Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Информация
о мерах по исполнению постановлений в 106 делах групп дел Кормачевой, Черничкина и Смирновой
I. Описание дел
Дела группы "Кормачева против Российской Федерации" (82 дела) и группы дел "Смирнова против Российской Федерации"* (* Точнее, "Смирновы против Российской Федерации", так как в деле были две заявительницы (примеч. редактора).) (20 дел) касаются чрезмерной длительности гражданского и уголовного судопроизводства и отсутствия в этом отношении эффективных внутригосударственных средств правовой защиты (нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции и статьи 13 Конвенции). Группа дел "Черничкин против Российской Федерации" (четыре дела) касается отказа властей рассмотреть требование о компенсации в связи с чрезмерной длительностью гражданского судопроизводства в силу отсутствия соответствующих норм законодательства (нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции).
В трех из этих дел Европейский Суд также установил другие нарушения, а именно нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции в связи с задержкой исполнения судебных актов в отношении государства, касающихся денежных сумм (дела "Фалимонов против Российской Федерации", "Токазов против Российской Федерации") (эти вопросы рассматриваются в группе дел "Тимофеев против Российской Федерации"* (* См. Окончательную резолюцию N CM/ResDH(2016)268, принятую Комитетом министров на 1265-м заседании в сентябре 2016 года (DH).)); нарушение пунктов 1 и 3 статьи 5 Конвенции в связи с неоднократным заключением заявителей под стражу в ходе расследования на основании недостаточно мотивированных решений (дело "Смирнова против Российской Федерации") (данный вопрос рассматривается в группе дел "Клякин против Российской Федерации"), а также нарушение статьи 8 Конвенции в связи с невозможностью вернуть паспорт одному из заявительниц после ее освобождения из-под стражи (дело "Смирнова против Российской Федерации").
II. Меры индивидуального характера
(A) Выплата справедливой компенсации
Во всех делах, в которых Европейский Суд присудил справедливую компенсацию, соответствующие суммы (включая проценты за просрочку) были выплачены заявителям или их представителям на условиях, на которые они согласились (см. Приложение N 3).
(B) Внутригосударственное производство
Рассматриваемые внутригосударственные производства завершились во всех делах, касающихся чрезмерной длительности производства. В 94 делах, согласно постановлениям Европейского Суда или информации, впоследствии предоставленной властями Российской Федерации, внутригосударственное производство было завершено или прекращено до вынесения постановлений Европейского Суда. В восьми делах ("Бабурин против Российской Федерации", "Чевкин против Российской Федерации", "Казюлин против Российской Федерации", "Коломиец против Российской Федерации", "Комарова против Российской Федерации", "Конашевская и другие против Российской Федерации", "Кормачева против Российской Федерации", "Плаксин против Российской Федерации") производство было завершено после вынесения постановлений Европейского Суда (см. Приложение N 4).
(C) Иные меры индивидуального характера
Что касается двух дел о задержке исполнения судебных решений ("Фалимонов против Российской Федерации", "Токазов против Российской Федерации"), эти акты были исполнены до вынесения постановлений Европейским Судом.
Что касается дела "Смирнова против Российской Федерации", на момент вынесения Европейским Судом Постановления по делу заявители были освобождены из-под стражи. Кроме того, паспорт первой заявительницы был возвращен после ее второго освобождения 6 октября 1999 г.
Следовательно, нет необходимости в дальнейших мерах индивидуального характера.
III. Меры общего характера
(A) Меры в отношении нарушений пункта 1 статьи 6 Конвенции
1. Законодательные и административные меры
Были приняты различные законодательные меры с целью сокращения общей длительности как гражданского, так и уголовного судопроизводства.
В частности, в 2012 году была разработана новая процедура обжалования в гражданских и уголовных делах, при этом суд апелляционной инстанции был наделен полномочием рассматривать новые доказательства и принимать решение по существу непосредственно, без направления дела в нижестоящий суд для нового рассмотрения (за редким исключением). Это нововведение было направлено на решение проблемы длительности производства по делу в той части, в какой задержки были вызваны неоднократным перенаправлением дела в суды первой инстанции для нового рассмотрения. Для апелляционных судов были также установлены строгие сроки рассмотрения жалоб: три месяца для гражданских дел и 45 дней для назначения слушаний по уголовным делам.
В 2013 году решением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации было также введено извещение сторон как гражданского, так и уголовного судопроизводства посредством смс-сообщений с указанием даты, времени и места проведения слушаний. Данный процесс будет завершен, когда все суды Российской Федерации будут оснащены необходимым технологическим оборудованием. Представляется, что это поможет предотвращать переносы слушаний из-за отсутствия сторон, которые не были извещены надлежащим образом.
