Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2016 г. N 86-АПГ16-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Совета народных депутатов муниципального образования город Александров Владимирской области на решение Владимирского областного суда от 30 мая 2016 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Кудряшова А.Ю. о признании недействующим решения Совета народных депутатов города Александрова от 26 марта 2015 года N 23 "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Совета народных депутатов муниципального образования город Александров Владимирской области Астафьева Л.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Совета народных депутатов муниципального образования город Александров Владимирской области от 26 марта 2015 года N 23 утверждено положение "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах".
Приложением N 2 к вышеназванному положению "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах" (далее - приложение) в виде таблицы установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, содержащие, в том числе перечень оцениваемых критериев и количество баллов по оцениваемым критериям.
Пунктом 2 таблицы приложения в качестве критерия оценки заявок предусматривается наличие медицинского кабинета для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей (постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291), соответствующего требованиям, изложенным в письме Минздрава РФ N 2510/9468-03-32 от 21 августа 2003 года:
- расположенного на территории стоянки автобусов, с которой осуществляется выезд автобусов на линию - значимость критерия 5;
- расположенного вне территории стоянки автобусов, с которой осуществляется выезд автобусов на линию - значимость критерия 2;
Пунктом 3 таблицы приложения в качестве критерия оценки заявок предусматривается диспетчерская служба, наличие диспетчеров, обученных и аттестованных (Приказ Минтранса от 15 января 2014 года N 7):
- штатные диспетчеры или по договору не менее двух - значимость критерия 3;
- штатные или по договору менее двух - значимость критерия 1.
Пунктом 6 таблицы приложения в качестве критерия оценки заявок предусматривается наличие контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении в гараж:
- штатными см. механиками или по договору не менее 3 человек - значимость критерия 5;
- штатными см. механиками или по договору менее 3 человек значимость критерия 2.
Пунктом 10 таблицы приложения в качестве критерия оценки заявок предусматриваются показатели, отражающие опыт осуществления регулярных перевозок, который подтверждён исполнением договоров с органами местного самоуправления:
- более 10 лет - значимость критерия 15;
- от 5 до 10 лет включительно - значимость критерия 10;
- от 3 до 5 лет включительно - значимость критерия 5;
- от 1 года до 3 лет включительно - значимость критерия 2;
- менее 1 года - значимость критерия 0.
Пунктом 12 таблицы приложения в качестве критерия оценки заявок предусматривалось наличие освещаемой, охраняемой стоянки автобусов:
- на 100% транспорта - значимость критерия 5;
- менее чем на 100% транспорта - значимость критерия 2.
Пунктом 17 таблицы приложения в качестве критерия оценки заявок предусматривается наличие категорирования и включение в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"):
- за каждую единицу транспорта согласно сведениям из Реестра - значимость критерия +1,
Индивидуальный предприниматель Кудряшов А.Ю., осуществляющий деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, в том числе на территории муниципального образования город Александров, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании решения Совета народных депутатов муниципального образования город Александров Владимирской области от 26 марта 2015 года N 23 "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах" (в редакции решений от 10 апреля 2015 года N 26, от 29 июля 2015 года N 51 и от 6 ноября 2015 года N 70) недействующим в части указанных выше пунктов 2, 3, 6, 10, 12 и 17 таблицы приложения к указанному положению.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что оспариваемые правовые предписания противоречат положениям Федеральных законов от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", создают дискриминационные условия деятельности частных пассажирских перевозчиков, нарушают его право на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку необоснованно устанавливают преимущества хозяйствующим субъектам, с большим количеством работников и транспортных средств, имеющим наибольший опыт в области осуществления регулярных пассажирских перевозок, противоречат требованиям Федерального закона.
В ходе рассмотрения дела административный истец просил суд признать недействующим оспариваемый акт полностью, по тем основаниям, что он принят с нарушением процедуры принятия.
Определением Владимирского областного суда от 30 мая 2016 года производство по административному делу в части признания недействующим пункта 12 таблицы приложения к положению прекращено в связи с отказом административного истца от заявленных в этой части требований.
Решением Владимирского областного суда от 30 мая 2016 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 2, 3, 6 и 17 таблицы приложения к положению "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах", утвержденному решением Совета народных депутатов муниципального образования город Александров от 26 марта 2015 года N 23 "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах" (в редакции решений Совета народных депутатов муниципального образования город Александров от 10 апреля 2015 года N 26, от 29 июля 2015 года N 51 и от 6 ноября 2015 года N 70).
