Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 11. Обеспечение деятельности антимонопольных органов
11.1. Внедрение системы оценки результативности деятельности территориальных органов на основе ключевых показателей эффективности (KPI) и совершенствование системы ведомственной периодической отчетности
В 2016 году ФАС России осуществила переход в пилотном режиме на систему оценки результативности деятельности территориальных органов на основе ключевых показателей эффективности (KPI), отражающих непосредственный результат, качество работы, удовлетворенность потребителя, использование ресурсов, а также учитывающих внешние показатели.
К наиболее важным характеристикам новой системы оценки деятельности можно отнести отказ от показателей нагрузки на одного сотрудника с одновременным увеличением веса качественных показателей деятельности. Этот подход способствует смещению акцентов в оценке работы территориальных органов в сторону усиления внимания к расследованию более крупных и сложных дел, повышению их качества, а также эффективности привлечения нарушителей к административной ответственности.
В 2016 году также обновлен перечень показателей руководителя ФАС России в Методике расчета значений показателей эффективности деятельности руководителя Федеральной антимонопольной службы в сфере развития конкуренции, утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.04.2014 N 570-р.
В целях приведения ведомственной периодической отчетности в соответствие с функциями контроля (надзора), переданными ФАС России, изданы приказы ФАС России от 29.06.2016 N 870/16 "О ведомственной периодической отчетности территориальных органов и центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы" и от 27.12.2016 N 1890/16 "О внесении изменений в приказ ФАС России от 29 июня 2016 года N 870/16 "О ведомственной периодической отчетности территориальных органов и структурных подразделений центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы", в которых учтены дополнительные полномочия, возложенные на ведомство в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования", вступившего в силу с 05.01.2016 Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в связи с вступившими в силу изменениями в КоАП РФ в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и введением статьи 4.1.1 КоАП РФ "Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением" - добавлены формы сбора отчетности в части контроля исполнения Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
В первом полугодии 2016 года проведен в пилотном режиме переход на сбор данных ведомственной отчетности с использованием системы сбора данных Федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система" (ФГИС ЕИАС) в подсистеме "ЕИАС-Мониторинг".
В декабре 2016 года введен в промышленную эксплуатацию Единый реестр проверок ФАС России, позволяющий вести оперативный учет проверок, планируемых и проводимых территориальными органами и управлениями центрального аппарата ФАС России, что позволяет быстро получать необходимые сведения о динамике показателей контрольно-надзорной деятельности ФАС России.
В рамках приоритетной программы "Реформа контрольно-надзорной деятельности ФАС России" разработан проект "Разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности ФАС России".
В четвертом квартале 2016 года совместно с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации начата разработка методики оценки экономических эффектов деятельности ФАС России. Данная методика позволит на регулярной основе производить оценку влияния деятельности ФАС России на экономические процессы в Российской Федерации и повысить эффективность анализа и планирования деятельности ФАС России.
Задачи:
проведение оценки результативности деятельности структурных подразделений центрального аппарата на основе ключевых показателей эффективности (KPI);
внедрение автоматизированного реестра учета дел об административных правонарушениях, что позволит оперативно получать необходимые сведения о динамике показателей текущей деятельности ФАС России и своевременно принимать управленческие решения;
разработка методики оценки экономических эффектов деятельности ФАС России;
реализация приоритетного проекта "Разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности ФАС России" в рамках программы "Реформы контрольно-надзорной деятельности" (в соответствии с протоколом заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19.10.2016 N 8).
11.2. Научная деятельность
11.2.1. Вторая Международная научно-практическая конференция "Антимонопольная политика: наука, практика, образование"
6-7 декабря 2016 года в инновационном центре "Сколково" состоялась II Международная научно-практическая конференция "Антимонопольная политика: наука, практика, образование".
В рамках конференции состоялось пленарное заседание, посвященное вопросам тарифного регулирования и антимонопольной политики в условиях новой экономики.
Второй день работы конференции был разделен на 5 тематических секций:
- "Конкурентная политика и конкурентное право в системе современного образования и науки";
- "Агро-генетика и глобальные продовольственные цепочки: вызовы для антимонопольного регулирования";
- "Инновационная ориентированность осуществления закупочной деятельности";
- "Конкурентная политика и законодательство на рынках новых информационных технологий";
- "Интеллектуальная собственность. Фармацевтика. Конкуренция".
На мероприятии международное научное сообщество и представители антимонопольных ведомств консолидировали опыт и знания в разработке эффективной антимонопольной политики в условиях новой экономики.
Кроме того, были затронуты вопросы инноваций и их влияние на конкуренцию.
Также представителям научного сообщества представлен опыт ФАС России в сфере тарифного регулирования. Заместитель руководителя ФАС России А.Н. Голомолзин выступил с докладом "Новая тарифная политика: этапы реализации и стратегии", отметив, что необходимо применять современные методы тарифного регулирования, которые позволили бы не только защитить интересы потребителей, но и обеспечить развитие регулируемых компаний.
Одна из секций была посвящена кафедрам конкурентного права. Заместитель руководителя ФАС России С.А. Пузыревский напомнил участникам мероприятия о том, что по итогам первой конференции, которая прошла в декабре 2015 года, было принято решение о создании Научно-методического совета ФАС России. По результатам двух заседаний Совета был утвержден рабочий проект программы учебной дисциплины "Конкурентное право" для высших учебных заведений".
30 марта 2017 года в зале коллегии Федеральной антимонопольной службы состоится очередное заседание Научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России.
