Специальный обзор по жалобам в отношении объединения в 1 лот работ по содержанию и (или) ремонту дорог
ФАС России регулярно рассматриваются жалобы, содержащие доводы в отношении необоснованного укрупнения объекта закупки, влекущего за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.
Необоснованное укрупнение лота путем объединения работ по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог может привести к ограничению количества участников закупки, ограничению доступа к участию в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства. Более того, значительный размер обеспечения заявки на участие в такой закупке также негативно влияет на количество потенциальных участников закупки.
Указанная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (Определение Верховного суда Российской Федерации от 03.05.2017 по делу N А40-244495/2015; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.03.2017 по делу N А40-30610/2016; Определение Верховного суда Российской Федерации от 13.12.2016 N 307-КГ16-16939 по делу А56-70307/2015, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09.09.2014 по делу N А40-188579/2013).
В настоящем обзоре представлены следующие решения ФАС России по данному вопросу.
1. В первом примере заказчик объединил в объект закупки (один лот) выполнение работ по всему городу на 27 невзаимосвязанных участках дорог. ФАС России пришел к выводу о необоснованном укрупнении объекта закупки, поскольку отсутствует функциональная и (или) технологическая взаимосвязь выполнения работ на указанных участках, в связи с чем отсутствует обоснованная необходимость проведения закупки единым неделимым лотом. В указанных обстоятельствах действия заказчика по формированию лота признаны ограничивающими количество участников закупки.
2. Во втором примере довод заявителя о неправомерном укрупнении объекта закупки своего подтверждения не нашел, поскольку заказчиком на заседание комиссии представлено обоснование проведения единой неделимой закупки в виду наличия функциональной, технологической взаимосвязи выполнения работ на одном линейном объекте.
3. В третьем примере довод заявителя о неправомерном укрупнении объекта закупки путем выполнения работ в 12 из 26 муниципальных районах области также не нашел своего подтверждения. Заказчиком представлено обоснование наличие функциональной, технологической взаимосвязи закупаемых работ в 12 имеющих общие границы муниципальных районах (из 26 существующих в области) - при этом заказчиком при формировании лота учтены расположения железнодорожных станций и карьеров для обеспечения выполнения работ.
1. Заказчик неправомерно объединил в объект закупки (один лот) выполнение работ по всему городу на невзаимосвязанных участках дорог.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 29.03.2017 N К-226/17 (номер извещения 0171200001917000291)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно объединивших ремонт автомобильных дорог, находящихся в разных районах города и не имеющих общих границ.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 11.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 883 217 080 рублей;
4) дата окончания рассмотрения первых частей заявок участников -31.03.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединен в рамках одной закупки ремонт автомобильных дорог, находящихся в разных районах города, не имеющих общих границ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В Техническом задании документации об Аукционе установлено: "Наименование выполняемой работы: Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля в соответствии с титульным списком (Приложение 1) (далее - работы)".
В приложении N 1 "Титульный список на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля" Технического задания документации об Аукционе (далее - Приложение N 1) содержится 27 наименований автомобильных дорог, подлежащих ремонту в рамках исполнения муниципального контракта.
При этом на заседании Комиссии установлено, что в Приложении N 1 содержится указание на автомобильные дороги не связанные между собой, а именно находящиеся в разных районах города, не имеющих общих границ, например: Ленинградский проспект (второстепенный проезд от проспекта Дзержинского до улицы Батова) (позиция N 7 Приложения N 1), улица Пирогова от ул. Попова до Костромского шоссе (позиция N 24 Приложения N 1), улица Маяковского от проспекта Авиаторов до ул. Университетская (позиция N 22 Приложения N 1).
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что все автомобильные дороги, указанные в Приложении N 1, относятся к одной группе, а именно общего пользования местного значения города Ярославля, при этом в рамках исполнения контракта на всех указанных автомобильных дорогах необходимо произвести схожие работы, а именно текущий ремонт, в связи с чем указанные автомобильные дороги, по мнению Заказчика, Уполномоченного органа, связаны между собой и включены в один объект закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика не представили доказательств, подтверждающих, что все автомобильные дороги, ремонт которых необходимо произвести в рамках исполнения контракта, имеют общие границы и неразрывно связаны между собой, а также что осуществление работ по объекту закупки выполнимо исключительно в рамках единого технологического процесса.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки объединено выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, расположенных в разных районах города и не связанных между собой, что приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников Аукциона.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
2. При проведении внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 18 Информационной карты документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, в том числе установлено: "Сведения предоставляются участником закупки в соответствии с требованиями, установленными к используемым для выполнения работ товарам, которые указаны в Техническом задании и Приложении N 1 к нему".
