1. Комиссия заказчика не вправе отказывать организации в допуске к участию в закупке в случае, если такая организация является субъектом малого предпринимательства и сведения о ней включены в реестр налоговой службы.
Заказчик проводил аукцион в электронной форме на право заключения договора на приобретение оборудования для технического обслуживания систем раннего обнаружения пожара.
В ходе заседания Комиссия установила следующее.
Согласно пунктам 1, 2 и 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с пунктом 5.1.7 Аукционной документации участник закупки должен подать заявку на участие в аукционе, включающие в том числе:
- заявка на участие в аукционе с приложениями по форме и в соответствии с разделом 3 "Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки" настоящей документации, в том числе техническое предложение в формате Word, заполненное в соответствии с Техническим заданием и проектом Договора, являющимися неотъемлемыми частями настоящей Документации о закупке;
- декларация, подписанная руководителем Участника закупки, о принадлежности Участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства по форме и в соответствии с разделом 3 "Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки" настоящей документации, либо выписка из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае, если закупка осуществляется среди субъектов малого и среднего предпринимательства).
Пунктом 3.13.2.2 Аукционной документации установлено, что участник Аукциона не допускается к участию в Аукционе в том числе, в случае:
- несоответствия заявки на участие требованиям документации о закупке, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора.
Таким образом, в случае предоставления участником Аукциона технического предложения, несоответствующего требования Технического задания Аукционной документации, и декларации о принадлежности участника к субъектам малого и среднего предпринимательства, несоответствующей критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, заявка такого участника отклоняется Заказчиком от участия в Аукционе.
Изучив представленные на заседание документы, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 2.2.1 Технического задания Аукционной документации поставляемое оборудование на день поставки должно быть новым, неиспользованным, изготовленным не ранее 2016 года.
Также, в соответствии с пунктом 3.1 Технического задания Аукционной документации установлены требования к объемам и срокам поставки, в том числе к поставке Заказчику необходим "Выносной блок УВТ-200" (товарная позиция N 3).
На основании изложенного, Техническом заданием установлено требование к поставке нового, неиспользованного и изготовленного не ранее 2016 года выносного блока УВТ-200.
Вместе с тем, в составе заявки ООО "Пожтехника" представило техническое предложение, в соответствии с которым предлагает к поставке Дисплей Уезда (\/ВТ-200). При этом, из технического предложения не следует, что предлагаемая Заявителем продукция является новой, неиспользованной и изготовленной не ранее 2016 года в нарушение пункта 2.2.1 Технического задания Аукционной документации.
При этом, Комиссия отмечает, что из положений Аукционной документации не предусмотрена прямая необходимость указания участникам Аукциона в техническом предложении о том, что предлагаемая к поставке продукция должна быть новой, неиспользованной и изготовленной не ранее 2016 года.
Относительно отклонения заявки ООО "Пожтехника" по причине несоответствия указанной в декларации о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства информации, несоответствующей критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (в части указания объема выручки от реализации товара) Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Положение), в соответствии с которым участники закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения, и привлекаемые участниками закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Положения, субподрядчики (соисполнители) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 209 от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии СМП), содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона о развитии СМП, по форме согласно приложению в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу вышеуказанного, участник Аукциона должен представить в составе заявки подтверждение принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона о развитии СМП сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона о развитии СМП, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 Закона о развитии СМП.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 4.1 Закона о СМП внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в порядке, в том числе указанные в пунктах 1 - 5, 7 и 8 части 3 статьи 4.1 Закона о СМП сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона о СМП (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 Закона о СМП), вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 статьи 4.1 Закона о СМП сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
В силу указанного пункта 1 части 5 статьи 4.1 Закона о СМП лица (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства), вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Следовательно, сведения о лице, не являющегося вновь зарегистрированным, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и такой участник при участии в Аукционе должен представить выписку из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании изложенного, требование пункта 5.1.7 Аукционной документации о возможности предоставления на выбор участника Аукциона декларации о принадлежности к субъектам СМП или выписки из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства противоречит пункту 11 Положения.
