Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к письму Минобрнауки России
от 19 декабря 2017 г. N 07-7453
Рекомендации
по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность1
------------------------------
1Настоящие методические рекомендации разработаны в рамках исполнения протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 27.09.2016 N 13 и направлены для использования в работе, в частности, председателям КДН субъектов РФ письмом Минобрнауки России от 19.12.2017 N 07-7453. - Ред.
------------------------------
Введение
В целях совершенствования деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, организации занятости и досуга несовершеннолетних, подготовлены рекомендации по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность. Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 1 раздела II протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 27 сентября 2016 г. N 13.
При их подготовке использовались материалы, представленные из практически всех субъектов Российской Федерации.
Правовую основу данных рекомендаций составляют следующие нормативно-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации;
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р;
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р;
- Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690;
- План мероприятий на 2017 - 2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р;
- Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации, утвержденная на заседании Государственного антинаркотического комитета 16 октября 2009 года;
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р (далее - Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года).
Нормативной правовой базой, на которой основана деятельность волонтерских объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 1054-р;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
- Определение добровольцев приведено в статье 5 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"1:
------------------------------
1 В Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" Федеральным законом от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ внесены изменения, в том числе в части, касающейся определений (в статью 5)
------------------------------
- Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе, в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).
- Добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).
- Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев".
Термин "молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность" раскрывается в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Так, под "молодежной добровольческой (волонтерской) деятельностью" (далее - добровольческая деятельность, волонтерская деятельность) понимается добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой [волонтерской] деятельности затрат).
I. Взаимоотношения участников добровольческой (волонтерской) деятельности1
------------------------------
1Методические рекомендации Минобрнауки России (письмо от 21 марта 2017 г, N 09-607).
------------------------------
1. Обязательства добровольцев (волонтеров):
1.1. качественно и в срок выполнять порученную работу;
1.2. предоставлять необходимые для выполнения работ документы по запросу благополучателей или уполномоченного органа/уполномоченного учреждения;
1.3. бережно относиться к имуществу благополучателей или уполномоченного органа/уполномоченного учреждения;
1.4. при необходимости предоставлять отчет о проделанной работе благополучателям или уполномоченному органу/уполномоченному учреждению;
1.5. соблюдать технику безопасности;
1.6. посещать специальные обучающие программы, тренинги для добровольцев (волонтеров), в случае необходимости и для выполнения специализированных работ.
2. Полномочия уполномоченного органа/уполномоченного учреждения:
2.1. привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
2.2. способствовать выявлению, систематизации, распространению лучших практик добровольческой (волонтерской) деятельности и лучших добровольцев (волонтеров);
2.3. организовывать участие добровольцев (волонтеров) субъекта Российской Федерации в различных конкурсных программах и иных мероприятиях по развитию добровольчества (волонтерства);
2.4. использовать систему "Добровольцы России" для работы с добровольцами и их обучения;
2.5. информировать молодежь, проживающую на территории субъекта Российской Федерации, о возможности регистрации в системе "Добровольцы России", а также о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности;
2.6. информировать потенциальных благополучателей о возможностях привлечения добровольцев с помощью системы "Добровольцы России";
2.7. осуществлять выдачу Книжек молодым людям на основании личного заявления на бланке установленного образца с обязательным указанием наименования уполномоченного органа/уполномоченного учреждения и регистрационного номера добровольца (волонтера);
2.8. вносить в Книжку сведения о выполняемых видах деятельности, выполненных объемах работ (в часах), достижениях и дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров);
2.9. в случае самостоятельной выгрузки Книжки добровольцем (волонтером) с системы "Добровольцы России" заверять сведения о выполняемых видах деятельности, выполненных объемах работ, поощрениях и дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров) печатью и подписью уполномоченного лица;
2.10. восстанавливать Книжку по факту утраты, а также выдавать новые бланки Книжки на основании личного заявления добровольца (волонтера);
3. Полномочия и обязательства благополучателей:
3.1. привлекать к осуществлению работ добровольцев (волонтеров);
3.2. использовать систему "Добровольцы России" для привлечения, отбора и обучения добровольцев;
3.3. создавать условия для безопасного и эффективного труда добровольца (волонтера);
3.4. давать четкое описание работы и организовывать рабочее место добровольца (волонтера);
3.5. предоставлять условия для выполнения работ в соответствии с установленными требованиями и нормами:
3.6. проводить инструктаж по технике безопасности;
3.7. разрабатывать и проводить, при необходимости, специальные обучающие занятия и инструктажи, тренинги для добровольцев (волонтеров);
3.8. вносить в Книжку сведения о выполняемых видах деятельности, выполненных объемах работ (в часах), достижениях и дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров).
II. Положительные практики вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность в субъектах Российской Федерации
Многолетний опыт проведения общественно значимых мероприятий с участием детей, состоящих на различных видах учета, показал, что для обеспечения эффективности проводимых программ недостаточно только организации разовых мероприятий, необходимо информационное, научное и техническое сопровождение данных мероприятий, с целью формирования у детей, состоящих на различных видах учета, устойчивого правосознания.
Решение данной задачи возможно лишь при постоянной полномасштабной работе с детьми через организацию в регионе правового просвещения; развитие и увеличение доступных секций, кружков различной направленности; проведение множества регулярных спортивно-массовых мероприятий; информационно-просветительской деятельности в образовательных организациях; конференций (съездов) с привлечением молодежи и известных деятелей в области науки, бизнеса, искусства; систематической работы с детьми и молодежью представителей органов исполнительной власти, общественных объединений и психологов и т.д.
Добровольческая деятельность позволяет подростку лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки. Добровольческая (волонтерская) деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится большая работа по вовлечению детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе, в добровольческую и волонтерскую деятельность.
