Введение
Настоящий Сборник разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства* (Вопросы и ответы) 2002 - 2016 (далее - Сборник) является актуализированной редакцией "Сборника разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства (Вопросы и ответы)", разработанного Центром в 2002 году, и относится к пособиям, предназначенным для облегчения деятельности проектировщиков при решении ими отдельных конкретных наиболее актуальных вопросов ценообразования и сметного нормирования проектных работ.
Разъяснения, включенные в Сборник, могут быть также полезны для застройщиков (заказчиков), подрядчиков по строительству при решении ими аналогичных задач, например при формировании начальной (максимальной) цены на выполнение проектных работ для строительства объектов.
Актуализация Сборника, разработанного Центром в 2002 году, связана с необходимостью приведения в соответствие ответов на представленные в нем вопросы, сохранившие свою значимость на сегодняшний день, действующей законодательной и нормативной базе, в которой имеют место изменения и дополнения, произошедшие за период с 2002 года по настоящее время.
Вопрос оценки стоимости выполнения проектных работ и других инжиниринговых услуг, связанных с инвестиционной деятельностью в строительстве, всегда имел большое значение для участников инвестиционного процесса, поскольку его оптимальное решение обеспечивает эффективность производственно-финансовой деятельности как заказчиков-застройщиков, так и подрядчиков-разработчиков проектной документации.
В соответствии со статьей 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 (далее - Положение): "Сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета". Действующие рыночные отношения в сфере экономической деятельности, в том числе и в области проектирования, обуславливают формирование свободных (договорных) цен. В связи с этим все действующие ценовые показатели стоимости проектных работ являются рекомендательными справочными документами, используемыми при определении базовой цены проектирования, а для объектов капитального строительства, строительство которых финансируется полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, действующие сметные нормативы стоимости проектных работ, внесенные в Федеральный реестр, являются обязательными к применению.
Разъяснения, включенные в Сборник, основаны на законодательной и нормативной базе, действующей на 1 февраля 2016 года, не являются нормативным документом и выражают точку зрения специалистов Центра (разработчиков сметных нормативов на проектные работы) на основании анализа действующей нормативно-правовой и нормативно-технической базы в данной области.
В настоящее время базовая цена проектных работ для строительства объектов определяется по:
- действующим отраслевым и специализированным разделам Сборника цен на проектные работы для строительства с изменениями и дополнениями к ним издания 1987 - 90 гг. (СЦ);
- Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства издания 1995 - 2008 гг. (СБЦ).
- Справочникам базовых цен на проектные работы в строительстве издания 2010 - 2016 гг. (СБЦП)
Перечень действующих ценовых документов по состоянию на 01.02.2016 г., внесенных в Федеральный реестр, приведен в Приложении 2 к настоящему Сборнику.
Принимая во внимание одновременное действие указанных выше сметных нормативов, разработанных для применения в различных экономических системах хозяйствования, возможность достоверной и адекватной оценки стоимости выполнения проектных работ сопряжена с большим количеством вопросов по применению ценовых документов в области проектирования.
В настоящем Сборнике, составленном в виде вопросов и ответов, даны рекомендации по определению стоимости работ, связанных с проектированием для строительства предприятий, зданий, сооружений различного отраслевого назначения, наиболее часто встречающихся в практике расчета базовых цен и формирования на их основе договорных цен на эти работы с учетом изменений в законодательных, правовых и нормативных документах с 2002 года по настоящее время.
Список сокращений, используемых в сборнике
ГОЧС |
- Мероприятия по гражданской обороне, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
ДПБ |
- Декларация промышленной безопасности |
Инфляционные индексы |
- Индексы изменения стоимости проектных работ в связи с инфляционными процессами, публикуемые ежеквартально Минстроем России |
КВ |
- Капиталовложения |
МУ-2009, Методические указания |
- Методические указания по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 N 620 и зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации 23.03.2010 N 16686. |
НП |
- Натуральный показатель объекта проектирования |
ОВОС |
- Оценка воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду |
Положение |
- Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (с изменениями и дополнениями). |
Сборник |
- Сборник разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства* (Вопросы и ответы) - ОАО "ЦЕНТРИНВЕСТпроект", М., 2002 - 2016 |
Сборник-2002 |
- Сборник разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства (Вопросы и ответы) - ФГУП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект", М., 2002 |
СБЦ |
- Справочники базовых цен на проектные работы для строительства издания 1995-1999 гг., 2003, 2004, 2006-2008 гг. Сокращения наименований СБЦ приведены в Приложении 2 настоящего Сборника. |
СБЦП |
- Справочники базовых цен на проектные работы в строительстве издания 2010-2016 гг. Сокращения наименований СБЦП приведены в Приложении 2 настоящего Сборника. |
Справочники |
- СЦ, СБЦ, СБЦП. |
ССРСС |
- Сводный сметный расчет стоимости строительства |
СЦ |
- Сборник цен на проектные работы для строительства издания 1987-1990 гг. Сокращения Разделов СЦ приведены в Приложении 2 настоящего Сборника. |
ТП |
- Трансформаторная подстанция |
ТП, ИТП, ЦТП |
- Тепловой пункт, индивидуальный тепловой пункт, центральный тепловой пункт |
ТЭО |
- Технико-экономическое обоснование |
Федеральный реестр |
- Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета |
ФОИВ |
- Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации |
I. Разъяснения по определению стоимости предпроектных работ
1 Как определяется стоимость работ по выбору земельного участка (трассы) для строительства?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Выбор земельного участка (трассы) для строительства осуществляется, как правило, при разработке Обоснований инвестиций в строительство объекта.
При определении стоимости разработки Обоснований инвестиций в строительство объекта затраты проектных организаций, связанные с их участием в выборе земельного участка (трассы), учитываются в этой цене.
В случаях, когда при разработке Обоснований инвестиций в строительство объекта выбор земельного участка не выполняется, базовую цену Обоснований инвестиций следует скорректировать с применением поправочного коэффициента как выполнение работ в сокращенном, против предусмотренного действующими нормативными документами объеме.
Размер затрат, связанных с выполнением этих работ, приведен в Практических пособиях по применению Справочников базовых цен на проектные работы для строительства и может составлять до 5% от цены разработки проекта.
Ответ в актуализированной редакции
В соответствии со статьей 30 Положения сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансирование которого осуществляется с полным или частичным привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в Федеральный реестр. Это требование в полной мере касается подготовки сметных расчетов на выполнение предпроектных и проектных работ. В связи с этим, для вышеуказанных объектов при определении стоимости работ по выбору земельного участка (трассы) для строительства необходимо руководствоваться регламентами, установленными сметными нормативами на проектные работы, внесенными в Федеральный реестр. Согласно п. 2.1.4. Раздела II МУ-2009 стоимость выполнения работ, для которых цены в Справочниках не приведены, и не могут быть приняты по аналогии, определяют расчетом стоимости в соответствии с калькуляцией затрат (форма 3П).
Для объектов, строительство которых осуществляется без привлечения средств федерального бюджета, ответ на вопрос, приведенный в Сборнике-2002, не потерял своей актуальности и пересмотру не подлежит.
При применении разъяснения по данному вопросу следует учитывать, что взамен ранее действовавшей стадии "проект" в настоящее время установлена стадия "проектная документация".
2 Как определяется цена составления Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Согласно СП 11-101-95 Ходатайство (Декларацию) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений составляет заказчик. В случае поручения составления Ходатайства (Декларации) о намерениях проектной организации, стоимость этой работы может быть определена в процентах от базовой цены выполнения Обоснований инвестиций в строительство объекта в соответствии с трудоемкостью работ.
Ответ в актуализированной редакции
Постановлением Госстроя России от 12.07.2002 N 86 действие СП 11-101-95 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений", утв. постановлением Минстроя России от 30.06.95 N 18-63 отменено, состав и содержание предпроектной документации в настоящее время на федеральном уровне четко не регламентированы. В этой связи представляется, что необходимость разработки, состав и содержание предпроектной документации должны быть определены заданием на разработку такой документации, в том числе в части подготовки Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений.
С учетом вышесказанного, ответ на этот вопрос аналогичен ответу в актуализированной редакции на Вопрос 1 Раздела I настоящего Сборника.
