ОТИ/ТС |
|
Здание спецпроходной |
Хищение оборудования, материальных средств и иного имущества |
Обманное проникновение одиночным внутренним нарушителем из числа персонала или охраны ПС |
Нарушение нормального функционирования КЭ |
- нарушение нормального функционирования ОТИ/ТС на длительный срок; - ухудшение экономических показателей деятельности ПС |
8.4 Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ/ТС
8.4.1 Определение рекомендаций к организационной системе
Мероприятия по усилению пропускного режима (особенно связанного с пропуском людей и транспорта, обнаружением взрывных устройств, вывозом и выносом материальных ценностей).
Дополнительные меры, при изменении уровня безопасности в сроки, не превышающие: двенадцать часов для ОТИ/ТС четвертой и третьей категории, шесть часов для ОТИ/ТС второй категории и трех часов для ОТИ/ТС первой категории, с момента получения, сообщения или принятия решения об изменении уровня безопасности.
Рекомендации по анализу статистической информации и "Модели нарушителя".
8.4.2 Определение рекомендаций к ИТСОТБ
Определение рекомендаций к количественным и качественным характеристикам ИТСОТБ обнаружения угрозы АНВ в деятельность ОТИ/ТС.
Определение рекомендаций к количественному и качественному составу, а также схеме размещения технических систем и средств досмотра в целях транспортной безопасности на ОТИ/ТС для выявления, идентификации и распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для свободного перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности у всех попадающих в них физических лиц и материальных объектов.
8.4.3 Определение рекомендаций к силам обеспечения транспортной безопасности
Определение рекомендаций по необходимому количеству постов и групп быстрого реагирования (ГБР), их дислокации, задачам.
8.4.4 Дополнительные меры, принимаемые субъектом транспортной инфраструктуры на ОТИ/ТС в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности
8.5 Разработка приложений к отчету об оценке уязвимости
Приложение 1. Географическая привязка
Приложение 2. Схема территории объекта/транспортного средства
Приложение 3. Структура обеспечения транспортной безопасности ОТИ/ТС
Приложение 4. Схема действующей связи
Приложение 5. Схема оповещения должностных лиц и персонала
9. Приложения
9.1 Оформление отчета об оценке уязвимости ОТИ/ТС
Отчет об оценке уязвимости ОТИ/ТС (далее - Отчет) выполняется в программе Word.
Образец титульного листа Отчета приведен в Приложении 9.3 к настоящим Методическим рекомендациям.
Колонтитулы. Выполняются в виде таблицы. Шрифт "Times New Roman", N 10.
Текстовая часть выполняется шрифтом с параметрами форматирования:
- Шрифт: "Times New Roman", N шрифта - "14", начертание - "обычный", цвет - "авто", масштаб - "100%", интервал - "обычный", смещение - "нет".
- Абзац: выравнивание - "по ширине"; отступ - слева "0", справа "0", первая строка "12,7" мм; интервал - перед "0", после "0", междустрочный "одинарный".
Заголовки разделов в Отчете выполняются в виде трехуровневых нумерованных списков. Абзац (для всех уровней): выравнивание - "по ширине"; отступ - слева "0", справа "0", первая строка "0" мм; интервал - перед "0", после "0", междустрочный "одинарный". От текстовых частей разделов заголовки отделяются одним межстрочным интервалом.
Список первого уровня: "нумерованный" - "изменить";
- вкладка "Изменение нумерованного списка": формат номера - по виду списка, нумерация "1, 2, 3_", начать с "1", положение номера "по левому краю", на "0 мм", положение текста: табуляция после "10 мм", отступ "10 мм".
- Вкладка "Шрифт": шрифт "Times New Roman", начертание "полужирный", цвет текста "авто", подчеркивание "нет".
Список второго уровня: "нумерованный" - "изменить";
- вкладка "Изменение нумерованного списка": формат номера - по виду списка, нумерация "1, 2, 3_", начать с "1", положение номера "по левому краю", на "5 мм", положение текста: табуляция после "20 мм", отступ "20 мм".
