Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Информации о ходе выполнения
Плана мероприятий по формированию
и реализации единой структурной
промышленной политики в рамках
Союзного государства
Анализ
действующих законодательных и нормативных документов Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере промышленной политики
(к пункту 1 Плана) Содержание:
1. О действующей нормативно-правовой базе в Республике Беларусь.
2. О действующей нормативно-правовой базе в Российской Федерации.
3. Сравнительный анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации и Республики Беларусь (по приоритетным отраслевым направлениям и механизмам (инструментам) оказания государственной поддержки).
1. О нормативно-правовой базе в Республике Беларусь
В настоящее время основной целью развития промышленного комплекса Республики Беларусь является формирование конкурентоспособного инновационного промышленного комплекса.
Основные концептуальные направления развития промышленности Республики Беларусь в среднесрочной перспективе определены в ряде программных документов, среди которых особо выделен проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы, направленный на повышение конкурентоспособности экономики республики; проект Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы, включающий конкретные меры и механизмы по обеспечению основных направлений развития промышленного комплекса на период до 2020 года.
Кроме того, в республике реализуется ряд программ развития отдельных отраслей промышленности.
Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2015 г. N1096 утверждена Государственная программа развития фармацевтической промышленности Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы. Кроме того, в целях развития фармацевтической промышленности, обеспечения необходимых условий для создания, технического переоснащения и реконструкции производств по выпуску конкурентоспособных лекарственных средств действует Указ Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2012 г. N 174 "О некоторых мерах по развитию фармацевтической промышленности".
В республике реализуются Программа развития легкой промышленности Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы (утверждена протоколом Совета концерна "Беллегпром" от 26 февраля 2016 г. N 1) и Программа развития нефтехимического комплекса Республики Беларусь до 2015 года с перспективой до 2020 года (утверждена приказом Председателя концерна "Белнефтехим" от 27 июня 2013 г. N 257).
Государственная программа "Наукоемкие технологии и техника" на 2016 - 2020 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. N 327) направлена на формирование наукоемкой экономики, национальной биоресурсной и экологической безопасности и технологического развития отраслей.
Программа эффективного использования мощностей организаций цементной промышленности на 2015 - 2020 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2015 г. N 51) направлена на создание условий для развития строительного комплекса республики за счет повышения эффективности загрузки мощностей отечественных цементных заводов.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 октября 2007 г. N 529 "О некоторых мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности" в 2007 - 2018 годах в базовых организациях деревообрабатывающей промышленности реализуются инвестиционные проекты по созданию (строительству), техническому переоснащению, модернизации и реконструкции производств продукции деревообработки.
В целях развития торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, создания условий для реализации в этих странах товаров, произведенных в Республике Беларусь, реализуются:
Указ Президента Республики Беларусь 24 сентября 2009 г. N 466 "О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь";
Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 534 "О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)".
С учетом проведения промышленной политики в Союзном государстве и ЕАЭС вышеуказанные программы планируется увязать с механизмами и инструментами ее проведения, которые будут разработаны в рамках реализации Основных направлений промышленного сотрудничества (решение Евразийского Межправсовета от 8 сентября 2015 г. N 9).
2. О действующей нормативно-правовой базе в Российской Федерации
Промышленная политика в Российской Федерации представляет собой комплекс мер поддержки, доступный для предприятий различных отраслей. Кроме того, для отдельных стратегически важных отраслей промышленности разработаны дополнительные механизмы получения господдержки.
В целях проведения комплексной промышленной политики принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Закон), который был разработан Минпромторгом России. В частности Закон предусматривает особенности предоставления финансовой поддержки субъектам промышленной деятельности путем предоставления субсидий и создания государственной информационной системы промышленности в целях сбора информации о состоянии промышленного производства и прогнозе его развития.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 1651-р создан Фонд развития промышленности (далее - Фонд), основной задачей которого является выдача займов предприятиям на этапе предбанковского финансирования.
Основной целью Фонда является финансовое обеспечение проектов, направленных на импортозамещение и внедрение наилучших доступных технологий (НДТ), путем предоставления займов на их реализацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по ставке 5% годовых, исходя из необходимости достижения целей и значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1388).
Источником ресурсного обеспечения деятельности Фонда по финансированию проектов, стали средства федерального бюджета.