В Техническом задании документации об Аукционе содержится, например, следующее: "Работы должны производиться в условиях данного объекта. Работы должны производиться с обязательным использованием специализированных транспортных средств, механизмов и оборудования".
При этом, в приложении N 1 "Титульный список на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля" Технического задания документации об Аукционе содержится перечень улиц, подлежащих ремонту в рамках исполнения контракта.
Вместе с тем, пунктом 18 Информационной картой документации об Аукционе установлено, что первую часть заявки рекомендуется представить по форме, предложенной в приложении N 2 "Информация о конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, предлагаемого для использования" к Разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе (далее - Приложение N 2).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе не установлен надлежащим образом раздел документации, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках.
Кроме того, в Приложении N 2 установлено, в том числе следующее (примеры): "5. Раствор готовый кладочный тяжелый. Предел прочности цемента при изгибе (возраст 28 суток), Предел прочности цемента при сжатии (возраст 28 суток); 9. Раствор готовый кладочный тяжелый. Норма подвижности раствора по погружению конуса; 3. Песок для строительных работ: Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм; 8. Бетон тяжелый: Осадка конуса; 57. Шлакопортландцемент: Предел прочности при сжатии после пропаривания (возраст 28 суток); 70. Битум дорожный вязкий: Температура размягчения по кольцу и шару; 77. Кирпич керамический: Предел прочности при изгибе (наименьший для отдельного образца); 85. Битумы нефтяные строительные: Глубина проникания иглы (при температуре +25°С)".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 6.35 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что "для выполнения работ по Контракту, Подрядчик вправе привлечь субподрядные организации. Привлечение субподрядной организации осуществляется с письменного согласования с Заказчиком".
Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и, следовательно, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу К*** А.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу N К-225/17 от 29.03.2017, по данному делу предписание не выдавать.
2. Заказчиком проведена единая неделимая закупка в виду наличия функциональной, технологической взаимосвязи выполнения работ на одном линейном объекте.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 03.04.2017 N К-238/17
(номер извещения 0173200001417000072)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика, объединивших в один лот работы по комплексному благоустройству на несвязанных улицах и набережных города Москвы.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 03.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 712 110 880 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 17.04.2017
1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, подрядчику необходимо выполнить работы по комплексному благоустройству по адресу: г. Москва, ЦАО, Смоленская набережная, Ростовская набережная, Саввинская набережная с неразрывно связанными с ними прилегающими территориями и общественными пространствами.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что Смоленская, Ростовская и Саввинская набережная, на которых необходимо выполнить работы, предусмотренные контрактом, являются одним линейным объектом, территориально и функционально связаны между собой, также, работы, которые необходимо выполнить в ходе исполнения контракта, функционально связаны последовательностью, технологичностью и этапами выполнения.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один лот работы по комплексному благоустройству на несвязанных улицах и набережных города Москвы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 835) обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 7 Постановления Правительства N 835 обязательное общественное обсуждение проводится в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в виде очных публичных слушаний.
Согласно пункту 33 Постановления Правительства N 835 второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении в специализированном разделе информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим общественное обсуждение, таких извещений и документации.
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в связи с технической ошибкой работы ЕИС второй этап общественных обсуждений закупки размещен на "Портале поставщиков" (http://forum.zakupki.mos.ru).
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, нарушают часть 1 статьи 20 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку второй этап общественных обсуждений фактически был проведен.
3. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрастной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрастной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством.
В пункте 10.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Генподрядчик предоставляет Государственному заказчику обеспечение надлежащего исполнения своих обязательств, предусмотренных условиями настоящего Контракта в размере:
- 10% (десять процентов) от начальной (максимальной) цены Контракта на срок превышающий срок действия Контракта на 2 календарных месяца;
- 2% (два процента) от начальной (максимальной) цены Контракта на период гарантийных обязательств Генподрядчика (с даты завершения основного обязательства до даты полного истечения срока гарантийных обязательств, включая срок продления гарантийных обязательств в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ и настоящим Контрактом).
Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на 2 календарных месяца".
