Регламент Европейской Комиссии 2017/459 от 16 марта 2017 г.
об учреждении Сетевого Кодекса относительно механизмов распределения пропускной способности в газопроводных системах и об отмене Регламента (ЕС) 984/20131
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейская комиссия,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза,
На основании Регламента (ЕС) 715/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС об условиях присоединения к газотранспортным сетям и об отмене Регламента (ЕС) 1775/20052, и, в частности, Статей 6(11) и 7(3) указанного Регламента,
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Регламент (ЕС) 715/2009 устанавливает недискриминационные правила, касающиеся условий присоединения к газопроводным системам, в целях обеспечения надлежащего функционирования внутреннего рынка газа.
(2) Дублирование газопроводных систем в большинстве случае не является ни экономически выгодным, ни эффективным. Вследствие этого конкуренция на рынках природного газа требует прозрачного и недискриминационного доступа к инфраструктуре газовой отрасли для всех пользователей сети. Однако на значительной части территории Союза отсутствие равного и прозрачного доступа к пропускной способности остается главным препятствием на пути к достижению эффективной конкуренции на внутреннем рынке. Помимо этого, тот факт, что национальные правила одного государства-члена ЕС отличаются от правил другого, препятствует созданию надежно функционирующего внутреннего рынка газа.
(3) Неэффективное использование и ограниченный доступ к газопроводу высокого давления, находящемуся на территории Союза, ведут к неоптимальным рыночным условиям. Более прозрачная, эффективная и недискриминационная система распределения ограниченных пропускных способностей должна быть внедрена в отношении газопроводных систем Союза таким образом, чтобы трансграничная конкуренция могла развиваться дальше, а рыночная интеграция могла прогрессировать. Разработка указанных правил была последовательно поддержана заинтересованными сторонами.
(4) Осуществление эффективной конкуренции между поставщиками, находящимися в Союзе и за его пределами, требует того, чтобы они имели возможность использовать существующие газопроводные системы для поставки своего газа в соответствии с ценовыми сигналами. Только надежно функционирующая сеть взаимосвязанных распределительных сетей, предоставляющая равные для всех условия присоединения, обеспечивает свободное перемещение газа по территории Союза. Это в свою очередь привлекает большее количество поставщиков, увеличивает ликвидность в торговых узлах и содействует эффективным механизмам ценообразования и, как следствие, формированию справедливых цен на газ, основанных на принципе спроса и предложения.
(5) Регламент (ЕС) 984/2013 Европейской Комиссии3, учреждающий Сетевой Кодекс относительно механизмов распределения пропускной способности в газотранспортных системах, был направлен на достижение необходимой степени гармонизации на территории Союза. Помимо этого, эффективная имплементация указанного Регламента зависела от введения систем тарифов, согласующихся с механизмами распределения пропускной способности, предложенными в настоящем Регламенте, для того, чтобы гарантировать имплементацию, не имеющую отрицательного воздействия на доходы и денежный поток операторов газопроводных систем.
(6) Настоящий Регламент имеет более широкую сферу применения, чем Регламент (ЕС) 984/2013, особенно в отношении правил для предложения дополнительной мощности, и разъясняет определенные положения, касающиеся определения и предложения непрерываемых гарантированных и прерываемых мощностей, а также улучшения согласованности договорных условий и условий соответствующих операторов газопроводных систем для предложения связанной транспортной мощности. Положения настоящего Регламента, которые касаются согласования технического обслуживания и стандартизации систем связи, должны толковаться в контексте Регламента (ЕС) 2015/703 Европейской Комиссии4.
(7) Для того чтобы пользователи сети могли воспользоваться преимуществами механизмов распределения пропускной способности, гармонизированных в максимально возможной степени на интегрированном рынке, настоящий Регламент должен применяться в отношении неосвобожденных пропускных способностей в крупнейших новых инфраструктурах, которые получили освобождение от Статьи 32 Директивы 2009/73/EC Европейского Парламента и Совета ЕС5 в той степени, в которой применение настоящего Регламента не противоречит указанному освобождению, с учетом специфики соединительных трубопроводов при объединении пропускной способности.
(8) Настоящий Регламент действует без ущерба применению правил конкуренции Союза и национальных правил конкуренции, в частности, в отношении запрета ограничительных соглашений (Статья 101 Договора о функционировании Европейского Союза), а также в отношении злоупотребления доминирующим положением (Статья 102 Договора о функционировании Европейского Союза). Введенные механизмы распределения пропускной способности должны разрабатываться таким образом, чтобы избежать разделения последующих рынков поставки.
(9) Для того чтобы гарантировать, что предложение непрерываемой гарантированной мощности будет максимизировано операторами газопроводных систем, необходимо соблюдать соподчиненность продукции, посредством которой ежегодно, ежеквартально и ежемесячно прерываемая мощность предлагается только в том случае, если непрерываемая гарантированная мощность недоступна.
(10) В случае если соответствующие условия в отношении предложения продуктов связанной транспортной мощности операторами газопроводных систем с двух сторон пункта соединения сети значительно различаются, значимость и полезность резервирования связанной транспортной мощности для пользователей сети может быть ограничена. Вследствие этого, под руководством Агентства по сотрудничеству регуляторов в области энергетики ("Агентство") и Объединения европейских сетевых операторов газа ("ENTSOG") необходимо запустить процедуру, в рамках которой будут оцениваться и по возможности согласовываться указанные условия операторов газопроводных систем в Союзе в отношении продуктов связанной мощности, в целях создания общего проекта коммерческих условий.
