Решение CM/Del/Dec(2017)1288/H46-24
"Группы дел "Ананьев и другие против Российской Федерации"* и "Калашников против Российской Федерации"**
(принято Комитетом министров Совета Европы 6-7 июня 2017 г. на 1288-м заседании представителей министров)
* (* Постановление Европейского Суда по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации" (Ananyev and Others v. Russia) от 10 января 2012 г., жалобы NN 42525/07 и 60800/08. См.: Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2012. N 8 (примеч. редактора).)
** (* Постановление Европейского Суда по делу "Калашников против Российской Федерации" (Kalashnikov v. Russia) от 15 июля 2002 г., жалоба N 47095/99. См.: Путеводитель по прецедентной практике Европейского Суда по правам человека за 2002 год (примеч. редактора).)
Представители министров
1) приветствуют присутствие представителя министра юстиции Российской Федерации,
в отношении мер индивидуального характера
2) приветствуют тот факт, что по большинству дел были приняты меры индивидуального характера, в то время как необходима дополнительная информация по семи делам, указанным в Приложении,
3) принимают во внимание информацию, предоставленную властями Российской Федерации о ситуации заявителя Амирова о том, что в настоящее время его жалобы на отсутствие адекватной медицинской помощи в больничном отделении исправительного учреждения также рассматриваются Европейским Судом, а властям Российской Федерации предложено извещать Комитет министров о предоставляемой заявителю Амирову медицинской помощи в больничном отделении нового места содержания под стражей без вынесения Европейским Судом решения в этом отношении,
в отношении мер общего характера
4) приветствуют предоставление властями Российской Федерации подробной информации о значительном прогрессе, достигнутом в отношении переполненности, неудовлетворительных условиях содержания под стражей в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, информация о котором, в частности, представлена в обновленных планах действий от 17 и 26 апреля 2017 г.,
5) приветствуют в этой связи предоставление информации об усилиях, предпринятых в рамках Федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы" по улучшению условий содержания и проведению реконструкции учреждений мест лишения свободы, включая больничные отделения в них,
6) с интересом отмечают усиление механизмов контроля и надзора за соответствием условий содержания под стражей требованиям Конвенции,
7) также приветствуют дальнейшие меры, принимаемые для решения проблемы переполненности мест содержания под стражей, путем обеспечения скорейшего проведения уголовного расследования и снижения случаев применения меры пресечения в виде заключения под стражу, в частности, с помощью использования альтернативных мер пресечения,
8) в отношении эффективности внутригосударственных средств правовой защиты с интересом отмечают, что предоставленная информация о том, что с сентября 2015 года новый Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает новые превентивные средства, позволяющие судам предпринимать конкретные меры в делах, связанных с неудовлетворительными условиями содержания под стражей, а также о том, что количество случаев их применения подлежит уточнению,
9) соответственно, предлагают властям Российской Федерации предоставлять дальнейшую информацию о новых средствах правовой защиты, в частности, в отношении механизмов, гарантирующих, что судебные пошлины и иные расходы не влияют на доступность этих средств, о пределах приемлемости жалоб, бремени доказывания, пределах и характере назначаемых компенсационных мер, а также о последствиях неисполнения решений,
10) в отношении компенсационных средств правовой защиты также с интересом отмечают появляющуюся практику судов Российской Федерации присуждать денежную компенсацию в делах, касающихся неудовлетворительных условий содержания под стражей, а также текущую законодательную работу по включению в Кодекс административного судопроизводства положений, позволяющих получать такую компенсацию, в частности, в сочетании с ходатайствами о конкретных компенсационных действиях,
11) предлагают властям Российской Федерации рассмотреть иные возможные компенсационные меры, такие как система смягчения приговоров (см., например, Окончательную резолюцию по делу "Торреггияни и другие против Италии" (Torreggiani and Others v. Italy) N CM/ResDH(2016)28),
12) выражают удовлетворение по поводу того, что власти Российской Федерации предприняли значительные усилия по обеспечению скорейшего разрешения аналогичных дел, ожидающих рассмотрения Европейским Судом, в свете указаний, содержащихся в пилотном Постановлении Европейского Суда по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации",
13) поощряют власти Российской Федерации продолжать предпринимать усилия по завершению процесса исполнения по настоящей группе дел и регулярно сообщать Комитету министров о достигнутом прогрессе, в частности, через оценку последствий принятых мер, включая статистические данные, а также отмечают в этой связи, что следует уделить внимание публикации докладов Европейского комитета по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (КПП), в частности, самых недавних.
Пояснительная записка
к решению CM/Notes/1288/H46-24 по группам дел "Ананьев и другие против Российской Федерации" и "Калашников против Российской Федерации"*
(принято Комитетом министров Совета Европы 6-7 июня 2017 г. на 1288-м заседании представителей министров)
* (* Пояснительные записки (комментарии) готовятся Секретариатом Европейского Суда в качестве пояснений для Комитета министров Совета Европы и используются им при принятии решений, выносимых в рамках надзора за исполнением постановлений Европейского Суда (примеч. редактора).)
