Management quality systems for automotive industry. Management quality systems analysis
Дата введения - 1 сентября 2005 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 Подготовлен Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Статистические методы в управлении качеством продукции", Ассоциацией по сертификации "Русский Регистр", ОАО "НИЦ КД", ОАО "АВТОВАЗ", ЗАО "АИЦ"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Статистические методы в управлении качеством продукции"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июля 2005 г. N 188-ст
4 Введен впервые
Введение
Настоящий стандарт устанавливает процедуру оценки систем менеджмента качества (СМК) предприятий автомобилестроения на соответствие требованиям ГОСТ Р 51814.1-2004 "Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части".
В стандарте представлены два метода оценки СМК: метод "да/нет" и метод "баллов".
Отмечена необходимость использования процессного аудита при оценке СМК.
Приведен вопросник (чек-лист), составленный на основе требований ГОСТ Р 51814.1, который должен использоваться аудиторами при составлении вопросников для конкретных областей аудита.
В приложении представлены рекомендуемые формы бланков по оценке СМК.
Методология, изложенная в стандарте, согласуется с международными стандартами в области менеджмента качества ИСО 9000:2000, ИСО 9004:2000 и ИСО/ТУ 16949:2002.
1 Область применения
Настоящий стандарт применяется для оценки СМК предприятий (организаций) автомобилестроения на соответствие требованиям ГОСТ Р 51814.1.
Настоящий стандарт может использоваться в различных ситуациях в зависимости от интересов потребителя и организации:
- при аудите (проверке) первой стороной, т.е. при внутреннем аудите СМК или при самооценке организацией своей СМК;
- при аудите (проверке) второй стороной, т.е. при оценке потребителем действий организации, в т.ч. при оценке организацией поставщиков по всем вопросам полностью или частично, включая оценку потенциальных поставщиков;
- при аудите (проверке) третьей стороной, т.е. при сертификации СМК организации органом по сертификации СМК.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента
ГОСТ Р 51814.1-2004 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части
ГОСТ Р 51814.2-2001 Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов
ГОСТ Р 51814.3-2001 Системы качества в автомобилестроении. Методы статистического управления процессами
ГОСТ Р 51814.4-2004 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Одобрение производства автомобильных компонентов
ГОСТ Р 51814.5-2005 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Анализ измерительных и контрольных процессов
ГОСТ Р 51814.6-2005 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Менеджмент качества при планировании, разработке и подготовке производства автомобильных компонентов
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р 51814.1, а также следующий термин с соответствующим определением:
мониторинг: Непрерывное наблюдение с элементами измерений с последующим анализом, оценкой и, возможно, прогнозом.
4 Общие положения и указания по оценке СМК
4.1 Общие положения
4.1.1 Фазы оценки СМК
Оценка СМК организации включает три основные фазы:
I - анализ документации СМК. Этот анализ определяет, соответствуют ли документы СМК требованиям ГОСТ Р 51814.1;
II - аудит (проверка) на рабочем месте. Эта фаза определяет степень и эффективность внедрения процессов СМК в производственных и вспомогательных подразделениях организации на соответствие требованиям документов СМК;
III - анализ результатов. Анализ результатов первых двух фаз используют для окончательного определения соответствия организации требованиям ГОСТ Р 51814.1.
4.1.2 Особенности оценки СМК
Оценка соответствия СМК требованиям ГОСТ Р 51814.1 должна проводиться на основе процессного аудита, направленного в первую очередь на проверку процессов организации.
Базой для проведения процессного аудита должна быть "Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе" (ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р 51814.1), включающая процессы из следующих четырех основных областей:
- ответственность руководства;
- менеджмент ресурсов;
- жизненный цикл продукции;
- измерение, анализ и улучшение.
Аудиторы должны применять разработанные специально для проверяемой области вопросники (чек-листы). При разработке вопросников необходимо ориентироваться на таблицы раздела 5 данного стандарта, которые содержат вопросы, соответствующие требованиям ГОСТ Р ИСО 51814.1.
Примечание. Процессный аудит в обязательном порядке должен включать рассмотрение выходов процессов и оценку удовлетворенности потребителей (внешних или внутренних) этими выходами.
4.2 Указания по оценке СМК
4.2.1 Общие указания по оценке
Для оценки выполнения требований ГОСТ Р 51814.1 может использоваться один из двух ниже перечисленных методов:
- метод "да/нет", т.е. метод определения соответствия или несоответствия выполнения требований ГОСТ Р 51814.1;
- метод "баллов", т.е. метод балльной оценки выполнения требований ГОСТ Р 51814.1, начиная от 0 (наихудший результат) до 10 (наилучший результат).