Например, на основании указа Губернатора Свердловской области от 13 марта 2017 года N 53-УГ на территории Свердловской области объявлен "Год добровольцев", в связи с чем Департаментом молодежной политики Свердловской области разработан план по развитию волонтерского движения в Свердловской области на 2017 - 2020 годы. Реализация указанного плана запланирована с участием следующих исполнительных органов государственной власти Свердловской области: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Министерство культуры Свердловской области, Министерство здравоохранения Свердловской области, Министерство физической культуры и спорта Свердловской области, Министерство социальной политики Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Министерство общественной безопасности Свердловской области, Департамент по труду и занятости населения Свердловской области, Департамент молодежной политики Свердловской области. Дополнительно организована подготовка и согласование проекта алгоритма взаимодействия Главного управления МВД Российской Федерации по Свердловской области с Министерством физической культуры и спорта Свердловской области, Министерством культуры Свердловской области, Департаментом молодежной политики Свердловской области по привлечению на безвозмездной основе на спортивные, культурно-массовые и молодежные мероприятия, фестивали, выставки, смотры и конкурсы в сфере профессионального и самодеятельного художественного творчества несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД Российской Федерации в Свердловской области на районном уровне и находящихся в трудной жизненной ситуации.
Областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Вологодской области разработан комплекс мер по организации Продуктивной социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, на 2018 - 2019 годы. Целью комплекса мер является разработка модели реабилитации и социальной адаптации подростка с девиантным поведением на основе реализации его личностного потенциала. Реализация комплекса мер будет способствовать созданию устойчивой региональной системы организации социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, посредством совершенствования взаимодействия органов и учреждений системы профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних; создания условий, благоприятных для развития личности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, их успешной ресоциализации; привлечения некоммерческих организаций, социально ориентированного бизнеса, добровольцев к решению задач профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних; расширения инфраструктуры организаций, участвующих в организации социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом; повышения профессиональных компетенций специалистов, участвующих в организации социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом; развития разнообразных форм и внедрения эффективных практик организации социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в деятельность учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежи, общественных и некоммерческих организаций.
В Красноярском крае распоряжением Правительства Красноярского края от 15 августа 2017 года N 535-р одобрена концепция социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае (далее - Концепция) и утвержден план мероприятий по реализации Концепции. В рамках Концепции предусмотрены следующие мероприятия: вовлечение воспитанников подросткового и юношеского возраста в управление организацией для детей-сирот: управленческий детско-взрослый совет организации для детей-сирот, творческое сообщество воспитанников организации для детей-сирот по планированию и реализации досуговой деятельности и другие; организация деятельности по вовлечению воспитанников организаций для детей-сирот подросткового и юношеского возраста в совместную проектную деятельность с организациями в сфере молодежной политики, в том числе связанную с волонтерским движением; содействие развитию добровольческих движений в целях решения вопросов, связанных с проживанием в общежитии, организацией учебного процесса, занятостью выпускников организаций для детей-сирот, обучающихся в ФГПОУ, КГПОУ, ФГОУ ВО, находящихся на территории Красноярского края. Вовлечение несовершеннолетних в организованные формы досуга и занятости будет продолжено посредством флагманских программ и инфраструктурных проектов. Флагманские программы направлены на формирование молодежных сообществ и молодежных общественных организаций, на поддержку и институционализацию инициатив молодых людей, отвечающих актуальным приоритетам социально-экономического развития края. Реализация флагманских программ позволяет организовывать занятость и вовлечение молодежи в позитивные формы деятельности путем предоставления альтернатив асоциальному поведению. В основе профилактической деятельности лежат косвенные, "мягкие" формы включения молодежи в позитивные, конструктивные, социально приемлемые виды активности. При этом деятельность по профилактике негативной активности строится с учетом особенностей социализации молодежи, существующих и действующих молодежных субкультур, латентности многих процессов, определяющих поведение молодого человека.
Анализ результатов мониторинга, посвященного изучению опыта регионов по вовлечению детей в общественно значимые мероприятия, показал, что во всех регионах Российской Федерации осуществляется работа по проведению информационно-просветительской деятельности, способствующей вовлечению детей, состоящих на различных видах учета, в общественно-значимые мероприятия.
Так, например, в целях информационного обеспечения молодежной политики на территории Красноярского края реализуется инфраструктурный проект "Инфоцентр", который включает в себя работу молодежного портала "Мымолодые.рф", координацию работы групп флагманских программ, инфраструктурных проектов в социальных сетях, выпуск еженедельного дайджеста новостей. В рамках инфраструктурного проекта "Инфоцентр" в дистанционном формате работает медиашкола для специалистов и активистов муниципальных молодежных центров, ответственных за работу групп в социальных сетях. Одним из обучающих блоков программы школы является формирование безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет). Информирование о возможностях краевой молодежной политики, деятельности молодежных центров, открытых пространств, флагманских программ, инфраструктурных проектов осуществляется, в том числе через социальные сети (официальные группы в социальной сети "Вконтакте" [далее - официальные группы]). В настоящее время действуют 56 официальных групп муниципальных молодежных центров; 13 официальных групп краевых флагманских программ; 11 официальных групп инфраструктурных проектов; 441 официальная группа муниципальных штабов флагманских программ. В официальных группах публикуются новости о предстоящих мероприятиях, пост-релизы и фотоотчеты о прошедших событиях, имиджевые видеоролики о проектах, полезная информация и инфографика. Кроме того, для информирования молодежи о крупных проектах и мероприятиях краевой молодежной политики создаются отдельные сайты (http://краспутевка.рф, http://dobrokarta.ru, http://timbirvusa.ru, http://www.krasleader.ru и др.).
Ежегодно в Республике Коми проходит День Правовой помощи детям. В республике практикуется проведение "Единого дня профилактики" в муниципальных образованиях. Отличительной чертой данных мероприятий является их выездной характер. Проводятся они в тех муниципальных образованиях республики, где отмечается ухудшение состояния оперативной обстановки среди несовершеннолетних.
