1. Об установлении в проекте контракта порядка и сроков осуществления Заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги.
Федеральная антимонопольная служба, на основании поступившей информации (обращения), содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, провела внеплановую проверку в порядке, установленной пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Заявителем указывалось на то, что заказчиком в проекте контракта не установлены условия о порядке и сроках осуществления Заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки.
Положения части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе указывают на обязанность Заказчика включить в проект контракта обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, однако не раскрывают их содержание, в связи с чем, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 28.06.2017 N П-69/17 (полный текст изготовлен 03.07.2017).
В Федеральную антимонопольную службу поступила информация о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Конкурса.
Согласно поступившей информации, Заказчиком в проекте контракта не установлены условия о порядке и сроках осуществления Заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в отношении довода поступившей информации, Комиссия на основании материалов и сведений, представленных на заседание Комиссии, а также информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки, размещенными в ЕИС:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 26.11.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 401 718 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
5) минимальное предложение о цене контракта - 401 000 000 рублей;
6) победителем Конкурса признано ОАО "М***" с предложением о цене контракта 401 000 000 рублей;
7) 30.12.2014 Заказчиком с ОАО "М***" заключен контракт N 127-ЦА-2015-2017/М ***-3 на сумму 401 000 000 рублей.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии установлено, что раздел 4 проекта контракта Конкурсной документации, контракт от 30.12.2014 N 127-ЦА-2015-2017/М ***-3 содержит следующий порядок сдачи-приемки оказанных услуг:
"4.1. Перечень документов, подлежащих оформлению и сдаче Исполнителем Заказчику по каждому пункту Календарного плана и по окончании оказания Услуг, определяется Календарным планом оказания Услуг и Техническим заданием.
Передача документов по Контракту осуществляется с сопроводительными документами Исполнителя.
4.2. Заказчик осуществляет приемку оказанных Услуг на соответствие их объема и качества требованиям, установленным Контрактом.
4.3. Приемку Услуг в соответствии с Календарным планом оказания Услуг от лица Заказчика осуществляет Управление информационных ресурсов и технологий Росстата.
4.4. При завершении каждого квартала Исполнитель представляет Заказчику Акт сдачи-приемки оказанных услуг за квартал, который является основанием для оплаты услуг, оказанных в течение данного квартала, и счет.
Акт сдачи-приемки оказанных услуг за квартал от лица Заказчика подписывает начальник Управления информационных ресурсов и технологий Росстата или лицо, его замещающее.
Акт сдачи-приемки оказанных услуг за квартал, оформляется в двух экземплярах, по одному для Исполнителя и Заказчика.
4.5. Заказчик в течение 10 (Десяти) рабочих дней со дня получения Акта сдачи-приемки оказанных услуг за квартал обязан направить Исполнителю подписанный Акт сдачи-приемки оказанных услуг за квартал или мотивированный отказ от приемки Услуг.
4.6. В случае мотивированного отказа Заказчика от приемки Услуг Исполнителю направляется в течение 10 (Десяти) рабочих дней в письменном виде перечень замечаний с указанием сроков их устранения. Акт сдачи-приемки оказанных услуг за квартал подписывается в этом случае после устранения замечаний".
Календарным планом установлены сроки оказания услуг, предусмотренных объектом закупки, а также указание на отчетный документ, оформляемый при приемке конкретного вида услуг.
Так, например, документом, оформляемым по результатам сдачи-приемки услуг по организации 40 (сорока) мобильных рабочих мест, является акт сдачи-приемки оказанных услуг.
Таким образом, в проекте контракта Конкурсной документации установлен порядок и сроки приемки оказанных услуг.
При этом на основании имеющейся у Комиссии информации и документов не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии (отсутствии) в действиях Заказчика нарушения положений Закона о контрактной системе в части не установления надлежащего порядка и срока оформления приемки оказанных услуг.
Таким образом, поступившая информация не нашла своего подтверждения.
Кроме того, контроль в отношении своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги в силу положений части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия решила:
Признать довод о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе не подтвержденным.
2. Не размещение заказчиком, аукционной комиссии заказчика протокола рассмотрения первых частей заявки, повлекшее приостановление аукциона, признано ФАС России нарушением Закона о контрактной системе.
В ФАС России поступило обращение участника закупки, что Заказчиком в установленный Законом о контрактной системе срок не размещен протокол рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона, и как следствие, процедура аукциона приостановлена, а денежные средства участников закупки, внесенные в качестве обеспечения заявки, заблокированы.