Задача:
дальнейшая практика проведения научно-практических конференций.
11.2.2. Научно-методический совет образовательных организаций и кафедр конкурентного права
11 июля 2016 г. в Федеральной антимонопольной службе прошло первое заседание Научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права. В заседании совета приняли участие его члены - сотрудники ФАС России из центрального аппарата и территориальных управлений, а также научно-педагогические работники базовых кафедр Федеральной антимонопольной службы, учебных центров и кафедр экономической и правовой направленности ряда отечественных высших учебных заведений.
Наибольший отклик среди присутствующих нашла задача формирования единой образовательной программы для студентов, обучающихся по курсам "Антимонопольное регулирование" и "Конкурентное право". По общему мнению, в России существует острая потребность в создании общих принципов и подходов к учебным программам в вышеуказанных сферах. Преподаваемые к настоящему времени в отечественных вузах курсы сформированы с применением различных методик, индивидуальных в каждом вузе. В связи с этим возникает проблема определенных расхождений в уровне и направленности знаний, получаемых студентами различных университетов и академий. Однако, как справедливо отметили некоторые участники заседания, существующие отличия имеют объективную природу. Вузы стремятся сформировать программы таким образом, чтобы максимально использовать свои сильные стороны с точки зрения методики обучения и наполнения курсов и тем самым привлечь дополнительных студентов. По итогам дискуссии заместителем руководителя ФАС России к.ю.н. С.А. Пузыревским было предложено начать формирование пилотной образовательной программы для бакалавров юридических факультетов с использованием материалов курса "Конкурентное право" МГЮА им. О.Е. Кутафина, что было поддержано членами совета.
Кроме того, члены совета обсудили взаимодействие между вузами и ФАС России в целях подготовки разъяснений по практическому применению отдельных положений антимонопольного законодательства. Подобные разъяснения становятся особенно важными для государственных учреждений и деловых кругов в свете последних поправок в Закон о защите конкуренции, также известных как "четвертый антимонопольный пакет".
25 ноября 2016 года состоялось второе заседание Научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России. Это было выездное мероприятие на базе Центра подготовки специалистов по конкурентному праву и закупкам Саратовской государственной юридической академии (СГЮА).
Участники мероприятия обсудили запланированные вопросы: проект рабочей программы учебной дисциплины "Конкурентное право", разъяснения о применении статьи 10 Закона о защите конкуренции и статьи 9.21 КоАП РФ, актуальные вопросы тарифного регулирования в России.
Проект рабочей программы учебной дисциплины "Конкурентное право" обсуждался уже во второй раз. После анализа поступивших предложений и повторного обсуждения программа была утверждена.
Проекты разъяснений статей антимонопольного законодательства и Кодекса об административных правонарушениях представил начальник Правового управления ФАС России А.В. Молчанов. В рамках обсуждения данного вопроса были сделаны доклады представителей СГЮА и Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС.
Об актуальных вопросах тарифного регулирования в России рассказала начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Ю.В. Юдина. К таким вопросам она отнесла повышение эффективности взаимодействия отраслевых и тарифных регуляторов и закрепление на законодательном уровне единообразия подходов тарифного регулирования в естественно-монопольных и "условно-смежных" с естественно-монопольными видах деятельности.
Следующее заседание совета запланировано на март 2017 г. в республике Дагестан при организационной поддержке Дагестанского УФАС России.
Задача:
обсуждение и проработка вопросов, связанных с проектом Национального плана развития конкуренции, проектом разъяснений о соотношении статей 14.6 и 14.31 Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации.
11.2.3. Первая Всероссийская Олимпиада по антимонопольному регулированию для школьников
В течение декабря 2015 г. и I полугодия 2016 г. ФАС России была подготовлена и проведена Олимпиада по антимонопольному регулированию для школьников 11 классов. Её главной целью являлось повышение знаний школьников об отечественном и зарубежном антимонопольном законодательстве и нахождение наиболее подготовленных в этой области выпускников средних учебных заведений.
Всего финалистами стали 7 участников. Награждение финалистов Олимпиады происходило 3 июня 2016 г. - её победителем по итогам проверки работы по теме "Контрактная система Российской Федерации в сфере государственных и муниципальных закупок" и устного собеседования стала А. Баранова из Волгограда. Кроме неё, в финал Олимпиады прошли ещё 11 участников. Финалисты были награждены сертификатами и памятными призами, а также получили преимущество при поступлении в ряд вузов.
Задача:
дальнейшая практика проведения олимпиад для школьников по антимонопольному регулированию.
11.2.4. Научный совет РАН по проблемам защиты конкуренции
23 июня 2015 года в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве Федеральной антимонопольной службы и Российской академии наук решением Президиума РАН был образован Научный совет Российской академии наук по проблемам защиты конкуренции. Сопредседателями Научного совета утверждены руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев и директор Института государства и права РАН академик РАН А.Г. Лисицын-Светланов. В соответствии с положением о Научном совете основными направлениями его деятельности являются изучение состояния конкуренции и антимонопольного регулирования в России и зарубежных странах, выработка предложений по борьбе с картелями и совершенствованию государственного заказа и определение перспективных направлений научных исследований.