В удовлетворении в остальной части административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административного ответчика ставится вопрос об отмене судебного решения ввиду неправильного применения судом норм материального права и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "части 1 статьи 2" имеется в виду "часть 2 статьи 1"
К вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (пункт 7 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Статьёй 5 Закона Владимирской области от 6 апреля 2004 года N 18-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Владимирской области", действовавшего до 1 января 2016 года, предусматривалось, что органы местного самоуправления организуют свои перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории соответствующих муниципальных образований в пределах своих полномочий.
В силу части 3 статьи 5 Закона Владимирской области от 30 декабря 2015 года N 210-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере организации транспортного обслуживания населения на территории Владимирской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Владимирской области", действующего с 1 января 2016 года, органы местного самоуправления организуют перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории соответствующих муниципальных образований в пределах полномочий, определенных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Владимирской области.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования город Александров (городское поселение), принятого Советом народных депутатов муниципального образования город Александров Владимирской области 10 мая 2006 года N 38 (далее - Устав) к вопросам местного значения относится, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.
На федеральном уровне отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ), вступившего в законную силу со дня официального опубликования 14 июля 2015 года (за исключением статей 4-32, 36-38, вступивших в силу с 11 января 2016 года, и статей 33-35, 40, вступивших в силу по истечении одного года после дня официального опубликования закона).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, названным федеральным законом, другими федеральными законами, регламентирующими отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ).
Указанным Федеральным законом предусмотрено осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам и регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
В свою очередь, согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" муниципальный контракт - договор, заключенный от имени муниципального образования (муниципальный контракт) муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно муниципальных нужд.
Исходя из приведенного в пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ определения под муниципальным заказчиком следует понимать муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Таким образом, действующее законодательство не содержит запретов на установление соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе, в связи с чем Совет народных депутатов муниципального образования город Александров в соответствии со своей компетенцией вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска к участию в конкурсе и оценку участников конкурса.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Совет народных депутатов муниципального образования город Александров, являющийся в соответствии со статьями 23 и 24 Устава Совета народных депутатов муниципального образования город Александров представительным органом местного самоуправления названного муниципального образования, принял оспариваемый нормативно правовой акт и последующие изменения в пределах предоставленной ему компетенции, в надлежащей форме и в соответствии с требуемой процедурой.
Проанализировав положения Федеральных законов от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 17 июля 2009 года N 172 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в редакции действовавшей до 1 января 2016 года, статьи 4 Закона Владимирской области от 8 декабря 2014 года N 146-ОЗ "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и порядке проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности", в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого решения, суд правомерно пришел к выводу о том, что отсутствие заключения антикоррупционной экспертизы проектов оспариваемых административным истцом решений Совета народных депутатов муниципального образования город Александров не может быть расценено как нарушение порядка процедуры принятия решений и не является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 17 июля 2009 года следует читать как "N 172-ФЗ"
Позиция суда по указанным выводам подробно и аргументировано изложена в решении суда, содержит обоснование соответствующими доказательствами, нормами федерального законодательства.
При этом суд первой инстанции, признавая недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 2, 3, 6 и 17 таблицы приложения к оспариваемому положению, правомерно применил положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, вступившей в силу с 11 января 2016 года, оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных и муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с частью 4 указанной статьи шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Как следует из содержания оспариваемых пунктов 2, 3, 6 и 17 таблицы приложения к положению "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах", утверждённому решением Совета народных депутатов муниципального образования город Александров Владимирской области от 2 марта 2015 года N 23 (в редакции решений Совета народных депутатов муниципального образования город Александров от 1 апреля 2015 года N 26, от 29 июля 2015 года N 51 и от 6 ноября 2015 года N 70), в них содержатся критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, не предусмотренные частью 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
В силу части 2 статьи 48 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Федерального закона, пункт 5.3 Положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах", утвержденного решением Совета народных депутатов города Александрова от 26 марта 2015 года N 23, предусматривает форму проведения конкурса - открытый конкурс.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ закреплено требование о том, что работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, выполняются на основании заключенного муниципального контракта, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений данного Федерального закона.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что положения части 3 и 4 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, устанавливающие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, в равной степени распространяются и на перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки по регулируемым тарифам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу части 10 статьи 39 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты являются недействующими в части, которая противоречит данному Федеральному закону, в силу закона, а не в силу решения суда, являются необоснованными.
Пункт 10 статьи 39 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ обязывает в течение 180 дней со дня его официального опубликования органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления привести законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с положениями данного Федерального закона.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Владимирского областного суда от 30 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета народных депутатов муниципального образования город Александров Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2016 г. N 86-АПГ16-3
Текст определения официально опубликован не был