Распоряжение Правительства РФ от 7 июля 2017 г. N 1455-р
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Минпромторгу России обеспечить:
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализацию мероприятий, предусмотренных Стратегией;
мониторинг и контроль реализации положений, предусмотренных Стратегией.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании региональных программ развития в пределах своей компетенции предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 июля 2017 г. N 1455-р
Стратегия
развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года
I. Общие положения
Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года (далее - Стратегия) является программным документом, характеризующим состояние отрасли сельскохозяйственного машиностроения и определяющим основные принципы государственной политики в области сельскохозяйственного машиностроения на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Стратегия подготовлена с учетом положений прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года и изменившихся макроэкономических и отраслевых показателей.
Стратегия направлена на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", а также на решение задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
В Стратегии учтены решения Правительства Российской Федерации, направленные на обеспечение социальной стабильности и устойчивое развитие экономики, а также положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Стратегия нацелена на достижение показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", в части развития современной конкурентоспособной высокотехнологичной техники российского производства, а также обеспечения модернизации сельского хозяйства для увеличения выпуска базовой сельскохозяйственной продукции.
Прогнозные показатели Стратегии определены на основе индикаторов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", и государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
II. Область распространения
В область распространения Стратегии входит следующая сельскохозяйственная техника, используемая при производстве основных видов продукции растениеводства, включая кормовые культуры:
тракторы сельскохозяйственные (колесные и гусеничные);
самоходные сельскохозяйственные машины (комбайны зерноуборочные, комбайны кормоуборочные, комбайны для уборки корнеклубнеплодов, опрыскиватели для защиты растений);
прицепные и навесные сельскохозяйственные машины (плуги, бороны, культиваторы, сеялки, разбрасыватели органических и минеральных удобрений, прицепные комбайны кормоуборочные, прицепные комбайны для уборки корнеклубнеплодов, прицепные опрыскиватели для защиты растений, машины для заготовки кормов (косилки, пресс-подборщики, грабли и прочие машины), мобильные
кормосмесители и кормораздатчики, машины для орошения, машины для специализированных подотраслей сельского хозяйства (хмелеводство, льноводство, овощеводство, садоводство и виноградарство).
Промышленные предприятия сельскохозяйственного машиностроения России в Стратегии определены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации".
III. Характеристика отрасли
1. Анализ текущего состояния сельскохозяйственного машиностроения в России
Основные хозяйственно-экономические показатели отрасли
Объем производства сельскохозяйственной техники в России в 2016 году составил 88,6 млрд. рублей (+59,1 процента к 2015 году). Такие темпы роста обусловлены изменением внешних условий (девальвация рубля, предоставление субсидий потребителям), которые позволили промышленным предприятиям сельскохозяйственной отрасли выровнять условия конкуренции российских производителей с импортерами и увеличить платежеспособный спрос в стране. Объем экспортных поставок сельскохозяйственной техники, включая запасные части, составил 7,7 млрд. рублей (+10 процентов к 2015 году).
За последние 5 лет география российских экспортных поставок сельскохозяйственной техники охватила 47 стран. При этом на долю государств - членов Евразийского экономического союза приходится более 70 процентов всего экспорта (на долю Казахстана, в частности, - 61 процент). Такая структура экспорта приводит к зависимости отрасли сельскохозяйственного машиностроения от мировых цен на нефть и не позволяет стабилизировать производство, выйти на его новый уровень и получать дополнительную экспортную выручку.
Численность работников промышленных предприятий сельскохозяйственного машиностроения на конец 2016 года составила 31,3 тыс. человек.
Доля инвестиций промышленных предприятий сельскохозяйственного машиностроения в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по всей отрасли в 2016 году составила 0,67 процента выручки (при этом показатель крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники - более 4 процентов), что значительно ограничивает возможности промышленных предприятий сельскохозяйственного машиностроения по реализации потенциала роста. Также о низкой инновационной активности таких предприятий свидетельствует количество задействованных конструкторов - 737 человек. При этом наблюдаются ярко выраженные положительные тенденции в части инноваций. Доля инвестиций в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ выросла с 2014 года в 6,6 раза, а число занятых конструкторов увеличилось на 98 человек (+15,3 процента).
Кроме того, отрасль сельскохозяйственного машиностроения сохранила базовые компетенции в производстве сельскохозяйственной техники. Так, уровень использования иностранных компонентов и материалов не превышает 35 процентов себестоимости выпускаемых машин.
При этом налоговые отчисления в консолидированный бюджет и внебюджетные государственные фонды по итогам 2016 года составили не менее 30 млрд. рублей.
Значимость отрасли для бюджетной системы Российской Федерации
Прямой налоговый эффект сельскохозяйственного машиностроения, по оценке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, в 2016 году составил 36 процентов объема выручки, что в среднем соответствует уровню налоговой нагрузки по экономике в целом. Таким образом, на каждые 100 рублей выручки промышленных предприятий сельскохозяйственного машиностроения в бюджетную систему страны поступает 36 рублей.
Налоговый эффект в настоящее время формируется из налога на добавленную стоимость (объем отчислений предприятий сельскохозяйственного машиностроения в 2016 году составил более 15 млрд. рублей), налога на доходы физических лиц и отчислений в социальные фонды (объем отчислений предприятий сельскохозяйственного машиностроения в 2016 году составил не менее 4,5 млрд. рублей).
По данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджетную систему страны, в 2016 году составила более 1 млрд. рублей.
По экспертной оценке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, остальные налоговые платежи (налог на землю, налог на имущество) составляют порядка 1 процента суммы активов, что в 2016 году обеспечило еще около 600 млн. рублей налоговых отчислений.
Важным источником отчислений промышленных предприятий сельскохозяйственного машиностроения в федеральный бюджет является утилизационный сбор в отношении самоходных машин, взимаемый на основании постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Кроме того, следует отметить, что сельскохозяйственное машиностроение обладает высоким мультипликативным эффектом (около 3, увеличение выпуска продукции сельскохозяйственного машиностроения приводит к росту валового внутреннего продукта на 3 рубля), так как обеспечивает спрос на продукцию химической и металлургической отраслей, станкостроения, смежного машиностроения и др., то есть общий налоговый эффект от роста производства и реализации сельскохозяйственной техники достигает 60 процентов.
Основные факторы роста отрасли
Вклад российских промышленных предприятий сельскохозяйственного машиностроения в валовый внутренний продукт России в настоящее время составляет 0,13 процента (например, в Германии данный показатель составляет 0,35 процента). При этом доля отрасли сельскохозяйственного машиностроения в выпуске машин и оборудования достигает 18,8 процента.
Скромный вклад отрасли сельскохозяйственного машиностроения в национальную экономику объясняется недостаточным платежеспособным спросом на внутреннем рынке (за последние 5 лет средний объем приобретенной сельскохозяйственной техники оказался примерно в 3 раза ниже потенциального объема) и низкой экспортной составляющей (доля экспорта в отгрузках продукции сельскохозяйственного машиностроения на внутренний рынок составляет 12 процентов), в связи с чем в настоящее время показатели загрузки производственных мощностей российских промышленных предприятий сельскохозяйственного машиностроения составляют 40 - 70 процентов (в зависимости от видов сельскохозяйственной техники).
