Technique of carrying out assessment of vulnerability objects of transport infrastructure and vehicles. General requirements
ОКС 13.310
Дата введения - 1 июля 2017 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Закрытым акционерным обществом "Рустехинновации" (ЗАО "Рустехинновации"), Закрытым акционерным обществом "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ"), Ассоциацией организаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения транспортной безопасности "Транспортная безопасность"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 246 "Контейнеры"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрополии от 6 октября 2016 г. N 1318-ст
4 Введен впервые
Введение
Настоящий стандарт разработан в целях установления единой терминологической базы и общих требований к деятельности субъектов транспортной инфраструктуры и специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности при проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 г. с изменениями и дополнениями.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к процедуре определения степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), транспортных средств (далее - ТС) и транспортного оборудования (далее - ТО) от угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).
Настоящий стандарт устанавливает требования, которыми следует руководствоваться собственникам ОТИ и ТС и специализированным организациям при проведении оценки уязвимости ОТИ и ТС.
Настоящий стандарт предназначен для применения субъектами транспортной инфраструктуры и специализированными организациями независимо от формы собственности, осуществляющими деятельность по оценке уязвимости ОТИ и ТС.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.5-2015 Межгосударственная система стандартизации.
Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.
ГОСТ Р 56461-2015 Безопасность транспортная. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется принять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56461, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 акт незаконного вмешательства; АНВ: Противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
3.2 инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности (инженерные сооружения ТБ): Части конструкции ОТИ или ТС (заграждения, противотаранные устройства, решетки, двери, люки, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования, а также задержки или замедления проникновения нарушителя в зону безопасности ОТИ, ТС и/или на их критические элементы.
3.3 категорирование ОТИ и ТС: Отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий.
3.4 критический элемент ОТИ и/или ТС (критический элемент): Строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.
3.5 лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ: Должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.
3.6 лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС: Должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.
3.7 модель нарушителя: Описание нарушителя, включающее совокупность сведений о численности, оснащенности, финансовой обеспеченности, уровне подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении АНВ в отношении ОТИ и/или ТС.
3.8 нарушитель: Лицо (группа лиц), совершившее(ая) или пытающееся(аяся) совершить АНВ, а также лицо (группа лиц), оказывающее(ая) содействие в этом, в том числе с использованием ТС.
3.9 непосредственная угроза: Совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ.
3.10 опасные грузы: Вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения ТС, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц [1].
3.11 уровень безопасности транспортного комплекса: Степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.
3.12 элементы технологического комплекса и объекты вида транспорта: Сооружения и устройства вида транспорта.
4 Обозначения и сокращения
БТИ - бюро технической инвентаризации.
ИССО - искусственное сооружение.
КПП - контрольно-пропускной пункт.
МВД России - Министерство внутренних дел России.
МЧС России - Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.
ОВД РФ - органы Внутренних дел Российской Федерации.
ТБ - транспортная безопасность.
ФОИВ - Федеральный орган исполнительной власти.
ФСБ России - Федеральная служба безопасности России.
5 Общие требования
При проведении оценки уязвимости ОТИ и ТС общими являются требования:
- по учету результатов категорирования и видовых особенностей ОТИ и ТС;
- по организации, точности, своевременности и скорости данного вида обслуживания [2];
- к унифицированной документации по 7.11.4 ГОСТ 1.5-2001.
5.1 Требование учета результатов категорирования и видовых особенностей ОТИ и ТС
При проведении оценки уязвимости учитывают результаты категорирования ОТИ и/или ТС. При проведении оценки уязвимости ОТИ и/или ТС учитывают видовые особенности ОТИ и ТС. Особое внимание на видовые особенности следует обращать на этапах изучения их технических и технологических характеристик и изучения системы принятых на ОТИ и/или ТС мер по защите от АНВ.
На этапах изучения способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ с использованием модели нарушителя и определения рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры по совершенствованию системы мер обеспечения ТБ необходимо дополнительно учитывать эксплуатационные особенности и характеристики ОТИ и/или ТС.
5.1.1 Автомобильный транспорт
ОТИ: автомобильные вокзалы и станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса (включая городской наземный электрический транспорт) здания, сооружения, устройства и оборудование, находящиеся как в зоне ТБ, так и за ее границами.
ТС - это средства, используемые:
- для регулярной перевозки пассажиров и багажа;
- перевозки пассажиров и багажа по заказу;
- перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение [3].
5.1.2 Воздушный транспорт
ОТИ: аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления воздушным движением, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, находящиеся как в зоне ТБ, так и за ее границами.
ТС являются: воздушные суда коммерческой гражданской авиации и воздушные суда авиации общего назначения [4].
5.1.3 Морской и речной транспорт
ОТИ: внутренние водные пути, вокзальные комплексы, морские порты, речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, объекты систем связи, навигации и управления движением ТС, находящиеся как в зоне ТБ, так и за ее границами [5].
ТС - это: суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, в значениях, устанавливаемых [6], [7].
5.1.4 Железнодорожный транспорт
5.1.4.1 Первая группа ОТИ:
ОТИ: раздельные пункты (далее - РП) [земляное полотно, верхнее строение пути, в том числе стрелочные переводы, вагонные замедлители и т.д., охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды, ИССО, кроме мостов, устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, централизации и блокировки; станционное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте; контактная сеть на станциях, станционные здания и сооружения, в том числе погрузочно-выгрузочные места на железнодорожных станциях (стационарные платформы, рампы, площадки) и сборно-разборные (платформы, аппарели), предназначенные для погрузки и выгрузки воинских грузов, водоразборные колонки].
Здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов, расположенных совместно со станционными и другими подразделениями владельцев инфраструктуры вида транспорта.
5.1.4.2 Вторая группа ОТИ
ОТИ: железнодорожные перегоны, в том числе законсервированные (земляное полотно, верхнее строение пути, ИССО (кроме мостов, путепроводов, тоннелей), устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, линейное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте, контактную сеть на перегонах, охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды).
5.1.4.3 Третья группа ОТИ
ОТИ: ИССО, в том числе железнодорожные мосты (опоры, устои, пролетные строения, материалы верхнего строения пути, здания и сооружения охраны и обслуживающего персонала); путепроводы; эстакады; селеспуски; тоннели.
