Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству на проект федерального закона N 430595-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении условий освобождения юридических лиц от административной ответственности и новой меры обеспечения производства по делу) внесен Президентом Российской Федерации (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 430595-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении условий освобождения юридических лиц от административной ответственности и новой меры обеспечения производства по делу) внесен Президентом Российской Федерации

 

Досье на проект федерального закона

 

Представленный законопроект направлен на достижение баланса между запретительными мерами в сфере противодействия коррупции и мерами, стимулирующими правомерное поведение.

Необходимость обеспечения такого баланса обусловлена тем, что проблемы противодействия коррупции и конфликта интересов, пресечения нарушений антикоррупционных обязанностей, запретов, правил служебного поведения, а также вопросы установления эффективных мер противодействия соответствующим правонарушениям не теряют актуальности. Число запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, растет, но при этом механизмам, стимулирующим правомерное поведение, уделяется недостаточное внимание.

Правовые нормы, способствующие выявлению и предупреждению нарушений антикоррупционных требований, предусмотрены действующим законодательством, но их недостаточно.

В частности, лицо, совершившее преступление, ответственность за которое предусмотрено статьями 204 УК РФ ("Коммерческий подкуп"), 204.1 УК РФ ("Посредничество в коммерческом подкупе"), 204.2. УК РФ ("Мелкий коммерческий подкуп"), 291 УК РФ ("Дача взятки"), 291.1 УК РФ ("Посредничество во взяточничестве"), в определенных законодательством случаях освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Однако представители юридических лиц не заинтересованы в выявлении противоправного деяния, поскольку добровольно сообщив в правоохранительные органы о передаче незаконного вознаграждения, они как физические лица освобождаются от уголовной ответственности, но при этом юридическое лицо все равно подлежит административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ. Административный штраф, минимальный размер которого составляет один миллион рублей, является ощутимым наказанием для небольшого юридического лица. Такой штраф может серьезно усугубить финансовое положение предприятия, что в результате может негативным образом отразиться на работниках соответствующего юридического лица.

Учитывая изложенное, заслуживает поддержки предлагаемое проектом положение об условиях освобождения юридического лица от административной ответственности по аналогии с уголовным законодательством, поскольку это будет способствовать заинтересованности юридических лиц в выявлении противоправных деяний.

Законопроектом также предлагается новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - арест имущества юридического лица, что предполагает внесение корреспондирующих изменений в законодательство об исполнительном производстве. Соответствующие предложения содержатся в проекте федерального закона N 430594-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции", внесенного в пакете с представленным законопроектом и проектом федерального закона N 430596-7 "О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации".

Арест имущества юридического лица как обеспечительная мера, позволяющая сохранить имущество, подлежащее к взысканию, будет способствовать обеспечению и защите прав и законных интересов взыскателя, а также лиц, чьи интересы могут быть затронуты в ходе производства по делу об административном правонарушении и при исполнительном производстве.

Комитет отмечает целесообразность рассмотрения представленного законопроекта одновременно с указанными проектами, внесенными в пакете (N 430594-7 и N 430596-7).

Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 430595-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" принять в первом чтении.

 

Председатель Комитета

П.В. Крашенинников

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.