В то же время парк сельскохозяйственной техники в России характеризуется критической недооснащенностью и высокой степенью износа. По данным Федеральной службы государственной статистики, количество тракторов и самоходных уборочных машин сократилось более чем в 6 раз за последние 25 лет (с 1945 тыс. штук в 1990 году до 312 тыс. штук в 2015 году). Такое сокращение объясняется смещением спроса в сторону более мощных и производительных машин, однако оснащенность сельского хозяйства России по сравнению с оснащенностью сельского хозяйства Канады, схожей с Россией по почвенно-климатическим условиям, урожайности и контурности полей, остается на крайне низком уровне. Так, в России на 1000 гектаров пашни приходится 3 трактора, в то время как в Канаде - 16 тракторов. Аналогичная ситуация наблюдается с уборочными сельскохозяйственными машинами.
При этом доля используемых сельскохозяйственных машин с вышедшими нормативными сроками амортизации и эксплуатации, то есть старше 10 лет, достигает 70 процентов, что приводит к их низкой производительности, срывам принятых агросроков и увеличению потерь продукции при уборке (по оценкам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, потери продукции достигают 10 - 20 процентов валового сбора).
Помимо низкого платежеспособного спроса на внутреннем рынке, рыночная доля российских производителей сельскохозяйственной техники остается на невысоком уровне (по итогам 2016 года доля российских производителей на внутреннем рынке составила 54 процента в денежном выражении). При этом в ряде сегментов отрасли сельскохозяйственного машиностроения доля российской сельскохозяйственной техники на внутреннем рынке не превышает 20 - 30 процентов, а по отдельным типам тракторов потребности сельского хозяйства не обеспечиваются в принципе. Так, импорт гусеничных тракторов 4 и 5 тяговых классов составляет 100 процентов, колесных тракторов с двигателем мощностью до 100 л.с. - 98 процентов. Приведенные данные также свидетельствуют о большом потенциальном рынке для российских производителей сельскохозяйственной техники.
Вместе с тем наряду с внутренним рынком потенциал отрасли сельскохозяйственного машиностроения определяется мировым рынком сельскохозяйственной техники, в котором спрос на сельскохозяйственную технику в 2016 году составил 115 млрд. долларов США. При этом после негативной динамики 2014 - 2016 годов (падение мирового рынка сельскохозяйственной техники с 133,3 млрд. долларов США в 2014 году) с учетом роста мировых цен на сельскохозяйственную продукцию прогнозируется резкое восстановление рынка в течение последующих 2 - 3 лет (среднегодовой темп роста мирового рынка при этом оценивается в 5 - 7 процентов) и последующая стабилизация темпов роста на уровне 3 - 5 процентов.
Таким образом, российские производители сельскохозяйственной техники имеют возможность нарастить поставки как на традиционных рынках, так и на новых, что подтверждается ростом экспорта сельскохозяйственной техники, например, в Соединенные Штаты Америки, Германию и Канаду, который за 5 лет составил 151,9 процента.
Российский рынок сельскохозяйственной техники
Для оценки объема спроса на отдельные виды сельскохозяйственной техники использовались:
данные Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по приобретению техники за 2010 - 2016 годы по форме N 6-Мех "Сведения о состоянии сельскохозяйственной техники и поступлении топлива", утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 4 января 2001 г. N 1 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минсельхозом России статистического наблюдения за состоянием сельскохозяйственного производства" (далее - форма N 6-Мех);
данные Федеральной службы государственной статистики за 2005 - 2015 годы по форме N 10-Мех "Сведения о наличии тракторов, сельскохозяйственных машин и энергетических мощностей", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 6 августа 2013 г. N 309;
информация субъектов Российской Федерации о приобретении и парке сельскохозяйственной техники за 2014 - 2016 годы;
данные о продажах техники, полученные на основе информации из статистической системы Ассоциации "Росспецмаш" за 2009 - 2016 годы об отгрузке и экспорте различных видов сельскохозяйственной техники.
Так, для расчета рынка зерно- и кормоуборочных комбайнов использовались данные формы N 6-Мех, для расчета рынка по комбайнам для уборки корнеклубнеплодов - информация субъектов Российской Федерации о приобретении сельскохозяйственной техники за 2014 - 2016 годы.
Для оценки объема продаж тракторов в целом использовались данные формы N 6-Мех, распределение объемов рынка тракторов по сегментам в зависимости от мощности двигателя (до 100 л.с., 100 - 200 л.с., свыше 200 л.с.) осуществлялось на основе данных опроса субъектов Российской Федерации.
Динамика рынка прицепной техники рассчитывалась на основе данных Ассоциации "Росспецмаш" об отгрузке и импорте соответствующего вида сельскохозяйственной техники.
Объем рынка сельскохозяйственной техники в рамках области распространения Стратегии в 2016 году составил 113 млрд. рублей, что является рекордным показателем за последние 8 лет.
Продажи сельскохозяйственных тракторов в 2016 году составили 9492 тыс. штук.
Спрос на сельскохозяйственные тракторы с мощностью двигателя менее 100 л.с. составил 5009 тыс. штук, что в 4 раза ниже среднего уровня продаж предыдущих 5 лет, и обусловлен переходом к использованию энергонасыщенных тракторов. Доля российских производителей в данном сегменте рынка незначительна и не превышает 3 процентов. Так, с учетом сборочных предприятий доля рынка достигла 36 процентов.
Спрос на сельскохозяйственные тракторы с мощностью двигателя от 100 до 200 л.с. в 2016 году составил 1762 единицы техники, что соответствует среднему уровню последних лет. Однако доля российских производителей в данном сегменте даже с учетом сборки не превышает 6 процентов.
В то же время наблюдается постоянный рост спроса на сельскохозяйственные тракторы с мощностью двигателя свыше 200 л.с., который в 2016 году достиг 2720 единиц. Данный сегмент является наиболее перспективным с точки зрения развития российского производства сельскохозяйственной техники, поскольку компетенции в производстве данного вида сельскохозяйственных тракторов сохранены на высоком уровне, а доля российских промышленных предприятий сельскохозяйственного машиностроения составляет более 60 процентов.
Рынок самоходных сельскохозяйственных машин в 2016 году составил 7692 единицы техники, а доля российских производителей на нем достигла 72 процентов (с учетом крупноузловой сборки - 97 процентов).
При этом около 25 процентов рынка приходится на производителей государств - членов Евразийского экономического союза, которые осуществляют поставку аналогов российской продукции сельскохозяйственного машиностроения по ценам на 10 - 15 процентов ниже российских. Кроме того, на территории России на них распространяется действие государственных программ поддержки.
