Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 18416-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017 - 2019 годов", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести технические правки в действующие нормы глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения используемого в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также единого налога на вмененный доход, понятия "страховые взносы", связанные с изменением терминологии в связи передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Вместе с тем, предлагаемые правки могут рассматриваться как сущностные изменения в связи с неоднозначностью трактовки исключаемого из действующих в настоящее время норм понятия "фиксированный размер".
Законопроектом также предусматривается введение налоговых вычетов из сумм исчисленных налогов (единого налога на вмененный доход и налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения) в части понесенных расходов на приобретение контрольно-кассовой техники, включенной в реестр контрольно-кассовой техники и обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных, индивидуальными предпринимателями, применяющими соответствующие специальные налоговые режимы, деятельность которых до даты вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не требовала обязательного применения контрольно-кассовой техники.
Необходимо отметить, что проблема увеличения административных расходов индивидуальных предпринимателей в связи с переходом на применение новой контрольно-кассовой техники и возникающая в связи с этим необходимость установления соответствующих налоговых вычетов не была оставлена Государственной Думой без внимания еще на стадии принятия во втором чтении проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", что было зафиксировано в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10.06.2016 N 9134-6 ГД в виде предложения Правительству Российской Федерации внести в Государственную Думу соответствующий проект федерального закона.
Согласно нормам рассматриваемого законопроекта контрольно-кассовая техника, в отношении которой применяется налоговый вычет, должна быть зарегистрирована в налоговых органах в 2018 году. При этом размер налоговых вычетов в данном случае должен составлять не более 18000 рублей на одну единицу контрольно-кассовой техники, применяемой на каждом месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание, что исходя из представленного текста законопроекта неопределенной остается категория налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей, имеющих право на вышеуказанные налоговые вычеты: ими, например, могут быть как индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на дату принятия Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", положение которых ухудшилось в связи с возложением на них ранее не существующей обязанности по применению контрольно-кассовой техники, так и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные после принятия вышеуказанного Федерального закона, положение которых его нормы уже не изменяют.
Кроме того, законопроектом не определены основания и срок применения налоговых вычетов по приобретению контрольно-кассовой техники, а также процедура предоставления таких вычетов, что приведет к сложностям в администрировании.
При доработке законопроекта ко второму чтению необходимо исключить возможность многократного предоставления налоговых вычетов по одному и тому же экземпляру контрольно-кассовой техники, в том числе при применении налогоплательщиком нескольких специальных налоговых режимов.
Одновременно с этим Комитет еще раз обращает внимание на необходимость компенсации выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с предоставлением налоговых вычетов на приобретение контрольно-кассовой техники при формировании проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов.
Также Комитет считает целесообразным провести анализ представленных Торгово-промышленной палатой Российской Федерации предложений. В частности, о возможности предоставления права применения налоговых вычетов не только на приобретение, но и на модернизацию контрольно-кассовой техники, а также на расходы по ее обслуживанию.
Законопроектом предлагается также установить коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.3 Кодекса, на 2017 в размере, равном 1,891, на 2018 год - в размере, равном 1,982, и 2019 год в размере, равном 2,063.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что принятый Государственной Думой 18.11.2016 Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" уже содержит норму о сохранении налоговой нагрузки на налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в 2017 году на уровне 2016 года, установив значение вышеуказанного коэффициента-дефлятора на 2017 год в размере, равном его величине, установленной на 2016 год - 1,798.
Более того, Комитет полагает, что в условиях современных экономических реалий установление на законодательном уровне размеров коэффициента-дефлятора на ближайшие три года, ежегодно увеличивающих налоговую нагрузку на налогоплательщиков единого налога на вмененный доход (в 2017 году - на 5,17 %, в 2018 - на 4,81 %, в 2019 - на 4,09 %) недопустимо. Увеличение размера коэффициента-дефлятора должно иметь экономическое обоснование и соответствовать фактическому росту реальных доходов представителей малого и среднего бизнеса.
В связи с этим Комитет считает необходимым проработать совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации вопрос о наделении субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению вместо коэффициента-дефлятора (К1) корректирующего коэффициента к базовой доходности, применяемого при исчислении суммы единого налога на вмененный доход, который не может быть более коэффициента-дефлятора, установленного на федеральном уровне.
Учитывая вышеизложенное, Комитет поддерживает проект федерального закона N 18416-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26. 3 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017 - 2019 годов" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.