Решение Суда по интеллектуальным правам от 28 августа 2018 г. по делу N СИП-259/2018
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 28 августа 2018 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Васильевой Т.В., Погадаева Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Забузовой А.Э., рассмотрел в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Мой дом" (ул. Козуева, д. 25, кв. НП 20, г. Кострома, Костромская обл., 156013, ОГРН 1154401002766) к акционерному обществу "Московский телевизионный завод "РУБИН" (Багратионовский пр-д, д. 7, г. Москва, 121087, ОГРН 1027739144894) о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 301927 в отношении части услуг 35-го, 36-го, 38-го, 41-го, 45-го классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков вследствие его неиспользования,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) (Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, 123995, ОГРН 1047730015200).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Мой дом" - Степанова М.М. (по доверенности от 16.04.2018).
Суд по интеллектуальным правам установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мой дом" (далее - общество "Мой дом") обратилось в Суд по интеллектуальным правам с исковым заявлением к акционерному обществу "Московский телевизионный завод "РУБИН" о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 301927 в отношении части услуг 35-го: "ведение автоматизированных баз данных, обновление рекламных материалов, прокат рекламных материалов, сбор информации по компьютерным базам данных, систематизация информации в компьютерных базах данных", 36-го: "посредничество при операции с недвижимостью, сдача в аренду недвижимого имущества, сдача в аренду нежилых помещений, сдача квартир в аренду", 38-го: "доска сообщений электронная (телекоммуникационный службы), передача сообщений, передача сообщений и изображений с использованием компьютера, передача срочных объявлений", 41-го: "информация по вопросам воспитания и образования, информация по вопросам отдыха, информация по вопросам развлечений, обеспечение интерактивными электронными публикациями (не загружаемыми)", 45-го: "персональные социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц" классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ) вследствие его неиспользования.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в том числе посредством публикации сведений в сети "Интернет" в Картотеке арбитражных дел (http://arbitr.ru) и на официальном сайте Суда по интеллектуальным правам (http://ipc.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили. Вместе с тем в ранее представленном отзыве Роспатент просил рассмотреть настоящее дело в отсутствие своего представителя.
В порядке статей 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьями 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, представленные в материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, комбинированному товарному знаку со словесным элементом "МОЙ ДОМ" по свидетельству Российской Федерации N 301927 с датой приоритета от 20.07.2004, зарегистрированному на имя общества с ограниченной ответственностью "Московский телевизионный завод "РУБИН" 01.03.2006, предоставлена правовая охрана в отношении, в том числе, услуг 35-го: "менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба; в том числе агентства рекламные; анализ себестоимости; аудит; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских книг; запись сообщений; информация деловая; информация статистическая; исследования в области бизнеса; исследования в области маркетинга; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по вопросам штата сотрудников; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; менеджмент в области творческого бизнеса; обзоры печати; обновление рекламных материалов; обработка текста; обслуживание секретарское; обслуживание стенографическое; организация подписки на газеты [для третьих лиц]; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; оценка леса на корню; оценка шерсти; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах [для третьих лиц]; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; прогнозирование экономическое; продажа аукционная; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат торговых автоматов; прокат фотокопировального оборудования; работы машинописные; радиореклама; расклейка афиш; распространение образцов; реклама почтой; реклама телевизионная; репродуцирование документов; сбор информации по компьютерным базам данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; составление рекламных рубрик в газете; составление с помощью компьютеров составов из товарных вагонов; тестирование психологическое при найме на работу; управление гостиничными делами; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги по переезду предприятий; услуги телефонных ответчиков [для отсутствующих абонентов]; фотокопирование", 36-го: "страхование; финансовая деятельность; кредитно-денежные операции; операции с недвижимостью; в том числе агентства кредитные; агентства по взыскиванию долгов; агентства по операциям с недвижимым имуществом; агентства таможенные; анализ финансовый; аренда ферм и сельхозов; аренда финансовая; банки сберегательные; бюро квартирные; взыскание арендной платы; выпуск дорожных чеков; выпуск кредитных карточек; выпуск ценных бумаг; инвестирование; информация по вопросам страхования; информация финансовая; клиринг; консультации по вопросам страхования; консультации по вопросам финансов; котировки биржевые; ликвидация торгово-промышленной деятельности; маклерство; менеджмент финансовый; обмен денег; обслуживание по дебетовым карточкам; обслуживание по кредитным карточкам; операции