На организационном заседании Научного совета РАН, состоявшемся 1 декабря 2015 г., И.Ю. Артемьев отметил, что ФАС России заинтересована в эффективном взаимодействии с научным сообществом для решения взаимосвязанных задач развития и защиты конкуренции в нашей стране. В числе наиболее перспективных для сотрудничества ФАС и РАН направлений были названы: исследование состояния и проблем конкуренции в социальной сфере, в том числе в здравоохранении и лекарственном обеспечении, влияние конкуренции на разработку и внедрение новых технологий в топливно-энергетическом комплексе, в ИТ-секторе, выявление и систематизация административных барьеров на отечественных рынках и рынках стран - членов Евразийского экономического союза, выработка научно обоснованных рекомендаций по устранению таких барьеров. На заседании совета был заслушан доклад академика РАН Д.М. Климова, посвященный критическому анализу барьеров для применения в стране разработанной Институтом механики РАН технологии повышения продуктивности нефтяных и газовых скважин без применения химических средств. Соответствующая информация была направлена ФАС России для ознакомления всем ведущим российским нефтегазодобывающим компаниям.
На состоявшемся 8 июня 2016 г. заседании Научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции был обсужден и поддержан подготовленный в ФАС России проект Конвенции о борьбе с картелями. По итогам дискуссии, посвященной проекту Конвенции о борьбе с картелями, Федеральному агентству научных организаций было рекомендовано совместно с Российской академией наук, подведомственными и иными заинтересованными научными организациями провести международную конференцию, посвященную вопросам принятия Конвенции ЕАЭС о борьбе с картелями.
На том же заседании Научного совета РАН был рассмотрен вопрос о барьерах, препятствующих реализации программы импортозамещения применительно к рынку производства и поставки ионообменных смол для нужд атомной энергетики, атомного ледокольного и Военно-морского флотов. По итогам состоявшейся на заседании Научного совета РАН дискуссии с участием ведущих ученых, представителей отечественного производителя ионообменных смол и Госкорпорации "Росатом" была принята адресованная всем заинтересованным сторонам рекомендация по разработке ориентированных на обеспечение интересов национальной безопасности подходов к регулированию торгов в стратегически важных отраслях, использующих импортные материалы. 1 декабря 2016 г. Научный совет был информирован об устранении большей части барьеров для поставок российским потребителям ионообменных смол отечественного производителя.
В повестку очередного заседания Научного совета РАН включены вопросы, посвященные анализу складывающейся правоприменительной практики по делам о картелях, практики пропорционального регулирования в банковской сфере, влияния компании Майкрософт на российский рынок информационных технологий, а также проблем, связанных с включением конкурентного права в номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени.
Задача:
повышение уровня и эффективности научного обеспечения государственных функций по развитию и защите конкуренции в России.
11.3. Совершенствование кадровой политики и развитие кадрового потенциала
В начале 2016 года проведен комплекс мероприятий по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" в части сохранения кадрового потенциала упраздненной Федеральной службы по тарифам в целях реализации функций, переданных ФАС России.
В центральном аппарате ФАС России проведен ряд организационно-штатных мероприятий:
создано Управление регионального тарифного регулирования;
Управление антимонопольного и тарифного регулирования транспорта и связи преобразовано в Управление регулирования транспорта (в котором образован отдел тарифного регулирования в сфере транспорта) и Управление регулирования связи и информационных технологий (в котором образован отдел тарифного регулирования связи);
Управление антимонопольного и тарифного регулирования ЖКХ, строительства и природных ресурсов преобразовано в Управление контроля строительства и природных ресурсов и Управление регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (в котором образован отдел тарифного регулирования);
в Управлении регулирования электроэнергетики образованы отделы, непосредственно занимающиеся тарифным регулированием: отдел тарифного регулирования оптового рынка электроэнергии, отдел тарифного регулирования розничных рынков электроэнергии, отдел тарифного регулирования инфраструктурных компаний и ведения реестров;
ряд функций по тарифному регулированию возложен на Управление контроля социальной сферы и торговли (образован отдел регулирования цен на лекарственные препараты) и Управление регулирования топливно-энергетического комплекса.
В целях совершенствования управления кадровым составом гражданской службы, повышения качества его формирования и в соответствии с протоколом заседания рабочей группы по использованию и развитию информационно-коммуникационных технологий на государственной гражданской службе при Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности Федеральная антимонопольная служба с 2016 года является участником пилотного проекта единой информационной системы управления кадровым составом на базе инфраструктуры федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров" (далее - ЕИСУ КС). В опытной эксплуатации пилотной версии ЕИСУ КС путем интеграции, ФАС России осуществляет на постоянной основе ежемесячную передачу данных из ведомственной кадровой системы АИС "Кадры" на продуктивный контур единой информационной системы ЕИСУ КС.
С целью подготовки эффективных управленцев из числа служащих, включенных в кадровый резерв ФАС России, формируются кадровый резерв на должность "руководитель территориального органа" и перспективный кадровый резерв центрального аппарата ФАС России, составляющие эффективный кадровый резерв. Его численность составляет 116 служащих, в том числе из территориальных органов - 98, из центрального аппарата - 18. Проводится работа по развитию профессиональных и управленческих навыков кадровых резервистов, в том числе посредством тренингов и тематических учебно-практических мероприятий, стажировок, организации работы кадровых резервистов по исполнению специальных поручений руководителя ФАС России. Лучшие кадровые резервисты приглашаются на ежегодные встречи с руководителем ФАС России, поощряются наградами, назначаются на вышестоящие должности. Так, в 2016 году из состава эффективного резерва назначены руководителями территориальных органов в Липецком, Орловском, Рязанском, Мордовском, Приморском, Ингушском, Марийском, Ямало-Ненецком УФАС России.