Производство данных видов техники в России наиболее развито и обладает высоким экспортным потенциалом.
Участниками рынка прицепных и навесных сельскохозяйственных машин являются средние и малые российские предприятия сельскохозяйственного машиностроения, а также зарубежные компании, задействованные в этой отрасли.
В этом сегменте рынка сельскохозяйственной техники отгрузки в 2016 году составили 41268 единиц техники. При этом средняя доля российских предприятий достигла 43 процентов. Однако по некоторым видам сельскохозяйственной техники позиции российских производителей значительно отличаются: от 70 процентов (культиваторы и плуги) до 15 процентов (грабли и косилки).
Рынок машин для почвообработки оценивается на уровне 10 млрд. рублей. Производство данного вида сельскохозяйственной техники представлено широко (порядка 60 предприятий) и достигает 60 процентов внутреннего рынка.
Объем рынка машин для внесения удобрений и химической защиты растений составляет 8 млрд. рублей. При этом сельскохозяйственная техника российского производства представлена в основном в низком ценовом сегменте (например, легкие опрыскиватели).
Объем рынка прицепных и навесных машин для заготовки кормов достиг 2,7 млрд. рублей, а сельскохозяйственная техника российского производства представлена на нем большим числом малых и средних предприятий.
Рынок оросительной техники в 2016 году составил 925 единиц техники, а доля импорта достигла 97 процентов. Производство оросительной техники в России практически не развито, однако имеет высокий потенциал и спрос.
Условия конкуренции на российском рынке сельскохозяйственной техники
Российский рынок сельскохозяйственных машин характеризуется высоким уровнем конкуренции по ряду причин.
Во-первых, он является глобальным и открытым с точки зрения таможенно-тарифной защиты (импортные пошлины составляют до 10 процентов, что не оказывает искажающего воздействия на торговлю), на нем представлены все ведущие мировые производители сельскохозяйственной техники (большинство из которых представлено сборочными предприятиями и развитой сервисно-сбытовой сетью), а средняя доля импорта в денежном выражении за последние 5 лет составила 65 процентов.
Во-вторых, на российском рынке наблюдается конкуренция со стороны предприятий государств - членов Евразийского экономического союза, на территориях которых размещено развитое производство многих видов самоходных и прицепных машин (доля таких предприятий составляет порядка 25 процентов российского рынка, а в некоторых случаях достигает 50 процентов).
В-третьих, производство в каждом сегменте сельскохозяйственных машин представлено тремя и более предприятиями, то есть имеет место внутренняя конкуренция.
Помимо этого, в области технического регулирования действуют нормы и требования, отвечающие международным стандартам (уровень гармонизации оценивается в 60 - 80 процентов).
Кроме того, государственные программы поддержки направлены на развитие внутреннего производства сельскохозяйственной техники и не приводят к дискриминации участников рынка, что подтверждается высокой долей импорта на российском рынке сельскохозяйственных машин и отсутствием торговых споров в отношении сельскохозяйственной техники.
2. Обеспечение защиты окружающей среды и экологической безопасности в области механизации сельского хозяйства
Выбросы вредных веществ двигателями самоходных сельскохозяйственных машин
Сельскохозяйственная техника, поступающая на рынок Российской Федерации, подлежит обязательной сертификации на соответствие техническим регламентам Евразийского экономического союза (техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 010/2011) "О безопасности машин и оборудования", утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823, и техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 031/2012) "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним", утвержденному решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 60). Указанные технические регламенты содержат обязательные требования, ограничивающие содержание вредных веществ в отработавших газах двигателей машин.
Таким образом, с 15 февраля 2015 г. в отношении выбросов двигателей тракторов установлено ограничение на уровне "этапа 3а" по европейской классификации. Такое требование обеспечивает минимальное влияние отработавших газов на окружающую среду, жизнь и здоровье человека.
Важным направлением в области сельскохозяйственного машиностроения является использование природного газа в качестве моторного топлива вследствие более высоких показателей экономичности и экологичности природного газа.
Экологическая эффективность газомоторной техники высока, так как в отработавших газах двигателей техники полностью отсутствуют выбросы сажи и соединений серы. Кроме того, использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет:
снизить выбросы токсичных веществ в окружающую среду (оксида углерода - в 2,5 раза, оксида азота - в 2 раза, углеводородов - в 3 раза), а также снизить уровень задымленности в 9 раз;
повысить ресурс двигателей и срок эксплуатации техники в 1,3 - 1,5 раза;
снизить на 15 - 25 процентов себестоимость перевозок и, следовательно, себестоимость сельскохозяйственной продукции.
Переход сельскохозяйственной техники на использование газомоторного топлива является перспективным направлением. В настоящее время уже существует техника, работающая на газомоторном топливе (модельный ряд колесных сельскохозяйственных тракторов тяговых классов 0,6 - 1,4 с двигателем мощностью от 30 до 90 л.с., работающих на компримированном природном газе (метане).
Вредное воздействие на почву
Сохранение и повышение плодородия почвы является основной задачей сельскохозяйственного производства в долгосрочной перспективе, так как определяет конкурентоспособность и рентабельность отраслей сельского хозяйства. В связи с этим наблюдается растущий спрос на ресурсосберегающие машинные технологии, которые обеспечивают минимальное воздействие на почву. По экспертной оценке, на такие технологии приходится до 15 процентов всего сельскохозяйственного производства и с каждым годом данное соотношение увеличивается.
Одновременно с этим наблюдается тенденция применения ходовых систем самоходных машин, обеспечивающих снижение уплотняющего воздействия движителя на почву (увеличение пятна контакта, использование шин с низким давлением, использование гусениц). Применение гусеничных движителей обеспечивает увеличенную опорную поверхность при минимальных габаритных размерах трактора, что способствует снижению давления на почву при улучшении тягово-сцепных качеств.
Кроме того, в связи с высокими темпами роста стоимости удобрений и средств защиты растений растет спрос на сельскохозяйственные машины, обеспечивающие экономию таких веществ за счет их точного внесения. В сельскохозяйственных машинах это обеспечивается путем внедрения систем спутникового управления траекторией и применения специальных электронных датчиков.
Таким образом, производители сельскохозяйственной техники реагируют на потребности рынка сельскохозяйственных машин и самостоятельно осуществляют инвестиции в технологии, обеспечивающие бережное отношение к почвенным ресурсам. При этом задача органов государственной власти Российской Федерации заключается в поддержке и стимулировании таких инвестиционных проектов.