Следствие установления такого требования пункта 5.1.7 Аукционной документации послужило то, что Заявителем в составе заявки представлена декларация о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом, 000 "Пожтехника" не относится к вновь созданному юридическому лицу, а также согласно выписке из единого реестра субъектов СМП с сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации, сведения о Заявителе находится в реестре СМП. В связи с чем, ООО "Пожтехника" в соответствии с пунктом 11 Положения должен представить в составе заявки выписку из реестра СМП.
Однако, согласно подпункту "а" пункта 14 Положения при осуществлении закупок в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 4 Положения заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке в отношении участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком, в то числе в случае отсутствия сведений об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства или непредставление указанными лицами декларации.
На основании вышеизложенных обстоятельств, Комиссия установила неправомерность отклонения Заказчиком заявки Заявителя от участия в Аукционе в нарушение пункта 14 Положения и пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, так как сведения о ООО "Пожтехника" включены в реестр СМП.
Таким образом, Комиссия решила признать жалобу Заявителя в части отклонения заявки Заявителя по причине несоответствия информации, указанной в декларации о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (в части указания объема выручки от реализации товара) обоснованной.
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Заказчик, не согласившись с решением УФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Таким образом, любой участник закупки добросовестно полагает, что при наличии специально созданного реестра субъектов малого предпринимательства у него отсутствует обязанность предоставления выписки о нахождении сведений о нем в таком реестре.
Данная обязанность возникает, в случае если участник закупки является (по своей сути) субъектом малого предпринимательства, но по тем или иным причинам не внесен в соответствующий реестр, и в подтверждение своего соответствия такому лицу надлежит предоставить декларацию.
При этом, вопреки доводам заявителя, заявка ООО "Пожтехника" содержала в себе декларацию соответствия лица критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства (выручка за 2015 год - 206 млн. руб.), а сведения об обществе находятся в реестре субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, у заявителя отсутствовали основания для отклонения заявки общества.
Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее -Постановление Пленума N 25) оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Между тем, заявитель, вопреки требованиям законодательства, фактически отклонил лицо, соответствующее всем критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, хотя мог и должен был проверить данные сведения в соответствующем государственном реестре. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2017 г. по делу N А40-131607/17-21-698)
2. Комиссия заказчик не вправе отказывать в допуске организации в связи с непредставлением данных о стране происхождения товара в составе заявки.
Заказчик проводил открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора на поставку спецодежды, обуви и индивидуальных средств защиты.
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В ходе заседания Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Аналогичная норма установлена подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Положения о закупках.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Раздела III Закупочной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения, в том числе: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и товарный знак (при наличии), марку и модель (при наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак, страну происхождения товара.
Таким образом, участник Аукциона в составе заявки должен представить, в том числе, сведения о стране происхождения поставляемого товара.
Заявителем в составе первой части заявки представлены конкретные характеристики предлагаемого товара без указания на страну происхождения товара, за исключением подпунктов 3, 57, в которых указана страна происхождения "Российская Федерация".
В соответствии с частью 2 Раздела IV Аукционной документации заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, в случае, в том числе: непредставления документов, предусмотренных Разделом III документации и документацией об электронном аукционе либо наличия в документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки или о товарах, работах, услугах на поставку, выполнение, оказание которых осуществляется закупка.
Таким образом, согласно пояснениям Заказчика, в случае непредставления документов, предусмотренных Разделом III документации и документацией об электронном аукционе либо наличия в документах недостоверных сведений в составе первой части заявки, участник отклоняется от участия в Аукционе.
Однако, пунктом 2.22 Раздела I Извещение "Приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" установлено, в том числе, что:
- отсутствие в заявке на участие в аукционе в электронной форме указания (декларирования) страны происхожденияпоставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, и такая заявка-рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.
Согласно пояснениям Заказчика, в данном Аукционе не применяется постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - постановление N 925).
Вместе с тем, в составе Аукционной документации отсутствует указание на неприменение постановления N 925 при проведении Аукциона и причины его неприменения.
Соответственно, Заявитель при формировании заявки учитывал требования, установленные, в том числе, Разделом III и Разделом I Закупочной документации.