3 Как определяется стоимость разработки бизнес-плана?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Цена работ, связанных с разработкой бизнес-плана, не регламентирована и определяется как доля от цены Обоснований инвестиций в строительство объекта; при этом размер понижающего коэффициента к цене Обоснований инвестиций должен соответствовать реальной трудоемкости работ и согласовываться с заказчиком.
Ответ в актуализированной редакции
Обязательность разработки бизнес-плана для строительства, состав и требования к содержанию этой документации законодательными, нормативными и правовыми актами на федеральном уровне четко не регламентированы. В этой связи представляется, что необходимость разработки, состав и содержание бизнес-плана для строительства должны быть определены заданием на разработку такой документации.
С учетом вышесказанного, ответ на этот вопрос аналогичен ответу в актуализированной редакции на Вопрос 1 Раздела I настоящего Сборника.
4 Как определяется стоимость Обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Базовая цена выполнения указанных работ может быть определена в порядке, установленном Сборником цен или Справочниками базовых цен, с применением понижающего коэффициента в соответствии с трудоемкостью работ.
При этом рекомендуемый размер понижающего коэффициента к ценам Справочника, установленным на весь комплекс проектных работ (проект + рабочая документация), должен составлять до 0,2, а к ценам Сборника цен - до 0,7 от цены проекта.
Ответ в актуализированной редакции
Обязательность выполнения работ по подготовке Обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений, состав и требования к содержанию этой документации законодательными, нормативными и правовыми актами на федеральном уровне четко не регламентированы. В этой связи представляется, что необходимость разработки этой документации, состав и требования к содержанию должны быть определены заданием на её разработку.
С учетом вышесказанного, ответ на этот вопрос аналогичен ответу в актуализированной редакции на Вопрос 1 Раздела I настоящего Сборника.
5 Как определяется базовая цена выполнения предпроектных работ - Обоснований инвестиций в строительство в случае использования материалов типовой проектной документации?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
В соответствии с требованиями п. 4.6 СП 11-101-95 на предпроектной стадии в разделе "Основные строительные решения" на основании принципиальных объемно-планировочных и конструктивных решений крупных и сложных зданий и сооружений определяются их основные параметры, по которым могут в случае необходимости и возможности подбираться типовые проекты.
В связи с изложенным и принимая во внимание, что на предпроектной стадии привязка типовых проектов не осуществляется и, таким образом, трудоемкость работ не зависит от решений о применении типовой проектной документации, вводить в расчет базовой цены предпроектных работ коэффициенты на привязку, предусмотренные п. 2.6 Справочника базовых цен на проектные работы для строительства объектов жилищногражданского назначения, издания 1994 года, не следует.
Ответ в актуализированной редакции
Обязательность выполнения работ по подготовке Обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений, состав и требования к содержанию этой документации законодательными, нормативными и правовыми актами на федеральном уровне четко не регламентированы (за исключением ядерных установок, радиационных источников и пунктов их хранения), постановлением Госстроя России от 12.07.2002 N 86 действие СП 11-101-95 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений", утв. постановлением Минстроя России от 30.06.95 N 18-63, отменено. В этой связи представляется, что необходимость разработки этой документации, состав и требования к её содержанию должны быть определены заданием на разработку.
Справочник базовых цен на проектные работы для строительства объектов жилищно-гражданского назначения, издания 1994 года, ссылка на который приводится в ответе на Вопрос 5 Раздела I Сборника-2002, в настоящее время не действует.
Вместе с тем, в случае необходимости выполнения работ по Обоснованию инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений следует учитывать, что на предпроектной стадии привязка типовых проектов не осуществляется и, таким образом, трудоемкость работ не зависит от решений заказчика о применении типовой проектной документации. Исходя из этого, вводить в расчет базовой цены предпроектных работ коэффициенты на привязку, предусмотренные п. 3.2. Раздела III МУ-2009, не следует.
6 Учтены ли затраты на разработку раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" (ОВОС) ценами Справочников базовых цен на проектные работы для строительства?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
В соответствии с СП 11-101-95 раздел ОВОС входит в состав предпроектных работ - Обоснований инвестиций в строительство, разработка которых составляет не более 20% от общей стоимости проектирования (проект + рабочая документация). Стоимость разработки ОВОС может составлять не более 20% от цены Обоснований инвестиций в строительство в зависимости от назначения объекта проектирования.
Ответ в актуализированной редакции
Согласно п. 1.3.6.14. Раздела I МУ-2009 ценами Справочников не учтены затраты на выполнение работ по ОВОС. ОВОС входит в состав предпроектных работ - Обоснований инвестиций в строительство. Стоимость разработки документации по ОВОС может составлять не более 20% от цены Обоснований инвестиций в строительство в зависимости от назначения объекта проектирования. В случае выполнения по поручению заказчика работ по ОВОС в составе проектной документации стоимость этих работ определяется дополнительно в размере до 4% от общей стоимости проектирования (разработки проектной и рабочей документации).
II. Разъяснения по определению стоимости проектных работ
1 Действуют ли в настоящее время "Общие указания по применению Сборника цен на проектные работы для строительства"?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
При определении базовой цены проектных работ по Сборнику цен на проектные работы для строительства издания 1987-1990 гг. следует руководствоваться "Временными рекомендациями по определению базовых цен на проектные работы для строительства в условиях рыночной экономики с учетом инфляционных процессов" (приложение 1 к письму Госстроя России от 17.12.92 г. N БФ-1060/9), введенных в уточнение Общих указаний.
Ответ в актуализированной редакции
В настоящее время положения "Общих указаний по применению Сборника цен на проектные работы для строительства" и "Временных рекомендаций по определению базовых цен на проектные работы для строительства в условиях рыночной экономики с учетом инфляционных процессов" не действуют. При определении базовой цены проектных работ необходимо руководствоваться положениями МУ-2009.
2 Какие разделы Сборника цен на проектные работы для строительства издания 1987-1990 гг. действуют в настоящее время?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
По состоянию на данный момент действуют следующие разделы Сборника цен на проектные работы для строительства издания 1987-1990 годов: 1, 2 (кроме глав 1, 2), 3 (кроме глав 1, 4, 5, 6, 7, 8 и таблицы 3-12), 5-25, 26 (кроме глав 5 и 6), 28-36, 39, 41-47, 51-59, 61-63, 65.
Ответ в актуализированной редакции
По состоянию на 1 февраля 2016 года действуют разделы СЦ, перечень которых приведен в Приложении 2 настоящего Сборника.
3 Какими ценовыми документами следует пользоваться при наличии одновременно по отдельным отраслям действующих разделов Сборника цен на проектные работы для строительства (издания 1987-1990 гг.) и Справочников базовых цен (издания 1994-1999 гг.)?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Введение в действие Справочников базовых цен, в которых цены установлены в зависимости от стоимости строительства, не предусматривает отмену соответствующих разделов Сборника цен. Однако предпочтительным является применение документов более позднего издания, т.е. Справочников базовых цен, отвечающих по уровню современным требованиям к разработке качественной проектной документации.
В случае отсутствия во вновь разработанных Справочниках базовых цен позиций номенклатуры, имевшейся в ранее действовавших и отмененных разделах Сборника цен, для определения базовых цен проектных работ могут быть использованы соответствующие показатели Сборника цен.
Перечисленные выше ценовые документы предназначены в качестве базы для формирования договорных цен.
Ответ в актуализированной редакции
Для выполнения требований по подготовке качественной проектной продукции и при этом решения задачи достоверного определения стоимости проектных работ предпочтительным является применение сметных нормативов более позднего издания, т.е. СБЦП, отвечающих по уровню цен современным требованиям к разработке качественной проектной и рабочей документации.
4 Можно ли применять в настоящее время Временный Справочник базовых цен на проектные работы для строительства "Объекты агропромышленного комплекса, торговли и общественного питания", действующий с 1 января 1997 года сроком на два года?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
В настоящее время для определения базовых цен на разработку проектной документации по объектам агропромышленного комплекса рекомендуется применять как раздел 31 "Предприятия агропромышленного комплекса" Сборника цен на проектные работы для строительства издания 1987 г., с изменениями и дополнениями 1988-90 гг., так и Временный Справочник базовых цен на проектные работы для строительства "Объекты агропромышленного комплекса, торговли и общественного питания", утвержденный постановлением Минстроя России от 25.11.96 г. N 18-81. Однако предпочтительным является документ более позднего издания, т.е. Справочник базовых цен.
