Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция
организации перевозок групп детей автобусами
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 31 марта 2016 г. N 85)
I. Общие положения
Концепция организации перевозок групп детей автобусами (далее - Концепция) разработана в соответствии с пунктом 16 Плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 августа 2015 г. N 5063п-П9.
В настоящее время федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при поддержке институтов гражданского общества принимаются организационно-правовые, организационно-технические и иные меры, направленные на снижение уровня аварийности на улично-дорожной сети страны. При этом деятельность по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма определена в качестве приоритетной при реализации мероприятий программно-целевого подхода в рамках специальных программ, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе при организации и осуществлении перевозок детей автомобильным транспортом.
Вместе с тем, проблема обеспечения безопасности дорожного движения остается одной из наиболее острых проблем современного российского общества.
Только в 2015 г. при 19549 дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) погибло 737 детей в возрасте до 16 лет, получили ранения различной степени тяжести 20928 детей.
Из числа погибших в этот период детей 58,3% составили дети-пассажиры, 31,3% - дети-пешеходы. При этом следует отметить, что при определенном положительном изменении состояния детского дорожно-транспортного травматизма (число погибших в результате ДТП детей с 2005 по 2015 г.г. сократилось почти в 1,8 раза), снижение числа погибших детей-пассажиров происходит более медленными темпами. Так за последние пять лет только в 2015 г. этот процесс был наиболее значимым (-22,1% по сравнению с 2014 г.). При этом, вследствие быстро увеличивающейся интенсивности и плотности транспортных потоков существенно возрастает тяжесть травмирования детей и подростков, особенно на магистральной сети дорог (множественные политравмы, сочетанные и черепно-мозговые травмы), способствуя тому, что 1,5-2% пострадавших в ДТП детей становятся полными или частичными инвалидами.
Таким образом, несмотря на положительную тенденцию в изменении состояния детского дорожно-транспортного травматизма, пока не удалось добиться существенного изменения уровня безопасности детей, участвующих в дорожном движении в качестве пассажиров.
Обеспечение безопасности при организованных перевозках групп детей автобусами представляет собой сложную систему взаимодействия организационно-правовых, технических, социологических и психолого-педагогических факторов.
В рамках мероприятий федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864*, особое внимание уделено разработке и практической реализации научно обоснованных мероприятий по предупреждению гибели и ранения детей на дорогах страны, снижению уровня инвалидизации детского населения в условиях высоких темпов автомобилизации страны.
Учитывая сложившуюся ситуацию с аварийностью и увеличением за последние годы объемов организованных перевозок групп детей автобусами в образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, образовательную деятельность или деятельность в области физической культуры и спорта, медицинские организации, иные организации, особое внимание необходимо уделять повышению требований к организации этой работы во всех звеньях автотранспортной отрасли с целью достижения предельно высокого уровня безопасности в автоперевозочном процессе.
При разработке Концепции учитывался накопленный положительный зарубежный опыт аналогичной работы, а также результаты деятельности по организации перевозок детей в субъектах Российской Федерации (Удмуртская Республика, Краснодарский край, Липецкая, Ивановская, Калужская, Московская, Тверская, Рязанская области и ряд других субъектов Российской Федерации).
Также было принято во внимание, что по вине водителей, управляющих автобусами при перевозке организованных групп детей, ДТП происходят в основном из-за несовершенства управления и контроля за организацией перевозочного процесса, а также технического состояния автобусов.
В процессе учебно-воспитательной деятельности у образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, а также образовательную деятельность, возникает необходимость организованных перевозок групп детей к месту обучения, месту проживания, а также на различные мероприятия (экскурсии, музеи, театры, выставки). В процессе тренировочной деятельности у организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта, возникает необходимость организованных перевозок групп детей к месту проведения спортивных и тренировочных мероприятий и обратно. В процессе предоставления медицинских услуг у медицинской организации также возникает необходимость организованных перевозок групп детей к месту проведения комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья детей.
При этом организованная перевозка групп детей может осуществляться не только автобусами, предоставляемыми по договору фрахтования, но и автобусами, принадлежащими на праве собственности или на ином законном основании образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, образовательную деятельность или деятельность в области физической культуры и спорта, медицинской организации.
Вместе с тем, в большинстве случаев в указанных организациях, которым принадлежат автобусы, не созданы механизмы управления и контроля за всеми этапами организации и осуществления перевозочного процесса.