3. Анализ эффективности осуществления мер государственной поддержки в 2011 - 2016 годах
В 2011 - 2016 годах в отрасли сельскохозяйственного машиностроения осуществлялись следующие эффективные меры государственной поддержки:
программа субсидирования производителей сельскохозяйственной техники в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1432 "Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники";
субсидирование производителей сельскохозяйственной техники в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 416 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники (в рамках основного мероприятия "Развитие сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности" подпрограммы "Развитие транспортного и специального машиностроения" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности")";
субсидирование производителей сельскохозяйственной техники в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 418 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям самоходной и прицепной техники на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест (в рамках основного мероприятия "Развитие сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности" подпрограммы "Развитие транспортного и специального машиностроения" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности")";
субсидирование производителей сельскохозяйственной техники в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 420 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям самоходной и прицепной техники на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями (в рамках основного мероприятия "Развитие сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности" подпрограммы "Развитие транспортного и специального машиностроения" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности")";
субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1312 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов";
льготное финансирование инвестиционных проектов по линии Фонда развития промышленности в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 г. N 3 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014 - 2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности";
реализация в рамках Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" механизма специальных инвестиционных контрактов, предполагающего налоговые и неналоговые преференции организациям, заключившим специальные инвестиционные контракты;
софинансирование маркетинговых расходов при экспорте.
Реализация программы субсидирования производителей сельскохозяйственной техники в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1432 "Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники" стимулировала рост производства сельскохозяйственной техники в России на 70 предприятиях сельскохозяйственного машиностроения в 37 субъектах Российской Федерации, а также создание новых производственных мощностей.
В период действия механизмов поддержки производителей сельскохозяйственной техники (в 2013 - 2016 годах) было дополнительно поставлено сельскохозяйственной техники на сумму 81,5 млрд. рублей.
В результате государственной поддержки производителей сельскохозяйственной техники российские предприятия во всех сегментах рынка сельскохозяйственных машин значительно нарастили производство и увеличили рыночную долю. Так, производство сеялок увеличилось в 2014 - 2016 годах в 2,9 раза, граблей - в 2,1 раза, почвообрабатывающих машин - более чем на 50 процентов, опрыскивателей - на 84 процента, пресс-подборщиков - на 53 процента. Выпуск самоходной сельскохозяйственной техники также вырос рекордными темпами. Производство полноприводных тракторов увеличилось в 3,4 раза, кормоуборочных комбайнов - почти в 2 раза, зерноуборочных комбайнов - на 41 процент.
Предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники оказало существенное положительное влияние на социально-экономическую ситуацию в отрасли сельскохозяйственного машиностроения. За время действия программы субсидирования производителей сельскохозяйственной техники в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1432 "Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники" в отрасли сельскохозяйственного машиностроения создано более 4 тыс. рабочих мест.
В рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1312 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов" российскими производителями реализовано 7 проектов на общую сумму 566,26 млн. рублей. Все разработанные машины поставлены на серийное производство.
Кроме того, Фонд развития промышленности разработал механизм льготного финансирования, который позволил предприятиям реализовать инвестиционные проекты на общую сумму 760 млн. рублей.
Важной мерой государственной поддержки является субсидирование российских экспозиций на специализированных выставках за рубежом. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации организованы коллективные стенды на выставках в Марокко, Германии и Китае. Размер субсидий составил 78 млн. рублей, что позволило заметно нарастить экспорт сельскохозяйственной техники в указанные страны.
В отношении сельскохозяйственного машиностроения действовала Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1810. В ходе анализа реализации этой стратегии было выявлено, что некоторые ее целевые индикаторы не были достигнуты. Основными причинами неудовлетворительной реализации указанной стратегии стали:
отсутствие финансирования мероприятий стратегии;
снижение с 2010 - 2013 годов платежеспособного спроса со стороны потребителей сельскохозяйственной техники;
общеэкономические кризисные явления.
Тем не менее в целом государственная поддержка отрасли сельского хозяйства в указанном периоде привела к значительным результатам. Всего в 2016 году российские производители представили на рынок 278 новых моделей и модификаций сельскохозяйственной техники.
4. Оценка стратегических возможностей и ограничений развития отрасли сельскохозяйственного машиностроения (SWOT-анализ)
На основе проведенного анализа состояния отрасли сельскохозяйственного машиностроения можно выделить ключевые преимущества российских предприятий, которые обеспечат им ускоренное развитие:
наличие производственной базы и линейки продукции, удовлетворяющей внутренний спрос на сельскохозяйственную технику;
потенциал производственных мощностей, позволяющий без значительных инвестиций и в кратчайшие сроки увеличить выпуск продукции в 3 раза;
высокий технический уровень и конкурентоспособность производимой продукции;
наличие компетенций в области разработки современных моделей сельскохозяйственной техники.
Вместе с тем существуют следующие факторы, ослабляющие возможности развития российских предприятий отрасли сельскохозяйственного машиностроения:
ориентация преимущественно на внутренний рынок и низкая доля экспорта в отгрузках, в том числе неразвитая международная дилерская сеть, избыточные расходы на логистику и низкая узнаваемость брендов;
ограничения в рамках членства России во Всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе тарифной защиты рынка и прямой поддержки экспорта;
отсутствие достаточного доступного финансирования для разработки, производства и реализации сельскохозяйственной техники;
низкий уровень расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
нехватка квалифицированного персонала;
ограничение по номенклатуре или объему производимых компонентов и недостаточное качество сырья и материалов.
В то же время отрасль сельскохозяйственного машиностроения обладает большими возможностями роста, включая:
значительный потенциал увеличения внутреннего рынка сельскохозяйственных машин (за счет обновления парка сельскохозяйственной техники, роста обеспеченности и развития сельскохозяйственного производства) и увеличение доли российских предприятий на нем;
рост экспортных поставок, в том числе вследствие благоприятной ситуации на валютном рынке, и открытие новых рынков сбыта российских сельскохозяйственных машин.
Однако потенциал развития отрасли ограничивается следующими внешними факторами:
нестабильность национальной валюты;
ужесточение технических барьеров доступа на зарубежные рынки.
Государственная политика в области сельскохозяйственного машиностроения должна быть нацелена на нивелирование негативных факторов, ограничивающих рост производства сельскохозяйственной техники.
IV. Прогноз внутреннего спроса на сельскохозяйственную технику
1. Исходные данные
При прогнозировании спроса на комбайны для уборки корнеклубнеплодов и спроса на тракторы с учетом сегментации рынка тракторов по мощности двигателя использовались данные, представленные субъектами Российской Федерации с 2014 по 2016 год, данные формы N 6-Мех с 2010 по 2016 год, а также данные Ассоциации "Росспецмаш" с 2005 по 2016 год.
Для построения прогнозов по оцененным моделям спроса были использованы официальные прогнозные значения экзогенных переменных Министерства экономического развития Российской Федерации (индекс потребительских цен) и Всемирного банка (мировые цены на пшеницу). Кроме того, прогноз по динамике посевных площадей строился исходя из требований Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", предусматривающей объем сбора урожая зерновых, составляющий приблизительно до 115 млн. тонн в год.
2. Прогноз спроса и объема рынка сельскохозяйственной техники в 2017 - 2030 годах
К 2021 году суммарный объем рынка сельскохозяйственной техники (с учетом прицепной техники) достигнет 157 млрд. рублей, к 2025 году - 202 млрд. рублей, к 2030 году - 265 млрд. рублей. При этом структура рынка останется стабильной. В 2030 году наибольшую долю в объеме этого рынка будут занимать зерноуборочные комбайны (35 процентов) и тракторы (27 процентов).
