Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 27 сентября 2017 года информацию Министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой о докладе Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2016 году и об основных направлениях реализации государственной политики в сфере образования, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой.
2. Принять к сведению выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации А.В. Филипенко.
3. Государственная Дума поддерживает реализуемый Министерством образования и науки Российской Федерации курс на создание условий для развития системы российского образования на современном уровне, а также на обеспечение выполнения задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации:
1) обеспечение семей, имеющих детей в возрасте до трех лет и нуждающихся в организации для них присмотра и ухода, местами в дошкольных образовательных организациях или индивидуальной педагогической и психологической поддержкой;
2) создание новых школьных мест, удовлетворяющих современным требованиям, за счет капитального ремонта и реконструкции действующих школ, строительства новых школ с одновременным оснащением новых школьных мест современным учебно-лабораторным оборудованием;
3) переход к односменному режиму работы общеобразовательных организаций с возможностью реализации во второй половине дня развивающих занятий для обучающихся;
4) обеспечение выполнения задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", об охвате программами дополнительного образования 75 процентов школьников и о расширении многообразия форм получения дополнительного образования;
5) выполнение обязательств по полной и своевременной выплате заработной платы педагогическим работникам, обеспечение повышения социального статуса педагогических работников;
6) снижение бюрократической нагрузки, сокращение избыточной отчетности и контроля за деятельностью педагогических работников и руководителей образовательных организаций;
7) совершенствование педагогического образования в целях обеспечения образовательных организаций кадрами, отвечающими современным требованиям;
8) развитие ведущих университетов как лидеров формирования научно-технологических кластеров в субъектах Российской Федерации, создание инжиниринговых центров при таких университетах;
9) усиление практической ориентации профессионального и высшего образования, в том числе с помощью введения новых образовательных программ, реализуемых образовательными организациями совместно с работодателями и обеспечивающих практическую подготовку обучающихся.
Благодаря усилиям Министерства образования и науки Российской Федерации обеспечивается положительная динамика по большинству вышеназванных приоритетных направлений развития образования. Однако в сфере образования отсутствует целостный документ, определяющий стратегию развития системы образования и отдельных ее уровней в средне- и долгосрочной перспективах, не сформулирована задача разработки прогноза научно-технологического развития сферы образования как системообразующей интеллектуально емкой отрасли российской экономики.
Государственная Дума разделяет мнение Счетной палаты Российской Федерации о наличии недостатков при реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295:
1) низкое (менее 80 процентов) освоение бюджетных средств по объектам и мероприятиям, указанным в программе;
2) недостаточный уровень достижения целевых значений по 23 из 133 показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы;
3) неисполнение обязательств по финансированию создания новых мест в общеобразовательных организациях за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и, как следствие, неосвоение более 2,2 миллиарда рублей;
4) нарушение обязательств по возмещению расходов региональных бюджетов 17 субъектов Российской Федерации в рамках реализации программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 года N 2145-р.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) разработать и утвердить в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" стратегию развития системы образования Российской Федерации и отдельных ее уровней на долгосрочную перспективу, в том числе прогноз научно-технологического развития системы образования Российской Федерации;
2) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", направленных на совершенствование правового обеспечения формирования содержания общего образования;
3) продолжить работу по сокращению запросов органов управления образованием, органов, осуществляющих контроль в сфере образования, у образовательных организаций информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций;
4) ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего совершенствование механизмов целевого приема и целевого обучения в системе высшего образования;
5) не допускать при планировании расходов государственного бюджета принятия решений о выделении образовательным организациям бюджетных ассигнований на выполнение государственных заданий в меньших объемах, чем рассчитанные по соответствующим нормативам;
6) продолжить работу по совершенствованию механизма нормативного финансирования высшего образования;
7) обеспечить включение при подготовке доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в качестве соисполнителей федеральных органов исполнительной власти, имеющих подведомственные образовательные организации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
8) поручить федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования:
провести дополнительный анализ программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 года N 2145-р, и при необходимости подготовить предложения по корректировке утвержденных в ней целевых показателей (индикаторов) и объемов финансирования;
провести анализ результатов применения и уточнение методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 года N 1272, с учетом особенностей организации образовательного процесса при подготовке кадров для различных отраслей экономики;
усилить контроль за соблюдением прав граждан Российской Федерации и реализацией обязательств органов власти субъектов Российской Федерации по обеспечению нуждающихся граждан местами в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, поддержке одаренных детей, в том числе путем создания специализированных центров поддержки одаренных детей в субъектах Российской Федерации, реализации мер и мероприятий по совершенствованию трудового воспитания детей в образовательных организациях, обеспечению качественной и доступной психолого-педагогической помощи всем обучающимся в образовательных организациях разного типа независимо от места их проживания;
рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, обеспечивающих государственную поддержку получения среднего профессионального образования и высшего образования лицами из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в образовательных организациях, реализующих образовательные программы в области изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, самобытной культуры и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
5. Поручить Комитету Государственной Думы по образованию и науке:
организовать в период весенней сессии Государственной Думы 2018 года обсуждение вопросов развития информатизации системы образования, совершенствования механизмов формирования и обновления содержания общего образования, развития системы медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования;
подготовить предложения по законодательному закреплению порядка рассмотрения палатами Федерального Собрания Российской Федерации доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования Федеральному Собранию Российской Федерации.
6. Поручить Комитету Государственной Думы по культуре организовать обсуждение вопроса о возможности получения гражданами второго высшего образования по отдельным творческим специальностям за счет средств бюджетов различных уровней.
7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период весенней сессии Государственной Думы 2018 года.
8. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации.
9. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
15 ноября 2017 г.
N 2633-7 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 ноября 2017 г. N 2633-7 ГД "Об информации Министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 ноября 2017 г. N 47 ст. 6889