Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VI. Надзор за обеспечением транспортной безопасности
Примечание: * Принятые сокращения органов Ространснадзора даны во Введении к настоящему Докладу.
1. Состояние нормативно-правового регулирования для осуществления надзора за обеспечением транспортной безопасности
Федеральное и ведомственное законодательство в полном объеме имеется в информационно-правовых справочниках "Гарант" или "Консультант Плюс", а также в зависимости от необходимости опубликовано в свободном доступе на официальных сайтах Ространснадзора и его территориальных управлений.
Управлением транспортной безопасности проведен анализ действующих нормативных правовых актов, используемых сотрудниками Управления и профильных подразделений территориальных органов Ространснадзора для осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космического поиска и спасания, аварийно-спасательного обеспечения на транспорте (смотри таблицу N 90).
Таблица N 90
N |
Реквизиты нормативного правового акта* |
Анализ нормативного правового акта, не соответствующего современным требованиям, в том числе возможности его исполнения и контроля, отсутствия признаков коррупциогенности |
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Ространснадзора и их должностных лиц
| ||
1. |
КоАП РФ |
Толкование требований пунктов 5.7, 5.8 Пр МТ РФ N 40 не позволяет однозначно отнести их длящимся или не длящимся |
2. |
ФЗ N 16 |
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками. При этом не определена правомерность предъявления требований законодательства к ОТИ и ТС, не имеющих категорию |
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора)
| ||
1. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 40 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта" (далее - Пр МТ РФ N 40) |
1) Требования Пр МТ РФ N 40 разработаны в расчете на крупные субъекты транспортной инфраструктуры, и некоторые из требований (пп. 5.5., 5.6., 5.9.-5.36. и т.д.) практически невозможно применять к субъектам малого предпринимательства, в особенности к микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям. 2) Нормы и требования Пр МТ РФ N 40 неприменимы в некоторых случаях, а именно: - при реорганизации субъекта транспортной инфраструктуры, категорированные объекты и/или ТС будут принадлежать новому юридическому лицу; - при замене категорированных транспортных средств на другие, не внесенные в Реестр категорированных ОТИ и ТС |
2. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.02.2011 N 56 "О порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах" (далее - Пр МТ РФ N 56) |
Согласно п. 2 Пр МТ РФ N 56 субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, при этом не обозначены временные рамки понятия "незамедлительно" |
3. |
ФЗ N 16 и Пр МТ РФ N 40 |
В ч. 1 ст. 9 ФЗ N 16 указано, что субъекты транспортной инфраструктуры обязаны направлять разработанные планы обеспечения транспортной безопасности на утверждение в компетентные органы не позднее трех месяцев после утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ или ТС. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 предусмотрен месячный срок для компетентных органов на вынесение решения об утверждении либо об отказе в утверждении плана ОТБ. С другой стороны, пунктом 5.8 Пр МТ РФ N 40 установлен общий срок в три месяца на утверждение планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС. Сроки исполнения одного и того же требования отличаются в разных нормативных правовых актах |
4. |
Пр МТ РФ N 40 |
Трактовка п. 5.8. Пр МТ РФ N 40: "Разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ" не позволяет инспектору однозначно считать отдельным нарушением отсутствие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности |
5. |
КоАП РФ |
Требуются изменения и согласования статей 11.3.1 (Авиационная безопасность) и статей 11.15.1 (Транспортная безопасность) в связи с тем, что ФЗ N 16 включил понятие "авиационная безопасность" в "транспортную безопасность" |
Примечание: * Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I.
2. Организация надзора за обеспечением транспортной безопасности
2.1. Сведения об организационной структуре и системе управления ОНТБ
Таблица N 91
2.2. Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций Ространснадзора
Таблица N 92
N |
Наименование исполняемой функции |
Описание функции |
Основные функции
| ||
1. |
Государственный контроль за соблюдением порядка передачи сведений в автоматические центральные базы персональных данных о пассажирах |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.12.2013 N 35 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах" |
По-видимому, здесь и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "13.02.2013"
2. |
Проведение проверок за обеспечением транспортной безопасности |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.12.2011 N 313 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок за обеспечением транспортной безопасности" |
3. |
Проведение проверок при осуществлении федерального контроля (надзора) за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем Министерства транспорта Российской Федерации и находящихся в ведении федеральных агентств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14.09.2012 N 195 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" |
По-видимому, здесь и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "06.07.2012"
Вспомогательные (обеспечительные) функции
| ||
|
- |
- |
2.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения функций Ространснадзора
Таблица N 93
N |
Реквизиты (вид, дата, номер и название) нормативного правового акта |
1. |
ФЗ N 16 |
2. |
ФЗ N 294 |
3. |
ВК РФ |
4. |
ПП РФ N 398 |
5. |
ПП РФ N 409 |
6. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" |
7. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2013 N 880 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности" |
8. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2008 N 139 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством РФ срок" |
9. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.12.2011 N 313 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок за обеспечением транспортной безопасности" |
10. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14.09.2012 N 195 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" |
11. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.12.2013 N 35 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах" |
Примечание: * Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций, исполнение которых обязательно для всех подразделений Ространснадзора даны в пункте 2.2. Раздела I.
