Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.С. Маленкина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.С. Маленкин оспаривает конституционность положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Российской Федерации", которыми определены основания для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства (статья 7), и Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 525-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", которым осуждение к лишению свободы или принудительным работам на основании вступившего в законную силу приговора суда исключено из числа оснований для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства (пункт 3 статьи 1).
Как следует из представленных материалов, в 2014 году по ходатайству администрации учреждения уголовно-исполнительной системы, в котором С.С. Маленкин отбывает наказание в виде лишения свободы, территориальным органом Федеральной миграционной службы он был снят с регистрационного учета по месту жительства и зарегистрирован по месту временного пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы с июня 2014 года по август 2025 года. В 2015 году заявитель обратился в территориальный орган Федеральной миграционной службы с заявлением о восстановлении регистрации по месту жительства, сославшись на то, что Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 525-ФЗ осуждение к лишению свободы на основании вступившего в законную силу приговора суда исключено из числа оснований для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства. На данное обращение им был получен ответ, в котором разъяснялось, что для постановки на регистрационный учет по месту жительства ему необходимо обратиться в установленном порядке путем подачи заявления и представления документов, являющихся основанием для вселения в жилое помещение.
Заявитель обжаловал данный ответ в судебном порядке, а также просил суд обязать территориальный орган Федеральной миграционной службы восстановить его регистрацию по месту жительства, взыскать причиненный моральный вред. Решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, требования С.С. Маленкина оставлены без удовлетворения. При этом суд апелляционной инстанции указал, что снятие заявителя с регистрационного учета по месту жительства не означает утрату им права пользования жилым помещением.
По мнению заявителя, оспариваемые положения указанных федеральных законов, исключившие осуждение к лишению свободы из числа оснований для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 19 (часть 1), 27 (часть 1), 40 (часть 1) и 55 (часть 2), поскольку не предусматривают восстановления регистрации по месту жительства граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы и снятых с регистрационного учета в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, без их непосредственного участия и предоставления соответствующих документов.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (часть первая статьи 3).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П и от 30 июня 2011 года N 13-П; определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).
Вместе с тем, как следует из представленных судебных постановлений, суды как при обжаловании С.С. Маленкиным действий по снятию его с регистрационного учета по месту жительства, так и при обжаловании им отказа в восстановлении его на регистрационном учете по месту жительства, указали на то, что снятие его с регистрационного учета по месту жительства не влечет утраты им права пользования жилым помещением.
Соответственно, установленный законодательством заявительный порядок регистрационного учета граждан по месту жительства и отсутствие в действующем правовом регулировании положений, предусматривающих восстановление регистрации по месту жительства лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и в связи с этим снятых в соответствии с ранее действующим правовым регулированием с регистрационного учета по месту жительства, не могут сами по себе рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе, в том числе право на жилище.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Маленкина Сергея Сергеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. N 799-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Маленкина Сергея Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Российской Федерации" и Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)