Интересные и эффективные решения в области вовлечения детей в общественно значимые мероприятия присутствуют в таких субъектах Российской Федерации как республики Адыгея, Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Хакасия, Камчатский, Хабаровский края, Иркутская, Курская, Омская, Рязанская, Тульская, Тюменская, Ульяновская области и г. Санкт-Петербург. Ежегодно в данных регионах министерствами и ведомствами совместно с образовательными организациями проводятся республиканские и региональные "Школы волонтеров". В рамках работы школ проводятся обучающие семинары, тренинги, мастер-классы, квесты и иные мероприятия. Подготовка волонтеров осуществляется по различным программам, например, по программам "Профилактика вредных привычек и зависимостей, употребления ПАВ", "Патриот своей страны", "Мир без границ", "Ветер перемен", "Экология души и природы" и др. Слушателями (участниками) школ являются как вновь вступившие в ряды добровольческих (волонтерских) объединений и отрядов дети, так и состоящие в них на протяжении нескольких лет. Обучение в школах позволяет молодежи развивать личностные, профессиональные и творческие способности, а также сплотиться в атмосфере группового доверия. Кроме того, обучение способствует освоению новых знаний, навыков, которые в дальнейшем дети используют, участвуя в социально значимых мероприятиях регионов. Также широкое распространение в данных регионах получила организация обучения детей, состоящих на различных видах учета, по различным направлениям волонтерской деятельности. В образовательных учреждениях общего, среднего и высшего образования организуются семинары, лектории, круглые столы, мастер-классы, вебинары и интернет-уроки, мотивирующие детей на общественно значимую деятельность.
В Свердловской, Сахалинской, Тульской, Новосибирской областях и Республике Алтай высоко развито межведомственное взаимодействие с целью обмена информацией между муниципальными органами управления культурой, образованием, территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защиты их прав, а также другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о планируемых социально значимых мероприятиях, действующих клубных формированиях несовершеннолетних. Кроме того, детей, состоящих на различных видах учета, ежегодно включают в состав делегаций, направляемых по обмену опытом в другие регионы Российской Федерации.
Эффективным является опыт вовлечения детей в общественно значимые мероприятия во Владимирской, Астраханской, Свердловской, Смоленской областях, в Хабаровском крае и Республике Саха (Якутия). В данных регионах Российской Федерации ведется работа по закреплению персональных наставников за подростками, состоящими на профилактических учетах и попавшими в трудную жизненную ситуацию, с добровольным принятием ими обязанностей по воспитанию и социализации подопечного. Наставники следят за посещаемостью, успеваемостью, дисциплиной подопечных, стимулируют их к участию в общественно значимых мероприятиях, поддерживают связь с родителями, участковыми уполномоченными полиции, сельскими администрациями, проводят индивидуально-профилактическую работу, при необходимости ходатайствуют о вызове безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образовательной организации. Наставники проводят профилактическую работу с подростками и их семьями по индивидуальному плану, посещают подростков по месту жительства.
Реализация проектов в области организации наставничества в отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением старшего поколения и инвалидов осуществляется в Хабаровском крае. С 2016 года на базе краевого государственного автономного учреждений "Дом молодежи" (г. Комсомольск-на-Амуре) реализуется социальный проект "Мы вместе" (далее _ проект), основной задачей которого является организация деятельности по привлечению молодежи и детей, в том числе состоящих на различных видах учета, к волонтерскому движению и созданию условий для комфортного участия несовершеннолетних в мероприятиях различного уровня. Общее количество участников проекта в 2016 году составило около 80 человек, из них 20 человек - молодые люди с ограниченными возможностями здоровья. В 2017 году проект охватил пять муниципальных образований (Солнечный, Амурский, Советско-Гаванский, Ванинский и имени Лазо муниципальные районы), численность участников составила более 100 человек. Финансирование проекта составило 600 тысяч рублей, из них 30 тысяч рублей - средства краевого бюджета, 570 тысяч рублей - средства федерального бюджета. В настоящее время молодые люди с инвалидностью, принявшие участие в проекте, могут активно участвовать в мероприятиях различного уровня в качестве волонтеров.
В Республике Саха (Якутия) в целях профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, постановлением Республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 29 сентября 2017 года утверждено Положение об общественниках-наставниках несовершеннолетних. В качестве наставника могут назначаться представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, уставной деятельностью которых предусмотрена деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Министерством внутренних дел по Республике Саха (Якутия) в территориальные органы внутренних дел по республике направлено Указание от 1 августа 2017 года N 42/1749 о закреплении за каждым несовершеннолетним, состоящим на учете, сотрудников территориальных органов внутренних дел, в том числе сотрудников, находящихся на пенсии.
В Свердловской области реализуется проект "Социальная практика - отряд наставников" (старшие дети с целью самостоятельного решения проблем помогают в преодолении кризисных ситуаций младшим) - обобщение опыта на уровне территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, детской общественности через городской (районный) совет старшеклассников.
Традиционными мерами по вовлечению детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия для регионов является организация мероприятий, направленных на укрепление духовно-нравственных и патриотических ценностей несовершеннолетних (республики Бурятия, Калмыкия, Коми, Саха [Якутия], Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Республика Хакасия, Алтайский, Ставропольский края, Архангельская, Астраханская, Воронежская, Волгоградская, Вологодская, Иркутская, Калининградская, Курганская, Мурманская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Томская, Тюменская, Ульяновская области, города Санкт-Петербург и Севастополь, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ).
Пятый год успешно проходит военно-спортивная игра на местности "Таежный герой" - военно-патриотическое мероприятие, которое проходит в полевых условиях на базе учебного полигона МВД по Республике Саха (Якутия). Задачами игры является воспитание из детей патриотов и граждан страны, развитие инициативы и самостоятельности на основе игровой деятельности, обучение навыкам действий в чрезвычайных обстоятельствах, развитие духовных и физических качеств, пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, популяризация профессии сотрудника МВД и бойца Росгвардии, личностный рост и создание эмоционально значимой среды для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В играх принимают участие несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и состоящие на различных видах учета. С командами работают по четыре вожатых детского педагогического отряда "Здравствуйте", которые помогают им участвовать во всех испытаниях, готовить "визитную карточку" команды, проводят игры на сплочение. На полигоне разбивается палаточный лагерь, организуется полевая кухня. Военно-спортивная игра на местности "Таежный герой" начинается с парада участников. Программа игры включает выступления кинологов, кавалерийского отделения МВД по Республике Саха (Якутия), отряда ОМОН МВД по Республике Саха (Якутия), военизированную эстафету, выставку оружия, мастер-классы по станциям "Уличные танцы", "Черлидинг", самообороны, "Дорожный лабиринт" (вело-эстафета), песни под гитару, костер дружбы, веревочный курс "Тропа испытаний", "Убойные старты" и т.д. По итогам игры "Таежный герой" лучшие команды, набравшие наибольшее количество баллов и наименьшее количество штрафных очков, отмечаются кубками, дипломами. Всем участникам вручаются свидетельства о прохождении курса военно-спортивной игры на местности "Таежный герой".