Таким образом, Заявителем в составе заявок были представлены конкретные характеристики предлагаемого товара
без указания на страну происхождения товара, что в соответствии с пунктом 2.22 Раздела I Извещение не является основанием для отклонения.
Соответственно, Заказчик не имеет достаточных правовых оснований для отклонения заявки ввиду непредставления сведений о стране происхождения товара.
Доказательств обратного Заказчиком не представлено, доводы Заявителя не опровергнуты.
Следовательно, отклонение Заказчиком заявки Заявителя по причине непредставления в первой части заявки сведений о стране происхождения товара является неправомерным.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, в рассматриваемых действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 2 Раздела IV Аукционной документации.
В этой связи Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя в части отклонения заявки ООО "СИГМА-ФЕЛИЦА" по причине непредставления сведений о стране происхождения товара обоснованной.
Заказчик, не согласившись с решением УФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Одним из оснований для отклонения заявки общества послужило отсутствие в составе его заявки указания на страну происхождения поставляемого товара (кроме позиций по п. п. 3, 57).
Заказчик самостоятельно установил, что отсутствие в заявке на участие в аукционе в электронной форме указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.
Участники, в том числе общество, формируя предложение, ориентируются на нормы постановления N 925.
Как указал антимонопольный орган, в составе документации отсутствует информация о том, что к рассматриваемой процедуре не применяется упомянутое постановление.
Охватываемое нарушение подпадает под п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
В то же время, учреждение посчитало возможным отклонить заявку общества ввиду непредставления им сведений о стране происхождения товара, в то время как сам заказчик предусмотрел, что подобное основание не является поводом для отклонения заявки (п. 2.22 раздела I Извещения).
Таким образом, заказчик фактически требовал от участника представить сведения (о стране происхождения товара), не предусмотренные документацией (п. 2 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках).
Таким образом, вопреки доводам заявителя, оспариваемые решение и предписание вынесены уполномоченным органом и соответствуют ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
В обоснование заявленных требований учреждение ссылается на то, что право на отклонение заявки общества прямо следует из Положения о закупках, которым заказчик руководствовался при проведении аукциона.
Между тем, в силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 приведенной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Таким образом, положение о закупках не является единственным правовым регулятором действий заказчиков со специальной правосубъектностью.
Положение о закупках представляет собой локальный правовой акт, в отличие от федеральных законов, не являющийся актом нормативного содержания и его законность не презюмируется.
Антимонопольный орган, выступающий регулятором, при проверке той или иной закупочной процедуры не может быть связан правопорядком, самостоятельно установленным заказчиком.
Наибольшее количество участвующих в торгах лиц способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и удовлетворяемость потребностей заказчика.
Действуя разумно и добросовестно, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.
В рассматриваемом же случае поводом для не допуска общества от участия в конкурентной процедуре послужили формальные основания, признанные антимонопольным органом неправомерными. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2017 г. по делу N А40-119877/17-79-1040)
3. Закон о закупках не допускает предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Заказчик проводил открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг по выполнению технической инвентаризации и кадастровых работ здания по объектам.
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно осуществлено отклонение заявок Заявителя от участия в Закупках. Согласно пунктам 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: - требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, - требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Следовательно, за Заказчиком закреплена обязанность по указанию в составе Закупочной документации требований к составу заявки на участие в Закупках и требования к участникам закупки, а также перечень документов представляемых в подтверждение таких требований. В силу подпункта 5 пункта 2.3 Информационной карты Закупочной документации Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам Закупки: - наличие соответствующих финансовых ресурсов (наличие денежных средств на счетах, денежных средств отраженных по данным бухгалтерской отчетности и т.п.), при этом ежегодная выручка компании на протяжении 2-х предшествующих лет должна составлять не менее 50% начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по результатам закупочной процедуры (1 128 071,75 рублей по закупочной процедуре N 31705306332, 2 979 226 рублей по закупочной процедуре N 31705306327).