5.1.4.4 Четвертая группа ОТИ
ОТИ:
отдельно расположенные (вне территории станций) здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов;
- объекты энергохозяйства (кроме контактной сети), в том числе:
- линии электроснабжения, питающие тяговые подстанции, контактную сеть, устройства сигнализации, централизации, блокировки, вычислительной техники информационных комплексов управления движением на железнодорожном транспорте,
- строения, сооружения, помещения и оборудование тяговых, трансформаторных, комплектных трансформаторных подстанций, дизельных электростанций,
- строения, сооружения, помещения и оборудование пунктов группировки,
- строения, сооружения, помещения и оборудование постов секционирования,
- сооружения и оборудование автотрансформаторных пунктов питания,
- здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства электроснабжения,
- системы и линии дистанционного управления и телеуправления устройствами электроснабжения;
объекты водоснабжения, в том числе: водозаборные устройства, водоочистные устройства, насосные станции, сети водоснабжения, водонапорные башни;
пункты управления и информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и системы управления перевозками, в том числе:
- стационарные пункты управления владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава,
- защищенные и запасные пункты управления,
- строения, сооружения и помещения, инженерные системы и системы жизнеобеспечения информационно-вычислительных и диспетчерских центров,
- строения, сооружения и помещения, предназначенные для эксплуатации линейного и станционного оборудования сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте и потребность в связи,
- здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства связи и информатизации, используемые при ремонте технических средств систем связи и вычислительной техники;
отдельно расположенные объекты гражданской обороны (вне территории станций): убежища, противорадиационные укрытия, а также объекты жизнеобеспечения, в том числе котельные, больницы.
5.1.4.5 Пятая группа ОТИ
ОТИ:
объекты вагонного хозяйства, в том числе:
- производственные участки, связанные с ремонтом и обслуживанием вагонов, пункты технического обслуживания и ремонта вагонов, вагоноколесные мастерские, вагоноремонтные заводы,
- пункты технического обслуживания вагонов, в том числе автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов, устройства выявления неисправностей,
- промывочно-пропарочные и дезинфекционно-промывочные станции и пункты, пункты промывки вагонов,
- пункты подготовки вагонов для перевозок;
объекты локомотивного хозяйства, в том числе:
- основные депо (электровозные, электроподвижной состав, тепловозные), в том числе производственные участки текущего ремонта, пункты технического осмотра электровозов (электропоездов), пункты экипировки электровозов (электропоездов) пескосушилки, склады топлива и смазочных материалов, устройства для постановки электровозов в ремонтные стойла и разворота секций электровозов, другие здания и сооружения и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются,
- оборотные депо (электровозные, электроподвижной состав, тепловозные), в том числе пункты технического осмотра электровозов (электропоездов), пункты экипировки электровозов (электропоездов) пескосушилки, склады топлива и смазочных материалов, устройства для разворота секций электровозов, другие здания и сооружения и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются,
- локомотиворемонтные и электровагоноремонтные заводы;
здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства грузовой и коммерческой работы и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются, в том числе:
- контейнерные площадки, терминалы, грузовые дворы,
- используемые при содержании, ремонте и эксплуатации устройств и механизмов, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов,
- используемые при ремонте и эксплуатации железнодорожного пути и искусственных сооружений, путевых машин, механизмов и специального путевого подвижного состава;
здания, строения, сооружения, помещения, устройства и оборудование пунктов дислокации восстановительных и пожарных поездов и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются:
- базы и склады: без путевого развития; имеющие путевое развитие базы хранения мобилизационного резерва; имеющие путевое развитие базы хранения специального запаса, включая локомотивы, вагоны и другие материальные ценности; склады гражданской обороны, стационарные военно-продовольственные пункты,
- используемые при ремонте и эксплуатации устройств и линий сигнализации, централизации и блокировки.
5.1.4.6 Шестая группа ОТИ
ОТИ:
- объекты железнодорожного транспорта необщего пользования;
- объекты технологического железнодорожного транспорта.
К ТС железнодорожного транспорта относятся: локомотивы (паровозы, тепловозы, электровозы), электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, составы метро, дрезины, самоходные машины, вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов.
5.2 Требования к порядку проведения оценки уязвимости на ОТИ
5.2.1 Этап I Изучение технических и технологических характеристик, организации эксплуатации и функционирования ОТИ
Этот этап включает в себя:
а) изучение деятельности ОТИ, в том числе:
- устава юридического лица: документов, подтверждающих регистрацию в качестве юридического лица, а также прав собственности или иных вещных прав на ОТИ, а также на здания, сооружения и оборудование (свидетельства государственной регистрации прав собственности, выписки из реестра федерального имущества, документы кадастрового учета, ситуационный план); технических паспортов станционных путей, профиля станционных путей, горок, технико-распорядительного акта, документов о балансовой стоимости сооружений и оборудования, документов, определяющих границы станционной площадки, изучение возможностей владельца инфраструктуры по восстановлению объекта; документации по отдельным элементам (земляное полотно, верхнее строение пути, стрелочные переводы, вагонные замедлители и т.д., охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды, искусственные сооружения, устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, централизации и блокировки; станционного оборудования сетей связи (в том числе пневмопочты) и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы, электро- и энергоснабжения, пункты технического обслуживания вагонов, в том числе автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов, устройства выявления неисправностей, пункты экипировки локомотивов, станционные здания и сооружения, в том числе погрузочно-выгрузочные места (стационарные платформы, рампы, площадки) и сборно-разборные (платформы, аппарели), предназначенные для погрузки и выгрузки воинских грузов и их площадь, площадь вокзальных помещений, пассажирских платформ, водоразборные колонки, устройства водоснабжения, канализации (в том числе принадлежащие местным сетям) и другие устройства); местоположения относительно ближайшего населенного пункта, включая юридический и почтовый адреса, номера телефонов (для ОТИ); локального нормативного акта о назначении лица (лиц), ответственного(ых) за обеспечение ТБ на ОТИ; сведений об организациях, располагаемых в зоне безопасности, в зонах безопасности свободного доступа, регламента работы ОТИ;
б) изучение географических, топологических, этнических, климатических, геологических, гидрологических особенностей ОТИ;
в) изучение документации ОТИ:
- генерального плана, в том числе планы: территории ОТИ с указанием границ и конфигурации [8] зоны ТБ, включая перевозочный и технологичный сектора зоны безопасности, зоны свободного доступа, КПП; расположения сооружений и технологического оборудования с указанием критических элементов,
- технического паспорта ОТИ: принадлежность ОТИ; данные о земельном участке; площадь используемой приграничной территории; численность персонала ОТИ (всего и занятого обеспечением транспортной безопасности); наличие объектов незавершенного строительства (при наличии); наличие зданий, сооружений, не участвующих в производственном процессе; систем энерго-, водо-, тепло-, газоснабжения и других систем жизнеобеспечения,
- состав ОТИ: наименование и назначение зданий, сооружений, технологического оборудования, устройств; балансовая стоимость;
г) изучение проектной документации ОТИ и критических элементов, включая объекты незавершенного строительства (в случае строительства или реконструкции): градостроительного плана земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; сведений о функциональном назначении: обоснований решений по защищенности, в том числе по инженерно-техническим средствам обеспечения ТБ; мест расположения существующих и проектируемых зданий, сооружений с указанием существующих и проектируемых контрольно-пропускных пунктов (постов); мест расположения зданий и сооружений, подлежащих сносу (при их наличии); решений по охранному освещению; схемы движения ТС на строительной площадке; поэтажного плана здания, сооружения с указанием пунктов досмотра (в том числе на входах в зону ТБ, расположения на них средств досмотра),
- изучение рабочей документации ОТИ и критических элементов: сведений о функциональном назначении; решений по защищенности, в том числе по инженерно-техническим средствам обеспечения ТБ; поэтажного плана зданий, сооружений с указанием мест досмотра в целях обеспечения ТБ, расположения средств досмотра; подъездных путей; принципиальной схемы электроснабжения электроприемников от основного, дополнительного и резервного источников электроснабжения; принципиальной схемы сети охранного и аварийного освещения; принципиальной схемы систем водоснабжения,
- изучение рабочей документации ОТИ и критических элементов: общего плана (чертежей), конструктивного состава (паспорта элементов, технологического оборудования), схем мест стоянок ТС в ОТИ базирования и производственной деятельности; конструктивно-технических решений модификаций, технологического паспорта, представляющего группу ТС с целью выявления его критических элементов, конструктивных особенностей ТС и мест расположения критических элементов и систем жизнеобеспечения ТС, включая регламенты и ограничения доступа к критическим элементам ТС; расположения и назначения фактического или потенциально возможного места доступа на ТС, а также мест возможного укрытия потенциального нарушителя; характера совершаемых ТС рейсов, например в аэропорты с неблагополучной криминогенной ситуацией;
д) изучение внутренних организационно-распорядительных документов по обеспечению ТБ ОТИ:
- плана обеспечения ТБ,
- паспорта безопасности ОТИ (при наличии),
- инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам ОТИ,
- инструкции по организации охраны ОТИ,
- дислокации постов и сведений о потребной численности охраны, табеля постам,
- схемы размещения ТС и расположения постов охраны, маршрутов патрулирования подвижных нарядов, мест расположения стационарных постов,
- схемы организации охраны ТС и критических элементов ОТИ,
- инструкции караулу,
- планов действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность ОТИ, которые должны учитывать складывающуюся обстановку; при угрозе захвата; угрозе взрыва; угрозе размещения или попытки размещения на ОТИ или нанесении им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела); угрозе поражения опасными веществами, угрозе захвата критического элемента ОТИ; угрозе взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС; угрозе размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ взрывных устройств (взрывчатых веществ); угрозе блокирования; угрозе хищения,
- порядка назначения должностных лиц, ответственных за принятие решений при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с планом действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с АНВ в деятельности гражданской авиации, и решений о возможности работы ОТИ с ограничениями или о прекращении его работы до урегулирования чрезвычайной ситуации;
е) изучение организации обеспечения ТБ:
- организационной схемы субъекта транспортной инфраструктуры,
- организационно-производственной структуры подразделения ТБ, ее технического, производственного и финансового обеспечения,
- удостоверения о прохождении подготовки и повышении квалификации (переподготовки) сотрудников подразделений ТБ,
- сертификатов соответствия на технические средства обеспечения ТБ,
- положения о подразделениях ТБ:
- соответствия организационно-производственных структур подразделений ТБ их полномочиям,
- должностных инструкций лиц, ответственных за обеспечение ТБ,
- укомплектованности руководящим составом,
- уровня и достаточности квалификации специалистов, занимающих руководящие должности,