банковские через Интернет; операции факторные; организация денежных сборов; оценка антиквариата; оценка драгоценностей; оценка марок; оценка недвижимого имущества; оценка предметов нумизматики; оценка произведений искусства; оценки финансовые [страхование, банковские операции, недвижимое имущество]; перевод денежных средств в системе электронных расчетов; поручительство; посредничество биржевое; посредничество при операциях с недвижимостью; посредничество при страховании; предоставление ссуд; предоставление ссуд под залог; проверка подлинности чеков; сбор благотворительных средств; сдача в аренду недвижимого имущества; сдача в аренду нежилых помещений; сдача квартир в аренду; спонсорство финансовое; ссуды ипотечные; ссуды с погашением в рассрочку; страхование; управление жилым фондом; управление недвижимостью; услуги актуариев; услуги банковские; услуги по выплате пенсий; услуги попечительские; учреждение взаимофондов; финансирование; хранение в сейфах; хранение ценностей; экспертиза налоговая", 38-го: "телекоммуникации; в том числе агентства печати новостей; вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; доска сообщений электронная [телекоммуникационные службы]; информация по вопросам дистанционной связи; маршрутизации и соединения телекоммуникационные; обеспечение доступа в Интернет [услуги провайдеров]; обеспечение телекоммуникационного подключения к Интернету; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача срочных объявлений; передача телеграмм; почта электронная; прокат аппаратуры для передачи сообщений; прокат модемов; прокат оборудования для телекоммуникационной связи; прокат телефонных аппаратов; прокат факсимильных аппаратов; радиовещание; связь волоконно-оптическая; связь радиотелефонная; связь с использованием компьютерных терминалов; связь спутниковая; связь телеграфная; связь телефонная; связь факсимильная; служба пейджинговая [с использованием радио, телефона или других средств электронной связи]; телеконференции [Интернет]; услуги абонентской телеграфной службы; услуги по предоставлению телеграфной связи; услуги по предоставлению телефонной связи", 41-го: "воспитание; обеспечение учебного процесса; развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий; в том числе агентства по предоставлению моделей для художников; академии [обучение]; аренда теннисных кортов; библиотеки, обеспечивающие выдачу книг на дом; бронирование билетов на спектакли; видеосъемка; воспитание в дошкольных учреждениях; воспитание физическое; дискотеки; дрессировка животных; дублирование; игры азартные; издание книг; информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; киностудии; клубы здоровья; клубы культурно-просветительные и развлекательные; клубы-кафе ночные; микрофильмирование; монтаж видеозаписей; монтирование теле- и радиопрограмм; мюзик-холлы; обеспечение интерактивное игрой [через компьютерную сеть]; обеспечение интерактивными электронными публикациями [не загружаемыми]; образование религиозное; обучение гимнастике; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация балов; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация досугов; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация конкурсов красоты; организация конкурсов учебных или развлекательных; организация лотерей; организация развлечений на базах отдыха; организация спектаклей [услуги импресарио]; организация спортивных состязаний; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; парки аттракционов; перевод с языка жестов; передачи развлекательные телевизионные; передвижные библиотеки; предоставление оборудования для караоке; предоставление полей для гольфа; предоставление спортивного оборудования; предоставление услуг игровых залов; предоставление услуг кинозалов; представления театрализованные; представления театральные; проведение экзаменов; программирование спортивных состязаний; производство видеофильмов; производство кинофильмов; прокат аудио- и звукозаписей; прокат аудиооборудования; прокат видеокамер; прокат видеомагнитофонов; прокат видеофильмов; прокат декораций для шоу-программ; прокат кинопроекторов и кинооборудования; прокат кинофильмов; прокат оборудования стадионов; прокат осветительной аппаратуры для театров или телестудий; прокат радио- и телевизионных приемников; прокат снаряжения для подводного погружения; прокат спортивного оборудования [за исключением транспортных средств]; прокат театральных декораций; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов [за исключением рекламных]; радиопередачи развлекательные; развлечение гостей; развлечения; сады зоологические; служба новостей; составление программ встреч [развлечение]; сочинение музыки; спортивные лагеря [стажировка]; субтитрование; услуги казино; услуги музеев [презентация, выставки]; услуги образовательно-воспитательные; услуги оркестров; услуги переводчиков; услуги по написанию сценариев; услуги студий записи; формирование цифрового изображения; фотографирование; фоторепортажи; цирки; школы-интернаты; шоу-программы", 45-го: "персональные и социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц; службы безопасности для защиты имущества и индивидуальных лиц; в том числе агентства брачные; агентства детективные; агентства по организации ночной охраны; агентства по усыновлению детей; бюро похоронные; консультации по вопросам безопасности; контроль систем защиты от взлома; кремация; организация религиозных собраний; открывание замков с секретом; охрана штатская; поиск пропавших людей; прокат вечерней одежды; прокат одежды; служба пожарная; сопровождение в общественных местах [компаньоны]; составление гороскопов; услуги клубов по организации встреч; услуги погребальные; услуги телохранителей" классов МКТУ.
