Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению РАН
от 11 июля 2018 г. N 10115-754
Порядок
осуществления внутреннего финансового контроля в РАН
1. Общие положения
1.1. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля в РАН (далее - Порядок) разработан в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Фебдерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила) и Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. N 356 и устанавливает порядок осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" (далее - РАН) внутреннего финансового контроля.
1.2. Задачами внутреннего финансового контроля являются:
управление событиями, негативно влияющими на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);
оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (далее - нарушения бюджетного законодательства), а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств (далее - недостатки в сфере бюджетных правоотношений);
повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
1.3. Бюджетные риски подразделяются на:
риски несоблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
риски несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств;
риски несоблюдения законодательства о противодействии коррупции в ходе выполнения внутренних бюджетных процедур;
риски недостижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента, установленных финансовым органом соответствующего бюджета в целях проведения мониторинга (оценки) качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств (за исключением показателей, отражающих несоблюдение бюджетного законодательства и принципа эффективности использования бюджетных средств).
1.4. Субъектами внутреннего финансового контроля являются президент РАН (вице-президенты РАН, заместители президента РАН), руководители структурных подразделений аппарата президиума РАН, осуществляющих внутренний финансовый контроль (далее - структурные подразделения), должностные лица, организующие и выполняющие внутренние процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры).
1.5. Субъекты внутреннего финансового контроля осуществляют внутренний финансовый контроль путем проведения контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, обеспечению достоверности бюджетной отчетности.
К контрольным действиям относятся:
проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства;
подтверждение (согласование) операций, подтверждающее правомочность их совершения;
сверка данных, то есть сравнение данных из разных источников информации;
сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур;
иные контрольные действия.
1.6. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц.
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
1.7. К способам проведения контрольных действий относятся:
сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой операции;
выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной операции (группы операций).
1.8. Внутренний финансовый контроль осуществляют структурные подразделения в отношении внутренних бюджетных процедур согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
1.9. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля руководителями структурных подразделений, ответственных за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
1.10. Внутренний финансовый контроль осуществляется с соблюдением периодичности, методов и способов контроля, указанных в карте внутреннего финансового контроля.
При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы: самоконтроль и контроль по уровню подчиненности.
1.11. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом структурного подразделения, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие требованием нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение операций. Самоконтроль осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
1.12. Контроль по уровню подчиненности осуществляется президентом РАН (уполномоченными вице-президентами РАН, заместителями президента РАН и (или) руководителями структурных подразделений) путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами, сплошным способом или путем проведения проверки в отношении отдельных операций (группы операций) выборочным способом. Контроль по уровню подчиненности осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
1.13. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет президент РАН или уполномоченный вице-президент РАН.
2. Правила формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля
2.1. Руководитель структурного подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, составляет карту внутреннего финансового контроля и представляет ее на утверждение президенту РАН (либо уполномоченным вице-президентам РАН, заместителям президента РАН).
2.2. Карта внутреннего финансового контроля формируется до начала очередного финансового года. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
при принятии решения президентом РАН либо уполномоченными вице-президентами РАН, заместителями президента РАН о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
в случае внесения в нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, уточнений (дополнений), требующих изменения осуществления внутренних бюджетных процедур.
2.3. При формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля в структурном подразделении, ответственном за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, необходимо провести анализ предмета внутреннего финансового контроля, в том числе на наличие имеющих коррупционные риски операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) (далее - коррупционные риски), в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий, и сформировать перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) (далее - Перечень) по образцу согласно приложению 2 к настоящему Порядку. Рекомендации по его заполнению приведены в приложении 3 к настоящему Порядку.
2.4. При составлении Перечня оцениваются бюджетные риски, связанные с проведением указанной в Перечне операции, в целях ее включения в карту внутреннего финансового контроля или исключения из карты внутреннего финансового контроля, определения применяемых к ней контрольных действий.
2.5. Оценка бюджетных рисков состоит в идентификации рисков по каждой указанной в Перечне операции и определении уровня риска.
2.6. Идентификация рисков проводится путем проведения анализа информации, указанной в представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, рекомендациях (предложениях) внутреннего финансового аудита, иной информации об имеющихся нарушениях и недостатках в сфере бюджетных правоотношений, их причинах и условиях.
2.7. Идентификация рисков заключается в определении по каждой операции возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат внутренней бюджетной процедуры.
2.8. Каждый бюджетный риск оценивается по двум критериям:
"вероятность" - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры;
"степень влияния" - уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества финансового менеджмента, характеризующих результаты выполнения внутренней бюджетной процедуры.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".
Оценка значения критерия "вероятность" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска, в том числе условий и обстоятельств, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, указанных в пункте 1.4. настоящего Порядка, так и для третьих лиц выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, с учетом:
информации соответствующих структурных подразделений РАН о результатах внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
информации о нарушениях, выявленных органами государственного финансового контроля;
информация о возникновении коррупционных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, в том числе о признаках, свидетельствующих о коррупционных действиях при бездействии должностных лиц.