- порядка приема на работу сотрудников подразделений ТБ,
- плановой и фактической укомплектованности подразделений ТБ,
- наличия работников, имеющих допуск к самостоятельной работе,
- наличия утвержденного перечня должностей, специальностей и специализаций сотрудников, непосредственно связанных с обеспечением ТБ,
- должностных инструкций сотрудников подразделения ТБ,
- наличия утвержденного перечня категорий сотрудников, подлежащих аттестации и (или) сертификации (по направлениям деятельности),
- результатов аттестации сотрудников, обеспечивающих ТБ,
- порядка ведения учета кадрового состава подразделений, обеспечивающих ТБ, фактического состояния его подготовки и повышения (подтверждения) квалификации, организации контроля за сроками действия аттестатов (допусков) и (или) сертификатов персонала;
ж) изучение наличия и состояния:
- служебных помещений (кабинетов, комнат разборов, караульных помещений, помещений для хранения оружия, учебных классов), бытовых помещений (комнат отдыха и приема пищи, раздевалок, сушилок спецодежды и т.п.),
- обеспеченности средствами компьютерной и оргтехники, средствами связи и ТС,
- достаточности площадей, в том числе их оснащенности системами энергообеспечения и другими системами жизнеобеспечения, соблюдения в помещениях температурного режима, вентиляции, освещения,
- действующих договоров об аренде производственных, служебных и (или) бытовых помещений с собственниками зданий, сооружений и технических средств обеспечения ТБ в том случае, если объект не располагает собственными зданиями, сооружениями, помещениями и техническими средствами;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) изучение обеспеченности законодательными, нормативными правовыми актами и информационными материалами, порядка доступа к ним, порядка доведения их до сведения работников, сотрудников подразделений, обеспечивающих ТБ, лиц сторонних организаций; порядка внесения изменений, дополнений, отмены в контрольные экземпляры нормативных правовых актов и доведения их до сведения сотрудников ОТИ, порядка соблюдения конфиденциальности информации по обеспечению ТБ;
к) изучение системы контроля над выполнением принятых мер по ТБ:
- периодичность проведения контроля над выполнением мер безопасности,
- проведение анализа и оценки достаточности и эффективности проводимых мероприятий по обеспечению ТБ,
- деятельность по выявлению уязвимости ОТИ в целях его защиты от возможных актов незаконного вмешательства,
- наличие и ведение документации по учету проводимого контроля,
- назначение лиц, ответственных за проведение и учет такого контроля,
- организация выполнения мероприятий по результатам контроля,
л) изучение системы информирования (оповещения) и связи по ТБ:
- соблюдения порядка и своевременности предоставления в федеральные органы исполнительной власти установленной отчетности и информации об актах незаконного вмешательства, выявленных недостатках в обеспечении ТБ, а также другой информации по вопросам состояния ТБ; наличие ответственных лиц за ведение учета и отчетности,
- порядка предоставления и рассылки информации по вопросам обеспечения ТБ, включая информацию о проверках, проводимых силами подразделения, обеспечивающего ТБ,
- правил присвоения грифа секретности и обращения с конфиденциальной информацией,
- правил организации связи, включая порядок официальных контактов, в том числе и со средствами массовой информации (состав информации и порядок ее прохождения),
м) изучение порядка допуска сотрудников подразделения, обеспечивающего ТБ, к работам по обеспечению мер ТБ:
- начальная подготовка,
- текущая учеба,
- повышение (подтверждение) квалификации,
н) изучение организации и обеспечения подготовки работников ОТИ в области обеспечения ТБ:
- наличия и выполнения планов начальной подготовки, текущей учебы и повышения квалификации руководящего состава и должностных лиц ОТИ,
- планов проведения аттестации сотрудников подразделения, обеспечивающего ТБ;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
п) изучение ведения на объекте учета и отчетности наличия, состояния и движения служебного оружия, боеприпасов и специальных средств, наличие ответственных лиц за ведение данного учета;
р) изучение использования информационных технологий в целях организации обеспечения ТБ (при наличии);
с) изучение порядка обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ:
- процедур осуществления пропускного и внутриобъектового режимов и ответственности за их соблюдение и исполнение,
- порядка доведения обязательных требований по соблюдению пропускного и внутриобъектового режимов до сведения персонала, работников ОТИ, лиц сторонних организаций, осуществляющих производственную деятельность в зоне ТБ (в зданиях, сооружениях) ОТИ, сотрудников подразделения, обеспечивающего ТБ;
т) изучение организации и состояния контроля доступа лиц и автотранспортных средств в зону ТБ ОТИ:
- расположения и оборудования КПП,
- мер контроля за использованием запасных ворот в ограждении аэродрома для проезда транспорта к отдельно стоящим критическим элементам, находящимся в зоне транспортной безопасности,
- мер контроля над проходами через границы между зонами транспортной безопасности и ТБ ограниченного доступа,
- процедур контроля доступа лиц в зону ТБ, зоны ТБ ограниченного доступа,
- досмотра в целях безопасности физических лиц и ТС,
- мер контроля над передвижением лиц и ТС,
- порядка прохода (проезда) в зону ТБ, зоны ТБ и ограниченного доступа, зоны уязвимости, зону ТБ свободного доступа;
у) изучение состава и технических характеристик инженерно-технических систем обеспечения ТБ:
- периметрового ограждения,
- систем и сооружений, предназначенных для пресечения несанкционированного доступа,
- технических средств досмотра физических лиц, вещей, находящихся при них, грузов, автотранспортных средств при их допуске в зону ТБ,
- технических средств видеонаблюдения и охранной сигнализации,
- систем контроля и управления доступом,
- систем связи и оповещения,
- видов служебного оружия, боеприпасов, специальных средств;
ф) оформление описания технических и технологических характеристик ОТИ (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации), а также организации эксплуатации (функционирования) ОТИ, определение границ зон безопасности и перечня критических элементов ОТИ.