Номер жалобы |
Название дела |
Дата постановления |
Дата вступления в силу |
Классификация |
Группа дел "Ананьев и другие против Российской Федерации" |
10.01.2012 |
10.04.2012 |
Пилотное Постановление |
|
Группа дел "Калашников против Российской Федерации" (см. перечень дел CM/Notes/1288/H46-24-app) |
15.07.2002 |
15.10.2002 |
Комплексная проблема |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "47095/99" имеется в виду "47095/991"
Описание дел
Эти группы дел касаются, в частности, неудовлетворительных условий предварительного содержания под стражей в следственных изоляторах (далее - СИЗО) системы Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) (нарушение статьи 3 Конвенции) и отсутствия в этом отношении эффективных внутригосударственных средств правовой защиты (нарушение статьи 13 Конвенции).
В январе 2012 года Европейский Суд в своем пилотном Постановлении по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации" подчеркнул структурный характер проблемы переполненности следственных изоляторов в Российской Федерации и указал на ряд мер общего характера, которые следует принять в дополнение к мерам, указанным Комитетом министров Совета Европы (см., в частности, Промежуточную резолюцию N CM/ResDH(2010)35), направленных на оказание властям Российской Федерации помощи в поиске приемлемого решения данной проблемы.
В ряде дел также затронуты проблемы, связанные с условиями содержания под стражей, в частности, в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях, тюремных больницах и карцерах (в том числе, при одиночном заключении) (нарушения статьи 3 Конвенции). В некоторых делах рассматриваются проблемы, касающиеся неудовлетворительного медицинского обслуживания, в том числе заключенных, страдающих туберкулезом, ВИЧ и гепатитом С (нарушения статьи 3 Конвенции). Дела "Семихвостов против Российской Федерации" (Semikhvostov v. Russia), жалоба N 2689/12, и "Арутюнян против Российской Федерации" (Arutyunyan v. Russia), жалоба N 48977/09, касаются содержания заявителей в условиях, не соответствующих их группе инвалидности (нарушения статьи 3 Конвенции).
В деле "Амиров против Российской Федерации" (Amirov v. Russia), жалоба N 51857/13 (Постановление вступило в силу 20 апреля 2015 г.), Европейский Суд признал, inter alia, что в результате отсутствия необходимой медицинской помощи заявителю, имеющему паралич нижних конечностей, страдающему диабетом и рядом других серьезных заболеваний, были причинены длительные психологические и физические страдания, унижающие человеческое достоинство, и власти не были способны предоставить ему лечение, в котором он нуждался (нарушение статьи 3 Конвенции). Европейский Суд в соответствии со статьей 46 Конвенции указал властям Российской Федерации на то, что заявитель должен быть переведен в специализированное медицинское учреждение, где он будет находиться под постоянным медицинским наблюдением и ему будут предоставлены надлежащие медицинские услуги, а также что его состояние подлежит регулярной оценке, включая осмотр независимыми медицинскими экспертами.
В некоторых делах были установлены нарушения по следующим основаниям: незаконное содержание под стражей (пункт 1 статьи 5 Конвенции), чрезмерная длительность содержания под стражей (пункт 3 статьи 5 Конвенции), нарушение права на эффективное рассмотрение судом жалоб на содержание под стражей (пункт 4 статьи 5 Конвенции), чрезмерная длительность производства по уголовному делу (пункт 1 статьи 6 Конвенции), а также на отсутствие в этом отношении эффективных средств правовой защиты (статья 13 Конвенции), несправедливое разбирательство (пункт 1 статьи 6 Конвенции), нарушение права на конфиденциальное общение между заявителем и адвокатом во время суда и отсутствие правовой помощи последнего в апелляционном производстве (подпункт "с" пункта 3 статьи 6 Конвенции), незаконное ограничение посещений членами семьи (статья 8 Конвенции), проверка переписки Европейского Суда с заявителем (статья 8 Конвенции), вмешательство в право на индивидуальную жалобу (статья 34 Конвенции). Данные нарушения рассматриваются в других группах дел.
Статус исполнения
Меры индивидуального характера
Как следует из доступной информации, на момент вынесения постановлений Европейским Судом и вскоре после этого заявители более не содержались под стражей в условиях, которые были признаны противоречащими положениям Конвенции, и им было предоставлено необходимое медицинское лечение.
Однако, по крайней мере, в семи недавних делах, перечисленных в Приложении, было неясно, находятся ли еще заявители в местах лишения свободы, где они содержались в неудовлетворительных условиях, или им предоставлялась медицинская помощь, качество которой было признано Европейским Судом неудовлетворительным.
