Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки А.К. Макухиной к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка А.К. Макухина, являющаяся получателем страховой пенсии по старости, оспаривает конституционность следующих положений:
пункта 3 статьи 4 Закона Московской области от 12 июля 2002 года N 66/2002-ОЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Московской области, государственной службы Московской области, государственным гражданским служащим Московской области и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Московской области", согласно которому лицам, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 1 данного Закона, а также лицам, замещавшим менее четырех лет должности председателя исполкома, заместителя председателя исполкома или секретаря исполкома, пенсия за выслугу лет назначается при наличии на дату увольнения из государственных органов не менее 20 лет стажа, в который включается время работы на должностях руководителей и специалистов в местных органах государственной власти и управления Московской области, на должностях руководителей и специалистов в органах государственной власти Московской области; периоды работы, включаемые в вышеуказанный стаж, суммируются;
части 2 статьи 3 Закона Московской области от 31 октября 2008 года N 164/2008-ОЗ "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области", предусматривающей, что в стаж государственной гражданской службы Московской области на основании решения руководителя органа государственной власти Московской области, государственного органа Московской области, органа местного самоуправления, муниципального органа в Московской области, лица, замещающего государственную должность Московской области, муниципальную должность, либо представителя указанного руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Московской области, муниципального образования, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, должностной инструкцией.
По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения, примененные в ее деле Московским областным судом, противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, поскольку не позволяют засчитывать в стаж государственной гражданской службы Московской области, применяемый для назначения пенсии за выслугу лет, стаж на различных должностях, в том числе - на должностях государственной службы в других автономных республиках РСФСР.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, муниципальным служащим, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям (определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П и др.).
Субъект Российской Федерации, устанавливая - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - условия назначения лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (должности муниципальной службы), пенсии за выслугу лет, предоставляемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительно к их трудовой пенсии, вправе определять, периоды какой трудовой деятельности, предшествовавшей государственной гражданской (муниципальной) службе, помимо предусмотренной непосредственно федеральным законодательством, подлежат зачету в стаж, дающий право на такую пенсию, исходя в том числе из своих финансовых возможностей. При этом закрепление в законе субъекта Российской Федерации перечня периодов трудовой деятельности, признаваемой равнозначной государственной гражданской (муниципальной) службе и засчитываемой в соответствующий стаж, отличающегося от установленного на федеральном уровне применительно к определению стажа государственной службы федеральных гражданских служащих, само по себе не может рассматриваться как нарушение требований Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 12-П).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, законодатель Московской области в Законах Московской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Московской области, государственной службы Московской области, государственным гражданским служащим Московской области и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Московской области" и "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области" закрепил порядок организации назначения, выплаты, индексации, перерасчета и прекращения выплаты пенсии за выслугу лет, а также определил периоды службы (работы), подлежащие включению в стаж государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области, а также установил порядок исчисления стажа указанным лицам.
Оспариваемые А.К. Макухиной законоположения являются частью правового механизма, направленного на реализацию права на дополнительное пенсионное обеспечение лиц, продолжительное время замещавших государственные должности в органах государственной власти Московской области и муниципальные должности в органах местного самоуправления Московской области, государственных и муниципальных служащих Московской области, и в равной мере распространяются на всех граждан, относящихся к указанной категории, и не могут рассматриваться как нарушающие права заявительницы.
Разрешение же вопроса о дополнении перечня периодов работы (службы), засчитываемых в стаж государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области для установления и исчисления пенсии за выслугу лет, относится к компетенции законодателя субъекта Российской Федерации, а не к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и проверка соответствия законов субъекта Российской Федерации положениям федерального законодательства.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Макухиной Александры Кузьминичны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 октября 2016 г. N 2216-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Макухиной Александры Кузьминичны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 статьи 4 Закона Московской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Московской области, государственной службы Московской области, государственным гражданским служащим Московской области и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Московской области" и частью 2 статьи 3 Закона Московской области "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)