Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2018 г. N 5-КГ17-257
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 мая 2018 г. гражданское дело по иску Тесленко Татьяны Николаевны к Управлению социальной защиты населения Северо-Западного административного округа г. Москвы о признании права на ежемесячную компенсационную выплату как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, об обязании назначить данную выплату по кассационной жалобе Тесленко Татьяны Николаевны на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 мая 2017 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Тесленко Т.Н. и ее представителя Головань А.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Управления социальной защиты населения Северо-Западного административного округа г. Москвы Зайцевой С.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Тесленко Татьяна Николаевна 18 ноября 2016 г. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Северо-Западного административного округа г. Москвы о признании незаконными решений Управления социальной защиты населения района Куркино г. Москвы от 15 апреля 2015 г. N 02-115/15, Управления социальной защиты населения Северо-Западного административного округа г. Москвы от 30 октября 2015 г. N 01-04-684/15 об отказе Тесленко Т.Н. в назначении ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет - Пономаревой В.В., ... года рождения; признании за Тесленко Т.Н. права на ежемесячную компенсационную выплату как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, с 16 сентября 2014 г., об обязании ответчика назначить Тесленко Т.Н. данную компенсационную выплату с 16 сентября 2014 г.
В обоснование заявленных требований Тесленко Т.Н. указала, что распоряжением Управления социальной защиты населения Красносельского района г. Москвы от 22 мая 2013 г. N 4/13 она и ее муж Тесленко Валерий Николаевич назначены опекунами, исполняющими обязанности возмездно по договору о приемной семье, в отношении несовершеннолетней Пономаревой В.В., ... года рождения, родившейся в Московской области, в г. ..., являющейся ребенком-инвалидом с 2011 года. Этим же распоряжением определено место жительства Пономаревой В.В. по месту жительства опекунов Тесленко Т.Н. и Тесленко В.Н. по адресу: ...
31 мая 2013 г. между Тесленко Т.Н., Тесленко В.Н. и администрацией муниципального округа Куркино г. Москвы в лице главы администрации муниципального округа Куркино заключен договор N 15 о приемной семье, в соответствии с которым несовершеннолетняя Пономарева В.В. передана Тесленко Т.Н. и Тесленко В.Н. на воспитание как приемным родителям.
16 марта 2015 г. Тесленко Т.Н. обратилась в Управление социальной защиты населения района Куркино г. Москвы с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. В назначении данной выплаты письмом Управления социальной защиты населения района Куркино г. Москвы от 15 апреля 2015 г. N 02-115/15 Тесленко Т.Н. было отказано со ссылкой на то, что опекаемая ею Пономарева В.В. не является жителем г. Москвы, поскольку не имеет регистрации по месту жительства в г. Москве.
8 октября 2015 г. Тесленко Т.Н. обратилась с аналогичным заявлением в Управление социальной защиты населения Северо-Западного административного округа г. Москвы, которое в письме от 30 октября 2015 г. N 01-04-684/15 сообщило Тесленко Т.Н. об отсутствии оснований для назначения ей этой выплаты и о том, что решение, принятое Управлением социальной защиты населения района Куркино г. Москвы, является правомерным.
19 января 2016 г. Тесленко Т.Н. подала заявление о назначении ей ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы.
18 февраля 2016 г. Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы направил Тесленко Т.Н. письменный ответ с пояснением что оснований для назначения ей данной выплаты нет, так как приемный ребенок Пономарева В.В. места жительства в г. Москве не имеет.