Ответ в актуализированной редакции
Раздел 31 "Предприятия агропромышленного комплекса" Сборника цен на проектные работы для строительства издания 1987 г., с изменениями и дополнениями 1988-90 гг., и Временный Справочник базовых цен на проектные работы для строительства "Объекты агропромышленного комплекса, торговли и общественного питания", утвержденный постановлением Минстроя России от 25.11.96 г. N 18-81, исключены из Федерального реестра приказами Минстроя России N 337/пр от 05.05.2015 г. и N 634/пр от 17.10.2014 г. соответственно. В связи с этим, применять эти сметные нормативы для определения стоимости проектных работ для строительства объектов, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, нельзя. Для объектов агропромышленного комплекса, торговли и общественного питания действует внесенный в Федеральный реестр СБЦП 81-2001-11. Для объектов, строительство которых осуществляется без привлечения средств федерального бюджета, положения выше указанных сметных нормативов в части не противоречащей действующей законодательной и нормативной базе можно применять в качестве рекомендаций.
5 В каком размере (%) учтена в ценах Справочников прибыль (уровень рентабельности)?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
В настоящее время уровень рентабельности проектных организаций не регламентирован, и устанавливать этот средний "нормативный" уровень рентабельности в настоящее время не целесообразно, так как при разработке Справочников были использованы обобщенные данные о затратах на производство проектной продукции ведущих проектных организаций, имеющих различную структуру затрат и рентабельность. Для каждой проектной организации значение показателя рентабельности при определении ею базовой цены на свою продукцию будет индивидуальным, в зависимости от сложившегося уровня ее затрат, загрузки и других факторов.
Ответ в актуализированной редакции
В настоящее время уровень рентабельности проектной продукции не регламентируется, т.к. при разработке Справочников были использованы обобщенные данные о затратах на производство проектной продукции ведущих проектных организаций, имеющих различную структуру затрат и рентабельность. Для каждой проектной организации значение показателя рентабельности при определении стоимости проектных работ будет индивидуальным в зависимости от сложившегося уровня её затрат, в т.ч. и отчисления на заработную плату инженерам-проектировщикам, загрузки и других факторов.
В соответствии с п. 11 приложения N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (в ред. Приказов ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@, от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@, от 08.04.2011 N ММВ-7-2/258@, от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@) значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для рассматриваемой сферы деятельности по данным статистики может использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок, как на предстоящий, так и последующие годы до их очередной актуализации.
Расчет рентабельных продаж по основным видам экономической деятельности, начиная с 2006 года, приведен в приложении N 4 к приказу Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@) и в соответствии с официальной публикацией на сайте ФНС России приведен по состоянию на 17 сентября 2014 года. При этом рентабельность продукции, работ, услуг организаций по виду экономической деятельности "Научные исследования и разработки" за 2014 год составляет 9,1%. К указанному виду деятельности, по нашему мнению, относятся и проектные работы.
Вместе с тем, исходя из имеющихся в распоряжении ОАО "ЦЕНТРИНВЕСТпроект", данных по анализу результатов деятельности проектных организаций, следует полагать, что уровень прибыли по отношению к себестоимости может составлять порядка 10 - 15 % (максимальный уровень 20 %), учитывая значительный рост материальных затрат проектных организаций, связанный с ростом цен, отчислений от фонда оплаты труда, ростом этого фонда и т.п. При этом размер накладных расходов и прибыли так же не регламентируется.
6 Какова структура затрат и рентабельность инфляционного индекса, публикуемого ежеквартально Госстроем России, к стоимости проектных работ?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Указанные показатели не могут быть определены, поскольку инфляционный индекс представляет собой относительную величину (коэффициент), отражающую изменение стоимости проектных работ за определенный период по отношению к стоимости базисного периода. Вместе с тем уровень ежеквартального индекса устанавливается нарастающим итогом и определяется с учетом всех изменений как структуры и состава стоимости проектных работ, так и изменения величины расходов проектных организаций по статьям затрат.
Ответ в актуализированной редакции
Ответ на Вопрос 6, приведенный в Сборнике-2002, актуален в настоящее время и распространяется на все действующие Справочники, включая введенные в действие в период с 2004 по 2016 годы.
7 Учтены ли ценами Сборника и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства изыскательские работы?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Ценами, содержащимися в Сборнике цен издания 1987-1990 гг. и Справочниках базовых цен на проектные работы для строительства издания 1994-1999 гг., стоимость выполнения изыскательских работ не учтена и определяется по соответствующим ценовым документам.
По вопросам ценообразования в инженерных изысканиях следует обращаться в Государственное унитарное предприятие Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве Госстроя России (ПНИИИС): 105187, Москва, Окружной проезд, д. 18; тел./факс: 366-26-35 и 366-34-85.
Ответ в актуализированной редакции
Ответ на Вопрос 7, приведенный в Сборнике-2002, актуален в настоящее время и распространяется на все действующие Справочники, включая введенные в действие в период с 2004 по 2016 годы.
8 Какие поправочные коэффициенты, учитывающие инфляционные процессы, применяются при определении базовой цены проектных работ?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
При определении базовых цен на проектные работы для строительства применяются только инфляционные индексы, публикуемые ежеквартально Госстроем России. При определении базовых цен на проектные работы для строительства как по действующим отраслевым и специализированным разделам Сборника цен (изд. 1987-1990 гг.), так и по Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства (изд. 1994-1999 гг.), цены в которых установлены от натуральных показателей объектов проектирования, следует руководствоваться положениями, изложенными в письме Госстроя России от 13.01.1998 N 9-1-1/6 "Об определении базовых цен на проектно-изыскательские работы для строительства после 01.01.98 г.", а также ежеквартальными индексами изменения стоимости проектных работ в связи с инфляционными процессами (на II квартал 2002 года индекс составил 9,77 (см. письмо Госстроя России от 4.04.2002 N АШ-1717/10).
Ответ в актуализированной редакции
При определении стоимости проектных работ в текущих ценах на основании базовых цен на проектные работы, установленных Справочниками, применяются публикуемые ежеквартально Минстроем России инфляционные индексы. При определении базовых цен на проектные работы для строительства как по действующим отраслевым и специализированным разделам СЦ, так и по СБЦ издания 1994-1999 гг., следует учитывать требования МУ-2009, а также изложенные положения в письме Госстроя России от 13.01.1998 N 9-1-1/6 "Об определении базовых цен на проектно-изыскательские работы для строительства после 01.01.98 г.". Размер инфляционных индексов приведен в Приложении 3 настоящего Сборника.
При определении начальной (максимальной) цены контракта на выполнение проектных работ к их стоимости, определенной на момент проведения конкурса в соответствии с п. 1.7. Раздела I МУ-2009 помимо инфляционных индексов рекомендуется применение индекса-дефлятора, действующего на середину нормативного срока проектирования. Размер индекса-дефлятора устанавливается документами Минэкономразвития России в соответствии с п. 5 Правил разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 N 596.
9 Является ли инфляционный индекс на проектные работы законодательным или рекомендательным при формировании договорной цены на проектные работы?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
В соответствии с письмом Минархстроя РСФСР от 20.12.1991 N Ц-1/9 в связи с переходом на рыночные отношения и обусловленные этим свободные (договорные) цены, все действующие как ранее разработанные ценовые нормативы на проектные работы для строительства, так и вновь созданные показатели цены на эти работы, в том числе и инфляционный индекс, являются рекомендательными справочными документами, используемыми при определении базовой цены проектирования.
Ответ в актуализированной редакции
В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (с изменениями и дополнениями): "Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений". Все издаваемые письма ФОИВ, в том числе вносимые в Федеральный реестр письма с инфляционными индексами, носят обязательный характер для объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, для остальных объектов - рекомендательный характер.