Положения Закона о контрактной системе не предусматривают возможность Заказчика устанавливать в документации об Аукционе требование о предоставлении отдельного обеспечения Заказчику на период гарантийных обязательств.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно части 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее в настоящей статье - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 10.2.4 проекта контракта документации об Аукционе, обеспечение исполнения генподрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, представленное в форме банковской гарантии, должно отвечать в том числе следующему условию, а именно: максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к одному заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталам) банка не должно превышать 25% (двадцать пять процентов) согласно Инструкции Банка России от 03.12.2012 N 139-И "Об обязательных нормативах банков".
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, включивших в проект контракта дополнительные требования к банку, не предусмотренные положениями Законом о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 45 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила определения неустойки).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.
Пунктом 4 Правил определения неустойки установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 12.7 проекта контракта документации об Аукционе за каждый зафиксированный Заказчиком факт нарушений требований п. 6.1.36 проекта контракта Генподрядчик уплачивает Заказчику штраф в размере 20 000 рублей (Двадцати тысяч рублей).
Вместе с тем, размер штрафа, указанный в пункте 12.7 проекта контракта, не предусмотрен Правилами определения неустойки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших размер штрафа в виде 20 000 рублей за каждый зафиксированный Заказчиком факт нарушений требований пункта 6.1.36 проекта контракта, не предусмотренный положениями Закона о контрактной системе и Правилами определения неустойки, нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В форме "Требования к товарам" документации об Аукционе, в том числе установлено (ПРИМЕР):
По позиции 26 "Смеси асфальтобетонные дорожные песчаные, тип Д (Дорожно -климатическая зона: г. Москва)" - Содержание зёрен не более 0.071 мм, по массе в зерновом составе 10*_17%.
По позиции 33 "Раствор строительный" - Максимальный процент содержания золы- уноса в растворной смеси от массы цемента [20] %.
По позиции 16 "Смеси бетонные тяжелого бетона, фракция 5-20, тип 2" - Содержание в бетоне отдельных фракций крупного заполнителя (всех используемых) 25* _75* %.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Также, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки являться производителем товара и (или) иметь предлагаемый к поставке товар в наличии при подаче заявки для целей описания в составе заявки помимо сведений о самом товаре, также подробных сведений о процессе его технологического производства и компонентного состава.
Кроме того, в инструкции по заполнению заявки установлено, в том числе: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам в действующей редакции:
ГОСТ: 1508 (п.4,9,14,34); 14918 (п.8); 9128 (п.21,26); 10178 (п.15); 7931,19, 32389 (п. 30); 12730.5, 7473, 26633, 10178 (п. 12,16,18); 13015.0, 6665 (п.20); 28013 (п.33); 24709 (п.23); 31416 (п.2); 24454, 18288, 8486 (п.19); 530 (п.22); 9179 (п.27); 8267 (п.29); 13840 (п.1); 5781 (п.13,17); 52575 (п.28); 25129 (п.31); 10704, 3262 (п. 5); 8509 (п.7,10,24); 10923 (п.38); 7399 (п.25); 18599 (п.6, 11); 31996, 22483 (п.37); 8736 (п.3); 8020, РК-2201-82 (п.36); ТУ-5718-003-04000633-2006 или эквивалент (п.32); ТУ 3464-001-42790588-99 или эквивалент (п. 36).
При этом, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ, поскольку ГОСТ не сопоставлен с конкретным товаром, указанным в таблице.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу К*** А.В. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 20, части 8 статьи 34, части 1 статьи 45, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. При объединении в один объект закупки работ по содержанию автомобильных дорог в 12 различных районах заказчиком учтены расположения железнодорожных станций и карьеров для обеспечения выполнения работ.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 12.04.2017 N К-294/17
(номер извещения 0130200002417000450)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа неправомерно объединивших в один объект закупки работы по содержанию автомобильных дорог в 12 различных районах Вологодской области, что ограничивает количество участников закупки.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дел, Комиссия, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, объявила перерыв до 12.04.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 098 262 253 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 20.04.2017
1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно положениям документации об Аукционе, в рамках исполнения контракта необходимо выполнить работы по содержанию автомобильных дорог в следующих районах Вологодской области: Бабаевского, Белозерского, Вашкинского, Вожегодского, Вытегорского, Кадуйского, Кирилловского, Устье-Кубинского, Устюженского, Чагодощенского, Череповецкого, Шекснинского.
На заседании Комиссии, представители Уполномоченного органа пояснили, что в объект закупки включены работы по содержанию функционально и технологически связанных между собой автомобильных дорог общего пользования, находящихся на западе Вологодской области.