В деле "Амиров против Российской Федерации" в свете указаний Европейского Суда в соответствии со статьей 46 Конвенции власти Российской Федерации отметили в своем плане действий от 14 августа 2015 г. (DH-DD(2015)841), что заявитель Амиров был переведен в другой следственный изолятор и помещен в надлежащие условия, и ему была оказана соответствующая медицинская помощь. После перевода в исправительную колонию, последовавшего за вынесением приговора 1 апреля 2016 г., заявитель 6 мая 2016 г. подал новую жалобу в Европейский Суд* (* Заявитель подал новую жалобу в Европейский Суд (жалоба N 56220/13, подана 17 ноября 2015 г.), которая была коммуницирована властям Российской Федерации 12 мая 2016 г., с целью установления (с учетом Постановления Европейского Суда по делу "Амиров против Российской Федерации", включающего указания в соответствии со статьей 46 Конвенции) того, отвечали ли условия содержания и качество медицинского обслуживания требованиям статьи 3 Конвенции.), главным образом, жалуясь на ненадлежащую медицинскую помощь в исправительной колонии. В то же время, 10 мая 2016 г., заявитель представил сходную жалобу в Комитет министров Совета Европы. 12 мая 2016 г. Европейский Суд указал властям Российской Федерации в соответствии с правилом 39 Регламента Суда, что они обязаны обеспечить получение заявителем надлежащей медицинской помощи. 18 мая и 24 июня 2016 г. власти Российской Федерации сообщили (DH-DD (2016)647 и DH-DD(2016)1342), что оказание медицинской помощи в исправительной колонии не было упомянуто в Постановлении Европейского Суда по делу "Амиров против Российской Федерации". Власти Российской Федерации пояснили Комитету министров, что в связи с новой жалобой в Европейский Суд они предоставили информацию о действиях по предоставлению заявителю Амирову надлежащей медицинской помощи с участием специалистов из гражданских медицинских учреждений.
Однако согласно информации, предоставленной заявителем в марте 2017 года и полученной властями 10 апреля 2017 г., он так и не получил надлежащую медицинскую помощь во время содержания под стражей (DH-DD(2017)370). В ответ на это 17 мая 2017 г. власти Российской Федерации повторно направили представленную ранее информацию и указали, что они готовятся обновить сведения, касающиеся оказания заявителю медицинской помощи, для направления в Европейский Суд в связи с недавней жалобой заявителя. 23 мая 2017 г. они далее указали, что 19 апреля 2017 г. состоялся консилиум с участием медицинских специалистов с целью оценки качества лечения, предоставляемого заявителю. Согласно заключению заявитель получал надлежащее медицинское лечение, и каких-либо недостатков выявлено не было.
Меры общего характера
Введение
Следует напомнить, что Российская Федерация является одним из получателей Целевого фонда "Права человека" (далее - ЦФПЧ) по проекту "Исполнение пилотных, квазипилотных постановлений, а также постановлений, в которых выявлены системные и структурные проблемы, связанные с предварительным содержанием под стражей и средствами обжалования условий содержания под стражей" (проект ЦФПЧ N 18 в отношении шести государств-получателей), завершенному в июле 2015 года.
В рамках этого проекта в сентябре 2012 года были проведены консультации между властями Российской Федерации и международными экспертами с целью оказания властям Российской Федерации помощи при составлении плана действий в качестве реакции на пилотное постановление.
Подробный план действий, представленный в октябре 2012 года в ответ на Промежуточную резолюцию Комитета министров Совета Европы N CM/ResDH(2010)35 и пилотное Постановление по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации", включает информацию, касающуюся пяти основных пунктов:
1) мер, направленных на обеспечение более сбалансированного подхода к выбору мер пресечения для подозреваемых и обвиняемых;
2) мер, направленных на дальнейшее улучшение материальных условий содержания под стражей;
3) действий, направленных на разработку новых внутригосударственных превентивных и компенсационных мер правой защиты и совершенствование существующих;
4) просветительской деятельности;
5) более тесного сотрудничества с институтами гражданского общества.
На своем заседании в декабре 2012 года Комитет министров приветствовал своевременное предоставление плана действий и с удовлетворением отметил, что он был основан на всеобъемлющей долгосрочной стратегии по решению рассматриваемой структурной проблемы. Комитет министров также призвал власти Российской Федерации продолжать деятельность по разрешению схожих жалоб, ожидающих рассмотрения Европейским Судом.
Власти Российской Федерации предоставили дополнительные планы действий 6 сентября 2013 г. (DH-DD(2013)936), 5 мая 2014 г. (DH-DD(2014)580), 10 августа 2015 г. (DH-DD(2015)862) и 19 апреля 2017 г. (DH-DD(2017)467). В плане действий от 19 апреля 2017 г. повторяется информация, представленная в предыдущих планах, он также содержит дополнительные сведения о ряде вопросов, рассматриваемых ниже.