Министерством образования и науки Республики Хакасия ежегодно в рамках летней оздоровительной кампании проводится республиканская профильная военно-патриотическая смена "Ты нужен России!" (далее - Смена) для детей, состоящих на различных видах профилактического учета. В качестве поощрения активистов (волонтеров и добровольцев) Министерством образования и науки Республики Хакасия вручаются сертификаты-путевки на поездку в детскую оздоровительную организацию.
В Волгоградской области организуется участие в заседании областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав начальника штаба регионального отделения Всероссийского военно-патриотического общественного движения "ЮНАРМИЯ" Волгоградской области (постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 30 июня 2017 года N 2/2, предусматривающее меры по привлечению несовершеннолетних правонарушителей к мероприятиям военно-патриотической направленности, проводимым в рамках юнармейского движения).
В Вологодской области для старших подростков особый интерес представляет работа и мероприятия военно-патриотических клубов и объединений. Цель деятельности данных объединений - нравственное и патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни без вредных привычек, морально-психологической готовности к службе в армии и войсках МВД России, профилактика правонарушений. Для решения этих задач с сентября 2016 года на территории области началась активная работа Всероссийского военно-патриотического общественного движения "ЮНАРМИЯ". Основная задача - создание условий для патриотического воспитания несовершеннолетних. Участниками военно-патриотических сборов "Неделя в армии" являются подростки с девиантным поведением, в том числе состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.
В Санкт-Петербурге ежегодно организуется и проводится городской военно-патриотический слет добровольцев "Победный май" для обучающихся государственных профессиональных образовательных учреждений.
Следующей традиционной формой по привлечению детей в общественно значимые мероприятия, в том числе в волонтерскую и добровольческую деятельность, является проведение массовых спортивных соревнований, конкурсов, марафонов, эстафет с участием несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета (республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Дагестан, Калмыкия, Мордовия, Коми, Марий Эл, Саха [Якутия], Удмуртская Республика, Забайкальский, Камчатский, Красноярский края, Амурская, Архангельская, Астраханская, Волгоградская, Калининградская, Курганская, Ленинградская, Омская, Мурманская, Орловская, Ростовская области и др.). В регионах организуются мероприятия, мотивирующие детей из "группы риска" на личные достижения: участие в организации спортивных мероприятий (мероприятие, посвященное Дню защитников Отечества "А ну-ка, парни", "Лыжня России", "Кросс нации", акция "Неравнодушные сердца" [тимуровская работа] и т.д.). Создаются площадки для реализации потенциала несовершеннолетних лиц, развития подростковых и молодежных спортивных центров, клубов, объединений, мест интеллектуального досуга на территории муниципальных образований, вовлечения детей в проведение спортивных соревнований, экскурсий, турпоходов. Проводятся спортивное тестирование по Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу "Готов к труду и обороне" (далее - ГТО) (получение знаков отличия ГТО), конкурс юных велосипедистов "Безопасное колесо", военно-спортивная игра "Аты-баты, мы солдаты!".
Для вовлечения детей и подростков, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия в регионах активно проводятся творческие и культурно-просветительские мероприятия (республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Калмыкия, Бурятия, Дагестан, Хакасия, Алтайский, Камчатский края, Астраханская, Волгоградская, Вологодская, Омская, Саратовская, Орловская, Свердловская, Сахалинская, Ульяновская, Смоленская, Тамбовская области, г. Севастополь, Чукотский автономный округ и др.). Создаются условия для творческого и интеллектуального самовыражения, признания со стороны сверстников, общественности, осознания и развития креативного мышления, творческого и интеллектуального потенциала, самореализации. Организуются вовлечение несовершеннолетних в занятость по интересам в творческие объединения на базе общеобразовательных организаций и образовательных организаций дополнительного образования, творческий досуг детей, состоящих на различных видах учета.
Следующей составляющей, мотивирующей детей, состоящих на различных видах учета, на участие в общественно значимых мероприятиях, является поощрение обучающихся благодарственными письмами, грамотами, дипломами и подарками, билетами и бесплатными абонементами на посещение тренажерного зала, бассейна, культурно-досуговых мероприятий, путевками в летние лагеря (республики Адыгея, Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, республики Марий Эл, Мордовия, Бурятия, Башкортостан, Волгоградская, Ивановская, Иркутская, Курская, Ленинградская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Сахалинская, Томская, Тульская, Ульяновская, Ростовская области, Чукотский автономный округ). Так, например, в Волгоградской области детей обеспечивают возможностью бесплатного посещения театров региона (МУК "Театр музыкальной комедии", "Молодежный театр"); экскурсий в музей "Панорама Сталинградской битвы", Мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы", музей Приволжской РЖД, конно-спортивные клубы и т.д. Все мероприятия организуются муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и применяются в качестве поощрительных мер для правонарушителей, вовлеченных в волонтерство и добровольчество. Перечисленные мероприятия обеспечивают повышение ответственности добровольца (волонтера), Если доброволец (волонтер) удачно справился с заданием, ему поручается следующее, более сложное задание. Постепенное повышение ответственности служит подтверждением профессионального роста и стимулирует к дальнейшему развитию. Также практикуются публичное поощрение успехов учащихся, состоящих на всех видах профилактического учета, вручение дипломов, грамот на общешкольных и муниципальных мероприятиях, публикаций информации о достижениях в школьной или муниципальной газетах, поощрение активных волонтеров благодарственными письмами, благотворительными билетами на посещение спортивных и развлекательных мероприятий, поездками во Всероссийские детские центры, ежегодное награждение активных волонтеров путевками в профильные лагеря области. В период с 1 июня 2017 года по 31 августа 2017 года прошли 48 профильных смен с участием 7 тысяч детей и подростков. Активисты учебных заведений Курской области поощряются путевками в Международный лагерь молодежного актива "Славянское содружество"; в период с 9 по 19 июня 2017 года участниками XVI Международного лагеря молодежного актива "Славянское содружество - 2017" от Курской области стали 417 человек, в числе которых 132 несовершеннолетних.
