Представление Счетной палаты РФ от 27 октября 2016 г. N ПР 11-259/11-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" на объектах: Министерство спорта Российской Федерации, федеральное государственное унитарное предприятие "Дирекция Программы по развитию физической культуры и спорта", Правительство Кировской области (г. Киров), Правительство Архангельской области (г. Архангельск), федеральное государственное бюджетное учреждение "Южный федеральный центр спортивной подготовки".
По результатам контрольного мероприятия установлено следующее.
1. В 2013 - 2015 годах распределение субсидий федерального бюджета субъектам Российской Федерации на софинансирование строительства объектов капитального строительства в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 год" (далее - ФЦП, Программа) осуществлялось распоряжениями Правительства Российской Федерации.
На основании распоряжений Правительства Российской Федерации, предусматривающих распределение средств федерального бюджета между субъектами Российской Федерации, приказами Минспорта России ежегодно осуществлялось адресное распределение средств по объектам, в том числе не включенных в Программу, что не соответствует пункту 9 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), (приложение N 5.2 к Программе), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. N 7 (далее - Правила предоставления субсидии), в соответствии с которыми адресное распределение средств допускается только по объектам, включенным в ФЦП.
Применяемый Минспортом России подход к управлению ФЦП, предусматривающий корректировку ресурсного обеспечения на основании распоряжений Правительства Российской Федерации и приказов Минспорта России при отсутствии в качестве приложения к Программе перечня возводимых объектов, не позволяет оценить результативность реализации Программы, поскольку ее окончательный вариант, реализуемый в 2013 - 2015 годах, существенно отличается от того, который был утвержден в 2006 году.
2. Минспортом России как государственным заказчиком - координатором Программы не соблюден принцип сбалансированности системы стратегического планирования, установленный частью 5 статьи 7 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", в части сбалансированности документов стратегического планирования по показателям.
Так, показатели Программы не соответствуют Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р, а именно: пять целевых показателей Программы из 8 показателей Стратегии отличаются как по наименованиям, так и единицами измерения.
3. В нарушение пункта 6 Правил предоставления субсидий (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N 1045), согласно которому уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 5 процентов расходного обязательства, при заключении соглашений с субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидий уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации Минспортом России не соблюдался, что указывает на нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.
По соглашению о предоставлении субсидии Правительству Ярославской области от 9 декабря 2013 г. N 586 уровень софинансирования расходного обязательства бюджета субъекта Российской Федерации из федерального бюджета составил 97,6%. В результате превышения 95% уровня софинансирования Минспортом России за счет средств федерального бюджета предоставлена субсидия в большем размере на 525,0 тыс. рублей.
По соглашению о предоставлении субсидии Правительству Республики Бурятия от 16 июня 2014 г. N 262 на сумму 30 500,0 тыс. рублей уровень софинансирования расходного обязательства бюджета субъекта Российской Федерации в 2014 году - 98,4% (30 000,0 тыс.). В результате превышения 95% уровня софинансирования Минспортом России за счет средств федерального бюджета предоставлена субсидия в большем размере на 1 025,0 тыс. рублей.
4. Согласно пункту 3 Правил предоставления субсидий установлены критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий, в том числе наличие документации, подтверждающей начало строительства объекта за счет средств субъекта Российской Федерации (подпункт "д").
В нарушение подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления субсидий в 2013 - 2015 годах при проведении процедуры отбора субъектов 6 субъектами Российской Федерации (Костромская, Сахалинская и Псковская области, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики, Ставропольский край) не была предоставлена в Минспорт России подтверждающая документация о начале строительства объектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом Минспортом России указанные субъекты Российской Федерации были отобраны, им в 2013 - 2015 годах предоставлены субсидии на строительство 15 спортивных объектов на общую сумму 634 700,0 тыс. рублей.
5. Минспортом России как главным распорядителем бюджетных средств ненадлежащим образом осуществлялись полномочия, установленные подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по обеспечению соблюдения получателями субсидий условий и порядка, установленного при их предоставлении, в части обеспечения финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации, о чем свидетельствует следующее.
В 2013 году из 57 субъектов Российской Федерации, получивших субсидии на строительство объектов, обязательства по финансированию не выполнили 37 регионов (64,9%), в 2014 году из 53 субъектов - 38 регионов (71,7%), в 2015 году из 60 субъектов - 41 регион (68,3%).
Таким образом, субъектами Российской Федерации в 2013 - 2015 годах в нарушение Правил предоставления субсидий и условий соглашений о предоставлении субсидий не обеспечено финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации строительства спортивных объектов в общей сумме 3 624 661,1 тыс. рублей (32,8% от предусмотренной в соглашениях о предоставлении субсидии), что указывает на признаки бюджетного правонарушения - нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.
При этом Минспортом России не были приняты меры по направлению в Минфин России уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.
По состоянию на 1 сентября 2016 года субъектами Российской Федерации не обеспечен своевременный ввод в эксплуатацию 14 спортивных объектов. Не были введены в эксплуатацию 2 крытых футбольных манежа (г. Пермь, Пермский край и г. Саранск, Республика Мордовия), общая сумма средств федерального бюджета - 834 142,6 тыс. рублей; 4 футбольных поля (Смоленская область, Республика Дагестан, Мурманская область, Саратовская область) - 33 684,0 тыс. рублей по подпрограмме "Развитие футбола", а также 8 спортивных объектов по направлению "Массовый спорт" - 920 600,0 тыс. рублей, что свидетельствует о необеспечении Минспортом России надлежащего контроля за получателями субсидий условий предоставления субсидий, предусмотренного пунктом 25 Правил предоставления субсидий.
Так, субсидии из федерального бюджета в сумме 1 788 426,6 тыс. рублей, полученные в рамках заключенных соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета, освоены в полном объеме. При этом Минспортом России не были приняты меры, предусмотренные Правилами предоставления субсидий.