Эффективность превентивных и компенсационных средств правовой защиты
С целью совершенствования судебных средств правовой защиты в отношении условий содержания под стражей (в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания и пенитенциарных учреждениях) в законодательство были внесения изменения. Эти средства предусмотрены в Кодексе административного судопроизводства, принятом 8 марта 2015 г. и вступившим в силу 15 сентября 2015 г.
По утверждению властей Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства устанавливает существенно усовершенствованные средства правовой защиты и соответствует выводам, сделанным в пилотном Постановлении Европейского Суда по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации".
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства любое лицо, заключенное под стражу, имеет право обжаловать в суд в административном порядке действия (или бездействие), а также решения администрации любых мест лишения свободы. Он также предусматривает возможность для суда применять специальные компенсационные меры в ответ на подобные жалобы.
В частности, Кодекс административного судопроизводства содержит следующие положения:
- требование о том, что в постановлениях о назначении специальных компенсационных мер должно содержаться указание на конкретные решения, действия или бездействие, признанные незаконными, а также на органы, ответственные за нарушение и обеспечение возмещения ущерба в конкретные сроки и ответственные перед судом за исполнение постановления;
- об активной роли суда, включая право осуществлять определенные действия и рассматривать определенные вопросы ex o cio;
- о возможности применения санкций за необоснованный отказ сотрудничать с судом по вопросу предоставления доказательств;
- о перераспределении бремени доказывания с возложением на государственный орган или должностное лицо-ответчик обязанности доказывания законности конкретных действий, бездействий или решений и предоставления соответствующих доказательств;
- об участии в производстве всех компетентных органов;
- о возможности для судов назначать временные меры, применять ускоренное производство и/или предписывать немедленное исполнение постановления;
- о механизме уменьшения судом судебных пошлин и иных издержек для лиц, подавших заявление;
- о возможности для судов указывать ex o cio соответствующим органам на любые нарушения и специальные компенсационные меры.
Кроме того, был подготовлен новый проект закона о компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей, направленный на разработку и совершенствование компенсационных средств правовой защиты. Проект этого закона должен быть представлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для одобрения и включения в систему законодательства Российской Федерации.
В этой связи власти Российской Федерации разрабатывают изменения к Федеральному закону 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых", Уголовно-исполнительному кодексу и Кодексу административного судопроизводства с целью предоставления лицам, предварительно содержащимся под стражей или отбывающим наказание в виде лишения свободы, права требовать от Федерального казначейства Российской Федерации выплаты компенсации в связи с неудовлетворительными условиями содержания под стражей без предъявления требования о доказывании наличия вины со стороны государственных органов. Также были предусмотрены бюджетные меры для обеспечения надлежащего финансирования и незамедлительного исполнения.
Власти Российской Федерации утверждали, что, даже если новые компенсационные средства правовой защиты еще не разработаны, суды Российской Федерации присуждают компенсацию в связи с неудовлетворительными условиями содержания под стражей в следственных изоляторах и исправительных колониях на основании судебной практики Европейского Суда. В 2016 году суды Российской Федерации присудили такие компенсации в 2 800 случаях из 4 400 на сумму 61 млн. рублей (около 1 млн. евро).
В целях обеспечения надлежащего функционирования внутригосударственных средств правовой защиты 25 ноября 2015 г. было принято Соглашение "О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний"* (* Соглашение является обязательной инструкцией о сотрудничестве между государственными органами. Оно содержит информацию о взаимодействии между судебными приставами и органами ФСИН России и предоставляет им право доступа в места лишения свободы.).