В ноябре - декабре 2016 года Управление государственной службы ФАС России приняло участие во Всероссийском конкурсе "Лучшие кадровые стратегии и практики на государственной гражданской и муниципальной службе" Минтруда России, по итогам признано победителем Конкурса и награждено Дипломом Минтруда России за лучшую кадровую практику "Эффективный кадровый резерв ФАС России".
В целях исполнения подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации о проведении оценки результативности деятельности территориальных органов, оптимизации нагрузки на служащих и штатной численности территориальных органов в ФАС России разработана и внедрена система оценки результативности деятельности служащих территориальных органов ФАС России.
Оценка охватывает 100% служащих территориальных органов, проводится по трем направлениям.
Оценка результативности деятельности служащих, замещающих должности руководителя управления и заместителя руководителя управления (заместителя руководителя управления - начальника отдела), проводится на основе KPI, аналогичных показателям оценки эффективности деятельности руководителя ФАС России, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.04.2014 N 570-р, с учетом показателя "Дополнительный личный вклад". Впервые применена для оценки результативности деятельности служащих за 2015 год.
Новая редакция Методики оценки утверждена приказами ФАС России от 28.11.2016 N 1671/16 и от 29.11.2016 N 1672/16 и предусматривает введение для оценки руководителей территориальных органов дополнительной группы показателей, отражающих непосредственный результат по заданной актуальной тематике; утверждение формы Итогового оценочного листа служащего.
Оценка результативности деятельности служащих, замещающих должности ниже заместителя руководителя управления (заместителя руководителя управления - начальника отдела), осуществляющих функции государственного контроля (надзора), а также иные основные функции, отнесенные к ведению территориального органа ФАС России, проводится в соответствии с приказом ФАС России от 26.05.2016 N 668/16. Предусматривает автоматизированную оценку количественных и качественных показателей исполнения функций и показателя "Дополнительный личный вклад служащего". Внедрена во всех территориальных органах с 01 июля 2016 года.
Для оптимизации оценки, снижения трудоемкости заполнения форм в соответствии с замечаниями и предложениями территориальных органов, разработаны и утверждены приказом ФАС России от 14.09.2016 N 1305/16 изменения в Методику, учитывающие: исполнение поручений по конечной процедуре; утверждение автоматизированной формы Итогового оценочного листа по всем служащим.
Оценка результативности деятельности служащих и работников, занятых в исполнении обеспечивающих функций, проводится с 01.07.2016 во всех территориальных органах в соответствии с приказом ФАС России от 20.06.2016 N 785/16 (в ред. приказа ФАС России от 14.09.2016 N 1306/16) на основе KPI с учетом показателей "Исполнительская дисциплина" и "Дополнительный личный вклад".
В целях реализации кадровой политики ФАС России, повышения результативности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих в ведомстве внедрена личностно-профессиональная оценка служащих.
Личностно-профессиональная оценка - кадровая технология, применение которой позволяет получить дополнительную информацию о профессиональных качествах гражданского служащего или гражданина, необходимых для замещения должности государственной гражданской службы.
Личностно-профессиональная оценка гражданских служащих и граждан проводится при проведении конкурса на замещение вакантных должностей и включения в кадровый резерв, при проведении аттестации и квалификационного экзамена, а также в рамках работы по развитию профессионального и управленческого потенциала кадрового резерва, выявлению и оценке групповых процессов.
В целях оптимизации процесса личностно-профессиональной оценки с 2016 года тестирование служащих и граждан проводится на базе психодиагностической программы "Psychometric Expert", ресурсы которой позволяют составлять батареи тестов под конкретную группу тестируемых, корректировать диагностический инструментарий под цели и задачи Службы, проводить различные исследования интересующих сфер и т.д.
В 2016 году проведен комплекс мероприятий по развитию кадрового потенциала ФАС России, его подготовки и переподготовки.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. продолжена практика участия судей в проводимых ФАС России мероприятиях, в том числе в региональных семинарах-совещаниях в целях регулярного обсуждения возникающих в правоприменительной практике вопросов толкования норм антимонопольного законодательства и достижения единообразия в применении законов. Состоялись 8 региональных семинаров-совещаний (в Приволжском, Центральном, Северо-Западном, Крымском, Сибирском, Северо-Кавказском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах) при участии представителей Верховного и Арбитражного судов, региональных органов исполнительной власти, представителей региональных энергетических комиссий. Результатом работы региональных семинаров-совещаний являются решения, зафиксированные в протоколах и обязательные для исполнения. Результативность такой формы работы можно рассмотреть на примере Уральского федерального округа. В 2015 году в ходе межрегионального семинара-совещания в г. Тюмени был рассмотрен ряд вопросов тарифного регулирования, в том числе участие представителей правительства Тюменской области в работе Методического совета по тарифному регулированию, в рабочей группе по теплу. В июле 2016 г. в рамках регионального семинара-совещания в г. Тюмень подписан Меморандум о сотрудничестве по вопросу создания пилотного проекта ценовой зоны в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе.
В 2016 году 209 государственных гражданских служащих центрального аппарата прошли обучение по 28 программам повышения квалификации и 1 программе профессиональной переподготовки.
В рамках исполнения государственного задания Учебно-методическим центром Федеральной антимонопольной службы в г. Казань проведено 7 курсов повышения квалификации и 4 семинара, в том числе международный семинар с участием представителей зарубежных конкурентных ведомств. 450 государственных гражданских служащих прошли обучение по программам повышения квалификации, 239 - приняли участие в семинарах.