Вместе с тем, подпунктом 3 пункта 2.4 Информационной карты Закупочной документации установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупочной процедуры требованиям, установленным Заказчиком, в том числе: - копии форм N 1 Бухгалтерский баланс и форм N 2 Отчет о прибылях и убытках за 2015 и 2016 годы с отметками налогового органа. Таким образом, участник Закупок должен представить в составе заявок документы и сведения, установленные подпунктом 3 пункта 2.4 Информационной карты Закупочной документации, в подтверждение подпункта 5 пункта 2.3 Информационной карты Закупочной документации. На основании пункта 9.1.3.2 Закупочной документации при рассмотрении заявок на участие в запросе предложений участник закупочной процедуры не допускается закупочной комиссией к участию в запросе предложений в случае: - несоответствие заявки требованиям, установленным Заказчиком по составу, в том числе представления недостоверных и противоречивых сведений, сведений, несоответствующих требованиям закупочной документации.
Из указанного пункта Закупочной документации следует, что в случае непредоставления участником Закупки в составе заявок документов, установленных Заказчиком подпунктом 3 пункта 2.4 Информационной карты Закупочной документации, заявки такого участника Закупок отклоняются Заказчиком от участия в Закупке.
Изучив представленные на заседание документы и сведения, Комиссия установила следующее. В составе заявок на участие в Закупках Заявителем представлен Бухгалтерский баланс по состоянию на 31.12.2015 и на 31.12.2016 и отчеты о финансовых результатах за январь-декабрь 2015 года и за январь-декабрь 2016 года, согласно которым выручка предприятия за 2015 год составила 22 289 тыс. рублей, за 2016 - 20 906 тыс. рублей.
Таким образом, Заявителем представлены документы, установленные подпунктом 3 пункта 2.4 Информационной карты Закупочной документации.
На основании изложенного, из представленных Заявителем документов, обязательных в составе заявки в качестве подтверждения соответствия требованию подпункта 5 пункта 2.3 Информационной карты Закупочной документации, следует, что участник соответствует указанному требованию, необходимого для допуска к участию в Закупках.
Вместе с тем, в ходе заседания Заказчик пояснил, что в составе заявок Заявителем также представлена форма 5 Объем финансовых ресурсов (ежегодная выручка за 2015, 2016 годы), в соответствии с которой выручка Заявителя за 2015 год составила 20 906 тыс. рублей, за 2016 - 22 289 тыс. рублей, что свидетельствует о предоставлении Заявителем противоречивых сведений в отношении выручки за 2015-2016 гг.
Однако данный довод Заказчика отклоняется Комиссией, поскольку из анализа положений Закупочной документации не представляется возможным сделать вывод о том, что предоставление формы 5 Объем финансовых ресурсов (ежегодная выручка за 2015, 2016 годы) является обязательным для участников Закупки при формировании и подаче заявок на участие в Закупках.
Также, Заказчиком на заседании Комиссии не представлено доказательств обязательности предоставления формы 5 Объем финансовых ресурсов (ежегодная выручка за 2015, 2016 годы) участниками Закупок в составе заявок на участие в Закупках.
Кроме того, из представленных Заявителем документов (баланс по состоянию на 31.12.2015 и на 31.12.2016 и отчеты о финансовых результатах за январь-декабрь 2015 года и за январь-декабрь 2016 года) следует, что сведения относительно выручки участника за 2015-2016 гг., указанные в форме 5 Заявителя, могут являться следствием допущенной технической ошибки при заполнении данной формы.
Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается злоупотребление правом. Между тем из материалов дела усматривается, что Заказчик при проведении данных Закупок фактически был осведомлен относительно финансовых показателей Заявителя из представленных последним отчетных документов, заверенных и полученных надлежащим образом, возражении к которым у Заказчика не было. Однако заявки Заявителя были отклонены по основаниям предоставления сведений, формально не соответствующих необязательным требованиям Закупочной документации.