При этом при формировании объекта закупки Заказчик, Уполномоченный орган руководствовались территориальным расположением дорог, безопасностью и бесперебойностью движения на автомобильных дорогах, технологическим процессом и спецификой выполнения данного вида работ, экономической целесообразностью.
Также, представителями Уполномоченного органа на заседании Комиссии представлены сведения, согласно которым при формировании лотов учтены расположения железнодорожных станций и карьеров для обеспечения выполнения работ.
Кроме того, представители Уполномоченного органа пояснили, что в разделе II документации об Аукционе, в Техническом задании установлен перечень и объем работ, которые необходимо выполнить в рамках государственного контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В разделе "Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям" документации об Аукционе установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, при этом участнику закупки в составе первой части заявки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе товаров используемых при выполнении работ, а также результаты испытания таких товаров, так например:
"2. Песок строительный:
- Массовая доля в песке зерен крупностью свыше 10 мм не более 5 %;
3. Отсев дробления щебня (гравия):
- Допустимое содержание зерен крупностью более 10 мм в песке из отсева дробления не более 5 %;
6. Песчано-гравийная смесь (ПГС):
- Наибольшая крупность зерен гравия в природной ПГС не менее 10 и не более 70 мм;
11. Мастика изоляционная:
- Глубина проникновения иглы при 25 ° С 40-15 0,1 мм".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик, Уполномоченный орган устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, компонентного и химического состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о составе химических и компонентных веществ в товаре, а также результатах испытаний таких товаров.
Также, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки являться производителем товара и (или) иметь предлагаемый к поставке товар в наличии при подаче заявки для целей описания в составе заявки помимо сведений о самом товаре, также подробных сведений о процессе его технологического производства и компонентного состава.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе, ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 835), обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 7 Постановления Правительства N 835, обязательное общественное обсуждение проводится в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в виде очных публичных слушаний.
Согласно пункту 33 Постановления Правительства N 835, второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении в специализированном разделе информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим общественное обсуждение, таких извещений и документации.
На заседании Комиссии, представители Уполномоченного органа пояснили, что второй этап общественных обсуждений проведен на сайте vologda-portal.ru.
Учитывая изложенное, поскольку второй этап общественных обсуждений не был размещен в специализированном разделе информации о закупке включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 20 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99), к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В подпункте 8.3 пункта 17 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, а именно работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится закупка".
В подпункте 4 пункта 25 Информационной карты документации об Аукционе установлено в том числе следующее требование к документам, предоставляемым во второй части заявки: копию:
- исполненного контракта (договора);
- акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что объектом закупки является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, которые не относятся к работам по капитальному ремонту автомобильной дороги.
Учитывая, что работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование, положение Постановления Правительства N 99, предписывающее предъявление к участникам закупки дополнительных требований, при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту не применяется.
Указанная позиция подтверждается Решением Верховного Суда N АКПИ16-574 от 22.08.2016, согласно которому положение пункта 2 приложения N 1 Постановления Правительства N 99, предписывающее предъявление к участникам закупки дополнительных требований, при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту не применяется.
Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу К*** А.В. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 20, части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен специальный обзор по жалобам в отношении объединения в 1 лот работ по содержанию и (или) ремонту дорог.
Необоснованное укрупнение лота может привести к ограничению количества участников закупки, ограничению доступа к закупкам субъектов малого и среднего бизнеса. Более того, значительный размер обеспечения заявки на участие в такой закупке также негативно влияет на количество потенциальных участников.
Рассмотрена ситуация, когда заказчик объединил в объект закупки выполнение работ по всему городу на 27 невзаимосвязанных участках дорог. Поскольку нет функциональной и (или) технологической взаимосвязи выполнения работ на указанных участках, отсутствует обоснованная необходимость проведения закупки единым неделимым лотом. В указанных обстоятельствах действия заказчика признаны ограничивающими количество участников закупки.
В другой ситуации заказчик обосновал проведение единой неделимой закупки: есть функциональная, технологическая взаимосвязь выполнения работ на одном линейном объекте.
Также рассмотрена ситуация, когда заказчик укрупнил объект закупки путем выполнения работ в 12 районах области из 26 существующих. Было представлено обоснование функциональной, технологической взаимосвязи закупаемых работ. При этом заказчиком при формировании лота учтены расположения ж/д станций и карьеров для обеспечения выполнения работ.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России