Например, согласно имеющимся данным, не более 15% школьных автобусов находятся на обслуживании в специализированных автотранспортных предприятиях. Остальные, как правило, эксплуатируются непосредственно образовательными организациями, не имеющими соответствующей базы для технического обслуживания автобусов, контроля за их техническим состоянием, особенно при выпуске на линию, а также необходимого количества специалистов для контроля за состоянием водителей, соблюдения ими установленного режима труда и отдыха.
Концепцией предлагается определить перечень и последовательность действий заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных организаций в реализации требований действующего законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, направленных на предотвращение ДТП, связанных с гибелью и ранением детей при их организованной перевозке автобусами, а также снижение тяжести последствий ДТП с детьми.
II. Основные цели Концепции
Основными целями Концепции являются:
уточнение ключевых принципов организации деятельности автотранспортного комплекса по удовлетворению общественной потребности в качественных и безопасных организованных перевозках групп детей, в том числе перевозках групп детей школьными автобусами (далее - школьные перевозки), путем создания необходимых условий по реализации основных положений Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"**;
определение системы мер, направленных на регламентацию деятельности по обеспечению безопасности организованных перевозок групп детей автобусами, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе школьных перевозок;
создание необходимых условий по равной доступности в получении качественного обучения и воспитания, культурного и спортивно-оздоровительного развития детей, полной их социализации в современных условиях жизни.
Для достижения указанных целей необходимо:
сформировать условия, при которых обеспечивается единство требований к организации безопасных перевозок групп детей автобусами;
конкретизировать полномочия субъектов Российской Федерации и повысить их ответственность, а также ответственность перевозчиков при организации и выполнении перевозок групп детей автобусами;
создать устойчивые механизмы межведомственного взаимодействия, направленные на совершенствование информационных процессов, внедрение современных технологий предупреждения возникновения нештатных ситуаций, снижение угрозы возникновения происшествий с детьми, а также оказание в случае необходимости всех видов помощи и снижение тяжести последствий;
выработать концептуальные положения, направленные на сокращение рисков, причин и условий возникновения ДТП при организованных перевозках групп детей автобусами.
III. Правовые основы регулирования отношений, возникающих при организации и осуществлении организованных перевозок групп детей автобусами
Организация перевозки детей автомобильным транспортом осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52 (часть I), ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; 2007, N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310; 2011, N 27, ст. 3881; 2011, N 29, ст. 4283; 2011, N 30 (часть I), ст. 4590; 2011, N 30 (часть I), ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; 2012, N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032; 2013, N 19, ст. 2319; 2013, N 27, ст. 3477; 2013, N 30 (часть I), ст. 4029; 2013, N 48, ст. 6165; 2013, N 52 (часть I), ст. 7002; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 24, ст. 3370; 2015, N 29 (часть I), ст. 4359; 2015, N 48 (часть I), ст. 6706, 6723);
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 17, ст. 2310; 2011, N 45, ст. 6326; 2012, N 25, ст. 3268; 2012, N 31, ст. 4320; 2014, N 6, ст. 566; 2015, N 17 (часть IV), ст. 2477; 2015, N 29 (часть I), ст. 4374);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2016, N 1 (часть I), ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78, N 10, ст. 1320; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (часть I), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566, N 19, ст. 2289, N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2930, ст. 2933, N 26 (часть I), ст. 3388, N 30 (часть I), ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1 (часть I), ст. 42, ст. 53, ст. 72, N 14, ст. 2008, N 27, ст. 3951, ст. 3989, N 29 (часть I), ст. 4339, ст. 4364, N 51 (часть III), ст. 7241);