Кроме того, результаты мониторинга, посвященного изучению опыта регионов по вовлечению детей в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность, показали, что в последнее время всё большую актуальность приобретает деятельность по социальному проектированию. Так, внедрение проектной деятельности как средства социализации и реабилитации несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, осуществляется в таких регионах, как республики Адыгея, Марий Эл, Саха (Якутия), Ингушетия, Удмуртская Республика, Алтайский, Забайкальский, Хабаровский, Красноярский края, Астраханская, Владимирская, Вологодская, Калининградская, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Рязанская, Саратовская, Тверская, Томская, Тюменская, Ульяновская области, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ.
В Хабаровском крае с целью социализации подростков группы социального риска через краеведение и вовлечение в добровольчество с 2004 года обособленным подразделением КГАУ "Краевой молодежный центр социального воспитания и здоровья - центр социальной реабилитации подростков, склонных к девиантному поведению и употреблению психоактивных веществ" реализовывался проект "Пространство, свободное от наркотиков". Основной базой и партнером проекта стал зоосад "Приамурский" им. В.И. Сысоева. Проходя все этапы проекта (обучение, трудотерапия, экскурсии по зоосаду) подростки, получив удостоверение "Общественный инструктор", выступали в роли экскурсоводов для посетителей зоосада. Проект получил национальную общественную награду в области добровольчества, почетную грамоту от зоосада "Приамурский", диплом и премию от органов по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации. В период с ноября 2016 года по октябрь 2017 года социальная реабилитация несовершеннолетних в рамках проекта велась по двум направлениям: трудотерапия (уборка территории) и экскурсии по зоосаду. Каждый подросток смог осознать важность сделанной работы, понять пользу и увидеть положительный результат.
В Мурманской области осуществляется реализация социально-значимого проекта "Один плюс два" по привлечению детей "группы риска" к занятиям в волонтерских объединениях (МАОУ ДО "Центр дополнительного образования" ЗАТО Александровск). В Чукотском автономном округе социальное проектирование осуществляется в рамках проведения Окружного конкурса воспитательных проектов, направленного на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через вовлечение в здоровый образ жизни, организацию содержательного досуга, среди образовательных организаций, общественных объединений. Конкурс ежегодно проводится по двум номинациям: "Лучший проект по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек, организацию содержательного досуга, развитие волонтерской деятельности, патриотической, поисково-краеведческой деятельности в течение года" и "Лучший проект по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек, организацию содержательного досуга, развитие волонтерской деятельности, патриотической, поисково-краеведческой деятельности в летний период".
Также в рамках социального проектирования в ряде регионов осуществляется профессиональное ориентирование несовершеннолетних с целью вовлечения их в общественно значимые мероприятия (Волгоградская и Псковская области, Кабардино-Балкарская Республика). Детям, состоящим на различных видах учета, предоставляется возможность пройти профессиональное тестирование или профессиональное ориентирование в процессе участия в мероприятиях в рамках добровольческой и волонтерской деятельности. С данной целью в регионах организуются беседы детей с олимпийскими чемпионами и заслуженными спортсменами в профилактических мероприятиях для несовершеннолетних правонарушителей ("Зарядка с чемпионом", "Марафон успеха").
Значительную роль в организации деятельности по привлечению детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия занимает психолого-педагогическая поддержка несовершеннолетних (республики Башкортостан, Бурятия, Карелия, Коми, Северная Осетия - Алания, Саха [Якутия], Чеченская Республика, Алтайский и Хабаровский края, Вологодская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Рязанская, Саратовская, Томская области, г. Севастополь). Интересным является опыт Хабаровского края, где механизмом реализации практики является организация работы "Социальных гостиных", созданных на базе общеобразовательных организаций и подростково-молодежных клубов, организация досуговых клубов на базе муниципальных библиотек города, создание на территориях жилых массивов города рабочих групп по организации индивидуально-профилактической работы с семьями, детьми, проживающими в этих семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (далее - рабочие группы). В целях поддержки работы "социальных гостиных", рабочих групп, советов рабочих групп на территориях жилых массивов, деятельности инструкторов-организаторов по работе с несовершеннолетними проводятся конкурс на лучшую организацию работы с детьми и молодежью на территории жилых массивов города Хабаровска; конкурс на лучшего организатора по работе с несовершеннолетними; конкурс среди "Социальных гостиных" образовательных учреждений, подростково-молодежных клубов, муниципальных Центров работы с населением, клубов для несовершеннолетних читателей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, организованных на базе муниципальных библиотек.