Таким образом, отклонение заявок Заявителя от участия в Закупках не соответствует как требованиям Закона о закупках, так и общим принципам Гражданского законодательства. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе: -равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Также, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании вышеизложенного, Комиссия установила неправомерность отклонения заявок Заявителя от участия в Закупках на основании пункта 9.1.3.2 Закупочной документации и усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приняла решение признать довод жалобы Заявителя в части неправомерного отклонения заявок на участие в Закупках обоснованным. 2) Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерного порядка оценки участников Закупки в Закупочной документации. В соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: -критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, -порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, Заказчик должен установить в Закупочной документации критерии и порядок оценки заявок участников Закупок, в соответствии с которым Заказчик осуществляет оценку заявок участников закупочной процедуры. Согласно пункту 2.13 Информационной карты Закупочной документации при оценке заявок применяются следующие критерии и их значимость: 1. Цена договора - 25%, 2. Собственный опыт по выполнению аналогичных договоров за 2015, 2016 годы - 15%, 3. Объем финансовых ресурсов (ежегодная выручка за 2015-2016 годы) 5% 4. Трудовые ресурсы (количество и квалификация) 25%, 5. Обеспеченность материально-техническими ресурсами и технологическим оборудованием 30%. Вместе с тем, пунктом 19.8 Закупочной документации установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляется с использованием рейтингового метода, учитывая следующее: 1) присвоение рейтинговых мест осуществляется по каждому критерию отдельно по мере убывания выгодности предложений, 2) первое рейтинговое место присваивается лучшему показателю по критерию, последнее худшему.
Максимальное количество рейтинговых мест равно количеству оцениваемых заявок на участие в запросе предложений. В случае равенства показателей по критерию заявкам на участие в запросе предложений присваиваются одинаковые рейтинговые места, при этом количество рейтинговых мест соответственно уменьшается, 3) итоговое рейтинговое значение участника запросе предложений рассчитывается после суммирования рейтинговых мест, набранных таким участником по каждому из критериев с учетом их значимости, по следующей формуле: Q=A*B+C*D, где: C*D=C1*D1+C2*D2+Cn*Dn, при этом: A+C1+C2+Cn=100%, где: Q итоговое рейтинговое значение участника запроса предложений, А значимость ценового критерия Цена договора, цена единицы продукции, B рейтинговое место участника запроса предложений по ценовому критерию, C1, Cn значимость каждого неценового критерия установленного закупочной документацией. D1, Dn рейтинговое место участника запроса предложений по неценовым критериям, n количество неценовых критериев.
Таким образом, Заказчик осуществляет оценку заявок участников по всем критериям в соответствии с порядком, указанным в 19.8 Закупочной документации. Комиссия, в ходе изучения вышеуказанного порядка оценки установила, что спорный критерий не содержит методику и порядок начисления конкретных баллов, следовательно, одно и тоже предложение от разных участников может быть оценено разным количеством баллов. Ранее названный критерий оценивается субъективно членами комиссии, баллы присваиваются в зависимости от предпочтительности, что недопустимо.
В утвержденном порядке оценки отсутствуют сведения, относительно конкретного объема сведений, подлежащих включению в состав заявки для получения того или иного балла, а также какое предложение будет учтено в качестве лучшего предложения. Следовательно, данный порядок оценки не позволяет пропорционально просчитать предложения участников и присваемые заявкам участников Закупок баллы, а также объективно определить правомерность выбора победителя.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, порядок оценки заявок, утвержденный в составе Закупочной документации, не позволяет определить порядок начисления баллов по всем критериям, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерность определения победителя, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.
Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки. Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства. Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.
На основании вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 и части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и решила признать вышеуказанный довод жалобы Заявителя обоснованным.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Таким образом, конкурсная документация не содержит четких указаний на порядок присвоения баллов. Указанное обстоятельство, в свою очередь, лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого начисления баллов и, при несогласии с решением заказчика, оспорить его действия в установленном порядке, а у контролирующего органа отсутствует возможность проверить объективность начисления баллов и правильность определения победителя торгов.
Указание в закупочной документации того, что присвоение баллов осуществляется пропорционально от самого выгодного предложения, означает лишь то, что при оценке заявок максимальное количество баллов по критерию получит участник, представивший наибольшее количество документов, а остальные лица получат некое количество баллов, которое определить не представляется возможным. Равно как и не представляется возможным впоследствии проверить правомерность, справедливость начисления определенного количества баллов иным участникам, правомерность определения разрыва в оценке их предложений.