Под нарушением понимается несоблюдение нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, а также требования внутренних стандартов и процедур.
Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как "высокое", либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как "среднее".
В карты внутреннего финансового контроля включаются операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) со значимыми бюджетными рисками.
2.9. Оценка вероятности осуществляется на основе анализа информации о следующих причинах рисков:
недостаточность положений правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение внутренней бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
длительный период приведения средств автоматизации подготовки документов и (или) отражения соответствующих операций в соответствии с требованиями актуальных положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых должностным лицам, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры, необходимых для проведения операций;
наличие конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
отсутствие разграничения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
неэффективность средств автоматизации подготовки документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры;
недостаточная укомплектованность подразделения, ответственного за выполнение внутренней бюджетной процедуры;
иные причины риска.
Анализ бюджетного риска фиксируется в прилагаемом к Перечню документе по образцу согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
2.10. Карта внутреннего финансового контроля формируется по образцу согласно приложению 5 к настоящему Порядку. Рекомендации по ее заполнению приведены в приложении 6 к настоящему Порядку.
3. Правила ведения, учета и хранения журналов учета результатов внутреннего финансового контроля
3.1. Ведение, учет и хранение журналов учета результатов внутреннего финансового контроля осуществляется структурным подразделением, ответственным за выполнение внутренних бюджетных процедур.
3.2. Ведение журналов учета результатов внутреннего финансового контроля предполагает наличие непрерывного занесения уполномоченными лицами записей в журнал учета результатов внутреннего финансового контроля на основании информации от должностных лиц, осуществляющих контрольные действия. Ведение журнала учета результатов внутреннего финансового контроля осуществляется с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении сведений, составляющих государственную тайну.
3.3. Журнал внутреннего финансового контроля оформляется по образцу согласно приложению 7 к настоящему Порядку. Рекомендации по ее заполнению приведены в приложении 8 к настоящему Порядку.
3.4. Записи в журнал учета результатов внутреннего финансового контроля осуществляются по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке.
3.5. Журналы учета результатов внутреннего финансового контроля формируются и брошюруются в хронологическом порядке. На обложке указываются:
наименование структурного подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур;
название и порядковый номер папки (дела);
отчетный период: год, квартал (месяц); начальный и последний номера журналов операций;
количество листов в папке (деле).
3.6. Хранение журналов учета результатов внутреннего финансового контроля осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов.
3.7. Соблюдение требований к хранению журналов учета результатов внутреннего финансового контроля осуществляется лицом, ответственным за их формирование.
3.8. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в журналах учета результатов внутреннего финансового контроля и в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.
4. Правила составления и представления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля
4.1. Структурные подразделения, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, составляют отчет о результатах внутреннего финансового контроля.
4.2. Отчет составляется на основе данных журналов учета результатов внутреннего финансового контроля, сформированных по образцу согласно приложению 9 к настоящему Порядку, рекомендации по их заполнению приведены в приложении 10 к настоящему Порядку.
4.3. К отчету прилагается пояснительная записка по образцу согласно приложению 11 к настоящему Порядку, содержащая:
описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению выявленных в ходе внутреннего финансового контроля нарушений и недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;
сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль, принимаемых мерах по повышению квалификации;
сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин из возникновения, а также ходе реализации материалов, направленных в орган внутреннего государственного финансового контроля, правоохранительные органы.
4.4. Отчет представляется в электронном виде и на бумажном носителе в Финансово-экономическое управление РАН ежеквартально и не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
4.5. Финансово-экономическое управление РАН составляет сводный отчет о результатах внутреннего финансового контроля в части выполнения внутренних бюджетных процедур, который подписывается вице-президентом РАН или заместителем президента РАН.
4.6. Президент РАН либо уполномоченный вице-президент РАН в целях оценки эффективности осуществления внутреннего финансового контроля вправе поручить руководителю структурного подразделения осуществлять анализ результатов внутреннего финансового контроля.
4.7. По итогам рассмотрения проведенного анализа указанных результатов президентом РАН либо уполномоченными вице-президентами РАН принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков, используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
изменение правовых актов РАН;
уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
применение материальной и (или) дисциплинарной применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений, продвижении наиболее опытных и квалифицированных работников, обеспечении соответствия распределения стимулирующих выплат результатам деятельности работников, создании системы взаимозаменяемости работников, актуализацию должностных регламентов и инструкций, установление квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностных лиц, организующих и осуществляющих внутренний финансовый контроль;
установление требований к доведению до работников главного администратора (администратора) бюджетных средств информации, необходимой для правомерного выполнения внутренних бюджетных процедур и выполнения мероприятий, направленных на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств;
совершенствования способов и сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов, иных нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств;
повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.
5. Заключительное положение
Структурные подразделения и (или) должностные лица, осуществляющие внутренний финансовый контроль, руководствуются положениями, определенными Правилами (постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193) и Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового контроля (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. N 356) не включенными в настоящий Порядок.
Начальник Финансово-экономического |
Л.А. Таран |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.