Зерноуборочные комбайны
Основным фактором спроса на зерноуборочные комбайны в период до 2030 года будет являться увеличение посевных площадей и объемов выручки от реализации продукции растениеводства.
В соответствии с прогнозом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации дополнительным фактором увеличения объема выручки от реализации продукции растениеводства будет являться рост валового сбора зерновых.
Так, в 2021 году рынок зерноуборочных комбайнов достигнет 7100 единиц техники, в 2025 году - 7600 единиц техники, в 2030 году - 8100 единиц техники. Среднегодовой темп прироста с 2017 по 2030 год при этом составит 2 процента. Стоимостный объем этого сегмента сельскохозяйственного рынка в 2021 году составит 55,7 млрд. рублей, в 2025 году - 71,3 млрд. рублей, в 2030 году - 93,5 млрд. рублей.
Кормоуборочные комбайны
Динамика спроса на кормоуборочные комбайны будет определяться увеличением площадей под кормовые культуры, что связано с развитием животноводства, а также динамикой спроса на зерноуборочные комбайны, тесная корреляция с которым вызвана применением севооборота. В период до 2030 года ожидается рост объемов ввода площадей под кормовые культуры, что связано с развитием не только молочного, но и мясного животноводства. Ввод площадей под кормовые культуры является приоритетной задачей развития сельского хозяйства. По прогнозам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, объем посевных площадей под зерновые культуры будет увеличиваться, что должно оказать положительное влияние на площадь, отводимую под остальные культуры.
Так, в 2021 году объем внутреннего спроса на кормоуборочные комбайны составит 1060 единиц техники, в 2025 году - 1510 единиц техники, в 2030 году - 1890 единиц техники. Среднегодовой темп увеличения спроса в 2017 - 2030 годах составит 7 процентов. Стоимостный объем рынка при этом к 2021 году достигнет 8,9 млрд. рублей, к 2025 году - 14,2 млрд. рублей и к 2030 году - 20 млрд. рублей.
Комбайны для уборки корнеклубнеплодов
Динамика спроса на комбайны для уборки корнеклубнеплодов будет определяться увеличением площадей под соответствующие культуры. В период до 2030 года указанные площади будут увеличиваться за счет роста объема производства картофеля средними и крупными хозяйствами и за счет сокращения объема производства в хозяйствах населения России. В результате в 2021 году прогнозируемый объем спроса на кормоуборочные комбайны составит 140 единиц техники, в 2025 году - 150 единиц техники и в 2030 году - 160 единиц техники. Стоимостный объем рынка при этом к 2020 году достигнет 3,9 млрд. рублей, к 2025 году - 5,1 млрд. рублей и к 2030 году - 6,2 млрд. рублей.
Сельскохозяйственные тракторы
В связи с разницей в ценах на сельскохозяйственные тракторы с учетом сегментации рынка тракторов по мощности двигателя и в связи с размерами хозяйств, использующих сельскохозяйственные тракторы, для каждого сегмента рынка (маломощные тракторы - до 100 л.с., тракторы средней мощности - от 100 до 200 л.с., тракторы большой мощности - свыше 200 л.с.) были разработаны отдельные модели спроса.
В целом спрос на сельскохозяйственные тракторы определяется размером посевных площадей и объемом выручки от реализации продукции растениеводства.
Объем продаж сельскохозяйственных тракторов в 2021 году достигнет 12500 единиц техники, в 2025 году - 13370 единиц техники и в 2030 году - 14220 единиц техники. Среднегодовой темп прироста при этом в период с 2017 по 2030 год составит 1,4 процента. Объем продаж сельскохозяйственных тракторов всех мощностей к 2021 году составит 46,7 млрд. рублей, к 2025 году - 57,7 млрд. рублей и к 2030 году - 71,5 млрд. рублей. При этом наибольший вклад в данный сегмент рынка сельскохозяйственной техники в стоимостном выражении будут вносить продажи сельскохозяйственных тракторов большой мощности (65 процентов, со стабильной динамикой).
Спрос на тракторы большой мощности (свыше 200 л.с.) будет определяться динамикой общей посевной площади, объемом выручки от реализации продукции растениеводства и изменениями в структуре сельскохозяйственной отрасли. Наблюдаемый в настоящее время процесс консолидации сельскохозяйственной отрасли ведет к увеличению среднего размера обрабатываемой площади одним хозяйством, что требует использования более мощной техники. С другой стороны, крупные хозяйства имеют больше возможностей приобретать более дорогую технику. Так, в 2021 году объем внутреннего спроса на мощные сельскохозяйственные тракторы прогнозируется на уровне 3110 единиц техники, в 2025 году - 3220 единиц техники и в 2030 году - 3360 единиц техники. Замещение сельскохозяйственных тракторов средней мощности тракторами большой мощности ожидается благодаря росту доходов хозяйств за счет увеличения выручки от реализации продукции растениеводства.
Спрос на тракторы средней мощности будет также определяться динамикой номинального курса доллара США и объема выручки от реализации продукции растениеводства (за прошлый год). Зависимость динамики внутреннего спроса на сельскохозяйственные тракторы средней мощности так же, как и в случае с сельскохозяйственными тракторами малой мощности, связана со значительной долей импорта этого вида сельскохозяйственной техники. С учетом сохранения положительной динамики общей посевной площади, прогнозируемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в 2021 году объем внутреннего спроса на сельскохозяйственные тракторы средней мощности составит 1890 единиц техники, в 2025 году - 1850 единиц техники и в 2030 году - 1860 единиц техники. Доля гусеничных машин в общей структуре при этом будет составлять не менее 4 процентов. Снижение спроса будет вызвано тенденцией перехода на использование сельскохозяйственных тракторов большой мощности.
Спрос на маломощные сельскохозяйственные тракторы будет определяться динамикой общей посевной площади, объемом выручки от реализации продукции растениеводства, животноводства и изменениями в структуре сельскохозяйственной отрасли. Так, в 2021 году объем внутреннего спроса на маломощные сельскохозяйственные тракторы составит 7500 единиц техники, в 2025 году - 8300 единиц техники и в 2030 году - 9000 единиц техники.
Прицепная и навесная техника
Спрос на плуги, культиваторы, косилки, сажалки и грабли связан со спросом на тракторы. Спрос на сеялки зависит от объема спроса на зерноуборочные комбайны. Кроме того, спрос на прицепную технику также определяется такими макроэкономическими показателями, как общая посевная площадь (для плугов и опрыскивателей), посевная площадь пшеницы (для культиваторов, борон и косилок), посевная площадь зерновых культур (для машин для внесения удобрений), мировая цена на пшеницу (для борон). Номинальный курс доллара США оказывает влияние на спрос на машины для внесения удобрений, сажалки, грабли и пресс-подборщики в связи с высокой долей импорта в объеме приобретения данных видов сельскохозяйственной техники. Поголовье коров на предприятиях сельского хозяйства оказывает сильное влияние на объем спроса на пресс-подборщики.