В настоящее время реализуется ряд государственных программ, направленных на поддержку развития промышленности: единая федеральная программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328) "Развитие судостроения на 2013-2020 годы" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 2514-р), "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 303), "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013 - 2020 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 305), "Энергоэффективность и развитие энергетики" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321), "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. в ред. от 27 апреля 2016 г. N 366)" и "Развитие внешнеэкономической деятельности" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 330).
В Российской Федерации основной упор сделан на техническое перевооружение и поддержку развития научно-технического потенциала промышленных предприятий. Указанные направления развития российской промышленности осуществляются путем субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам на реализацию комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности (постановление Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 г. N 3), предоставления субсидий на возмещение части затрат на НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1312), а также предоставления субсидий на развитие инжиниринга и промышленного дизайна (постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. N 134).
Также действует мера поддержки организаций сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, лесопромышленного комплекса, машиностроения для нефтегазового комплекса и станкоинструментальной промышленности и предприятиям спецметаллургии на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, полученных в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Внешэкономбанк" в 2008 - 2015 годах на техническое перевооружение, реконструкцию и модернизацию, в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2015 г. N 892).
В Российской Федерации также действует мера по поддержке гражданских отраслей промышленности, реализуемая путем субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на пополнение оборотных средств или финансирование текущей производственной деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 214).
В рамках региональной промышленной политики российским законодательством установлены требования к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности (постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 779).
В настоящее время действует мера по возмещению части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера (постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. N 41).
Также установлены требования к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности (постановление Правительства Российской от 4 августа 2015 г. N 794).
В целях развития индустриальных парков Российской Федерации осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков (постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2015 N 831).
В рамках российского законодательства установлены требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации 17 июля 2015 г. N 719). Постановлением предусматривается поэтапное увеличение требований по доле отечественных комплектующих в добавленной стоимости товара и по увеличению количества обязательных технологических операций при его производстве. Кроме того, промышленная продукция признается "российской" вне зависимости от требований, установленных постановлением, в случае наличия у производителя такой продукции действующего специального инвестиционного контракта.
Несмотря на то, что речь идет о "российском товаре", в постановлении заложены и кооперационные стимулы для продукции стран-членов ЕАЭС. Например, для машиностроительной продукции есть требование по производству двигателя в России, но есть и альтернатива - произведенный в Республике Беларусь двигатель также будет засчитываться как российский. Таким образом, создана дополнительная мотивация в потреблении товаров других государств-членов ЕАЭС.
В развитие госпрограмм Российской Федерации разработаны механизмы поддержки промышленных предприятий по отдельным отраслям.
В области автомобильной промышленности и транспортного машиностроения приняты распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. N 71-р и от 21 января 2016 г. N 57-р по утверждению программ поддержки автомобильной промышленности и транспортного машиностроения Российской Федерации на 2016 год, в которых содержатся мероприятия по поддержке указанных отраслей российской промышленности.
В области автомобильной промышленности осуществляется предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат в связи с производством колесных транспортных средств в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" (постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2014 г. N 1433), на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности (постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 30), на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, соответствующих нормам евро-4 и евро-5 (постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 31), на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест (постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 32), на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных и инновационных проектов и (или) выплату купонного дохода по облигациям, а также кредитам, привлеченным в 2009 - 2010 годах (постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1383).
В рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" также действует мера предоставления субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат в связи с производством колесных транспортных средств (постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 244), на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2015 году (постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. N 451).
В области транспортного машиностроения осуществляется предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям транспортного машиностроения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 - 2011 годах в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Внешэкономбанк)", а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, направленным на технологическое перевооружение (постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2009 г. N 262) и на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении скидки при условии приобретения инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой, а также на возмещение части затрат российским организациям на уплату процентов по кредитам (постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1223).
В области производства сельскохозяйственной техники действует программа субсидирования производителей, которые осуществляют производство сельскохозяйственной техники на территории Российской Федерации в соответствии с Правилами предоставления субсидий (постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1432). Необходимо отметить, что в соответствии с действующими Правилами производители сельскохозяйственной техники Республики Беларусь, осуществляющие на территории Российской Федерации сборку техники, имеют возможность принять участие в данной программе в соответствии с новой редакцией постановления (постановление Правительства Российской Федерации от 04 июня 2015 г. N 550).
В области легкой промышленности в качестве стимулирующих мер поддержки осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению (в 2013 - 2015 годах) (постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2013 г. N 687), а также возмещение части затрат на обслуживание кредитов, привлеченных в российских кредитных организациях для формирования межсезонных запасов, необходимых для производства товаров легкой промышленности на период 2012 -2016 годов (постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 993).