В программу повышения квалификации УМЦ ФАС России введен новый модуль по психологическим аспектам деятельности государственных гражданских служащих ФАС России. Качество проведения курсов повышения квалификации в УМЦ ФАС России отслеживается, в том числе, и по результатам анкетирования слушателей (показатель введен в государственное задание на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг.). В 2017 году впервые стартовал конкурс "Лучший преподаватель года" из числа государственных гражданских служащих ФАС России, проводивших занятия в УМЦ ФАС России.
В целях эффективного взаимодействия в 2016 году организована и проведена 51 стажировка государственных гражданских служащих территориальных органов в структурных подразделениях центрального аппарата ФАС России.
В 2016 году была продолжена практика проведения стажировок государственных гражданских служащих территориальных органов в территориальных органах ФАС России, занимающих лидирующие места в рейтинге, имеющих значимые (прецедентные) дела о нарушении законодательства и положительную судебную практику:
- государственный гражданский служащий Липецкого УФАС России и государственный гражданский служащий Брянского УФАС России прошли стажировку в Московском УФАС России;
- государственный гражданский служащий Мордовского УФАС России прошел стажировку в Нижегородском УФАС России;
- государственный гражданский служащий Ненецкого УФАС России прошел стажировку в Санкт-Петербургском УФАС России.
В целях повышения эффективности взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата ФАС России и ее территориальных органов, формирования комплексного знания о специфике работы территориального органа, изучения опыта управленческой деятельности в 2016 году внедрена практика проведения стажировок государственных гражданских служащих центрального аппарата ФАС России в территориальных органах ФАС России в соответствии с приказом ФАС России от 29.08.2016 N 1213/16 "Об утверждении Положения о стажировках государственных гражданских служащих центрального аппарата ФАС России".
В 2016 году проведены 5 стажировок служащих центрального аппарата, состоящих в эффективном кадровом резерве: в Свердловском УФАС России - 2 стажировки, в Пензенском, Ставропольском, Самарском УФАС России - по 1-ой стажировке.
Для оценки результативности стажировок Управлением государственной службы проводится анализ отчетов кадровых резервистов о пройденной стажировке с учетом выполнения поставленных задач, а также отзывов руководителей территориальных органов.
Профессиональному развитию государственных гражданских служащих в 2016 году способствовало участие в научно-практических конференциях и форумах, а также селекторных совещаниях и семинарах, на которых рассматривались проблемные вопросы применения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
ФАС России активно использует такую форму подготовки и отбора будущих специалистов, как студенческая практика. В 2016 году практику в ФАС России прошли 250 студентов на основании 31 договора о прохождении практики с высшими учебными заведениями, из них 17 договоров были заключены в 2016 году. Практика прошла в 22 структурных подразделениях центрального аппарата ФАС России.
За последние два года в ФАС России приняты на государственную гражданскую службу 29 человек, проходивших практику в 2015 - 2016 годах.
Задачи:
создание единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации на базе инфраструктуры федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров" (далее - ЕИСУ КС);
реализация мероприятий по дальнейшему внедрению современных кадровых технологий на государственной службе;
применение единых подходов к установлению квалификационных требований к специальностям (направлениям подготовки), знаниям и умениям, необходимым для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих ФАС России;
выполнение комплекса мероприятий по повышению результативности подготовки эффективного кадрового резерва;
учреждение новой ведомственной награды - Медали ФАС России "За защиту конкуренции" для награждения лиц, внесших значительный вклад в обеспечение свободы конкуренции и эффективной защиты предпринимательства;
реализация приоритетного проекта "Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности ФАС России";
организация получения высшего образования в объеме установленных квот целевого приема за счет бюджетных ассигнований по каждому уровню высшего образования (бакалавр, магистр) по специальности "юриспруденция" в МГЮА им. Кутафина;
проведение курсов повышения квалификации для государственных гражданских служащих территориальных органов ФАС России по наиболее актуальным темам антимонопольного и тарифного законодательства с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры, тренинги);
реализация Плана проведения региональных семинаров-совещаний и учебных мероприятий на 2017 год, в том числе 10 семинаров-совещаний по актуальным вопросам применения антимонопольного и тарифного законодательства. Семинары-совещания пройдут в каждом федеральном округе Российской Федерации при участии представителей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, региональных органов исполнительной власти, в том числе в сфере тарифообразования;
обучение государственных гражданских служащих по вопросам, связанным с использованием при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий риск-ориентированного подхода.
11.4. Противодействие коррупции
Деятельность ФАС России в 2016 году по профилактике коррупционных правонарушений осуществлялась в соответствии с основными направлениями, определенными Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы". В этих целях приказом ФАС России от 21.04.2016 N 503/16 утвержден План противодействия коррупции Федеральной антимонопольной службы (далее - План). Планы противодействия коррупции утверждены и в каждом территориальном органе ФАС России. Контроль выполнения Плана осуществляется ежеквартально, отчет о его выполнении ежегодно представляется руководителю ФАС России.
В 2016 году проведены 24 проверки в связи с несоблюдением гражданскими служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, из них: 17 проверок по проверке достоверности представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 4 проверки по контролю за расходами; 3 проверки о непринятии мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
По результатам проверок 7 гражданских служащих, в том числе относящиеся к категории "руководители", были привлечены к дисциплинарной ответственности (3 - выговора, 4 - замечания).