5.2.2 Этап II Изучение системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ
Этап II включает в себя;
а) обследование ограждения ОТИ по периметру:
- состояния периметрового ограждения, объездной дороги и полос безопасности вдоль ограждения,
- наличия постовых вышек, охранного освещения;
б) обследование прилегающих к ОТИ объектов:
- территорий, путей подъезда, подхода, ближайших зданий и сооружений,
- коммуникаций,
- мест стоянок (парковки) автотранспорта,
- мест несанкционированного проникновения на ОТИ;
в) обследование системы охраны ОТИ, критических элементов:
- состояния охраны зоны ТБ и прилегающих территорий, а также зон ТБ ограниченного доступа,
- наличия подвижных патрулей и периодичности патрулирования,
- наличия и оснащения групп быстрого реагирования,
- наличия и состояния дополнительных ограждений критических элементов ОТИ как в зоне ТБ, так и за ее пределами,
- оборудования наружным освещением критических элементов ОТИ, а также территории отдельно расположенных ОТИ,
- применения инженерно-технических средств охраны,
- мер для защиты систем жизнеобеспечения и систем связи;
г) изучение мер безопасности ОТИ в условиях повышенной угрозы. Описание мер защиты ТС при угрозе или совершении АНВ;
д) обследования подразделений, осуществляющих охрану ОТИ:
- укомплектованности (по штатному расписанию и фактический состав),
- постов и маршрутов патрулирования, наличия автотранспорта,
- оснащения служебным и боевым оружием, боеприпасами и специальными средствами, средствами связи,
- состояния служебных помещений для личного состава,
- наличия кинологического подразделения;
е) обследование пункта (центра) видеонаблюдения;
ж) обследование объектов систем водо-, тепло-, электро- и газообеспечения, а также систем канализации, вентиляции, кондиционирования, других инженерных коммуникаций;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) обследование и описание систем связи и оповещения;
к) обследование и описание системы информационной безопасности (при наличии);
л) обследование работоспособности технических средств обеспечения ТБ:
- инженерных сооружений,
- технических средств досмотра на КПП,
- систем контроля и управления доступом,
- систем видеонаблюдения, аудиозаписи, охранной сигнализации,
- систем оповещения сбора, обработки, приема и передачи информации;
м) обследование конструктивных и функциональных особенностей критических элементов ОТИ:
- назначения зданий, сооружений, оборудования,
- схем внутренних помещений, конструкций оборудования, режима работы,
- обеспечения охраны в рабочее и нерабочее время;
н) определение фактического выполнения требований пропускного и внутриобъектового режимов методом наблюдений и проверок;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
п) проверку применения и исполнения инструкций, выписок и памяток по действиям персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций; действия и процедуры, предусмотренные в случаях попыток или совершения АНВ;
р) обследования процедур применения ответных действий в случае совершения АНВ в зоне ТБ:
- порядка и процедур изъятия и уничтожения опасных предметов и веществ, обследования подозрительных устройств, которые могут быть использованы для совершения АНВ или других потенциальных источников опасности,
- видов и средств связи для передачи информации об АНВ, угрозах их совершения, а также иной информации, которая способствует урегулированию указанных ситуаций (обеспечение двухсторонней связи между всеми службами ОТИ, наличие резервных каналов связи),
- наличия специально выделенной зоны для локализации взрывного устройства;
с) обследование наличия и готовности сил и средств, привлекаемых к урегулированию чрезвычайных ситуаций:
- координация их действий,
- организация и учет проведения занятий, тренировок и учений,
- учебные мероприятия, проводимые по практической отработке мер ТБ с взаимодействующими службами и организациями;
т) проверку планов и проведения учебных мероприятий по практической отработке мер ТБ взаимодействующими службами ОТИ с подразделениями МЧС, МВД и ФСБ России;
у) оценку эффективности имеющейся на ОТИ системы мер обеспечения ТБ по противодействию потенциальным угрозам;
ф) оформление описания системы принятых на ОТИ и мер по защите от АНВ.
Составление рабочих результатов (промежуточное документирование) визуального обследования объекта, систем жизнеобеспечения, проверки работоспособности и фактического состояния инженерно-технических систем и сил обеспечения безопасности, обоснование и согласование выделения критических элементов ОТИ, предлагаемого зонирования территории ОТИ.
Составление и согласование акта(ов) обследования объекта.
5.2.3 Этап III Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ
Этап III включает в себя:
а) определение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием моделей нарушителя:
- изучение во взаимодействии с линейными и территориальными отделами внутренних дел, территориальными органами ФСБ криминогенной обстановки в месте расположения ОТИ, статистики нарушений на региональном и местном уровне,
- определение способов реализации потенциальных угроз, типов нарушителей, наиболее вероятных целей, тактики и других характеристик,
- определение характеристик предполагаемых последствий в результате реализации потенциальных угроз и их масштабов,
- разработку наиболее вероятных сценариев реализации потенциальных угроз совершения АНВ на ОТИ;
б) описание действий подразделения ТБ с учетом потенциальных угроз и модели нарушителя.
5.2.4 Этап IV Рекомендации субъекту транспортной инфраструктуры
Этап IV включает в себя следующее:
- разработку и оформление рекомендаций по устранению выявленных несоответствий и приведению степени защищенности ОТИ в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в области обеспечения ТБ;
- разработку и оформление рекомендаций по совершенствованию организационных, обеспечивающих, регламентных мероприятий, связанных с обеспечением ТБ, с целью реализации в планах обеспечения ТБ ОТИ;
- разработку и оформление рекомендаций по совершенствованию тактики, структуры, оснащенности подразделений транспортной безопасности с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ;
- разработку и оформление рекомендаций по совершенствованию инженерно-технических систем ТБ, с целью реализации в планах обеспечения ТБ ОТИ.
5.2.5 Требования к оформлению результатов оценки уязвимости ОТИ
Результаты проведенной оценки уязвимости ОТИ должны оформляться специализированной организацией в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах по установленным формам. Первый и второй экземпляр оформляют на бумажном носителе; третий - на цифровом носителе.
Отчет о проведенной оценке уязвимости ОТИ состоит из трех частей:
- аналитической части отчета;
- общей части отчета;
- заключительной части отчета.
5.2.5.1 Аналитическая часть отчета
Содержит информацию о наиболее вероятных способах реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ, определенных с использованием модели нарушителя, оценке соответствия представленной документации и фактических результатов обследования ОТИ требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения ТБ, а также выявленных недостатках в организации мероприятий по обеспечению ТБ на ОТИ.
5 2.5.2 Общая часть отчета
Содержит информацию об ОТИ, в том числе:
- общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры,
- технические и технологические характеристики ОТИ (в т.ч. схемы движения ТС, данные об имеющихся технологиях обработки грузов и пассажиров), порядке функционирования ОТИ;
- сведения о лицах, ответственных за обеспечение ТБ в субъекте, на ОТИ, и о персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением ТБ;
- сведения о принятых субъектом транспортной инфраструктуры внутренних организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению ТБ;
- описание существующих границ зоны безопасности ОТИ;
- описание действующих мер обеспечения ТБ;
- описание порядка зонирования ОТИ в интересах ТБ, границ и конфигурации зон безопасности ограниченного и свободного доступа;
- описание критических элементов ОТИ и границ их зон безопасности;
- сведения о количестве постов (пунктов) управления обеспечением ТБ на ОТИ;
- описание имеющихся мест размещения и оснащенность инженерно-технических систем ТБ;
- описание действующего порядка накопления, обработки и хранения данных со всех технических систем ТБ, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;
- описание мест размещения и оснащенности действующих КПП;
- описание пропускного режима на ОТИ и его критических элементах;
- описание порядка организации закрытой и/или открытой связи, оповещения сил обеспечения ТБ, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение ТБ в субъекте, на ОТИ, входящими в состав подразделений ТБ, а также персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением ТБ;
- описание порядка действий при тревогах: "угроза захвата", "угроза взрыва";
- описание порядка информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов ФСБ России и МВД России о непосредственных и прямых угрозах совершения АНВ;
- описание порядка организации учений и тренировок, проводимых субъектом как самостоятельно, так и с участием представителей ФОИВ;
- описание прочих характерных особенностей деятельности ОТИ, необходимых для отображения в отчете об оценке уязвимости цельной картины существующей системы мер ТБ.