Динамика спроса на оросительную технику будет определяться реконструкцией орошаемых участков и вводом новых орошаемых площадей. В период до 2030 года ожидается рост объемов ввода площадей под орошение, что связано с развитием мелиорации, являющейся одной из приоритетных задач развития сельского хозяйства. Так, одним из важнейших целевых показателей и индикаторов федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 922 "О федеральной целевой программе "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", является ввод в эксплуатацию 838,31 тыс. гектаров мелиорируемых земель, что обусловливает высокую потребность в оросительной технике.
На основе оцененных моделей суммарный объем рынка прицепной техники в 2021 году прогнозируется на уровне 41,7 тыс. единиц техники, в 2025 году - 47,1 тыс. единиц техники и в 2030 году - 53,4 тыс. единиц техники.
V. Цель и задачи Стратегии
Целью Стратегии является достижение российскими производителями сельскохозяйственной техники доли на внутреннем рынке не ниже 80 процентов и доли экспортных поставок не ниже 50 процентов величины отгрузок на внутренний рынок.
Задачами Стратегии являются:
обеспечение равных конкурентных условий с зарубежными производителями сельскохозяйственной техники;
создание благоприятных условий для развития экспорта сельскохозяйственных машин, обеспечивающих стабильный рост экспортных поставок;
стимулирование роста инвестиций в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и разработка новых видов конкурентоспособных сельскохозяйственных машин;
совершенствование системы подготовки инженерных кадров для сельскохозяйственного машиностроения;
стимулирование развития производства компонентов для сельскохозяйственных машин.
Целевыми индикаторами реализации Стратегии, приведенными в приложении N 1, являются:
доля российской продукции сельскохозяйственного машиностроения на внутреннем рынке в общем объеме продукции сельскохозяйственного машиностроения (на основе результатов опроса предприятий отрасли через государственную информационную систему промышленности);
соотношение экспорта и отгрузок продукции сельскохозяйственного машиностроения на внутренний рынок;
индекс производства продукции сельскохозяйственного машиностроения;
доля объема расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в общем объеме выручки предприятий сельскохозяйственного машиностроения (на основе результатов опроса предприятий отрасли через государственную информационную систему промышленности);
число конструкторов, занятых на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения (на основе результатов опроса предприятий отрасли через государственную информационную систему промышленности);
доля иностранных компонентов и материалов в общей себестоимости произведенной продукции сельскохозяйственного машиностроения (на основе результатов опроса предприятий отрасли через государственную информационную систему промышленности).
VI. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Достижение цели Стратегии приведет к следующим социально-экономическим результатам:
выполнение Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", в части снижения зависимости агропромышленного комплекса Российской Федерации от импорта техники и технологий за счет роста доли российской сельскохозяйственной техники на внутреннем рынке до 80 процентов;
увеличение производства сельскохозяйственной техники в денежном выражении в 3 раза - к 2030 году примерно до 300 млрд. рублей;
увеличение загрузки производственных мощностей до 80 - 90 процентов (с учетом ввода новых производственных мощностей);
увеличение численности работников, занятых в отрасли сельскохозяйственного машиностроения, в 1,5 раза;
увеличение уровня средней заработной платы в отрасли сельскохозяйственного машиностроения к 2030 году до 55 тыс. рублей (в постоянных ценах);
достижение положительного бюджетного эффекта - дополнительные поступления в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды достигнут не менее 100 млрд. рублей, а с учетом эффекта мультипликатора в смежных отраслях - до 200 млрд. рублей;
увеличение экспорта российской продукции отрасли сельскохозяйственного машиностроения к 2030 году примерно до 100 млрд. рублей;
увеличение объема инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы до 10 млрд. рублей;
увеличение спроса на сырье, компоненты и материалы российского производства.
VII. Принципы государственной политики для достижения целей Стратегии
1. Создание благоприятной финансовой и организационной среды для обеспечения равных конкурентных условий и стабильного роста экспортных поставок сельскохозяйственной техники
Для обеспечения равных условий конкуренции необходимо стимулировать техническое и технологическое обновление производства, обеспечивающее увеличение производительности труда и снижение текущих издержек.
Объем экспорта продукции сельскохозяйственного машиностроения должен достичь 50 процентов объема отгрузок на внутренний рынок.
Такая структура сбыта позволит стабилизировать загрузку предприятий сельскохозяйственного машиностроения и избежать зависимости от негативных тенденций на внутреннем рынке. Кроме того, конкуренция на внешних рынках будет стимулировать рост расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и развитие производства сельскохозяйственной техники.
Для обеспечения роста экспортных поставок российской сельскохозяйственной техники необходимы скоординированные действия по предоставлению прямой или косвенной поддержки выхода такой продукции на новые рынки (участие в выставках за рубежом, маркетинговые затраты) и увеличения ее доли на исторических рынках (поддержка организации дилерских сетей и прочее). Поддержка экспорта осуществляется в рамках приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г. N 11.
Приоритетными направлениями для наращивания экспортных поставок сельскохозяйственной техники являются традиционные рынки государств - участников Содружества Независимых Государств и страны Европейского союза, а также новые рынки, например, Северной Африки, Южной Африки, Австралии, Китая и Северной Америки.
Большим экспортным потенциалом для энергонасыщенных сельскохозяйственных тракторов обладают рынки Австралии, Соединенных Штатов Америки и Канады, зерно- и кормоуборочные комбайны российского производства востребованы на европейском и североамериканском рынках, а прицепное и навесное оборудование может поставляться на рынки государств - участников Содружества Независимых Государств и стран Европейского союза.
2. Стимулирование роста инвестиций в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и разработка новых видов конкурентоспособных сельскохозяйственных машин с привлечением научных организаций
Для совершенствования технического уровня выпускаемой продукции сельскохозяйственного машиностроения и повышения ее привлекательности для потребителя необходимо стимулировать увеличение отраслевых расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также создание условий для непосредственного взаимодействия предприятий отрасли сельскохозяйственного машиностроения с научными организациями для разработок новых технических решений, продуктов и технологий.
Ключевые общемировые тенденции сельскохозяйственного машиностроения включают в себя:
автоматизацию работы сельскохозяйственных машин и снижение влияния человеческого фактора;
использование систем удаленного мониторинга, контроля технического состояния и диагностики сельскохозяйственных машин;
увеличение производительности сельскохозяйственных машин;
обеспечение безопасности и защиту окружающей среды;
улучшение экономических показателей (снижение расходов на горюче-смазочные материалы, рабочие жидкости и материалы);
повышение эргономичности производства;
внедрение робототехники;
использование композитных материалов.
