Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 2018 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Предметом проверки стали нормы, по сути, отменившие предоставление дополнительных мер соцподдержки многодетных семей на территории одного из регионов.

Эти меры - получение материнского (семейного) капитала - были введены за счет средств соответствующего субъекта Федерации.

Так, изначально предполагалось, что с 2011 г. выплаты смогут получить семьи при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения возраста 3 лет. С 2014 г. эти положения были приостановлены, а с 2016 г. - отменены.

КС РФ счел нормы конституционными в той мере, в какой установленное ими правовое регулирование принято в рамках дискреционных полномочий регионов.

Как пояснил КС РФ, регулирование согласуется с правовой природой маткапитала как меры соцподдержки, предоставляемой многодетным семьям за счет собственных средств региона.

Между тем в ином аспекте положения признаны неконституционными.

Они являются таковыми в том значении, в каком, исключая упомянутый маткапитал из числа мер соцподдержки, они не предусматривают какой-либо компенсаторный механизм для тех семей, в которых третий ребенок или последующие дети родились в период с 01.01.2011 по 31.12.2015.

Речь идет о механизме, позволяющем смягчить неблагоприятные последствия отмены данной выплаты для таких семей.

Дело в том, что согласно регулированию выплаты могли производиться не ранее достижения ребенком возраста 3 лет, т. е. с учетом момента введения мер не ранее 01.01.2014. Однако с этой же даты действие мер было приостановлено, а с 2016 г. - прекращено. В итоге ни одна семья не получила эту дополнительную соцподдержку, на которую была вправе рассчитывать.

Как подчеркнул КС РФ, предоставление региональному законодателю свободы усмотрения в сфере соцподдержки не означает, что он может произвольно отказываться от ранее взятых на себя обязательств.

Региональный законодатель должен в срок 6 месяцев внести соответствующие поправки.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 2018 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой"

 

Настоящее Постановление вступает в силу немедленно после провозглашения

 

Постановление размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)

 

Текст Постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 марта 2018 г., в "Российской газете" от 4 апреля 2018 г. N 70, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 апреля 2018 г. N 15 (часть V) ст. 2237, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2018 г., N 4