5.2.5.3 Заключительная часть отчета
Содержит необходимые рекомендации по изменению существующей системы мероприятий и мер ТБ, в том числе при наличии недостатков, рекомендации о необходимости:
- изменения действующих схем движения ТС в зонах безопасности ОТИ, технологий обработки грузов и управления пассажиропотоком;
- доработки принятых субъектом транспортной инфраструктуры внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению ТБ;
- оснащения (дооснащения) техническими средствами ТБ зон безопасности ОТИ, техническими средствами ТБ зон безопасности критических элементов ОТИ;
- изменения действующих мер обеспечения транспортной безопасности, в том числе перезаключение договоров на охрану и/или заключение дополнительных соглашений;
- изменения количества постов (пунктов) управления обеспечением ТБ на ОТИ;
- изменения оснащенности инженерно-технических систем ТБ;
- изменения действующего порядка накопления, обработки и хранения данных со всех технических систем ТБ, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;
- изменения места размещения, количества и оснащенности КПП;
- изменения пропускного режима на ОТИ;
- изменения порядка организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения ТБ, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение ТБ в субъекте, на ОТИ, входящими в состав подразделений ТБ, а также персоналом, деятельность которого непосредственно связана с обеспечением ТБ ОТИ;
- изменения существующего порядка действий при тревогах: "угроза захвата", "угроза взрыва", корректировки (разработки) соответствующих инструкций и согласования их с ФОИВами;
- изменения действующего порядка информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов ФСБ Российской Федерации и ОВД Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах АНВ;
- изменения действующего порядка организации учений и тренировок на ОТИ, как самостоятельно, так и с участием представителей ФОИВ;
- прочие рекомендации, необходимые для приведения системы мер ТБ в соответствие с требованиями по обеспечению ТБ ОТИ и ТС.
5.3 Требования к порядку проведения оценки уязвимости ТС
5.3.1 Изучение технических и технологических характеристик ТС
Должно включать:
- изучение документов, определяющих право распоряжаться ТС [свидетельства о праве на собственность, выписки из реестра федерального имущества, документы бухгалтерского учета на закупку ТС, технического паспорта (формуляра) ТС];
- определение структурных подразделений владельца ТС, в чьем ведении находится техническая, технологическая, бухгалтерская документация на ТС;
- изучение основных технических и эксплуатационных документов на ТС с целью изучения эксплуатационных характеристик ТС (допустимая скорость эксплуатации, тяговое усилие, грузоподъемность, грузовместимость, пассажировместимость, габарит, способность перевозить людей и опасные грузы, возможность обращения в межгосударственном сообщении, межремонтные сроки);
- изучение общего плана (чертежей) ТС, конструктивного состава ТС (паспортов элементов, технологического оборудования), схем, специфики мест стоянок, района эксплуатации ТС, границ зоны ТБ [8];
- изучение конструктивно-технических решений ТС, технологического, технического паспорта (формуляра) ТС;
- изучение конструктивных особенностей ТС и мест расположения особо важных элементов и систем жизнеобеспечения ТС (органов управления, сигнализации, связи, воздушных рукавов, магистралей, компрессоров, резервуаров, топливной аппаратуры, приборов подачи и подогрева воды и песка, канализации, вентиляции, автосцепки, освещения, силового агрегата, тяговых электродвигателей, главных тормозных цилиндров, электро- и энергооборудования, аккумуляторов, системы пожаротушения, грузовых и пассажирских помещений, технологического оборудования, предназначенного для погрузки и выгрузки грузов на ТС, устройств, обеспечивающих экипировку ТС, систем обмена информацией и т.д.), в том числе доступ к которым должен быть ограничен, определение критических элементов ТС;
- определение категории, присвоенной ТС;
- изучение расположения и назначения фактического или потенциально возможного места доступа на ТС (двери, технологические лючки, люки, окна, форточки, отдушины, тормозные площадки), а также мест возможного укрытия потенциального нарушителя;
- изучение планов, схем мест для размещения пассажиров, организации порядка обслуживания пассажиров;
- изучение схем грузовых помещений ТС, организации порядка погрузо-разгрузочных операций и размещения багажа, грузобагажа и груза;
- изучение документации о размещении и хранении несопровождаемого багажа, грузобагажа и груза;
- изучение сведений о системах, обеспечивающих эффективную внутреннюю связь, а также связь между ТС и диспетчером [постом (пунктом) управления обеспечением ТБ ТС];
- изучение документов, определяющих порядок и процедуры технического обслуживания и ремонта ТС;
- изучение характера совершаемых ТС рейсов (в границах одной станции с выходом на главные пути, без выхода на главные пути, регулярные по одному маршруту, нерегулярные и т.д.);
- изучение интенсивности использования ТС, характера перевозимых грузов (вида пассажирского сообщения), габарита ТС, максимальной скорости движения ТС;
- изучение географических, топологических, этнических, климатических (для определения соответствия режима работы инженерно-технических систем ТБ климатическим условиям районов эксплуатации ТС), а также криминогенной характеристик районов эксплуатации и обслуживания ТС;
- подготовку описания технических и технологических характеристик ТС, организации его эксплуатации.