По мнению Тесленко Т.Н., отказ органов социальной защиты населения в назначении ей ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом, не достигшим 18 лет, является незаконным, право на эту выплату основано на нормах пункта 3 части 1 статьи 7 Закона г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" (в редакции, действовавшей на момент подачи Тесленко Т.Н. заявления о назначении выплаты - 16 марта 2015 г.). Тесленко Т.Н. имеет постоянную регистрацию в городе Москве. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и распоряжением Управления социальной защиты населения Красносельского района г. Москвы от 22 мая 2013 г. N 4/13 место жительства несовершеннолетней Пономаревой В.В. определено с приемными родителями Тесленко Т.Н. и Тесленко В.Н. в г. Москве. Кроме того, договором о приемной семье от 31 мая 2013 г. N 15 и дополнительным соглашением к этому договору от 11 октября 2013 г. Тесленко Т.Н. и Тесленко В.Н. назначены на содержание подопечной Пономаревой В.В. денежные средства, предусмотренные Законом г. Москвы от 15 декабря 2004 г. N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)". Назначив выплату этих денежных средств на содержание подопечной Пономаревой В.В., органы социальной защиты установили, что местом жительства Пономаревой В.В. является город Москва.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2016 г. в удовлетворении исковых требований Тесленко Т.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 мая 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Тесленко Т.Н. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 13 декабря 2017 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 12 апреля 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на нее представителя Управления социальной защиты населения Северо-Западного административного округа г. Москвы по доверенности Зайцевой С.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Пономарева В., В., родившаяся ... г. в г. ... Московской области, осталась без попечения родителей, является ребенком-инвалидом с 2011 года. Заключением Бюро медико-социальной экспертизы N 103 федерального казенного учреждения "Главное бюро медикосоциальной экспертизы по г. Москве" от 22 декабря 2014 г. Пономаревой В.В. повторно установлена категория "ребенок-инвалид" на срок до 30 января 2022 г. (до достижения совершеннолетнего возраста). Пономарева В.В. является получателем социальной пенсии с 1 января 2012 г.
Распоряжением Управления социальной защиты населения Красносельского района г. Москвы от 22 мая 2013 г. N 4/13 Тесленко Татьяна Николаевна, ... года рождения, и Тесленко Валерий Николаевич, ... года рождения, зарегистрированные по адресу: ... г. Москва, ..., назначены опекунами, исполняющими обязанности возмездно, над малолетней Пономаревой В., В., ... года рождения. Данным распоряжением определено место жительства Пономаревой В.В. совместно с приемными родителями Тесленко Т.Н. и Тесленко В.Н. по адресу: г. Москва, ...
На момент назначения опеки Пономарева В.В. являлась воспитанницей Государственного казенного учреждения социально-реабилитационного центра "Красносельский" Центрального административного округа г. Москвы.
31 мая 2013 г. между Тесленко Т.Н., Тесленко В.Н. и администрацией муниципального округа Куркино г. Москвы в лице главы администрации муниципального округа Куркино г. Москвы заключен договор N 15 о приемной семье, в соответствии с которым несовершеннолетняя Пономарева В.В. передана Тесленко Т.Н. и Тесленко В.Н. на воспитание как приемным родителям.
11 октября 2013 г. между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору о приемной семье от 31 мая 2013 г. N 15, которым в договор внесены изменения, касающиеся назначения приемным родителям денежных средств на содержание приемного ребенка и предоставления мер социальной поддержки.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 4 июня 2013 г., выданному отделением Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве по району Куркино, несовершеннолетняя Пономарева В.В. с 4 июня 2013 г. по 30 января 2022 г. зарегистрирована по месту пребывания по адресу:
С 25 мая 2013 г. Пономарева В.В. прикреплена на медицинское обслуживание к поликлинике N ..., филиал N ... (г. Москва), а с 18 декабря 2013 г. зачислена для обучения в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы "Школа N".
В материалах дела имеются акты проверки условий жизни несовершеннолетней подопечной, соблюдения опекунами прав и законных интересов несовершеннолетней подопечной, обеспечения сохранности ее имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей от 25 ноября 2015 г., 25 мая и 21 ноября 2016 г., составленные представителями органа опеки и попечительства Управления социальной защиты населения района Куркино г. Москвы и утвержденные главой администрации муниципального округа Куркино, по месту проживания Пономаревой В.В. с приемными родителями по адресу: ...
16 марта 2015 г. Тесленко Т.Н. обратилась в Управление социальной защиты населения района Куркино г. Москвы с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом, не достигшим 18 лет.
По результатам рассмотрения данного обращения в назначении данной выплаты письмом Управления социальной защиты населения района Куркино г. Москвы от 15 апреля 2015 г. N 02-115/15 Тесленко Т.Н. было отказано со ссылкой на то, что опекаемая ею Пономарева В.В. не является жителем г. Москвы, поскольку не имеет регистрации по месту жительства в г. Москве.