Также действует ограничительная мера по запрету на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд (постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 791), разработанная в целях поддержки по обеспечению государственного оборонного заказа на основе предложений исключительно производителей стран-участников Евразийского экономического союза является серьезным инструментом для поддержки российской легкой промышленности в рамках адаптации отдельных отраслей российской экономики при членстве России в ВТО.
В области производства детских товаров в рамках подпрограммы "Индустрия детских товаров" действуют меры по предоставлению субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов (постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2014 г. N 1162), по предоставлению субсидий управляющим организациям индустриальных парков индустрии детских товаров на возмещение части затрат на создание и (или) развитие имущественного комплекса, в том числе инфраструктуры индустриальных парков индустрии детских товаров (постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2014 г. N 1179) и на компенсацию российским организациям части затрат на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, в частности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2013 - 2016 годах, на реализацию приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров, а также на компенсацию части затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов (постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 г. N 1212).
В области производства редких и редкоземельных металлов утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию процентных ставок по инвестиционным кредитам в сфере производства редких и редкоземельных металлов (постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2014 г. N 42).
В области станкостроения осуществляется предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации комплексных проектов по организации серийных производств станкоинструментальной продукции (постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1128). Также осуществляется предоставление субсидий в виде имущественного взноса РФ в ГК "Ростех" на цели реализации проектов по созданию серийных производств станкоинструментальной продукции в рамках подпрограммы "Станкоинструментальная промышленность" государственной программы "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности" (постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 1257). Вместе с этим действует субсидия федеральному государственному автономному учреждению "Российский фонд технологического развития" на цели реализации проектов по созданию серийных производств станкоинструментальной продукции (постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 г. N 189).
В области химической промышленности предоставляются субсидии российским предприятиям (организациям) химического комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в 2014-2016 годах на реализацию инвестиционных проектов (постановление Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 г. N 5).
В области лесопромышленного комплекса действуют субсидии организациям лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, привлеченных в 2012 - 2015 годах, для реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологичных обрабатывающих производств по комплексной переработке древесного сырья (постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2015 г. N 838); субсидии организациям лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, полученных в российских кредитных организациях в 2011 - 2015 годах для формирования сезонных запасов сырья, материалов и топлива (постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2015 г. N 861); субсидий из федерального бюджета российским лесоперерабатывающим предприятиям Дальневосточного федерального округа, участвующим в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, на возмещение части затрат, осуществленных в 2013 - 2014 годах, на реализацию таких проектов в рамках подпрограммы "Лесопромышленный комплекс" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N 1319).
В целях поддержки промышленных биотехнологий приняты постановления Правительства Российской Федерации о правилах предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям химического комплекса на компенсацию части затрат, понесенных в 2014 - 2016 годах, на реализацию комплексных инвестиционных проектов по созданию новых производств с применением промышленных биотехнологий в рамках подпрограммы "Промышленные биотехнологии" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 91) и субсидии из федерального бюджета российским организациям лесопромышленного комплекса на компенсацию части затрат на реализацию комплексных инвестиционных проектов по созданию новых производств с применением промышленных биотехнологий в рамках указанной подпрограммы (постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2014 г. N 97). Однако в 2014 - 2016 годах финансирование указанных мероприятий не осуществлялось.
В области производства композитных материалов утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку развития производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них в рамках реализации российскими организациями комплексных инновационных проектов по созданию высокотехнологичной продукции (постановление Правительства Российской Федерации от 30 октябрь# 2013 г. N 972).
В области фармацевтической промышленности с 2009 года реализуется Стратегия развития фармацевтической промышленности (далее -Стратегия). За время реализации Стратегии принят ряд программных документов: Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (приказ Минпромторга России от 23 октября 2009 г. N 965), федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 91) и Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013-2020 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 305). Также проводится комплекс мероприятий в рамках Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года (приказ Минздрава России от 13 февраля 2013 г. N 66).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 871 утверждены Правила формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В области фармацевтической промышленности также действуют меры по предоставлению субсидий на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации и проведению клинических исследований лекарственных препаратов (постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1045), на возмещение части затрат, понесенных при реализации проектов по организации лекарственных средств и (или) производства фармацевтических субстанций (постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1047), и на возмещение части затрат на реализацию проектов по разработке схожих по фармакотерапевтическому действию и улучшенных аналогов инновационных лекарственных препаратов (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1503).