(11) Хорошо организованная и гармонизированная в Союзе процедура для предложения дополнительной мощности необходима для того, чтобы реагировать на возможный спрос рынка на указанную пропускную способность. Указанная процедура должна состоять из регулярного анализа спроса с последующим структурированным этапом разработки и распределения, основанного на эффективном сотрудничестве между операторами газопроводных систем и национальными регулятивными органами в пределах территории Союза. Любое инвестиционное решение, которое должно приниматься на основании оценки рыночного спроса на пропускную способность, подлежит проверке на определение экономической целесообразности. Указанная проверка в свою очередь должна гарантировать, что пользователи сети, запрашивающие пропускную способность, принимают на себя соответствующие риски, связанные с указанным запросом, во избежание того, чтобы потребители, привязанные к определенному источнику, подвергались риску указанных инвестиций.
(12) Распределение пропускной способности в рамках стандартных проектов для дополнительной мощности должно осуществляться в форме стандартной аукционной процедуры распределения, для того чтобы гарантировать самый высокий уровень прозрачности и недискриминации. При наличии крупных и сложных проектов, затрагивающих несколько государств-членов ЕС, операторы газопроводных систем должны иметь возможность использовать альтернативные механизмы распределения. Указанные механизмы должны обеспечивать необходимую гибкость для инвестиций в случае наличия реального рыночного спроса, тем не менее, они должны быть согласованы в разных странах. В случае если разрешено применение альтернативного механизма распределения, необходимо предотвратить отделение рынков путем сдерживания более высокой квоты мощности для краткосрочного резервирования.
(13) При реализации комплексных режимов "входа/выхода", в частности, для физических потоков газа, которые предназначены для других рынков, через указанные зоны, операторы газопроводных систем внедрили, а национальные регулятивные органы одобрили различные договорные подходы к продуктам непрерываемой гарантированной мощности, воздействие которых должно оцениваться в рамках Союза.
(14) В целях имплементации настоящего Регламента национальные регулятивные органы и операторы газопроводной системы должны учитывать передовую практику и инициативы в отношении процессов гармонизации. Действуя в соответствии со Статьей 7 Регламента (ЕС) 713/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС6, Агентство и национальные регулятивные органы должны наиболее эффективным образом гарантировать реализацию механизмов распределения пропускной способности в соответствующих пунктах соединения сети по всей территории Союза.
(15) Меры, предусмотренные настоящим Регламентом, соответствуют заключению Комитета, учрежденного согласно Статье 51 Директивы 2009/73/EC,
Приняла настоящий Регламент:
Настоящий Регламент является обязательным в полном объеме и подлежит прямому применению во всех государствах-членах ЕС.
Совершено в Брюсселе 16 марта 2017 г.
От имени Европейской Комиссии
Председатель |
Jean-Claude JUNCKER |
-------------------------------------------
1 Commission Regulation (EU) 2017/459 of 16 March 2017 establishing a network code on capacity allocation mechanisms in gas transmission systems and repealing Regulation (EU) No 984/2013 (Text with EEA relevance). Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 72, 17.03.2017, стр. 1.
2 ОЖ N L 211, 14.08.2009, стр. 36.
3Регламент (EC) 984/2013 Европейской Комиссии от 14 октября 2013 г., учреждающий Сетевой Кодекс относительно механизмов распределения пропускной способности в газотранспортных системах и дополняющий Регламент (EC) 715/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 273, 15.10.2013, стр. 5).
4 Регламент (ЕС) 2015/703 Европейской Комиссии от 30 апреля 2015 г., устанавливающий Сетевой Кодекс правил о возможности взаимодействия и об обмене данными (ОЖ N L 113, 01.05.2015, стр. 13).
5Директива 2009/73/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 г. об общих правилах для внутреннего рынка природного газа и об отмене Директивы 2003/55/EC (ОЖ N L 211, 14.08.2009, стр. 94).
6 Регламент (EC) 713/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 г. об учреждении Агентства по сотрудничеству регуляторов в области энергетики (ОЖ N L 211, 14.08.2009, стр. 1).
7 Регламент (ЕС) 2017/460 Европейской Комиссии от 16 марта 2017 г. об учреждении Сетевого Кодекса относительно гармонизированных структур тарифов на транспортировку газа (см. стр. 29 настоящего ОЖ).
8Регламент (ЕС) 994/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 20 октября 2010 г. в отношении мер защиты безопасности газоснабжения и об отмене Директивы 2004/67/EC Совета ЕС (ОЖ N L 295, 12.11.2010, стр. 1).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейской Комиссии 2017/459 от 16 марта 2017 г. об учреждении Сетевого Кодекса относительно механизмов распределения пропускной способности в газопроводных системах и об отмене Регламента (ЕС) 984/2013
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Настоящий Регламент вступает в силу на двадцатый день после своего опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза и применяется с момента вступления в силу
Переводчик - Е.В. Новикова
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в Официальном Журнале, N L 72, 17.03.2017, стр. 1.