Меры по обеспечению удовлетворительных условий содержания под стражей
Власти Российской Федерации предоставили информацию о ряде дальнейших мер по устранению недостатков, связанных с условиями содержания под стражей, которые можно обобщить следующим образом:
- были предприняты серьезные усилия по усилению прокурорского надзора в целях обеспечения соблюдения законодательства всеми органами и должностными лицами. В 2014 году Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла приказ с целью совершенствования прокурорского надзора за условиями содержания в местах лишения свободы. В соответствии с этим приказом прокуратурой проведены проверки в исправительных колониях и следственных изоляторах, привлечен к ответственности ряд должностных лиц, некоторые из которых были сняты с должности. В результате в определенных учреждениях были улучшены условия содержания и качество медицинского обслуживания;
- Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации был предпринят ряд мер в целях совершенствования контрольных и надзорных функций. В 2012 году ФСИН России одобрила План введения европейских стандартов обращения с осужденными и заключенными в местах лишения свободы, который в настоящее время находится в стадии реализации. Во ФСИН России создана новая должность помощника, чьей основной функцией является обеспечение соблюдения прав человека в местах лишения свободы. ФСИН России проводит регулярные проверки, привлекает к ответственности должностных лиц, издает инструкции о мерах, подлежащих применению в целях улучшения условий содержания под стражей, а также указывает на средства их реализации;
- уполномоченные по правам человека в Российской Федерации также являются эффективном инструментом защиты прав человека, включая права заключенных. Они являются независимыми и могут подавать запросы в различные государственные органы. Результаты их деятельности публикуются на их официальных сайтах. В январе 2017 года Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькова посетила г. Страсбург и встретилась с рядом правозащитников в рамках Совета Европы с целью расширения международного сотрудничества;
- общественные наблюдательные комиссии (далее - ОНК) были созданы на основании норм федерального законодательства в 81 субъекте Российской Федерации, что включает работу более 1 000 сотрудников. В 2015-2016 годах ОНК совершили около 7 300 визитов, провели 20 500 индивидуальных бесед с заключенными и собрали около 3 600 письменных заявлений. Их отчеты были рассмотрены ФСИН России, и по ним были приняты необходимые меры для устранения обнаруженных нарушений. ОНК имеют право посещать места лишения свободы без специального разрешения. Они наблюдают за условиями содержания под стражей и предоставляют рекомендации в соответствующие государственные органы в целях обеспечения надлежащих условий содержания под стражей. ОНК регулярно участвуют в заседаниях ФСИН России и дают свои рекомендации;
- Общественный совет при ФСИН России, созданный в 2006 году, является совещательным и консультативным органом по вопросам, касающимся пенитенциарной системы. В его состав входят представители неправительственных правозащитных организаций, депутаты, местные органы власти, представители науки и иные лица. Он выполняет оценку работ, осуществленных в местах лишения свободы, предоставляет правовую помощь заключенным, составляет отчеты, которые направляются в соответствующие государственные органы. Аналогичные общественные советы (всего 81) созданы при региональных органах ФСИН России;
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и региональные уполномоченные по правам человека, ОНК и общественные советы работают в тесном сотрудничестве по различным направлениям, включая инспекции в местах лишения свободы, и разрабатывают меры по устранению обнаруженных нарушений.
Что касается просветительской и образовательной деятельности, власти Российской Федерации также предоставили подробную информацию о регулярном распространении и публикации пилотного Постановления по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации" и иных постановлений Европейского Суда по аналогичным вопросам и соответствующих тематических обзоров Верховного Суда Российской Федерации для судов и иных компетентных органов. Постановление также включено в образовательную программу для сотрудников соответствующих органов.
Вместе с тем были приняты некоторые специальные меры в отношении предварительного содержания под стражей. В законодательстве Российской Федерации прямо предусмотрено, что заключение под стражу является исключительной мерой, которая может применяться лишь после рассмотрения возможности применения альтернативных мер пресечения. Кроме того, был введен ряд правовых норм, позволяющих судам назначать иные меры пресечения. По этому поводу в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2016 г. N 23* (* Имеется в виду Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2016 г. N 23 "О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам", в том числе в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога" (примеч. редактора).) были даны разъяснения, согласно которым судья должен тщательно изучать все обстоятельства дела перед принятием решения о заключении под стражу. Далее вопросы, касающиеся назначения и продления срока содержания под стражей, обсуждались на семинаре, проведенном в Верховном Суде Российской Федерации 16 февраля 2016 г. для председателей региональных и иных судов аналогичного уровня. 3 июня 2015 г. были изданы межведомственные документы по вопросу разумной длительности расследования.
19 января 2015 г. Следственный комитет Российской Федерации внес изменения в приказ N 3 "Об усилении надзора за продлением срока предварительного расследования и ходатайствами о заключении под стражу". Данный приказ следует позиции Европейского Суда в том, что по истечении определенного времени разумные подозрения о том, что лицо совершило преступление, сами по себе не являются достаточными для того, чтобы обосновать дальнейшее содержание под стражей, и должны быть приведены иные основания. С учетом этих изменений Следственный комитет Российской Федерации усилил надзор за случаями продления следователями предварительного содержания под стражей более чем на девять месяцев.
ФСИН России регулярно сообщает органам расследования о вместимости учреждений содержания под стражей для того, чтобы они могли принимать это во внимание при назначении меры пресечения в виде заключения под стражу.
В результате принятых мер количество судебных решений о заключении под стражу снизилось с 152 000 в 2011 году до 135 000 в 2016 году, в то время как количество решений о помещении под домашний арест выросло с 1 300 в 2011 году до 6 000 в 2016 году. В целом количество лиц, содержащихся под стражей в следственных изоляторах, также снизилось с 117 500 в 2016 году до 107 000 в 2017 году.
Федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы", реализуемая в 2007-2016 годах, была направлена на реконструкцию и строительство следственных изоляторов. В процессе выполнения этой программы были построены или расширены 50 следственных изоляторов, а также 226 дополнительных учреждений (включая медицинские части, комнаты для длительных посещений, котельные, столовые и др.). Был проведен ремонт в других учреждениях, и они были обеспечены необходимым оборудованием. В среднем в 2016 году в Российской Федерации размер личного пространства на одного заключенного увеличился до 4,7 кв. м (в то время как законодательство Российской Федерации устанавливает в качестве нормы 4 кв. м). Однако проблема условий содержания под стражей не была решена полностью, и Правительство Российской Федерации приняло Постановление об одобрении Федеральной целевой программы на 2017-2025 годы, предусматривающей строительство и реконструкцию 812 учреждений.
Приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. и 3 декабря 2015 г. были повышены допустимые нормы одежды для заключенных и расширен перечень предметов первой необходимости и продуктов питания, которые заключенным разрешено получать извне. Приказ от 22 сентября 2015 г. также предусматривает обучение тюремного персонала и улучшение обращения с инвалидами.
Приказом Минстроя России от 15 апреля 2016 г. были одобрены стандарты для проектируемых следственных изоляторов. Они предполагали увеличенный размер дворов для прогулок, разделение санитарных помещений и иные преобразования.
В настоящее время медицинское обслуживание заключенных осуществляется медицинскими частями или отделениями в каждом учреждении, а также в 131 больнице, пяти лечебных исправительных учреждениях для пациентов с туберкулезом и наркозависимостью. В 2016 году Минздрав России принял дополнительные меры по совершенствованию медицинского обслуживания, особенно заключенных, инфицированных ВИЧ или гепатитом, включая проведение обследований и предоставление лекарств. Принятые меры привели к снижению общего уровня заболеваемости среди заключенных исправительных учреждений на 5,3%, включая снижение заболеваемости туберкулезом на 10% и смертности от туберкулеза на 14%.
При поступлении в исправительное учреждение с заключенными проводит консультацию психолог, что в 2015-2016 годах привело к снижению количества самоубийств на 13%. Законодательство Российской Федерации также предусматривает право судов принимать решения об освобождении из-под стражи тяжело больных заключенных. В 2016 году 1 700 человек были освобождены по состоянию здоровья.
Ускоренное рассмотрение сходных жалоб, поданных в Европейский Суд
В своем плане действий от 10 августа 2015 г. (DH-DD(2015)862) власти Российской Федерации указали, что 261 жалоба были коммуницированы им Европейским Судом после вынесения пилотного Постановления по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации". По 211 жалобам власти Российской Федерации представили односторонние заявления, признавая факт нарушения и выражая готовность выплатить компенсацию. Лишь четыре заявления были отклонены Европейским Судом.
В своем плане действий от 26 апреля 2017 г. (DH-DD(2017)560) власти Российской Федерации предоставили обновленную информацию, согласно которой Европейский Суд коммуницировал им 1 107 жалоб и решил прекратить производство по 104 жалобам в связи с неприемлемостью и 554 жалобам на основании предложений о мировых соглашениях. В отношении 144 других жалоб предложения о мировом соглашении в настоящее время находятся на рассмотрении Европейского Суда. По 457 из 554 жалоб, по которым было достигнуто мировое соглашение, оговоренные суммы компенсации были выплачены, в остальных случаях они подлежат выплате в установленные Европейским Судом сроки. Европейский Суд вынес постановления по 139 жалобам, признав отсутствие нарушений по трем из них, а власти Российской Федерации выплатили компенсацию по 78 жалобам, в которых был установлен факт нарушения. Вместе с тем 313 жалоб, коммуницированных властям Российской Федерации, в настоящее время находятся на рассмотрении.
Анализ Секретариата Европейского Суда
Меры индивидуального характера
Следует приветствовать тот факт, что в большинстве дел были приняты меры индивидуального характера. Существенно, что власти Российской Федерации прояснили ситуацию по семи делам, перечисленным в Приложении.
В отношении дела "Амиров против Российской Федерации" следует подчеркнуть, что статья 46 Конвенции предполагает длящиеся обязательства по обеспечению получения заявителем медицинского наблюдения и лечения его болезни в соответствии с конкретными указаниями, данными Европейским Судом в этом Постановлении* (* Европейский Суд постановил, что "имело место нарушение_ этой статьи в связи с неспособностью властей Российской Федерации обеспечить заявителя, тяжело больного человека, чья жизнь находилась в опасности, необходимым уровнем медицинской помощи" (см. § 117 Постановления).). Это обязательство подлежит исполнению независимо от того, где содержится заявитель, включая период отбывания наказания. Следовательно, перевод заявителя в исправительную колонию не освобождает власти Российской Федерации от длящегося обязательства по обеспечению получения заявителем медицинского наблюдения и лечения его болезни* (* Указания, данные в соответствии со статьями 41 и 46 Конвенции, были основаны, в частности, на мнении Европейского Суда о том, что "_в целях устранения последствий нарушения прав заявителя власти обязаны направить его в специализированное лечебное учреждение, где он будет находиться под постоянным медицинским наблюдением и ему будут предоставлены медицинские услуги, соответствующие его потребностям. В настоящем Постановлении ничто не должно являться препятствием для перевода в специализированное медицинское исправительное учреждение, если будет установлено, что такое учреждение может гарантировать необходимый уровень медицинского наблюдения и лечения. Власти должны регулярно проводить проверку состояния здоровья заявителя, в том числе с участием независимых медицинских экспертов" (см. § 118 Постановления).). Таким образом, существенно, чтобы Комитет министров был полностью осведомлен о текущей ситуации заявителя и оказываемой ему медицинской помощи независимо от решения по жалобе, основанной на новых фактах, которая была подана в Европейский Суд и находится на его рассмотрении.