2.4. Информация о взаимодействии Ространснадзора и (или) подразделения Ространснадзора при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), порядке и формах такого взаимодействия представлена в таблице N 94
Таблица N 94
2.5. Сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля (надзора) подведомственными Ространснадзору организациями
Управление транспортной безопасности не имеет подведомственных ему организаций.
2.6. Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок
Работы по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю, при проведении проверок не проводились.
3. Финансовое и кадровое обеспечение надзора за обеспечением транспортной безопасности
3.1. Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора), представлены в таблице N 95
Таблица N 95
Периоды |
Финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора), тыс. руб. |
Выплаты экспертным организациям и экспертам, привлекаемым к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок, тыс. руб. |
|
план |
факт |
||
год |
210 720 |
210 720 |
0 |
I полугодие |
126 902 |
126902 |
0 |
3.2. Данные о штатной численности работников, выполняющих функции по контролю (надзору), и об укомплектованности штатной численности, представлены в таблице N 96
Таблица N 96
Количество штатных единиц |
Укомплектованность штатных должностей, % |
Количество штатных единиц должностей, по которым предусмотрено выполнение функций по контролю |
Укомплектованность штатных должностей, по которым предусмотрено выполнение функций по контролю (надзору), % |
||||
всего |
замещенных |
вакантных |
всего |
замещенных |
вакантных |
||
на 31.12.2017
| |||||||
472 |
438 |
34 |
92,80 |
297 |
278 |
19 |
93,60 |
на 30.06.2017
| |||||||
472 |
427 |
45 |
90,47 |
295 |
268 |
27 |
90,85 |
3.3. Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю (надзору)
Сведения о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю (надзору) по сферам деятельности представлены в таблице N 97.
Таблица N 97
Наименование исполняемой функции |
Показатель измерения объема функции |
Число сотрудников выполняющих функцию, чел. |
Выполненный за отчетный период объем функции, ед. |
Средняя нагрузка на 1 работника, ед./чел. |
|||
год |
I полугодие |
год |
I полугодие |
год |
I полугодие |
||
Проверки хозяйствующих субъектов |
Общее количество проверок, производимых в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, всего |
278 |
268 |
3415 |
1480 |
12,28 |
5,52 |
3.4. Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору)
Эксперты к проведению мероприятий по контролю (надзору) не привлекались.
4. Проведение надзора за обеспечением транспортной безопасности
4.1. Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора)
4.1.1. Сведения о поднадзорных Федеральной службе по надзору в сфере транспорта юридических лицах и индивидуальных предпринимателях представлены в таблице N 98.
Таблица N 98
4.1.2. Сведения о проверках, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены в таблице N 99.
Таблица N 99
N |
Наименование показателя |
Период |
Значение показателя |
1 |
Общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей |
год |
3415 |
I пол. |
1480 |
||
2 |
Общее количество внеплановых проверок (из строки 1) - всего (сумма строк 3, 4, 9-11), в том числе по следующим основаниям |
год |
2322 |
I пол. |
1016 |
||
3 |
по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки |
год |
1930 |
I пол. |
793 |
||
4 |
по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах - всего, в том числе |
год |
309 |
I пол. |
153 |
||
5 |
о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (из строки 4) |
год |
9 |
I пол. |
7 |
||
6 |
о причинении вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (из строки 4) |
год |
2 |
I пол. |
1 |
||
7 |
о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (из строки 4) |
год |
0 |
I пол. |
0 |
||
8 |
о нарушении трудовых прав граждан (из строки 4) |
год |
0 |
I пол. |
0 |
||
9 |
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации |
год |
36 |
I пол. |
36 |
||
10 |
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованиями органов прокуратуры |
год |
6 |
I пол. |
4 |
||
11 |
по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации |
год |
41 |
I пол. |
29 |
||
12 |
Количество проверок, проведенных совместно с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля (из строки 1) |
год |
37 |
I пол. |
5 |
||
13 |
из них внеплановых |
год |
5 |
I пол. |
1 |
||
14 |
Общее количество документарных проверок: |
год |
1945 |
I пол. |
824 |
||
15 |
Общее количество выездных проверок: |
год |
1470 |
I пол. |
656 |
4.2. Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору), а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности
Эксперты и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю (надзору) не привлекались.
5. Действия ОНОТБ по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений при проведении надзора за обеспечением транспортной безопасности
5.1. Сведения о принятых Ространснадзором мерах реагирования по фактам выявленных нарушений
Сведения о результатах проверок и административных расследований, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (представлены в таблице N 100)
Таблица N 100
5.2. Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны
В ходе проведения плановых и внеплановых выездных проверок, а также при осуществлении мониторинга состояния транспортной безопасности на подконтрольной территории, сотрудники Управления транспортной безопасности доводят до субъектов транспортной инфраструктуры и их представителей информацию о мерах, направленных на повышение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС), нормативных правовых актах, регламентирующих порядок и сроки реализации этих мер, а также информируют об изменениях в действующем законодательстве.