Срок правовой охраны указанного товарного знака продлен до 20.07.2024.
Общество "Мой дом", считая себя заинтересованным лицом и полагая, что товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 301927 не используется правообладателем на протяжении последних трех лет для части услуг 35-го: "ведение автоматизированных баз данных, обновление рекламных материалов, прокат рекламных материалов, сбор информации по компьютерным базам данных, систематизация информации в компьютерных базах данных", 36-го: "посредничество при операции с недвижимостью, сдача в аренду недвижимого имущества, сдача в аренду нежилых помещений, сдача квартир в аренду", 38-го: "доска сообщений электронная (телекоммуникационный службы), передача сообщений, передача сообщений и изображений с использованием компьютера, передача срочных объявлений", 41-го: "информация по вопросам воспитания и образования, информация по вопросам отдыха, информация по вопросам развлечений, обеспечение интерактивными электронными публикациями (не загружаемыми)", 45-го: "персональные социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц" классов МКТУ, обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.
Согласно статье 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 статьи 1484 ГК РФ, в частности путем размещения товарного знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Согласно пункту 1 статьи 1486 ГК РФ правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации.
Как разъяснено в пункте 2.4 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", решая вопрос о прекращении правовой охраны товарного знака досрочно вследствие его не использования, суды должны исходить из трехлетнего срока такого неиспользования вне зависимости от даты подачи заявки на товарный знак.
Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд по истечении указанных трех лет при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался.
Из системного толкования норм статей 1484 и 1486 ГК РФ следует, что правообладатель обязан использовать зарегистрированный товарный знак как условие сохранения исключительного права на него. Обязательность использования права на товарный знак призвана обеспечивать неформальное функционирование товарных знаков в гражданском обороте.
Для целей статьи 1486 ГК РФ под использованием товарного знака признается его использование правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора в соответствии со статьей 1489 ГК РФ, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, при условии, что использование товарного знака осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 1484 ГК РФ, за исключением случаев, когда соответствующие действия не связаны непосредственно с введением товара в гражданский оборот, а также использование товарного знака с изменением его отдельных элементов, не меняющим существа товарного знака и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку.
При рассмотрении дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования истец должен доказать свою заинтересованность в удовлетворении заявленных требований (пункт 42 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015 (далее - Обзор)), а на ответчика-правообладателя возложено бремя доказывания использования товарного знака (пункт 41 Обзора).
Применительно к пункту 1 статьи 1486 ГК РФ заинтересованным лицом может быть признано любое лицо, имеющее законный интерес в прекращении правовой охраны неиспользуемого товарного знака.
К таким лицам, в частности, могут быть отнесены производители однородных товаров, в отношении которых подано заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, имеющие реальное намерение использовать спорное обозначение в своей деятельности и осуществившие необходимые подготовительные действия к такому использованию.
Для признания лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, заинтересованным на основании пункта 1 статьи 1486 ГК РФ необходимо, чтобы совокупность обстоятельств дела свидетельствовала о том, что направленность коммерческого интереса этого лица заключается в последующем использовании истцом в отношении однородных товаров тождественного или сходного до степени смешения со спорным товарным знаком обозначения с обеспечением его правовой охраны в качестве средства индивидуализации либо без такого.
На это обращено внимание, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2016 N 300-ЭС15-10765 по делу N СИП-530/2014.
При установлении однородности товаров должны приниматься во внимание следующие обстоятельства: род (вид) товаров, их потребительские свойства и функциональное назначение (объем и цель применения), вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия их реализации (в том числе общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей, традиционный или преимущественный уклад использования товаров.
