Имплементационный Регламент Европейской Комиссии 2015/1375/ЕС от 10 августа 2015 г. об установлении специальных правил, касающихся официального контроля Trichinella в мясе 1
(Кодифицированная версия)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейская комиссия,
Принимая во внимание Договор о функционировании Европейского Союза,
Принимая во внимание Регламент (ЕС) 854/2004 Европейского Парламента и Совета ЕС от 29 апреля 2004 г. об установлении специальных правил организации официального контроля в отношении продуктов животного происхождения, предназначенных для потребления людьми 2, и, в частности, пункты 9 и 10 Статьи 18 указанного Регламента,
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) В Регламент (ЕС) 2075/2005 Европейской Комиссии 3 неоднократно вносились существенные изменения 4. В целях обеспечения ясности и рациональности указанный Регламент необходимо кодифицировать.
(2) Регламент (ЕС) 853/2004 Европейского Парламента и Совета ЕС 5, Регламент (ЕС) 854/2004 Европейского Парламента и Совета ЕС и Регламент (ЕС) 882/2004 Европейского Парламента и Совета ЕС 6 устанавливают санитарные правила и требования в отношении пищевых продуктов животного происхождения и необходимые меры официального контроля.
(3) В дополнение к указанным правилам для Trichinella необходимо установить более конкретные требования. Мясо домашних свиней, кабана, лошадей и других видов животных может быть заражено нематодами рода Trichinella. Потребление мяса, зараженного Trichinella, может вызвать серьезные заболевания у человека. Необходимо принять меры для предотвращения заболеваний человека, вызванных потреблением мяса, зараженного Trichinella.
(4) Настоящим Регламентом необходимо установить правила отбора проб туш видов, восприимчивых к инфицированию Trichinella, для определения статуса хозяйств и помещений, а также условий для ввоза мяса в Союз. Регламент также должен предусматривать эталонные методы и эквивалентные методы для обнаружения Trichinella в образцах туш.
(5) В целях облегчения работы разделочных цехов положения, разрешающие разделку туш домашних свиней при определенных условиях до получения результатов исследования на Trichinella, также необходимо применять в отношении лошадей на тех же условиях.
(6) Двадцать второго ноября 2001 г. Научный Комитет по ветеринарным мерам в области здравоохранения принял заключение по трихинеллезу, эпидемиологии, методам его обнаружения и выращиванию свиней, свободных от Trichinella. Первого декабря 2004 г. Научная комиссия по биологическим опасностям (Biohaz) при Европейском органе по безопасности пищевых продуктов (EFSA) приняла заключение о пригодности и подробном описании методов заморозки, которые позволяют человеку употреблять в пищу мясо, зараженное Trichinella или Cysticercus. Девятого и десятого марта 2005 г. Biohaz приняла заключение об оценке риска пересмотренных инспекций при забое животных на участках с низким уровнем заболеваемости Trichinella.
(7) Третьего октября 2011 г. EFSA принял Научное заключение об угрозах здоровью населения, подлежащих выявлению при инспекциях мяса (свиней) 7. В рамках данного заключения EFSA определил, что Trichinella представляет собой средний риск для здоровья населения, связанный с потреблением свинины, а в отношении методов оценки биологических рисков пришел к выводу, что единственный способ обеспечить эффективный контроль основных опасностей заключается в обеспечении безопасности туш свиней путем комплексного применения ряда превентивных мер и механизмов контроля на фермах и на бойнях.
(8) EFSA определил некоторые эпидемиологические показатели по отношению к Trichinella. В зависимости от цели и эпидемиологической обстановки в стране показатели могут применяться на национальном или региональном уровне, а также на уровне скотобойни или хозяйства.
(9) EFSA признает спорадическое присутствие Trichinella в Союзе, преимущественно у свободно пасущихся свиней и свиней, которые выращиваются в частных подворьях. EFSA также определил, что тип системы производства является самым главным фактором риска заражения Trichinella. Кроме того, имеющиеся данные демонстрируют незначительный риск заражения Trichinella у свиней, которые содержатся в официально признанных контролируемых условиях ведения хозяйства.
(10) Всемирная организация по охране здоровья животных (МЭБ) больше не признает статус незначительного риска для страны или региона в международном контексте. Вместо этого признание риска незначительным относится к помещениям одного или нескольких хозяйств, применяющих конкретные контролируемые условия ведения хозяйства.
(11) С целью усиления системы контроля, которая соответствует фактическим рискам для здоровья населения, меры по снижению риска заражения Trichinella на бойнях, включая условия импорта, а также условия определения статуса стран, регионов или хозяйств в отношении заражения Trichinella, должны быть установлены inter alia с учетом международных стандартов.
(12) В 2011 г. Бельгия и Дания в соответствии с Регламентом (ЕС) 2075/2005 заявили о незначительном риске Trichinella на своих территориях. Однако подобный статус незначительного риска больше не признается для страны или региона. Тем не менее хозяйства и помещения в Бельгии и Дании, отвечающие контролируемым условиям ведения хозяйства по состоянию на 1 июня 2014 г., вправе применять частичное отступление для таких хозяйств и помещений без дополнительных обязательных условий, таких как дальнейшие требования после официального признания, принятого компетентным органом.