Отдельной составляющей деятельности по привлечению детей, состоящих, на различных видах учета, к участию в общественно значимых мероприятиях, в регионах является работа с родителями. Так, в республиках Карелия, Коми, Адыгея, Башкортостан, Ингушетия, в г. Севастополь, Алтайском, Ставропольском краях, Белгородской, Владимирской, Вологодской, Пензенской, Тамбовской, Томской, Ульяновской, Иркутской и Свердловской областях организуется просветительско-разъяснительная работа с родителями. Ежегодно в Республике Коми в рамках проведения "Единого дня профилактики" проводятся родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями, приемы по личным вопросам, посещение семей, находящихся в социально опасном положении, а также досуговых учреждениях. Осуществляется консультирование родителей об организуемой деятельности с целью формирования знаний родителей и оказания консультативной помощи по возможному вовлечению детей в социально значимую деятельность, активизации совместной работы всех участников педагогического процесса. В образовательных организациях города организуются родительские конференции, общешкольные родительские собрания, индивидуальные тематические консультации с целью предоставления информации о возможностях организации внеурочной деятельности в школе; сетевые акции для родителей в социальной сети "ВКонтакте", в ходе которых родители получают информацию о проблемах, возникающих в обучении и воспитании детей, советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с учителем, делятся опытом с другими родителями по вопросам воспитания, предлагают варианты решения проблем, высказывают собственные мнения. Организуется совместная деятельность с несовершеннолетними и их родителями, которая включает диагностическую и консультативно-разъяснительную работу и направлена на выявление потребностей и склонностей несовершеннолетних к различным видам деятельности, помощь в выборе досуга в соответствии с интересами и возможностями ребенка, мотивацию на посещение учреждений дополнительного образования.
Также в регионах осуществляется профессиональная подготовка специалистов, способных оказывать социальную, психологическую, педагогическую помощь детям с трудностями в социальной адаптации, в том числе, находящихся в конфликте с законом и их семьям (Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Саха [Якутия], Алтайский, Ставропольский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Новосибирская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Тульская области и др.). Так, например, с 27 по 28 июля 2017 года в Республике Саха (Якутия) прошел республиканский семинар "Социальное сопровождение несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом" с участием советника по методической работе Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. В работе семинара принял участие 51 слушатель, среди них председатели, члены, ответственные секретари и специалисты районных и городских комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, члены общественных советов по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, инспекторы уголовно-исполнительной инспекции, а также представители министерств - органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних из 18 районов и двух городских округов. В рамках семинара изучены технологии формирования социально приемлемых установок и опыта у детей с девиантным поведением, технология наставничества и индивидуального сопровождения и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом. Организуется работа по стимулированию педагогов по организации профилактической работы с несовершеннолетними и повышение их профессиональной компетентности (например, ежегодный краевой семинар "Формы и методы первичной профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися" для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, социальных педагогов, классных руководителей и педагогов-психологов; выездные семинары-практикумы, мастер-классы, секции в рамках конференций педагогов и заседаний краевого учебно-методического объединения педагогов, психологов, социальных педагогов, посвященные организации превентивных мероприятий по профилактике и вовлечению детей и подростков в общественно значимые мероприятия; образовательные семинары, направленные на формирование у сотрудников вузов, ответственных за организацию воспитательной работы, и актива студенческих оперативных отрядов необходимых научных знаний и профессиональных компетенций). На базе ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет" с 2015 года реализуется магистерская программа для социальных педагогов, учителей общеобразовательных школ "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Формируется региональный банк информационно-методического обеспечения профилактики асоциальных явлений и психолого-педагогического сопровождения: на информационных ресурсах Министерства образования и науки Алтайского края (http://www.educaltai.ru), на сайте "Школы здоровья Алтайского края" (http://valeo.akipkro. ru), КГБУ "Алтайского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (http://www.ppms22.ru), краевого учебно-методического объединения педагогов-психологов (http://akipkro.ru) представлены материалы для родителей и классных руководителей, педагогов-психологов, заместителей директоров (картотека диагностических методик, компьютерный банк методических материалов и программ по организации профилактических мероприятий, кино-аудиотека, библиотека полезных ссылок).
В Ставропольском крае организовано методическое сопровождение деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов, школьных уполномоченных по правам ребенка (Летний Университет школьных уполномоченных по правам ребенка, педагогический совет, краевые семинары и тренинги). Разработаны методические рекомендации по организации работы с детьми, состоящими на всех видах профилактического учета "Порядок деятельности органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края по организации проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях Ставропольского края в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ".
В Тюменской области ведется обучение специалистов, осуществляющих работу с детьми, состоящими на различных видах учета, в том числе по направлениям: эффективные коммуникации, технологии и практики наставничества, использование медиативных технологий в работе с подростками "группы риска". Также следует отметить, что во многих регионах развивается система региональных банков данных информационно-методического обеспечения профилактики асоциальных явлений и психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних.
III. Формы и методы по вовлечению детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность
Анализ результатов мониторинга принятых мер по вовлечению детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность, показал, что в регионах Российской Федерации используются в основном традиционные формы и методы по вовлечению несовершеннолетних. Самым популярным методом во всех регионах является организация массовых пиар-кампаний, в ходе проведения которых организуется работа информационных палаток, разработка и печать информационно-рекламной продукции, проведение агитационных акций и компаний, публикации в местных средствах массовой информации и пропаганда добровольческой деятельности в сети Интернет. Кроме того, представителями министерств и ведомств, специалистами органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальными педагогами и психологами организуется адресное информирование несовершеннолетних в образовательных учреждениях о значимости проводимых мероприятий и о возможности стать участником волонтерских активов и школ (Республика Марий Эл, Республика Саха [Якутия], Республика Северная Осетия - Алания, Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Алтайский, Камчатский, Краснодарский, Ставропольский, Хабаровский края, Амурская, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Костромская, Курская, Ленинградская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Омская, Пензенская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тюменская области, г. Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ).
Также популярным является проведение индивидуально-профилактических бесед, лекций, тренингов и семинаров для несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета. Так, например, в Кабардино-Балкарской Республике проводятся профилактические лекции и беседы для несовершеннолетних с участием врачей-наркологов, участковых уполномоченных ОВД и медицинских работников; организуются просмотры видеофильмов антитабачной направленности "Здоровая жизнь без табака"; классные часы и круглые столы: "Наркомания - социальное зло", "Береги себя!", "Скажи наркотикам - нет!", "Мое отношение к ЗОЖ", "Вместе против беды", "Узнай правду", "Молодежь. Закон. Наркотики" с участием представителей подведомственных учреждений, социальных педагогов и педагогов-психологов. Организуются тренинги личностного роста, позволяющие несовершеннолетнему раскрыть свой потенциал, познать и понять себя; тренинги, направленные на преодоление чувства одиночества, выявление лидера, а также на командообразование; тренинги, направленные на расширение кругозора, закрепление и укрепление знаний и сопутствующих им навыков, умений, формирование общей культуры, формирование активной гражданской позиции, развитие коммуникабельности в процессе деятельности, привитие культуры общения, овладение правилами поведения в обществе, а также воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважение к национальным традициям.