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; 2003, N 27 (часть I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; 2006, N 31 (часть I), ст. 3420; 2007, N 1 (часть I), ст. 29; 2007, N 3, ст. 410; 2007, N 49, ст. 6071; 2007, N 50, ст. 6240; 2008, N 19, ст. 2094; 2008, N 20, ст. 2250; 2008, N 30 (часть I), ст. 3583; 2008, N 30 (часть II), ст. 3616; 2008, N 49, ст. 5735, 5748; 2009, N 1, ст. 30; 2009, N 7, ст. 772; 2009, N 26, ст. 3123; 2009, N 52 (часть I), ст. 6407, 6413, 6450; 2010, N 11, ст. 1173; 2010, N 15, ст. 1740, 1756; 2010, N 21, ст. 2524; 2010, N 30, ст. 4011; 2010, N 31, ст. 4196; 2010, N 52 (часть I), ст. 7000; 2011, N 1, ст. 16, 28, 29; 2011, N 13, ст. 1689; 2011, N 15, ст. 2021; 2011, N 17, ст. 2321; 2011, N 50, ст. 7339, 7340, 7342; 2012, N 31, ст. 4322; 2012, N 47, ст. 6398; 2012, N 53 (часть I), ст. 7597, 7628, 7646; 2013, N 23, ст. 2866, 2868; 2013, N 27, ст. 3470, 3477; 2013, N 30 (часть I), ст. 4036, 4040, 4057; 2013, N 48, ст. 6165; 2013, N 51, ст. 6694; 2013, N 52 (часть I), ст. 6954, 6955; 2014, N 16, ст. 1828; 2014, N 19, ст. 2311; 2014, N 49 (часть VI), ст. 6921; 2014, N 52 (часть I), ст. 7557; 2015, N 1 (часть I), ст. 36, 57; 2015, N 1 (часть I), ст. 75, 77; 2015, N 21, ст. 2981, 2984; 2015, N 27, ст. 3945, 3946; 2015, N 29 (часть I), ст. 4339; 2015, N 48 (часть I), ст. 6709; 2015, N 51 (часть III), ст. 7246; 2016, N 1 (часть I), ст. 58);
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (Решение Совета Евразийской экономической комиссии, 2015 N 27, N 78);
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 37, ст. 5268; 2013, N 20, ст. 2504, N 48, ст. 6276; 2014, N 24, ст. 3101; 2015, N 19, ст. 2822);
Правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26 (часть II), ст. 3576; 2015, N 27, ст. 4083);
постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 184; 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931, N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741, N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233, N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976, N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154, N 15, ст. 1780, N 30, ст. 4289, N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371, ст. 404, N 24, ст. 2999, N 31, ст. 4218, N 41, ст. 5194, N 52, ст. 7173; 2014, N 14, ст. 1625, N 21, ст. 2707, N 32, ст. 4487, N 38, ст. 5062, N 44, ст. 6063, N 47, ст. 6557; 2015, N 1 (часть II), ст. 223, N 15, ст. 2276, N 17 (часть IV), ст. 2568, N 27, ст. 4083, N 46, ст. 6376; 2016, N 5, ст. 694);
Положение о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. N 20 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 8, ст. 971; 2012, N 53 (часть II), ст. 7931; 2013, N 49 (часть VII), ст. 6443; 2014, N 22, ст. 2885);
Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденные приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2014 г., регистрационный N 32585) (Российская газета, 2014, N 136);
Инструкция по осуществлению сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции, утвержденная приказом МВД России от 31 августа 2007 г. N 767 (зарегистрирован в Минюсте России 19 октября 2007 г., регистрационный N 10357) (Российская газета, 2007, N 247);
письмо Минспорта России от 4 июня 2015 г. N ЮН-04-10/3489 "Об организации перевозок групп детей";
письмо Минобрнауки России от 31 марта 2011 г. N 06-614 "О направлении рекомендаций по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков";
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 ноября 2010 г. N 152 "Об утверждении СП 2.5.2775-10 "Изменения и дополнения N 1 к СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов" (зарегистрировано Минюстом России 15.12.2010 регистрационный N 19184);
Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом, утвержденные Роспотребнадзором и МВД России 21 сентября 2006 г.;
письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств";
Государственный стандарт Российской Федерации "Автобусы для перевозки детей. Технические требования. BUSES FOR CARRYING CHILDREN. TECHNICAL REQUIREMENTS. ГОСТ Р 51160-98", утвержденный постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 г. N 101;
иные действующие в этой сфере нормативные правовые акты по обеспечению безопасных перевозок детей.