23 мая 2017 г. власти Российской Федерации указали, что согласно выводам медицинских специалистов заявитель получает надлежащее лечение. Однако какой-либо подробной информации, позволяющей Комитету министров рассмотреть жалобы заявителя на отсутствие медицинской помощи, представлено не было.
Меры общего характера
При предыдущем рассмотрении на 1201-м заседании в июне 2014 года (DH) Комитет министров, рассматривая дело "Ананьев и другие против Российской Федерации", выразил удовлетворение по поводу значительных усилий, предпринятых для обеспечения ускоренного разрешения аналогичных дел, ожидающих рассмотрения Европейским Судом. Он далее с интересом отмечал предоставление информации о разработке судебных средств правовой защиты, имеющих превентивное и компенсационное воздействие.
Комитет министров предложил властям Российской Федерации предоставлять дальнейшую информацию о ряде нерешенных вопросов, в частности, проблем, касающихся новых средств правовой защиты, таких как перераспределение бремени доказывания, пределов и характера вспомогательных мер, которые могут быть назначены судами для снижения судебных пошлин и иных расходов для лиц, подавших заявление. В этой связи Комитет министров убедительно просил власти Российской Федерации ускорить принятие и введение в силу системы эффективных средств правовой защиты самое позднее до конца 2014 года.
Кроме того, что касается проблемы переполненности, Комитет министров отметил некоторый прогресс, достигнутый властями Российской Федерации, и напомнил о необходимости интегрированного подхода к выводам, касающимся следственных изоляторов. Следует с удовлетворением отметить, что с момента последнего рассмотрения этой группы дел власти Российской Федерации достигли значительного прогресса в процессе улучшения условий содержания под стражей как в следственных изоляторах, так и исправительных колониях, подчиненных ФСИН России. Однако некоторые проблемы, на которые ранее было указано, остались нерешенными.
Улучшение материальных условий содержания под стражей и проблема переполненности
Следует приветствовать предоставление властями Российской Федерации подробной информации о значительном прогрессе, достигнутом в преодолении проблемы условий содержания под стражей в учреждениях, подчиненных ФСИН России, а именно содержащейся в обновленных планах действий от 19 (DH-DD(2017)467) и 26 апреля 2017 г. (DH-DD(2017)560). Также в этой связи важно подчеркнуть предоставление информации об усилиях, предпринятых в рамках Федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы" по улучшению условий содержания под стражей путем реконструкции и обновления мест содержания под стражей, включая медицинские части, кухни и душевые.
Также необходимо с интересом отметить, что в целях соблюдения требований Конвенции были разработаны дополнительные институциональные механизмы контроля и нормативные документы для преодоления проблемы неудовлетворительных материальных условий содержания под стражей.
Что касается конкретной проблемы переполненности, согласно данным на официальном сайте ФСИН России по состоянию на 1 мая 2017 г. под стражей находились 622 079 человек, из них 513 080 - в исправительных колониях и 108 999 - в следственных изоляторах. Следует отметить, что власти разработали ряд внутренних инструкций, направленных на ускорение расследования и поощрение судов в применении иных мер пресечения, например, домашнего ареста. Предоставленные властями данные свидетельствуют о стабильном росте случаев назначения иных мер пресечения. Властям следует проводить дальнейшую работу, основываясь на презумпции в пользу свободы, в соответствии со статьей 5 Конвенции и убеждать суды и следователей назначать заключение под стражу лишь в качестве исключительной меры. Властям Российской Федерации необходимо далее обеспечивать ускоренное проведение уголовного расследования по делам лиц, заключенных под стражу. Таким образом, следует поощрять власти в предоставлении дальнейшей информации о преодолении проблемы переполненности. Кроме того, приветствуются дальнейшие усилия властей Российской Федерации по окончательному разрешению данной проблемы и в предоставлении Комитету министров обновленной информации о прогрессе, достигнутом в этом отношении.