Указанная правовая позиция находит отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2013 N 5793/13.
Кроме того, с учетом правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлениях Президиума от 24.12.2002 N 10268/02, от 18.07.2006 N 2979/06 по вопросу об однородности товаров, однородность признается по факту, если товары по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения.
Отсутствие заинтересованности в досрочном прекращении правовой охраны товарного знака является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Лицо, подающее заявление о прекращении правовой охраны товарного знака, должно быть заинтересованным лицом на момент подачи такого заявления.
Таким образом, для досрочного прекращения правовой охраны товарного знака по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 1486 ГК РФ, должны быть установлены и доказаны следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела: заинтересованность лица, подавшего заявление, и неиспользование правообладателем товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество "Мой дом" является правообладателем комбинированного товарного знака со словесным элементом "Мой дом" по свидетельству Российской Федерации N 614158, зарегистрированного 26.04.2017 в отношении товаров 9-го класса МКТУ.
Как указывается в заявлении, поданном в Суд по интеллектуальным правам, общество "Мой дом" имеет намерение оказывать услуги, относящиеся к 35-му, 36-му, 38-му, 41-му и 45-му классам МКТУ с использованием обозначения "Мой дом".
Кроме того, обозначение "Мой дом" является частью фирменного наименования истца, которое используется обществом "Мой дом" с 21.03.2016.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет".
Фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания. При этом фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания (пункт 2 статьи 1476 ГК РФ).
В подтверждение своей заинтересованности в досрочном прекращении правовой охраны оспариваемого товарного знака обществом "Мой дом" представлены следующие документы:
- копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении общества с указанием сведений о видах экономической деятельности;
- распечатки страниц с веб-сайта https://moydom.ru в сети "Интернет";
- копия свидетельства N 2018615382 о регистрации программы для ЭВМ;
- копия договора от 31.03.2017 N РС-54577-03/17, заключенного между обществом "Мой дом" и обществом с ограниченной ответственностью "ЯНДЕКС";
- копия соглашения от 02.12.2016 N 76-д о взаимодействии при оповещении жителей города Костромы по актуальным вопросам жизнедеятельности города Костромы, заключенного между обществом "Мой дом" и администрацией города Костромы;
- копия соглашения от 21.04.2017 N 1 о взаимодействии при оповещении жителей города Владимира по актуальным вопросам жизнедеятельности города Владимира, заключенного между обществом "Мой дом" и администрацией города Владимира;
- соглашения от 17.07.2017 N 1 о взаимодействии при оповещении жителей города Рыбинска по актуальным вопросам жизнедеятельности города Рыбинска, заключенного между обществом "Мой дом" и Межмуниципальным казенным учреждением городского округа Рыбинска "Информационно-технический центр";
- копия договора от 08.11.2017 N 15 об интеграции программных продуктов при оповещении жителей города Рыбинска, заключенного между обществом "Мой дом" и Муниципальным унитарным предприятием городского округа Рыбинска "Теплоэнерго";
- копия договора от 12.09.2017 N 160 о взаимодействии при оповещении жителей города Рыбинска, заключенного между обществом "Мой дом" и Муниципальным унитарным предприятием городского округа Рыбинска "Водоканал";
Кроме того, обществом "Мой дом" 28.02.2017 в Федеральную службу по интеллектуальной собственности подана заявка N 2017711275 на регистрацию комбинированного обозначения со словесным элементом "МОЙДОМ.RU" в качестве товарного знака в отношении товаров 9-го класса МКТУ, а также услуг 35-го: "ведение автоматизированных баз данных; обновление рекламных материалов; прокат рекламных материалов; сбор информации в компьютерных базах данных; систематизация информации в компьютерных базах данных", 36-го: "посредничество при операциях с недвижимостью; сдача в аренду недвижимого имущества; сдача в аренду нежилых помещений; сдача квартир в аренду", 38-го: "доска сообщении электронная [телекоммуникационные службы]; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача срочных объявлений", 41-го: "информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; обеспечение интерактивными электронными публикациями [не загружаемыми]", 45-го: "персональные и социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц" классов МКТУ.
Проанализировав заявленное на регистрацию обозначение по заявке N 2017711275 и оспариваемый товарный знак, коллегия Суда по интеллектуальным правам приходит к выводу, что они являются сходными до степени смешения.