10 Какой инфляционный коэффициент применяется при определении базовых цен по Справочнику базовых цен на обмерные работы и обследования зданий и сооружений (издания 1998 года)?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
При определении базовой цены работ на обмерные работы и обследования зданий и сооружений по соответствующему Справочнику издания 1998 года, цены в котором установлены по состоянию на 01.01.95 г., следует применять инфляционный индекс на момент определения цены, публикуемый ежеквартально Госстроем России (см. п. 1.5 Справочника). Вопрос о возможности применения при этом индекса, установленного для изыскательских работ, в настоящее время не регламентирован и решается индивидуально в зависимости от характера конкретно выполняемых работ. Одновременно сообщаем, что в настоящее время в соответствии с постановлением Госстроя России от 12.01.2001 N 8 осуществляется корректировка Справочников с установлением уровня цен по состоянию на 01.01.2001 г.; при редактировании рассматриваемого Справочника должен быть решен вопрос о применении к цене тех или иных видов обмерно-обследовательских работ инфляционного индекса на проектные или изыскательские работы.
Ответ в актуализированной редакции
При определении стоимости выполнения обмерных работ и обследований зданий и сооружений по базовым ценам на эти виды работ соответствующего Справочника (в Федеральном реестре - СБЦ-ОР-98) необходимо применять инфляционный индекс на проектные работы.
11 Как учитывается налог на добавленную стоимость при определении базовых цен на проектные работы для строительства?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
При определении базовых цен по действующим отраслевым и специализированным разделам Сборника цен на проектные работы для строительства издания 1987-1990 гг. и Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства издания 1994-1999 гг. налог на добавленную стоимость учитывается дополнительно к базовой цене.
Ответ в актуализированной редакции
Ответ на Вопрос 11, приведенный в Сборнике-2002, актуален в настоящее время и в соответствии с п. 1.3.4. раздела I МУ-2009 распространяется на все действующие Справочники, включая введенные в действие в период с 2004 по 2016 годы.
12 Вправе ли заказчик в условиях договорных цен требовать составления исполнительных смет?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
В условиях рыночных отношений хозяйствования и обусловленных этим договорных цен на выполнение работ и услуг исполнительные сметы не составляются. Необходимость составления исполнительных смет может специально оговариваться при заключении договора на выполнение проектных работ.
Ответ в актуализированной редакции
Ответ на Вопрос 12, приведенный в Сборнике-2002, актуален в настоящее время с учетом требований действующего законодательства. Обязательность составления исполнительных смет на проектные работы в настоящее время нормативными документами не установлена и не регламентирована.
13 Как определяется стоимость проектных работ для строительства объектов за границей?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Базовая цена проектных работ для строительства объектов за границей должна определяться по действующим ценовым нормативам (разделам Сборника цен или Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства) с учетом положений о порядке расчета цен на указанные работы, изложенных в п. 3.10 Общих указаний по применению Сборника цен на проектные работы для строительства (издание 2-е, дополненное, 1990 г.).
Ответ в актуализированной редакции
Базовая цена проектных работ для строительства объектов за границей должна определяться по действующим сметным нормативам (СЦ, СБЦ, СБЦП) с учетом усложняющих факторов, изложенных в п. 3.13. Раздела III МУ-2009.
14 Как оплачивается заказчиком стоимость приобретения исполнителем типовой проектной документации?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Стоимость привязки типовой проектной документации, определенная по ценам, содержащимся в Справочниках базовых цен на проектные работы для строительства (в том числе и объектов жилищно-гражданского назначения), учитывает затраты, связанные с приобретением исполнителем работ типовой проектной документации в специализированной государственной организации - ГУП ЦПП. Указанные затраты в случае приобретения исполнителем типовой проектной документации в других организациях должны учитываться в договорной цене и оплачиваться заказчиком дополнительно.
Ответ в актуализированной редакции
Применение типовой или повторно применяемой проектной документации при строительстве конкретного объекта капитального строительства должно быть установлено заказчиком заданием на проектирование. Действующими законодательными, правовыми и нормативными документами не регламентирован порядок приобретения типовой проектной документации. Указанные затраты в случае приобретения исполнителем типовой проектной документации должны учитываться в договорной цене и оплачиваться заказчиком дополнительно.
15 Какой существует порядок применения поправочных коэффициентов к ценам?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Коэффициенты, применяемые при определении базовой цены по разделам Сборника цен и Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства, подразделяются на ценообразующие и учитывающие усложняющие факторы.
К ценообразующим относятся коэффициенты, определяющие базовую цену по стадиям проектирования, видам строительства, а также установленные для определения цены отдельных объектов и видов работ. Ценообразующие коэффициенты при расчете цены перемножаются.
Факторы, усложняющие проектирование, учитываются повышающими коэффициентами на сейсмичность, вечномерзлые, просадочные, набухающие грунты, карстовые и оползневые явления, а также и на другие условия, специально оговоренные во Временных рекомендациях и Практических пособиях к Справочникам базовых цен.
При определении базовой цены на проектные работы по ценам Сборника цен и Справочников базовых цен при наличии нескольких усложняющих факторов и применении в связи с этим нескольких коэффициентов, больших единицы, общий повышающий коэффициент определяется, как правило, путем суммирования их дробных частей и единицы.
При определении базовой цены с применением нескольких коэффициентов, меньших единицы, общий понижающий коэффициент определяется путем их перемножения.
В случае применения одновременно повышающих и понижающих коэффициентов сначала в указанном порядке определяется общий повышающий и общий понижающий коэффициенты, которые затем перемножаются.
Ответ в актуализированной редакции
Ответ на Вопрос 15, приведенный в Сборнике-2002, актуален в настоящее время. В третьем абзаце вышеприведенного ответа вместо: "...специально оговоренные во Временных рекомендациях и Практических пособиях к Справочникам базовых цен", следует читать: "... установленных п.п. 3.7., 3.8. Раздела III МУ-2009, порядком приведенным в п. 3.14. Раздела III МУ-2009, а так же общими положениями и порядком, изложенным в Справочниках".
16 Какое количество экземпляров проектной продукции учтено Справочниками базовых цен на проектные работы для строительства?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Количество экземпляров проектной документации СНиП 11-01-95 не регламентировано и определяется договором подряда на выполнение работ.
Базовой ценой на проектные работы, определяемой как по разделам Сборника цен, так и по Справочникам базовых цен, учтена выдача заказчику проектной документации в количестве 4-х экземпляров.
Стоимость экземпляров проектной документации, выдаваемой заказчику сверх указанного количества, определяется дополнительно к базовой цене исходя из расценок организации-разработчика на тиражирование.
Ответ в актуализированной редакции
Ответ на вопрос 16, приведенный в Сборнике-2002, актуален в настоящее время. В первом абзаце вышеприведенного ответа вместо: "...СНиП 11-01-95", следует читать: ".действующими законодательными и нормативно-правовыми актами.". Обращаем внимание, что количество экземпляров проектной продукции для строительства объектов, учтенное базовыми ценами, установлено п. 3.10. Раздела III МУ-2009, а также рядом общих положений действующих Справочников для соответствующих отраслей и объектов.
17 Учтена ли ценами Справочников базовых цен на проектные работы для строительства выдача заказчику проектной документации на магнитном носителе?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Экземпляр проектной документации, выдаваемой заказчику на магнитном носителе, является адекватным экземпляру, выполненному в традиционном виде, т.е. на бумаге. При этом экземпляр документации на магнитном носителе не может считаться подлинным экземпляром, т.к. до настоящего времени законодательно не решен вопрос его оформления подлинными подписями.
Счет на представление проектной документации в электронном виде может быть предъявлен заказчику дополнительно только в случае, если такая документация выдается дополнительно к объему проектной документации, выполненной в традиционном виде. При этом затраты проектной организации следует определять расчетом стоимости в соответствии с калькуляцией затрат.