В области медицинской промышленности осуществляется предоставление субсидий на компенсацию части затрат на организацию и проведение клинических испытаний имплантируемых медицинских изделий (постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1046) и на возмещение части затрат на производство медицинских изделий (постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1048).
В области авиационной промышленности осуществляется предоставление субсидий из федерального бюджета организациям авиационной промышленности, осуществляющим деятельность в области самолетостроения, на компенсацию затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлеченным с предоставлением в 2010 году государственных гарантий Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2013 г. N 349).
Также субсидии предоставляются российским организациям авиационной промышленности, осуществляющим деятельность в области авиационного двигателестроения, на компенсацию процентов по долгосрочным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и в государственной корпорации "Внешэкономбанк" на рефинансирование ранее привлеченных кредитов, в рамках подпрограммы "Авиационное двигателестроение" (постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 1272).
В рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы" осуществляется предоставление субсидий предприятиям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на закупку воздушных судов с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга (аренды), а также указанным компаниям и производителям воздушных судов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и в государственной корпорации "Внешэкономбанк" в 2008 - 2015 годах на приобретение тренажеров для российских воздушных судов (постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1073) и на возмещение части затрат на формирование первоначального склада запасных частей покупателей воздушных судов, обеспечение средствами наземного обслуживания, переподготовку авиационного персонала для воздушных судов нового типа, поставляемых в 2016 - 2022 годах, в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 745).
В области радиоэлектронной промышленности осуществляется финансирование опытно-конструкторских работ по созданию электронной компонентной базы специального назначения в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса" (постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 425-8), и предоставление субсидий на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры по одному из приоритетных направлений: телекоммуникационное оборудование, вычислительная техника, специальное технологическое оборудование и системы интеллектуального управления в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. в ред. от 27 апреля 2016 г. N 366)".
3. Сравнительный анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации и Республики Беларусь (по приоритетным отраслевым направлениям и механизмам (инструментам) оказания государственной поддержки)
Промышленная политика в Российской Федерации представляет собой комплекс мер поддержки, доступный для предприятий различных отраслей. Кроме того, для отдельных стратегически важных отраслей промышленности разработаны дополнительные механизмы получения господдержки.
В целях проведения комплексной промышленной политики в Российской Федерации принят федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ. В частности закон уточняет особенности предоставления финансовой поддержки субъектам промышленной деятельности путем предоставления субсидий и предполагает создание государственной информационной системы промышленности в целях сбора информации о состоянии промышленного производства и прогнозе его развития.
В Республике Беларусь принято решение о разработке аналогичного документа.
Проведенный анализ нормативно-правовой базы Союзного государства в области промышленной политики показывает, что ряд отраслей промышленности являются приоритетными для Российской Федерации и Республики Беларусь.
В Союзном государстве действуют меры поддержки фармацевтической отрасли, промышленности строительных и новых материалов, легкой промышленности и лесопромышленного комплекса.
В Российской Федерации упор сделан на реализацию инвестиционных проектов по приоритетным направлениям промышленности, возмещение части затрат на техническое перевооружение предприятий и проведение НИОКР.
Стоит отметить, что в Российской Федерации и Республике Беларусь механизмы оказания государственной поддержки различались: в Российской Федерации меры поддержки промышленности оказываются государством на конкурсной основе, в Республике Беларусь механизм реализации госпрограмм носит точечный характер (принятие решения о субсидировании отдельных предприятий в рамках госпрограмм осуществляется на государственном уровне).
Однако в соответствии с новыми подходами к оказанию государственной поддержки для обеспечения равнодоступности предприятий, всех форм собственности к мерам государственной поддержки в Республике Беларусь будет введен конкурсный отбор на ее предоставление согласно установленным лимитам.
Кроме того, при формировании государственных программ и оказании государственной поддержки все государственные программы будут разрабатываться одновременно с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы и в развитие ее приоритетов.
С учетом этого инструментарий оказания господдержки промышленным предприятиям, механизмы финансирования на проектном уровне, меры привлечения иностранных инвестиций в промышленность в Республике Беларусь и Российской Федерации будут максимально сближены и унифицированы.
С учетом поступившей информации от заинтересованных министерств и ведомств Беларуси и России данный пункту Плана можно считать выполненным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.