Поскольку, Закон о контрактной системе жестко предписывает сроки и последовательность действий субъекта контроля, действия заказчика признаны нарушавшими требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 04.07.2017 N П-70/17 (полный текст изготовлен 07.07.2017).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заказчика, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
Из обращения Заказчика следует, что Заказчиком в установленный Законом о контрактной системе срок не размещен протокол рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 269 605 рублей;
3) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 16.06.2017;
4) дата проведения Аукциона - 19.06.2017.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
В соответствии с частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе указанный в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил что, 16.06.2017 по техническим причинам у Заказчика отсутствовал доступ к сети Интернет ввиду сбоя у провайдера ООО "Д***" (Оператор связи). В связи с чем, Заказчиком протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе не размещен в ЕИС. Согласно пояснениям Оператора электронной площадки, Заказчиком не размещен протокол рассмотрения первых частей заявок в ЕИС в срок, установленный Законом о контрактной системе, в связи с чем Аукцион приостановлен, а также денежные средства участников Аукциона в размере обеспечения заявок по Аукциону заблокированы на электронной площадке.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не разместившего протокол рассмотрения первых частей заявок, нарушают часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 1.3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 04.07.2017 N П-70/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
3. Банковская гарантия, несоответствующая императивным требованиям Закона о контрактной системе, не может являться надлежащим обеспечением контракта.
ФАС России проведена внеплановая проверка на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в связи с обращением заявителя, который не согласился с решением заказчика о признании представленной им банковской гарантией не надлежащей, однако довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 14.07.2017 N П-72/17 (полный текст изготовлен 19.07.2017).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
Из обращения Заявителя следует, что Заказчиком в нарушение статьи 45 Закона о контрактной системе принята ненадлежащая банковская гарантия победителя Аукциона ООО "Б***", выданная ООО "С***Банк" в качестве обеспечения исполнения контракта при проведении Аукциона.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.03.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 499,41;
3) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 31.03.2017;
6) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 4 участников Аукциона;
7) минимальное предложение о цене контракта - 2 479 367,90 рублей;
8) победителем Аукциона признано ООО "Б***" с предложением о цене контракта 2 479 367,90 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Частями 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе установлены условия (требования) к содержанию таких банковских гарантий.
Согласно части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
- отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
- несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе;
- несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В обращении Заявитель указывает, что банковская гарантия победителя Аукциона ООО "Б***" (реестровая запись 0J517710054483170022), выданная ООО "С***Банк" в качестве обеспечения исполнения контракта при проведении Аукциона содержит следующие условия, в том числе:
"- п. 9: Ответственность Гаранта ограничивается суммой Гарантии;
- п. 11: За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по гарантии, Гарант обязуется уплатить Бенефициару неустойку в размере 0,1% (Ноль целых одна десятая) процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
- п. 13.1 Обязательства Гаранта перед Бенефициаром по гарантии прекращаются уплатой Бенефициару суммы, на которую выдана Гарантия".
Кроме того, согласно обращению Заявителя, совокупность данных положений ограничивает ответственность Гаранта суммой банковской гарантии в размере 899 849,42 рублей, следовательно, в случае наступления одновременно гарантийных обязательств, требующих выплаты всей суммы обеспечения, и неустойки, предусмотренной пунктом 11 Банковской гарантии, Заказчик лишается возможности взыскания средств в полном объеме.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при принятии банковской гарантии, представленной победителем Аукциона ООО "Б***", выданной ООО "С***Банк" в качестве обеспечения исполнения контракта при проведении Аукциона Заказчик руководствовался статьей 45 Закона о контрактной системе, в которой данного основания отказа в принятии банковской гарантии не установлено.
Иных доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в нарушение статьи 45 Закона о контрактной системе неправомерно принята ненадлежащая банковская гарантия победителя Аукциона ООО "Б***", выданная ООО "С***Банк" в качестве обеспечения исполнения контракта при проведении Аукциона не представлено.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 698/17, Комиссия решила:
Признать действия Заказчика соответствующими Закону о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрены решения комиссии ФАС России, принятые по итогам внеплановых проверок в сфере госзакупок.
Проверена, в частности, информация о возможном нарушении заказчиком Закона о контрактной системе при проведении конкурса. Заявитель указывал на то, что заказчик в проекте контракта не установил условия о порядке и сроках приемки товара (работы, услуги) в части соответствия количества (комплектности, объема) требованиям, установленным контрактом, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки.
Комиссия признала довод заявителя не подтвержденным. Разъяснено, что согласно Закону заказчик обязан установить в проекте контракта названные условия о порядке и сроки, однако их содержание не раскрывается.
Проверено также обращение о неразмещении заказчиком протокола рассмотрения первых частей заявки, повлекшее приостановление аукциона. В данном случае действия заказчика признаны нарушением Закона.
По обращению о несогласии с решением заказчика о признании представленной им банковской гарантией не надлежащей, комиссия не подтвердила довод заявителя и признала действия заказчика соответствующими Закону.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р.В.