В Республике Калмыкия с целью привлечения детей в социально-значимые мероприятия в образовательных учреждениях организуются просмотр патриотических мультфильмов отечественного производства ("Солдатская сказка", "Легенда о старом маяке", "Василек" и т.д.); просветительская беседа о подвиге советского народа в Великой отечественной войне; общение с ветеранами Великой отечественной войны, организация совместного чаепития.
В Чеченской Республике с целью вовлечения детей в военно-патриотические мероприятия проводятся лекции о подвиге народов Чечни в годы Великой отечественной войны. При проведении лекций педагоги стараются развить познавательный интерес учащихся к истории своей малой родины; способствовать формированию патриотических чувств, уважение и почтение к ветеранам и участникам Великой Отечественной войн.
В Воронежской области проводятся индивидуально-профилактические беседы с несовершеннолетними о Всемирном дне пожилых людей, о проявлении милосердия к старшему поколению; разъяснительные беседы, позволяющие детям понять значимость благотворительных акций; беседы о бережном отношении к природе и др.
В Кемеровской области организуются мероприятия по формированию и развитию системы нравственных и духовных ценностей через личный пример, пример авторитетных для подростка личностей, совместный просмотр и обсуждение художественных фильмов, пример исторических персонажей, реальных свидетелей значимых исторических событий, повышение престижа армейской службы.
В Курганской области осуществляется проведение обучающих курсов по основам добровольческой деятельности, в том числе обеспечивающих волонтеров необходимыми знаниями и навыками работы с детьми с девиантным и делинквентным поведением, особенностям вовлечения их в продуктивную досуговую деятельность.
В Нижегородской области организуется проведение семинаров-практикумов, в рамках которых проводятся лекционно-практические занятия по нормативно-правовому обеспечению деятельности детского и молодежного общественного движения, волонтерского движения в регионе, по созданию единого воспитательного пространства через реализацию районных/городских проектов (программ), по основным направлениям деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" в Нижегородской области.
Кроме того, с целью привлечения несовершеннолетних в общественно значимые мероприятия регионами организуются оздоровительные мероприятия для детей.
В Астраханской области в ходе реализации оздоровительных мероприятий с детьми, состоящими на различных видах учета, была организована реабилитационно-воспитательная работа с привлечением их к патриотической и физкультурно-спортивной деятельности. В период оздоровительной кампании достигнут стопроцентный охват детей, относящихся к данной категории. Помимо традиционных форм отдыха и оздоровления, данная категория детей активно привлекалась к различным формам занятости, таким как подростковые клубы, зеленые патрули, трудовые объединения, экологические, военно-патриотические, туристические отряды. Во Владимирской области состоялось открытие оздоровительно-реабилитационных и оздоровительно-трудовых групп.
Во всех регионах с целью привлечения несовершеннолетних в общественно значимые мероприятия, в том числе в волонтерскую и добровольческую деятельность, особое внимание уделяется организации системы наставничества.
В Астраханской области в настоящий момент на территории региона действуют 163 наставника на 163 несовершеннолетних правонарушителя. В рамках принятия мер наставники вовлекают детей, состоящих на различных видах учета, в проведение таких общественно значимых мероприятий, как акция "Дерево Победы", акция "Георгиевская ленточка". Вовлечение детей в организацию и проведение указанных акций способствует сохранению памяти о Великой Отечественной войне и воинском подвиге защитников Отечества, воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к сохранению исторического наследия. В каждом учреждении для несовершеннолетних в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими различные формы противоправного поведения, созданы рабочие группы, в состав которых входят сотрудники Управления МВД России по Астраханской области, специалисты учреждений здравоохранения и детских учреждений. Данными рабочими группами совместно разрабатываются и утверждаются индивидуальные программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, за несовершеннолетними закрепляются наставники из числа отставных военных. В рамках проекта "Наставничество" проходят тематические встречи наставников, детей и кураторов проекта. Так, например, в социальном приюте для детей "Любава" особое внимание уделяется патриотическому, духовно нравственному и культурному воспитанию детей в духе и традициях казачества. Наставниками для детей стали казаки Енотаевского станичного казачьего общества Астраханского окружного казачьего общества войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское", которые регулярно проводят встречи с воспитанниками приюта, знакомят их с историей казачества, проводят уроки мужества и профилактические беседы. Регулярно проводятся мероприятия познавательного характера, экскурсии в расположения части и церковного храма.
Во Владимирской области созданы площадки (клубы) для совместного приобретения различных знаний и опыта добровольцами-наставниками и выпускниками детских домов, проведения совместных досуговых мероприятий, установления эмоциональных и духовных связей между добровольцем-наставником и выпускником детского дома. Осуществляется организация индивидуального сопровождения выпускников детских домов добровольцами-наставниками в вопросах общения с ближайшим социальным окружением. Реализуется подготовка и размещение в г. Владимире социальной рекламы по вопросам профилактики социального сиротства, защиты детей для формирования в общественной среде готовности и понимания необходимости оказывать поддержку, принимать участие во вхождении в самостоятельную жизнь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Свердловской области в образовательных организациях оказывается шефская помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям из социально незащищенных и неблагополучных семей (одежда, обувь, бесплатное питание и учебники, бесплатное посещение театральных представлений). Также регулярно проводится демонстрация положительного опыта волонтерской деятельности, поощрение грамотами и подарками наиболее активных волонтеров.