- Вкладка "Шрифт": шрифт "Times New Roman", начертание "полужирный курсив", цвет текста "авто", подчеркивание "нет".
Список третьего уровня: "нумерованный" - "изменить";
- вкладка "Изменение нумерованного списка": формат номера - по виду списка, нумерация "1, 2, 3_", начать с "1", положение номера "по левому краю", на "10 мм", положение текста: табуляция после "25 мм", отступ "25 мм".
- Вкладка "Шрифт": шрифт "Times New Roman", начертание "курсив", цвет текста "авто", подчеркивание "нет".
Текст заголовков (за исключением заголовков раздела "Приложения"): выполняется в том же формате, что и нумерация разделов.
Ненумерованные списки выполняются в следующем формате:
- "нумерованный" - "изменить";
- вкладка "Изменение маркированного списка": знак маркера "-", положение маркера отступ "5 мм", положение текста: табуляция после "15 мм", отступ "15 мм".
- вкладка "Шрифт": шрифт "Times New Roman", начертание "обычный", цвет текста "авто", подчеркивание "нет".
Таблицы. Нумерация таблиц в разделах сквозная.
Формат заголовка таблицы:
- шрифт: "Times New Roman", N шрифта - "12", начертание - "полужирный", цвет - "авто", масштаб - "100%", интервал - "обычный", смещение - "нет".
- абзац: выравнивание - "по центру"; отступ - слева "0", справа "0", первая строка "0" мм; интервал - перед "0", после "0", междустрочный "одинарный".
Формат номера таблицы:
- шрифт: "Times New Roman", N шрифта - "12", начертание - "обычный", цвет - "авто", масштаб - "100%", интервал - "обычный", смещение - "нет".
- абзац: выравнивание - "по правому краю"; отступ - слева "0", справа "0", первая строка "0" мм; интервал - перед "0", после "0", междустрочный "одинарный".
Таблица располагается по центру страницы.
Формат данных в ячейках таблицы:
- шрифт: "Times New Roman", N шрифта - "10", начертание - "обычный", цвет - "авто", масштаб - "100%", интервал - "обычный", смещение - "нет".
- абзац: выравнивание - "по центру"; отступ - слева "0", справа "0", первая строка "0" мм; интервал - перед "0", после "0", междустрочный "одинарный";
- свойства таблицы: ячейка по центру.
По тексту Отчета допускается использование фотографического материала, необходимых схем и диаграмм. Название указывается под схемой или диаграммой, например: "Рис. 1.1 - Вид на территорию трамвайного депо". Нумерация рисунков в разделах сквозная. Формат их названий:
- шрифт: "Times New Roman", N шрифта - "12", начертание - "обычный", цвет - "авто", масштаб - "100%", интервал - "обычный", смещение - "нет".
- абзац: выравнивание - "по центру"; отступ - слева "0", справа "0", первая строка "0" мм; интервал - перед "0", после "0", междустрочный "одинарный".
Формат заголовка раздела "Приложения":
- шрифт: "Times New Roman", N шрифта - "36", "все прописные", начертание - "полужирный", цвет - "авто", масштаб - "100%", интервал - "обычный", смещение - "нет".
- абзац: выравнивание - "по центру"; отступ - слева "0", справа "0", первая строка "0" мм; интервал - перед "0", после "0", междустрочный "одинарный".
Схемы ОТИ/ТС выполняются в программах Paint или Corel Draw.
Планы-графики выполняются в программе Word.
