Представление Счетной палаты РФ от 28 октября 2016 г. N ПР 11-265/11-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и эффективности расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014-2015 годах и истекшем периоде 2016 года" в Администрации Смоленской области, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение пункта 7 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 25 марта 2014 г. N 202, органами местного самоуправления правовые акты, определяющие уполномоченные органы, обеспечивающие деятельность по осуществлению переданных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) жилыми помещениями, не приняты.
2. В нарушение пункта 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда, определение которого относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, органами местного самоуправления не установлен.
3. В нарушение пункта 13 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 (далее - Правила N 42), на 209 жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Глинковского, Дорогобужского, Монастырщинского, Починковского, Сафоновского, Смоленского, Хиславичского районов и города Смоленска, отсутствуют технические паспорта жилых помещений и заключения о соответствии жилых помещений предъявляемым к ним требованиям.
В нарушение пункта 14 Правил N 42 на 60 жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Сафоновского, Смоленского, Хиславичского районов решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не направлены.
4. Установлены факты, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления переданных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
4.1. Приобретенные в период 2013 - 2014 годов для детей-сирот жилые помещения (расположенные в с. Семлево, муниципальный контракт от 6 июля 2013 г. N 1; в г. Ельня, муниципальный контракт от 24 декабря 2013 г. N 0163300024713000108-0108618-01; в пос. Пронино, муниципальный контракт от 29 июля 2013 г. N 132; в с. Глинка, муниципальный контракт от 30 октября 2014 г. N 01633000195 и в г. Рославле, муниципальный контракт от 15 декабря 2014 г. N 0163300016114000004) на момент проверки не включены в специализированный жилищный фонд для детей-сирот. Затраты на приобретение жилых помещений составили 4 649,8 тыс. рублей.
4.2. В 2014 - 2016 годах приобретены в муниципальную собственность 10 жилых помещений, которые на момент проверки детям-сиротам не предоставлены в связи с их отказом заключать договоры найма специализированного жилого помещения. Меры по перераспределению данных жилых помещений другим детям-сиротам не приняты. Затраты на приобретение жилых помещений составили 10 965,8 тыс. рублей, из которых 1 262,2 тыс. рублей - средства федерального бюджета.
5. Установлены факты невключения в единый список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями Смоленской области, детей-сирот, включенных в муниципальные списки. Так, в единый список не были включены 3 ребенка-сироты, состоящие в списках Ярцевского, Холм-Жирковского и Кардымовского районов.
6. Установлено, что во всех актах обследования жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, отсутствует информация, предусмотренная Порядком по осуществлению контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений, утвержденным приказом департамента по образованию, науке и делам молодежи Смоленской области от 16 июня 2014 г. N 508. В частности, в актах не нашла отражения информация, свидетельствующая о проведении проверок правоустанавливающих документов на жилые помещения, результаты опроса граждан, проживающих в соседних помещениях.
7. Департаментом по образованию, науке и молодежной политике Смоленской области ненадлежащим образом исполнялись полномочия по определению размера субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Смоленской области. Так, в нарушение Способа (методики) расчета норматива для определения общего объема субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, являющегося приложением к Закону Смоленской области от 29 ноября 2007 г. N 114-з "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (далее - субвенция), при определении субвенции бюджету Печерского сельского поселения был применен завышенный норматив площади жилого помещения (36 кв. метров вместо 30 кв. метров), что привело к выделению средств на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в завышенном объеме 179,3 тыс. рублей.
8. В отсутствие надлежащего контроля со стороны Администрации Смоленской области за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, органами местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения предоставлялись жилые помещения, состоящие из 2 и 3 комнат, с превышением нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (33 кв. м) на 1 236 кв. метров. Площадь жилого помещения, предоставленного одному гражданину из категории детей-сирот, составляла около 104 кв. метров.
Одновременно администрацией г. Смоленска приобретено 15 квартир, общая площадь которых меньше 30 кв. метров, что не соответствует нормам Закона Смоленской области от 19 декабря 1996 г. N 36-з "О предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Смоленской области", устанавливающим, что жилое помещение по договору найма не может быть менее 33 кв. метров общей площади жилья на одиноко проживающего человека.
9. Постановлением Администрации Смоленской области от 25 октября 2011 г. N 672 "О средней стоимости 1 квадратного метра общей площади благоустроенного жилого помещения по муниципальным районам и городским округам Смоленской области" утверждена средняя стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения для 25 муниципальных районов и 2 городских округов от 19,74 тыс. рублей (Монастырщинский район) до 48,6 тыс. рублей (г. Смоленск). При этом в разрезе городских и сельских поселений, имеющих различные качественные характеристики жилых помещений, средняя стоимость 1 кв. метра жилого помещения не утверждалась.
Отсутствие конкретизации средней стоимости 1 кв. метра в разрезе сельских и городских поселений привело к тому что, администрации сельских и городских поселений, на территории которых фактическая стоимость 1 кв. метра сложилась ниже утвержденной, приобретали жилые помещения для детей-сирот по утвержденной средней стоимости с превышением норматива предоставления жилой площади на одного человека, установленного органами местного самоуправления, что привело, по расчетам Счетной палаты Российской Федерации, к нерациональным расходам бюджетных средств на общую сумму 22 740,6 тыс. рублей.