5.3.2 Изучение принятой на ТС системы мер по защите от АНВ
Должно включать:
- изучение документов, регламентирующих обеспечение ТБ ТС (в том числе сформированных в состав высокоскоростных, скоростных, остальных пассажирских поездов, грузовых, грузовых ускоренных поездов, маневровый состав, группу вагонов), включая приказы о назначении лиц, ответственных за обеспечение ТБ;
- изучение документов по вопросам взаимодействия с соответствующими территориальными подразделениями МВД, ФСБ, МЧС России, других органов государственной власти и местного самоуправления;
- изучение процедур реагирования на потенциальные угрозы АНВ, порядка и состава привлекаемых подразделений ТБ;
- изучение состава и инструкций ответственных должностных лиц, связанных с обеспечением ТБ ТС;
- изучение порядка организации и осуществления перевозки на ТС оружия, боеприпасов, специальных средств и опасных грузов;
- изучение инструкций, определяющих порядок использования систем, обеспечивающих эффективную внутреннюю связь, а также связь между ТС и диспетчером [постом (пунктом) управления обеспечением ТБ ТС];
- изучение документации о порядке применения средств досмотра, допуска (если это определено законодательством России) пассажиров на ТС и в зоны безопасности ТС, а технического (обслуживающего) персонала в зоны безопасности ТС;
- изучение документов по профессиональной подготовке должностных лиц, ответственных за ТБ ТС (транспортных средств, находящихся в ведении субъекта железнодорожного транспорта);
- изучение сведений о мерах по обеспечению транспортной безопасности ТС, которые позволят незамедлительно перейти на повышенный уровень безопасности (знание должностными лицами порядка своих действий при переходе, согласованность действий должностных лиц различного уровня и различных ведомств, обеспеченность необходимыми материалами и оборудованием);
- изучение процедур по обеспечению проверок, испытаний, калибровок и технического обслуживания инженерно-технических систем ТБ ТС;
- изучение процедур, инструкций по применению системы тревожного оповещения (порядок приведения в действие, ответственные за техническое состояние и применение);
- изучение порядка действий в случае обнаружения в процессе перевозки оружия, боеприпасов или других опасных грузов, предметов или веществ, применяемых в целях совершения АНВ;
- изучение документации об эвакуации при возникновении потенциальной угрозы АНВ;
- изучение документов по организации охраны ТС;
- изучение порядка проверки состояния сил обеспечения ТБ ТС и инженерно-технических систем ТБ ТС (кому предоставлено право проверки, периодичность проверок, действия проверяющих и проверяемых);
- изучение документации по взаимодействию сил обеспечения ТБ ОТИ, на котором находится ТС, и сил обеспечения ТБ ТС;
- изучение функциональных обязанностей персонала ТС по вопросам ТБ;
- обследование фактической организации режима допуска пассажиров и персонала на ТС, в зоны безопасности и обслуживания ТС, соблюдения ответственными лицами регламентов и организационно-распорядительных документов по обеспечению ТБ ТС;
- изучение состава и укомплектованности КПП, постов (пунктов) обеспечения транспортной безопасности ТС, их технической оснащенности;
- определение фактического состояния организации всех технологических процессов обслуживания ТС, организации процедур обработки и размещения багажа, грузобагажа, грузов и обслуживания пассажиров, выполнения норм соответствующих регламентных мероприятий;
- определение фактических процедур обеспечения ТБ, соответствия инженерно-технических систем ТБ при каждом уровне безопасности ТС, а также средств, обеспечивающих их непрерывную работу, с учетом возможного воздействия погодных условий и/или при отсутствии электропитания;
- проверку и обследование фактической организации использования средств досмотра (если определено законодательством России), других технических средств ТБ;
- проверку работоспособности инженерно-технических систем ТБ, конструктивно-технических элементов, связи, оповещения и жизнеобеспечения ТС путем контрольных проверок и срабатываний;
- обследование состояния подразделений ТБ ТС (при их наличии), постов и маршрутов патрулирования, наличия личного состава, а также состояния технической оснащенности, видов вооружения, наличия кинологических подразделений, их фактического использования, проверка соблюдения лицами, ответственными за обеспечение ТБ ТС, своих обязанностей;
- обследование путей эвакуации с ТС и мест сбора, предусмотренных для обеспечения ТБ пассажиров и персонала;
- проверку и обследование фактической реализации организационных, технических мероприятий с использованием имеющихся инженерно-технических систем ТБ по разным сценариям путем учебной практической отработки АНВ;
- изучение порядка защиты информации и хранения баз данных на ТС;
- фотосъемку отдельных элементов зон безопасности и обслуживания ТС, имеющихся и потенциально возможных мест доступа и укрытий на ТС, мест доступа к критическим элементам ТС, а также элементов инженерно-технических систем ТБ и элементов конструкции ТС, критических элементов ТС;
- определение соответствия изученной проектной, технической, технологической документации, действующих организационно-распорядительных документов по обеспечению ТБ ТС, планов, регламентов, должностных инструкций требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
- определение соответствия изученной документации результатам визуального обследования ТС, обследования систем жизнеобеспечения, проверки работоспособности и фактического состояния инженерно-технических систем ТБ и сил обеспечения ТБ;
- определение соответствия принимаемых мер по обеспечению ТБ ТС, существующей системы обеспечения ТБ ТС требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения ТБ;
- определение соблюдения лицами, ответственными за обеспечение ТБ ТС, соответствующих организационно-распорядительных документов;
- определение фактической реализации организационных, технических мероприятий с использованием имеющихся инженерных сооружений, инженерно-технических систем обеспечения ТБ и реагирования сил обеспечения ТБ по разным сценариям при всех уровнях ТБ путем учебной, практической отработки АНВ в работу ТС его критических элементов;
- оценку эффективности существующей системы мер по обеспечению ТБ ТС.
5.3.3 Определение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в отношении ТС
Должно включать:
- изучение во взаимодействии с линейными и территориальными подразделениями ОВД, территориальными органами ФСБ России криминогенной обстановки на маршрутах движения ТС, статистики нарушений на региональном и местном уровне;
- анализ потенциальных угроз совершения АНВ по отношению к исследуемому ТС с учетом имеющегося перечня угроз и определение наиболее вероятных из них;
- определение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ, типов нарушителей, наиболее вероятных целей, тактик и других характеристик;
- определение характеристик предполагаемых последствий в результате реализации потенциальных угроз совершения АНВ и их масштабов;
- разработку наиболее вероятных сценариев реализации потенциальных угроз совершения АНВ по отношению к ТС.
5.3.4 Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры
Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении следующих мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению ТБ ТС:
- разработка и оформление рекомендаций по устранению выявленных несоответствий и приведению степени защищенности ТС в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в области обеспечения ТБ;
- разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию организационных, обеспечивающих, регламентных мероприятий, связанных с обеспечением ТБ, с целью реализации в планах обеспечения ТБ ТС;
- разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию тактики, структуры, оснащенности подразделений ТБ с целью реализации в планах обеспечения ТБ ТС;
- разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию инженерных сооружений, инженерно-технических систем ТБ с целью реализации в планах обеспечения ТБ ТС;
- оценка эффективности системы мер по обеспечению ТБ ТС при реализации дополнительных мер.