6. Минспортом России в нарушение плана реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N 2151-р, не соблюдались сроки реализации контрольных событий 5.1, 5.2 и 5.8 в части сроков заключения соглашений.
Так, в 2014 году Минспортом России из 59 соглашений на предоставление субсидии субъектам Российской Федерации (на строительство объектов массового спорта и подпрограммы "Развитие футбола") 14 соглашений заключены с нарушением установленного срока от 7 до 165 дней, в 2015 году - 24 соглашения из 107 соглашений - от 2 до 171 дня.
7. Ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных учреждений и предприятий, предусмотренный статьей 100 Федерального закона 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Минспортом России осуществляется на ненадлежащем уровне, что подтверждается выявленными в ходе проверки закупочной деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Дирекция Программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - ФГУП "Дирекция Программы") и федерального государственного бюджетного учреждения (далее - ФГБУ "Юг-Спорт") нарушениями.
7.1. ФГУП "Дирекция Программы" в нарушение пункта 5 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н, и пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы", утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России N 544 и Казначейства России N 18н от 20 сентября 2013 г., согласно которым планы-графики размещаются на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете, план-график размещения заказов на 2014 год размещен в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) 31 июля 2014 года, то есть с нарушением срока более чем на 7 месяцев.
7.2. ФГУП "Дирекция Программы" в нарушение пункта 9 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ и пунктом 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1093, не размещены в единой информационной системе в сфере закупок отчеты об исполнении государственных контрактов от 28 ноября 2014 г. N 28-11-01 на оказание услуг авторского надзора за строительством объекта и от 24 ноября 2014 г. N 24-11-01 на выполнение проектно-изыскательских работ.
7.3. ФГУП "Дирекция Программы" в нарушение с части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ и пункта 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084, документы об исполнении 4-х государственных контрактов в Федеральное казначейство в установленном порядке направлены не были (государственные контракты от 28 ноября 2014 г. N 28-11-01 с ООО "Батиаль", от 24 ноября 2014 г. N 24-11-01 с ООО "Стиль", от 1 июня 2015 г. N 01-06-01 с Компанией Эластомер, от 21 ноября 2014 г. N 21-11-01 с ООО "ЭКО-Проект").
7.4. ФГУП "Дирекция Программы в нарушение части 26 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой информация об изменении контракта размещается заказчиком в ЕИС в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта, в ЕИС не размещена информация о внесении дополнительным соглашением от 29 сентября 2015 г. N 2 изменений в государственный контракт от 21 ноября 2014 г. N 21-11-01.
7.5. ФГБУ "Юг Спорт" в нарушение части 8 статьи 39 Федерального закона N 44-ФЗ Положением о единой комиссии по закупкам, утвержденным приказом ФГБУ "Юг Спорт" от 15 января 2015 г. N 3-ОД, для членов Единой комиссии установлено право принимать участие в заседаниях комиссии дистанционно с применением современных средств видеосвязи в случае их отсутствия, вызванного уважительными причинами (временная нетрудоспособность, командировка и другие уважительные причины).
В нарушение части 8 статьи 39 Федерального закона N 44-ФЗ в 2015 году на шести заседаниях Единой комиссии по закупкам присутствовало менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Протоколы подписывались тремя членами Единой комиссии по закупкам, а именно: Шкарубской Н.А., Никищенко О.А. Шаповаловым Н.Ю. При этом Н.А. Шкарубская отсутствовала в дни проведения указанных заседаний в городе Сочи, что подтверждается данными, внесенными в первичные отчетные документы. В соответствии с указанными протоколами о подведении итогов электронного аукциона Единой комиссией по закупкам в том числе приняты решения о признании победителями электронного аукциона ряд юридических лиц, с которыми впоследствии ФГБУ "Юг Спорт" заключены государственные контракты на общую сумму 56 803,1 тыс. рублей.
8. В соглашениях о предоставлении субсидии отсутствует положение о необходимости направления субъектами Российской Федерации в Минспорт России документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию. В результате в Итоговый доклад о ходе реализации ФЦП, направленный в Правительство Российской Федерации письмом Минспорта России от 1 марта 2016 г. N ВМ-04-04/1220, включены в список введенных объектов 10 спортивных объектов в 8 субъектах Российской Федерации, которые на 1 января 2016 года не получили разрешения на ввод в эксплуатацию.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Минспорту России необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. В целях предоставления достоверных данных о количестве введенных в эксплуатацию объектов при подготовке ежегодных докладов о ходе реализации федеральной целевой программы, реализуемой Минспортом России в 2016 - 2020 годах, включить в типовую форму соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на цели развития физической культуры и спорта условие, предусматривающее предоставление получателями субсидий (субъектами Российской Федерации) в Минспорт России документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию спортивных объектов.
2. В рамках осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, предусмотренного статьей 100 Федерального закона N 44-ФЗ, провести проверку в отношении подведомственных ФГУП "Дирекция Программы" и ФГБУ "Юг - Спорт" в порядке, установленном Правилами осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89.
3. Провести инвентаризацию соглашений, заключенных в 2013 - 2015 годах с высшими государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), на предмет выполнения условий соглашений субъектами Российской Федерации. В случае выявления нарушений условий соглашений принять меры, предусмотренные Правилами предоставления субсидии, о чем проинформировать Счетную палату Российской Федерации.
4. Провести проверку по фактам выявленных нарушений, по результатам которой привлечь к ответственности лиц, допустивших нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 14 октября 2016 г. N 52К (1127).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру спорта Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, надлежит уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения представления в срок до 1 февраля 2017 года с предоставлением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 27 октября 2016 г. N ПР 11-259/11-02
Текст представления официально опубликован не был