Согласно пункту 41 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (далее - Правила), обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах; обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Вышеуказанные признаки учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Заявленное на регистрацию обозначение представляет собой комбинированное обозначение, состоящее из изобразительного элемента в виде композиции из стилизованного изображения кисти руки и силуэта крыши дома над ней, справа от которого располагается словесный элемент "МОЙДОМ.RU", выполненный стандартным шрифтом заглавными буквами кириллицей (элемент "МОЙДОМ") и латиницей (элемент "RU").
Оспариваемый товарный знак представляет собой комбинированное обозначение, состоящее из изобразительного элемента в виде квадрата оранжевого цвета с вертикальными линиями белого цвета, внутри которого в две строки располагается словесный элемент "МОЙ ДОМ", выполненный стандартным шрифтом заглавными буквами кириллицей.
При исследовании положения словесного и изобразительного элементов в сравниваемых обозначениях суд приходит к выводу, что в обоих обозначениях доминирующим элементом является именно словесный элемент, поскольку он занимает центральное место в композиции, на нем акцентируется внимание.
Учитывая, что сравниваемые обозначения выполнены стандартным шрифтом, печатными заглавными буквами кириллицей, наличие близких и совпадающих звуков, наличие совпадающих слогов и их число в сравниваемых обозначениях, а также наличие подобия заложенных в обозначениях понятий и идей, судебная коллегия приходит к выводу, что они являются сходными до степени смешения по фонетическому и семантическому признакам.
При этом, как разъяснено в пункте 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности", вопрос о сходстве до степени смешения двух обозначений может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует.
Кроме того, коллегия Суда по интеллектуальным правам приходит к выводу, что часть услуг 35-го: "ведение автоматизированных баз данных, обновление рекламных материалов, прокат рекламных материалов, сбор информации по компьютерным базам данных, систематизация информации в компьютерных базах данных", 36-го: "посредничество при операции с недвижимостью, сдача в аренду недвижимого имущества, сдача в аренду нежилых помещений, сдача квартир в аренду", 38-го: "доска сообщений электронная (телекоммуникационный службы), передача сообщений, передача сообщений и изображений с использованием компьютера, передача срочных объявлений", 41-го: "информация по вопросам воспитания и образования, информация по вопросам отдыха, информация по вопросам развлечений, обеспечение интерактивными электронными публикациями (не загружаемыми)", 45-го: "персональные социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц" классов МКТУ, для которых зарегистрирован спорный товарный знак, является однородными услугам 35-го, 36-го, 38-го, 41-го, 45-го классов МКТУ, в отношении которых обществом "Мой дом" подана заявка N 2017711275 на регистрацию товарного знака.
Согласно положениям пункта 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Судебной коллегией принято во внимание, что чаще всего основанием для признания товаров однородными является их принадлежность к одной и той же родовой или видовой группе. При определении однородности товаров с учетом их назначения целесообразно принимать во внимание область применения товаров и цель применения.
Кроме того, вопрос сходства до степени смешения обозначения по заявке N 2017711275 и оспариваемого товарного знака в отношении однородных услуг 35-го, 36-го, 38-го, 41-го и 45-го классов МКТУ был установлен Роспатентом (уведомлением от 28.11.2017) и сторонами не оспаривается.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что истцом осуществлены необходимые подготовительные действия к использованию комбинированного обозначения со словесным элементом "МОЙДОМ", сходного до степени смешения с оспариваемым товарным знаком в отношении услуг, однородных услугам 35-го: "ведение автоматизированных баз данных; обновление рекламных материалов; прокат рекламных материалов; сбор информации в компьютерных базах данных; систематизация информации в компьютерных базах данных", 36-го: "посредничество при операциях с недвижимостью; сдача в аренду недвижимого имущества; сдача в аренду нежилых помещений; сдача квартир в аренду", 38-го: "доска сообщении электронная [телекоммуникационные службы]; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача срочных объявлений", 41-го: "информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; обеспечение интерактивными электронными публикациями [не загружаемыми]", 45-го: "персональные и социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц" классов МКТУ, для которых зарегистрирован оспариваемый товарный знак, и общество "Мой дом" имеет реальное намерение использовать сходное до степени смешения с оспариваемым товарным знаком обозначение в своей деятельности.