3. Совершенствование системы подготовки инженерных кадров для сельскохозяйственного машиностроения
Важным для решения задач кадрового обеспечения отрасли сельскохозяйственного машиностроения является выделение средств для обновления технической базы учебных заведений с оснащением их современной российской сельскохозяйственной техникой.
Для подготовки конструкторов сельскохозяйственной техники будут реализованы программы стажировок в международных агротехнологических инновационных центрах и ведущих университетах, а также циклы обучающих семинаров.
4. Стимулирование развития производства компонентов для сельскохозяйственных машин
Основой повышения конкурентоспособности продукции сельскохозяйственного машиностроения должно быть развитие производства современных компонентов и материалов на территории Российской Федерации, что обеспечит снижение себестоимости производства сельскохозяйственной техники.
Для выполнения этой задачи необходимо поэтапно расширять требования к правилам предоставления государственной поддержки предприятиям сельскохозяйственного машиностроения в части осуществления на территории Российской Федерации минимальных технологических операций и использования компонентов российского производства.
Кроме того, необходимо стимулировать взаимодействие предприятий транспортного, строительно-дорожного, лесного, коммунального, автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения в части производства и применения универсальных компонентов (светотехника, элементы интерьера и экстерьера, стекла, ремни, приводы, валы, метизы, электроника).
VIII. Этапы реализации Стратегии
Реализация мероприятий Стратегии осуществляется в 3 этапа. План мероприятий по реализации Стратегии приведен в приложении N 2.
В рамках первого этапа (2018 - 2021 годы) будет обеспечено внедрение финансовых мер поддержки, направленных на ускоренное обновление парка сельскохозяйственной техники, что приведет к повышению спроса на сельскохозяйственную технику российского производства и, в свою очередь, укрепит финансовую стабильность предприятий отрасли сельскохозяйственного машиностроения, а также обеспечит платформу для осуществления инвестиций в производство сельскохозяйственных машин.
Помимо этого, будет продолжено осуществление мер государственной поддержки для стимулирования технического и технологического обновления производства сельскохозяйственных машин, обеспечивающего увеличение производительности труда и снижение себестоимости производства сельскохозяйственной техники.
В рамках существующих механизмов государственной поддержки и на основе применения финансовых мер поддержки предприятий будут осуществляться инвестиции в разработку и усовершенствование сельскохозяйственных машин, а также будет проводиться модернизация мощностей с целью расширения экспорта (занятия новых рынков и ниш).
Предусматривается осуществление маркетинговых мероприятий, в том числе демонстрация сельскохозяйственных машин, развитие дилерской и сервисной сетей, детальный анализ зарубежного спроса на сельскохозяйственную технику.
Весь комплекс указанных мероприятий обеспечит развитие предприятий сельскохозяйственного машиностроения (в том числе развитие производства компонентов) и расширение их продуктовой линейки, что на следующем этапе реализации Стратегии на фоне стабилизации внутреннего спроса позволит резко нарастить экспортные поставки российской сельскохозяйственной техники.
В рамках второго этапа реализации Стратегии (2022 - 2025 годы) будет проводиться скоординированная работа заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по финансовому и государственному стимулированию экспортных поставок сельскохозяйственной техники, а также по сохранению и поддержанию внутреннего спроса на стабильном уровне.
Кроме того, будет обеспечено наращивание инновационного потенциала отрасли сельскохозяйственного машиностроения за счет активной поддержки проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и выполнения программ технического перевооружения предприятий сельскохозяйственного машиностроения.
В рамках третьего этапа реализации Стратегии (2026 - 2030 годы) государственная политика в области сельскохозяйственного машиностроения будет сфокусирована на административном и нефинансовом регулировании.
Финансовые инструменты будут применяться для нивелирования негативных макроэкономических тенденций и преодоления барьеров доступа на экспортные рынки.
На протяжении всего периода действия Стратегии будет обеспечиваться последовательное расширение перечня базовых технологических операций (в том числе в части использования российских компонентов), осуществляемых в России при выпуске сельскохозяйственной техники, разрабатываемой, производимой и (или) реализуемой с привлечением государственных мер поддержки.
Также в рамках реализации Стратегии принятие решения о предоставлении мер государственной поддержки конкретным предприятиям и о конкретных объемах такой поддержки будет приниматься в увязке с достижением этими предприятиями заявленных целевых показателей, а также с учетом доли предприятия в достижении общих целевых показателей Стратегии за предыдущий период.
Целевое состояние отрасли по результатам выполнения указанных этапов реализации Стратегии отражено в приложении N 1 к Стратегии.
IX. Условия реализации Стратегии
В целях реализации Стратегии необходимо осуществление мер государственной поддержки на первом и втором этапах.
В целях интенсивного обновления парка сельскохозяйственной техники и поддержания стабильного уровня производства техники, а также стимулирования инвестиций в отрасли в течение первого этапа реализации Стратегии необходимы государственные меры стимулирования платежеспособного спроса, предусматривающие постепенное сокращение оказываемой поддержки.
Активное стимулирование спроса позволит дополнительно произвести и реализовать сельскохозяйственную технику на внутреннем рынке на сумму около 140 млрд. рублей.
Для достижения целевых показателей по экспорту продукции сельскохозяйственного машиностроения в размере 50 процентов отгрузок на внутренний рынок будут внедряться конкурентоспособные механизмы финансирования ее приобретения зарубежными потребителями либо предоставляться скидки на российскую сельскохозяйственную технику.
Уровень поддержки проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ будет определяться в зависимости от инвестиционной активности предприятий, а также технических и технологических тенденций мирового производства сельскохозяйственной техники.
В рамках третьего этапа реализации Стратегии осуществление мер государственной поддержки потребуется только для выравнивания конкурентных условий на внутреннем и внешнем рынках.
Необходимость оказания дополнительной государственной поддержки будет уточнена по результатам реализации первых двух этапов реализации Стратегии.
X. Риски реализации Стратегии
Реализация Стратегии сопряжена со следующими рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов:
глобальные и геополитические риски. Успешная интеграция Российской Федерации в международную экономическую систему во многом зависит от стабильной политической ситуации во многих регионах мира;
макроэкономические риски. Такие макроэкономические показатели, как сохранение тенденций низкого роста мировой и национальной экономики, сохранение уровня инвестиционной активности, высокий уровень инфляции, колебания курса национальной валюты, возможность колебаний цен на сырье и технологии, возможность возникновения бюджетного дефицита, высокие проценты по кредитам, могут оказать значительное влияние на реализацию Стратегии и ожидаемые результаты;
техногенные и экологические риски. Крупные катастрофы техногенного характера (высокая степень физического и морального износа технических средств, человеческий фактор), природного характера
(наводнения, землетрясения, оползни и др.) или социального характера (неправомерное вмешательство в функционирование предприятий, терроризм и др.) могут ограничить возможности роста производства и достижения целевых показателей Стратегии.
Вместе с тем регулярный мониторинг и анализ индикаторов возникновения рисков реализации Стратегии обеспечит возможность своевременной выработки эффективных мер по предотвращению таких рисков или снижению ущерба от их наступления.