(13) Необходимо предусмотреть, что операторы обязаны обеспечить сбор умерших животных, их идентификацию и транспортировку без необоснованного промедления в соответствии со Статьями 21 и 22 Регламента (ЕС) 1069/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС 8 и Приложением VIII к Регламенту (ЕС) 142/2011 Европейской Комиссии 9.
(14) Необходимо сообщать о количестве случаев (импортированных и локальных) Trichinella у людей, включая эпидемиологические данные, в соответствии с Решением 2000/96/EC Европейской Комиссии 10.
(15) Информация об официальном признании хозяйства происхождения как применяющего контролируемые условия ведения хозяйства, должна быть включена официальным ветеринаром в ветеринарные сертификаты в соответствии с Директивой 64/432/ЕЭС Совета ЕС 11 в отношении торговли в Союзе свиньями, а также в соответствии с Регламентом (ЕС) 206/2010 Европейской Комиссии 12 в отношении импорта в Союз домашних свиней из третьих стран. Данная информация необходима для того, чтобы обеспечить государствам-членам ЕС возможность применения соответствующего режима тестов на Trichinella при убое и чтобы не подвергать опасности статус хозяйства места назначения свиней, предназначенных для разведения или производства мяса.
(16) В целях обеспечения правильного применения настоящего Регламента третьи страны, экспортирующие домашних свиней или мясо из них, должны быть перечислены в соответствующих актах, регулирующих условия импорта, если такие страны применяют частичное отступление от положений относительно отбора проб на Trichinella у домашних свиней, а также если хозяйства или помещения официально признаны как применяющие контролируемые условия ведения хозяйства.
(17) Санитарно-гигиеническая аттестация исследования на Trichinella должна быть включена в ветеринарные сертификаты, сопровождающие: свежее мясо - в соответствии с Регламентом (ЕС) 206/2010, мясные полуфабрикаты - в соответствии с Решением 2000/572/EC Европейской Комиссии 13 , мясопродукты - в соответствии с Решением 2007/777/EC Европейской Комиссии 14.
(18) Для обнаружения Trichinella в свежем мясе были одобрены различные лабораторные методы. Метод переваривания объединенной пробы с использованием магнитной мешалки рекомендован в качестве надежного метода для повседневного использования. Размер образца для анализа на паразитов должен быть увеличен, если образец не может быть отобран на предрасположенных к заражению участках и если род или виды животных подвергаются большему риску заражения. Трихиноскопическое исследование не обнаруживает неинкапсулированные виды Trichinella, заражающие домашних и лесных животных и людей, и больше не подходит в качестве метода обнаружения. Прочие методы, такие как серологические тесты, могут быть полезны для целей мониторинга после того, как тесты будут подтверждены справочной лабораторией ЕС, назначенной Европейской Комиссией. Серологические тесты непригодны для обнаружения зараженности Trichinella у отдельных животных, предназначенных для потребления человеком.
(19) Частные предприятия уже начали производить новые испытательные устройства для выявления Trichinella методом переваривания, эквивалентного эталонному методу. Наряду с этим Постоянный комитет по пищевой цепи и здоровью животных единогласно принял на своем заседании 16 декабря 2008 г. руководство по валидации новых испытательных устройств для выявления Trichinella методом переваривания.
(20) В соответствии с данным руководством в 2010 г. справочная лаборатория ЕС по паразитам одобрила новый метод аппаратных испытаний для выявления Trichinella у домашних свиней под кодом N EURLP_D_001/2011 15.
(21) Замораживание мяса при определенных условиях способно убить присутствующих паразитов, однако некоторые виды Trichinella, встречающиеся в мясе дичи и лошадей, устойчивы к замораживанию с рекомендуемыми комбинациями температуры и времени.
(22) Регулярный мониторинг домашних свиней, диких кабанов, лошадей и лисиц или других восприимчивых к паразиту животных является важным инструментом для оценки изменений в распространенности заболевания. Результаты такого мониторинга публикуются в ежегодном отчете в соответствии с Директивой 2003/99/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС 16.
(23) Настоящий Регламент, как правило, не допускает, чтобы мясо домашних свиней покидало бойни до того, как официальные результаты исследований на наличие Trichinella будут переданы официальному ветеринару. Однако при определенных строгих условиях целесообразно использовать клеймо (марку) здоровья и разрешать транспортировку данного мяса до того, как будут известны результаты. При таких обстоятельствах компетентному органу необходимо удостовериться, что в любое время будет обеспечена возможность полного прослеживания отгруженного мяса.
(24) Регламент (ЕС) 853/2004 не распространяется на дичь или мясо дичи, поставляемое непосредственно конечному потребителю или местным розничным продавцам, напрямую поставляющим товар конечному потребителю. В этой связи государства-члены ЕС должны принять национальные меры по ограничению риска поставки мяса дикого кабана, зараженного Trichinella, до конечного потребителя.