В центральном аппарате ФАС России функционирует Комиссия ФАС России по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной антимонопольной службой, и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия). В 2016 году проведено 9 заседаний Комиссий, на которых рассмотрено:
- 14 уведомлений о возможном возникновении конфликта интересов;
- 5 заявлений о даче согласия на замещение должности в коммерческой организации;
- 17 заявлений о невозможности представления сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- 2 материала проверок, представленных руководителем ФАС России о контроле за расходами;
- 6 материалов проверок, проведенных по Указу Президента Российской Федерации N 1065, представленных руководителем ФАС России;
- 4 уведомления о заключении трудовых договоров с бывшими гражданскими служащими ФАС России, поступивших в порядке ст. 12 ФЗ N 273;
- 10 уведомлений о выполнении иной оплачиваемой работы, представленных с нарушением ст. 14 ФЗ-79.
В 2016 году поступило 13 (в центральный аппарат - 10; территориальные органы - 3) уведомлений о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Все уведомления зарегистрированы в соответствующем журнале, получены объяснения об# гражданских служащих, материалы направлены в правоохранительные органы и в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
В 2016 году в центральный аппарат поступило 16 (в территориальные органы - 59) уведомлений о возникновении и (или) о возможном возникновении конфликта интересов.
В центральном аппарате ФАС России по всем 16 уведомлениям составлены заключения. 14 уведомлений рассмотрены на заседаниях Комиссии. Изданы приказы в целях урегулирования возможного возникновения конфликта интересов.
В 2016 году поступило 5 обращений от гражданских служащих ФАС России о даче согласия на замещение должности в коммерческой организации. По всем составлены заключения, обращения рассмотрены на заседаниях Комиссии.
За указанный период поступило 133 уведомления работодателей о заключении трудового договора с гражданами, ранее замещавшими должности государственной службы в ФАС России. Ведется постоянный учет поступающих уведомлений. По всем были подготовлены соответствующие заключения. Из них 4 были рассмотрены на заседании Комиссии.
В 2016 году представителю нанимателя гражданскими служащими направлено 778 уведомлений о выполнении иной оплачиваемой работы. Всего иную оплачиваемую работу в 2016 году выполняли 140 гражданских служащих, представителем нанимателя для которых является руководитель ФАС России. При этом было установлено, что 10 гражданских служащих несвоевременно представили уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы, в связи с чем, данные вопросы рассматривались на заседаниях Комиссии.
Лучшим способом профилактики, как известно, является информирование гражданских служащих о существующих запретах, обязанностях и требованиях, о нормативных актах, изданных в целях их соблюдения, о видах взыскания за нарушение антикоррупционных запретов. Данная работа отделом по противодействию коррупции и должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных правонарушений в территориальных органах, осуществляется в постоянном режиме, в первую очередь с вновь поступающими на государственную службу гражданами. В центральном аппарате проведено 270 таких бесед, в территориальных органах - 913). С гражданскими служащими также при необходимости проводятся индивидуальные беседы и консультации.
На постоянной основе ведется мониторинг сообщений, поступающих на "телефон доверия". Поступающая информация проверяется. При необходимости принимаются решения о проведении проверок либо даются соответствующие поручения территориальным органам.
Необходимо сказать и о контрольной деятельности, которую осуществляют органы прокуратуры в сфере соблюдения антикоррупционного законодательства в антимонопольных органах.
В 2016 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ФАС России была проведена проверка исполнения гражданскими служащими центрального аппарата требований Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в части полноты реализации полномочий по организации и проведению проверок по контролю за расходами. Вместе с тем проверка не ограничилась расходами. В Акте комиссии было указано на выявление ряда правонарушений, допускаемых гражданскими служащими при исполнении законодательства о противодействии коррупции.
В частности, были выявлены нарушения, связанные с несоответствием некоторых нормативных актов ФАС России действующему законодательству (необходимые изменения в оперативном порядке были внесены в приказы ФАС России и зарегистрированы Минюстом России).
Также было выявлено представление гражданскими служащими, замещающими должности категории "руководители", недостоверных сведений:
- о доходах;
- об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- о наличии акций и иных ценных бумаг;
- непредставление сведений о расходах.
По результатам работы комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведены 16 проверок. Материалы проверок в 6 случаях были рассмотрены на заседании Комиссии ФАС России по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед ФАС России, и урегулированию конфликта интересов.
По информации, поступающей от территориальных органов в рамках исполнения приказа ФАС России N 38, в 2016 году органы прокуратуры провели проверки в 12 территориальных органах. Нарушения выявляются аналогичные.
Задачи:
1. Обеспечение выполнения гражданскими служащими обязанности представлять Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Особенностью данных мероприятий в 2017 году является то, что по рекомендациям Аппарата Правительства Российской Федерации данные сведения должны быть представлены в виде справки, заполненной в программе "Справки БК", разработанной ФСО России в интересах Администрации Президента Российской Федерации. По этому поводу вся необходимая информация доведена до гражданских служащих, руководителей территориальных органов и начальников структурных подразделений ФАС России. Направлены соответствующие письма и проведены селекторные совещания со всеми территориальными органами.
2. ФАС России является участником пилотного проекта "Реформа контрольной и надзорной деятельности", куратором которого является заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации С.Э. Приходько.
В настоящее время разработан паспорт приоритетного проекта "Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности", что предусматривает для ФАС России необходимость в 2017 году разработки и утверждения карт коррупционных рисков по всем 5 видам контроля, осуществляемых ФАС России, и на их основании реализацию комплекса правовых и организационных мероприятий по минимизации выявленных рисков (корректировка нормативных правовых актов, исключение противоречий и пробелов в правовом регулировании, создающих коррупционные риски и т.д.).