Ответ в актуализированной редакции
С учетом требований действующих законодательных и нормативно-правовых актов экземпляры проектной и рабочей документации, выдаваемые заказчику на электронном (магнитном) носителе, являются аутентичными проектной и рабочей документации, выполненной на бумажном носителе. При этом документация, выполненная на электронном носителе, может считаться подлинником, если она подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 6.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
18 Какие повышающие коэффициенты можно применять при сокращении сроков проектирования?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Увеличение стоимости проектных работ в связи с сокращением сроков проектирования является предметом договорной цены. Размер увеличения (повышающий коэффициент) к базовой цене проектных работ Госстроем России не регламентирован. В условиях рыночных отношений хозяйствования ФГУП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" рекомендует при определении базовой цены проектирования по Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства изд. 1994-1999 гг. в случае сокращения конкретных сроков проектирования по сравнению с нормативными установленными "Временными нормами продолжительности проектирования" СН 283-64, по согласованию с заказчиком применять следующие повышающие коэффициенты:
при сокращении срока в 1,2 раза - 1,1;
" в 1,4 раза - 1,2;
" в 2 и более раз - до 1,4.
Ответ в актуализированной редакции
Согласно положениям п. 3.11. Раздела III МУ-2009: "При определении базовой цены проектирования по Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства в случае сокращения по просьбе заказчика, установленного в задании на проектирование, сроков проектирования по сравнению с нормативными, рекомендуется применять следующие повышающие коэффициенты: при сокращении срока в 1,2 раза - до 1,1; в 1,4 раза - до 1,2; в 2 и более раз - до 1,4".
19 Как компенсируются затраты на выполнение функций генпроектировщика и курирование проектных работ?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Затраты, связанные с осуществлением функций генпроектировщика и курированием проектных работ, не учтены ценовыми документами для определения стоимости проектных работ (отраслевыми и специализированными разделами Сборника цен и Справочниками базовых цен) независимо от того, как в них установлена цена - от натуральных показателей объектов проектирования или в процентах от общей стоимости строительства.
Стоимость затрат, связанных с осуществлением функций генпроектировщика, Госстроем России не регламентирована и учитывается в договорной цене в зависимости от объема субподрядных работ. При этом рекомендуемый размер увеличения базовой цены может составлять 3-5% от объема работ, передаваемых на субподряд; максимальный размер - 5% применяется при объеме субподрядных работ, составляющем более половины общего объема проектных работ.
В случае выполнения субподрядных работ с привлечением специализированных организаций (двойной субподряд), затраты по курированию этих специализированных организаций определяются в том же порядке дополнительно (в процентах от объема суб/субподрядных работ).
Ответ в актуализированной редакции
Согласно положениям п. 3.9 Раздела III МУ-2009: "Затраты проектных организаций, связанные с осуществлением ими функций генерального проектировщика и курированием проектных работ, переданных на субподряд, определяются в размере до 2% от цены разработки проектной и рабочей документации, передаваемой субподрядным проектным организациям, и оплачиваются дополнительно". Обращаем внимание, что в соответствии с общими положениями СБЦП, введенным в действие после утверждения МУ-2009, может быть установлен особый регламент определения затрат на выполнение функций генпроектировщика и курирование проектных работ в связи со спецификой проектирования объектов капитального строительства различных отраслей.
20 Как определяется базовая цена разработки ТЭО строительства объекта?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
В соответствии с п. 2.4 СНиП 11-01-95 состав и содержание ТЭО строительства объекта соответствует стадии "проект". В связи с этим и базовая цена разработки ТЭО определяется в порядке, установленном для стадии "проект", в соответствии с показателями, приведенными в Сборнике цен и Справочниках базовых цен.
Ответ в актуализированной редакции
Постановлением Госстроя РФ от 17.02.2003 N 18 действие СНиП 11-01-95 отменно, действующими законодательными и нормативно-правовыми актами разработка ТЭО не установлена. Проектные работы, объем которых ранее соответствовал ТЭО, в настоящее время входят в состав проектной документации.
21 При определении стоимости проектирования по Справочникам базовых цен, в которых цены установлены в зависимости от стоимости строительства, учитывается ли в стоимости строительства объектов стоимость материалов и оборудования?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Стоимость строительства для определения базовой цены проектных работ должна соответствовать итогу Сводного сметного расчета стоимости строительства (без НДС), то есть с учетом всех затрат на строительство, в том числе стоимости материалов и оборудования.
Ответ в актуализированной редакции
Ответ на Вопрос 21, приведенный в Сборнике-2002, актуален в настоящее время. Данное положение установлено п. 2.2.1. Раздела II МУ-2009.
22 Учтено ли ценами Справочников базовых цен составление сметной документации в двух уровнях цен?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Базовые цены на проектные работы в Справочниках базовых цен на проектные работы для строительства установлены применительно к требованиям, содержащимся в Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство зданий и сооружений (СНиП 11-01-95), в п. 4.1.10 которой стоимость строительства в сметной документации рекомендуется приводить в двух уровнях цен:
- в базисном (постоянном) уровне;
- в текущем или прогнозном уровне.
Соответственно базовыми ценами на проектные работы для строительства учтена стоимость определения сметной стоимости строительства в двух указанных уровнях цен за исключением случаев, особо оговоренных в Справочниках.
Ответ в актуализированной редакции
В соответствии с п. 30 Положения: "......сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления)". В соответствии с действующими сметными нормативами под базисным уровнем цен на проектные работы понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 1991 г. (СЦ, СБЦ издания 1995-1999 гг.) и по состоянию на 1 января 2001 г. (СБЦ, СБЦП издания 2004-2016 гг.). Базовыми ценами на проектные работы для строительства учтен расчет сметной стоимости строительства в двух указанных уровнях цен за исключением случаев, особо оговоренных в Справочниках.
23 Какова максимальная протяженность присоединения внутриплощадочных сетей к внешним сетям?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Ценами действующих разделов Сборника цен на проектные работы для строительства и Справочников базовых цен, где цены установлены от натуральных показателей объектов проектирования, стоимость проектирования внутриплощадочных сетей учтена:
при проектировании новых промышленных предприятий - в границах предприятия, указанных на генеральном плане;
при проектировании новых цехов (корпусов) зданий и сооружений на действующих промышленных предприятиях - до примыкания к существующим сетям промплощадки.
Это положение не распространяется на те разделы Сборника цен, где оговорен особый порядок определения базовой цены этих работ. Так, ценами раздела 39 Сборника "Жилые и гражданские здания" учтена стоимость внутриплощадочных инженерных сетей, коммуникаций и сооружений в пределах площадки строительства, а также присоединение этих сетей и коммуникаций к внешним сетям за пределами площадки до первого колодца независимо от их протяженности, но не более 500 метров.
Ответ в актуализированной редакции
Порядок учета стоимости проектирования внутриплощадочных сетей предприятий, цехов, зданий и сооружений к внешним сетям в СЦ, СБЦ, СБЦП, где цены установлены от натуральных показателей, определен п. 2.1.2. Раздела II МУ-2009. Раздел 39 Сборника "Жилые и гражданские здания" в настоящее время не действует. Ценовыми показателями, установленными на проектирование отдельных зданий и сооружений, содержащимися в СБЦП 81-2001-03, учтены затраты на проектирование внешних инженерных сетей в пределах площадки строительства:
- водоводы - до первого колодца;
- канализация - до первого колодца;
- электроснабжение - от зданий до точки подключения в ТП;
- теплоснабжение, отопление - от здания до запорной арматуры;
- внутреннее газоснабжение - от здания до ближайшего ковера;
- слаботочные сети - от здания до ближайшего колодца на сетях телефонной канализации.
24 Каким образом оценивается стоимость разработки раздела "Охрана окружающей среды"?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
В соответствии с п. 4.1.8 СНиП 11-01-95 раздел "Охрана окружающей среды" выполняется в составе проекта (утверждаемой части рабочего проекта) объекта строительства. Затраты, связанные с разработкой указанного раздела, учтены ценами, содержащимися в Сборнике цен издания 1987-1990 гг. и Справочниках базовых цен на проектные работы для строительства издания 1994-1999 гг. В случае отсутствия в таблицах относительной стоимости показателей цены выполнения раздела "Охрана окружающей среды", стоимость его разработки учитывается соответствующими частями проектной документации, в составе которых он разрабатывается.
Ответ в актуализированной редакции
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением в составе проектной документации разрабатывается раздел "Перечень мероприятий по охране окружающей среды". Затраты, связанные с разработкой указанного раздела, учтены ценами, содержащимися в СЦ, СБЦ, СБЦП. В случае отсутствия в таблицах рекомендуемых показателей относительной стоимости цены выполнения раздела "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" ("Охрана окружающей среды"), стоимость его разработки учитывается в соответствии с порядком, установленным общими положениями Справочников.
