Определение Верховного Суда РФ от 19 сентября 2017 г. N 308-КГ17-12620
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - общество) на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.06.2017 по делу N А15-475/2016 Арбитражного суда Республики Дагестан
по заявлению общества о признании незаконными действий Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан (далее - служба по тарифам) по определению экономически обоснованного уровня тарифа на 2016 год на услугу по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, оказываемую обществом на территории Республики Дагестан, в размере 24 рублей 02 копеек за каждые 10 км пути; завышению количества отправленных пассажиров на 125 400 человек и, как результат, увеличению прогнозных доходов общества на 4 619 500 рублей; исключению из состава экономически обоснованных затрат общества на 2016 год следующих расходов: 11 628 500 рублей расходов по оплате услуг по договорам аренды подвижного состава, 1 890 900 рублей собственных расходов компании; невключению процента рентабельности при определении экономически обоснованного тарифа и об обязании службы по тарифам устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем перерасчета величины экономически обоснованного тарифа на 2016 год, учесть 173 600 человек отправленных пассажиров, учесть 6 809 тыс. рублей собственных расходов общества, учесть 33 065 тыс. рублей расходов по договору аренды подвижного состава, учесть процент рентабельности на 2016 год в размере 2,6% (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Федеральная антимонопольная служба и Правительство Республики Дагестан, установила:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.12.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.06.2017 названные судебные акты отменены; производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит об отмене постановления суда округа, ссылаясь на существенное нарушение норм процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, общество осуществляет пассажирские перевозки в пригородном сообщении на территории Республики Дагестан. Из протокола от 09.11.2015 N 23 и постановления от 09.11.2015 N 37 службы по тарифам следует, что она установила экономически обоснованный тариф на 2016 год на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в размере 24 рублей 02 копеек за каждые 10 км пути (в тарифе учтено обложение НДС в размере 0 процентов).
Полагая, что при установлении тарифа службой по тарифам не приняты во внимание представленные обществом расчеты и иные обосновывающие уровень затрат общества документы, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из того, что расчет тарифа произведен без учета постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (вместе с Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок").
Отменяя судебные акты и прекращая производство по делу, суд округа, учитывал разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.11.2013 N 6256/13, проанализировав оспариваемые обществом действия, пришел к выводу о том, что фактически оспаривается нормативный акт, утвердивший тариф.
При этом судом округа принята во внимание правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 16.03.1998 N 9-П и постановлении от 15.01.2009 N 144-О-П.
Сведений о том, что общество обращалось с аналогичными требованиями в суд общей юрисдикции и его заявление не принято в связи с неподведомственностью спора такому суду, не представлено, поэтому у заявителя имеется возможность реализовать гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту при обращении с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции.
Поскольку заявление общества принято к производству 10.02.2016 - после исключения Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" из подведомственности арбитражных судов споров, связанных с признанием недействующими нормативных правовых актов, суд округа на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекратил производство по рассматриваемому делу.
Приведенные заявителем доводы не подтверждают существенных нарушений судом округа норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда в любом случае, как это предусмотрено частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
отказать открытому акционерному обществу "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 19 сентября 2017 г. N 308-КГ17-12620 по делу N А15-475/2016
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3245/17
14.03.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2447/16
14.03.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2447/16
10.02.2017 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-475/16
23.12.2016 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-475/16
15.09.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7490/16
15.07.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2447/16
14.06.2016 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2447/16