При этом итоговое значение количества баллов влияет на общий рейтинг участника, то есть заказчик ставит в зависимость количество баллов, полученное участником закупки, и итоговое рейтинговое место, в связи с чем конкретное количество баллов по каждому критерию имеет значение для получения наиболее высокого места в рейтинге.
На основании вышеизложенного, оспариваемое решение и предписание являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения заявленных требований в силу ст. 198 АПК РФ не имеется. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2017 г. по делу N А40-172616/2017-147-1490)
4. В случае, если победитель закупки не подписал договор с заказчиком, он признается уклонившемся от подписания договора.
В ФАС России поступило обращение Московского УФАС России о включении сведений в отношении ООО "С" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением Заявителя от заключения договора на поставку ИТ оборудования развития серверов для нужд АО (далее - Заказчик).
В Единой информационной системе (далее - ЕИС) 16.09.2016 Заказчиком размещена документация о проведении запроса ценовых котировок на право заключения договора на поставку ИТ оборудования развития серверов для нужд АО (далее - Запрос ценовых котировок).
По результатам проведения Запроса ценовых котировок победителем признан Заявитель (протокол подведения итогов от 10.10.2016 N 290-зк).
В соответствии с пунктом 17.5.7 Положения о закупках АО (далее - Положение) "Победителем признается Участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленные в Документации о закупке, а при аукционе -участник, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора".
Согласно пункту 9.1 Документации о закупке "участник, заявка которого была признана наилучшей, обязан подписать договор не позднее чем через 10 (десять) календарных дней со дня размещения на официальном сайте и а АО "Единая электронная торговая площадка" протокола оценки и сопоставления заявок на участие в запросе цен в случае, если такое обязательство предусмотрено протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в запросе цен".
В соответствии с пунктом 9.2 Документации о закупке "Закупочная комиссия в случае, если участник закупки, представивший Заявку, признанную наилучшей, не направил Организатору подписанный договор, такой Участник размещения заказа признается уклонившимся от заключения Договора". Согласно информации размещенной в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Заказчиком 11.10.2016 опубликован протокол подведения итогов. При этом, согласно пункту 9.1 Документации о закупке Заявитель обязан был направить подписанный договор в адрес Заказчика не позднее 21.10.2016.
Кроме того, из материалов дела следует, что 13.01.2017 Заказчиком посредством электронной почты Заявителя направлен проект договора.
Заявителем в свою очередь в адрес Заказчика направлено письмо, согласно которому Заявитель просил Заказчика не заключать договор по причине существенного изменения стоимости поставляемой продукции.
При этом, из письменных пояснений антимонопольного органа следует, что при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении Заявителя в Реестр, Заявитель не представил достаточных доказательств, подтверждающих отсутствия объективной возможности подписания договора, а также заинтересованности в заключении договора по итогам закупки.
Следовательно, в срок, предусмотренный для заключения договора, подписанный договор Заявителем в адрес Заказчика не направлен.
При этом, как следует из материалов дела, доказательств невозможности предоставления подписанного Заявителем договора, Заявителем не представлено.
Таким образом, Заявитель признан уклонившимся от заключения договора в связи с неподписанием Заявителем проекта договора.
На основании указанного обращения ФАС России издан Приказ от 22.05.2017 N 677/17 о включении сведений о Заявителе в Реестр.
Организация, не согласившись с решением ФАС России, обжаловала его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2017 г. по делу N А40-151141/17-17-1333)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о корпоративных закупках. Представляется важным отметить следующие выводы.
Комиссия заказчика не вправе отказывать организации в допуске к участию в закупке, если юрлицо является субъектом малого бизнеса и сведения о ней включены в реестр.
Непредоставление в составе заявки данных о стране происхождения товара также не является основанием для отказа.
Закон о закупках не допускает предъявлять к участникам, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и проводить оценку и сопоставление заявок по критериям и в порядке, которые не указаны в документации.
Даны разъяснения по вопросу признания победителя уклонившимся от подписания договора.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2018)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.