25 Учтена ли ценами на проектирование разработка раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" в Сборнике цен на проектные работы для строительства изд. 1987-1990 гг. и Справочниках базовых цен на проектные работы для строительства изд. 1994-1999 гг.?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Предусмотренная п. 4.1 СНиП 11-01-95 разработка в составе проекта (ТЭО) строительства объекта раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" (ИТМ ГОЧС) не учтена комплексными ценами на проектирование, содержащимися в Сборнике цен на проектные работы для строительства изд. 1987-1990 гг. и Справочниках базовых цен на проектные работы для строительства изд. 1994-1999 гг., и определяется дополнительно на основе калькуляции затрат или применительно по ценам, приведенным в таблицах 9 и 10 Справочника базовых цен на проектные работы для строительства "Объекты нефтеперерабатывающей промышленности" изд. 1997 г. Базовая цена выполнения проектной документации (проект, рабочий проект, рабочая документация) для строительства сооружений в соответствии с разработанными ИТМ ГОЧС может быть определена по разделу 59 "Защитные сооружения гражданской обороны" Сборника цен на проектные работы для строительства изд. 1987-1990 гг. или по Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства, цены в которых установлены в зависимости от общей стоимости строительства, по итоговому показателю Сводного сметного расчета стоимости строительства, включающему стоимость защитных сетей и сооружений ГО и ЧС.
Ответ в актуализированной редакции
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением в составе проектной документации разрабатывается раздел "Мероприятия по гражданской обороне, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Затраты, связанные с разработкой указанного раздела, согласно п. 1.3.6.13. Раздела I МУ-2009 не учтены базовыми ценами, содержащимися в Справочниках. Стоимость выполнения работ по разработке этого раздела определяется по СБЦ-ГОЧС-06. В СБЦ, СБЦП отдельных отраслей промышленности таблицами установлены регламенты определения стоимости разработки раздела ГОЧС, и при определении стоимости проектных работ строительства объектов этих отраслей применение положений таблиц СБЦ, СБЦП (учитывая отраслевую специфику проектирования объектов) является приоритетным по отношению к применению СБЦ-ГОЧС-06. Примерами применения указанной рекомендации являются положения таблицы 5 СБЦП-81-2001-08, таблицы 12 СБЦД-81-2001-13 и др.
26 Учтена ли Справочниками базовых цен стоимость составления материалов к Декларации промышленной безопасности?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Составление материалов к Декларации промышленной безопасности (ДПБ) не учтено комплексными ценами на проектирование предприятий, для которых должна составляться ДПБ, и определяется дополнительно. Цены на выполнение указанных работ в настоящее время отсутствуют, однако при подготовке новой редакции Справочника базовых цен на проектные работы для строительства "Объекты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности" институтами-редакторами внесены предложения по их оценке. До выхода новых ценовых документов стоимость выполнения работ, связанных с подготовкой материалов для ДПБ, может быть определена на основании калькуляции затрат.
Ответ в актуализированной редакции
Составление материалов к Декларации промышленной безопасности (ДПБ) не учтено комплексными ценами на проектирование предприятий, для которых должна составляться ДПБ, и определяется дополнительно. Стоимость выполнения этих работ может быть определена согласно п. 2.1.4. Раздела II МУ-2009 расчетом стоимости в соответствии с калькуляцией затрат (форма ЗП), либо принята по аналогии - в соответствии с регламентами определения цены, установленными Справочниками, внесенными в Федеральный реестр (например, СБЦП-81-2001-08, СБЦП 81-2001-13 и др.).
27 Как определяется стоимость разработки раздела "Энергоэффективность проектных решений" в составе ТЭО (проекта) объекта строительства?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Выполнение проектных работ в соответствии с требованиями СНиП 11-01-95, в том числе и раздела "Энергоэффективность проектных решений" (см. п. 4.1.3 - "Топливно-энергетический и материальный балансы технологических процессов"), а также дополнительными требованиями к отдельным разделам проекта в части технических решений по энергосбережению (см. Изменения N 1 к Инструкции о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства (РДС 11-201-95), опубликованные в БСТ N 7 за 1998 г.), осуществляется в счет комплексных цен, содержащихся в Справочниках базовых цен на проектные работы для строительства. Требования Госэкспертизы к содержанию рассматриваемых работ, выходящие за пределы объемов указанных выше СНиП и РДС, могут быть оплачены заказчиком дополнительно сверх комплексной цены в соответствии с трудоемкостью работ.
Ответ в актуализированной редакции
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением в составе проектной документации разрабатывается раздел "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов". Затраты, связанные с разработкой указанного раздела, не учтены СЦ и СБЦ издания до 2008 г. (Смотри таблицы рекомендуемой ориентировочной относительной стоимость разработки разделов проектной документации). В случае определения базовых цен с применением СЦ и СБЦ издания до 2008 г. стоимость выполнения работ по разработке этого раздела может быть определена согласно п. 2.1.4. Раздела II МУ-2009 расчетом в соответствии с калькуляцией затрат (форма ЗП) либо принята по аналогии - в соответствии с регламентами определения цены, установленными СБЦП, внесенными в Федеральный реестр.
28 За счет каких средств проектная организация должна компенсировать затраты на разработку в составе проектной документации дополнительного раздела "Инженерно-энергетический паспорт проекта"?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Федеральными нормативными документами, регламентирующими состав проектной документации, дополнительный раздел (том) "Инженерно-энергетический паспорт проекта" не предусмотрен. Вместе с тем данные по энергосбережению в проекте должны приводиться (см. изменение N 1 РДС 11-201-95, опубликованные в БСТ N 7 1998 г.). В соответствии со СНиП 10-01-94 п. 5.6 территориальные строительные нормы устанавливают требования, обязательные для применения в пределах территории, к которым может быть отнесен и состав проектной документации (в частности, выполнение инженерно-энергетического паспорта проекта). Таким образом, затраты на разработку раздела (тома) "Инженерно-энергетический паспорт проекта", его согласование и защиту в органах экспертизы должны оплачиваться заказчиком дополнительно; при этом уровень этих затрат может быть определен как доля от соответствующего раздела проектной документации в соответствии с показателями таблиц относительной стоимости его разработки, приведенными в таблицах к ценам, или на основе калькуляции затрат.
Ответ в актуализированной редакции
Работы в объеме, соответствующему составу "Инженерно-энергетического паспорта проекта", входят в разработку раздела "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов". В связи с этим, регламент определения стоимости разработки "Инженерно-энергетический паспорт проекта" аналогичен рекомендациям, приведенным в Ответах в актуализированной редакции к вопросу 27 настоящего Сборника.
29 Какой объем проектных работ по интерьерам учтен Справочниками базовых цен на проектные работы для строительства?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Справочниками базовых цен на проектные работы для строительства учтен состав работ, выполняемых в объеме требований СНиП 11-01-95. При этом пунктом 1.7 Справочников оговорено, что ценами не учтены и подлежат дополнительной оплате затраты, связанные с разработкой интерьеров в соответствии с ГОСТ 21.507-81. Необходимость выполнения работ по интерьерам в объеме, превышающем требования СНиП, должна специально оговариваться в задании на проектирование.
Ответ в актуализированной редакции
В соответствии с п. 13 Положения в составе раздела "Архитектурные решения" приводится "......в) описание и обоснование использованных композиционных приемов при оформлении фасадов и интерьеров объекта капитального строительства". Выполнение проектных работ в этом объеме требований учтено базовыми ценами Справочников, за исключением случаев, особо оговоренных общими положениями. Например, разработка архитектурных решений интерьеров учтена базовыми ценами на проектные работы, установленными в СБЦП 81-2001-03, за исключением соответствующих работ, выполняемых по ГОСТ 21.507-81.
Цена выполнения указанных работ в соответствии с п. 1.8. Раздела I МУ-2009, если она не выделена в таблицах относительной стоимости, может определяться разработчиками проектной документации самостоятельно в пределах комплексной цены на разработку проектной документации, в том числе в составе раздела "Архитектурные решения" (в ряде СЦ и СБЦ - "Архитектурно-строительная часть"). Ориентировочно, стоимость работ по промэстетике и интерьерам может составлять 5-8% от стоимости разработки соответствующего раздела рабочей документации в зависимости от трудоемкости работ.