23 июня 2016 г. были внесены изменения в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, предусматривающие возможность ознакомления сторон с судебным решением в течение пяти дней с момента его принятия, в том числе через публикацию в Интернете. Это снизит количество обращений для продления сроков обжалования.
Были приняты дополнительные законодательные меры в целях повышения эффективности гражданского судопроизводства: поправки к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации, введенные 28 июня 2009 г., устанавливают предельный двухмесячный срок для рассмотрения гражданского дела после подачи жалобы. Данное нововведение должно предотвратить длительные периоды бездействия со стороны судебных органов, включая период между моментом регистрации жалобы и первым слушанием.
Кроме того, в целях сокращения нагрузки судей Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ* (* Имеется в виду Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (примеч. редактора).) была введена альтернативная процедура урегулирования споров. Указанный закон предоставляет сторонам возможность урегулировать спор с помощью медиатора, без обращения в суд.
Проблема отклонения требований о компенсации в связи с чрезмерной длительностью производства по делу в силу отсутствия соответствующих правовых норм была решена принятием закона о компенсациях 2010 года (см. раздел С ниже).
2. Меры по повышению работоспособности и образовательные меры
Был принят ряд мер по повышению работоспособности государственной судебной системы главным образом в рамках Федеральной программы развития судебной системы Российской Федерации.
Для этих целей в период с 2007 по 2012 год было выделено более 60 млрд. рублей (около 927 млн. евро) на реализацию этой программы вплоть до 2020 года. В целом, как отметила Европейская комиссия по эффективности правосудия (орган Совета Европы), бюджет судебной системы Российской Федерации продолжает расти, обеспечивая постоянное финансирование судов* (* См. доклад Комиссии по судебным системам Европы. Издание 2016 года (данные за 2014 год): Эффективность и качество правосудия. CEPEJ Studies. N 23.).
Количество судей судов общей юрисдикции (по гражданскому и уголовному судопроизводствам) и арбитражных судов выросло более чем на 2 000 судей за период с 2005 по 2015 год, количество мировых судов - более чем на 40%. Кроме того, во всех судах была введена должность помощника федерального судьи, что позволило существенно ускорить судебное производство.
За этот же период были отрыты 41 новый суд и 32 представительства постоянных судебных органов. Часть работников была перераспределена из менее занятых в наиболее загруженные суды.
В целях улучшение технических условий функционирования судов за период с 2005 по 2015 год было построено, отремонтировано или приобретено 400 зданий.
Суды были оснащены новым информационным оборудованием, включая технические средства и программное обеспечение. Более 1 500 федеральных судов было оснащено компьютерами и другими техническими средствами. Были созданы официальные сайты судов общей юрисдикции и государственная автоматизированная система для судей и граждан (ГАС "Правосудие"). Эти меры способны обеспечить сокращение времени поиска материалов дела и других данных, предотвратить потерю документов, обеспечить быстрый и легкий доступ к информации и снизить общую длительность судебного разбирательства.
В настоящее время вводятся дополнительные меры, включая введение электронного производства, автоматического извещения сторон о дате, времени и месте проведения слушаний, а также введение интернет-трансляций публичных судебных слушаний.
Верховный Суд Российской Федерации организует специальные программы обучения и ежегодные встречи с судьями судов общей юрисдикции и мировыми судьями в целях повышения осведомленности о праве граждан на судебное разбирательство в разумный срок. Он также регулярно выпускает тематические обзоры, включающие примеры из судебной практики Европейского Суда, для обеспечения единообразия судебной практики. Университет правосудия (бывшая Академия правосудия) также предоставляет начальное обучение для судей и других должностных лиц, а также повышение их квалификации, включая вопросы длительности производства по делу. В период с 2005 по 2014 год более 18 000 судей и 98 000 других должностных лиц приняли участие в различных образовательных программах, организованных Университетом правосудия.
(B) Меры в отношении нарушения статьи 8 Конвенции
Нарушение права заявителей на уважение личной жизни в деле "Смирнова против Российской Федерации" являлось отдельным эпизодом. Власти Российской Федерации подчеркнули, что просветительные меры, описанные в разделе D, являются достаточными для предотвращения аналогичных нарушений в будущем.
(C) Меры в отношении нарушений статьи 13 Конвенции
4 мая 2010 г. ступил в силу Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" N 68-ФЗ (далее - Закон о компенсации). Этот закон предусматривает как компенсационные средства, так и средства, ускоряющие судопроизводство.