IV. Основные направления совершенствования деятельности при перевозках организованных групп детей автобусами
В качестве основных направлений совершенствования деятельности при перевозках организованных групп детей автобусами, в том числе школьных перевозках, предлагается:
формирование эффективной системы управления этой деятельностью с учетом предъявляемых требований по обеспечению безаварийной работы автомобильного транспорта на базе широкого использования передовых и высоких технологий, отечественных и зарубежных достижений перевозочного процесса, в том числе с использованием информационно-навигационной системы ГЛОНАСС;
определение возможности по участию в контроле за организацией перевозочного процесса со стороны заинтересованных общественных организаций;
совершенствование законодательства на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
разработка предложений по совершенствованию процессов организации работы образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, образовательную деятельность или деятельность в области физической культуры и спорта, медицинских организаций с учетом требований по размещению подвижного состава, его техническому обслуживанию и контролю за водительским составом, диспетчерскому сопровождению и мониторингу с использованием современных навигационных и телекоммуникационных технологий;
формирование комплексных планов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на основе программно-целевого подхода, реализуемого в рамках федеральной, региональных, муниципальных и ведомственных программ по обеспечению безопасности дорожного движения.
Методология создания системы обеспечения безопасных организованных перевозок групп детей автобусами, в том числе школьных перевозок, формируется исходя из необходимости повышения эффективности межведомственного взаимодействия и выполнения установленных требований законодательства Российской Федерации.
При этом обеспечение безопасности организованных перевозок групп детей автобусами, в том числе школьных перевозок, рекомендовано выделять органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления как самостоятельное направление деятельности по обеспечению общественной безопасности.
В качестве первоочередных мер органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предлагается:
принять необходимые меры по созданию специализированных предприятий по организованным перевозкам групп детей автобусами, в обязанности которых будут включены организация и (или) осуществление технического обслуживания автобусов для таких перевозок, в том числе школьных автобусов, выпуска их на линию, организация работы по соблюдению режима труда и отдыха, мониторинг осуществляемых перевозок;
установить контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности организованных перевозок групп детей автобусами при организации туристско-экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий;
определить порядок формирования маршрутов следования автобусов при организованных перевозках групп детей, в том числе школьных перевозках, с участием всех заинтересованных организаций, ведомств и служб на территории муниципальных образований, исходя из необходимости соблюдения условий обеспечения их безопасности;
при разработке маршрутов следования автобусов при организованных перевозках групп детей, в том числе школьных перевозок, конкретизировать требования с учетом состояния улично-дорожной сети, дислокации мест проживания и расположения образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, образовательную деятельность или деятельность в области физической культуры и спорта, медицинских организаций, предельных расстояний для пешеходного движения;
обеспечить непрерывный мониторинг условий дорожного движения по маршрутам следования автобусов при организованных перевозках групп детей, в том числе школьных перевозках;
обеспечить проведение необходимых работ по повышению квалификации водительского состава, технических специалистов, связанных с организацией перевозок групп детей автобусами, в том числе школьных перевозок;
организовать работу по широкой пропаганде принимаемых мер по обеспечению безопасности организованных перевозок групп детей автобусами, в том числе школьных перевозок, с размещением данной информации на сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с целью доведения ее до населения, участников дорожного движения, юридических и физических лиц, осуществляющих данный вид деятельности.
V. Оценка состояния улично-дорожной сети
Оценку состояния улично-дорожной сети и качества организации дорожного движения на маршрутах следования автобусов при организованных перевозках групп детей предлагается осуществлять в соответствии с основными положениями ОДМ 218.4.005-210 "Рекомендации по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах" и определения необходимых объемов работ по совершенствованию условий дорожного движения с учетом ОДМ 218.010-2013 "Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог" на основе:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "ОДМ 218.4.005-210" и "ОДМ 218.010-2013" имеется в виду "ОДМ 218.4.005-2010" и "ОДМ 218.6.010-2013" соответственно
комиссионных обследований не менее двух раз в год - для постоянных маршрутов следования автобусов при организованных перевозках групп детей,
комиссионного обследования предварительно перед перевозкой - для разовых маршрутов следования автобусов при организованных перевозках групп детей.
При этом должны быть предусмотрены:
выделение опасных участков дорог и информирование участников дорожного движения о режиме движения на них;
формирование эффективной системы контроля за установленными скоростными режимами движения со стороны уполномоченных органов;
соблюдение требований по устранению выявленных недостатков уполномоченными организациями в установленные и согласованные сроки;
уточнение требований к паспортизации маршрутов следования автобусов при организованных перевозках групп детей;
формирование системы инструктажей водителей об особенностях дорожного движения;
регулярное информационно-аналитическое обеспечение водителей автобусов при организованных перевозках групп детей, в том числе школьных перевозках, необходимой оперативной информацией об условиях дорожного движения, особенностях работы на маршруте, опасных участках дорог и состоянии аварийности, о работе экстренных дежурных служб, подразделений Госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.