30 Как учитывается в ценах на проектные работы, определяемых по Справочнику базовых цен на проектные работы для строительства "Объекты жилищно-гражданского строительства" изд. 1994 г., необходимость разработки в составе проектной документации автоматизации:
- тепловых узлов и пунктов при установке в них теплосчетчиков;
- приточно-вытяжных систем вентиляции;
- канализационных задвижек, насосов водоснабжения и канализации?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Базовой ценой, определяемой по Справочнику базовых цен на проектные работы для строительства "Объекты жилищно-гражданского строительства" издания 1994 года, установленной в зависимости от общей стоимости строительства, учтена стоимость проектирования всего комплекса зданий, сооружений и видов проектных работ, входящих в Сводный сметный расчет стоимости строительства, в том числе и систем автоматизации инженерных узлов зданий и сооружений.
При этом показатели относительной стоимости разработки проектной документации, приведенные в таблицах Пособия по определению относительной стоимости разработки проектной документации по объектам жилищно-гражданского строительства, являются сугубо ориентировочными и могут определяться институтом самостоятельно в пределах установленной общей цены в зависимости от трудоемкости работ.
Ответ в актуализированной редакции
Справочник базовых цен на проектные работы для строительства "Объекты жилищно-гражданского строительства" издания 1994 года в настоящее время не действует. В базовые цены СБЦП 81-2001-03, с учетом положения п. 2.2 Главы 2 настоящего Справочника, входят затраты на выполнение работ по системам локальной автоматики внутренних инженерных сетей и сооружений в объеме требований ГОСТ 21.408-2013 "СПДС. Правила выполнения рабочей документации автоматизации технологических процессов", введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2013 N 2293-ст. Затраты на выполнение вышеуказанных работ учитываются в стоимости разработки подраздела "Технологические решения", размер затрат зависит от вида и специфики проектирования конкретного объекта. Обращаем внимание, что в соответствии с п. 1.8. Раздела I МУ-2009 в Справочниках представлены рекомендуемые относительные стоимости разработки разделов проектной и рабочей документации (в процентах от базовой цены), которые могут уточняться проектной организацией при проектировании конкретного объекта в пределах определенной общей стоимости проектирования в зависимости от трудоемкости выполняемых работ.
31 Учтена ли стоимость проектирования автоматических установок пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации при определении базовых цен по действующим разделам Сборника цен на проектные работы для строительства (издания 1987-90 гг.)?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
При определении базовых цен на проектные работы по действующим разделам Сборника цен на проектные работы для строительства издания 1987-90 гг. стоимость проектирования автоматических установок пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации определяется дополнительно к цене на разработку проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (см. п. 2.10 Временных рекомендаций по определению базовых цен на проектные работы для строительства. Приложение N 1 к письму Минстроя России от 17.12.1992 N БФ-1060/9). Комплексными ценами Справочников базовых цен на проектные работы для строительства издания 1994-98 гг. учтена стоимость проектирования систем противопожарной и охранной защиты. В связи с этим указанные работы дополнительной оплате не подлежат.
Ответ в актуализированной редакции
При определении базовых цен на проектные работы по действующим разделам СЦ стоимость проектирования автоматических установок пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации определяется дополнительно к цене на разработку проектной и рабочей документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.
Комплексными ценами СБЦ и СБЦП учтена стоимость проектирования систем противопожарной и охранной защиты в объеме, установленном нормами проектирования для конкретного объекта капитального строительства, действовавшими на момент утверждения соответствующего СБЦ или СБЦП. В случае неучета базовыми ценами проектирования систем противопожарной и охранной защиты, оговоренных общими положениями отдельных СБЦ или СБЦП, а также в случаях выполнения этих работ в объеме, превышающем объем, установленный нормами проектирования конкретного объекта, стоимость проектирования определяется дополнительно по действующим Справочникам (например, СБЦ-ПОЗ-99).
32 По какому ценовому документу определяется стоимость проектирования систем противопожарной и охранной защиты предприятий, зданий, сооружений?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Стоимость проектирования автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации предприятий, зданий и сооружений рекомендуется определять по Справочнику базовых цен на проектные работы для строительства "Системы противопожарной и охранной защиты", который одобрен и рекомендован для применения письмом Госстроя России от 28.09.1999 N НЗ-3287/10.
С введением в действие указанного Справочника утрачивает силу раздел 60 "Автоматические установки пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации" Сборника цен на проектные работы для строительства издания 1987-90 гг.
Указанный Справочник применяется для определения базовой цены проектирования систем противопожарной и охранной защиты предприятий, зданий, сооружений только при выполнении этих работ по отдельному заданию на проектирование.
33 Какие коэффициенты в Справочнике базовых цен на проектные работы для строительства "Системы противопожарной и охранной защиты" (издания 1999 года) относятся к ценообразующим, а какие - к учитывающим усложняющие факторы?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
В Справочнике "Системы противопожарной и охранной защиты" коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы, предусмотрены пп. 2.4, 2.6 главы 2 "Порядок определения базовых цен на проектные работы" и п. 2 примечаний к таблице 6, все остальные относятся к ценообразующим.
Ответ в актуализированной редакции
Ответ на Вопрос 33, приведенный в Сборнике-2002, актуален в настоящее время и корректировке не подлежит.
34 По каким действующим разделам Сборника цен на проектные работы для строительства издания 1987-90 гг. можно определить стоимость проектирования тепловых пунктов для жилых и гражданских зданий?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Стоимость проектирования тепловых пунктов не учтена ценами раздела 39 "Жилые и гражданские здания" Сборника цен на проектные работы для строительства издания 1987-90 гг. и может определяться дополнительно по другим разделам Сборника цен - 6; 9; 10.
Ответ в актуализированной редакции
Раздел 39 "Жилые и гражданские здания" Сборника цен на проектные работы для строительства издания 1987-90 гг. в настоящее время не действует. Стоимость проектирования тепловых пунктов учтена базовыми ценами таблиц СБЦП 81-2001-03 только в составе комплексов (п.п. 1, 2 таблицы N 3; п.п. 1 - 6 таблицы N 4; п.п. 1, 2, 14 таблицы N 22) и не учтена базовыми ценами проектирования отдельных зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения. Стоимость проектирования тепловых пунктов для отдельных зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения может определяться дополнительно по другим действующим Справочникам в зависимости от натурального показателя проектирования (производительность, мощность теплового пункта). При размещении теплового пункта в здании (сооружении) жилищно-гражданского назначения либо блокировке теплового пункта со зданием (сооружением) жилищногражданского назначения в расчете стоимости проектных работ необходимо учитывать положения п. 2.4 СБЦП 81-2001-03.
При применении показателей базовых цен для проектирования тепловых пунктов, установленных СБЦП 81-2001-13, необходимо учитывать условия взрывопожароопасности, характерные для объектов нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленности. В связи с этим, согласно п. 1.6. Раздела I МУ-2009 в расчет стоимости проектных работ рекомендуется вводить понижающий коэффициент на сокращенный объем работ (отсутствие условий взрывопожароопасности на объектах жилищно-гражданского назначения). Размер понижающего коэффициента устанавливается проектировщиком и согласовывается заказчиком в соответствии с трудоемкостью работ и рекомендуемой относительной стоимостью разработки разделов проектной и рабочей документации. Рекомендуемый на основании экспертного анализа специалистами ОАО "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" размер понижающего коэффициента - 0,9.
35 Как определяется базовая цена разработки проектной документации теплопунктов (ТП и ЦТП) малой производительности?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Ввиду отсутствия в отраслевом разделе "Электроэнергетика" Сборника цен изд. 1987-90 гг. и Справочнике базовых цен на проектные работы для строительства "Объекты энергетики" изд. 1996 г. цен на проектирование ТП и ЦТП, для определения цены указанных работ можно воспользоваться разделом 9 "Химическая промышленность" Сборника цен изд. 1990 г. с учетом изменений и дополнений (табл. 9-14. п. 100) с введением в расчет поправочных коэффициентов в соответствии с п. 18 Указаний по применению цен раздела для главы 14:
- при показателе меньше минимального более чем в 2-4 раза - 0,7;
- при показателе меньше минимального более чем в 4 раза - 0,6).