В Хабаровском крае создана "Академия волонтеров", где привлечение несовершеннолетних к добровольческой деятельности включает три этапа. Первый этап - информирование и мотивирование потенциальных слушателей Академии об условиях участия в проекте через кураторов волонтерских отрядов, личное общение, презентации проекта в образовательных учреждениях, в сети Интернет; привлечение несовершеннолетних, состоящих на учетах, для участия в проекте "Академия волонтеров". Второй этап - реализация обучающей программы на площадке школ для каждой группы (три занятия по 2 часа) с привлечением специалистов в сфере профилактики. Третий этап - разработка и презентация социальных программ с привлечением специалистов в сфере профилактики правонарушений, организаций-партнеров, администрации образовательных учреждений. Итоговый этап - итоговая конференция с подведением итогов, обсуждением перспектив развития проекта, на которую приглашаются все слушатели, организации-партнеры, представители средств массовой информации.
В Удмуртской Республике организована работа по повышению компетенции волонтеров, работающих с детьми и молодежью; обучению подростков, состоящих на различных видах учета, профилактической антинаркотической деятельности; обучению членов волонтерских отрядов ведению профилактической работы среди детей и молодежи по принципу "равный - равному"; увеличению числа молодых людей, занятых волонтерской деятельностью в сфере профилактики употребления психоактивных веществ.
В Калининградской области в общеобразовательных учреждениях для несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, организуются встречи с активными волонтерами, добившимися успеха в добровольческой деятельности.
В Курганской области осуществляется реализация волонтерских проектов по принципу "равный - равному", вовлекающих детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимую деятельность. В 2017 году волонтерами разработаны и проведены 28 реабилитационных и профилактических мероприятий патриотической, творческой и социально-профилактической направленности: социальные акции, культурно-досуговые и анимационные мероприятия, посвященные социально-значимым датам в Российской Федерации, информационно-профилактические мероприятия. В мероприятиях приняли участие 181 несовершеннолетний (из них 61 состоит на различных видах учета) и 72 волонтера. Проведенные мероприятия позволили установить личностный контакт и организовать шефство социально-активных несовершеннолетних над представителями целевой группы, а также включить подростков, состоящих на различных видах учета, в социально полезную деятельность.
Кроме того, в регионах осуществляется полномасштабная работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, с целью вовлечения детей в социально значимые мероприятия, а также в волонтерскую и добровольческую деятельность.
В Забайкальском крае во время посещения семей проводятся профилактические беседы с родителями, не исполняющими или ненадлежащим образом исполняющими свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, о необходимости лечения родителей, страдающих алкогольной зависимостью, организации досуга детей в свободное от учебы время; консультации о мерах социальной поддержки семей; беседы о поддержании чистоты в доме; о трудоустройстве родителей. В крае активизирована работа по внедрению наставничества над семьями, находящихся в опасном положении, из числа педагогов, депутатов муниципальных советов.
Интересным является опыт принятых мер по вовлечению детей, находящихся на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия Архангельской области. Регионом активно развивается туристское движение, создаются туристические объединения. В данные объединения активно привлекаются несовершеннолетние, состоящие на профилактических учетах, например, в г. Северодвинске - объединения "Велотуризм "Байкеры"", "Скалолазание и ледолазание "Эверест"", "Туристско-экспедиционный отряд "Первопроходцы"", в г. Мирном - туристическая секция "Север", в Каргопольском районе - спортивно-туристический клуб "Дельта" и др.
В Республике Коми активно используются игровые методы работы с несовершеннолетними. Сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции к проведению игр были привлечены несовершеннолетние правонарушители. Дети, состоящие на различных видах учета, вовлекались в социальные квесты в составе команд от образовательных учреждений при содействии педагогов-организаторов. Ярким примером привлечения является мероприятие "Куликово поле - ратное поле России". На мероприятии была представлена ратная история страны от Куликова поля до вооруженных конфликтов новейшего времени. Дети не только организовали мероприятия и показательные выступления, но и погрузились в историю.
В рамках проекта "Играем вместе" в Астраханской области на территории каждого муниципального образования созданы игровые семейные площадки. Целью данных площадок является приобщение несовершеннолетних, в том числе состоящих на различных видах профилактического учета, и их родителей к культурным ценностям; вовлечение в творческий процесс, эстетическое развитие; повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; привлечение внимания к современной многонациональной культуре; расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей.
В Ленинградской области в 11 муниципальных образованиях реализуется проект "Другими Глазами", который создает условия для индивидуального сопровождения 140 подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел. Из числа несовершеннолетних подготовлено семь команд добровольцев по 20 человек, организовано индивидуальное сопровождение 90 подростков, находящихся в конфликте с законом. За период реализации проекта "Другими Глазами" достигнуты следующие результаты: выстроено межведомственное взаимодействие с муниципальными структурами молодежной политики и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в семи районах Ленинградской области; проведено восемь двухдневных обучающих тренингов по подготовке семи команд добровольцев по 20 человек с использованием международных добровольческих программ "Старший брат, старшая сестра" и "Равный - равному" и командообразованию; вовлечено в добровольческую деятельность не менее 50% подростков - участников проекта, состоящих на профилактическом учете в органах полиции, что на 15% больше предполагаемой цифры. Участники проекта провели более 30 муниципальных и региональных мероприятий (акции, посвященные Дню борьбы с туберкулезом, акцию "Здорово живешь", акцию "СТОПВИЧ/СПИД", участие в Дне молодежи и др.). Стимулом участия ребят стало досрочное снятие с учета, получение волонтерской книжки, трудоустройство в летний период в Губернаторский молодежный трудовой отряд, получение бесплатной путевки в ГБУ ЛО "Центр "Молодежный"".
Работа, направленная на совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, состоящих на различных видах учета, должна ориентироваться на поиск новых, инновационных формы работы, способствующих формированию необходимых личностных и психологических характеристик, морального сознания у подростков с отклоняющимся поведением. Формирование устойчивого правосознания у детей, находящихся на различных видах учета, посредством включения их в общественно значимые мероприятия, а также в добровольческую и волонтерскую деятельность, являясь одним из приоритетных направлений молодежной политики России в настоящее время, выступает основой профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению правонарушений и реабилитационной работы с подростками.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.