(25) Меры, предусмотренные в настоящем Регламенте, соответствуют заключению Постоянного комитета по растениям, животным, пищевым продуктам и кормам,
приняла настоящий регламент:
Совершено в Брюсселе 10 августа 2015 г.
За Европейскую Комиссию
Председатель
Jean-Claude JUNCER
-----------------------------
1 Commission Implementing Regulation (EU) 2015/1375 of 10 August 2015 laying down specific rules on official controls for Trichinella in meat (Codification) (Text with EEA relevance). Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 212, 11.08.2015 г., стр. 7.
2 ОЖ N L 139, 30.4.2004, стр. 206.
3 Регламент (ЕС) 2075/2005 Европейской Комиссии от 5 декабря 2005 г., устанавливающий специальные правила официального контроля Trichinella в мясе (ОЖ N L 338, 22.12.2005, стр. 60).
4 ОЖ N L 302, 31.12.1972, стр. 28.
5Регламент (ЕС) 853/2004 Европейского Парламента и Совета ЕС от 29 апреля 2004 г. об установлении специальных гигиенических правил для пищевых продуктов животного происхождения (ОЖ N L 139, 30.4.2004, стр. 55).
6Регламент (ЕС) 882/2004 Европейского Парламента и Совета ЕС от 29 апреля 2004 г. об официальном контроле, осуществляемом для гарантии соответствия продукции продовольственному праву и правилам хорошего содержания животных (ОЖ N L 165, 30.4.2004, стр. 1).
7 Журнал EFSA 2011; 9(10):2351 [198 стр.], опубликован 03 октября 2011 г.
8Регламент (ЕС) 1069/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС от 21 октября 2009 г., устанавливающий правила в отношении субпродуктов животного происхождения и производных продуктов, не предназначенных для употребления человеком, и отменяющий Регламент (EC) 1774/2002 (Регламент о субпродуктах животного происхождения) (ОЖ N L 300, 14.11.2009, стр. 1).
9 Регламент (ЕС) 142/2011 Европейской Комиссии от 25 февраля 2011 г. об имплементации Регламента (EC) 1069/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС, устанавливающего правила в отношении субпродуктов животного происхождения и производных продуктов, не предназначенных для употребления человеком, и об отмене Директивы 97/78/EC об определенных образцах и продукции, освобождаемой от прохождения ветеринарных проверок на границе в соответствии с указанной Директивой (ОЖ N L 54, 26.02.2011, стр. 1).
10 Решение 2000/96/EC Европейской Комиссии от 22 декабря 1999 г. об инфекционных заболеваниях, внесенных в информационную сеть Сообщества в соответствии с Решением 2119/98/EC Европейского Парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 28, 03.02.2000, стр. 50).
11Директива 64/432/ЕЭС Совета ЕС от 26 июня 1964 г. о ветеринарно-санитарных проблемах, затрагивающих торговлю в Сообществе крупным рогатым скотом и свиньями (ОЖ N L 121, 29.7.1964, стр. 1977).
12Регламент (ЕС) 206/2010 Европейской Комиссии от 12 марта 2010 г. об установлении списков третьих стран, территорий и их частей, авторизованных на поставку в ЕС животных и свежего мяса, а также об установлении требований по ветеринарной сертификации (ОЖ N L 73, 20.03.2010 г., стр. 1).
13 Решение 2000/572/EC Европейской Комиссии от 8 сентября 2000 г., устанавливающее санитарно-гигиенические и ветеринарно-санитарные условия и ветеринарную сертификацию в отношении импорта мясных полуфабрикатов из третьих стран в Сообщество (ОЖ N L 240, 23.09.2000 г., стр. 19).
14 Решение 2007/777/EC Европейской Комиссии от 29 ноября 2007 г., устанавливающее ветеринарные и санитарно-гигиенические требования, образцы сертификатов для импорта из третьих стран определенных мясных продуктов, обработанных желудков, пузырей и кишок для потребления людьми и отменяющее Решение 2005/432/EC (ОЖ N L 312, 30.11.2007, стр. 49).
15 Режим доступа: http://www.iss.it/crlp/index.php.
16 Директива 2003/99/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 17 ноября 2003 г. о мониторинге зоонозов и возбудителей зоонозных болезней, о внесении изменений в Решение 90/424/ЕЭС Совета ЕС и об отмене Директивы 92/117/ЕЭС Совета ЕС (ОЖ N L 325, 12.12.2003, стр. 31).
17 В оригинале, скорее всего, допущена опечатка - указано "brash" вместо "brass" - прим. перев.
18Регламент (ЕС) 183/2005 Европейского Парламента и Совета ЕС от 12 января 2005 г. об установлении санитарных норм в отношении кормов (ОЖ N L 35, 8.2.2005, стр. 1).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Имплементационный Регламент Европейской Комиссии 2015/1375/ЕС от 10 августа 2015 г. об установлении специальных правил, касающихся официального контроля Trichinella в мясе
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Переводчики - Истомина В.М., Дедушева О.М.
Настоящий Регламент вступает в силу на двадцатый день со дня его опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в Официальном Журнале N L 212, 11.08.2015 г., стр. 7.