Ответ в актуализированной редакции
В ответе на Вопрос 35 необходимо учитывать рекомендации, изложенные в ответе на Вопрос 34 настоящего Сборника. Стоимость проектирования ТП, ИТП, ЦТП малой производительности рекомендуется определять по действующим Справочникам, содержащим показатели базовых цен для таких объектов, с учетом положений п. 2.1.3. Раздела II МУ-2009, а в случае отсутствия сметных нормативов - в соответствии с п. 2.1.4 Раздела II МУ-2009.
36 Как определяется стоимость проектирования берегоукрепления?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Для расчета базовой цены проектирования берегового укрепления может быть применен Справочник базовых цен на проектные работы для строительства "Объекты речного транспорта" издания 1995 года или раздел 54 "Речной транспорт" Сборника цен издания 1990 года, имея в виду, что введение в действие Справочников базовых цен, в которых цены установлены в зависимости от стоимости строительства, не предусматривает отмену соответствующих разделов Сборника цен. При этом предпочтительным является применение документов более позднего издания, т.е. Справочников базовых цен, отвечающих по уровню современным требованиям к разработке качественной проектной документации.
Ответ в актуализированной редакции
Стоимость проектных работ для строительства берегоукрепления рекомендуется определять в соответствии с положениями действующего СБЦ-РТ-04, а в части берегоукрепления и строительства набережных - СБЦП 81-2001-03.
37 Как можно рассчитать базовую цену проектирования эстакады для пропуска трамваев и метропоездов?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Ввиду отсутствия в Справочнике базовых цен на проектные работы для строительства "Железные и автомобильные дороги. Мосты. Тоннели. Метрополитены. Промышленный транспорт" и, в том числе, в главе 4 "Искусственные сооружения", номенклатуры указанных работ, считаем возможным применить для их оценки соответствующие показатели цены проектирования железнодорожных мостов, имея в виду в данном случае аналогичность статических, динамических и вибрационных нагрузок на сооружение. Такой же подход к определению базовой цены работ может быть осуществлен при проектировании мостовых сооружений для пропуска метропоездов.
Ответ в актуализированной редакции
Справочник базовых цен на проектные работы для строительства "Железные и автомобильные дороги. Мосты. Тоннели. Метрополитены. Промышленный транспорт" в настоящее время исключен из Федерального реестра. Базовая цена проектирования искусственных сооружений под трамвайное движение или метро определяется в соответствии с регламентом, установленным п. 2.1.23. СБЦП 81-2001-16.
38 Учтены ли таблицей 25 главы 5 Справочника базовых цен на проектные работы для строительства "Железные и автомобильные дороги. Мосты. Тоннели. Метрополитены. Промышленный транспорт" затраты на определение максимальных расходов весеннего половодья и дождевого паводка, средней высоты и уклона водосбора? Как определяются затраты на проектирование висячего пешеходного моста через реку с разными берегами (один крутой, другой - пологий)?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Таблицей 25 главы 5 Справочника базовых цен на проектные работы "Железные и автомобильные дороги. Мосты. Тоннели. Метрополитены. Промышленный транспорт" учтены гидравлические расчеты. Затраты на определение максимальных расходов весеннего половодья и дождевого паводка относятся к гидрологическим расчетам и ценами таблицы 25 не учтены. Затраты на проектирование висячего пешеходного моста через реку с разными берегами определяются индивидуальным расчетом и согласовываются с заказчиком (глава 5, пункт 3).
Ответ в актуализированной редакции
Справочник базовых цен на проектные работы для строительства "Железные и автомобильные дороги. Мосты. Тоннели. Метрополитены. Промышленный транспорт" в настоящее время исключен из Федерального реестра. Базовая цена проектирования гидравлических расчетов искусственных сооружений определяются в соответствии с положениями и по таблицам СБЦП 81-2001-16. Стоимость гидрологических расчетов и стоимость проектирования висячего пешеходного моста в связи с тем, что цены в Справочниках на выполнение этих работ не приведены, могут быть приняты по аналогии либо определены расчетом стоимости в соответствии с калькуляцией затрат (форма ЗП).
III. Разъяснения по определению стоимости отдельных видов работ, выполняемых организациями - разработчиками проектной документации
1 Как определяется цена разработки технической документации на капитальный ремонт зданий и сооружений?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
При определении стоимости разработки технической документации на капитальный ремонт зданий и сооружений рекомендуется применять:
- Временный Сборник цен на составление проектной документации по капитальному ремонту жилых и общественных зданий, утвержденный распоряжением Росжилкоммунсоюза от 10.08.1990 N 1 (СЦПР 90 г.). При этом к ценам указанного Сборника применяется инфляционный индекс;
- Справочник базовых цен на разработку технической документации для капитального ремонта строительных конструкций зданий и сооружений, подготовленный ФГУП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" Госстроя России и АООТ "Проектнефтеком" издание 1998 г.
В то же время для этих целей можно использовать Справочники базовых цен, а также действующие разделы Сборника цен на проектные работы для строительства с применением понижающего коэффициента не более 0,5, в зависимости от объема работ, к цене проектирования для условий нового строительства.
Ответ в актуализированной редакции
В настоящее время положения Временного Сборника цен на составление проектной документации по капитальному ремонту жилых и общественных зданий, утвержденного распоряжением Росжилкоммунсоюза от 10.08.1990 N 1 и Справочника базовых цен на разработку технической документации для капитального ремонта строительных конструкций зданий и сооружений, издания 1998 г. не действуют. Для определения стоимости подготовки технической документации для капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения, отдельных инженерных объектов и сетей необходимо применять положения СБЦП 81-2001-05. При определении базовой цены разработки технической документации на капитальный ремонт иных зданий и сооружений необходимо руководствоваться положениями МУ-2009 (прежде всего, п.п. 1.6., 2.1.4., 3.5.).
2 На основании каких нормативных документов хозрасчетное подразделение администрации города вправе оказывать платные услуги и чем необходимо руководствоваться при определении стоимости оказываемых услуг?
Ответ, представленный в Сборнике-2002
Принимая во внимание, что действовавший "Сборник цен (прейскурантов) на виды работ и услуг, выполняемых хозрасчетными органами архитектуры и градостроительства и их подразделениями", утвержденный постановлением Госстроя РСФСР от 15.11.1988 N 97, не входит в систему нормативных документов в строительстве, до выхода новых ценовых документов на выполнение рассматриваемых работ его положения могут быть использованы только в части определения норм времени по включенному в его состав перечню видов работ и услуг. Размер оплаты упомянутых работ и услуг определяется в текущих ценах с применением к нормам времени часовых тарифных ставок, принятых органами местного самоуправления. Составленная на основании выполненных видов работ калькуляция утверждается в установленном порядке.
Ответ в актуализированной редакции
Размер платных государственных (муниципальных) услуг, оказываемых подразделениями (подведомственными организациями) администрации города, в настоящее время установлен соответствующими регламентами согласно требованиям законодательных и нормативно-правовых федеральных и муниципальных актов, а также нормативноправовых документов субъектов Российской Федерации. Составленная на основании оказанных услуг калькуляция прилагается к сметным расчетам, согласовывается и утверждается в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сборник разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства* (Вопросы и ответы) 2002 - 2016
Сборник подготовлен ОАО "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" (далее - Центр) на основе вопросов, поступивших в Центр от министерств, ведомств, заказчиков, проектных организаций, организаций, подведомственных органам государственного надзора и органам местной исполнительной власти, других организаций.
Настоящий Сборник является актуализированной редакцией "Сборника разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства (Вопросы и ответы) - ФГУП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект", М., 2002".
Ответы даются на основании действующего на 1 февраля 2016 года федерального законодательства, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (далее - Федеральный реестр), сметных нормативов на проектные работы для строительства объектов капитального строительства.
Сборник не является нормативным документом и предназначен для применения в качестве справочного методического документа заказчиками, техническими заказчиками, инвесторами, проектировщиками, строителями, органами исполнительной власти и другими участниками инвестиционной деятельности в строительстве.