Таким образом, суд признает общество "Мой дом" заинтересованным лицом в досрочном прекращении правовой охраны оспариваемого товарного знака в отношении части услуг, поскольку регистрация этого товарного знака препятствует обществу "Мой дом" использовать в своей деятельности на территории Российской Федерации комбинированное обозначение со словесным элементом "МОЙДОМ" в качестве собственного товарного знака в отношении услуг 35-го, 36-го, 38-го, 41-го и 45-го классов МКТУ.
Как следует из пункта 3 статьи 1486 ГК РФ бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе.
С учетом даты направления ответчику претензионного письма (10.02.2018), период времени, в течение которого ответчику следовало доказать факт использования оспариваемого товарного знака исчисляется с 10.02.2015 по 09.02.2018.
При решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования могут быть приняты во внимание представленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам.
Однако ответчик не представил возражений против предъявленного к нему иска и наличия у истца заинтересованности в прекращении правовой охраны товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 301927, не представил доказательств, подтверждающих факт использования им спорного товарного знака в отношении части услуг 35-го: "ведение автоматизированных баз данных; обновление рекламных материалов; прокат рекламных материалов; сбор информации в компьютерных базах данных; систематизация информации в компьютерных базах данных", 36-го: "посредничество при операциях с недвижимостью; сдача в аренду недвижимого имущества; сдача в аренду нежилых помещений; сдача квартир в аренду", 38-го: "доска сообщении электронная [телекоммуникационные службы]; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача срочных объявлений", 41-го: "информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; обеспечение интерактивными электронными публикациями [не загружаемыми]", 45-го: "персональные и социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц" классов МКТУ, для которых товарный знак зарегистрирован.
Также не представлено доказательств, которые могли бы свидетельствовать о наличии не зависящих от правообладателя обстоятельств и уважительных причин, препятствовавших ему использовать товарный знак в исследуемый трехлетний период на территории Российской Федерации.
Между тем, отсутствие возражений ответчика против предъявленного к нему иска может быть расценено как признание им факта неиспользования товарного знака, на что, в частности, указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2013 N 5793/13.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что ответчиком не подтверждено фактическое использование оспариваемого товарного знака и не представлены доказательства его правомерного неиспользования, в то время как истцом доказана заинтересованность в досрочном прекращении правовой охраны товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 301927 в отношении части услуг 35-го: "ведение автоматизированных баз данных; обновление рекламных материалов; прокат рекламных материалов; сбор информации в компьютерных базах данных; систематизация информации в компьютерных базах данных", 36-го: "посредничество при операциях с недвижимостью; сдача в аренду недвижимого имущества; сдача в аренду нежилых помещений; сдача квартир в аренду", 38-го: "доска сообщении электронная [телекоммуникационные службы]; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача срочных объявлений", 41-го: "информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; обеспечение интерактивными электронными публикациями [не загружаемыми]", 45-го: "персональные и социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц" классов МКТУ, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебные расходы по делу относятся на ответчика в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
требования общества с ограниченной ответственностью "Мой дом" удовлетворить.
Досрочно прекратить правовую охрану товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 301927 в отношении части услуг 35-го (ведение автоматизированных баз данных, обновление рекламных материалов, прокат рекламных материалов, сбор информации по компьютерным базам данных, систематизация информации в компьютерных базах данных), 36-го (посредничество при операции с недвижимостью, сдача в аренду недвижимого имущества, сдача в аренду нежилых помещений, сдача квартир в аренду), 38-го (доска сообщений электронная (телекоммуникационный службы), передача сообщений, передача сообщений и изображений с использованием компьютера, передача срочных объявлений, 41-го (информация по вопросам воспитания и образования, информация по вопросам отдыха, информация по вопросам развлечений, обеспечение интерактивными электронными публикациями (не загружаемыми)), 45-го (персональные социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц) классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков,
Взыскать с акционерного общества "Московский телевизионный завод "РУБИН" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мой дом" 6 000 (шесть тысяч) рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в президиум Суда по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Кручинина |
Судья |
Т.В. Васильева |
Судья |
Н.Н. Погадаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда по интеллектуальным правам от 28 августа 2018 г. по делу N СИП-259/2018
Текст решения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2019 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-259/2018
23.05.2019 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-259/2018
28.03.2019 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-259/2018
28.02.2019 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-259/2018
28.02.2019 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-259/2018
28.08.2018 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-259/2018
11.07.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-259/2018
28.05.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-259/2018
04.05.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-259/2018