5.3.5 Требования к оформлению результатов проведенной оценки уязвимости ТС
Результаты проведенной оценки уязвимости ТС должны оформляться специализированной организацией в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах по установленной форме. Первый и второй экземпляр следует оформлять на бумажном носителе, третий - на цифровом носителе.
5.3.5.1 Аналитическая часть отчета
Содержит информацию о наиболее вероятных способах реализации потенциальных угроз совершения АНВ в отношении ТС, определенных с использованием модели нарушителя, оценке соответствия представленной документации и фактических результатов обследования ТС требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения ТБ, а также о выявленных недостатках в организации мероприятий по обеспечению ТБ ТС.
5.3.5.2 Общая часть отчета
Содержит информацию о ТС, в том числе:
- общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры (перевозчике);
- технические и технологические характеристики ТС (в т.ч. данные об имеющихся технологиях обработки грузов и пассажиров), организации эксплуатации ТС;
- сведения о лицах, ответственных за обеспечение ТБ в субъекте транспортной инфраструктуры и на ТС, и о персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением ТБ ТС;
- сведения о внутренних организационно-распорядительных документах, принятых субъектом транспортной инфраструктуры и направленных на реализацию мер по обеспечению ТБ ТС;
- описание существующих границ зоны безопасности ТС;
- описание действующих мер по обеспечению ТБ ТС;
- описание критических элементов ТС и границ их зон безопасности (свободного доступа, ограниченного доступа и зон уязвимости);
- сведения о количестве постов (пунктов) управления обеспечением ТБ на ТС;
- описание имеющихся мест размещения и оснащенность инженерно-технических систем ТБ ТС;
- описание действующего порядка накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем ТБ ТС, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;
- описание места размещения и оснащенности действующих КПП;
- описание пропускного режима, установленного для ТС и его критических элементов;
- описание порядка организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения ТБ, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение ТБ в субъекте и на ТС, входящими в состав подразделений ТБ, а также персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением ТБ ТС;
- описание порядка действий при тревогах, "угроза захвата", "угроза взрыва";
- описание порядка информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов ФСБ России и ОВД России о непосредственных и прямых угрозах совершения АНВ в отношении ТС;
- описание порядка организации субъектом транспортной инфраструктуры учений и тренировок на ТС как самостоятельно, так и с участием представителей ФОИВ;
- описание прочих характерных особенностей эксплуатации ТС, которые необходимо включить в отчет об оценке уязвимости ТС, для отображения цельной картины существующей системы мер по обеспечению ТБ ТС.
5.3.5.3 Заключительная часть отчета
Содержит необходимые рекомендации по устранению выявленных несоответствий и приведению степени защищенности ТС в соответствие с требованиями по обеспечению ТБ, по совершенствованию организационных мероприятий, тактики действий, структуре и оснащенности подразделений ТБ, совершенствованию инженерных сооружений и инженерно-технических систем ТБ, в том числе:
- изменения имеющихся технологий обработки грузов и пассажиров, порядка эксплуатации ТС;
- назначения лиц, ответственных за обеспечение ТБ в субъекте транспортной инфраструктуры и на ТС, персонала, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением ТБ ТС;
- изменения принятых субъектом транспортной инфраструктуры внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению ТБ ТС;
- изменения и оснащения (дооснащения) техническими средствами ТБ зон безопасности ТС;
- изменения действующих мер по обеспечению ТБ ТС;
- изменения и оснащения (дооснащения) техническими средствами ТБ зон безопасности критических элементов ТС;
- изменения количества постов (пунктов) управления обеспечением ТБ на ТС;
- изменения мест размещения и оснащенности инженерно-технических систем ТБ;
- изменения порядка накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;
- изменения места размещения и оснащенности действующих КПП;
- изменения пропускного режима, установленного для ТС и его критических элементов;
- изменения порядка организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения ТБ, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение ТБ в субъекте и на ТС, входящими в состав подразделений ТБ, а также персоналом, деятельность которого непосредственно связана с обеспечением ТБ ТС;
- изменения порядка действий при тревогах: "угроза захвата", "угроза взрыва";
- изменения порядка информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов ФСБ России, ОВД России о непосредственных и прямых угрозах совершения АНВ в отношении ТС;
- изменения порядка организации субъектом транспортной инфраструктуры учений и тренировок на ТС как самостоятельно, так и с участием представителей ФОИВ, прочие рекомендации, необходимые для приведения системы мер ТБ на ТС в соответствие с требованиями по обеспечению ТБ ОТИ и ТС.
5.3.5.4 Результаты оценки уязвимости
Результаты оценки уязвимости одного ТС могут распространяться на группу ТС, идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам, находящуюся в собственности одного юридического (физического) лица или использующуюся им на ином законном основании.
Порядок обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости ОТИ и ТС, которые являются информацией ограниченного доступа, устанавливается Правительством Российской Федерации [9].
Библиография
[1] Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные на 15-м заседании Совете по железнодорожному транспорту (в редакции с изменениями и дополнениями, утвержденными протоколами заседаний Совета от 23.11.07, 30.05.08, 22.05.09)
[2] Приказ Минтранса РФ от 15 ноября 2010 г. N 248 "Об утверждении Отраслевых типовых норм времени на работы по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства"
[3] ОДМ 218.4.009-2011 Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта. Росавтодор, 2011 год
[4] Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта. Росавиация
[5] Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта. Росморречфлот, 2011 год
[6] Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (с изменениями на 13 июля 2015 года) (редакция, действующая с 24 июля 2015 года)
[7] Федеральный закон от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (с изменениями на 9 марта 2016 года)
[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2016 г. N 686 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры"
[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 1257 "Об утверждении правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57119-2016 "Методика проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Общие требования" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрополии от 6 октября 2016 г. N 1318-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2016 г.
Дата введения - 1 июля 2017 г.