Управление рисками наиболее целесообразно осуществлять в комплексе с мероприятиями по мониторингу реализации Стратегии.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Стратегии развития
сельскохозяйственного машиностроения
России на период до 2030 года
Целевые индикаторы
реализации Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года
Индикатор* |
Единица измерения |
Оценка 2017 года |
I этап |
II этап |
III этап |
||||||||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доля российской продукции сельскохозяйственного машиностроения на внутреннем рынке в общем объеме продукции сельскохозяйственного машиностроения |
процентов |
56 |
66 |
73 |
76 |
80 |
не ниже 80 |
||||||||
Соотношение экспорта и отгрузок продукции сельскохозяйственного машиностроения на внутренний рынок |
процентов |
12 |
15 |
18 |
20 |
25 |
30 |
37 |
44 |
50 |
не ниже 50 |
||||
Индекс производства продукции сельскохозяйственного машиностроения |
процентов |
115 |
115 |
115 |
115 |
112 |
112 |
112 |
112 |
112 |
106 |
106 |
106 |
106 |
106 |
Доля объема расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в общем объеме выручки предприятий сельскохозяйственного машиностроения |
процентов |
0,7 |
0,97 |
1,24 |
1,4 |
1,5 |
1,9 |
2,4 |
2,7 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,1 |
3,2 |
Число конструкторов, занятых на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения |
человек |
750 |
830 |
910 |
950 |
1000 |
1210 |
1420 |
1630 |
1700 |
1780 |
1860 |
1910 |
1990 |
2100 |
Доля иностранных компонентов и материалов в общей себестоимости произведенной продукции сельскохозяйственного машиностроения |
процентов |
35 |
30 |
25 |
23 |
20 |
19 |
17 |
16 |
15 |
14 |
13 |
12 |
11 |
10 |
______________________________
* Методика расчета индикаторов утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Стратегии развития
сельскохозяйственного машиностроения
России на период до 2030 года
План
мероприятий по реализации Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Ответственные исполнители |
Срок реализации |
Ожидаемый результат |
|
|
|
|
|
|
|
Первый этап
| |||||
1. |
Разработка ведомственного проекта "Развитие отечественной компонентной базы для отраслей сельскохозяйственного, пищевого, строительно-дорожного и коммунального машиностроения" |
приказ Минпромторга России |
Минпромторг России, ФАС России |
IV квартал 2017 г. |
рост производства компонентной базы для выпуска сельскохозяйственной техники |
2. |
Разработка и утверждение Стратегии развития экспорта в отрасли сельскохозяйственного машиностроения и реализация ее мероприятий |
акт Правительства Российской Федерации |
Минпромторг России, ФАС России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр" |
июль 2017 г. |
рост экспорта сельскохозяйственной техники |
3. |
Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" |
акт Правительства Российской Федерации |
Минпромторг России, ФАС России |
I квартал 2018 г. |
развитие производства компонентной базы для выпуска сельскохозяйственной техники, рост доли российских производителей готовой сельскохозяйственной техники и компонентов к ней на внутреннем рынке |
4. |
Внесение изменений в подпрограмму 1 "Развитие транспортного и специального машиностроения" и подпрограмму 6 "Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в гражданских отраслях промышленности" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
акт Правительства Российской Федерации |
Минпромторг России, ФАС России |
II квартал 2018 г. |
обеспечение роста производства продукции сельскохозяйственного машиностроения, стимулирование роста инвестиций в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, развитие кадрового потенциала организаций отрасли сельскохозяйственного машиностроения |
5. |
Внесение изменений в подпрограмму "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы в части предоставления до 2020 года субсидий производителям сельскохозяйственной техники |
акт Правительства Российской Федерации |
Минсельхоз России, Минпромторг России, ФАС России |
I квартал 2018 г. |
интенсивное обновление парка сельскохозяйственной техники сельскохозяйственных производителей, рост производства сельскохозяйственной техники, увеличение доли сельскохозяйственной техники российского производства на внутреннем рынке |
6. |
Разработка ведомственного проекта "План развития конкуренции в отрасли сельскохозяйственного машиностроения" |
приказ Минпромторга России |
Минпромторг России, ФАС России |
II квартал 2018 г. |
рост производства продукции сельскохозяйственного машиностроения |
Второй этап
| |||||
7. |
Актуализация Стратегии развития экспорта в отрасли сельскохозяйственного машиностроения и реализация ее мероприятий |
акт Правительства Российской Федерации |
Минпромторг России, Минэкономразвития России |
январь 2022 г. |
рост производства и экспорта сельскохозяйственной техники |
8. |
Контроль реализации первого этапа Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года и ее корректировка на основе полученных результатов |
акт Правительства Российской Федерации |
Минпромторг России |
I квартал 2022 г. |
оценка достижения целевых показателей Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года |
9. |
Актуализация основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
акт Правительства Российской Федерации |
Минпромторг России |
I квартал 2022 г. |
рост производства продукции сельскохозяйственного машиностроения, стимулирование роста инвестиций в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, развитие кадрового потенциала организаций отрасли сельскохозяйственного машиностроения |
Третий этап
| |||||
10. |
Контроль реализации второго этапа Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года и ее корректировка на основе полученных результатов |
акт Правительства Российской Федерации |
Минпромторг России |
февраль 2026 г. |
контроль достижения целевых показателей Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года |
11. |
Актуализация основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
акт Правительства Российской Федерации |
Минпромторг России |
I квартал 2025 г. |
рост производства продукции сельскохозяйственного машиностроения, стимулирование роста инвестиций в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, развитие кадрового потенциала организаций отрасли сельскохозяйственного машиностроения |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2030 г.
Ее цель - достижение российскими производителями с/х техники доли на внутреннем рынке не ниже 80% и доли экспортных поставок не ниже 50% величины отгрузок на внутренний рынок.
Предполагается, что к 2030 г. средний уровень зарплаты в отрасли составит 55 тыс. руб. Производство сельхозтехники в денежном выражении должно вырасти в 3 раза (примерно до 300 млрд руб.). Численность работников, занятых в сфере с/х машиностроения, увеличится в 1,5 раза, а экспорт российской продукции отрасли - до 100 млрд руб. Объем инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы достигнет 10 млрд руб.
Затронуты вопросы обеспечения защиты окружающей среды и экологической безопасности в области механизации с/х. Проанализированы стратегические возможности и ограничения развития отрасли с/х машиностроения (SWOT-анализ). Приведен прогноз внутреннего спроса на сельхозтехнику. Обозначены принципы госполитики в рассматриваемой сфере.
Предусмотрена переориентация продукции отечественного сельскохозяйственного машиностроения на рынки государств СНГ и стран Европейского союза, Северной и Южной Африки, Австралии, Китая и Северной Америки.
Распоряжение Правительства РФ от 7 июля 2017 г. N 1455-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 июля 2017 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июля 2017 г. N 29 ст. 4413