9.2 Структура отчета об оценке уязвимости
1 |
Содержание |
2 |
Список рабочей группы |
3 |
Перечень сокращений |
4 |
Введение |
5 |
Изучение технических и технологических характеристик ОТИ/ТС, организация эксплуатации (порядка функционирования) |
5.1 |
Общая характеристика ОТИ/ТС |
5.2 |
Описание ОТИ/ТС |
5.3 |
Состав ОТИ/ТС |
5.4 |
Технологические операции на ОТИ/ТС |
5.5 |
Организация эксплуатации ОТИ/ТС |
5.6 |
Определение зоны свободного доступа, зоны транспортной безопасности, перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, технологического сектора зоны транспортной безопасности |
5.7 |
Перечень критических элементов |
6 |
Изучение системы принятых на ОТИ/ТС мер по защите от АНВ |
6.1 |
Организационная система обеспечения транспортной безопасности |
6.2 |
Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности |
6.3 |
Силы обеспечения транспортной безопасности |
6.4 |
Определение соответствия системы принятых на ОТИ/ТС мер по защите от АНВ предъявляемым требованиям по обеспечению транспортной безопасности |
7 |
Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ/ТС с использованием "модели нарушителя" |
7.1 |
Анализ целей нарушителей, возможных вариантов их действий и последствий по степени опасности |
7.2 |
Анализ угроз по степени опасности |
7.3 |
Модели нарушителей |
7.4 |
Выводы по оценке уязвимости ОТИ/ТС при существующей системе мер обеспечения транспортной безопасности |
8 |
Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности |
8.1 |
Определение рекомендаций по организационной системе |
8.2 |
Определение рекомендаций по инженерно-технической системе |
8.3 |
Определение рекомендаций по силам обеспечения транспортной безопасности |
9 |
Перечень документов, использованных при составлении отчёта об оценке уязвимости ОТИ/ТС |
Приложения
| |
1 |
Географическая привязка ОТИ/ТС |
2 |
Схема ОТИ/ТС |
3 |
Структура действующей системы обеспечения транспортной безопасности ОТИ/ТС |
4 |
Схема действующей связи ОТИ/ТС |
5 |
Действующая схема оповещения должностных лиц и персонала ОТИ/ТС и информирования подразделений федеральных органов исполнительной власти, задействованных в ОТБ ОТИ/ТС |
9.3 Образец титульного листа
Ограниченный доступ Снятие копий запрещается
Экз. N 1 | |
|
УТВЕРЖДАЮ |
|
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта |
|
_______________ А.А. Давыденко (подпись) МП |
|
"_____" _____________ 20__ г. |
ОТЧЕТ
ОБ ОЦЕНКЕ УЯЗВИМОСТИ ОБЪЕКТА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ/ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Наименование субъекта транспортной инфраструктуры/перевозчика |
ЗАО "Торговый порт" |
||
Категория объекта транспортной инфраструктуры/транспортного средства |
2 |
Локация ООН/Номер ИМО |
Заполняется при наличии |
Название объекта транспортной инфраструктуры/транспортного средства |
Перегрузочный терминал ЗАО "Торговый порт"/теплоход "Александр Невский" |
||
Организация-разработчик |
Наименование специализированной организации в области обеспечения транспортной безопасности |
||
Дата разработки |
__. ___. 20__ г. |
9.4 Образец подписного листа
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
ОТЧЕТА ОБ ОЦЕНКЕ УЯЗВИМОСТИ ОТИ/ТС
Руководитель субъекта транспортной инфраструктуры | ||
МП
"____" __________ 20__ г. |
Подпись |
Должность, Ф.И.О. |
|
Генеральный директор ЗАО "Торговый порт" И.И. Иванов |
|
| ||
Руководитель специализированной организации в области обеспечения транспортной безопасности | ||
МП
"____" __________ 20__ г. |
Подпись |
Должность, Ф.И.О. |
|
Генеральный директор ЗАО "Система" С.С. Сидоров |
|
| ||
Руководитель рабочей группы ЗАО "Система" | ||
"____" __________ 20__ г. |
Подпись |
Должность, Ф.И.О. |
|
Начальник отдела оценки уязвимости П.П. Петров |
Члены рабочей группы ЗАО "Система" | ||
"____" __________ 20__ г.
"____" __________ 20__ г.
"____" __________ 20__ г. |
Подпись |
Должность, Ф.И.О. |
|
Главный специалист Н.Н. Николаев
Ведущий специалист А.А. Антонов
Ведущий специалист С.С. Сергеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (утв. Федеральным агентством морского и речного транспорта, 2011 г.)
Текст методических рекомендаций приводится по изданию Федерального агентства морского и речного транспорта (Москва, 2011 г.)