Отказ Управления социальной защиты населения района Куркино г. Москвы в назначении Тесленко Т.Н. ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, был обжалован Тесленко Т.Н. в Управление социальной защиты населения Северо-Западного административного округа г. Москвы, которое в письме от 30 октября 2015 г. N 01-04-684/15 признало отказ Управления социальной защиты населения района Куркино г. Москвы в назначении данной выплаты правомерным, поскольку Пономарева В.В. в органах регистрационного учета по месту жительства в г. Москве не зарегистрирована (имеет регистрацию по месту пребывания и фактически проживает по адресу: ...
19 января 2016 г. Тесленко Т.Н. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы с просьбой разъяснить, имеется ли у нее право на получение ежемесячной компенсационной выплаты как у лица, занятого уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. В ответе Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 18 февраля 2016 г. N 01-38-214/16 Тесленко Т.Н. разъяснено, что Пономарева В.В. места жительства в г. Москве не имеет, в связи с этим правовые основания для назначения Тесленко Т.Н. ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, отсутствуют.
Не согласившись с отказом в выплате ей ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, Тесленко Т.Н. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Тесленко Т.Н. о назначении ей ежемесячной компенсационной выплаты, суд первой инстанции, сославшись на нормы статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Закона г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", пункта 24 (1) Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 января 2006 г. N 37-ПП, пункта 2.7.5 приложения 15 к Административному регламенту предоставления государственной услуги "Назначение и предоставление ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет", утвержденному постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2012 г. N 301-ПП, исходил из того, что ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет предоставляется при условии, что ребенок, за которым осуществляется уход, и заявитель имеют место жительства в г. Москве. Поскольку приемный ребенок Пономарева В.В. места жительства в г. Москве не имеет, суд пришел к выводу о том, что ответчиком правомерно отказано Тесленко Т.Н. в назначении спорной выплаты.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно высказав суждение о том, что регистрация несовершеннолетней Пономаревой В.В. по месту пребывания в г. Москве не подтверждает факт проживания ребенка- инвалида в г. Москве в целях признания за ее опекуном Тесленко Т.Н. права на назначение ежемесячной компенсационной выплаты как за лицом, занятым уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, так как представленные документы свидетельствуют о временном характере проживания подопечной Пономаревой В.В. с приемными родителями в городе Москве.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В целях проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, был принят Закон г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" (далее также - Закон г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60), регулирующий отношения по предоставлению семьям с детьми денежных выплат и других мер социальной поддержки.
Частями 1 и 2 статьи 1 Закона г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 установлено, что действие этого закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета.
В статье 3 Закона г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 перечислены меры социальной поддержки семей с детьми, к которым, в частности, относятся единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты.
К ежемесячным денежным выплатам относится в том числе ежемесячная компенсационная выплата неработающему лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет (норма пункта 3 части 1 статьи 7 Закона г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 приводится в редакции, действовавшей на момент подачи Тесленко Т.Н. заявления о назначении выплаты - 16 марта 2015 г. С 9 января 2017 г. действует другая редакция данной нормы, согласно которой ежемесячная компенсационная выплата назначается и предоставляется лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет).
Постановлением Правительства г. Москвы от 24 января 2006 г. N 37-ПП утверждено Положение о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве (далее - Положение), где в подпункте 17 пункта 1 (приводится в редакции, действовавшей на момент обращения Тесленко Т.Н. за выплатой - 16 марта 2015 г.) было установлено, что в соответствии с данным положением назначается и предоставляется ежемесячная компенсационная выплата неработающему лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60. С 9 января 2017 г. действует другая редакция подпункта 17 пункта 1 Положения, согласно которой ежемесячная компенсационная выплата назначается и предоставляется лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет.
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что денежные выплаты назначаются и предоставляются гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим место жительства в городе Москве.
Постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2012 г. N 301-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом социальной защиты населения города Москвы" был утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Назначение и предоставление ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет" (приложение 15) (далее также - Регламент).
Регламент действовал на момент подачи Тесленко Т.Н. заявления о назначении выплаты - 16 марта 2015 г. и признан утратившим силу постановлением Правительства Москвы от 20 декабря 2016 г. N 895-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Москвы от 3 июля 2012 г. N 301-ПП".
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Регламента (действовал на момент обращения Тесленко Т.Н. за выплатой - 16 марта 2015 г.) предоставление ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет (далее также - государственная услуга), осуществляется в соответствии с Законом города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 24 января 2006 г. N 37-ПП "Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве".
