Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Н.М. Подгорнова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.М. Подгорнов оспаривает конституционность следующих положений Закона Вологодской области от 5 июля 1996 года N 87-ОЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области":
части 1 статьи 1, закрепляющей перечень оснований прекращения трудового договора с лицами, замещавшими государственные должности Вологодской области и государственные должности областных государственных служащих, дающих право на установление им пенсии за выслугу лет, включая досрочное прекращение полномочий в случаях, установленных законодательством;
абзаца первого статьи 3, обусловливающего возможность назначения пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему должность губернатора области, замещением указанной должности, по общему правилу, в течение не менее половины срока полномочий губернатора области, а также разъясняющего, что понимается под названным сроком.
Как следует из представленных материалов, в период с 4 ноября 1991 года по 20 мая 1996 года заявитель замещал должность главы администрации Вологодской области, от которой был освобожден Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 1996 года N 735 за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, нарушение законов Российской Федерации, нецелевое использование средств федерального бюджета, задержки выплаты заработной платы, а также ухудшение социально-экономического положения области.
В 2015 году Н.М. Подгорнов обратился в Правительство Вологодской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему государственную должность Вологодской области. Правильность отказа в назначении ему данной пенсии была подтверждена судами общей юрисдикции со ссылкой на то, что Закон Вологодской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области" не предусматривает возможность ее установления лицам, полномочия которых были прекращены в связи с освобождением от занимаемой должности в силу оснований, перечисленных в вышеназванном Указе Президента Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемые положения характеризуются неопределенностью, поскольку не предусматривают отнесение должности главы администрации Вологодской области к государственным должностям Вологодской области, а также признание равноценными таких правоприменительных действий, как освобождение от должности и досрочное прекращение полномочий, чем вступают в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Пенсии за выслугу лет (ежемесячные доплаты к пенсиям) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, по своей правовой природе являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением данной категории граждан, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно с финансированием за счет средств их бюджетов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 12-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О и от 1 октября 2009 года N 1060-О-О).
Установление данных выплат относится к дискреционным полномочиям законодателя субъекта Российской Федерации, который, принимая такое решение в соответствии с рекомендацией, закрепленной в пункте 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы", должен руководствоваться принципом социальной справедливости, стремиться к соблюдению баланса частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации.
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель Вологодской области в части 1 статьи 1 Закона Вологодской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области" предусмотрел, что право на такую пенсию предоставляется указанным категориям лиц и при досрочном прекращении полномочий, однако лишь в случаях, установленных законодательством.
При этом абзац первый части 1 статьи 7 Закона Вологодской области от 1 июля 2004 года N 1034-ОЗ "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области" предусматривает, что основания и порядок прекращения полномочий лиц, замещавших отдельные государственные должности области (в том числе должность губернатора Вологодской области, правами и обязанностями которого согласно статье 110 действовавшего на момент освобождения Н.М. Подгорнова от должности Устава Вологодской области от 14 сентября 1995 года с указанной календарной даты наделен глава администрации области), определяются в соответствии с федеральными законами, Уставом области и законами области.
Так, Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относит к числу оснований досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в частности, отрешение его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации (например, обусловленной выявлением в отношении него фактов коррупции, неурегулирования конфликта интересов, установления фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда такое лицо являлось зарегистрированным кандидатом на данную должность), за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (в том числе по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации), а также в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда или в случае его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации, на основании и в порядке, установленных данным Федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации (подпункты "б", "г", "ж", "л" пункта 1 статьи 19).
Согласно пункту 4 статьи 2.1 названного Федерального закона в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены, в частности, в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Следовательно, так же как и лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации, в отношении которых пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 исключает возможность предоставления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) при прекращении полномочий в связи с виновными действиями, лица, замещавшие государственные должности субъекта Российской Федерации, в том числе Вологодской области, приобретают право на дополнительное пенсионное обеспечение лишь при прекращении полномочий по основаниям, совместимым с требованиями, предъявляемыми к лицам с особым публично-правовым статусом.
Таким образом, положения части 1 статьи 1 Закона Вологодской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области" во взаимосвязи с положениями Устава Вологодской области, Закона Вологодской области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области", а также вышеприведенными нормами федерального законодательства направлены на предоставление лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области, включая должность губернатора Вологодской области, дополнительного пенсионного обеспечения с учетом оснований прекращения их полномочий и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Что касается положений абзаца первого статьи 3 Закона Вологодской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области", то они в оспариваемом Н.М. Подгорновым аспекте при разрешении его дела судами общей юрисдикции не применялись, а потому его жалоба в данной части также не отвечает критерию допустимости и не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подгорнова Николая Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2016 г. N 2722-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подгорнова Николая Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями части 1 статьи 1 и абзаца первого статьи 3 Закона Вологодской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)
Текст Определения опубликован в журнале "Пенсия", 2017 г., N 2