Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев обращение по вопросам осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной Положением сфере, и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
1. Перечень лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, установлен статьей 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
2. В случае, если право на земельный участок, на котором расположен вновь созданный объект недвижимости, зарегистрировано, отсутствие сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка не может являться основанием для приостановления государственной регистрации права на созданный объект, поскольку в соответствии со статьей 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "в соответствии с частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ"
Кроме того, согласно части 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
3. В соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" договор подряда на выполнение кадастровых работ может содержать условие об обязанности кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, или работника юридического лица, представлять документы, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ, в орган регистрации прав в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется, в том числе по заявлению кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом.
Частью 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлен перечень случаев, при которых, государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.
Подпунктом 5 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрен случай обращения кадастрового инженера с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета - в случае образования земельного участка в целях подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения такого земельного участка.
Относительно возможности представления заявления об одновременном государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на основании договора подряда отмечаем следующее.
В соответствии со статьей 18 Закона N 218-ФЗ при представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав представитель правообладателя представляет также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Пунктом 1 статьи 185.1 ГК РФ предусмотрено, что доверенность на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, договор подряда не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего полномочия представителя правообладателя на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. С заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, за исключением случая, установленного подпунктом 5 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ, кадастровый инженер вправе обращаться только на основании нотариально удостоверенной доверенности.
4. В соответствии с пунктом 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства объектов недвижимости на земельных участках, предназначенных для садоводства или для ведения дачного хозяйства, выдача разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ в связи с созданием объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.
На основании части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости.
Согласно части 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на строительство и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Таким образом, в настоящее время правовой режим садового земельного участка предусматривает возможность возведения на таком земельном участке жилого строения, а не жилого дома и соответственно в техническом плане объекта недвижимого имущества, возведенного на садовом земельном участке следует, указывать "жилое строение".
Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П и от 30 июня 2011 года N 13-П абзац второй статьи 1 Закона N 66-ФЗ, содержащий определение садового земельного участка, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения.
В целях исполнения указанных постановлений Конституционного Суда Российской Федерации Правительством Российской Федерации в Государственную Думу внесен проект федерального закона N 1160742-6 "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положениями которого в числе прочего предусматривается возможность возведения жилых домов на садовых земельных участках. С дополнительной информацией о рассмотрении данного законопроекта Вы можете ознакомиться на сайте Государственной Думы www.asozd.duma.gov.ru.
Заместитель директора |
А.И. Бутовецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен ряд вопросов о кадастровом учете и госрегистрации прав. В частности, указано следующее.
Перечень лиц, по заявлениям которых совершаются указанные действия, определен Законом о госрегистрации недвижимости.
Если право на земельный участок, на котором расположен вновь созданный объект недвижимости, зарегистрировано, то отсутствие сведений о координатах характерных точек границ такого участка не может являться основанием для приостановления госрегистрации права на созданный объект.
Договор подряда не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего полномочия представителя правообладателя на проведение кадастрового учета и госрегистрации прав. Относительно формирования технического плана объекта, возведенного на садовом участке, указано следующее.
В настоящее время правовой режим садового земельного участка предусматривает возможность возведения жилого строения, а не жилого дома. Соответственно, в техническом плане следует указывать "жилое строение".
Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 марта 2017 г. N Д23и-1706 "О рассмотрении обращения от 17 февраля 2017 г. N 17-243"
Текст письма официально опубликован не был