В заключение Комитет министров по-прежнему ожидает от властей Российской Федерации всесторонней оценки достигнутых результатов. В этой связи следует отметить, что Комитет по предотвращению пыток Совета Европы организовал ряд визитов в Российскую Федерацию, последний из которых состоялся в декабре 2016 года. Комитет министров с интересом ожидает от Комитета по предотвращению пыток общую оценку материальных условий содержания под стражей на основании визитов, проведенных в сотрудничестве с властями Российской Федерации. Так, предлагается поощрять публикацию властями Российской Федерации докладов Комитета по предотвращению пыток. Властям Российской Федерации надлежит предоставлять дальнейшую информацию о результатах реализации мер общего характера, включая соответствующие статистические данные, с целью всесторонней демонстрации того, что проблемы материальных условий содержания под стражей и переполненности решены.
Новые средства правовой защиты, предусмотренные Кодексом административного судопроизводства
Следует с удовлетворением подчеркнуть, что Кодекс административного судопроизводства, предусматривающий новые превентивные средства правовой защиты в отношении жалобы на неудовлетворительные условия содержания под стражей, вступил в силу 15 сентября 2015 г.
Необходимо с интересом отметить, что предоставленная властями Российской Федерации информация касается более конкретных указаний, данных Комитетом министров в Промежуточной резолюции N CM/ResDH(2010)35 и Европейским Судом в Постановлении по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации". В частности, Кодекс административного судопроизводства предоставляет судам право принимать особые меры по возмещению ущерба и устанавливать сроки их исполнения, а также определяет орган, ответственный за исполнение* (* См. указания Европейского Суда в Постановлении по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации", §§ 218-220.).
Как было указано Комитетом министров ранее на его 1201-м заседании, по-видимому, требуется предоставление дальнейшей информации о количестве положений Кодекса об административном судопроизводстве для того, чтобы провести оценку в свете прецедентной практики Европейского Суда. Это включает вопросы, связанные с пределами и характером новых средств правовой защиты (касается ли пересмотр лишь индивидуальных аспектов условий содержания под стражей, регулируемых внутригосударственными нормами, или же он допускает общую оценку в целях обеспечения соответствия условий содержания под стражей стандартам, установленным в Конвенции)* (* См. §§ 228-229 Постановления Европейского Суда по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации". Кодекс не содержит четкого требования к лицу, подавшему заявление, продемонстрировать prima facie примеры неудовлетворительных условий содержания под стражей.).
Кроме того, необходима дальнейшая информация о доступности этих правовых средств, более конкретно, о возможностях снижения судебных пошлин и иных расходов. Пределы и характер восстановительных мер, включая меры временного характера, также нуждаются в уточнении* (* Например, уполномочен ли суд назначать осуществление дополнительных мер, таких как реконструкция некоторых учреждений, в ответ на индивидуальную жалобу (см. указания Европейского Суда в Постановлении по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации", § 219).).
Вместе с тем следует уточнить, имеют ли нормы законодательства обратную силу, а именно применимы ли они к жалобам, находящимся на рассмотрении Европейского Суда, и способны ли они остановить поток поступающих к нему новых повторяющихся жалоб* (* См. указания Европейского Суда в Постановлении по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации", § 231.).
Что касается компенсационных средств правовой защиты, власти Российской Федерации указали, что новый проект закона о компенсации в связи с неудовлетворительными условиями содержания под стражей был подготовлен Правительством Российской Федерации для дальнейшего одобрения законодательными органами. Властям Российской Федерации предлагается ускорить данный процесс и обеспечить принятие соответствующих поправок.
Представляется, что предложенные правовые средства весьма интересны и способны принести значительные результаты. Однако властям Российской Федерации следует предоставить дальнейшую информацию об их принятии и применении с целью оценки практических результатов.
Власти Российской Федерации могут рассмотреть возможность введения мер по смягчению или сокращению наказаний и предоставления досрочного освобождения* (* См. указания Европейского Суда в Постановлении по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации", §§ 222-226.). Они могут черпать вдохновение в перечне компенсационных мер, по которым Комитет министров провел анализ в упоминавшемся выше деле "Торреггияни и другие против Италии".
Тем временем следует поприветствовать тот факт, что суды Российской Федерации уже развивают практику присуждения компенсации в делах о неудовлетворительных условиях содержания под стражей с учетом прецедентной практики Европейского Суда.
Ускоренное разрешение аналогичных жалоб, поданных в Европейский Суд
Также следует с удовлетворением отметить, что власти Российской Федерации предприняли значительные усилия по обеспечению ускоренного разрешения аналогичных жалоб, поступивших в Европейский Суд с учетом указаний Европейского Суда, сделанных в пилотном Постановлении по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение CM/Del/Dec(2017)1288/H46-24 "Группы дел "Ананьев и другие против Российской Федерации" и "Калашников против Российской Федерации" (принято Комитетом министров Совета Европы 6-7 июня 2017 г. на 1288-м заседании представителей министров)
Текст решения опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека "Российская хроника ЕС. Специальный выпуск" N 3/2017