10. В отсутствие надлежащего контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот органами местного самоуправления допущены нарушения и недостатки при проведении закупок жилых помещений для детей-сирот.
10.1. В нарушение распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" в 2014 году органами местного самоуправления проведено 13 открытых конкурсов, по результатам которых заключено 12 муниципальных контрактов.
10.2. Допускались нарушения законодательства при формировании и размещении на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru планов-графиков закупок.
10.2.1. В нарушение пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н (далее - Особенности размещения N 544/18н), а также пункта 5 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. N 761/20н (далее - Порядок N 761/20н), планы-графики закупок на 2014 год Крохоткинского сельского поселения Смоленского района, на 2014 - 2015 годы - Сметанинского сельского поселения Смоленской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не размещены.
10.2.2. В нарушение пункта 2 Особенностей размещения N 544/18н, пункта 5 Порядка N 761/20н план-график закупок Администрации Козинского сельского поселения на 2015 год размещен на сайте закупок (28 марта 2015 года) позднее установленного срока.
10.2.3. В нарушение пункта 5 Особенностей размещения N 544/18н, в планах-графиках закупок не отражались минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта (планы-графики на 2015 год Администрации Козинского и Крохоткинского сельских поселений Смоленской области, на 2016 год - администраций муниципальных образований Смоленской области "Смоленский район" и "Дорогобужский район"), единицы измерения товаров, работ, услуг, являющихся предметом контракта, не соответствуют Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) (Администрация муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области на 2016 год).
10.2.4. При подготовке конкурсной документации (извещения NN 0163300001714000002, 0163300003714000005, 0163300003714000002) не учитывались Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В нарушение пунктов 7 - 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) конкурсная документация не содержит порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок возврата заявок, порядок внесения изменений в эти заявки, порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок.
10.3. Допущены нарушения при проведении открытых конкурсов.
10.3.1. В нарушение части 4 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ администрацией Лоснинского сельского поселения Починковского района принята к рассмотрению заявка на участие в открытом конкурсе (извещение N 0163300001714000002), не соответствующая установленным требованиям. В нарушение пункта 5 части 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ указанная заявка на участие в открытом конкурсе в отсутствие обеспечения заявки в составе документов Протоколом N 2 рассмотрения заявок от 23 апреля 2014 г. (пункт 5) признана соответствующей требованиям и условиям конкурсной документации.
10.3.2. Администрацией Переснянского сельского поселения Починковского района 14 марта 2014 года объявлен открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на приобретение квартиры (извещение от 24 марта 2014 г. N 0163300003714000002), на который подана одна заявка. В нарушение части 4 статьи 52 Федерального закона N 44-ФЗ листы заявки участника не прошиты, не пронумерованы, не заверены надлежащим образом, опись отсутствует. В нарушение части 2 статьи 54 Федерального закона N 44-ФЗ муниципальный контракт от 17 апреля 2014 г. N 1 на приобретение жилого помещения для ребенка-сироты заключен ранее минимально возможного установленного срока.
10.4. По результатам запроса предложений (извещение от 15 мая 2014 г. N 0163300037914000004) 5 июня 2014 года в Волковском сельском поселении Краснинского района заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения, в ходе исполнения которого нарушен порядок передачи и приемки помещения, установленный пунктом 3 муниципального контракта, передаточный акт отсутствует.
10.5. В нарушение части 3 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ по всем проверенным государственным и муниципальным контрактам экспертиза проверки предоставленных результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, не проводилась.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Администрации Смоленской области необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) принять меры в целях обеспечения надлежащего исполнения органами местного самоуправления полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в части:
принятия правовых актов, определяющих уполномоченные органы, обеспечивающие деятельность по осуществлению переданных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в соответствии с Положением о порядке осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 25 марта 2014 г. N 202;
установления порядков предоставления детям-сиротам жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации;
обеспечения техническими паспортами жилых помещений и заключениями о соответствии жилых помещений для детей-сирот предъявляемым к ним требованиям органами местного самоуправления Глинковского, Дорогобужского, Монастырщинского, Починковского, Сафоновского, Смоленского, Хиславичского районов и города Смоленска;
направления решений об отнесении жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами местного самоуправления Сафоновского, Смоленского и Хиславичского районов;
принятия мер по включению в специализированный жилищный фонд для детей-сирот приобретенных в 2013 - 2014 годах для детей-сирот пяти жилых помещений;
принятия мер по перераспределению десяти жилых помещений, приобретенных в 2014 - 2016 годах, которые на момент проверки детям-сиротам не были предоставлены в связи с их отказом заключать договоры найма специализированного жилого помещения;
2) провести сверку единого списка детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в Смоленской области, и списков, сформированных органами местного самоуправления, в целях устранения несоответствий данных о численности детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями;
3) разработать систему контроля за формированием единого и муниципальных списков детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями Смоленской области.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 октября 2016 г. N 53К(1128).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Губернатору Смоленской области или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 30 апреля 2017 года.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 28 октября 2016 г. N ПР 11-265/11-04
Текст представления официально опубликован не был