3. В соответствии с Планом противодействия коррупции ФАС России на 2016-2017 годы в 2017 году в центральном аппарате Службы необходимо разработать эффективные механизмы по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются лица, замещающие должности государственной службы категории "руководители", и осуществлению мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также применению мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Аналогичная работа, но уже в отношении всех гражданских служащих должна быть проведена в территориальных органах.
11.5. Деятельность по финансовому планированию, контролю и бухгалтерскому учету
В 2016 году ФАС России проведена следующая работа в данном направлении деятельности:
1. Разработана и внедрена система утверждения получателям бюджетных средств предельных объемов финансирования расходов, позволяющая производить максимально эффективное их использование.
2. В связи с изменением бюджетной классификации расходов оперативно разработана и внедрена новая методика защиты бюджетов территориальных органов.
3. В условиях десятипроцентного сокращения расходов ФАС России проведена защита бюджетов территориальных органов, обеспечившая финансирование приоритетных мероприятий в рамках распределения бюджетных средств.
4. Обеспечена методическая поддержка, контроль исполнения и финансирование мероприятий по сокращению на 10% государственных гражданских служащих ФАС России.
5. Проведены мероприятия по своевременному подключению получателей бюджетных средств к государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в целях формирования проекта бюджета ФАС России на 2017 - 2019 гг.
6. Проведена работа с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по разработке и утверждению отдельной госпрограммы ФАС России.
7. Обеспечено методическое сопровождение открытия филиала ФБУ "ИТЦ ФАС России" в Республике Крым.
8. Поставлены на учет в реестр Федерального имущества объекты основных средств.
9. Осуществлена передача недвижимого имущества Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии.
На 2016 год ФАС России было предусмотрено финансирование в сумме 3 401 177,4 тыс. руб., которое полностью доведено до получателей бюджетных средств (центральный аппарат и территориальные органы ФАС России).
Исполнение бюджета за 2016 год составило 99,9%, что является эффективным расходованием бюджетных средств.
В целом поступления доходов от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, контроль соблюдения которого возложен на ФАС России, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по центральному аппарату и территориальным органам ФАС России (за минусом уплаты государственной пошлины) характеризуются следующими данными:
2015 г. - 1 489 787 401,70 руб. | |
в т.ч.: |
по центральному аппарату - 577 481 468,79 руб. |
|
по территориальным органам - 912 305 932,94 руб. |
2016 г. - 1 120 644 348,01 руб. | |
в т.ч.: |
по центральному аппарату - 116 700 186,74 руб. |
|
по территориальным органам - 1 003 944 161,30 руб. |
Из них поступления доходов от денежных взысканий (штрафов) за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации, контроль соблюдения которого возложен на ФАС России, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по центральному аппарату и территориальным органам ФАС России составили:
2015 г. - 1 371 166 347,05 руб. | |
в т.ч.: |
по центральному аппарату - 545 928 407,00 руб. |
|
по территориальным органам - 825 237 940,05 руб. |
2016 г. - 984 975 488,66 руб. | |
в т.ч.: |
по центральному аппарату - 84 634 849,73 руб. |
|
по территориальным органам - 900 340 638,93 руб. |
Задачи:
1. Подготовка предложений по новой системе оплаты труда, предполагающей ежемесячное премирование сотрудников.
Неравномерность помесячного распределения доходов является основной проблемой в системе оплаты труда сотрудников ФАС России. Переход на ежемесячное премирование позволит повысить ежемесячное денежное содержание сотрудников ФАС России, снизит зависимость от квартального премирования и мотивирует сотрудников на повышение производительности труда.
2. Проведение конкурентного отбора зарплатного проекта ФАС России.
В течение 2017 года планируется работа с 3 банками в рамках зарплатных проектов: ВТБ-24, Сбербанк и Газпромбанк. Предполагается принятие решения об оптимальной схеме организации зарплатного проекта.
3. Разработка предложений по нематериальному стимулированию сотрудников ФАС России.
В целях нематериального стимулирования государственных гражданских служащих планируется провести следующие мероприятия:
- увеличение фонда субсидирования по ФЦП "Жилище";
- изучение вопроса о служебном жилье для сотрудников;
- разработка с банками специализированных кредитных проектов для сотрудников ФАС России.
4. Разработка и утверждение нового положения о материальном стимулировании.
Планируется разработка положения о материальном стимулировании ФАС России на основе показателей результативности деятельности сотрудников ФАС России, что позволит повысить эффективность работы каждого сотрудника.
Участие в реализации государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика"
Разработка, реализация и оценка эффективности реализации документа стратегического планирования - государственной программы осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации".
ФАС России является соисполнителем государственной программы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика". ФАС России отвечает в рамках государственной программы за разработку, реализацию и оценку эффективности подпрограммы 6 "Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования" и двух основных мероприятий (в качестве участника) подпрограммы 1 "Формирование благоприятной инвестиционной среды" государственной программы: 1.6 "Совершенствование контроля за применением антимонопольного законодательства" и 1.7 "Создание условий для эффективной реализации государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение".
ФАС России является главным распорядителем средств федерального бюджета по основному мероприятию 1.6 "Совершенствование контроля за применением антимонопольного законодательства" подпрограммы 1.
Финансовое обеспечение Федеральной антимонопольной службы направлено на достижение плановых значений целевых индикаторов и показателей, характеризующих эффективность деятельности ФАС России как регулятора и обеспечение её текущей деятельности (расходы на содержание работников центрального аппарата и территориальных органов ФАС России и подведомственные ФБУ "ИТЦ ФАС России" и ФГАУ УМЦ (Казань)), определяемой в соответствии с предельной штатной численностью и потребностью по отдельным видам расходов.