5.3. Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении них мероприятий по контролю представлены в таблице N 101
Таблица N 101
Количество удовлетворенных судом заявлений |
Типовые основания для удовлетворения обращений заявителей |
Меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц Ространснадзора |
|
год |
I пол. |
||
203 |
65 |
1. Истечение срока давности выявленного нарушения. 2. Отсутствие вины субъекта транспортной инфраструктуры в совершении правонарушения. Субъект предпринял все зависящие от него меры в целях соблюдения требований законодательства. 3. Требования не исполнялись по причине нарушения аккредитованными организациями сроков, предусмотренных законодательством. 4. Нарушение порядка оформления документов по выявленным нарушениям. 5. Отсутствие состава административного правонарушения |
Проведены служебные проверки в отношении должностных лиц. Уменьшены стимулирующие выплаты должностным лицам |
6. Анализ и оценка эффективности надзора за обеспечением транспортной безопасности
6.1. Показатели эффективности государственного контроля (надзора)
Показатели эффективности государственного контроля (надзора) рассчитаны на основании сведений, содержащихся в форме N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", утвержденной Росстатом и их значения представлены в таблице N 102.
Таблица N 102
6.2. Анализ эффективности действий Ространснадзора по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
Сведения об устранении выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора) представлены в таблице N 103.
Таблица N 103
7. Выводы и предложения по результатам проведения надзора за обеспечением транспортной безопасности
7.1. Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), в том числе планируемые на текущий период показатели его эффективности
Основные показатели работы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по осуществлению контрольной (надзорной) деятельности ОНТБ в 2017 году по сравнению с аналогичным периодом 2016 года представлены в таблице N 104.
Таблица N 104
7.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере НОТБ представлены в таблице N 105
Таблица N 105
N |
Реквизиты нормативного правового акта |
Предложения по совершенствованию нормативного правового акта |
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Ространснадзора и их должностных лиц
| ||
1. |
КоАП РФ |
Признать нарушение требований пунктов 5.7. и 5.8. Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 40 длящимися, т.е. срок привлечения к административной ответственности исчислять с момента обнаружения правонарушения |
2. |
ФЗ N 16 |
Ввести определенность по применению нормы ФЗ N 16, в зависимости от наличия или отсутствия категории у субъекта транспортной инфраструктуры |
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Ространснадзора и их должностных лиц
| ||
1 |
Пр МТ РФ N 40 |
1) Определить критерии дифференцированного подхода при предъявлении требований Пр МТ РФ N 40 к субъектам малого предпринимательства (микропредприятия, индивидуальные предприниматели). 2) Ввести ответственность субъектов транспортной инфраструктуры за отнесение его объектов и транспортных средств к одной из категорий и внесение их в Реестр категорированных ОТИ и ТС |
2 |
Пр МТ РФ N 56 |
Определить конкретные сроки, подразумевающиеся под понятием "незамедлительно" |
3 |
Установить единый срок для утверждения результатов планов обеспечения транспортной безопасности. Внести изменения в указанный Приказ Минтранса в соответствии с изменениями в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 г. 16-ФЗ |
|
4 |
Федеральный закон от 08.03.2015 N 21-ФЗ "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" |
Статья 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ определяет, что представителями в суде по административным делам могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование. Вместе с тем, существует ряд вопросов, по которым в судебном заседании квалифицированные пояснения могут дать только специалисты, обладающие специальными знаниями. Предлагаем внести изменения в Кодекс и предусмотреть возможность участия от надзорных государственных органов должностных лиц, имеющих специальные познания, но не имеющих юридического образования |
5 |
КоАП РФ |
Неоднократно суды возвращают административные дела по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в связи с необеспечением привода (доставления) в судебное заседание виновного лица. Исходя из вышеизложенного, возникает коллизия: судья вправе вернуть дело, т.к. по ст. 20.25 КоАП РФ возможно назначение наказания в виде ареста и присутствие лица в суде обязательно, но должностным лицам Управления право задержать и доставить лицо в суд не дано. В связи с чем предлагаем внести изменения в КоАП РФ позволяющие должностным лицам органов исполнительной власти, за исключением должностных лиц органов внутренних дел, направлять административные материалы по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ без обеспечения присутствия привлекаемого к ответственности лица в судебном заседании |
6 |
КоАП РФ |
Внести следующие дополнения: Статью 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" КоАП РФ дополнить пунктом: "по предоставлению полномочий сотрудникам органов МВД составлять протоколы по ст. 11.15.1 ч. 2 и ч. 3 КоАП РФ и направлению их в суды" (в настоящее время по этим статьям полиция представляет в УГАН материалы административных нарушений, а протоколы составляют инспектора УГАН) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.