Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 2 февраля 2018 г. N 12-44/3070
Минприроды России в соответствии с протоколом от 22.01.2018 N 01-15/7-пр по вопросу статуса действующих проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) в связи с вступлением с 01.01.2018 запрета на захоронение отдельных видов отходов и сообщает.
В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ) устанавливает запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (далее - Перечень), устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень подготовлен Минприроды России в установленном законодательством порядке и утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р (далее - Распоряжение N 1589).
Распоряжением N 1589 установлено поэтапное вступление в силу запрета на захоронение отдельных видов отхода из Перечня.
В соответствии с требованиями действующего законодательства установлена система разрешительных документов, на основании которых может осуществляться деятельность по обращению с отходами, в том числе - размещению (в части захоронения): документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, лицензия на размещение отходов I-IV классов опасности.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" осуществление лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами, которые осуществляет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель необходимо при наличии лицензии на соответствующие виды деятельности. Недопустимо осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии.
Вместе с тем законодательством не предусмотрен запрет на наличие лицензии на размещение (в части захоронения) отходов, захоронение которых запрещено, также законодательством не предусмотрена обязанность по переоформлению лицензии в случае прекращения размещения (захоронения) видов отходов, включенных в Перечень.
В соответствии со статьей 18 Закона N 89-ФЗ необходимо оформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в отношении которых планируется осуществлять размещение, но не установлено требование по переоформлению проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов и переоформлению документа об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов в случае прекращения размещения (захоронения) видов отходов, включенных в Перечень.
Запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации предполагает прекращение приема отходов для захоронения, что не предполагает необходимости внесения изменений в разрешительные документы.
Помимо документирования способов обращения с отходами в разрешительных документах их осуществление отражается в отчетной документации субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих обращение с отходами. К отчетным документом относятся:
1) технический отчет по обращению с отходами (далее - технический отчет), подготовленный в соответствии с приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
2) журналы учета отходов, подготовленные в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами";
3) отчетность об отходах для предпринимателей малого и среднего бизнеса, подготовленная в соответствии с приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)".
Согласно пункту 8 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 технический отчет составляется с целью:
подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;
подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.
Согласно пункту 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, в отчетной документации отражаются операции по обращению с отходами, которые осуществил хозяйствующий субъект, в результате деятельности которого образовались отходы либо, который принял отходы от сторонних организаций в отчетном периоде. Отражение в отчетной документации сведений о захоронении отходов из Перечня, свидетельствует о несоблюдении соответствующим хозяйствующим субъектом требований пункта 8 статьи 12 Закона N 89-ФЗ.
На основании изложенного Минприроды России отмечает, что статус действующих проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с вступлением с 01.01.2018 запрета на захоронение отдельных видов отходов остается без изменения до окончания срока действия.
И.о. директора Департамента |
И.С. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о статусе действующих проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи со вступлением с 01.01.2018 запрета на захоронение отдельных видов отходов.
Так, установлен запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Перечень видов таких отходов установлен Правительством РФ. При этом предусмотрено поэтапное вступление в силу запрета на захоронение отдельных видов отходов из перечня.
Запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, предполагает прекращение приема отходов для захоронения, что не влечет необходимости внесения изменений в разрешительные документы.
В отчетной документации отражаются операции по обращению с отходами, которые осуществил хозяйствующий субъект. Отражение сведений о захоронении отходов из перечня свидетельствует о несоблюдении требований законодательства.
Отмечается, что статус действующих проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи со вступлением в силу запрета на захоронение отдельных видов отходов остается без изменения до окончания срока действия.
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 2 февраля 2018 г. N 12-44/3070
Текст письма официально опубликован не был