Мероприятия в рамках подпрограммы 6, включающей основные мероприятия: 6.1 "Государственное регулирование, включая ценовое (тарифное) регулирование и поведенческие стандарты и правила", основное мероприятие 6.2 "Государственный контроль, досудебное урегулирование споров и рассмотрение разногласий", основное мероприятие 6.3 "Развитие институциональной среды регулирования, включая совершенствование нормативной правовой базы, системы регулирования, единой среды электронного регулирования, международного сотрудничества", и основного мероприятия 1.7 "Создание условий для эффективной реализации государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение" подпрограммы 1 реализуются за счет средств, выделяемых на содержание центрального аппарата ФАС России.
В 2016 году ФАС России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 588 и приказами Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации" и от 16 сентября 2016 N 582 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации":
1) провела четыре ежеквартальных мониторинга реализации Государственной программы в части ответственности ФАС России и представила информацию об их проведении в Минэкономразвития России, а также представила отчетные данные в Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" за 2015 год в части компетенции ФАС России в Минэкономразвития России и Минфин России;
2) приняла участие в реализации Графика подготовки и рассмотрения в 2016 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, в части разработки:
- предложений по внесению изменений в структуру государственных программ Российской Федерации;
- предложений по формированию бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации с учетом влияния на целевые показатели (индикаторы) и направлений деятельности, не входящих в государственные программы Российской Федерации, на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов;
- предложения по внесению изменений в государственные программы Российской Федерации в соответствии с распределением бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
В 2016 году ФАС России проводила работу по выделению деятельности ФАС России из разных частей Государственной программы в отдельную подпрограмму, охватывающую основные направления деятельности Федеральной антимонопольной службы. Начался этот процесс с совещания в Аппарате Правительства Российской Федерации в марте 2016 года. В настоящее время ФАС России разрабатывает проект указанной подпрограммы в целях дальнейшей разработки собственной государственной программы.
Задачи:
проведение ежеквартальных мониторингов реализации государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в части компетенции ФАС России и представление информации в Минэкономразвития России;
разработка проектов плана реализации Государственной программы и детального плана-графика реализации Государственной программы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов в части компетенции ФАС России, представляемых в Минэкономразвития России;
разработка и утверждение отдельной госпрограммы ФАС России.
11.6. Государственные закупки
В Единой информационной системе размещено 60 электронных аукционов с общей суммой начальных (максимальных) цен 214 630 215,72 (Двести четырнадцать миллионов шестьсот тридцать тысяч двести пятнадцать) рублей 72 копейки, в результате чего в 2016 году заключено 46 государственных контрактов на сумму 166 047 462,12 (Сто шестьдесят шесть миллионов сорок семь тысяч четыреста шестьдесят два) рубля 12 копеек, не привели к заключению государственных контрактов 7 процедур, оставшиеся 7 государственных контрактов заключены в 2017 году. Соответственно, размещено процедур, которые привели к заключению государственных контрактов в 2016 году с общей суммой начальных (максимальных) цен 188 825 834,91 (Сто восемьдесят восемь миллионов восемьсот двадцать пять тысяч восемьсот тридцать четыре) рубля 91 копейка. Таким образом, экономия составила 22 778 372,79 (Двадцать два миллиона семьсот семьдесят восемь тысяч триста семьдесят два) рубля 79 копеек.
Проведено 7 открытых конкурсов, в результате чего заключено 13 государственных контрактов (13 лотов) на сумму 12 304 900,00 (Двенадцать миллионов триста четыре тысячи девятьсот) рублей 00 копеек.
Задача:
увеличение количества закупок конкурентным способом.
11.7. Деятельность по улучшению условий труда сотрудников ФАС России и оптимизации расходов
В полном объеме выполнены поручения Правительства Российской Федерации по приему и передаче имущества (недвижимого и движимого) упраздненной ФСТ России.
Оформлены свидетельства на право оперативного управления на комплекс зданий и прилегающей территории по адресам: Уланский пер., 16 и Садовая Кудринская ул., 11. Проведено разделение объекта, расположенного на Уланском пер., 16, между ФАС России и ФСО России. Закреплены выделенные за зданием на Садовой Кудринской ул., 11 мощности, переоформлены договоры на коммунальные услуги.
Во исполнение поручения Правительства РФ по обмену площадями между Минпромторгом, Росстандартом и ФАС России получены дополнительные площади и оформлено право оперативного управления на весь комплекс здания по адресу: ул. Садовая Кудринская, д. 11.
Произведен ремонт переданных помещений.
В результате проведенных мероприятий оптимизировано размещение центрального аппарата ФАС России.
Задачи:
подготовка и проведение комплекса мероприятий по заключению государственных контрактов на 2017 год;
формирование и исполнение Плана и Плана-графика закупок на 2017 финансовый год по 244 видам закупок;
проведение инвентаризации движимого и недвижимого имущества на Уланском пер., 16 и Садовой Кудринской ул., 11 с целью перевода его в федеральную собственность;
выделение помещений комплекса здания на Садовой Кудринской ул., 11 с целью передачи их ФБУ ИТЦ ФАС России;
согласование с Центральной экспертной комиссией Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) и утверждение сводной номенклатуры дел Центрального аппарата ФАС России;
оформление технической документации на комплекс здания по адресу: ул. Садовая Кудринская, д. 11;
проведение ремонта всего комплекса здания с заменой 7 лифтов и организацией архивных помещений для каждого управления Службы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.