В соответствии с Регламентом при обращении за получением государственной услуги - ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, - в том числе представляется: документ, удостоверяющий личность заявителя, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве, а в случае отсутствия такой информации в указанном документе, помимо документа, удостоверяющего личность заявителя, иной документ, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве (пункт 2.7.2 Регламента); документ, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве ребенка-инвалида или инвалида с детства в возрасте до 23 лет, в связи с уходом за которым предоставляется государственная услуга, а именно один из следующих: единый жилищный документ; домовая книга/выписка из домовой книги; копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения; справка, выданная организацией, имеющей жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.д.). Заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие место жительства в городе Москве ребенка-инвалида или инвалида с детства (пункты 2.7.5, 2.7.5.1-2.7.5.4 Регламента).
В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, правом на предусмотренную Законом города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" ежемесячную компенсационную выплату неработающему лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет (с 9 января 2017 г. - лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет), обладают лица, имеющие место жительства в городе Москве, которое устанавливается по данным органов регистрационного учета. При этом место жительства в городе Москве должны иметь как заявитель, так и ребенок-инвалид или инвалид с детства. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие место жительства в городе Москве ребенка-инвалида или инвалида с детства в возрасте до 23 лет. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения федерального и регионального законодательства судами первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям применены неправильно.
Так, судом установлено, что распоряжением Управления социальной защиты населения Красносельского района г. Москвы от 22 мая 2013 г. N 4/13 место жительства малолетней Пономаревой В.В. определено совместно с приемными родителями Тесленко Т.Н. и Тесленко В.Н. в городе Москве по адресу: ...
Несовершеннолетняя Пономарева В.В. зарегистрирована с 4 июня 2013 г. по 30 января 2022 г. по месту пребывания по адресу места жительства приемных родителей Тесленко Т.Н. и Тесленко В.Н.
Из дополнительного соглашения, заключенного между Тесленко Т.Н., Тесленко В.Н. и администрацией муниципального округа Куркино г. Москвы, к договору о приемной семье от 31 мая 2013 г. N 15 следует, что приемным родителям Тесленко Т.Н. и Тесленко В.Н. назначены денежные средства на содержание приемного ребенка и предоставление мер социальной поддержки, в частности: выплата вознаграждения приемному родителю в размере и порядке, установленном законодательством г. Москвы, действующим на момент выплаты денежных средств; выплата на содержание приемного ребенка его приемному родителю в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. N 376-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (далее также - постановление Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. N 376-ПП) в размере, установленном законодательством г. Москвы, действующим на момент выплаты денежных средств.
В постановлении Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. N 376-ПП содержится приложение 5 "Порядок выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, на патронатном воспитании" (далее - Порядок), данный порядок разработан в соответствии с Законом города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Согласно пункту 1.2 Порядка (в редакции, действовавшей на момент обращения Тесленко Т.Н. за выплатой - 16 марта 2015 г.) получателями денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, на патронатном воспитании, являются лица из числа приемных родителей, патронатных воспитателей, постоянно проживающих на территории города Москвы и заключивших договор о приемной семье, договор о патронатном воспитании с уполномоченным органом в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу (далее - уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа).
Назначение денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, на патронатном воспитании, осуществляется уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту жительства подопечного и приемного родителя (одного из приемных родителей), патронатного воспитателя со дня заключения договора о приемной семье, договора о патронатном воспитании (пункт 2.1 Порядка).
В соответствии со статьей 2 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", раскрывающей категории граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии по социальной поддержке, дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые этим законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, данным законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Из содержания Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" следует, что он, как и Закон города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", направлен на создание условий для повышения уровня жизни и гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти г. Москвы комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, заключив договор о приемной семье и дополнительное соглашение к нему с Тесленко Т.Н. и Тесленко В.Н. и назначив им выплату денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка Пономаревой В.В. на основании постановления Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. N 376-ПП и ежемесячное вознаграждение как приемным родителям, уполномоченный орган опеки и попечительства г. Москвы установил, что местом жительства приемного ребенка Пономаревой В.В. является город Москва.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что приемный ребенок Пономарева В.В. не имеет места жительства в городе Москве, сделан без учета подлежащих применению к спорным отношениям положений нормативных правовых актов, в связи с чем Судебная коллегия признает его неправомерным.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами закона и установленными обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 мая 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Хорошевский районный суд г. Москвы.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2018 г. N 5-КГ17-257
Текст определения официально опубликован не был