1. Компенсационные средства правовой защиты
Жалоба на чрезмерную длительность судопроизводства должна быть подана в течение шести месяцев после окончания соответствующего судопроизводства. Если производство по делу длилось более трех лет в гражданском судопроизводстве и пяти лет в уголовном, жалоба может быть подана без ожидания окончания разбирательства. В дополнение к Закону о компенсации Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приняли совместное определение, содержащее руководство по его реализации с дополнительными пояснениями, обновленными в марте 2016 года.
Данное средство правовой защиты было рассмотрено Комитетом министров в рамках вопроса о неисполнении судебных актов в отношении государственных органов о присуждении денежной компенсации. В ноябре 2011 года Комитет министров признал это средство правовой защиты достаточным (см. Промежуточную резолюцию N CM/ResDH(2011)293) и прекратил надзор за соответствующими делами в сентябре 2016 года.
В отношении чрезмерной длительности гражданского и уголовного судопроизводств Европейский Суд также охарактеризовал новое средство как prima facie эффективное (см., например, Решение Европейского Суда по делу "Фахретдинов против Российской Федерации" (Fakhretdinov v. Russia) от 23 сентября 2010 г., жалоба N 26716/09, §§ 27 и 31, касающееся длительности уголовного судопроизводства, Постановление Европейского Суда по делу "Палачева против Российской Федерации" (Palacheva v. Russia) от 19 июня 2014 г., жалоба N 39814/04, касающееся гражданского судопроизводства). В частности, в Решении по делу "Столярова против Российской Федерации" (Stolyarova v. Russia) от 28 июня 2016 г., жалоба N 15658/09, Европейский Суд отметил, что заявительница успешно воспользовалась Законом о компенсации и получила соответствующую компенсацию в связи с чрезмерной длительностью гражданского судопроизводства.
2. Средства, ускоряющие производство по делу
В 2010 году были внесены изменения в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации (статья 6.1), в соответствии с которыми стороны производства имеют право требовать ускорения производства в случаях, когда их гражданские или уголовные дела не рассматриваются длительное время, то есть в сроки, установленные законом (см. раздел А выше). Председатель суда обязан рассмотреть такие ходатайства в течение в пяти дней и может назначить слушания или дать указание судье о принятии конкретных действий. При рассмотрении ходатайства об ускорении производства председатель суда принимает во внимание такие факторы, как сложность дела, поведение сторон, действия суда и иные критерии.
(D) Меры по публикации и распространению информации
Власти Российской Федерации приняли меры по публикации и распространению в целях оповещения различных государственных органов о стандартах Конвенции, касающихся требования о проведении судопроизводства в разумный срок, и иных правах. Постановления Европейского Суда распространяются среди государственных органов и часто сопровождаются разъяснениями и рекомендациями. Постановления Европейского Суда переводятся на русский язык и публикуются.
(E) Оценка результатов принятых мер
Подавляющее большинство гражданских и уголовных дел рассматриваются в настоящее время в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Доля дел, рассматриваемых с нарушением сроков, с 2005 года сократилась по состоянию на 2014 год с 6,9 до 1,4% по гражданским делам и с 3,4 до 0,8% по уголовным делам.
Согласно докладу Комиссии по эффективности правосудия "Европейские судебные системы: эффективность и качество правосудия" (издание 2014 года с данными за 2012 год) показатель рассмотрения (соотношение между количеством дел, ожидающих рассмотрения, и количеством дел, по которым принято решение) по гражданским и уголовным делам в Российской Федерации является наиболее низким в Европе, с показателем разрешения (соотношение между количеством поступивших и количеством разрешенных дел) от 99 до 100%. Согласно последнему докладу комиссии (издание 2016 года с данными за 2014 год) показатели остаются прежними, и они были признаны удовлетворительными.
(F) Иные установленные нарушения Конвенции
Общие меры в ответ на иные нарушения Конвенции, установленные Европейским Судом в этих делах, рассмотрены или будут рассмотрены в рамках соответствующих групп, как указано в описании дела (см. выше).
IV. Выводы властей Российской Федерации
Власти Российской Федерации признали, что принятые меры полностью устранили последствия нарушений Конвенции, установленных Европейским Судом в этих делах, и что данные меры способны предотвратить аналогичные нарушения в будущем. Таким образом, власти Российской Федерации исполнили свои обязательства, предусмотренные пунктом 1 статьи 46 Конвенции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.