4.2.2 Порядок оценивания СМК на основе метода "да/нет"
Метод "да/нет" заключается в определении соответствия или несоответствия выполнения каждого требования ГОСТ Р 51814.1 по системе (выполнено - "да", не выполнено - "нет"). Таким образом, метод "да/нет" является упрощенным двухбалльным вариантом метода "баллов". Результаты оценки выполнения каждого подпункта, пункта, подраздела, раздела требований ГОСТ Р 51814.1 заносят в правую часть вопросника (чек-листа), составленного на основе таблиц раздела 5.
Общую оценку СМК определяют в соответствии с требованиями либо процедур организации (аудит первой стороной), либо процедур потребителя (аудит второй стороной), либо процедур Органов сертификации (аудит третьей стороной).
4.2.3 Порядок оценивания СМК на основе метода "баллов"
Порядок оценивания СМК на основе метода "баллов" заключается в следующем. Оценку выполнения требований определяют в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Критерии, применяемые при оценивании выполнения требований ГОСТ Р 51814.1 по методу "баллов"
Критерий |
Балл |
При проверке выявлено несоответствие, значительно влияющее на безопасность, или не выполнены законодательно установленные требования |
0 |
При проверке выявлено несоответствие, значительно влияющее на соответствие продукции/на выполнение обязательств перед заказчиком |
1 |
Требования не внедрены и/или систематически не выполняются |
2 |
Требования внедрены частично |
3 |
Требования внедрены, но при их выполнении не обеспечивается достижение поставленных целей |
4 |
Требования внедрены, при их выполнении обеспечивается частичное достижение поставленных целей |
5 |
Требования внедрены, обеспечивается достижение поставленных целей |
6 |
Продемонстрировано повышение результативности деятельности |
7 |
Продемонстрировано постоянное значительное повышение результативности деятельности |
8 |
Продемонстрировано повышение эффективности деятельности |
9 |
Продемонстрировано постоянное значительное повышение эффективности деятельности |
10 |
Результаты оценки выполнения каждого подпункта, пункта, подраздела, раздела требований ГОСТ Р 51814.1 заносят в правую часть вопросника (чек-листа), составленного на основе таблиц раздела 5.
Общую оценку СМК определяют в соответствии со схемой на рисунке 1; на каждом последующем уровне оценка равна среднему значению оценок предыдущего уровня.
Примечание - Содержание схемы на рисунке 1 дано только в качестве примера для пояснения процедуры получения общей оценки.
Примеры
1 Оценка выполнения требований 7.3 "Проектирование и разработка" ГОСТ Р 51814.1 равна среднему значению оценок выполнения требований 7.3.1 - 7.3.7.
2 Оценка выполнения требований 7.3.5 "Верификация проекта и разработки" ГОСТ Р 51814.1 равна среднему значению оценок по всем соответствующим вопросам проверочного листа.
Заключение о соответствии СМК требованиям ГОСТ Р 51814.1 дают в случае, если общая оценка на уровне 1 и все оценки на уровнях 2, 3, 4, 5, 6 (рисунок 1) составляют не менее шести баллов.
Рисунок 1 - Схема получения общей оценки объекта аудита
4.2.4 Процесс оценивания СМК при аудите "первой стороной"
Процесс оценивания СМК "первой стороной" (внутренний аудит СМК, самооценка) может проводиться в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р ИСО 19011 с использованием вопросов чек-листа раздела 5 настоящего стандарта. При этом может применяться метод оценки "да/нет" или метод "баллов".
4.2.5 Процесс оценивания СМК при аудите "второй стороной"
Процесс оценивания СМК "второй стороной" регламентируется процедурами потребителя и может проводиться с использованием вопросов чек-листа раздела 5 настоящего стандарта. При этом может применяться метод оценки "да/нет" или метод "баллов".
4.2.6 Процесс оценивания СМК при аудите "третьей стороной"
Процесс оценивания СМК "третьей стороной (сертификация)" проводится по процедурам Органов по сертификации в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р ИСО 19011 и с использованием вопросов чек-листа раздела 5 настоящего стандарта. При этом может применяться метод оценки "да/нет" или метод "баллов". На рисунке 2 представлена типовая блок-схема сертификации СМК организации, применимая в автомобильной отрасли.
Рисунок 2 - Блок-схема сертификации СМК организаций автомобильной отрасли
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51814.7-2005 "Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Оценка систем менеджмента качества" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июля 2005 г. N 188-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2005 г.
Дата введения - 1 сентября 2005 г.