Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет), рассмотрев проект федерального закона N 48506-7 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект), отмечает следующее.
Проектом федерального закона (пункт 3 статьи 1) предусматривается внесение изменений в статью 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), согласно которым с 1 июня 2017 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу (далее - ресурсоснабжающие организации) и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями указанной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять за счет собственных средств деятельность по установке, замене, эксплуатации коллективных и индивидуальных приборов учета.
Комитетом отмечается, что законопроект не предусматривает устранения возникающих противоречий с действующим законодательством Российской Федерации. В частности, положения, проектируемые пунктом 3 статьи 1 законопроекта, противоречат статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 39 и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым собственник жилого помещения обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества. Положения законопроекта также не согласуются с иными положениями статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ (части 1-6.1, 8-10), в соответствии с которыми обязанность по оснащению соответствующих объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов исполняется их собственниками. Относительно приборов учета воды и сточных вод отмечается противоречие положений законопроекта статье 20 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в которой определено, что приборы учета воды и сточных вод размещаются абонентами и организациями, эксплуатирующими водопроводные или канализационные сети, в соответствии с соответствующими договорами.
В соответствии с пояснительной запиской основной целью предлагаемого к рассмотрению законопроекта является снижение финансовой нагрузки на бюджеты домохозяйств путем перекладывания обязанности по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов на ресурсоснабжающие организации. При этом авторами законопроекта в пояснительной записке не определены источники компенсации затрат ресурсоснабжающих организаций на установку, замену и эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов. Предполагается, что предусмотренные законопроектом расходы ресурсоснабжающих организаций на установку приборов учета будут отнесены к расходам по регулируемому виду деятельности, в связи с чем они будут подлежать полному возмещению, что приведет к существенной нагрузке на тариф.
Комитетом отмечается, что в условиях проводимой государственной политики по ограничению роста цен (тарифов) на поставляемые коммунальные ресурсы включение в тариф ресурсоснабжающих организаций затрат, необходимых для установки, замены, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, не представляется возможным. Как указано в самой пояснительной записке, для населения на 2017 год установлен предельный уровень роста тарифов в размере не более 4,9%. С другой стороны, если же расходы не будут учтены в тарифе отдельной строкой, для ресурсоснабжающих организаций это будет означать необходимость компенсировать их из других статей, в том числе ремонтных работ, что приведет к снижению надежности и качества поставки коммунальных ресурсов.
В пояснительной записке к законопроекту также указывается, что принятие данного законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, но при этом позволит сэкономить средства бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с отменой необходимости оказывать адресную поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 4 статьи 1 законопроекта).
Комитетом отмечается, что общий рост тарифов на энергетические ресурсы для населения приведет к росту платежей всех потребителей, что в свою очередь потребует дополнительные расходы бюджетов всех уровней на предоставление льгот и оказание мер социальной поддержки отдельным категориям потребителей. При этом данные затраты в соответствии с законопроектом уже будут носить обязательный характер, хотя в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 261-ФЗ и муниципальное образование, и субъект Российской Федерации вправе предоставлять отдельным категориям граждан средства на установку приборов учета за счет соответствующего бюджета. Таким образом, меры социальной поддержки в отношении отдельных категорий граждан уже регламентированы в действующем законодательстве Российской Федерации.
В свою очередь в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы указан тот факт, что в настоящее время частью 9 статьи 13 Федерального закона для граждан предусмотрена рассрочка оплаты услуг по установке соответствующих приборов учета, а для организаций, оказывающих такие услуги, возможность оказания им поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета путем выделения средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки. Часть 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ в этой части не изменяется, в связи с чем проектируемые положения пункта 4 статьи 1 законопроекта противоречат ей.
Законопроект вносит изменения в статью 9.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в части снятия административной ответственности за несоблюдение требований об оснащенности приборами учета энергетических ресурсов со следующих категорий:
- организаций, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, строений и сооружений;
- лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов;
- собственников нежилых зданий, строений.
В результате этих изменений ресурсоснабжающие организации могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения, допущенные проектными и строительными организациями, управляющими организациями и жилищными кооперативами.
Комитет отмечает, что изменения, вносимые в статью 9.16 КоАП РФ, позволяют не в полной мере решить все существующие проблемы, связанные с установкой приборов учета и ответственностью за их сбережение в процессе эксплуатации.
Приборы учета в большинстве случаев могут быть установлены только в помещении или на территории домовладения потребителя, то есть в месте, доступ к которому для посторонних лиц ограничен. Однако при возложении полной ответственности по установке приборов учета только на ресурсоснабжающие организации законопроектом не учитываются случаи, когда такие организации приняли все зависящие от них меры, но не смогли реализовать установленную обязанность по установке и эксплуатации общедомовых приборов учета в связи с противодействием со стороны потребителей, заключающимся в отказе допуска организации к местам установки прибора учета, уклонении от ввода прибора в эксплуатацию.
В случае принятия данного законопроекта возникает риск умышленного вывода прибора учета из строя (порчи чужого имущества) в случаях, когда потребители коммунальных услуг и их представители (управляющие компании, товарищества собственников жилья) не заинтересованы в осуществлении расчетов по показаниям приборов учета, например, когда фактический объем потребления выше установленного норматива. При этом законопроектом не определена ответственность за вывод из строя приборов учета, непредоставление допуска к узлам учета представителей ресурсоснабжающей организации, отказ от ввода в эксплуатацию установленного ресурсоснабжающей организацией прибора учета.
В официальном отзыве Правительства Российской Федерации отмечается, что предлагаемые статьей 2 законопроекта изменения КоАП РФ не соответствуют заявленной цели законопроекта и не корреспондируют изменениям, проектируемым статьей 1 законопроекта. Кроме того, обязанность по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов для ресурсоснабжающих организаций не влечет за собой необходимость изменений в КоАП РФ, поскольку частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ уже установлена административная ответственность организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, за несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Необходимо отметить, что возложение обязанности по установке и обеспечению надлежащего функционирования приборов учета на ресурсоснабжающие организации должно сопровождаться нормативным регламентированием такой работы, исключением возможности самовольного вмешательства потребителей поставляемых энергетических ресурсов в работу приборов учета, введением достаточных экономических стимулов для нецелесообразности такого вмешательства и перехода на бесприборное потребление.
В свою очередь Комитет отмечает, что предлагаемый перенос обязанности по установке и обслуживанию приборов учета с потребителей на ресурсоснабжающие организации необходимо и возможно осуществить постепенно, путем формирования правовой основы внедрения систем интеллектуального учета (удаленного доступа) энергетических ресурсов, что позволит обеспечить оптимизацию расходов ресурсоснабжающих организаций и снижение коммерческих потерь энергетических ресурсов, а также в случае заключения прямого договора на продажу ресурсов ресурсоснабжающих организаций непосредственно с собственниками. Условие по установке приборов учета у собственника помещений на ресурс за счет ресурсоснабжающей организации должно стать мотивом для заключения прямого договора на продажу ресурсов для ресурсоснабжающей организации. Источником финансирования по установке приборов учета в данном случае будет являться увеличение оборотных средств ресурсоснабжающих организаций.
На законопроект поступили отрицательные официальные отзывы Правительства Российской Федерации, Счетной Палаты Российской Федерации и отрицательное заключение Комитета Совета Федерации по экономической политике.
На законопроект получены отзывы субъектов Российской Федерации, большинство из которых носят отрицательный характер и содержат существенные замечания.
Учитывая все вышеизложенное, Комитет по энергетике не поддерживает проект федерального закона N 48506-7 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в представленной редакции и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.